Military Review

Project SAU Leichte PzH18 / 40 / 2 auf Geschützwagen III / IV (Sf), Germany

6
In 1942, the German military formed the requirements for promising self-propelled artillery mounts, which could also serve as a weapon transporter. It was planned that such vehicles would be able to fire on the move or from a stop, and if necessary, lower the gun to the ground and use it as a towed one. Soon, several variants of such combat vehicles were proposed. Krupp proposed a project known as Heuschrecke 10, and Rheinmetall developed the Leichte PzH18 / 40 / 2 auf Geschützwagen III / IV (Sf) SAU to become its competitor.


The terms of reference for the new project implied the use of the existing tank chassis of the production model, and also allowed some of its improvements. On the chassis was required to install a howitzer caliber 105 mm. An important feature of the task was the requirement regarding the possibility of using the gun as the main armament of the self-propelled gun, and as a separate module, lowered to the ground. It was assumed that this will allow self-propelled guns to solve a wide range of combat missions. In addition to firing on the move or with a stop, it was possible to equip a firing position and install a howitzer on it. In this case, the chassis “turned” into a carrier of ammunition, which was supposed to serve the gun.

Project SAU Leichte PzH18 / 40 / 2 auf Geschützwagen III / IV (Sf), Germany
General view of ACS Leichte PzH18 / 40 / 2 auf Geschützwagen III / IV (Sf). Photo Forum.warthunder.ru


The project of the Krupp company meant a serious revision of the base chassis and howitzers, as a result of which the construction of the self-propelled gun could be associated with certain difficulties. Competitors from Rheinmetall offered to use fewer innovations. At the same time, however, it was nevertheless planned to make some adjustments to certain units of the chassis, as well as to develop a number of new parts.

The use of a light field howitzer and an existing type of chassis led to the corresponding designation. The project SAU received the designation Leichte PzH18 / 40 / 2 auf Geschützwagen III / IV (Sf), reflecting the main components of the machine.

As the basis for the new self-propelled armament transporter, it was proposed to use a tracked chassis, known under the designation Pz.III / IV. It was a modification of the medium chassis tank Pz.Kpfw.IV using some aggregates borrowed from Pz.Kpfw.III. In addition, as part of the new project, it was proposed to make some adjustments to the design of the body and other parts of such a machine. So, for the installation of new weapons, it was proposed to change the length of the hull, to supplement its units, as well as to redesign the chassis design.

To accommodate all the necessary units, the authors of the new project had to build up the armored hull of the base tank, due to which its length increased from 5,9 to 6,8 m. Other dimensions remained the same. The hull was welded from sheets of armor no thicker than 20 mm. In this case, the most powerful booking was used in the frontal projection and on the sides, and the stern, roof and bottom were twice as thin. On the roof of the hull, the epaulet was maintained to install the combat module. Aft roof sheet, above the engine compartment, had to be set at an angle to the horizontal. Above the fencing shelves, additional rectangular armored blocks appeared, with the help of which a turret box of the required size was formed.


A prototype built for testing. Photo Aviarmor.net


Despite a serious change in the design of the case, the layout of the machine remained the same. In front of the hull were placed transmission units, next to which there had to be a driver and radio operator. The central part of the chassis was given under some units of the fighting compartment, and in the stern was placed the engine with the necessary additional equipment.

When creating a new chassis based on the existing one, the Maybach HL 90 hp carburetor engine with 360 hp power was saved. Through the main clutch, the engine torque was transmitted to the drive shaft, which passed over the bottom of the case. With the help of the shaft, the transmission was provided, the main unit of which was a six-speed gearbox. The transmission was connected to the front drive wheels. Despite the increase in the length of the case, the design of the transmission has not undergone major changes: it was only necessary to lengthen the drive shaft.

Due to the elongation of the hull by about 900 mm, the project authors had to revise the chassis design. Eight rollers were stored on each side, connected in pairs on balancers and mounted on leaf springs. For the correct distribution of the mass of the machine on the track, it was decided to increase the distance between the rollers. It was also proposed to complete the undercarriage with driving wheels borrowed from the Pz.Kpfw.III medium tank. The guide wheels and supporting rollers, in turn, were borrowed from the “Four”.


Prototype, rear view. On special supports mounted gun-carriage wheels. Photo Aviarmor.net


An interesting feature of the project Leichte PzH18 / 40 / 2 auf Geschützwagen III / IV (Sf) was the approach to the use of tools. The existing light field howitzer leFH18 / 40 was proposed to be used together with the standard gun carriage. Mounts appeared on the roof of the chassis housing for mounting this device, from which only the wheels were removed before lifting onto the ACS. Mechanisms of fastening the gun carriage made it possible to perform circular horizontal guidance, as well as to rotate an armored turret.

To protect the gunners and guns on the chase, it was necessary to mount a turret assembled from 30- and 10-mm armor plates. In the frontal part of this unit provides a large window for the exit gun. There were beveled sides and a stern leaf. The roof was not installed. All sheets of the tower were mounted with some inclination inward. It should be noted, the tower for the new self-propelled gun did not have a mask. Instead, it was proposed to use a standard howitzer shield. The front window of the tower was designed taking into account the dimensions of the shield, which allowed us to maintain acceptable crew protection. At the same time, the central part of the frontal projection of the tower was covered with a shield, and on the sides there were narrow frontal sheets connected to the sides.

The selected leFH18 / 40 howitzer had a 105 caliber barrel with a 26 caliber length. A horizontal sliding gate and hydropneumatic anti-recoil devices were used. The staff carriage with a wheel run allowed the gun to be horizontally within a sector of width 56 °, the elevation angles varied from -5 ° to + 42 °. For guidance it was proposed to use a telescopic sight and a panorama. The first was intended for direct fire, the second - for closed positions.

The howitzer used split charging with a variable charge. Projectile acceleration to the speed of 520 m / s was provided, which allowed shelling targets at ranges up to 12,3 km. The ammunition ammunition consisted of several types of shells, designed to solve various combat missions.


Howitzer leFH18 / 40 on the battlefield. Photo of Wikimedia Commons


When mounted on a tracked chassis, the towed howitzer had to undergo minimal changes made by the calculation forces. From the carriage it was proposed to dismantle the wheels, after which the remaining units of the gun could be raised and placed in the tower. At the same time, the wheels were mounted on special supports mounted on the rear stern of the chassis. This allowed, if necessary, to unload the gun on the ground, put it on a wheel drive and again make towed.

It is noteworthy that the design of the gun carriage was one of the reasons for the emergence of a relatively large tower. Since it was proposed to install it on a self-propelled gun without any modifications, it took a relatively wide tower, protruding beyond the limits of the central part of the hull and hanging over the fenders. From the point of view of the design of the tower, the Leichte PzH18 / 40 / 2 auf Geschützwagen III / IV (Sf) was significantly different from the counterpart developed by Krupp.

In the fighting compartment, formed by a tower and a howitzer shield, was placed the calculation of the weapon, as well as the stacking for ammunition. The dimensions of the turret and the volume of the hull under it made it possible to transport up to 80 projectiles and the same number of shells with a propelling charge. One of the main prerequisites for increasing the ammunition in comparison with the competing development was the large size of the tower, which allowed us to allocate more space for stowages and racks.

Self-propelled artillery installation-transport weapons Heuschrecke 10 had to unload the gun on the ground and lift it back to the body with a special folding portal crane. In the traveling and fighting position of the machine, the details of the crane had to lie on the body of the vehicle, and they had to be lifted before work. The prototypes of this machine immediately received similar equipment, giving them a distinctive appearance. Apparently, the self-propelled gun from the company Rheinmetall also had to get similar units, but the only known prototype of this machine was not equipped with a crane. Perhaps the installation of the lifting device was planned in the future, but was never completed.


Museum sample self-propelled guns. Photo Forum.warthunder.ru


The prototype of the self-propelled gun was not equipped with any additional weapons. Thus, the installation for a machine gun, controlled by a radio operator, was removed from the frontal hull sheet. Instead, they placed a second inspection hatch with an armored lid, similar to that installed on the site of the driver. Probably, in the future, the machine could still be equipped with a machine gun or other weapons for self defense. Also at the disposal of the crew should have been small arms in the form of submachine guns or carbines.

According to the project, the Leichte PzH18 / 40 / 2 auf Geschützwagen III / IV (Sf) ACS was supposed to have a combat weight at the level of 25 t. The length of the machine was 6,8 t, width 3 m, height - 2,9 m. the tank with the appropriate weight allowed the car to reach speeds of up to 45 km / h. Power reserve was determined at the level of 300 km. There was a possibility of overcoming various obstacles with characteristics at the level of serial medium tanks.

The self-propelled crew was to consist of five people. In front of the hull, in the department of management, were placed the driver and radio operator. The tower housed space for the commander, gunner and loader. When lowering the guns to the ground, they had to stay with him and fire.


Frontal part of the tower. Photo Forum.warthunder.ru


By the winter of 1942-43, the project Leichte PzH18 / 40 / 2 auf Geschützwagen III / IV (Sf) approached the construction stage of an experimental machine for further testing. At the beginning of the 1943, a prototype was assembled on the basis of a new chassis and a serial howitzer, which soon came to the test. At the same time, a prototype was presented for testing in an incomplete set. First of all, he did not receive a gantry crane, designed to lower the gun to the ground and then climb it to the tower. The composition of the remaining components and assemblies is fully consistent with the project.

Thanks to the use of ready-made chassis and howitzer SAU new type had sufficient characteristics of mobility and firepower. She could work in some combat formations with other equipment of that time and execute strikes with an efficiency not worse than the existing field artillery. Thus, the new Leichte PzH18 / 40 / 2 auf Geschützwagen III / IV (Sf) machine, as well as Krupp's Heuschrecke 10, could be of particular interest to the customer. According to the test results, the military began to lean towards a simpler self-propelled gun from Rheinmetall, which did not require serious processing of a howitzer. The rival design was more complex and for this reason it did not fully satisfy the military.

Nevertheless, the presented sample of ACS Leichte PzH18-40-2 auf Geschutzwagen III-IV (Sf) did not quite suit the customer, because of which there was a requirement to recycle the chassis. At least until the end of 1943, the company-developer was engaged in changing the design of the chassis Pz.III / IV in accordance with the new requirements of the customer. It was at this stage of the project was stopped.


Interior fighting compartment. Photo Forum.warthunder.ru


According to various sources, until the end of 1944, the command of the army could not decide the further fate of two self-propelled guns with the possibility of dismantling the gun on the battlefield. One of the reasons for this was a dramatic change in views on promising self-propelled artillery mounts. Projects of machines with the ability to remove howitzers previously were of great interest, but over time they ceased to arrange the military, who wished to receive other equipment.

Only six months before the end of the war, these developments were remembered again and, moreover, they even began to discuss the question of putting such equipment into service and launching mass production. However, time was lost, and it was too late to think about building new self-propelled guns. The Allied armies moved ever closer to Germany, and its defeat became only a matter of time. The issue of serial production of Leichte PzH18 / 40 / 2 auf Geschützwagen III / IV (Sf) or Heuschrecke 10 was never resolved until the very end of the war in Europe.

Two projects of promising self-propelled artillery mounts, developed by Krupp and Rheinmetall, could lead to the appearance of new serial equipment with unusual capabilities among the troops. The machines could be used as self-propelled guns with tools, and if necessary, it became possible to divide the ACS into a towed howitzer and chassis capable of performing the functions of a tractor and a carrier of ammunition. Nevertheless, the delay in work, a change in views on the development of armored vehicles and other factors did not allow to complete projects on time and provide the army with new equipment. As part of the Leichte PzH18 / 40 / 2 auf Geschützwagen III / IV (Sf) project, only one self-propelled self-propelled gun was built, after which the assembly of such equipment was not carried out and was not planned. Currently, this machine is an exhibit of one of the German museums.


Based on:
http://aviarmor.net/
http://achtungpanzer.com/
http://ww2history.ru/
Chamberlain P., Doyle H. Complete reference book of German tanks and self-propelled guns of the Second World War. - M .: AST: Astrel, 2008.
Author:
6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Volga Cossack
    Volga Cossack April 27 2016 06: 57
    +1
    very interesting sample. Thanks !!!! For the first time I read it to Chamberlain ...... a little-known contraption.
  2. magician
    magician April 27 2016 09: 09
    0
    good article! in military equipment at that time the Germans were trendsetters, although sometimes they went too far with gigantism.)))
  3. 31rus2
    31rus2 April 27 2016 11: 51
    +1
    Dear, it's not clear why, what is the benefit, there was a self-propelled gun with a 105mm gun, there was a field howitzer itself, why do we need a "station wagon", if there was an increase in caliber or maneuverability, it is understandable, but in the proposed projects it is very controversial, besides how could not affect the staffing of the Wehrmacht divisions
    1. igordok
      igordok April 27 2016 14: 50
      -1
      Quote: 31rus2
      Dear, it's not clear why, what is the benefit, there was a self-propelled gun with a 105mm gun, there was a field howitzer itself, why do we need a "station wagon", if there was an increase in caliber or maneuverability, it is understandable, but in the proposed projects it is very controversial, besides how could not affect the staffing of the Wehrmacht divisions

      The Wehrmacht constantly lacked guns. They tried to solve this problem through mobility. On the principle "Figaro is here, Figaro is there."
    2. Klibanophoros
      Klibanophoros April 28 2016 04: 44
      0
      The concept of using self-propelled howitzer artillery had not yet been verified, and the advantages of using it were not obvious. However, the Germans quickly drew conclusions - the Vespe and Hummel self-propelled howitzers appeared in the army a year later.
  4. Nikolaevich I
    Nikolaevich I April 28 2016 03: 44
    +2
    Quote: igordok
    The guns in the Wehrmacht were constantly lacking. They tried to solve this problem through mobility.

    There are "interesting moments" in the described concept! 1. In the event of an enemy breakthrough, with a hasty organization of the defense line, it is faster and easier to dig a trench-shelter for a 105-mm howitzer than for a "whole" self-propelled gun; 2. If necessary, a different type of gun can be installed on the chassis (maybe an experienced 80-mm anti-tank gun ?); 3.with a faulty engine, transmission, propulsion unit (and a serviceable weapon), you have to "throw" the self-propelled gun .... 4.With a long defense (more or less ...), you can place armament in positions, and use the chassis like ammunition carriers or "infantry" APCs ..

Проект САУ Leichte PzH18/40/2 auf Geschützwagen III/IV (Sf), Германия

В 1942 году немецкие военные сформировали требования к перспективным самоходным артиллерийским установкам, которые так же могли выполнять функции транспортера вооружений. Планировалось, что такие машины смогут вести огонь на ходу или с остановки, а при необходимости, опускать орудие на грунт и использовать его в качестве буксируемого. Вскоре были предложены несколько вариантов подобных боевых машин. Компания Krupp предложила проект, известный как Heuschrecke 10, а фирмой Rheinmetall была разработана САУ Leichte PzH18/40/2 auf Geschützwagen III/IV (Sf), призванная стать ее конкурентом.

Техническое задание по новому проекту подразумевало применение существующего танкового шасси серийной модели, а также допускало некоторые его доработки. На шасси требовалось установить гаубицу калибра 105 мм. Важной особенностью задания было требование относительно возможности применения орудия как в качестве главного вооружения самоходки, так и в виде отдельного модуля, опущенного на грунт. Предполагалось, что это позволит самоходке решать широкий круг боевых задач. Помимо стрельбы на ходу или с остановкой появлялась возможность оборудовать огневую позицию и установить на нее гаубицу. Шасси в таком случае «превращалось» в подвозчик боеприпасов, который должен был обслуживать орудие.

Проект САУ Leichte PzH18/40/2 auf Geschützwagen III/IV (Sf), Германия
Общий вид САУ Leichte PzH18/40/2 auf Geschützwagen III/IV (Sf). Фото Forum.warthunder.ru



Проект фирмы «Крупп» подразумевал серьезную доработку базовых шасси и гаубицы, вследствие чего строительство самоходки могло быть связано с определенными трудностями. Конкуренты из «Рейнметалла» предложили использовать меньшее количество нововведений. При этом, однако, все же планировалось внести некоторые коррективы в те или иные агрегаты шасси, а также разработать ряд новых деталей.

Использование легкой полевой гаубицы и шасси существующего типа привели к появлению соответствующего обозначения. Проект САУ получил обозначение Leichte PzH18/40/2 auf Geschützwagen III/IV (Sf), отражающее основные компоненты машины.

В качестве основы для новой самоходки-транспортера вооружений предлагалось использовать гусеничное шасси, известное под обозначением Pz.III/IV. Это была модификация шасси среднего танка Pz.Kpfw.IV с применением некоторых агрегатов, заимствованных у Pz.Kpfw.III. Кроме того, в рамках нового проекта предлагалось внести некоторые коррективы в конструкцию корпуса и других деталей такой машины. Так, для установки нового вооружения предлагалось изменить длину корпуса, дополнить его агрегаты, а также переработать конструкцию ходовой части.

Для размещения всех необходимых агрегатов авторам нового проекта пришлось нарастить броневой корпус базового танка, из-за чего его длина увеличилась с 5,9 до 6,8 м. Прочие габариты остались прежними. Корпус сваривался из листов брони толщиной не более 20 мм. При этом наиболее мощное бронирование использовалось в лобовой проекции и на бортах, а корма, крыша и днища были вдвое тоньше. На крыше корпуса сохранялся погон для установки боевого модуля. Кормовой лист крыши, над моторным отсеком, пришлось установить под углом к горизонтали. Над надгусеничными полками появились дополнительные прямоугольные броневые блоки, при помощи которых образовывалась подбашенная коробка необходимых размеров.

Проект САУ Leichte PzH18/40/2 auf Geschützwagen III/IV (Sf), Германия
Прототип, построенный для испытаний. Фото Aviarmor.net


Несмотря на серьезное изменение конструкции корпуса, компоновка машины осталась прежней. В передней части корпуса помещались агрегаты трансмиссии, рядом с которыми должны были находиться механик-водитель и радист. Центральная часть шасси отдавалась под некоторые агрегаты боевого отделения, а в корме помещался двигатель с необходимым дополнительным оборудованием.

При создании нового шасси на базе существующего был сохранен карбюраторный двигатель Maybach HL 90 мощностью 360 л.с. Через главный фрикцион крутящий момент двигателя передавался на карданный вал, проходивший над днищем корпуса. С помощью вала обеспечивалась работа трансмиссии, основным агрегатом которой была шестискоростная коробка передач. Трансмиссия была связана с передними ведущими колесами. Несмотря на увеличение длины корпуса, конструкция трансмиссии не претерпела серьезных изменений: пришлось лишь удлинить карданный вал.

Из-за удлинения корпуса примерно на 900 мм авторам проекта пришлось пересмотреть конструкцию ходовой части. Было сохранено по восемь опорных катков на каждом борту, соединенные попарно на балансирах и установленные на листовых рессорах. Для правильного распределения массы машины на гусеницу было решено увеличить расстояние между катками. Также было предложено комплектовать ходовую часть ведущими колесами, заимствованными у среднего танка Pz.Kpfw.III. Направляющие колеса и поддерживающие ролики, в свою очередь, заимствовались у «Четверки».

Проект САУ Leichte PzH18/40/2 auf Geschützwagen III/IV (Sf), Германия
Прототип, вид сзади. На специальных опорах закреплены колеса орудийного лафета. Фото Aviarmor.net


Интересной особенностью проекта Leichte PzH18/40/2 auf Geschützwagen III/IV (Sf) был подход к использованию орудия. Существующую легкую полевую гаубицу leFH18/40 предлагалось использовать вместе со штатным лафетом. На крыше корпуса шасси появились крепления для установки этого устройства, с которого перед подъемом на САУ удалялись только колеса. Механизмы крепления лафета позволяли выполнять круговое горизонтальное наведение, а также поворачивать броневую башню.

Для защиты артиллеристов и орудия на погоне следовало монтировать башню, собиравшуюся из 30- и 10-мм броневых листов. В лобовой части этого агрегата предусматривалось крупное окно для выхода орудия. Имелись борта скошенной формы и кормовой лист. Крыша не устанавливалась. Все листы башни монтировались с некоторым наклоном внутрь. Следует отметить, башня для новой самоходки не имела маски орудия. Вместо этого агрегата предлагалось применять штатный щит гаубицы. Лобовое окно башни было рассчитано с учетом габаритов щита, что позволяло сохранить приемлемую защиту экипажа. При этом центральная часть лобовой проекции башни прикрывалась щитом, а по бокам присутствовали узкие лобовые листы, соединенные с бортами.

Выбранная гаубица leFH18/40 имела ствол калибра 105 мм длиной 26 калибров. Использовались горизонтальный скользящий затвор и гидропневматические противооткатные устройства. Штатный лафет с колесным ходом позволял наводить орудие по горизонтали в пределах сектора шириной 56°, углы возвышения менялись от -5° до +42°. Для наведения предлагалось использовать телескопический прицел и панораму. Первый предназначался для стрельбы прямой наводкой, вторая – для закрытых позиций.

Гаубица использовала раздельное заряжание с переменным зарядом. Обеспечивался разгон снаряда до скорости 520 м/с, что позволяло обстреливать цели на дальностях до 12,3 км. В боекомплект орудия входили снаряды нескольких типов, предназначавшиеся для решения различных боевых задач.

Проект САУ Leichte PzH18/40/2 auf Geschützwagen III/IV (Sf), Германия
Гаубица leFH18/40 на поле боя. Фото Wikimedia Commons


При установке на гусеничное шасси буксируемая гаубица должна была претерпевать минимальные изменения, осуществляемые силами расчета. С лафета предлагалось демонтировать колеса, после чего оставшиеся агрегаты орудия могли подниматься и ставиться в башню. Колеса при этом крепились на специальных опорах, установленных на кормовом листе шасси. Это позволяло, при необходимости, сгружать орудие на грунт, ставить его на колесный ход и вновь делать буксируемым.

Примечательно, что конструкция лафета стала одной из причин появления сравнительно крупной башни. Поскольку его предлагалось устанавливать на самоходку без каких-либо доработок, понадобилась сравнительно широкая башня, выступающая за пределы центральной части корпуса и нависающая над надгусеничными полками. С точки зрения конструкции башни САУ Leichte PzH18/40/2 auf Geschützwagen III/IV (Sf) значительно отличалась от аналога, разрабатывавшегося фирмой Krupp.

В боевом отделении, образованном башней и щитом гаубицы, помещался расчет орудия, а также укладки для боеприпасов. Размеры башни и объема корпуса под ней позволяли перевозить до 80 снарядов и такое же количество гильз с метательным зарядом. Одной из главных предпосылок к увеличению боекомплекта в сравнении с конкурирующей разработкой стали большие размеры башни, которые позволяли выделить больше места для укладок и стеллажей.

Самоходная артиллерийская установка-транспорт вооружений Heuschrecke 10 должна была сгружать орудие на грунт и поднимать его обратно на корпус при помощи специального складного портального крана. В походном и боевом положении машины детали крана должны были лежать на корпусе машины, а перед работой их следовало поднимать. Прототипы этой машины сразу получили подобное оборудование, придававшее им характерный внешний вид. По-видимому, самоходка от фирмы Rheinmetall так же должна была получить схожие агрегаты, однако единственный известный прототип этой машины так и не был оснащен краном. Возможно, установка подъемного устройства планировалась в дальнейшем, но так и не была выполнена.

Проект САУ Leichte PzH18/40/2 auf Geschützwagen III/IV (Sf), Германия
Музейный образец самоходки. Фото Forum.warthunder.ru


Прототип новой самоходки не оснащался каким-либо дополнительным вооружением. Так, из лобового листа корпуса была удалена установка для пулемета, управляемого стрелком-радистом. Вместо нее разместили второй смотровой люк с броневой крышкой, аналогичный установленному на месте механика-водителя. Вероятно, в дальнейшем машину все же могли оснастить пулеметом или другим оружием для самообороны. Также в распоряжении экипажа должно было иметься легкое стрелковое оружие в виде пистолетов-пулеметов или карабинов.

В соответствии с проектом, САУ Leichte PzH18/40/2 auf Geschützwagen III/IV (Sf) должна была иметь боевую массу на уровне 25 т. Длина машины составляла 6,8 т, ширина 3 м, высота – 2,9 м. Сохранение существующей силовой установки среднего танка при соответствующей массе позволяло машине развивать скорость до 45 км/ч. Запас хода определялся на уровне 300 км. Имелась возможность преодоления различных препятствий с характеристиками на уровне серийных средних танков.

Экипаж самоходки должен был состоять из пяти человек. В передней части корпуса, в отделении управления, помещались механик-водитель и радист. В башне располагались места для командира, наводчика и заряжающего. При спуске орудия на грунт они должны были оставаться вместе с ним и вести огонь.

Проект САУ Leichte PzH18/40/2 auf Geschützwagen III/IV (Sf), Германия
Лобовая часть башни. Фото Forum.warthunder.ru


К зиме 1942-43 годов проект Leichte PzH18/40/2 auf Geschützwagen III/IV (Sf) подошел к стадии строительства опытной машины для дальнейших испытаний. В начале 1943-го на базе нового шасси и серийной гаубицы был собран прототип, который вскоре вышел на испытания. При этом на испытания был представлен опытный образец в неполной комплектации. Прежде всего, он не получил портальный кран, предназначенный для спуска орудия на грунт и последующего подъема в башню. Состав остальных узлов и агрегатов полностью соответствовал проекту.

Благодаря использованию готовых шасси и гаубицы САУ нового типа имела достаточные характеристики подвижности и огневой мощи. Она могла работать в одних боевых порядках с другой техникой того времени и выполнять удары с эффективностью не хуже имеющейся полевой артиллерии. Таким образом, новая машина Leichte PzH18/40/2 auf Geschützwagen III/IV (Sf), равно как и Heuschrecke 10 от Krupp, могла представлять определенный интерес для заказчика. По результатам испытаний военные стали склоняться к заказу более простой самоходки от «Рейнметалл», не требовавшей серьезных переработок гаубицы. Конкурирующая разработка отличалась большей сложностью конструкции и по этой причине не в полной мере удовлетворял военных.

Тем не менее, представленный образец САУ Leichte PzH18-40-2 auf Geschutzwagen III-IV (Sf) не совсем устраивал заказчика, из-за чего появилось требование о переработке шасси. Как минимум, до конца 1943 года фирма-разработчик занималась изменением конструкции шасси Pz.III/IV в соответствии с новыми требованиями заказчика. Именно на этом этапе работ проект был остановлен.

Проект САУ Leichte PzH18/40/2 auf Geschützwagen III/IV (Sf), Германия
Интерьер боевого отделения. Фото Forum.warthunder.ru


По разным данным, до конца 1944 года командование армии никак не могло решить дальнейшую судьбу двух самоходок с возможностью демонтажа орудия на поле боя. Одной из причин этого было резкое изменение взглядов на перспективные самоходные артиллерийские установки. Проекты машин с возможностью снятия гаубиц ранее представляли большой интерес, но со временем перестали устраивать военных, которые пожелали получать иную технику.

Лишь за полгода до конца войны об этих разработках вспомнили вновь и, более того, даже начали обсуждать вопрос постановки такой техники на вооружение и запуска серийного производства. Тем не менее, время было упущено, и думать о строительстве новых самоходок было уже поздно. Армии союзников продвигались все ближе к Германии, и ее поражение становилось лишь делом времени. Вопрос серийного производства Leichte PzH18/40/2 auf Geschützwagen III/IV (Sf) или Heuschrecke 10 так и не был решен до самого конца войны в Европе.

Два проекта перспективных самоходных артиллерийских установок, разработанные фирмами Krupp и Rheinmetall, могли привести к появлению в войсках новой серийной техники с необычными возможностями. Машины могли использоваться в качестве самоходок с орудиями, а в случае необходимости появлялась возможность разделить САУ на буксируемую гаубицу и шасси, способное выполнять функции тягача и подвозчика боеприпасов. Тем не менее, затягивание работ, изменение взглядов на развитие бронетехники и другие факторы не позволили завершить проекты вовремя и обеспечить армию новой техникой. В рамках проекта Leichte PzH18/40/2 auf Geschützwagen III/IV (Sf) удалось построить только одну опытную самоходку, после чего сборка новой такой техники не осуществлялась и не планировалась. В настоящее время эта машина является экспонатом одного из немецких музеев.


По материалам:
http://aviarmor.net/
http://achtungpanzer.com/
http://ww2history.ru/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 6
  1. казак волгский 27 апреля 2016 06:57
    очень интересный образец. Спасибо!!!!Впервые ней у Чемберлена прочел...... малоизвестная штуковина.
  2. кудесник 27 апреля 2016 09:09
    хорошая статья! в военной технике на тот период немцы были законодателями моды, хоть иногда и перегибали палку с гигантизмом.)))
  3. 31rus2 27 апреля 2016 11:51
    Уважаемые,не не понятно зачем,в чем выгода,была самоходка с 105мм гпаубицей,была и сама полевая гаубица,зачем нужен "универсал",если бы было увеличение калибра или маневринности,то понятно,но в предложенных проектах это очень спорно,к тому же не как не могло повлиять на штатное комплектование дивизий вермахта
    1. igordok 27 апреля 2016 14:50
      Цитата: 31rus2
      Уважаемые,не не понятно зачем,в чем выгода,была самоходка с 105мм гпаубицей,была и сама полевая гаубица,зачем нужен "универсал",если бы было увеличение калибра или маневринности,то понятно,но в предложенных проектах это очень спорно,к тому же не как не могло повлиять на штатное комплектование дивизий вермахта

      Орудий в вермахте постоянно не хватало. Они пытались решить эту проблему за счет мобильности. По принципу "Фигаро здесь, Фигаро там".
    2. Klibanophoros 28 апреля 2016 04:44
      Концепция применения самоходной гаубичной артиллерии тогда ещё не была выверена, а преимущества применения - неочевидны. Впрочем немцы довольно быстро сделали выводы - самоходные гаубицы "Веспе" и "Хуммель" появились в войсках уже через год.
  4. Nikolaevich I 28 апреля 2016 03:44
    Цитата: igordok
    Орудий в вермахте постоянно не хватало. Они пытались решить эту проблему за счет мобильност

    Бесспорно!В описанной концепции есть "интересные моменты"!1. В случае прорыва противника,при спешной организации линии обороны быстрее и проще вырыть окоп-укрытие для 105-мм гаубицы,чем для "целой" самоходки;2.при необходимости на шасси можно установить другого типа орудие(может,опытное 80-мм противотанковое орудие?);3.при неисправном двигателе,трансмиссии,движителе(и исправном орудии) приходится "бросать" самоходку....4.При длительной обороне(более или менее...) можно на позициях разместить арт.вооружение,а шасси использовать,как подвозчики боеприпасов или "пехотные" БТРы..
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня