Лёгкий шведский танк Strv m/38 и его модификации

4
В начале 1930-х годов не без участия капитала из Германии в Швеции была основана фирма Landsverk AB. С этой компанией связан знаковый этап как в шведском, так и в мировом танкостроении. Несмотря на тот факт, что во время обеих мировых войн Швеция сохраняла формальный нейтралитет, ее военная промышленность была достаточно развитой. В Швеции специалистами компании Landsverk AB был создан целый ряд достаточно оригинальных образцов колесно-гусеничных и гусеничных боевых машин. Первыми среди них были гусеничные L-5 и L-10 (несколько данных танков шведы приняли на вооружение под обозначением Strv m/31). За ними последовали колесно-гусеничные танки L-30 и L-80, а также легкие танки L-100 и L-60. Последний оказался особенно удачным, со временем после ряда модернизаций он был запущен в Швеции в серийное производство, а проданный Венгрии танк послужил прототипом для венгерских танков 38M Toldi.

В первой половине 30-х годов XX века шведская армия стояла на перепутье: покупать бронетехнику за рубежом или наладить собственное производство танков? В пользу последнего варианта говорил тот факт, что за последние годы в стране все-таки сумели наладить танковую промышленность. При этом далеко не каждый созданный в Швеции танк вписывался в тактико-технические требования, которые выдвигались военными этой страны. В то же время покупка танков за границей позволила бы получить уже готовые машины через несколько месяцев вместе с комплектом запасных частей и проведением обучения технического персонала, однако шведы все-таки решили ориентироваться на собственный военно-промышленный комплекс. В качестве перспективного им виделся танк L-60 компании Landsverk и его дальнейшие модернизации. При этом в 1936 году Швеция все-таки подписала контракт с Чехословакией на поставку танкеток AH-IV-S, выпускаемых компанией CKD, они прибыли в страну спустя 1,5 года, получив обозначение Strv m/37.

Легкий танк L-60, созданный немецким инженером Отто Меркером, который ранее уже спроектировал танк L-5, оказался на редкость удачным для 1934 года. Данный танк представлял собой модернизированный вариант более ранней модели L-10, которая уже состояла на вооружении армии Швеции под обозначением Strv m/31. Сохранив то же вооружение и уровень бронирования, танк L-60 получил более мощную силовую установку и независимую подвеску опорных катков, что существенно улучшило ходовые возможности данной боевой машины, подверглась изменениям и форма корпуса. В целом ходовая часть была изменена очень сильно. На L-10 опорные катки были собраны в тележки, а на L-60 была уже независимая торсионная подвеска. Стоит отметить, что танк L-10 был выпущен партией всего в 3 единицы. Процесс изготовления и испытания этих танков затянулись, и в войсках он оказался лишь в 1935 году.

L-60 в шведском танковом музее Arsenalen


Шведская армия первоначально отказалась принимать на вооружение танк L-60, но довольно скоро компания Landsverk предложила вариант, которые был более адаптирован под их требования. Ходовая часть нового танка включала по 4 сдвоенных катка с резиновым бандажом и индивидуальной торсионной подвеской, а также два поддерживающих ролика (применительно на каждый борт), направляющее колесо (ленивец) заднего расположения и ведущее переднее колесо зубового зацепления. Для уменьшения удельной нагрузки и улучшения сцепления с грунтом во время движения ленивец почти лежал на земле.

Корпус легкого танка имел клепано-сварную конструкцию. Он собирался из листов катаной броневой стали, обладавших разной толщиной. Так лобовые листы корпуса танка имели толщину 15 мм, они были расположены под значительными углами наклона, что увеличивало толщину приведенной брони. Борта корпуса также были изготовлены из бронеплит толщиной 15 мм, а вот крыша и днище корпуса имели толщину всего 6 мм.

Компоновка корпуса танка была классической. В передней части находилось отделение управления и трансмиссия. Место мехвода располагалось у левого борта танка и выделялось рубкой небольшой формы с прямоугольным люком и тремя смотровыми приборами с триплексами. Боевое отделение занимало среднюю часть корпуса. Здесь находились места командира танка и наводчика. На крыше боевого отделения была установлена башня конической формы. В передней сильно выдвинутой вперед бронированной маске располагалась 37-мм пушка Bofors m/38 и спаренный с ней 8-мм пулемет. Кормовая ниша башни была предназначена для установки радиостанции. Антенна штыревого типа была выведена на левый борт башни. Также на крыше башни со смещением в правую сторону была расположена командирская башенка, слева впереди располагался перископический прицел в бронированном колпаке. Для эвакуации экипажа по обоим бортам башни были размещены бронированные люки.

