Планы и реальность подводного флота

Планы и реальность подводного флотаВ ближайшие годы, как известно, на нужды обороны будет потрачено порядка 20 триллионов рублей. Часть этих денег пойдет на нужды флота. И, судя по всему, немалая часть. Так, например, президент Объединенной судостроительной корпорации Р. Троценко недавно похвастался, что ПО «Севмаш» (г. Северодвинск) уже имеет заказы до 2022 года. Нельзя не согласиться с ним, что такие грандиозные сроки в промышленности встречаются редко: общая стоимость всех контрактов предприятия составляет 280 млрд. рублей. Что интересно, это самый большой объем соглашений, заключенных с юридическим лицом в нашей стране. Достойный повод для гордости.

Основная масса заказов северодвинского завода связана с постройкой подводных лодок четвертого поколения проектов 885 «Ясень» и 955 «Борей». На данный момент в планы Минобороны входит постройка десяти лодок первого типа и восьми второго. Напомним, количество нужных «Ясеней» постоянно менялось – то требовалось три десятка, то всего пять кораблей, но весной этого года было решено пока остановиться на десяти. Хотя нельзя утверждать, что после ввода в строй этих десяти подлодок не начнется строительство новых. Некоторый оптимизм в плане осуществимости запланированного строительства придает тот факт, что в последние 7-10 лет темпы строительства головных кораблей обоих проектов значительно выросли: «Северодвинск» (пр. 885) был заложен еще в 1993 году, а «Юрий Долгорукий» (пр. 955) в 96-м. Иногда говорится, что продолжительность строительства вызвана применением кардинально новых материалов и технологий. Однако эта версия нисколько не противоречит тому мнению, что до поры до времени «зародыши» лодок пылились на стапелях из-за отсутствия нормального финансирования. Тем не менее, в последние годы деньги нашлись, и в данный момент уже три новые подлодки («Северодвинск» и два «Борея»: «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский») проходят испытания. Еще два корабля заложены и строятся («Казань» проекта 885 и «Владимир Мономах» проекта 955).

Что получается: вооружение


У наших подлодок ближайшего будущего есть и ряд проблем. Раньше они в основном были связаны с деньгами, а сейчас – с различным оборудованием. Самая известная и «разрекламированная» загвоздка проекта «Борей» на данный момент – ракета Р-30 «Булава». Хотя последние на данный момент пять испытательных пусков этой ракеты прошли успешно, скептицизма по отношении к ней меньше не стало, равно как и различных шуточек. Кроме того, масла в огонь общественного мнения подливают СМИ: после 16-го пуска в августе этого года появилась информация, что первоначально он должен был состояться на неделю раньше, а перенесли его из-за неполадок на лодке. Представители Минобороны, в свою очередь, вскоре опровергли информацию о переносе запуска. Так что серию беспроблемных испытаний можно считать продолженной. С торпедным вооружением «Бореев» особых проблем пока не возникало, во всяком случае, если они и были, то широкого общественного резонанса не вызвали.

Точно так же не привлекло к себе народное внимание вооружение лодок «Ясень». И это понятно: их основным оружием являются противокорабельные ракеты «Оникс» и «Калибр» различных версий и модификаций. К настоящему времени оба семейства ракет испытаны, доведены и строятся серийно. А, как известно, успехи не так привлекают внимание как неудачи.

Что получается: деньги и не только

Другая проблема новых подлодок заключается в постоянно «съезжающих» сроках. К примеру, когда строительство «Северодвинска» получило толчок в виде нормального финансирования, планировалось ввести лодку в состав флота в 2011 году. Однако по ряду причин это торжественное событие перенесли на вторую половину 12-го. «Севмаш» утверждает, что «Бореям», в свою очередь, придется подождать, пока «Булава» будет готова к принятию на вооружение и серийному производству. Будем надеяться, следующие полтора десятка подлодок будут спускаться на воду, испытываться и вводиться в строй в соответствии с планами.

Планы и реальность подводного флотаВ этом году, как подлодка из-подо льда, всплыли две похожие истории, связанные с производством лодок и финансовыми потоками. В апреле некто Тиханов был приговорен к штрафу из-за того, что его фирма, по контракту с «Севмашем» от 2009 года приводившая сварочные работы, не имела соответствующей лицензии. По статье о незаконном предпринимательстве Тиханова оштрафовали на 30 тыс. рублей. В свою очередь, за проведенные работы его фирма получила около двух миллионов. 8 декабря стало известно об аналогичном деле. Подробностей его пока не оглашали, известно лишь то, что некая фирма под руководством некой женщины с 2007 по 2009 год провела монтажных работ на 12 миллионов. Чем закончится – посмотрим.

В аналогичном контексте иногда упоминается смена руководства «Севмаша». Напомним, в июне генеральный директор предприятия Н. Калистратов написал заявление «по собственному желанию» и ушел работать в законодательные органы Архангельска. На пост генерального директора ПО «Севмаш» был назначен теперь уже бывший глава ЦКБ «Рубин» А. Дьячков. В околофлотской среде, конечно, потихоньку ходит версия о причинах отставки Калистратова, связанных с его специфической деятельностью в должности гендиректора. Однако в ОСК утверждают, что это только своеобразная оптимизация работы «дочки» с целью улучшения ее работы. К тому же весной вице-премьер С. Иванов высказал сомнения в целесообразности нахождения Калистратова на посту директора «Севмаша».

Возможно, именно подобные истории с непонятными конторами без лицензий и стали главной причиной того, что министерство обороны всячески торговалось с кораблестроителями по поводу стоимости контрактов. Во всяком случае, можно понять Министерство: если вокруг крупного завода-производителя «пасутся» всякие мелкие «шарашкины конторы», ожидать можно что угодно. От увеличения стоимости контрактов до катастрофических последствий для завода. К примеру, подобным образом уже погиб Саратовский авиационный завод: в свое время вокруг него появилась масса дочерних фирм, а финансовые потоки в них распределялись таким образом, что вся прибыль уходила к ним, а все расходы и долги достались самому заводу. Вряд ли кто-то в нашей стране хочет подобной судьбы для «Севмаша» или любого другого оборонного предприятия.

Подводная стратегия

Хотелось бы, чтобы в будущем не возникало проблем с финансированием или подписанием контрактов из-за разногласий по цене. Если действительно все будет так, то актуальным станет другой вопрос: куда отправятся 18 новых лодок? «Бореи», как носители стратегических ракет, могут быть включены в Планы и реальность подводного флотасостав любого из российских флотов. Точно так же дело обстоит и с «Ясенями», хотя в свете последних событий в сфере систем ПРО такие лодки могут оказаться более нужными на Северном флоте. Если США продолжит развитие своей противоракетной обороны, а именно ее части, основанной на кораблях с системой Aegis, то со временем стоит ожидать появление таких кораблей в акватории Северного Ледовитого океана. Через этот район, как известно, наиболее целесообразно «проводить» межконтинентальные ракеты. Соответственно, в перспективе для противодействия американской ПРО может понадобиться некоторое количество подводных лодок с противокорабельными ракетами. Максимальная дальность пуска ракет «Оникс» или «Калибр» достигает 300 километров, соответственно стрельбу по «Иджисам» при надобности придется производить из акватории, закрытой льдом. Эффективное решение подобных задач под силу только подводным кораблям.

Правда, надо сказать, точные планы по распределению новых лодок еще не публиковались. Есть даже мнение, что их пока вовсе не существует. Вряд ли Минобороны будет заказывать технику, не имея планов по ее применению, но мнение есть и с этим фактом надо примириться. Хотя никто не запрещает его оспорить. Куда именно отправятся служить лодки, и чья версия в итоге окажется правильной – выясним через несколько лет, году к 17-18, когда достаточное количество лодок проектов 885 и 955 не только будет спущено на воду, но и завершит испытания.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 23
  1. Varnaga 20 декабря 2011 07:46
    Честно говоря, уже достала тупость журноламеров, применяющих критерии учебно-боевых запусков к испытательны. Между тем, уже после первых пусков Р-30 с ДД, специалистам было понятно, что ракета состоялась.
    1. Glenn Witcher 20 декабря 2011 09:21
      Не, самый класс - когда "бросок" ММГ пытаются обозвать неудачным пуском, дескать, до полигона не долетела. wink
      1. urzul 20 декабря 2011 09:40
        Уж лучше не удачные запуски, чем когда совсем ничего не делаеться
    2. Лис Пустыни 20 декабря 2011 09:36
      16-й по счету и второй в 2011 году испытательный запуск "Булавы" состоялся 27 августа 2011 года. Ракета проверялась на максимальную дальность полета, которая по итогам испытаний составила 9,3 тысячи километров. Испытания "Булавы" были признаны успешными. В целом, из 16 запусков ракеты девять были признаны успешными. Ранее сообщалось, что в текущем году планируется произвести четыре-пять пусков ракеты, по итогам которых может быть принято решение о принятии "Булавы" на вооружение. Одновременно с ракетой на вооружение ВМФ поступит и подводный крейсер "Юрий Долгорукий". В перспективе "Булава" составит основу морского компонента ядерного щита России и будет основным вооружением стратегических подводных ракетоносцев проекта 955/955А/955У "Борей". Баллистическая ракета способна поражать цели на дальности до восьми тысяч километров и нести от шести до десяти ядерных блоков мощностью 150 килотонн каждый. Старт ракеты производится в подводном положении в движении в наклонной плоскости.
      Лис Пустыни
      1. Denis 21 декабря 2011 10:31
        Булава ракета отличная, надо доводить до ума и не обращать внимание на журналистов, доведем ее до ума и равных ей не будет.
  2. vadimus 20 декабря 2011 07:53
    Как всегда вода в ступе... Строят. Не стоим на месте. Радует
    vadimus
  3. KILLAvolt 20 декабря 2011 08:22
    Наши лодки, это кость в горле Пендосни! Поэтому... надо строить их, чтоб пендосы постоянно находились в приободрённом состоянии... и, красными от усталости глазами, вглядывались в горизонт, сидя на берегу реки Гудзон, нервно вздрагивая от любой тени под водой... Вот-вот покажется НАШ перископ, потом антенна... передадут в Москву, что в Нью-Йорке "ВСЕ СПОКОЙНО ТЧК"... и снова исчезнут в морской пучине...
    (не бейте больно, я далёк от военно-морских подробностей на счет лодок!.. laughing )
  4. Lytzeff 20 декабря 2011 08:22
    Всё таки не понимаю тех кто критикует качество ссылаясь на поломки и неудачи ведь у новой техники всегда неполатки проявляются тем более на подводных лодках с их огромным количеством приборов и систем, это нормально, и это устраняется в ходе испытаний, хорошо что с места сдвинулись, ещё бы оборудование на предприятиях ОПК модернизировали чтоб стоимость и время постройки сократить
    Lytzeff
    1. kos 20 декабря 2011 16:57
      Да, что тут говорить о подводных лодках. Тот кто хоть раз был на пуско-наладочных работах технологического оборудования, тот знает что даже здесь возникает много проблем.
      kos
    2. Мимопроходящий 22 декабря 2011 01:36
      Цитата: Lytzeff
      Всё таки не понимаю тех кто критикует качество ссылаясь на поломки и неудачи ведь у новой техники всегда неполатки проявляются

      Обычно "детские болезни" новой техники имеют системный характер: скажем некая деталь при испытаниях постоянно ломается, ее усиливают, и поломок больше нет, у Булавы же все поломки были не системными, т.е. каждый раз разная причина. Причиной подобного может быть только две вещи - либо безграмотное проектирование, либо низкокачественное изготовление. Эмпирическим путем установили что виноваты оказались изготовители - после того как за плечом каждого слесаря буквально поставили по фсбешнику ракеты больше не падали.
      Отсюда вывод: либо на том заводе класть все хотели на работу за копейки, либо затесался реальный враг народа. Скорее первое, потому-что предполагаемый вредитель портил бы одну и ту-же деталь, соответственно и причина неудач была-бы одна и та же. Так что с производством у нас совсем все не радужно, и дело тут не в отсутствии современных станков...
      Мимопроходящий
  5. Anatoly 20 декабря 2011 08:56
    В своё время академик Сахаров,предлагал схему ядерного удара с подводных лодок,в акваторию Атлантического океана. Как он предсказывал,гиганская волна цунами,обазованная всего один взрывом,могла накрыть всё восточное побережье США. где расположены многие промышленные центры и скоцентрированна большая часть, население страны. В стратегическом отношении,подводные лодки он ставил выше,авиации и шахтных пусков.
    Anatoly
  6. ytqnhfk 20 декабря 2011 08:59
    Интересно когда до всех дойдет что пора гнать все комерческие фирмы от оборонки ведь это из-за них падает качество и скорость производства они дерут кучу денег за свои услуги с сомнительным качеством!
    ytqnhfk
  7. PSih2097 20 декабря 2011 09:16
    «Севмаш» утверждает, что «Бореям», в свою очередь, придется подождать, пока «Булава» будет готова к принятию на вооружение и серийному производству. Будем надеяться, следующие полтора десятка подлодок будут спускаться на воду, испытываться и вводиться в строй в соответствии с планами.

    Нормально, лодки построим, потом будем ждать, когда ж ракеты появятся. Только вот смысл постройки 955 проекта теряется, готова одна, почти готова вторая, заложено еще две. Если булаву не доведут до ума, будем иметь 4 РПКСН в состоянии аналогичном 941 проекту (только вот если для акул есть лекарство - макеевская Р39УТТХ "барк", то аналога булаве - нет).
    Во всяком случае, можно понять Министерство: если вокруг крупного завода-производителя «пасутся» всякие мелкие «шарашкины конторы», ожидать можно что угодно.

    Лично я знаю, пару таких «шарашкины конторы», только вот результат работы намного выше и лучше, чем у лицензированных организаций, и как выдают лицензии и во сколько это обходится, и по деньгам и по времени - тоже знаю.
  8. starded 20 декабря 2011 09:33
    Хорошо когда есть лодки, много лодок...
    Но ещё не мешало бы иметь голову не плечах!
  9. FoMaS 20 декабря 2011 09:39
    Обзор маловат.
  10. барон врангель 20 декабря 2011 09:47
    по всей великой Росси заводы оборонные развалили
  11. полковник 20 декабря 2011 12:03
    Цитата: барон врангель
    «Бореи», как носители стратегических ракет, могут быть включены в состав любого из российских флотов.

    Не любого, а СФ или ТОФ.
  12. Страбон 20 декабря 2011 12:58
    Ну хоть сами решили делать, а не на западе покупать. Ито уже плюс. Вначале все развалили, а теперь стали думать, может даже головой а не другим местом.

    А комерческие фирмы нужно гнать давно от оборонки - Верно сказано.
    Страбон
    1. belarus 25 декабря 2011 22:43
      Без шарашкиных контор не обойтись иногда при директоре с головой они делают быстрей лучше и за меньшие деньги-америкосыже частникам космос дали-а уж они бабки считают-только надо отсеивать нечистые а работать с проверенными и с хорошей репутацией (которую еще надо заслужить )
      belarus
  13. dred 20 декабря 2011 14:52
    Пендосам назло.
    dred
  14. patriot464 21 декабря 2011 09:23
    Не секрет, что наша школа подводного кораблестроения не вторая. Как мальчишка завидую тем, кто будет играть в эти игрушки. Русские идут! Семь футов, мужики!
    patriot464
  15. Mr. Truth 22 декабря 2011 01:12
    Морской компонент СЯС решили на СФ только иметь.
    Надеюсь что десятью ясенями не обойдемся, корабль просто шикарный штук 15-20 точно нужно на ТОФ и СФ по 1-2 бригады, а в БлФ и ЧФ можно и дизельками обойтись.
    Mr. Truth
  16. MURANO 24 декабря 2011 00:57
    Цитата: Mr. Truth
    Морской компонент СЯС решили на СФ только иметь.

    И с чего это вы решили.Первые 955 идут на ТОФ.
    Цитата: Mr. Truth
    Надеюсь что десятью ясенями

    Эти корабли к СЯС не имеют никакого отношения.
    MURANO
  17. Gonoriy 25 декабря 2014 16:16
    Странно, чт никак не определятся с количеством лодок.Кто ж там сидит в министерстве.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня