Оружие возмездия? Где-то мы уже это слышали

51


22 апреля пресс-служба украинского Совета национальной безопасности и обороны сообщила об успешном испытании новой тактической ракеты. Как рассказал первый заместитель секретаря СНБО Олег Гладовский, ракета может нести на расстояние 300 километров различные виды боеголовок, вплоть до ядерных. Украинские СМИ подчеркивают, что ракета управляемая, а полный залп возможно осуществить в течение всего 38 секунд.

Также отметился громкими заявлениями и секретарь СНБО Турчинов, наблюдавший за испытаниями лично.

Оружие возмездия? Где-то мы уже это слышали


«Перед ОПК, перед нашими учеными и конструкторами была поставлена задача обеспечить производство украинских ракет без хотя бы одной комплектующей, произведенной в РФ. Оборонпром вместе с учеными достойно выполнили задачу. Наша ракета полностью выполнила плановое задание и попала точно в намеченную цель».

«Мы готовим к применению мощные и эффективные ракеты, которые будут надежно защищать нашу страну».

По словам Турчинова, украинские ученые и разработчики трудятся сразу над несколькими перспективными разработками в этой области.

В авторитетном блоге BMPD данное событие прокомментировали так:

Тип и даже класс впервые испытанной 22 марта 2016 года новой управляемой ракеты украинского производства не сообщается, и качественные фото- и видеоматериалы с изображением ракеты не опубликованы. Однако с учетом имеющейся информации и того, что наклонный пуск ракеты под относительно небольшим углом возвышения был произведен с самоходной пусковой установки на колесном шасси МАЗ-543, можно сделать вывод, что было произведено первое испытание 300-мм корректируемой ракеты "Вільха" ("Ольха") для использования из реактивной системы залпового огня "Смерч". Разработку ракеты "Ольха" ведет ГП «Конструкторское бюро «Южное» им. М.К .Янгеля» (Днепропетровск), систему управления (по всей видимости, сочетающую инерциальное наведение с коррекцией по GPS) создает ГП «Государственное Киевское конструкторское бюро «Луч» (http://bmpd.livejournal.com/1802988.html).

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что для испытательного пуска использовалась штатная ракета РСЗО "Смерч" с установленным новым отсеком управления разработки ГККБ «Луч».

Можно ли считать "Ольху" тактической ракетой, как ее представили украинские СМИ?

Однозначно нет.

Как считают специалисты, украинцы просто снабдили новым блоком управления снаряд для РСЗО "Смерч". "Смерч" очень трудно назвать современным оружием. Все-таки 1987 год. И, кстати, то, что Гладковский назвал цифру 38 секунд, это подтверждает. Время залпа "нового оружия" поразительно совпадает с данными "Смерча".

Соответственно, речь идет о модернизации БЧ "Смерча". И вполне можно говорить о корректируемом боеприпасе, но не о тактической ракете. А подобные боеприпасы были на вооружении еще Советской Армии.
Советские ракеты базировались на инерциальной системе коррекции, которая обеспечивала угловую стабилизацию снарядов на активном участке траектории, плюс коррекцию дальности за счет поправки к времени отделения головной части. Для того времени система обеспечивала хорошую точность и кучность. В современных условиях эту систему дополняют коррекцией по данным спутниковой навигации.

И вот тут начинаются некоторые проблемы, способные несколько испортить всю картинку.

У Украины нет своей спутниковой группировки, и вряд ли положение может кардинально улучшиться в ближайшие десятилетия. Да, украинские военные могут использовать данные систем GPS или ГЛОНАСС.

Проблема, однако, в том, что «гражданские» версии американской и российской систем дают довольно значительные ошибки при определении координат, а военные...

Сомневаюсь, что США предоставит в распоряжение украинских военных частоты своей системы. При том "порядке", который существует сегодня в ВСУ, это был бы весьма безответственный поступок. То же самое и в отношении России можно сказать.

Соответственно, при отсутствии спутникового сопровождения точность "Ольхи" так и останется на уровне 90-х годов 20-го века.

Дальность тоже не впечатляет. Причем в заявленной цифре в 300 километров можно даже усомниться. Ведь увеличение дальности стрельбы тех же "Смерчей" и "Торнадо-С" произошло в первую очередь из-за применения более легкого, но эффективного твердого смесевого топлива. Которое, увы, в Украине никогда не производилось.

Можно ли собственными силами на Украине разработать и, самое главное, собрать современные ракету и изготовить эффективное топливо?

С некоторой долей вероятности — да. Все-таки на Украине с советского времени имелась существенная часть такого производства, но множество компонентов, агрегатов и узлов украинские ракетостроители получали из России. Сейчас, понятно, эти каналы перекрыты, а самостоятельно Украина ничего сделать не может.

КБ "Южное" имело огромный опыт в разработке ракет. Но. Это были межконтинентальные баллистические ракеты, та же "Сатана". На жидком топливе. И все-таки МБР довольно сильно отличается от тактической ракеты.

Даже если в "Южном" и произведут необходимые расчеты и разработают новую ракету, где, скажите, ее будут собирать? На "Южмаше"? Хорошо, было в истории завода такое. Но тогда возникают следующие вопросы: кто и на чем? В СМИ и украинских, и российских тема состояния "Южмаша" поднималась не единожды. Состояние если не банкрота, то стоящего в одном шаге от банкротства, с уволенными сотнями рабочих (часть которых сегодня трудится в России, на аналогичных предприятиях), с распродаваемым оборудованием... Сомнительно.

Кроме того, не будем забывать, что на испытаниях был опытный образец. Серийное производство «Ольхи» только предстоит наладить, а сколько на это понадобится времени, сказать сложно.

Здесь уместно вспомнить печальную историю Таиланда, заключившего контракт на поставку танка "Оплот". С момента заключения контракта в 2011 году по 2016 год Таиланд получил 10 танков из заказанных 54. И в ВСУ этих чудо-машин тоже не наблюдается. Хотя бы в десятках.

Если изготовление "Ольхи" будет развиваться так же стремительно, как и работа с "Оплотом", то всем, кого должны были бы напугать "новые" украинские тактические ракеты, можно спать спокойно. Не в этой жизни.

Пока же невооруженным взглядом видно, что киевская хунта пытается бряцать оружием в агитационных целях, а не в военно-практических. До практики еще очень далеко.

Кроме того, не стоит забывать, что в распоряжении России, в адрес которой и направлено все это бряцание, есть еще и новейшие комплексы РЭБ. А это область, в которой Украина не просто отстала навсегда, а вряд ли вообще сможет разработать хоть что-то, реально способное противостоять тем комплексам, которые уже стоят на вооружении. Хотя они и были разработаны 10-15 лет назад.

Что тогда говорить о новейших разработках типа "Москвы"?

В итоге с шумихой и помпой проведенные отчеты по созданию и испытанию "чудо-оружия" на деле могут оказаться простой модернизацией довольно старого, хотя и проверенного временем, оружия. На что реально надеются господа из СНБО Украины, сказать сложно. Но уповать на эти разработки сегодня не стоит так уж однозначно. Хотя бы просто потому, что они безнадежно устарели, и сама вероятность их массового производства невелика.
51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    27 апреля 2016 06:17
    Кроме того, не будем забывать, что на испытаниях был опытный образец. Серийное производство «Ольхи» только предстоит наладить, а сколько на это понадобится времени, сказать сложно.

    Это не "Ольха" а осиновый кол,на который напорется страна 404 как только чудо оружие выйдет на позицию.
    Вот как то так мне это видится. am
    1. +12
      27 апреля 2016 09:49
      300км дальность полета? Бред.
      Либо это должна быть баллистическая ракета малой дальности(по пуску видно, что это не так)
      Либо это должна быть крылатая ракета (которую на базе 300мм смерча не сделать, калибр маловат).
      Или хохлам слава "калибров" покоя не дает?
      1. +4
        27 апреля 2016 15:47
        Все гораздо проще. У всу есть смерчи и ураганы , но нет бп к ним. Есть точки, но нет ракет. Поэтому они их редко применяют на Донбассе - бп мало, да и срок годности истекает или уже истек. Купить негде - в восточной европе их просто нет . Только грады. Вот и пытаются суррогаты создать , чтобы было чем стрелять . Вот только стоимость производства ракет для тяжелых рсзо и тактических комплексов для укропии за гранью. Создать образец то можно - все это советские модели, а вот развернуть пр-во не на что. hi
        1. 0
          27 апреля 2016 22:42
          Какое производство на украине? Какой украинский ВПК? Не смешите меня. Из всех предприятий со сложным, наукоёмким производством, остался только "Мотор Сич". Да и тот на ладан дышит. Знаю о чём пишу. Запустили обычную ракету смерч, и отчитались на весь мир об очередной "перемоге". Для свидомых идиотов, которые до сих пор кричат ура, типа и мы можем.
        2. 0
          26 апреля 2017 19:26
          На что реально надеются господа из СНБО Украины, сказать сложно.

          Да нет, всё просто. На флоте говорят так: - "Весь пар ушел в свисток". Обыкновенный пиар, с целью продлить свое поганое существование во власти. Это уже было в истории. Гитлер тоже надеялся на "супероружие". Все в этом мире повторяется: - сначала в виде трагедии, а потом в виде фарса.
      2. +2
        28 апреля 2016 01:29
        Напоминает один анекдот....
    2. Комментарий был удален.
    3. +3
      27 апреля 2016 12:11
      Может эта "Ольха" и пролетит 300 км, но вот где она упадет даже её создателям неведомо laughing
  2. +11
    27 апреля 2016 06:17
    Можно ли собственными силами на Украине разработать и, самое главное, собрать современные ракету и изготовить эффективное топливо?

    А зачем ? Проще петарды в Китае купить! laughing
    1. +7
      27 апреля 2016 06:31
      Проще петарды в Китае купить!

      КУПИТЬ? Да Вы шо? Весь МИР краине ДОЛЖЕН. А ВЫ купить.Так должны дать, просто обязаны.
    2. +7
      27 апреля 2016 07:00
      Все можно, уже практически готово laughing и даже постоянно используется (ссылка в новой вкладке открывается):
  3. +6
    27 апреля 2016 06:22
    Зато укрогиганты держат себя в форме. Самосознание на высоте исключительной нации.

    Пипл то хавает...
  4. +4
    27 апреля 2016 06:24
    Последние дни какого - то по счету рейха??????? Оружие Возмездия - блин)))))слов нет!
  5. Комментарий был удален.
  6. +21
    27 апреля 2016 06:48
    ........................
  7. +5
    27 апреля 2016 07:14
    «Мы готовим к применению мощные и эффективные ракеты, которые будут надежно защищать нашу страну».
    Ни дать, ни взять - гитлер укрокаклолвский! laughing
  8. +8
    27 апреля 2016 07:17
    Можно ли считать "Ольху" тактической ракетой, как ее представили украинские СМИ?

    Однозначно, нет.
    Почему нет? РСЗО Смерч вполне себе тактическое оружие. Другой вопрос что украинцы как всегда за якобы новое тактическое оружие выдают давно отработанное советское.
    "Смерч" очень трудно назвать современным оружием. Все-таки 1987 год.
    Ну это тоже перебор. Современное оно или нет вопрос десятый. Главное - оно эффективное и очень опасное оружие. Так что назвать устаревшим свой собственный "Смерчь" лишь бы потоптаться на украинцах несколько глупо.
    1. +3
      27 апреля 2016 09:01
      Цитата: Alex_59
      Ну это тоже перебор.

      Нет, не перебор. Он действительно устарел. И действительно ведутся активные работы по приведению его в соответствие.

      Но основная их проблема на данный момент- отнюдь не боеприпасы. Система управления. С которой и разбираются. Как пример- КСАУО "Слепок-1"
      1. +1
        27 апреля 2016 09:12
        Цитата: Лопатов
        Нет, не перебор. Он действительно устарел. И действительно ведутся активные работы по приведению его в соответствие.

        Но основная их проблема на данный момент- отнюдь не боеприпасы. Система управления. С которой и разбираются. Как пример- КСАУО "Слепок-1"

        Ну я имел ввиду именно артиллерийскую часть, а не комплекс. Про САУ ничего сказать не могу, не компетентен. Хотя конечно и в артиллерийской части наверное есть к чему придраться - по нынешним модным меркам. Тем не менее под накрытие попадать не хочется.
        1. +2
          27 апреля 2016 10:33
          Цитата: Alex_59
          Ну я имел ввиду именно артиллерийскую часть, а не комплекс.

          В том то и Ваша ошибка. В современных боевых действиях имеет значение именно комплекс.

          Кстати, тут у Украины есть большой плюс. Применение ими созданного для Афганистана простейшего комплекса управления UBLFDS позволяет снизить критичность квалификации офицеров-артиллеристов
          1. +1
            27 апреля 2016 12:57
            интересно насколько он работоспособен?у нас у командира БУиАР был с Афгана(1984г.) японский вычислитель-естественно без ЖыПыСы,надо было координаты свои вручную вводить,но народ ему сильно завидовал..
            1. +1
              27 апреля 2016 15:30
              Цитата: свой1970
              интересно насколько он работоспособен?

              Позволяет тупому пиджаку при отсутствии обученного вычислителя и при отсутствии обученных командиров орудий выполнять функции Старшего офицера батареи. По крайней мере в плане расчётном.

              Цитата: свой1970
              у нас у командира БУиАР был с Афгана(1984г.) японский вычислитель-естественно без ЖыПыСы,надо было координаты свои вручную вводить,но народ ему сильно завидовал..

              Дело всё в специализированных программах, а не просто в технике.
              1. +2
                27 апреля 2016 19:43
                я имел в виду насколько реально работоспособен данный прибор выпуска страны 404?Если они выпускают его серийно-это одна песня,штучно другая..

                "японский вычислитель-естественно без"- прибор позволял очень много: введеные координаты пяти(по моему)точек и азимут позволяли определять координаты цели,прокладывать путь - как топопривязчик,введенные метео(скорость ветра и направление-температуру и влажность мерил сам) и др. данные позволяли решать все арт задачи,даже дистанцию мерил(мелкие лазером,большие по принципу секундомера и разрывов-по скорости звука)- но очень точно за счет метеоданных позволяющих точно мерить скорость звука.Калибровался только очень долго - минут 10-15,думал....А да - еще аккумулятор таскали с ним,рассчитан был на батарейки-связисты переделали на 55ку легковушную belay
                Заменял практически всю батарею артразведки feel feel со всеми приборами-буссолями,топопривязчиками,гиро
        2. 0
          27 апреля 2016 22:57
          Мужики, я с вас прозреваю. Это типичный украинский фейк, проще говоря разводняк для свидомых. Повторюсь. На украине уже давно нет ни кадров, ни мощностей, что-бы разработать и сделать ракету, и тем более блок управления. Более развитые державы с этой задачей не справились. Был запуск обычной ракетой из РСЗО "Смерч". А вы вполне серьёзно обсуждаете то, чего быть не может по определению.
    2. +3
      27 апреля 2016 09:14
      Цитата: Alex_59
      Почему нет? РСЗО Смерч вполне себе тактическое оружие. Другой вопрос что украинцы как всегда за якобы новое тактическое оружие выдают давно отработанное советское.

      Цитата: Alex_59
      Ну это тоже перебор. Современное оно или нет вопрос десятый. Главное - оно эффективное и очень опасное оружие. Так что назвать устаревшим свой собственный "Смерчь" лишь бы потоптаться на украинцах несколько глупо.

      Тут дело в том, что как РСЗО Смерч - вполне современное изделие. А вот в качестве тактической ракеты одиночным огнем...

      Например, НСВ - вполне годный пулемет, и довольно точный. Но если из него при помощи глины, палок и синей изоленты изваять снайперскую винтовку крупнокалиберную - результат будет, скажем так, несколько неоднозначным...

      P.S - нет, они таки действительно совершили это изнасилование пулемета в особо извращенной форме. Я даже не знаю, зрада это или перемога...

      [center]
      1. +6
        27 апреля 2016 09:31
        Нашел покрупнее.
        Извращенцы...
        1. 0
          27 апреля 2016 15:33
          Особенно глупо это выглядит на фоне того, что ещё американские снайпера во времена Вьетнамской войны применяли для высокоточной стрельбы непосредственно 12.7 пулемёт. Не считая необходимым устраивать скачки с его переделкой в ружжо.
      2. Комментарий был удален.
      3. 0
        27 апреля 2016 21:48
        Цитата: Mik13

        P.S - нет, они таки действительно совершили это изнасилование пулемета в особо извращенной форме. Я даже не знаю, зрада это или перемога...

        Так эти (неприличное слово) и из калашникова "снайперскую винтовку делали", путём удаления газового движка, удотворцы(не руками, а удом делают) перезрадные, так и до НСВ добрались, гвинтивку снайпирську зробыли, Америку, блин открыли, испохабив хороший пулемёт, на который оптика и так штатно ставилась.
    3. Комментарий был удален.
  9. +5
    27 апреля 2016 07:33
    Проблема, однако, в том, что «гражданские» версии американской и российской систем дают довольно значительные ошибки при определении координат...

    Как геодезист могу сказать, что точность гражданских геодезических GPS/ГЛОНАСС приемников миллиметровая. Бытовые приемники дают точность 3-5 метров. Мне кажется, этого более, чем достаточно.
    1. +2
      27 апреля 2016 12:18
      Приветствую коллега. Весь вопрос в скорости место определения. Ракета летит очень быстро. А Вы в работе останавливаетесь и ждёте, для большей точности.
    2. 0
      27 апреля 2016 20:01
      практически еще точнее, Ози РУСС выводит на пирамиды (по 2-х километровкам)в пределах 1-2 метра с учетом того что он тупит безбожно,спутники теряет постоянно и не обновлялся с 2009 года
  10. +15
    27 апреля 2016 08:09
    Вы лучше посмотрите внимательно на фотографию в начале статьи. Рядом с группой лиц, наблюдающими за испытаниями стоит прибор наблюдения ПНВ-1 (или2?). Так вот посмотрите на него внимательно. Во-первых, он закреплен к штативу "в-верх тормашками", Во-вторых: так как "официальные" крепления оказались вверху, то прикреплен он к штативу при помощи резинки, на подобии той которую используют для крепления багажа на багажники велосипедов, мотороллеров и пр. Это хорошо показывает на каком уровне "находится" все, что касается техники и научных достижений на "современной" Украине.
    1. 0
      27 апреля 2016 11:11
      Цитата: Monster_Fat
      Так вот посмотрите на него внимательно. Во-первых, он закреплен к штативу "в-верх тормашками",

      Нет это не так, не знаю, что это за прибор но на 08 секунде видео в него смотрят не "вверх тормашками".
      1. 0
        27 апреля 2016 11:21
        Вот и я говорю: нормальный прибор.
        Свинтили откуда-то, а тут проверка, началЪнику смотреть не во что! Открутили и принесли назад. -Где крепления?-Какие крепления? Резинкой прицепи: и так сойдет!
        1. +1
          27 апреля 2016 16:10
          Это бинокуляр Д-49.
    2. +3
      27 апреля 2016 19:59
      Цитата: Monster_Fat
      рибор наблюдения ПНВ-1 (или2?). Так вот посмотрите на него внимательно. Во-первых, он закреплен к штативу "в-верх тормашками",


      Я таким пользовался. Этo D-49 и он не к верх тормашками. Просто к нему особый штатив нужен, называют его вилкой, он его снизу и с боков зажимает. Штука редкая видать в хохляндии не нашлось, прикрутили к чему-то похожему.
  11. +6
    27 апреля 2016 08:19
    Если изготовление "Ольхи" будет развиваться так же стремительно, как и работа с "Оплотом", то всем, кого должны были бы напугать "новые" украинские тактические ракеты, можно спать спокойно. Не в этой жизни.



    Тщательнее надо работать, тщательнее!
  12. +1
    27 апреля 2016 08:42
    Цитата: Kos_kalinki9
    Проще петарды в Китае купить!

    КУПИТЬ? Да Вы шо? Весь МИР краине ДОЛЖЕН. А ВЫ купить.Так должны дать, просто обязаны.


    То-то поезд "великого украинского шёлкового пути" порожняком обратно прибыл.
  13. +1
    27 апреля 2016 08:59
    Оружие возмездия?

    Пора уже прямо говорить украинским оружейникам, что лепят все подряд из того, что под рукой. Зато речи какие звучат:
    «Мы готовим к применению мощные и эффективные ракеты, которые будут надежно защищать нашу страну»
  14. 0
    27 апреля 2016 09:10
    Так жалко петарды! Инструкция на русском,или китайском-опять попутают!
    1. +1
      27 апреля 2016 09:37
      Нельзя им петарды давать-запустят, как обычно, по чему-нибудь очередному, пролетающему над Украиной, а нам, опять, за это отвечать.
  15. 0
    27 апреля 2016 09:35
    Опять хотят денег срубить у кого нибудь типа на выпуск ракет или контракты по заключают как с оплотом и в кусты.
  16. 0
    27 апреля 2016 09:49
    300 километров дальность? Лузеры!)))) Кузнец Вакула на чёрте и подалее летал))))
  17. 0
    27 апреля 2016 10:35
    им для обстрела Донецка вполне подойдет...
  18. Комментарий был удален.
  19. +1
    27 апреля 2016 11:19
    Последнее время в СМИ появилась тенденция великого прощения и налаживания отношений как экономических,так и политических.Друзья,не обольщайтесь!Хохлы в очередной раз обманут!Вспомните расхожую фразу:предавший единожды...
    Пусть хоть из рогаток нам погрозят,забавно ведь!Пусть строят подводный флот(который будет нырять только в степях краины) кроме хохота эти потуги ни на что не претендуют!Море уже выкопали,флот построят!Перемога или зрада?ТАРАБАРЩИНА!!! hi
    1. 0
      27 апреля 2016 12:49
      Цитата: kolobok63
      !Хохлы в очередной раз обманут!Вспомните расхожую фразу:предавший единожды...


      Да они особенно и не шифруются. Вон уже создают батальон "крым" с подчинением ГШ ВСУ.
      (клик.)
  20. +1
    27 апреля 2016 11:26
    На 11:24 М три щеневмерлика отметилось минусами статье)
  21. +2
    27 апреля 2016 11:41
    Они ещё не поняли что оружие это источник повышенной опасности.
    А украинское оружие, оно очень часто в своих стреляет.
  22. +4
    27 апреля 2016 12:38
    Потомки палача Бандеры,
    Нашли и испытали на Майдане,
    Оружие, питающее Веру,
    Народные прыжки ему названье.

    ь определяется в два хопа,
    По нежеланию скакать его враз видно.
    Вот только вожделенная Европа
    Не скачет с Украиною!Обидно!

    И ничего, что после первых скачек,
    Сюжетик вот такой определился:
    Донецку век не залечить болячек
    И Крым от "незалэжной"отвалился!
  23. 0
    27 апреля 2016 14:43
    стране нужные герои, но укропия пока имеет только дураков...
  24. 0
    27 апреля 2016 15:01
    Скорее всего получится такая же история как и с "Оплотом".
  25. 0
    27 апреля 2016 16:21
    В детстве в "городки" не наигрались украинские ракетчики!
  26. NHKp
    0
    28 апреля 2016 18:28
    Шутки плохие.А что мешает начинить ее начинкой из любой АЭС на Украине и пустить ее по России. Так называемая "грязная бомба"
  27. 0
    27 апреля 2017 01:10
    Вот вы ТТХ сравниваете, новая или не новая, смогут или нет.
    Меня другое ну просто потрясает - ведь эти гадёныши реально готовятся воевать с Россией! Сами себя распаляют, входят в раж... Безумие просто. Уже сейчас считают себя победителями.
    А всё потому, что эту вражескую гидру не добили в своё время на Донбассе. Нельзя ей давать расти и наращивать злобу.
    Надеяться на то, что она образумится или сама собой развалится не стоит. Тем более, что чем у неё дела хуже, тем реальнее её агрессия уже не только против Донбасса, но и России.
    Наше ожидание «не понятно чего?» только распаляет их больное воображение и вводит в раж. Они уже в мыслях в Ростове на Дону москалей вешают.
    А мы всё ждём...
    Сейчас может не стоит напрямую воевать с ними. Но устроить жесточайший санитарный кордон с этой заразой - просто необходимо. Никаких торговых или денежных подачек. Полная их изоляция.
    Вплоть до того, что перекрыть уже сейчас прокачивание газа по украинской территории. Ничего, европейцы сначала по воняют, но потом по сговорчивей станут насчёт быстрого строительства северного или южного маршрута.
    И ещё. Ведь там живут половина населения - русские люди. Как же их так обработали, что они иногда почище самих украинцев лютуют и ненавидят Россию и всё русское? Какое оправдание они сами себе придумывают?
    Помнится раньше в 90-ые очень удивлялся: только вчера, кажется, учились в Союзе вместе в военном училище в Москве, спали койки рядом - русский и молдаванин. А теперь этот офицер Советской Армии, молдаванин поехал в Приднестровье убивать русских «оккупантов»! Я был в шоке - и это мой бывший товарищ???
    А теперь уже русские на Украине лютуют против русских на Донбассе!!!
    Что с ними делать? Их уже не исправишь.