Один из первых шведских L-60, Strv m/38


В задней части корпуса находился 6-цилиндровый бензиновый двигатель Scania-Vabis 1664, развивавший мощность 142 л.с. Здесь же располагался топливный бак, а также системы охлаждения и смазки. В крыше моторного отделения и в кормовом бронелисте для доступа к силовой установке были сделаны специальные люки. Трансмиссия танка включала в себя главный фрикцион сухого трения, 5-скоростную механическую коробку переключения передач, бортовые фрикционы и блокируемый дифференциал.

Несмотря на проведенные конструкторами компании Landsverk улучшения танк, получивший обозначение L-60S, по-прежнему не устраивал шведских военных. Более того, шведы достаточно долго вели переговоры с компанией Skoda и даже успели заключить контракт на поставку из Чехословакии крупной партии танков TNH-Sv (экспортная версия LT vz.38 для Швеции), однако оккупация этой страны гитлеровской Германией сорвала сделку к радости Landsverk. Хотя Швеция все-таки смогла приобрести лицензию на выпуск этих танков. Еще одним стимулом, для того чтобы обратиться к возможностям собственной оборонной промышленности стала очень быстро накаляющаяся обстановка в Европе. Хотя Швеция и Германия состояли в неформальном союзе, в Стокгольме понимали, что доверять фашистам опасно. Шведской армии необходимо было срочное усиление бронетехникой. Поэтому в 1938 году последовало решение принять на вооружение танк L-60S под обозначением Stridsvagn m/38, сокращено Strv m/38. В течение нескольких месяцев в Швеции было собрано 16 таких танков, которые получили заводские номера 148-162 и армейские 61-77. Один из этих танков (машина под номером 62) был собран даже не из броневой стали.

Практически сразу же после завершения партии танков Strv m/38, специалисты компании Landsverk предложили военными новую модификацию боевой машины, получившую обозначение Strv m/39. Главным отличием танка стало усиление вооружения, в маске измененной формы были установлены 37-мм орудие Bofors m/38 и два 8-мм пулемета m/36. Заказ на выпуск танков данной версии был получен в декабре 1939 года, но их поставка в армию сильно затянулась. К моменту прекращения производства данных танков весной 1941 года, удалось собрать всего 20 боевых машин, получивших заводские номера 283-302.

Strv m/39 на учениях в районе Strängnäs, август 1942 года. Photo credit: Försvarsstabens pressavdelning


Принимая во внимание опыт боев в Европе, в мае 1941 года командование шведскими бронетанковыми силами приняло решение об усилении защиты танков. Так как наладить производство более толстых бронелистов в течение ближайшего времени было невозможно, специалистами компании Landsverk было принято компромиссное решение, которое было простым и эффективным одновременно. Они просто усилили лобовую часть корпуса танка дополнительными накладными бронелистами толщиной 35-мм, что позволило довести толщину лобовой брони до 50-мм. После этой модернизации танк мог выдерживать попадания снарядов противотанковой артиллерии калибра 37-47-мм на дистанциях боя более 500 метров. Сколько именно шведских танков Strv m/39 получили дополнительное бронирование, сказать сложно. Возможно, в годы войны дополнительная навесная броня была установлена на все танки, но в мирное послевоенное время от нее отказались, чтобы уменьшить массу машины.

В то время как шведские военные осваивали полученные танки Strv m/38 и Strv m/39, инженеры компании Landsverk не сидели без дела. Ими была проведена более серьезная модернизация танка. Обновленный вариант, который был представлен зимой 1940 года, получил заводское обозначение L-60SII. Данный танк отличался доработанной башней, автоматической коробкой передач и изменой конструкцией воздуховодов. Изначально бронирование было таким же, как и у более ранних версий, но со временем его усилили за счет установки 35-мм накладных бронеплит. В ожидании немецкого вторжения, а шведские военные рассматривали тогда такую возможность всерьез, было заказано 100 танков L-60SII, получивших обозначение Strv m/40L (Landsverk). В некотором роде столь большой для шведской армии заказ был обусловлен тем, что поставка в страну чехословацких танков TNH-Sv была сорвана.

Последним шведским танком, который был создан на базе L-60, стал вариант, принятый на вооружение как Strv m/40K. Особой необходимости в данных танках до 1943 года не было, однако начавшийся процесс реорганизации шведских бронетанковых войск потребовал большего количества боевой техники. Как результат, летом 1943 года компании Landsverk был выдан заказ на постройку еще 80 таких танков. Однако фирма и так была загружена армейскими заказами, поэтому подключила к производству компанию Kalrstad. Отсюда и появление буквы «К» в названии танка. Отличительной чертой данной модификации боевой машины стала гомогенная, а не «слоенная» 50-мм броня лобовой части корпуса, а также более мощный двигатель и усиленная подвеска. На танке появился 6-цилиндровый бензиновой двигатель Scania-Vabis L 603 мощностью 162 л.с. (прибавка 20 л.с.). В остальном Strv m/40K ничем не отличался от танка Strv m/40L. Поставки танка Strv m/40K шведской армии были закончены в сентябре 1944 года.

Strv m/40L на учениях в Сконе, сентябрь 1942 года. Photo credit: S. Höök/Engelholms Tidning


Серийное производство легких танков Strv m/38, 39, 40 продолжалось с 1939 по 1944 год. Всего за это время было построено 216 боевых машин этого типа (16 — Strv m/38, 20 — Strv m/39, 100 — Strv m/40L и 80 — Strv m/40K). Любопытно, что по классификации шведской армии до 1943 года танк Strv m/38 считался средним, лишь затем перейдя в разряд легких танков. Хотя при создании данной боевой машины шведы пытались учесть опыт воющих европейских стран, они отставали от лидеров танкостроения тех лет. Безусловно, в 1934 году танк L-60 выглядел вполне конкурентоспособным, оставался он таким и на начало 1939 года, однако уже в 1940-е годы танк безнадежно устарел. В то же время все танки, произведенные в Швеции, отличались исключительной надежностью и хорошо отработанной конструкцией, что позволило активно эксплуатировать эти боевые машины по 15-20 лет, а в Доминиканской Республике последние танки Strv m/40K были сняты с вооружения только в начале 2000-х годов.

Экспортная судьба танков

Уже в 1935 году два танка L-60 приобрела Ирландия. Первый был доставлен в страну в том же году, второй добрался до Ирландии только в 1936. Обе боевых машин были включены в состав 2-го бронеэскадрона, расположенного в Куррахе. Ирландия также планировала развернуть у себя серийное производство данных танков, однако осуществить это не удалось. У поставленных в эту страну танков был заменен двигатель (Bussing-Nag V8 мощностью 160 л.с.) и вооружение (одна 20-мм пушка и один 7,71-мм пулемет Madsen). В 1953 году был проведена модернизация двух этих боевых машин, они получили улучшенную ходовую часть. В эксплуатации эти легкие танки оставались до конца 1960-х годов. При этом обе боевых машины удалось сохранить: первая находится в Национальном музее Ирландии, а вторая — в Казармах Коллина.

В 1938 году на шведские танки обратили внимание венгерские военные. Правительством этой страны был принять план модернизации вооруженных сил, в рамках которого у Швеции был заказан один экземпляр танка Landsverk L-60. По прибытию в Венгрию танк отправили на сравнительные испытания вместе с немецким танком Pz.Kpfw.I, у которого просто не было шансов в противостоянии со шведом. В итоге венгерская военная комиссия приняла решение использовать L-60 в качестве образца для создания собственного танка. При этом венгры внесли в конструкцию боевой машины некоторые изменения. Шведы, собственно, не возражали против венгерских модернизаций. В итоге венгерский вариант этого танка вошел в историю под обозначением 38M Toldi. С 1939 по 1944 год в Венгрии произвели 202 таких легких танка. В отличие от своих шведских собратьев они приняли участие в сражениях Второй мировой войны.

Венгерский легкий танк 38.M «Толди I» (Toldi I)


В 1956 году 20 танков Strv m/40K Швеция смогла продать в Доминиканскую Республику, где они получили условное обозначение L/60L. В апреле 1965 года в стране началась гражданская война, в которой часть купленных в Швеции танков была потеряна. Однако 12 боевых машин, которым удалось пережить войну, были отремонтированы и введены в строй. Они продолжали использоваться в армии данного государства вплоть до начала 2000-х годов, когда были окончательно сняты с вооружения. При этом один из этих танков сохранился в отличном состоянии и до сих пор находится на ходу.



Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/sweden/stridsvagn_strv_m38.htm
http://book-online.com.ua/read.php?book=6432&page=46
http://ru.tankpedia.wikia.com/wiki/Landsverk_L-60
http://tanks.mod16.org/blog (фото)
Материалы из открытых источников
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    22 апреля 2016 06:46
    Хорошая статья.
  2. +1
    22 апреля 2016 07:25
    Танк интересный был и по ходовой вообще революционный.
  3. +1
    22 апреля 2016 10:27
    ушлые венгры на шведском шасси еще и целое семейство самоходок налепили начиная от БРЭМ и заканчивая противотанковыми и зенитными СУ
  4. -1
    22 апреля 2016 19:19
    У игрушечных стран игрушечные танки.
  5. 0
    23 апреля 2016 23:21
    Статье плюс! Обожаю новые, редкие, не избитые темы!