Military Review

Panzerfaust, Panzerknacke, Panzerschrec

13



The Wehrmacht doctrine provided for the use of anti-tank guns by the infantry in defense and attack, but in 1942 the German command fully realized the weakness of mobile anti-tank weapons: light 37-mm guns and anti-tank rifles could no longer effectively hit medium and heavy Soviet Tanks.

In 1942, Hasag presented the German command model Panzerfaust (in Soviet literature it is better known as “Faustpatron” - Faustpatrone). The first model of the Heinrich Langweiler Panzerfaust 30 Klein grenade launcher (small) had a total length of about one meter and weighed three kilograms. The grenade launcher consisted of a barrel and an over-caliber grenade of cumulative action. The barrel was a pipe with smooth walls of length 70 cm and diameter 3 cm; Weight - 3,5 kg. Outside the barrel was a percussion mechanism, and inside was placed a propellant charge consisting of a powder mixture in a cardboard container.
The grenade thrower pressed the trigger, the drummer put a cap on it, igniting the powder charge. Owing to the formed powder gases, the grenade flew out of the barrel. A second after the shot, the blades of the grenade opened - to stabilize the flight. The relative weakness of the expelling charge caused the lifting of the trunk at a significant elevation angle when firing at a distance of 50-75 meters. The maximum effect was achieved when firing at a distance of up to 30 meters: at an angle of 30 degrees, the grenade was able to penetrate the 130-mm armor sheet, which at that time guaranteed the destruction of any allied tank.



The cumulative Monroe principle was used in the ammunition: the high-explosive charge from the inside had a cone-shaped notch covered with copper, with a wide part ahead. When the projectile hit the armor, the charge detonated at some distance from it, and the whole force of the explosion rushed forward. The charge burned through the copper cone at its top, which, in turn, created the effect of a thin directional jet of molten metal and hot gases that hit the armor at a speed of about 4000 m / s.
After a series of tests, the grenade launcher entered service with the Wehrmacht. In the autumn of 1943, Langweiler received many complaints from the front, the essence of which was that the Klein grenade often gave bounce from the bowed armor of the Soviet T-34 tank. The designer decided to follow the path of increasing the diameter of the cumulative grenade, and in the winter of 1943, the model Panzerfaust 30M appeared. Due to the increased cumulative funnel, armor penetration was 200 mm of armor, but the firing range fell to 40 meters.

For three months, 1943, the German industry has released 1300000 "Panzerfaustov." Khasag has constantly improved its grenade launcher. Already in September, Panzerfaust 1944M was launched into serial production, the range of which due to an increase in the powder charge increased to sixty meters.
In November of the same year, the Panzerfaust 100M appeared with an enhanced powder charge, which allowed firing at a distance of up to one hundred meters. “Faustpatron” - single-use RPG, but the lack of metal forced the Wehrmacht command to oblige the rear supply parts to collect used “Faust” trunks for their recharging in factories.



The scale of use of Panzerfaust is amazing - in the period from October 1944-th to April 1945, 5600000 "faust-cartridges" of all modifications were produced. The presence of such a number of disposable hand-held anti-tank grenade launchers (RPGs) in the last months of World War II allowed the untrained boys from Volkssturm to inflict considerable damage on Allied tanks in urban battles.

An eyewitness tells - Yu.N. Polyakov, commander of the SU-76: “The 5 of May was moving towards Brandenburg. Near the city of Burg, they ran into an ambush of "faunters". We had four cars with troops. It was hot. And from the ditch there are seven Germans with “fausts”. The distance of twenty meters, no more. This is a long story, but something is done instantly - they got up, shot, and that's it. The first three cars exploded, our engine crashed. Well, the right side, not the left - in the left-some fuel tanks. Half of the paratroopers died, the rest caught the Germans. They made good faces, twisted them with wire and threw them into burning self-propelled guns. Shouted well musically so ... "




Interestingly, the allies did not disdain to use captured RPGs. Since the Soviet army had no such weapons, Russian soldiers regularly used captured grenade launchers to fight tanks, as well as in urban battles, to suppress enemy fortified firing points.
From the speech of Colonel-General V.I., commander of the 8 Guards Army. Chuikova: “Once again, I want to especially emphasize at this conference the large role that the enemy’s weapons played - these are faust-patrons. 8-i guv. the army, soldiers and commanders, were in love with these faustprony, stole them from each other and used them successfully - effectively. If it is not a faustpatron, then let's call it Ivan-patron, if only we would have it as soon as possible. ”

Armor Tongs

A smaller copy of the Panzerfaust was the Panzerknacke grenade launcher (“Pliers for armor”). They were equipping saboteurs, and with this weapon the Germans planned to liquidate the leaders of the countries of the anti-Hitler coalition.

On a moonless September night, 1944, a German transport plane landed on a field in the Smolensk region. From it, a motorcycle was rolled out along a retractable gangway, in which two passengers - a man and a woman in the form of Soviet officers - left the landing site, driving towards Moscow. At dawn, they were stopped to check the documents that were in order. But an employee of the NKVD drew attention to the clean form of the officer - after all, it had rained heavily the night before. The suspicious couple was detained and after checking handed over to SMERSH. These were the saboteurs Politov (aka Tavrin) and Shilov, who were trained by Otto Skorzeny himself. In addition to a set of fake documents, the “Major” even had fake clippings from the newspapers “Pravda” and “Izvestia” with essays on exploits, decrees on awarding and a portrait of Major Tavrin. But the most interesting thing was in Shilova’s suitcase: a compact magnetic mine with a radio transmitter for a remote detonation and a Panzernakke compact rocket launcher.

The armored tongs length was 20 cm, and the launch tube was 5 diameter, cm.
A missile was worn on the pipe, which had a range of thirty meters and pierced the armor with a thickness of 30 mm. "Panzerknakke" was attached to the forearm arrow with leather straps. In order to secretly wear a grenade launcher, Politova sewed a leather coat with an extended right sleeve. The grenade was launched by pressing a button on the wrist of the left hand - the contacts were closed, and the current from the battery, hidden behind the belt, initiated the “Panzernakke” fuse. This "miracle weapon" was intended to kill Stalin during a trip on an armored car.

Panzerschreck

In 1942, the sample of the American Bazooka’s M1 American anti-tank grenade launcher (caliber 58 mm, weight 6 kg, length 138 cm, target range 200 meters) fell into the hands of German designers. The Wehrmacht Armaments Directorate proposed to weapons companies a new technical task for constructing a Raketen-Panzerbuchse hand-held grenade launcher (missile tank rifle) based on the Bazuki trophy. Three months later, a prototype was ready, and after testing 1943 in September, the German RPG Panzerschreck - “Thunderstorm of Tanks” - was adopted by the Wehrmacht. This efficiency was possible due to the fact that German designers have already conducted work on the design of a rocket launcher.
The “Thunderstorm of Tanks” was an open smooth-walled tube of length 170 cm. Inside the tube there were three guides for a missile. For aiming and carrying used shoulder rest and handle to hold the RPG. Charging was carried out through the tail pipe. For firing, the grenade thrower aimed a Panzerschreck at the target using a simplified aiming device, which consisted of two metal rings. After pressing the trigger, a small magnetic rod was introduced into the induction coil (as in piezo lighters), as a result of which an electric current was generated which, passing through the wiring to the back of the launch tube, initiated the ignition of the projectile powder engine.

The construction of the Panzershrek (the official name of 8,8 cm Raketenpanzerbuechse-43 - “88-mm missile anti-tank gun of the 1943 model of the year”) turned out to be more successful and had several advantages compared to the American equivalent:
The Thunderstorm Tank had a caliber of 88 mm, and an American RPG - 60 mm. Due to the increase in caliber, the weight of the ammunition has doubled, and therefore the armor-piercing rate has increased. The cumulative charge punched homogeneous armor up to 150 mm thick, which guaranteed the destruction of any Soviet tank (the American upgraded version of the Bazooka М6А1 punched armor to 90 mm).
An induction current generator was used as a trigger mechanism. On the "Bazooka" used the battery, which was quite capricious in operation, and at low temperatures lost charge.
Because of the simplicity of its design, the Pantsershrek provided a high rate of fire of up to ten rounds per minute (for Bazuki, 3-4).

Panzerfaust, Panzerknacke, Panzerschrec


The Panscherhrek projectile consisted of two parts: a combat with a shaped charge and a reactive unit. To use the RPG in different climatic zones, the German designers created an “arctic” and “tropical” modification of the grenade.
To stabilize the flight path of the projectile a second after a shot, a ring of thin metal was ejected in the tail section. After the projectile was removed from the launch tube, the gunpowder charge continued to burn for another two meters (for this, the German soldiers called Ofcnrohr “Pantsershrek”, a chimney). To protect himself from burns when firing, the grenade thrower had to wear a gas mask without a filter and put on thick clothes. This disadvantage was eliminated at a later modification of the RPG, on which a protective screen with a window for aiming was installed, which, however, increased the weight to eleven kg.



Due to its low cost (70 Reichsmarks - comparable to the price of a Mauser 98 rifle), as well as a simple device with 1943 to 1945, more than 300000 copies of the Panzerschreka were released. In general, despite the shortcomings, the “Thunderstorm of tanks” has become one of the most successful and effective weapons of the Second World War. Large dimensions and weight fettered the actions of the grenade thrower and did not allow to quickly change the firing position, and this quality in battle is priceless. Also, when shooting it was necessary to make sure that behind the gunner RPG is not, for example, a wall. This limited the use of "Panzershreka" in urban environments.



An eyewitness tells - VB Vostrov, the commander of the SU-85: “From February to April forty-five, we were very active against the troops of the“ faustnik ”, tank destroyers, made up of“ Vlasov ”and the Germans,“ penalty box ”. Once, right in front of my eyes, they burned our IS-2, standing a few dozen meters away from me. Our regiment was still very much in favor of the fact that we had entered Berlin from Potsdam and had not fallen to our lot to participate in the battles in the center of Berlin. And then the “faustnik” just lyutovali ... "
It was the German RPGs that became the progenitors of the modern "tank killers." The first Soviet RPG-2 grenade launcher was put into service in the 1949 year and repeated the “Panzerfaust” scheme.


In this video from different RPGs lash T-34 (very sorry)



Melee with tanks 1943

The German Wehrmacht’s training film, shot in 1943, teaches us to fight Soviet tanks in the melee ... Our Soviet tanks 34 and KV, almost all of them are shown weapon Wehrmacht melee.

 
13 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Edas
    Edas 20 July 2013 09: 59 New
    +1
    I read a lot of memoirs of the Second World War, in recent years, our warriors have been great delivered from the Faustniks, even the capture of trophy Faustists was encouraged by the command !!
    1. Sanyl
      Sanyl 22 July 2013 15: 57 New
      +1
      Not at all. According to statistics, the losses of our tanks from RPGs approximately corresponded to losses from aircraft, which were relatively insignificant against the background of other enemy anti-tank weapons.
      Another thing is that while this weapon was new, it caused increased concern.
  2. omsbon
    omsbon 20 July 2013 12: 15 New
    +7
    The stupidest anti-tank film of 1943
    The main task posed by the tank paratroopers is to protect the tank from the faunters.
  3. Marek Rozny
    Marek Rozny 20 July 2013 12: 39 New
    +4
    The article is good, only an accidental mistake in the word "Panzerschreck" in the title - the last letter was not written.
    And the article itself says "Ofcnrohr" instead of "Ofenrohr ".
  4. OPTR
    OPTR 20 July 2013 15: 54 New
    +2
    in the period from October 1944 to April 1945, 5600000 "Faustpatrons" of all modifications were produced.
    Additional application tasks that were originally envisaged are not entirely clear.
    Since the release of a very large number of devices is indicated, they far exceeded the number of tanks. Even taking into account possible misses, other applications were obviously supposed? This is almost every soldier, if five million released?
    1. Kars
      Kars 20 July 2013 16: 21 New
      +4
      Quote: OPTR
      other applications were obviously intended?

      ______________
    2. Kars
      Kars 20 July 2013 16: 22 New
      +3
      ______________________
      1. Running
        Running 20 July 2013 17: 36 New
        +9
        The most popular way!
    3. Yemelya
      Yemelya 21 July 2013 18: 07 New
      +2
      Quote: OPTR
      Since the release of a very large number of devices is indicated, they far exceeded the number of tanks. Even taking into account possible misses, other applications were obviously supposed? This is almost every soldier, if five million released?


