Military Review

Swallow Valeria rushed under the tank, but saved the wounded ...

12
When the Great Patriotic War began, a young girl Valeria Gnarovskaya had just graduated from the Pushkin school in Podporozhye, Leningrad Region. She - from the very issue, whose dawn prom was crushed by the fascist misfortune.


The head of the family, Osip Osipovich, immediately went to the front. He previously worked at the post office, and now Valeria has started working for him there. True, it did not take long to work: the Germans were approaching Leningrad, and evacuation began. And the Gnarovsky family — a grandmother, a mother, and two daughters — were evacuated to the Tyumen region, in Ishim.

Swallow Valeria rushed under the tank, but saved the wounded ...


Before the war, Lera was going to enter the mining institute in Leningrad. And she began to study in the distant village of Berdyuzhie at nursing courses — she was not going to stay behind the lines and dreamed of helping our fighters fight the enemy. At the same time she worked as a telephone operator and all the time went to the military enlistment office - she asked to go to the front.

After graduating from the courses, she achieved enrollment in the 229 Infantry Division, which was formed in Ishim.

... In June, 1942, the troops of the Southwestern Front defended the eastern bank of the North Donets River. It was here, in the 907 Rifle Regiment of the 244 Rifle Division, and Valeriya arrived. True, at first they did not want to take her to the battalion: the girl looked more like a boy - thin, even frail, not high. Well, where to pull such fighters from the battlefield on yourself? Better in the field medical center. But Gnarovskaya already felt like a soldier and was not going to surrender. She convinced the 1 battalion commander that the appearance was deceptive: she was strong and strong. And the girl left.

... Of course, Valeria did not cheat and did not exaggerate anything regarding her strength. But not only in the physical strength of the secret of a soldier, but also in mental hardening. And she comes with experience. Therefore, at first, Valeria had a very difficult time. She looked with fear at open wounds and fractures. Sometimes, having rendered first aid, Valeria overcame dizziness with a huge effort of will. Many times she thought she was about to faint. But she didn’t fall down once - slowly becoming a real fighter of the Red Army ...

In battle, in the hands of Chir in the Surovino area, Gnarovskaya not only saved more than forty of our soldiers, but also opened fire on the Nazis and destroyed about thirty. In that battle, the girl helped and overcome the timidity of the other orderlies. This is how her friend Catherine Doronina recalled this: “... There were strong battles ... It was disturbing at heart, especially in the first minutes. We were a little confused and agitated. Artillery shells, bombings - all mixed up in a solid roar. Everything seemed to collapse on earth, and the earth itself collapses underfoot. I remember now: Valery jumped out of the trench first and shouted: “Comrades! For the Motherland and die is not scary! Look - I'm not scared! Come on! ”And without the slightest hesitation our medical staff rushed to the battlefield ...”

Valeria pulled the wounded out of the hell on the cloak. If the fighters were conscious, then, making their way, Valeria ... sang songs to them. Her voice was ringing. True, the girl did not study music reading and sometimes was fake, but is that the case?

Her, eighteen-year-old girl, the wounded nicknamed Mummy and Swallow.

Valery's regiment in August 1943, about three weeks was surrounded. "Mammy" fell ill with typhoid fever (could not keep thirst, drank directly from the open pond), but tried to find the strength in herself and fulfill her duties. However, the disease took its toll. And, having broken through the front edge, the fighters in their arms carried out Valeria, rushing to delirium ...

She recovered in the hospital and right there, waiting for discharge, began to care for the wounded. And after discharge, again went to the front. It seemed that Valeria was not afraid of anything in the world, climbed into the thick of it. She received a concussion, lay down with the hospital - and ran away from there, despite the fact that she did not have time to recover to the end and began to hear poorly.

In the spring of 1943, "Mammy" fought on the 3-th Ukrainian front. By September, more than three hundred of our soldiers were already in the personal account of Valeria rescued. “Two tons of live weight!” - the fighters joked. As before, they firmly loved their savior ...

... There were heavy fighting on the banks of the Dnieper. The battalion, where Valeria served, fought for the village of Verbovoe, Chervonoarmeisky district, Zaporozhye region. The battle was hard - the village went from hand to hand many times, until our soldiers finally knocked out the fascist scum from there and, catching their breath, headed towards the Dnieper. And here, just outside the village, an ambush awaited them. Another battle - short, but bloody. The Germans fled, but the battalion could not move on - there were too many wounded. Then, right here in the forest plantations, the soldiers set up camp, where they left those who needed help. Wait ambulances had until morning. Of course, the Swallow remained with its “chicks” - and how could it be otherwise? The calendar was 22 September ...

... The soft autumn sun has risen, help was about to appear. But instead of her two fascist "tigers" appeared, apparently defeated from their own. Breaking down the bushes, they moved straight to the tents.

The wounded could not defend themselves. Yes, and would not have time, even being healthy. And Valeria, who first noticed the danger and had a few extra seconds to resolve, quickly, quickly, not letting our fighters come to their senses, collected their bags with grenades and rushed under the nearest tank.



There was an explosion - the sun disappeared in a black cloud, the twisted tank stopped. The second one, who was behind the first one and was not injured by the explosion, slowed down. Maybe he would have opened fire, but at that time ours arrived ... Oh, if only a little bit earlier ...

Swallow saved seventy of its "chicks." She firmly believed that they, these adults who had seen the war and grief of the chicks, would stand again on the wing. She was their mummy, though too young. Nineteen Heroine of the Soviet Union.

... Soon the commander of the 907 regiment received a letter from Evdokia Mikhaylovna Gnarovskaya, Lera's mother: “It is unbearable for the mother's heart to realize that there is no more in the light of my little daughter, my Swallow. It seems, not tears, and blood flows from my eyes. I lived in the hope of seeing her, and now this hope is gone. But I am proud of my daughter. I am proud that she didn’t hide in a difficult time for her country, she didn’t feel sick, and with her head held high, she died to save the wounded. The people will not forget it, as they will not forget other defenders of the Fatherland, who laid down their heads for the freedom of their native land. ”

The fighters, of course, responded to the letter of the mother. They wrote: “You have become dear mother for all of us. We swear to you that we will avenge the death of our sister Valeria, your bitter tears, the tears of all our mothers, wives and sisters, our brides ... ”
It is now in a distant village Verbovoe obelisk. And the village is called - Gnarovskoe.
Author:
12 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Reptiloid
    Reptiloid April 21 2016 06: 33
    +15
    Thank you very much, Sophia for such a heartfelt story about Valery Gnarovskaya, about her life, about how many fighters she saved. Such a short life!
    With all my heart I wish you further creative success! Well-being and joy in the family!
  2. EvgNik
    EvgNik April 21 2016 06: 56
    +10
    Thanks, Sophia. That girl did not live long and managed to do so much! And so many rescued soldiers, I hope that one of them is still alive.
  3. lexa333
    lexa333 April 21 2016 07: 06
    +12
    Was at her grave. Eternal memory.
  4. parusnik
    parusnik April 21 2016 07: 30
    +13
    And now the village of Gnarovskoye, falls under the Ukrainian law on desovetization and decommunization .. Marasmus, some, after the death of a man who died in a fierce battle with Nazism .. his last ones reached out ... Thank you, Sophia ..
  5. Hubun
    Hubun April 21 2016 08: 16
    +13
    In schools, children need to be told about such feats.
  6. Volga Cossack
    Volga Cossack April 21 2016 08: 24
    +6
    Thank you Soul Sofyushka !!!! as always piercing ..... I teach my children with such examples of life !!! Cossack bow!
    1. Mikhail Matyugin
      Mikhail Matyugin April 21 2016 14: 21
      +1
      Quote: Volga Cossack
      Cossack bow!

      Eh, the Vologsky Cossack, and explain to me, dear man, how does the Cossack bow differ from the usual, peasant, Great Russian bow? bully

      Ali forgot that it is not customary for Cossacks to bow to anyone except God? or maybe you’re not a Cossack at all, but are trying to loot the Cossacks only? am And giving your obeisances to the right and to the left, you disgrace the name of the Cossack!
  7. Stiletto
    Stiletto April 21 2016 09: 27
    +4
    These are Heroes, people with a capital letter. To such heroes - glory, to our real Ukrainian brothers (Belarusian, Kazakh, Latvian, Armenian, Azerbaijani, Georgian) - to all those who fought shoulder to shoulder with Nazi evil spirits and threw it out of their native land. And even though many of those whom we have liberated today are selflessly licking the master's boot, the feat of the peoples of the USSR has not faded, and will not fade for centuries - we have not enslaved anyone, we have not become masters to anyone, nor have we been deprived of our freedom. It is bitter, of course, that now it is the freedom of the once defeated and liberated to cowardly bark in our direction and impose ridiculous sanctions ... Well, God be their judge. Until people like Lera, like her father and her mother, have been transferred to us, for another thousand years or more we will break the ridges of our enemies and set up generous tables for friends and all those who are with us in peace.
  8. Kars
    Kars April 21 2016 10: 12
    +10
    I don’t know how now and in the 45 school Zaporizhia there was a museum named after Valery Gnorovskaya
  9. Winter cherry
    Winter cherry April 21 2016 11: 44
    +6
    There is no such artistic image that would be stronger than the truth of life and the heroism of real people.
  10. Pioneer Leader
    Pioneer Leader April 21 2016 13: 38
    +6
    about such heroes it is necessary to make films and tell the youth more. The young generation should know about their true heroes, and be brought up on the exploits of our ancestors
  11. Eastern wind
    Eastern wind April 21 2016 15: 07
    +9
    God grant me so much courage at the crucial moment ...

Ласточка Валерия бросилась под танк, но спасла раненых...

Когда началась Великая Отечественная война, молодая девушка Валерия Гнаровская только-только окончила школу имени Пушкина в городе Подпорожье Ленинградской области. Она — из того самого выпуска, чей рассвет выпускного бала растоптала фашистская беда.

Глава семейства, Осип Осипович, сразу же ушёл на фронт. Прежде он работал на почте, а теперь за него стала там работать Валерия. Правда, долго трудиться не пришлось: немцы приближались в Ленинграду, началась эвакуация. И семью Гнаровских - бабушку, маму и двух дочерей - эвакуировали в Тюменскую область, в Ишим.

Ласточка Валерия бросилась под танк, но спасла раненых...



До войны Лера собиралась поступать в горный институт в Ленинграде. А стала учиться в далёком селе Бердюжье на курсах медсестёр — девушка не собиралась оставаться в тылу и мечтала помогать нашим бойцам биться с врагом. Одновременно работала телефонисткой и всё время ходила в военкомат — просилась на фронт.

Окончив курсы, добилась зачисления в 229-ю стрелковую дивизию, которая формировалась в Ишиме.

...В июне 1942 года войска Юго-Западного фронта занимали оборону на восточном берегу реки Северный Донец. Сюда, в 907-й стрелковый полк 244-й стрелковой дивизии, и прибыла Валерия. Правда, сначала её брать в батальон не хотели: девушка больше походила на мальчишку — худенькая, даже щуплая, невысокая. Ну, куда такой бойцов с поля боя на себе вытаскивать? Лучше в полевой медпункт. Но Гнаровская уже чувствовала себя солдатом и сдаваться не собиралась. Убедила-таки командира 1-го батальона, что внешний вид обманчив: она сильная и крепкая. И девушку оставили.

...Конечно, Валерия не обманывала и ничего не преувеличивала относительно своих сил. Но не только в физической крепости секрет солдата, но и в душевной закалке. А она приходит с опытом. Поэтому поначалу Валерии пришлось очень трудно. Она со страхом смотрела на открытые раны и переломы. Случалось, оказав первую помощь, Валерия огромным усилием воли преодолевала головокружение. Много раз ей казалось, что вот-вот упадёт в обморок. Но не упала ни разу — потихоньку становилась настоящим бойцом Красной Армии...

В бою у руки Чир в районе Суровкино Гнаровская не только спасла более сорока наших солдат, но и сама открыла огонь по фашистам и уничтожила около тридцати. В том сражении девушка помогла и преодолеть робость другим санинструкторам. Вот как вспоминала о этом её подруга Екатерина Доронина: «...Шли сильные бои... Тревожно было на душе, особенно в первые минуты. Мы немного растерялись и мешкали. Удары артиллерийских снарядов, взрывы бомб — всё смешалось в сплошной грохот. Казалось, рушится всё на земле, и рушится же сама земля под ногами. Как сейчас помню: первой из окопа выскочила Валерия и крикнула: «Товарищи! За Родину и умереть не страшно! Смотрите — мне не страшно! Пошли!» - и без малейшего колебания наш медперсонал рванулся на поле боя...»

Валерия вытаскивала раненых на плащ-палатках из самого пекла. Если бойцы были в сознании, то, совершая свой путь, Валерия... пела им песни. Голос у неё был звонкий. Правда, музыкальной грамоте девушка не училась и иногда фальшивила, но разве в том дело?

Её, восемнадцатилетнюю девушку, раненые прозвали Мамушкой и Ласточкой.

Полк Валерии в августе 1943 года около трёх недель находился в окружении. «Мамушка» заболела брюшным тифом (не смогла удержать жажду, выпила прямо из открытого водоёма), но старалась находить в себе силы и выполнять свои обязанности. Однако болезнь взяла своё. И, прорвавшись через передний край, бойцы на руках вынесли Валерию, метавшуюся в бреду...

Она поправилась в госпитале и прямо там же, ожидая выписки, принялась ухаживать за ранеными. А после выписки снова отправилась на передовую. Казалось, Валерия не боялась ничего на свете, лезла в самое пекло. Она получила контузию, отлежала с госпитале — и сбежала оттуда, несмотря на то, что не успела вылечиться до конца и стала плохо слышать.

Весной 1943 года «Мамушка» воевала на 3-м Украинском фронте. К сентябрю на личном счету спасённых Валерией было уже более трехсот наших солдат. «Две тонны живого веса!» - шутили бойцы. Как и прежде, они крепко любили свою спасительницу...

...Шли тяжёлые бои на берегах Днепра. Батальон, где служила Валерия, бился за деревню Вербовое Червоноармейского района Запорожской области. Битва была тяжёлой — село много раз переходило из рук в руки, пока наши солдаты окончательно не выбили оттуда фашистскую нечисть и, переведя дух, не направились к Днепру. А здесь, прямо за деревней, их ждала засада. Ещё один бой — недолгий, но кровопролитный. Немцы бежали, однако батальон не мог двигаться дальше — слишком много было раненых. Тогда прямо здесь, в лесопосадках, солдаты разбили лагерь, где оставили тех, кому требовалась помощь. Ждать санитарные машины предстояло до утра. Конечно, Ласточка осталась со своими «птенцами» - а как же иначе? На календаре было 22 сентября...

...Взошло мягкое осеннее солнце, вот-вот должна была показаться помощь. Но вместо неё показались два фашистских «тигра», видимо, отбившихся от своих. Ломая кусты, они двигались прямо к палаткам.

Раненые не могли обороняться. Да и не успели бы, даже будучи здоровыми. И Валерия, которая первой заметила опасность и имела несколько дополнительных секунд на решение, быстро-быстро, не дав нашим бойцам опомниться, собрала у них сумки с гранатами и бросилась под ближайший танк.

Ласточка Валерия бросилась под танк, но спасла раненых...


Раздался взрыв — солнце скрылось в чёрной туче, искорёженный танк остановился. Второй, отставший от первого и не пострадавший от взрыва, сбавил ход. Может быть, он и открыл бы огонь, но в это время подоспели наши... Эх, кабы чуть-чуть пораньше...

Ласточка спасла семьдесят своих «птенцов». Она крепко верила, что они, эти взрослые, видавшие войну и горе птенцы, снова встанут на крыло. Она была их Мамушкой, хоть и слишком юной. Девятнадцатилетней Героиней Советского Союза.

...Вскоре командиру 907-го полка пришло письмо от Евдокии Михайловны Гнаровской — матери Леры: «Невыносимо больно материнскому сердцу сознавать, что нет больше на свете моей дочурки, моей Ласточки. Кажется, не слёзы, а кровь течёт из моих глаз. Жила я надеждой увидеть её, а теперь эта надежда ушла. Но я горжусь своей дочерью. Горжусь тем, что она не пряталась в тяжёлое для родины время, не струсила, а с гордо поднятой головой приняла смерть, спасая раненых. Народ не забудет её, как не забудет и других защитников Отечества, сложивших свои головы за свободу родной земли».

Бойцы, конечно, ответили на письмо матери. Они написали: «Вы для всех нас стали дорогой матерью. Клянёмся Вам, что отомстим за смерть нашей сестры Валерии, за горькие слёзы Ваши, за слёзы всех наших матерей, жён и сестёр, наших невест...»
Стоит теперь в далёком селе Вербовое обелиск. А село-то называется - Гнаровское.
Автор: Софья Милютинская


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 12
  1. Reptiloid 21 апреля 2016 06:33
    Большое спасибо Вам,Софья за такой душевный рассказ о Валерии Гнаровской,о её жизни,о том,сколько бойцов она спасла.Такая короткая жизнь!
    Ото всей души желаю Вам дальнейших творческих успехов!Благополучия и радости в семье!
  2. EvgNik 21 апреля 2016 06:56
    Спасибо, Софья. Вот недолго прожила девочка а успела сделать так много! И столько спасённых солдат, надеюсь, что кто-то из них жив до сих пор.
  3. lexa333 21 апреля 2016 07:06
    Был на ее могиле.Вечная память.
  4. parusnik 21 апреля 2016 07:30
    А теперь село Гнаровское,попадает под украинский закон о десоветизации и декоммунизации..Маразм, какой-то, после смерти человека,который погиб в яростной схватке с нацизмом..дотянулись его последыши...Спасибо, Софья..
  5. Хубун 21 апреля 2016 08:16
    В школах о таких подвигах детям рассказывать надо.
  6. казак волгский 21 апреля 2016 08:24
    Спасибо Душевное Софьюшка!!!! как всегда пронзительно .....Детушек своих такими примерами жизни учу!!! Поклон Казачий!
    1. Михаил Матюгин 21 апреля 2016 14:21
      Цитата: казак волгский
      Поклон Казачий!

      Эх, казак вологский, а объясни ка мне, мил человек, чем поклон казачий отличается от поклона обычного, крестьянского, великорусского ? bully

      Али забыл, что у казаков вообще не в обычае кланяться любому человеку кроме Бога ? али может ты вообще не казак, а токмо гутарить пытаешься по казачьи ? am А раздавая поклоны направо и налево ты имя казачье позоришь !
  7. Stiletto 21 апреля 2016 09:27
    Вот это Герои, люди с большой буквы. Вот таким героям - слава, настоящим нашим украинским братьям (белорусским, казахским, латышским, армянским, азербайджанским, грузинским) - всем, кто плечо к плечу бился с фашистской нечистью и вышвырнул ее вон из родного края. И пусть многие из тех, кого мы освободили, сегодня самозабвенно лижут хозяйский сапог, подвиг народов СССР оттого не померк, и в веках не померкнет - мы никого не поработили, ни для кого не стали хозяевами, ни у кого не отняли свободы. Горько, конечно, что теперь это свобода некогда побежденных и освобожденных трусливо лаять в нашу сторону и вводить нелепые санкции... Ну да Бог им судья. Пока не перевелись у нас такие люди, как Лера, как ее отец и ее мама, мы еще тысячу лет и больше будем ломать хребты врагам и накрывать щедрые столы для друзей и всех тех, кто к нам с миром.
  8. Kars 21 апреля 2016 10:12
    Не знаю как сейчас а в 45 школе Запорожье был музей им Валерии Гноровской
  9. Зимняя вишня 21 апреля 2016 11:44
    Нет такого художественного образа, который бы был сильнее правды жизни и героизма реальных людей.
  10. Пионервожатый 21 апреля 2016 13:38
    о таких героях надо снимать фильмы и рассказывать молодежи побольше. Молодое поколение должно знать о своих истинных героях, и воспитываться на подвигах наших предков
  11. Восточный ветер 21 апреля 2016 15:07
    Дай Бог мне столько мужества в решающий момент...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня