Проект САУ Leichte PzH18/40/2 auf Geschützwagen III/IV (Sf), Германия

В 1942 году немецкие военные сформировали требования к перспективным самоходным артиллерийским установкам, которые так же могли выполнять функции транспортера вооружений. Планировалось, что такие машины смогут вести огонь на ходу или с остановки, а при необходимости, опускать орудие на грунт и использовать его в качестве буксируемого. Вскоре были предложены несколько вариантов подобных боевых машин. Компания Krupp предложила проект, известный как Heuschrecke 10, а фирмой Rheinmetall была разработана САУ Leichte PzH18/40/2 auf Geschützwagen III/IV (Sf), призванная стать ее конкурентом.

Техническое задание по новому проекту подразумевало применение существующего танкового шасси серийной модели, а также допускало некоторые его доработки. На шасси требовалось установить гаубицу калибра 105 мм. Важной особенностью задания было требование относительно возможности применения орудия как в качестве главного вооружения самоходки, так и в виде отдельного модуля, опущенного на грунт. Предполагалось, что это позволит самоходке решать широкий круг боевых задач. Помимо стрельбы на ходу или с остановкой появлялась возможность оборудовать огневую позицию и установить на нее гаубицу. Шасси в таком случае «превращалось» в подвозчик боеприпасов, который должен был обслуживать орудие.

Проект САУ Leichte PzH18/40/2 auf Geschützwagen III/IV (Sf), Германия
Общий вид САУ Leichte PzH18/40/2 auf Geschützwagen III/IV (Sf). Фото Forum.warthunder.ru



Проект фирмы «Крупп» подразумевал серьезную доработку базовых шасси и гаубицы, вследствие чего строительство самоходки могло быть связано с определенными трудностями. Конкуренты из «Рейнметалла» предложили использовать меньшее количество нововведений. При этом, однако, все же планировалось внести некоторые коррективы в те или иные агрегаты шасси, а также разработать ряд новых деталей.

Использование легкой полевой гаубицы и шасси существующего типа привели к появлению соответствующего обозначения. Проект САУ получил обозначение Leichte PzH18/40/2 auf Geschützwagen III/IV (Sf), отражающее основные компоненты машины.

В качестве основы для новой самоходки-транспортера вооружений предлагалось использовать гусеничное шасси, известное под обозначением Pz.III/IV. Это была модификация шасси среднего танка Pz.Kpfw.IV с применением некоторых агрегатов, заимствованных у Pz.Kpfw.III. Кроме того, в рамках нового проекта предлагалось внести некоторые коррективы в конструкцию корпуса и других деталей такой машины. Так, для установки нового вооружения предлагалось изменить длину корпуса, дополнить его агрегаты, а также переработать конструкцию ходовой части.

Для размещения всех необходимых агрегатов авторам нового проекта пришлось нарастить броневой корпус базового танка, из-за чего его длина увеличилась с 5,9 до 6,8 м. Прочие габариты остались прежними. Корпус сваривался из листов брони толщиной не более 20 мм. При этом наиболее мощное бронирование использовалось в лобовой проекции и на бортах, а корма, крыша и днища были вдвое тоньше. На крыше корпуса сохранялся погон для установки боевого модуля. Кормовой лист крыши, над моторным отсеком, пришлось установить под углом к горизонтали. Над надгусеничными полками появились дополнительные прямоугольные броневые блоки, при помощи которых образовывалась подбашенная коробка необходимых размеров.

Проект САУ Leichte PzH18/40/2 auf Geschützwagen III/IV (Sf), Германия
Прототип, построенный для испытаний. Фото Aviarmor.net


Несмотря на серьезное изменение конструкции корпуса, компоновка машины осталась прежней. В передней части корпуса помещались агрегаты трансмиссии, рядом с которыми должны были находиться механик-водитель и радист. Центральная часть шасси отдавалась под некоторые агрегаты боевого отделения, а в корме помещался двигатель с необходимым дополнительным оборудованием.

При создании нового шасси на базе существующего был сохранен карбюраторный двигатель Maybach HL 90 мощностью 360 л.с. Через главный фрикцион крутящий момент двигателя передавался на карданный вал, проходивший над днищем корпуса. С помощью вала обеспечивалась работа трансмиссии, основным агрегатом которой была шестискоростная коробка передач. Трансмиссия была связана с передними ведущими колесами. Несмотря на увеличение длины корпуса, конструкция трансмиссии не претерпела серьезных изменений: пришлось лишь удлинить карданный вал.

Из-за удлинения корпуса примерно на 900 мм авторам проекта пришлось пересмотреть конструкцию ходовой части. Было сохранено по восемь опорных катков на каждом борту, соединенные попарно на балансирах и установленные на листовых рессорах. Для правильного распределения массы машины на гусеницу было решено увеличить расстояние между катками. Также было предложено комплектовать ходовую часть ведущими колесами, заимствованными у среднего танка Pz.Kpfw.III. Направляющие колеса и поддерживающие ролики, в свою очередь, заимствовались у «Четверки».

Проект САУ Leichte PzH18/40/2 auf Geschützwagen III/IV (Sf), Германия
Прототип, вид сзади. На специальных опорах закреплены колеса орудийного лафета. Фото Aviarmor.net


Интересной особенностью проекта Leichte PzH18/40/2 auf Geschützwagen III/IV (Sf) был подход к использованию орудия. Существующую легкую полевую гаубицу leFH18/40 предлагалось использовать вместе со штатным лафетом. На крыше корпуса шасси появились крепления для установки этого устройства, с которого перед подъемом на САУ удалялись только колеса. Механизмы крепления лафета позволяли выполнять круговое горизонтальное наведение, а также поворачивать броневую башню.

Для защиты артиллеристов и орудия на погоне следовало монтировать башню, собиравшуюся из 30- и 10-мм броневых листов. В лобовой части этого агрегата предусматривалось крупное окно для выхода орудия. Имелись борта скошенной формы и кормовой лист. Крыша не устанавливалась. Все листы башни монтировались с некоторым наклоном внутрь. Следует отметить, башня для новой самоходки не имела маски орудия. Вместо этого агрегата предлагалось применять штатный щит гаубицы. Лобовое окно башни было рассчитано с учетом габаритов щита, что позволяло сохранить приемлемую защиту экипажа. При этом центральная часть лобовой проекции башни прикрывалась щитом, а по бокам присутствовали узкие лобовые листы, соединенные с бортами.

Выбранная гаубица leFH18/40 имела ствол калибра 105 мм длиной 26 калибров. Использовались горизонтальный скользящий затвор и гидропневматические противооткатные устройства. Штатный лафет с колесным ходом позволял наводить орудие по горизонтали в пределах сектора шириной 56°, углы возвышения менялись от -5° до +42°. Для наведения предлагалось использовать телескопический прицел и панораму. Первый предназначался для стрельбы прямой наводкой, вторая – для закрытых позиций.

Гаубица использовала раздельное заряжание с переменным зарядом. Обеспечивался разгон снаряда до скорости 520 м/с, что позволяло обстреливать цели на дальностях до 12,3 км. В боекомплект орудия входили снаряды нескольких типов, предназначавшиеся для решения различных боевых задач.

Проект САУ Leichte PzH18/40/2 auf Geschützwagen III/IV (Sf), Германия
Гаубица leFH18/40 на поле боя. Фото Wikimedia Commons


При установке на гусеничное шасси буксируемая гаубица должна была претерпевать минимальные изменения, осуществляемые силами расчета. С лафета предлагалось демонтировать колеса, после чего оставшиеся агрегаты орудия могли подниматься и ставиться в башню. Колеса при этом крепились на специальных опорах, установленных на кормовом листе шасси. Это позволяло, при необходимости, сгружать орудие на грунт, ставить его на колесный ход и вновь делать буксируемым.

Примечательно, что конструкция лафета стала одной из причин появления сравнительно крупной башни. Поскольку его предлагалось устанавливать на самоходку без каких-либо доработок, понадобилась сравнительно широкая башня, выступающая за пределы центральной части корпуса и нависающая над надгусеничными полками. С точки зрения конструкции башни САУ Leichte PzH18/40/2 auf Geschützwagen III/IV (Sf) значительно отличалась от аналога, разрабатывавшегося фирмой Krupp.

В боевом отделении, образованном башней и щитом гаубицы, помещался расчет орудия, а также укладки для боеприпасов. Размеры башни и объема корпуса под ней позволяли перевозить до 80 снарядов и такое же количество гильз с метательным зарядом. Одной из главных предпосылок к увеличению боекомплекта в сравнении с конкурирующей разработкой стали большие размеры башни, которые позволяли выделить больше места для укладок и стеллажей.

Самоходная артиллерийская установка-транспорт вооружений Heuschrecke 10 должна была сгружать орудие на грунт и поднимать его обратно на корпус при помощи специального складного портального крана. В походном и боевом положении машины детали крана должны были лежать на корпусе машины, а перед работой их следовало поднимать. Прототипы этой машины сразу получили подобное оборудование, придававшее им характерный внешний вид. По-видимому, самоходка от фирмы Rheinmetall так же должна была получить схожие агрегаты, однако единственный известный прототип этой машины так и не был оснащен краном. Возможно, установка подъемного устройства планировалась в дальнейшем, но так и не была выполнена.

Проект САУ Leichte PzH18/40/2 auf Geschützwagen III/IV (Sf), Германия
Музейный образец самоходки. Фото Forum.warthunder.ru


Прототип новой самоходки не оснащался каким-либо дополнительным вооружением. Так, из лобового листа корпуса была удалена установка для пулемета, управляемого стрелком-радистом. Вместо нее разместили второй смотровой люк с броневой крышкой, аналогичный установленному на месте механика-водителя. Вероятно, в дальнейшем машину все же могли оснастить пулеметом или другим оружием для самообороны. Также в распоряжении экипажа должно было иметься легкое стрелковое оружие в виде пистолетов-пулеметов или карабинов.

В соответствии с проектом, САУ Leichte PzH18/40/2 auf Geschützwagen III/IV (Sf) должна была иметь боевую массу на уровне 25 т. Длина машины составляла 6,8 т, ширина 3 м, высота – 2,9 м. Сохранение существующей силовой установки среднего танка при соответствующей массе позволяло машине развивать скорость до 45 км/ч. Запас хода определялся на уровне 300 км. Имелась возможность преодоления различных препятствий с характеристиками на уровне серийных средних танков.

Экипаж самоходки должен был состоять из пяти человек. В передней части корпуса, в отделении управления, помещались механик-водитель и радист. В башне располагались места для командира, наводчика и заряжающего. При спуске орудия на грунт они должны были оставаться вместе с ним и вести огонь.

Проект САУ Leichte PzH18/40/2 auf Geschützwagen III/IV (Sf), Германия
Лобовая часть башни. Фото Forum.warthunder.ru


К зиме 1942-43 годов проект Leichte PzH18/40/2 auf Geschützwagen III/IV (Sf) подошел к стадии строительства опытной машины для дальнейших испытаний. В начале 1943-го на базе нового шасси и серийной гаубицы был собран прототип, который вскоре вышел на испытания. При этом на испытания был представлен опытный образец в неполной комплектации. Прежде всего, он не получил портальный кран, предназначенный для спуска орудия на грунт и последующего подъема в башню. Состав остальных узлов и агрегатов полностью соответствовал проекту.

Благодаря использованию готовых шасси и гаубицы САУ нового типа имела достаточные характеристики подвижности и огневой мощи. Она могла работать в одних боевых порядках с другой техникой того времени и выполнять удары с эффективностью не хуже имеющейся полевой артиллерии. Таким образом, новая машина Leichte PzH18/40/2 auf Geschützwagen III/IV (Sf), равно как и Heuschrecke 10 от Krupp, могла представлять определенный интерес для заказчика. По результатам испытаний военные стали склоняться к заказу более простой самоходки от «Рейнметалл», не требовавшей серьезных переработок гаубицы. Конкурирующая разработка отличалась большей сложностью конструкции и по этой причине не в полной мере удовлетворял военных.

Тем не менее, представленный образец САУ Leichte PzH18-40-2 auf Geschutzwagen III-IV (Sf) не совсем устраивал заказчика, из-за чего появилось требование о переработке шасси. Как минимум, до конца 1943 года фирма-разработчик занималась изменением конструкции шасси Pz.III/IV в соответствии с новыми требованиями заказчика. Именно на этом этапе работ проект был остановлен.

Проект САУ Leichte PzH18/40/2 auf Geschützwagen III/IV (Sf), Германия
Интерьер боевого отделения. Фото Forum.warthunder.ru


По разным данным, до конца 1944 года командование армии никак не могло решить дальнейшую судьбу двух самоходок с возможностью демонтажа орудия на поле боя. Одной из причин этого было резкое изменение взглядов на перспективные самоходные артиллерийские установки. Проекты машин с возможностью снятия гаубиц ранее представляли большой интерес, но со временем перестали устраивать военных, которые пожелали получать иную технику.

Лишь за полгода до конца войны об этих разработках вспомнили вновь и, более того, даже начали обсуждать вопрос постановки такой техники на вооружение и запуска серийного производства. Тем не менее, время было упущено, и думать о строительстве новых самоходок было уже поздно. Армии союзников продвигались все ближе к Германии, и ее поражение становилось лишь делом времени. Вопрос серийного производства Leichte PzH18/40/2 auf Geschützwagen III/IV (Sf) или Heuschrecke 10 так и не был решен до самого конца войны в Европе.

Два проекта перспективных самоходных артиллерийских установок, разработанные фирмами Krupp и Rheinmetall, могли привести к появлению в войсках новой серийной техники с необычными возможностями. Машины могли использоваться в качестве самоходок с орудиями, а в случае необходимости появлялась возможность разделить САУ на буксируемую гаубицу и шасси, способное выполнять функции тягача и подвозчика боеприпасов. Тем не менее, затягивание работ, изменение взглядов на развитие бронетехники и другие факторы не позволили завершить проекты вовремя и обеспечить армию новой техникой. В рамках проекта Leichte PzH18/40/2 auf Geschützwagen III/IV (Sf) удалось построить только одну опытную самоходку, после чего сборка новой такой техники не осуществлялась и не планировалась. В настоящее время эта машина является экспонатом одного из немецких музеев.


По материалам:
http://aviarmor.net/
http://achtungpanzer.com/
http://ww2history.ru/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 6
  1. казак волгский 27 апреля 2016 06:57
    очень интересный образец. Спасибо!!!!Впервые ней у Чемберлена прочел...... малоизвестная штуковина.
  2. кудесник 27 апреля 2016 09:09
    хорошая статья! в военной технике на тот период немцы были законодателями моды, хоть иногда и перегибали палку с гигантизмом.)))
  3. 31rus2 27 апреля 2016 11:51
    Уважаемые,не не понятно зачем,в чем выгода,была самоходка с 105мм гпаубицей,была и сама полевая гаубица,зачем нужен "универсал",если бы было увеличение калибра или маневринности,то понятно,но в предложенных проектах это очень спорно,к тому же не как не могло повлиять на штатное комплектование дивизий вермахта
    1. igordok 27 апреля 2016 14:50
      Цитата: 31rus2
      Уважаемые,не не понятно зачем,в чем выгода,была самоходка с 105мм гпаубицей,была и сама полевая гаубица,зачем нужен "универсал",если бы было увеличение калибра или маневринности,то понятно,но в предложенных проектах это очень спорно,к тому же не как не могло повлиять на штатное комплектование дивизий вермахта

      Орудий в вермахте постоянно не хватало. Они пытались решить эту проблему за счет мобильности. По принципу "Фигаро здесь, Фигаро там".
    2. Klibanophoros 28 апреля 2016 04:44
      Концепция применения самоходной гаубичной артиллерии тогда ещё не была выверена, а преимущества применения - неочевидны. Впрочем немцы довольно быстро сделали выводы - самоходные гаубицы "Веспе" и "Хуммель" появились в войсках уже через год.
  4. Nikolaevich I 28 апреля 2016 03:44
    Цитата: igordok
    Орудий в вермахте постоянно не хватало. Они пытались решить эту проблему за счет мобильност

    Бесспорно!В описанной концепции есть "интересные моменты"!1. В случае прорыва противника,при спешной организации линии обороны быстрее и проще вырыть окоп-укрытие для 105-мм гаубицы,чем для "целой" самоходки;2.при необходимости на шасси можно установить другого типа орудие(может,опытное 80-мм противотанковое орудие?);3.при неисправном двигателе,трансмиссии,движителе(и исправном орудии) приходится "бросать" самоходку....4.При длительной обороне(более или менее...) можно на позициях разместить арт.вооружение,а шасси использовать,как подвозчики боеприпасов или "пехотные" БТРы..
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня