Ручной пулемёт системы Льюиса образца 1913 года

71 902 50
50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    21 апреля 2016 06:18
    легендарный пулемет,почти во всех фильмах о гражданской войне использовался как и станковый "максим"!статье большой плюс
    1. Комментарий был удален.
      1. 0
        21 апреля 2016 06:31
        Он стал настоящим героем не только мирового кино, но и отечественного кинематографа. В частности в любимом многими кинофильме «Белое солнце пустыни» с пулеметом Льюиса можно увидеть красноармейца Сухова. Правда, справедливости ради, надо отметить, что в знаменитом советском истерне снимался не только настоящий пулемет Льюис. В сценах со стрельбой он был заменен на советский ручной пулемет ДП (Дегтярева пехотный). Для съемок пулемет был специально «загримирован» под «Льюис» при помощи характерного кожуха ствола и оребренной накладки на диск. Скорее всего, во время съемок настоящий «Льюис» просто был неисправен или для него не было в наличии холостых патронов. При этом пулемет системы Льюиса снялся во многих советских/российских фильмах о Гражданской войне.
        1. +2
          21 апреля 2016 19:33
          Цитата: стас57
          Скорее всего, во время съемок настоящий «Льюис» просто был неисправен или для него не было в наличии холостых патронов.

          Нет, просто пулемёта вообще не нашли, поэтому пришлось хитрить. Это из воспоминаний участников съёмки фильма
        2. 0
          22 апреля 2016 15:22
          зачем в каментах цитата из статьи?

          в "Солнце" еще гочкинск-22 фигурировал...
          1. 0
            22 апреля 2016 20:52
            зачем в каментах цитата из статьи?


            bionik
            написал что в Белом солнце был не Гочкисс.
            я зацитировал этот фрагмент.
            однако его комент удалили остался только мой.
      2. Комментарий был удален.
    2. +14
      21 апреля 2016 06:42
      "Белое солнце пустыни" загримированный ДП в роли Льюиса.
    3. +10
      21 апреля 2016 08:04
      Цитата: дядя Мурзик
      дядя Мурзик (1) Сегодня, 06:18 Новый
      легендарный пулемет,почти во всех фильмах о гражданской войне использовался как и станковый "максим"!статье большой плюс

      Классика жанра "Свой среди чужих, чужой среди своих", хотя по моему тоже камуфляж.
      1. +1
        21 апреля 2016 08:36
        ещё фигурировал в “маски шоу”.где они на скорой помощи клиентуру себе поставляли с помощью пулемёта)
        1. AUL
          +3
          21 апреля 2016 09:38
          Нет, ребята, пулемет я вам не дам!
          А какой пулемет Верещагин не дал Сухову, кто помнит?
          1. +3
            21 апреля 2016 12:01
            РПД, без магазина. На ганзе был топик.
            1. +3
              21 апреля 2016 15:16
              Где-то читал , что это был РП-46. Его жена Верещагина и в воду бросала.
              1. 0
                23 апреля 2016 11:18
                Именно он. РПД-46.
          2. +4
            21 апреля 2016 15:42
            На одном сайте вычитал что это Гочкис обр.1922 года. Ссылка: samlib.ru/k/kostin_k_a/oruzhiewfilxmebeloesolncepustyni.shtml
      2. +1
        21 апреля 2016 13:58
        барон врангель RU Сегодня, 08:04 ↑
        Классика жанра "Свой среди чужих, чужой среди своих", хотя по моему тоже камуфляж.

        У Сухова - да, а вот Михалков держит очень похожий (диск только без рёбер)
      3. +1
        21 апреля 2016 19:35
        Цитата: барон врангель
        хотя по моему тоже камуфляж.

        конечно, даже диск не оребрили (диск, скорее всего, от ДА или ДТ) и вон в трубе раструб "дегтяря" виден, да и ручка перезарядки снизу.
  2. +4
    21 апреля 2016 06:50
    Да, достойный аппарат среди многих других. Хорошая машина. И статья добротная, спасибо за инфу.
  3. +3
    21 апреля 2016 06:53
    Красавчик - пулемёт!!!
    1. +14
      21 апреля 2016 13:50
      Цитата: veteran66
      Красавчик - пулемёт!!!

      1. +3
        21 апреля 2016 20:09
        Спасибо большое за это видео. Очень подробно и доходчиво показана схема работы пулемета. Поражает пространственное воображение инженеров оружейников, которые в своей голове смогли представить все эти многочисленные связи.
        1. TIT
          +1
          21 апреля 2016 20:43
          Цитата: dumkopff
          Поражает пространственное воображение инженеров оружейников, которые в своей голове смогли представить все эти многочисленные связи.



          РТА -7МК , там вообще только под ЛСД ВСЯ КИНЕМАТИКА МОЖЕТ ПРИСНИТЬСЯ
  4. +3
    21 апреля 2016 07:06
    Интересно, что кроме "своих" 7,7х56 мм (.303 British), 7,62х63 мм (.30-06 Springfield), для России производили пулемёт под патрон 7,62×54 мм R.
    1. +3
      21 апреля 2016 08:42
      Цитата: Филин
      Интересно, что кроме "своих" 7,7х56 мм (.303 British), 7,62х63 мм (.30-06 Springfield), для России производили пулемёт под патрон 7,62×54 мм R.

      Сейчас просмотрел по диагонали книги С.Федосеев."Пулемёты русской армии в бою" и "ТиВ 2003.02 Пулемёты в Первой мировой войне."Болотин.Д.Н."История советского стрелкового стрелкового оружия и патронов" я не нашёл упоминания о пулемётах "Льюис" под русский патрон.Но вот то что патроны под иностранное оружие в России производил Петроградский патронный я находил несколько упоминаний.И то что Россия в годы Первой мировой войны заказывала за границей это тоже правда.
      Цитата: bionik
      "Белое солнце пустыни" загримированный ДП в роли Льюиса.

      Эдесь я уже упоминал книгу Болотина.В ней есть фотографии опытных пулемётов Фёдорова и Дегтярёва, с охлаждением от Льюиса.Но надо искать Красную книгу,издания 1980-х годов.В более поздней книге,кажется всего одна фотография.
      1. +5
        21 апреля 2016 17:01
        В моей библиотеке есть такая книга: Д.Н. Болотин - Советское стрелковое оружие. М. Воениздат. 1990. В этой книге автомату Федорова В.Г. и стрелковому оружию (пулеметам) созданным на его базе посвящена Глава первая - "Автомат Федорова и унификация стрелкового оружия на его базе". В этой главе рассказывается о разработке Федоровым автомата и дальнейших работах тандема двух великих русских оружейников - Федорова В.Г. и Дегтярева В.А. над созданием системы унифицированного оружия на базе 6,5 мм Федоровского автомата. В главе целая серия фотографий (правда не шибко хорошего качества). Просто перечислю их (с небольшим комментарием): 1- 6,5-мм автомат системы Федорова обр.1916 г., 2- 6,5-мм ручной пулемет системы Федорова-Дегтярева, опытный образец 1921 г. (тот самый с охлаждением по типу пулемета Льюиса с алюминиевым радиатором вокруг ствола), 3- 6,5-мм ручной пулемет системы Федорова-Дегтярева, опытный образец 1922 г. (ствол заключен в металлический кожух с овальными окнами - такими как у пистолета-пулемета ППД), 3- 6,5-мм ручной пулемет системы Федорова-Дегтярева с водяным охлаждением, опытный образец 1922 г. (вокруг ствола металлический кожух с водой внутри - типа немецкого ручника MG-08/15), 4- 6,5-мм спаренный ручной пулемет системы Федорова-Шпагина, опытный образец 1921 г. (два спаренных между собой перевернутых вверх магазином автомата с пистолетной рукояткой управления огнем и металлическим плечевым упором) - все пулеметы оснащены секторным коробчатым магазином на 25 патронов.
        Далее в главе: 5- 6,5-мм авиационный пулемет системы Федорова-Дегтярева, опытный образец 1922 г., 6- 6,5-мм спаренный авиационный пулемет системы Федорова-Дегтярева, опытный образец 1922 г., 6,5-мм строенный авиационный пулемет системы Федорова-Дегтярева, опытный образец 1925 г. (был и такой!) - все оснащаются дисковым магазином на 50 патронов (его затем Дегтярев адаптировал под русский патрон 7,62х54R, уменьшив емкость до 47 патронов, для своего ручного пулемета ДП. И наконец - 6,5-мм спаренный танковый пулемет системы Федорова-Иванова, усовершенствованный Г.С. Шпангиным, опытный образец 1925 г. (в "яблоке" шаровой установки с магазинами на 25 патронов - по сути танковая версия спаренного ручного пулемета системы Федорова-Шпагина 1921 г.) - насколько мне известно этот последний даже выпускался небольшой серией и устанавливался на танках МС-1 (Т-18) - по крайней мере в опытных образцах и первых серийных танках точно.
        И обложка у моей книги красного цвета.
        Честь имею. hi drinks
  5. +8
    21 апреля 2016 07:11
    Нет пророка в своем отечестве - это справедливо и для САСШ, благодаря:
    Изначально Льюис хотел предложить свое изделие американской армии, однако получил жесткий отказ, который был вызван застарелым личным конфликтом между конструктором и генералом Крозье, являющимся на тот момент начальником департамента вооружений армии США.

    армия США в годы 1-й мировой войны вместо хорошего ручного пулемета собственной разработки системы МакЛина-Льюиса была вынуждена использовать французское убожество - недопулемет системы Шоша́, Сютер и Рибейроля (фр. Fusil-Mitrailleur Chauchat Mle 1915 CSRG). Причем намучившись с изначальным французским образом Mle 1915 — модель 1915 года под штатный французский винтовочный патрон 8×50 мм R, американцы перестволили это убожество под свой родной .30-06, получив на выходе модификацию M1918 — модификация 1918 года под штатный американский патрон 7,62×63 мм, с изменённым стволом и магазином ёмкостью 16 патронов. Которая в результате оказалась еще хуже оригинала.
    Имеются сведения о том, что конфликт между Льюисом и Крозье имел под собой и коррупционную составляющую со стороны последнего, хотелось бы услышать от коллег подтверждения этого (или не подтверждения).
    Кстати ручные пулеметы Льюиса в Красную Армию могли попасть не только со складов оружия, оставшегося со времен Империалистической и Гражданской войн, армии прибалтийских лимитрофов наряду с другим оружием иностранного (чаще всего германского и британского производства) имели на вооружение и Льюисы под британский патрон .303, он же калибра 7,71 мм. После вхождения прибалтийских "тигров" в состав СССР эти пулеметы вполне могли попасть и на склады РККА как трофейное оружие и в результате использоваться при обороне Москвы, также как и трофейное польское оружие, захваченное в ходе Освободительного похода 1939 года.
    Фото "удачливого, но неудачного" конкурента пулемета Льюиса - тот самый Шоша, который использовался армией САСШ:
    1. +4
      21 апреля 2016 07:49
      Вот это чудовище ракурсом чуть лучше.
    2. +1
      21 апреля 2016 16:28
      Цитата: Александр72
      Имеются сведения о том, что конфликт между Льюисом и Крозье имел под собой и коррупционную составляющую со стороны последнего, хотелось бы услышать от коллег подтверждения этого (или не подтверждения).

      К сожалению ни подтвердить,ни отрицать я этого не могу.Просмотрел,что есть у меня по пулемётам,упоминания о таком факте я не видел.В основном речь идёт о конструкциях пулемётов.Очень много по истории пулемёта может дать книга Роджера Форда "Адский косильщик."и С.Федосеева "Пулемёты России.Шквальный огонь."Очень много про пулемёты есть у С.Федосеева в журналах Тив,если память не изменяет,то где-то с 2000-го года.Надо смотреть спаренные номера.В спаренных номерах обычно напечатана книга об оружии.
  6. +1
    21 апреля 2016 07:37
    "Звезда"советских фильмов...Да и сам пулемёт, достойный товарищ..Послужил..
    1. TIT
      +9
      21 апреля 2016 07:54
      ...........
      пару фото,авиационных серий



      1. +5
        21 апреля 2016 08:42
        Цитата: TIT
        ...........
        пару фото,авиационных серий


        Интересно!
        У Вас:
        На первом фото Lewis Mk III с мешком гильзосборником и флюгерным прицелом Нормана
        На третьем фото Lewis Mk II с мешком гильзосборником и магазином на 47 патронов
        =====================
        А было и так -

        Первый вариант авиационного варианта пулемета Льюиса - Lewis Mk I
        ======================

        Lewis Mk II на установке Фостера

        Замена магазина у Lewis Mk II на установке Фостера
        =====================


        C двумя Lewis Mk III на верхнем крыле
  7. 0
    21 апреля 2016 08:09
    Классная вещь! Такой бы себе заиметь.
    Аналогичный кожух применен на ПКП
    1. 0
      21 апреля 2016 20:15
      А с какой целью Вам нужен пулемет, гражданин?
      1. Комментарий был удален.
      2. 0
        22 апреля 2016 04:36
        Ну как же, а вдруг лихая година? Разведутся бандиты разного рода. Компетентный человек в вопросе контактов с бандитами - тов.Сухов, наглядно показал, что без пулемета надеятся на успех не приходится. Да и классик говорил: "На случай разных бед, у нас есть "Максим", у них его нет". Эти слова актуальны и поныне. Под "Максимом" подразумевается пулемет, единственный в то время, если не ошибаюсь.
        А если серьезно, очень я люблю такие вещи: душевные, харизматичные, с историей, железные и пр., а если это оружие то вообще песня) Как же приятно их трогать, гладить, чистить, восторгатся...Как-то довелось подержать в руках настоящий "Люгер" - чуть не обкончался))
        Могу часами чистить свое оружие и стрелять из него тоже.
  8. 0
    21 апреля 2016 08:16
    Хорошая статья!!!! Спасибо !!!! И пулемет и нам помог здорово и бритты на джипах САС авиационные версии ставили и лихо по пустыне гоняли!!!!!Ну а в Белом солнце - совсем он на роли Актера!Вот что ребята - пулемет я вам не дам!!!)))
    1. +1
      21 апреля 2016 08:39
      Цитата: казак волгский
      бритты на джипах САС авиационные версии ставили и лихо по пустыне гоняли!!!!

      У САС были Виккерсы . Лейтенант Эдвард МакДональд (Edward MacDonald) в патруле британской SAS (Special Air Service) в автомобилях Jeep SAS (модифицированный под условия пустыни американский джип Willys MB) в североафриканской пустыне. На автомобилях установлены 7,7-мм пулеметы Виккерс К и 12,7-мм пулеметы Браунинга (Browning M2).
  9. 0
    21 апреля 2016 09:43
    Система охлаждения просто гениальна. Подумалось - если бы такое же попробовать на "максимке", был бы толк?
    1. 0
      21 апреля 2016 12:35
      чего гениального? С максимом и рядом не стояло. При стрельбе - небольшая тяга, в паузах - наоборот, печка; а если ветерок, снег и дождик - мимо
  10. 0
    21 апреля 2016 09:58
    Забавно - от Льюиса до Печенега прошло без малого 100 лет, а разница-то совсем небольшая...
  11. 0
    21 апреля 2016 10:11
    В детстве читал про этот пулемет в старом журнале Вокруг света 1915 года, там его интересно называли - пулемет Левиса, а не Льюис
    1. +2
      21 апреля 2016 14:43
      Льюис-Lewis-(Левис-транслитерация)
  12. +3
    21 апреля 2016 10:47
    "Служили два товарища", в эпизоде штурма Перекопа есть коротенькая сцена, где герой Янковского лихо "поливает" из Льюиса от бедра smile
    1. +4
      21 апреля 2016 11:46
      Цитата: diglator
      есть коротенькая сцена, где герой Янковского лихо "поливает" из Льюиса от бедра smile
  13. +2
    21 апреля 2016 10:51
    Хорошая была машина,надежная,убойная ,а радиатор охлаждения на стволе позволял длительное время вести непрерывный огонь.
  14. 0
    21 апреля 2016 18:22
    Сделанное хорошо, живёт очень долго. Я тут про каких то попаданцев читал, у них там механический пулемёт, то есть затвор с приводом от кривошипа, один стреляет, другой крутит, но не Гатлинг. И самому стало интересно, а можно ли практически в отсутствии пружин и конструкционных сталей, сделать этакий пулемёт, и оказалось можно. Два ствола, два затвора и соединены коромыслом, а в качестве демпферов, используется грубо обработанные поршни в таких же цилиндрах, ну как амортизаторы на довоенных мерсах стояли. И лампадное или конопляное масло. Осталось унитаров накрутить))
    1. TIT
      +1
      21 апреля 2016 21:38
      Цитата: Вечно так
      Два ствола, два затвора и соединены коромыслом, а в качестве демпферов, используется грубо обработанные поршни в таких же цилиндрах

      Грязев-Шипунов ?

    2. 0
      22 апреля 2016 01:55
      Цитата: Вечно так
      Сделанное хорошо, живёт очень долго. Я тут про каких то попаданцев читал, у них там механический пулемёт, то есть затвор с приводом от кривошипа, один стреляет, другой крутит, но не Гатлинг.

      Схема механических пулемётов с приводом от ДВС широко разрабатывалась в 20-30-е годы прошлого века,но до массового выпуска такое оружие не дошло.И подобная спарка пулемётов тоже была в 30-е годы.
  15. 0
    21 апреля 2016 18:59
    Надеюсь и в старые времена зачастую в пулемётчики шли низкорослые ребята.
    1. +3
      21 апреля 2016 20:21
      Сомнительно. Вес пулемета в 13 кг намекает на неслабые физические характеристики пулеметчика.
    2. +1
      21 апреля 2016 21:18
      Цитата: РПК
      Надеюсь и в старые времена зачастую в пулемётчики шли низкорослые ребята

      В первую очередь, хоть что-то понимающие в математике (я про баллистику). Либо способные, как мантры-заклинания, запомнить наставления по стрельбе и таблицы поправок...
  16. 0
    21 апреля 2016 21:12
    Цитата: dumkopff
    А с какой целью Вам нужен пулемет, гражданин?

    Ворон отстреливать! Надоели заразы!
  17. 0
    23 апреля 2016 11:28
    Группа стрелков охраны Вайгачской экспедиции ОГПУ с полным вооружением. Таймырский (Долгано-Ненецкий) национальный округ. Красноярский край. РСФСР. СССР. 1930 год.