      If you count the number of armor-piercing shells, cumulative art. shells, anti-tank mines, cartridges for anti-tank missiles, anti-tank hand grenades, cumulative bombs, Molotov cocktails and add another number of suicide dogs, you get much more.
  5. Argon
    Argon 21 July 2013 01: 05 New
    +2
    Many Western experts, analyzing the actions of the Soviet infantry (after the war), noted the massive and effective use of hand grenades in close combat. Proceeding from this "preference" of our grandfathers, taking into account the opinion of Chuikov (he was a tough man), it should be admitted that the trophy (panzerfaust ) came in very handy, significantly expanding the capabilities of "pocket artillery". Apparently the striking effect was sufficient to solve not only the issues of fighting tanks. As for the "Faust" itself, in my opinion, not FAU-1 \ 2, not jet aircraft or armored monsters, it is "Panzerfaust" that is the pinnacle of engineering thought in Nazi Germany, combining simplicity, efficiency, cheapness. I feel sorry for our tankers, the more significant is the greatness of the feat they accomplished.
  6. gregor6549
    gregor6549 21 July 2013 14: 50 New
    +4
    It must be admitted that the Germans during the Second World War managed to create many very effective models of weapons and military equipment at that time, including those described above. And the damage done by these panzerfausts, especially in urban battles, was huge
  7. klinok1
    klinok1 21 July 2013 15: 27 New
    0
    Yes, such a film is better than modern opuses about the war. It would not hurt their authors to take an example from such films ...
  8. Sanyl
    Sanyl 22 July 2013 16: 08 New
    +1
    Colleagues, stop telling stories. Everyone writes that in Berlin, RPGs caused huge damage to our tanks. The bike goes for a long time already. But there is a bunch of official data, this is not confirming. For example, 1 tank army at the Zeelovsky heights + Berlin lost 5 tanks irrevocably from the Fausts, 2 tank army - 16 tanks. It's a lot???

    http://www.battlefield.ru/berlin-panzerfaust.html
  9. Sochi
    Sochi 22 July 2013 16: 55 New
    0
    Hmm, the Fritz had bad things at the time the training film was made ... if a soldier is offered to manually attach mines in battle to a tank or go on it with a can of gasoline, then this is an alles ...
  10. Drosselmeyer
    Drosselmeyer 23 July 2013 01: 46 New
    +1
    It’s useless to shoot a tank at the front from 40 meters and it’s very scary to see, and Soviet infantry didn’t let the tanks pass through and shoot at the side and back of the tank in 44-45.
    By the way, according to statistics, not so big losses were from panzerfausts, compared with their saturation at the front.
  11. Alf
    Alf 26 July 2013 00: 54 New
    +2
    I went through the tanks, to be honest, plays a point. But this is in peaceful conditions, and in a battle at a distance of 40-50 meters, the tank is cleaning with a machine gun in front of it and leaning out of the trench and making an AIMED Shot is very difficult. In addition, if my memory serves me right, after the 43rd year the principle of attack was changed - the infantry went FORWARD the tank, and in such conditions it is very difficult for the Faustress to survive to the shot. In the city, of course, the matter is different.
    1. Alex
      Alex 10 February 2014 20: 24 New
      +1
      Quote: Alf
      I went through the tanks, to be honest, plays a point.
      I fully agree, I remember how at the bottom of the trench heaped together and watched everything in the sky as this monster passed over you. Well, our teaching officers were the first to sit down in the trenches and show what and how to do, otherwise, I am afraid, the first would have to be driven by force.
  12. rokkero
    rokkero 4 September 2013 15: 29 New
    0
    Thanks for the good article. The training film is also good. I did not know that they were released in such a large number

Panzerfaust, Panzerknacke, Panzerschrec

Panzerfaust, Panzerknacke, Panzerschrec


Доктрина вермахта предусматривала использование пехотой противотанковых пушек в обороне и в атаке, но в 1942 году германское командование в полной мере осознало слабость мобильных противотанковых средств: легкие 37-мм пушки и противотанковые ружья уже не могли эффективно поражать средние и тяжелые советские танки.

В 1942 году компания Hasag представила немецкому командованию образец Panzerfaust (в советской литературе он более известен как «фаустпатрон» — Faustpatrone). Первая модель гранатомета Генриха Лангвейлера Panzerfaust 30 Klein (малый) имела общую длину около метра и весила три килограмма. Гранатомет состоял из ствола и надкалиберной гранаты кумулятивного действия. Ствол представлял собой трубу с гладкими стенами длиной 70 см и диаметром 3 см; вес — 3,5 кг. Снаружи ствола находился ударный механизм, а внутри размещался метательный заряд, состоящий из пороховой смеси в картонном контейнере.
Гранатометчик нажимал на спуск, ударник накладывал капсюль, воспламеняя пороховой заряд. Вследствие образовавшихся пороховых газов граната вылетала из ствола. Через секунду после выстрела у гранаты раскрывались лопасти — для стабилизации полета. Относительная слабость вышибного заряда заставля-ла при ведении огня на дистанции 50-75 метров подни-мать ствол под значительным углом возвышения. Максимальный эффект достигался при стрельбе на дальности до 30 метров: под углом 30 градусов граната была способна пробить 130-мм лист брони, что на тот момент гарантировало уничтожение любого союзного танка.


Panzerfaust, Panzerknacke, Panzerschrec


В боеприпасе использовался кумулятивный принцип Монро: фугасный заряд изнутри имел конусообразную выемку, покрытую медью, широкой частью вперед. Когда снаряд попадал в броню, заряд детонировал на некотором расстоянии от нее, и вся сила взрыва устремлялась вперед. Заряд прожигал медный конус в его вершине, что, в свою очередь, создавало эффект тонкой направленной струи расплавленного металла и горячих газов, ударявших в броню со скоростью около 4000 м/с.
После серии испытаний гранатомет поступил на вооружение вермахта. Осенью 1943 года Лангвейлер получил множество рекламаций с фронта, суть которых сводилась к тому, что граната «Кляйна» часто давала рикошеты от наклоненной брони советского танка Т-34. Конструктор решил пойти по пути увеличения диаметра кумулятивной гранаты, и зимой 1943 года появилась модель Panzerfaust 30M. Благодаря увеличенной кумулятивной воронке бронепробиваемость составила 200 мм брони, но дальность стрельбы упала до 40 метров.

За три месяца 1943 года немецкая промышленность выпустила 1300000 «Панцерфаустов». Фирма «Хасаг» постоянно совершенствовала свой гранатомет. Уже в сентябре 1944 года в серийное производство был запущен Panzerfaust 60M, дальность стрельбы которого благодаря увеличению порохового заряда возросла до шестидесяти метров.
В ноябре того же года появился Panzerfaust 100M с усиленным пороховым зарядом, который позволял вести стрельбу на дистанции до ста метров. «Фаустпатрон» — РПГ одноразового использования, но нехватка металла вынудила командование вермахта обязать тыловые части снабжения собирать использованные стволы «фаустов» для их повторной зарядки на заводах.

Panzerfaust, Panzerknacke, Panzerschrec


Масштабы применения Panzerfaust поражают — в период с октября 1944-го по апрель 1945 года было произведено 5600000 «фаустпатронов» всех модификаций. Наличие такого количества одноразовых ручных противотанковых гранатометов (РПГ) в последние месяцы Второй мировой позволило необученным мальчишкам из «Фольксштурма» нанести союзным танкам значительный урон в городских боях.

Рассказывает очевидец — Ю.Н. Поляков, командир СУ-76: «5 мая двигались к Бранденбургу. Около города Бург нарвались на засаду «фаустников». Нас было четыре машины с десантом. Жарко было. А из кювета человек семь немцев с «фаустами». Расстояние метров двадцать, не больше. Это же рассказывать долго, а делается-то моментально — поднялись, выстрелили, и все. Первые три машины взорвались, у нашей двигатель разбило. Хорошо, правым бортом, а не левым — в левом-то топливные баки. Половина десантников погибла, остальные поймали немцев. Набили хорошо им рожи, скрутили проволокой и забросили в горящие самоходки. Орали хорошо, музыкально так...»


Panzerfaust, Panzerknacke, Panzerschrec


Интересно, что союзники не брезговали использовать трофейные РПГ. Так как советская армия не имела подобного оружия, русские солдаты регулярно использовали трофейные гранатометы для борьбы с танками, а также в городских боях, для подавления укрепленных огневых точек противника.
Из выступления командующего 8-й гвардейской армией генерал-полковника В.И. Чуйкова: «Я еще раз хочу особенно подчеркнуть на этой конференции большую роль, которую сыграло оружие противника, — это фаустпатроны. 8-я гв. армия, бойцы и командиры, были влюблены в эти фаустпатроны, воровали их друг у друга и с успехом их использовали — эффективно. Если не фаустпатрон, то давайте назовем его Иван-патрон, лишь бы у нас поскорей он был».

«Щипцы для брони»

Уменьшенной копией Panzerfaust был гранатомет Panzerknacke («Щипцы для брони»). Им оснащали диверсантов, и этим оружием немцы планировали ликвидировать лидеров стран антигит-леровской коалиции.

Безлунной сентябрьской ночью 1944 года на поле в Смоленской области приземлился немецкий транспортный самолет. Из него по выдвижному трапу выкатили мотоцикл, на котором двое пассажиров — мужчина и женщина в форме советских офицеров — покинули место посадки, поехав в сторону Москвы. На рассвете их остановили для проверки документов, которые оказались в порядке. Но сотрудник НКВД обратил внимание на чистую форму офицера — ведь накануне вечером шел сильный ливень. Подозрительную пару задержали и после проверки передали СМЕРШу. Это были диверсанты Политов (он же Таврин) и Шилова, подготовкой которых занимался сам Отто Скорцени. У «майора» кроме комплекта фальшивых документов были даже поддельные вырезки из газет «Правда» и «Известия» с очерками о подвигах, указы о награждении и портрет майора Таврина. Но самое интересное было в чемодане Шиловой: компактная магнитная мина с радиопередатчиком для дистанционного подрыва и компактный реактивный гранатомет «Панцеркнакке».

Длина «Щипцов для брони» была 20 см, а пусковая труба была диаметром 5 см.
На трубу надевался реактивный снаряд, который имел дальность тридцать метров и пробивал броню толщиной 30 мм. «Панцеркнакке» крепился на предплечье стрелка с помощью кожаных ремней. Для того чтобы скрытно носить гранатомет, Политову сшили кожаное пальто с расширенным правым рукавом. Запуск гранаты производился нажатием кнопки на запястье левой руки — контакты замыкались, и ток от батареи, спрятанной за поясом, инициировал запал «Панцеркнакке». Это «чудо-оружие» было предназначено для убийства Сталина во время поездки на бронированном автомобиле.

Panzerschreck

В 1942 году в руки немецких конструкторов попал образец американского ручного противотанкового гранатомета М1 Bazooka (калибр 58 мм, вес 6 кг, длина 138 см, прицельная дальность 200 метров). Управление вооружений вермахта предложило оружейным фирмам новое техническое задание для конструирования ручного гранатомета Raketen-Panzerbuchse (ракетная танковая винтовка) на основе трофейной «Базуки». Через три месяца был готов опытный образец, и после испытаний в сентябре 1943 года немецкий РПГ Panzerschreck — «Гроза танков» — был принят на вооружение вермахта. Подобная оперативность стала возможна благодаря тому, что немецкие конструкторы уже вели работы по проектированию реактивного гранатомета.
«Гроза танков» представлял собой открытую гладкостенную трубу длиной 170 см. Внутри трубы было три направляющих для реактивного снаряда. Для прицеливания и переноски использовался плечевой упор и рукоятка для удержания РПГ. Заряжание производилось через хвостовую часть трубы. Для стрельбы гранатометчик наводил «Panzerschreck» на цель, используя упрощенное прицельное устройство, которое состояло из двух металлических колец. После нажатия на спуск тяга вводила маленький магнитный стержень в индукционную катушку (как в пьезозажигалках), вследствие чего генерировался электрический ток, который, пройдя через проводку к задней части пусковой трубы, инициировал зажигание порохового двигателя снаряда.

Конструкция «Панцершрека» (официальное наименова-ние 8,8 cm Raketenpanzerbuechse-43 — «88-мм ракетное противотанковое ружье образца 1943 года») получилась удачнее и имела несколь-ко преимуществ по сравнению с американским аналогом:
«Гроза танков» имела калибр 88 мм, а американский РПГ — 60 мм. Благодаря увеличению калибра вес боеприпаса вырос в два раза, и, следовательно, повысилась бронебойность. Кумулятивный заряд пробивал гомогенную броню толщиной до 150 мм, что гарантировало уничтожение любого советского танка (американский усовершенст-вованный вариант «Базуки» М6А1 пробивал броню до 90 мм).
В качестве спускового механизма был применен индукци-онный генератор тока. На «Базуке» применялся аккумулятор, который был достаточно капризен в эксплуатации, а при низких температурах терял заряд.
Из-за простоты конструкции «Панцершрек» обеспечивал высокую скорострельность — до десяти выстрелов в минуту (у «Базуки» — 3-4).

Panzerfaust, Panzerknacke, Panzerschrec


Снаряд «Панцершрека» состоял из двух частей: боевой с кумулятивным зарядом и реактивной части. Для использования РПГ в разных климатических зонах немецкие конструкторы создали «арктическую» и «тропическую» модификацию гранаты.
Для стабилизации траектории полета снаряда через секунду после выстрела в хвостовой части выбрасывалось кольцо из тонкого металла. После вылета из пусковой трубы снаряда заряд пороха продолжал гореть еще на протяжении двух метров (за это немецкие солдаты называли «Панцершрек» Ofcnrohr, дымоход). Чтобы уберечь себя от ожогов при стрельбе, гранатометчик должен был надеть маску противогаза без фильтра и облачиться в плотную одежду. Этот недостаток устранили на более поздней модификации РПГ, на которую установили защитный экран с окошком для прицеливания, увеличивший, однако, вес до одиннадцати кг.

Panzerfaust, Panzerknacke, Panzerschrec


Благодаря невысокой стоимости (70 рейхсмарок — сопоставимо с ценой винтовки Mauser 98), а также простому устройству с 1943 по 1945 год было выпущено более 300000 экземпляров «Панцершрека». В целом, несмотря на недостатки, «Гроза танков» стала одним из наиболее успешных и эффективных образцов вооружения Второй мировой войны. Большие габариты и вес сковывали действия гранатометчика и не позволяли быстро менять огневую позицию, а это качество в бою бесценно. Также при стрельбе было необходимо убедиться, что позади наводчика РПГ не находится, например, стена. Это ограничивало применение «Панцершрека» в городских условиях.

Panzerfaust, Panzerknacke, Panzerschrec


Рассказывает очевидец — В.Б. Востров, командир СУ-85: «С февраля по апрель сорок пятого против нас очень активно действовали отряды «фаустников», истребителей танков, составленные из «власовцев» и немцев-«штрафников». Один раз прямо на моих глазах они сожгли наш ИС-2, стоявший в нескольких десятках метров от меня. Нашему полку еще сильно пофартило, что мы заходили в Берлин со стороны Потсдама и на нашу долю не выпало участвовать в боях в центре Берлина. А там «фаустники» просто лютовали...»
Именно немецкие РПГ стали прародителями современных «убийц танков». Первый советский гранатомет РПГ-2 был принят на вооружение в 1949 году и повторял собой схему «Панцерфауста».


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему



В этом ролике из разных РПГ подбивают Т-34(очень жалко)



Ближний бой с танками 1943

Учебный фильм немецкого вермахта снятый в 1943 году учит бороться с советскими танками в ближнем бою...Танки наши советские Т 34 и КВ, показано практически все протвотанковое оружие ближнего боя вермахта.

 
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 13
  1. EDAS 20 июля 2013 09:59
    Читал много мемуаров ВОВ,в последние годы воины наших здорово доставлялось от фаустников,даже взятие трофеиных фаустников поощрялось командованием!!
    EDAS
    1. Sanyl 22 июля 2013 15:57
      Отнюдь. Согласно статистике потери наших танков от РПГ примерно соответствовали потерям от авиации, которые были относительно малозначительны на фоне остальных противотанковых средств противника.
      Другое дело, что пока это оружие было новым, оно вызывало повышенные опасения.
      Sanyl
  2. omsbon 20 июля 2013 12:15
    Глупейший фильм о борьбе с танками 1943 г.
    Главная задача, которая ставилась танковым десантникам, это защита танка от фаустников.
  3. Marek Rozny 20 июля 2013 12:39
    Статья хорошая, только в заголовке случайная ошибка в слове "Panzerschreck" - последнюю букву не написали.
    И в самой статье написано "Ofcnrohr" вместо "Ofenrohr".
    Marek Rozny
  4. OPTR 20 июля 2013 15:54
    в период с октября 1944-го по апрель 1945 года было произведено 5600000 «фаустпатронов» всех модификаций.
    Не совсем понятны дополнительные задачи применения, которые предусматривались изначально.
    Поскольку указан выпуск очень большого количества устройств, то они намного превосходили количество танков. Даже с учетом возможных промахов, очевидно предполагались и другие варианты применения? Это же чуть не каждому солдату, если пять миллионов выпущено?
    1. Kars 20 июля 2013 16:21
      Цитата: OPTR
      очевидно предполагались и другие варианты применения?

      ______________
    2. Kars 20 июля 2013 16:22
      ______________________
      1. Spring 20 июля 2013 17:36
        Самый популярный способ!
        Spring
    3. Емеля 21 июля 2013 18:07
      Цитата: OPTR
      Поскольку указан выпуск очень большого количества устройств, то они намного превосходили количество танков. Даже с учетом возможных промахов, очевидно предполагались и другие варианты применения? Это же чуть не каждому солдату, если пять миллионов выпущено?


      Если подсчитать кол-во бронебойных снарядов, кумулятивных арт. снарядов, противотанковых мин, патронов для ПТР, ручных противотанковых гранат, кумулятивных авиабомб,бутылок с зажигательной смесью и прибавить ещё кол-во собак-смертников, получится гораздо больше.
      Емеля
  5. Argon 21 июля 2013 01:05
    Очень многие западные эксперты,анализируя действия советской пехоты(после войны),отмечали,массовое и эффективное использование ручных гранат в ближнем бою.Исходя из такого"предпочтения"наших дедов,учитывая мнение Чуйкова(крутой мужик был)следует признать,что трофей(панцерфауст)пришелся очень кстати-существенно расширяя возможности"карманной артеллерии".Видимо поражающее действие было достаточным для решения не только вопросов борьбы с танками.Что же касается самого"фауста",то на мой взгляд,не ФАУ-1\2,не реактивные самолеты или бронированные монстры,именно"панцерфауст"является вершиной инженерной мысли нацисткой германии,сочетающий простоту,эффективность,дешивизну.Танкистов наших жалко,тем значимей величие подвига,ими совершенного.
  6. gregor6549 21 июля 2013 14:50
    Надо признать что немцы в годы Второй Мировой сумели создать много очень эффективных на то время образцов вооружения и военной техники, в том числе и описываемые выше. И урон наносимый этими панцерфаустами, особенно в условиях городских боев, был огромным
  7. klinok1 21 июля 2013 15:27
    Да, такой фильм лучше современных опусов о войне. Не мешало бы их авторам брать пример с таких фильмов...
    klinok1
  8. Sanyl 22 июля 2013 16:08
    Коллеги, хватит байки травить. Все пишут что в Берлине РПГ нанесли нашим танкам огромный урон. Ходит байка давно уже. Но есть куча официальных данных, это не подтверждающих. Например, 1 танковая армия на Зееловских высотах + Берлин от фаустов потеряла безвозвратно 5 танков, 2 танковая армия - 16 танков. Это много???

    http://www.battlefield.ru/berlin-panzerfaust.html
    Sanyl
  9. Сочи 22 июля 2013 16:55
    Мда, хреновые дела были у фрицев к моменту снятия учебного фильма... если солдату предлагают вручную мины в бою крепить к танку или идти на него с канистрой бензина, то это уже аллес...
  10. Drosselmeyer 23 июля 2013 01:46
    Стрелять в лоб танка с 40 метров бесполезно и видать очень страшно, а пропустить через себя танки и стрелять в борт и корму танка, в 44-45 году уже советская пехота не давала.
    Кстати, по статистике, не такие уж и большие потери были от панцерфаустов, по сравнению с их насыщенностью на фронте.
    Drosselmeyer
  11. Альф 26 июля 2013 00:54
    Проходил обкатку танками, скажу честно-очко играет. Но это в мирных условиях, а в бою на дистанции в 40-50 метров танк пулеметом перед собой чистит и высунуться из окопа и сделать ПРИЦЕЛЬНЫЙ выстрел очень трудно. К тому же, если память мне не изменяет, после 43-го года был изменен принцип атаки-пехота шла ВПЕРЕДИ танка, а в таких условиях фаустнику очень трудно дожить до выстрела. В городе, конечно, дело другое.
    1. Алекс 10 февраля 2014 20:24
      Цитата: Альф
      Проходил обкатку танками, скажу честно-очко играет.
      Солидарен полностью, сам помню, как на дне окопа в кучку сжался и все в небо смотрел, как это чудище над тобой проходило. Хорошо, наши офицеры-преподаватели первыми в окоп сели и показали, что и как делать, а то, боюсь, первых пришлось бы силой загонять.
  12. rokkero 4 сентября 2013 15:29
    Спасибо за хорошую статью. Фильм учебный тоже хорош. Не знал, что их выпускали в таком большом количестве

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня