Путь от танка «Кристи» до БТ-2

Семейство легких колесно-гусеничных танков БТ («быстроходный танк») хорошо знакомо не только любителям истории. Этот танк стал олицетворением советской танковой промышленности предвоенных лет. Узнаваемый силуэт и впечатляющие по сей день динамические характеристики данного танка делают его достаточно известным. Успел танк стать и кинозвездой, танки БТ были показаны в популярном предвоенном фильме «Трактористы». Первенцем в линейке танков БТ стал БТ-2, который серийно выпускался на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ) с 1932 по 1933 годы. Также данный танк называли «Русский Кристи», и такое название боевой машине было дано совсем не случайно.

Превращение американского прототипа в серийный советский танк

18 июля 1929 года Реввоенсовет СССР утвердил новую «Систему танко-тракторного и автоброневого вооружения РККА», которой утверждалась организация бронетанковых вооружений Советского Союза, а также классификация танков и их функции в будущих военных конфликтах:


— разведывательный танк — быстрая, вездеходная, дешевая боевая машина (танк или танкетка), возможно, плавающая;
— общевойсковой танк — основной танк Рабоче-Крестьянской Красной Армии;
— оперативный танк — танк прорыва, он должен был не втягиваться в бои с танками и противотанковой артиллерией противника, а идти в прорыв с десантом на броне и развивать наступление, круша тылы противника;
— танк качественного усиления ТРГК (танков резерва главного командования) — мощный средний танк, обладающий сильным вооружением;

— мощный танк особого назначения также относился к ТРГК. Представлял собой тяжелый танк прорыва с мощным артиллерийским вооружением, способный выдерживать огонь вражеской противотанковой артиллерии.

Путь от танка «Кристи» до БТ-2
БТ-2 с пушечно-пулеметным вооружением


На тот момент времени Советский Союз почти не производил танков, которые отвечали бы выдвинутым требованиям. В стране надлежало практически с нуля создавать целую танковую отрасль, готовить и обучать специалистов (конструкторские и производственные кадры), подготовить промышленную базу и КБ для обеспечения армии современной бронетехникой в сжатые сроки. 22 ноября 1929 года в стране было образовано Управление по моторизации и механизации РККА, первым руководителем которого стал комкор И. А. Халепский. Он был ярым сторонником ускорения производства в СССР танков за счет приобретения и лицензирования новейших образцов техники за рубежом. Для советского танкостроения такой подход он считал своеобразным «допингом».

6 декабря 1929 года Серго Орджоникидзе, который являлся председателем главы Наркомтяжпрома, принял решение о выделении денежных средств на приобретение иностранных танков. Уже 30 декабря того же года закупочная комиссия под руководством Халенского и начальника инженерно-конструкторского отдела УММ С. А. Гинзбурга отправилась в США, где провела переговоры с американским конструктором, изобретателем и бизнесменом Джоном Уолтером Кристи о возможности покупки нескольких экземпляров его танка М1931 и последующего лицензирования производства танка в Советском Союзе. Данная боевая машина во многом была передовой с точки зрения примененных конструкторских решений. В танке появилась подвеска, которая была запатентована Кристи, плотная компоновка агрегатов, использование сварки при сборке корпуса, поперечное расположение двигателя. К тому же танк мог передвигаться на колесах (по шоссе) и на гусеницах (по пересеченной местности). В то время это был самый быстрый в мире танк (скорость движения более 70 км/ч на колесах и более 45 км/ч на гусеницах).

При этом о танке у членов комиссии сложилось двоякое впечатление: с одной стороны их впечатляли скоростные характеристики боевой машины, с другой на роль «оперативного танка», куда его прочили, танк все-таки не подходил. Возможно, ситуацию тогда переломил интерес к танку со стороны польских военных. Марьян Русинский капитан польской армии еще до визита в США советской делегации посетил предприятие Кристи, где ему продемонстрировали прототип танка М1928 и проект его модернизированного варианта М1931. Боевая машина так понравилась поляку, что уже 26 февраля из Польши прибыла делегация, возглавляемая начальником Военного Института Конструкторских Исследований (WIBI) полковником Тадеушем Коссаковским, которая подписала с Кристи договор на поставку готового экземпляра танка и лицензию на его выпуск в Польше. При этом поляки сделали аванс в размере 50% стоимости танка.

Путь от танка «Кристи» до БТ-2
Конструктор Кристи на своем танке


К удивлению польской стороны, американцы расторгли договор в одностороннем порядке, вернув аванс. Причиной стало решение советской стороны все-таки купить танк М1931 Кристи, тем более что дело с созданием в стране собственного «оперативного танка» не ладилось. Проект танка Т-24 и его внедрение в производство на ХПЗ шло очень медленно. Но, по всей видимости, главной причиной расторжения американо-польского договора стало сильное желание советской стороны, которая до 17 сентября 1939 года рассматривала Польшу в качестве основного вероятного противника. Наличие у польской армии собственного самого скоростного в мире танка не входило в планы советских военных и руководства страны, поэтому на то, чтобы перекупить танк и увести его из-под носа у поляков денег не пожалели.

В США были заказаны два танка М1931 общей стоимостью 60 тысяч долларов, а также запчасти к ним на сумму 4 тысячи долларов. Еще 100 тысяч долларов Советский Союз обязывался заплатить за право выпускать данные танки на протяжении 10 лет. Кристи должен был лично приехать в СССР для оказания помощи в налаживании серийного производства своего танка, однако, будучи настоящим капиталистом, американский изобретатель относился к первому в мире социалистическому государству, мягко говоря, не совсем одобрительно. Возможно, заключить эту сделку конструктора заставили очень сложные финансовые обстоятельства, в которых он оказался в тот момент времени, в связи с отказом американской армии от закупки танков его конструкции.

М1931 были отправлены из США в Советский Союз 24 декабря 1930 года. Дипломатические отношения между странами на тот момент еще отсутствовали, поэтому поставкой занималась компания Amtorg Trading Corporation — акционерное общество, которое было зарегистрировано в штате Нью-Йорк на советские капиталы и специализировалось на закупке и поставке в СССР новейшего оборудования, вооружений и технологий. В Советский Союз танки прибыли без башен, помимо этого, комплект документации американцами был передан не в полном объеме. Но в этой ситуации советскую сторону выручила служба внешней разведки — недостающие чертежи танка были тайно приобретены у помощников Кристи и переправлены в СССР. В результате американцу не доплатили 25 тысяч долларов, а он в ответ отказался ехать в Советский Союз, на этом сотрудничество Кристи и страны Советов завершилось.

Путь от танка «Кристи» до БТ-2
Испытания танка Кристи в СССР


В начале 1931 года танки оказались в СССР, в целях секретности машины получили обозначение «Оригинал 1» и «Оригинал 2». Один из прибывших танков был разобран для всестороннего подробного изучения, а второй отправлен на прохождение полигонных испытаний. Для имитации отсутствующей башни на корпусе боевой машины разместили дополнительный балласт массой 800 кг. 14 марта 1931 года танк был показан представителям командования РККА, произведя на них благоприятное впечатление. В мае-июне 1931 года танки Кристи прошли испытания в Советском Союзе, по результатам которых был составлен отчет, который требовал усовершенствования конструкции и устранения ряда недоработок боевой машины. Это сделало невозможным прямое копирование танка, как советское руководство планировало изначально. Башню танка с артиллерийским вооружением вообще предстояло создавать с нуля. Для доводки американского танка было создано специальное КБ под руководством Н. М. Тоскина. Николай Михайлович Тоскин — военный инженер 2-го ранга — эрудированный и энергичный инженер внес большой вклад в создание и доработку конструкции танка БТ-2, а также формирование и становление танкового конструкторского бюро на ХПЗ.

Именно в Харькове решили наладить производство нового танка, получившего обозначение БТ-2. К производству нового танка на ХПЗ приступили в начале 1932 года. Серийное производство легких колесно-гусеничных танков БТ-2 сразу же столкнулось с большим количеством самых разных трудностей. В то время СССР только начинал осваивать в полной мере тяжелую промышленность. Для производства передового на тот момент танка стране не хватало буквально всего — станков, подготовленных кадров, качественных материалов. Возникали проблемы с выпуском качественной брони и формированием из нее башен и корпусов. Проявились проблемы с двигателями, производство М-5 было прекращено. На танки начали устанавливать моторы, выработавшие свой ресурс в авиации, также в США пришлось срочно закупать запасы уже устаревшего двигателя «Либерти». Вспылили проблемы и с артиллерийским вооружением, советская промышленность не могла наладить выпуск 37-мм орудия Б-3 в надлежащих объемах.

Несмотря на все трудности, американец прижился в СССР. Благодаря стараниям советских конструкторов и инженеров, он превратился в серийный легкий танк БТ-2, первый в многочисленной линейке танков БТ. По мере решения производственных проблем, его выпуск в Харькове рос. В 1932 году здесь собрали 396 танков, в 1933 году — еще 224 боевых машины (всего 620 танков). Производство БТ-2 было прекращено в связи с началом выпуска более совершенного БТ-5, который получил новую башню с 45-мм танковым орудием.

Конструкция танка БТ-2


БТ-2 был необычным танком. Его смело можно отнести к боевым машинам с наибольшей удельной мощностью — 35,4 лошадиных сил на тонну. Для примера, у танка Т-80У данный показатель составлял 27,2. При этом максимальная их скорость по шоссе была примерно сопоставима — 70 км/ч (БТ-2 мог развивать такую максимальную скорость при движении на колесном ходу). Знаковой была для советского танкостроения и подвеска конструкции Кристи, которая использовалась на танках БТ-2. Она определила развитие отечественного танкостроения на последующие 15 лет — все легкие танки серии БТ и последовавшие за ними средние танки Т-34 и Т-34-85 были оснащены именно такой подвеской. Отказались от нее только в самом конце войны, когда в СССР создавались танки Т-44 и Т-54.

Путь от танка «Кристи» до БТ-2


БТ-2 представлял собой легкий однобашенный колесно-гусеничный танк классической компоновки, оснащенный пушечно-пулеметным вооружением и обладающий противопульной броней. От носа к корме танк можно было разделить на 4 отделения: управления, боевое, силовое и трансмиссионное. От боевого отделения силовое было отгорожено перегородкой с шиберами (дверцами), за ним располагалось трансмиссионное отделение, также отделенное перегородкой с вырезом под вентилятор.

Броневая защита танка была противопульной, она обеспечивала защиту от пуль стрелкового оружия, а также осколков снарядов и мин малого и среднего калибра. Корпус танка собирался из броневых катаных листов толщиной 6, 10 и 13 мм. Лоб, башня и борта корпуса имели бронирование 13 мм, корма — 10 мм, днище корпуса — 6 мм. Броневой корпус танка служил одновременно и каркасом, на который монтировались все его механизмы. Корпус имел коробчатую форму и собирался на заклепках из отдельных бронелистов. Для обеспечения поворота передних управляемых колес передняя часть корпуса танка была сужена с боков. Носовая часть боевой машины состояла из стальной отливки, к которой приклепывались и приваривались передние бронелисты и днище. Помимо этого отливка служила и картером для монтажа рычагов и рейки рулевого управления. Башня танка имела цилиндрическую форму и была клепаной, передняя ее часть была скошена.

Экипаж танка состоял из 2-3 человек. Механик-водитель размещался в центре отделения управления в носовой части боевой машины. Командир боевой машины, он же наводчик и заряжающий, находился в боевом отделении в средней части корпуса танка и башне. Экипаж, состоявший из 3-х человека, как правило, имели танки БТ-2 с пушечным вооружением. В этом случае командир танка выполнял функции наводчика, а третий член экипажа — заряжающего и пулеметчика. Посадка и высадка членов экипажа из танка осуществлялась через люк мехвода и люк в крыше башни.

Путь от танка «Кристи» до БТ-2


Силовая установка танка была представлена 12-цилиндровым авиационным четырехтактным карбюраторным V-образным двигателем жидкостного охлаждения марки «Либерти» (или его производимым в Советском Союзе аналогом М-5-400). Максимальная мощность данного двигателя составляла 400 л.с. (294 кВт) при 1650 об/мин. Пуск двигателя осуществлялся либо двумя электрическими стартерами «МАЧ» мощностью 1,3 л.с. каждый, которые были установлены на коробке передач, либо одним электрическим стартером «Сцинтилла» мощностью 2 л.с., также было возможным запустить двигатель вручную при помощи заводной рукоятки.

Трансмиссия танка БТ-2 была механической, она состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали), четырехступенчатой КПП (4 передачи вперед и одна назад), двух одноступенчатых бортовых редукторов, двух многодисковых бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух шестеренчатых редукторов (гитар) привода к задним опорным каткам — ведущим при колесном ходе боевой машины.

Танк БТ-2 оснащался индивидуальной пружинной («свечной») подвеской, получившей впоследствии широкую известность как «подвеска Кристи». Относительно каждого борта танка располагалось 3 вертикальных пружины между наружным бронелистом и внутренней стенкой борта корпуса, еще одна пружина располагалась горизонтально внутри корпуса в боевом отделении танка. Вертикальные пружины были связаны с задними и средними опорными катками через балансиры, а горизонтальные пружины — с передними управляемыми катками танка.

Путь от танка «Кристи» до БТ-2


Танк БТ-2 отличался наличием комбинированного колесно-гусеничного хода. Его ходовая часть состояла из пары передних направляющих колес диаметром 550 мм, пары задних ведущих колес диаметром 640 мм и четырех пар сдвоенных опорных катков, обладавших диаметром 815 мм. Опорные катки танка были снабжены резиновыми бандажами. Каждая танковая гусеница состояла из 46 траков, 23 из которых были плоскими, а 23 — снабжены одним гребнем, ширина гусеницы составляла 263 мм. Переход танка БТ-2 с гусеничного хода на колесный производился экипажем боевой машины за 30-40 минут — в этом случае привод передавался на заднюю пару опорных катков, а ведущими колесами становилась уже передняя пара. При переходе с гусеничного на колесный ход каждую гусеницу экипаж танка разъединял на 4 части и укладывал на надгусеничные полки, после чего закреплял ремнями в трех местах.

Основным вооружением танка БТ-2 была 37-мм пушка Б-3 с клиновым затвором. Это орудие имело немецкие корни. 28 августа 1930 года через подставную немецкую фирму «Бютаст», специально созданную для работы с Советским Союзом, СССР приобрел у немецкой же компании «Рейнметалл» 6 артиллерийских систем, среди которых была и 37-мм противотанковая пушка, которой в недалеком будущем предстояло стать известной противотанковой пушкой 3.7см PaK 35/36, самой массовой в немецкой армии до 1942 года. Советский аналог данного орудия получил заводской индекс 1-К. Орудие производилось на подмосковном заводе №8 имени Калинина. На его базе и была создана танковая пушка Б-3 (заводской индекс 5-К), которая устанавливалась на танки БТ-2.

Пушка Б-3 позволяла вести огонь осколочными снарядами на дальность до 2000 метров, с боевой скорострельностью 12-15 выстрелов в минуту. Бронебойный снаряд данного 37-мм орудия обладал начальной скоростью 700 м/с и на дистанции 1500 метров пробивал по нормали 13-мм броню. Вспомогательным вооружением танка БТ-2 был 7,62-мм пулемет ДТ, который устанавливался в отдельной шаровой опоре, расположенной справа от орудия. Наведение пушки и пулемета на цель в вертикальной плоскости осуществлялось с помощью плечевого упора, а поворот башни в горизонтальной плоскости производился при помощи планетарного механизма поворота с ручным приводом. В боекомплект танка входило 92 выстрела к орудию и 2709 патронов (43 диска по 63 патрона).

Путь от танка «Кристи» до БТ-2
БТ-2 с пулеметным вооружением


Однако освоение танковой пушки Б-3 советской промышленностью происходило «со скрипом». Поэтому пушечными были изготовлены всего 208 танков (по другим данным 180), из них 60 боевых машин имели исключительно пушечное вооружение (не имели пулемета ДТ). В итоге большая часть танков БТ-2 имела лишь пулеметное вооружение, таких танков было 412. В качестве основного вооружения на них использовалась спаренная пулеметная установка ДА-2 калибра 7,62-мм. Первоначально на части танков, вооруженных данной установкой, сохранялся автономный 7,62-мм пулемет ДТ в шаровой установке, но впоследствии из-за неудобства использования двух пулеметных установок он был просто демонтирован, на его месте устанавливалась броневая заглушка.

В результате серийные танки БТ, которых было произведено всего 620 штук, имели 4 варианта установленного вооружения:

— пушечное (только 37-мм орудие Б-3);
— пушечно-пулеметное (37-м орудие Б-3 + 7,62-мм пулемет ДТ в шаровой установке);
— пулеметное (спаренная пулеметная установка ДА-2);
— усиленное пулеметное (спаренный пулемет + пулемет ДТ в шаровой установке).

Специальных средств наблюдения и связи на танке БТ-2 просто не было. В боевой обстановке мехвод осуществлял наблюдение за местностью через смотровую щель, а командир — через прицел. Радиостанции на танк не устанавливались, внешнюю связь боевые машины должны были поддерживать с помощью флажковых сигналов. Для этого в башне был размещен специальный люк. Внутренняя связь между танкистами осуществлялась при помощи световой сигнализации.

Путь от танка «Кристи» до БТ-2


Служба и боевое применение танков БТ-2

Танки БТ-2, поступившие в войска, достаточно быстро начали рассматривать, скорее как учебные машины. Процесс их освоения личным составом в начале 1930-х годов шел достаточно тяжело. Не особенно высокое качество сборки танков, которое было помножено на низкую квалификацию обслуживающего их персонала, приводили к постоянным поломкам. Устранение неисправностей часто затруднялось дефицитом нужных запасных частей. Несмотря на недостатки динамика танка БТ-2 впечатляла.

Фишкой танка БТ-2 являлись его «прыжки» — при разгоне и с трамплина боевая машина могла пролететь над землей расстояние до 40 метров. Естественно, после таких перегрузок подвеска и опорные катки танка быстро выходили из строя, но данный элемент эффектно смотрелся на показных учениях, танкисты с гордостью показывали его не только высокому начальству РККА, но и иностранным гостям. При этом «прыжки» имели и практическое применение — БТ-2 могли стремительно форсировать небольшие водные преграды, линии траншей, рвы, для того чтобы поддержать огнем и маневром вырвавшиеся вперед пехотные части.

Впервые легкие танки БТ-2 приняли участие в боевых действиях в 1939 году в районе реки Халхин-Гол. 3 июля 1939 года японские войска заняли господствующую высоту Баин-Цаган, расположенную на западном берегу реки, они создали угрозу ударом вдоль берега отрезать, а затем разгромить советско-монгольские части, которые занимали позиции на восточном берегу реки. Жуков, который на тот момент командовал первой армейской группой, принял решение атаковать японские части силами 11-й легкотанковой бригады, которая была укомплектована в основном танками БТ-2 и БТ-5. После длительного и очень изнурительного марша бригада без поддержки пехоты пошла в лобовую атаку на противника. Легкотанковая бригада понесла большие потери, что обуславливалось отсутствием поддержки пехотинцев. В бой было брошено 132 танка БТ-2 и БТ-5 из них 46 было потеряно сгоревшими, 36 подбитыми, но бригада смогла выполнить задачу, разгромив переправившиеся японские части. При этом массированная танковая атака деморализовала японцев. Данная атака продемонстрировала, что подобная атака допустима в качестве крайней мере, когда это вызвано оперативными соображениями.

Путь от танка «Кристи» до БТ-2
Солдаты вермахта у горящего пулеметного танка БТ-2 из 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса РККА в районе Дубно, июнь 1941 года


Достаточное количество этих боевых машин приняло участие и в Польской кампании 1939 года, не вызвав особых нареканий. Приняли они участие и в советско-финской войне 1939-1940 годов. В составе первой легкотанковой бригады на тот момент имелось 82 танка БТ-2. Большинство этих танков во время войны вышло из строя по техническим причинам из-за поломок, но были и боевые потери боевых машин (2 танка утонули, еще 2 были уничтожены огнем противотанковых средств финской армии).

На 1 июня 1941 года на вооружении РККА оставалось 580 линейных танков БТ-2, в том числе 396 машин находились в западных приграничных округах. Из этих 580 танков на ходу было только 366 машин, они использовались только в качестве учебных; еще 119 танков БТ-2 требовали среднего, а 30 — капитального ремонта; еще 72 танка являлись чисто учебными, их использовали только в качестве учебных стендов и макетов. С началом Великой Отечественной войны все находившиеся в войсках учебные танки БТ-2 были возвращены в строй. БТ-2 входили в состав моторизованных и танковых дивизий механизированных корпусов и участвовали в сражениях почти по всему фронту. Основная их масса была потеряна в боях лета-осени 1941 года. Отдельные боевые машин данного типа встречались на фронте в 1942-1943 годах (имеется фотография пулеметного танка БТ-2 в бою, которая датирована летом 1942 года). Помимо этого часть танков использовалась на Ленинградском фронте, к примеру, летом 1943 года их было еще 12. По некоторым данным, часть этих машин воевала еще в 1944 году.

К сожалению, до наших дней ни один экземпляр танка БТ-2 не сохранился. Лишь в Кубинке имеется интересный «гибрид», который, возможно, является прототипом опытного танка, переходной машины БТ-2М: на шасси легкого танка БТ-5 установлены подбашенный лист и башня танка БТ-2.

Путь от танка «Кристи» до БТ-2
Танк БТ-2М, сохранившийся в Кубинке


Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/bt-2.htm
http://tanki-v-boju.ru/tank-bt-2
http://warspot.ru/1974-bronirovannyy-amerikanets-na-sluzhbe-sssr
http://pro-tank.ru/bronetehnika-sssr/legkie-tanki/85-bt-2
Издание: Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. М.: Экспринт, 2001.
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 58
  1. казак волгский 27 апреля 2016 06:21
    для своего времени была неплохая машина. Дедушка начинал воевать на БТ- правда 7м - уже дизельном. Спасибо за статью!
    1. goose 27 апреля 2016 11:10
      Цитата: казак волгский
      для своего времени была неплохая машина. Дедушка начинал воевать на БТ- правда 7м - уже дизельном. Спасибо за статью!

      Как мне кажется, чрезмерное увлечение веткой БТ увело в сторону от удачного Т-46, что замедлило внедрение торсионов и введение противоснарядной брони.
      1. амурец 27 апреля 2016 12:14
        Цитата: goose

        Как мне кажется, чрезмерное увлечение веткой БТ увело в сторону от удачного Т-46, что замедлило внедрение торсионов и введение противоснарядной брони.

        Какой Т-46?Их было несколько разновидностей.Противоснарядную броню имел только Т-46-5(Т-111)
        http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/t-46.hthttp://www.aviarmor.net/tww2/tank
        s/ussr/t-46.htm
        http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/t-111.htm
    2. Алексей Т. (Опер) 27 апреля 2016 12:46
      У меня дед на них учился, а потом сам обучал других в Полтавском танковом училище, где перед войной был преподавателем в звании воентехника 3-го ранга.

      Кстати, еще в 2008 году в центре Полтавы, возле Корпусного парка, стоял железный фонарный столб с большой, глубокой вмятиной. Дед перед бабулей выпендривался и врезался laughing , как раз на БТ.
      1. kugelblitz 27 апреля 2016 19:49
        Мой дед тоже на БТ начинал.
    3. мордвин 3 27 апреля 2016 22:53
      Какой дизель? БТ-7 был бензиновый Мой дед был и

      нструктором - мехводом с 39 по 42 год, потом на фронт отправили.
      А статью я минуснул, потому, как Орджоникидзе нихрена не соображал в производстве, а всем этим занимался его зам, Пятаков.
      1. Альф 27 апреля 2016 23:01
        Цитата: мордвин 3
        Какой дизель? БТ-7 был бензиновый

        Имеется в виду БТ-7М.
        Четыре предсерийных БТ-7М (БТ-8) выпустили в 1938 году. Серийный же выпуск танка (заводской индекс А-7М) начался с декабря 1939 года. Внешне танк почти не отличался от БТ-7. Основное техническое различие заключалось в установке на танк дизельного двигателя В-2 вместо карбюраторного М-17Т. Жёсткость корпуса БТ-7М была повышена за счёт установки раскосов, в днище появился подмоторный люк, уменьшились размеры колпака воздушного фильтра-пылеулавливателя. Большая экономичность дизеля позволила сократить возимый запас топлива и отказаться от дополнительных баков на надгусеничных полках. Однако главное принципиальное преимущество дизельного двигателя над карбюраторным заключалось в низкой воспламеняемости: танки, комплектуемые дизельным двигателем В-2, были значительно безопаснее, чем их бензиновые собратья.
        БТ-7М выпускался до сентября 1940 года, некоторое время — даже параллельно с Т-34. Всего в 1938—1940 годах было изготовлено 4 экземпляра БТ-8 и 784 БТ-7М. Из числа последних в мае 1940 года 72 танка БТ-7М получили двигатели М-17Т; они поступили в НКВД. Итого общий выпуск последней модификации БТ составил 788 танков и 2 прототипа с дизелем БД-2.
        1. мордвин 3 27 апреля 2016 23:48
          Спасибо за ответ. Дед ездил на бензиновом.
          1. Альф 29 апреля 2016 22:02
            Цитата: мордвин 3
            Спасибо за ответ. Дед ездил на бензиновом.

            Не за что. Всегда рад помочь.
  2. kalibr 27 апреля 2016 06:36
    Очень хороший и полный материал. Единственно мог бы посоветовать автору для "окончательно" полноты и исчерпывающей визуализации такого интересного объекта вставить фото из музея Паттона. Там есть "живой" танк Кристи.
  3. inkass_98 27 апреля 2016 07:23
    Данная атака продемонстрировала, что подобная атака допустима в качестве крайней мере, когда это вызвано оперативными соображениями.

    Примерно так себе это представляет корейский кинематограф:
    1. Сомад 27 апреля 2016 11:15
      Как фильм называется?
      1. 17085 27 апреля 2016 15:16
        майн камф... только на корейском...

        редкая бл#вотина...
      2. Сомад 30 апреля 2016 11:26
        А минус поставили за то что не знаю названия этого "шедевра кинематографа", которое знает каждый школьник? Ну извините! Никогда не был фанатом корейского кино, в отличии от вас... А может просто говно полезло из всех щелей и не удержались - нажали на "-"? Расскажите пожалуйста...
    2. Альф 27 апреля 2016 23:05
      Цитата: inkass_98
      корейский

      Японский.
      1. 17085 28 апреля 2016 19:29
        это корейский фильм... про бедного корейца, которого бросили злые япы воевать против суровых русских, которые, в свою очередь, победив его, отправили бедного мальчонку биться уже за советскую родину, при этом жестоко попытывая между делом, против немцев, которые опять победили его малеха и отправили защищать уже великий рейх... ух... от кого? вы спросите, от милых... америкосов... те тоже его победили.. но не обидели, а отпустили домой. щаз расплачусь..вот...
        1. 19001900 28 апреля 2016 20:40
          Вы не совсем верны насколько помню то милые "америкосы" бедного корейца убили, но умирая бедный кореец отдал медальон (документы) столь же невезучему японцу (который с юности соревновался и обижал бедного корейца а пару раз даже пытал и хотел его казнить) благодаря чему невезучий японец выжил и вернулся под именем бедного корейца домой. В фильме проскальзывал намек что милые американцы могли и прихлопнуть невезучего японца в память об одном курортном островке. Вот такая Санта Барбара. :)
          1. 17085 29 апреля 2016 05:50
            Точно! Вот оно! Дерево! и мужик вон пиджаке!(с)

            ...давно смотрел, забыл уже...

            спасибо, что поправили
  4. parusnik 27 апреля 2016 07:24
    а он в ответ отказался ехать в Советский Союз, на этом сотрудничество Кристи и страны Советов завершилось. ..И не беда, пошло типу: Нам бы, схему ,аль чертёж..мы затеяли вертеж.. smile Атаке 11-й легко танковой бригады К.Симонов посвятил стихотворение "Танк" .Опубликовано в "Красной звезде" в 1939..

    Вот здесь он шел. Окопов три ряда.
    Цепь волчьих ям с дубовою щетиной.
    Вот след, где он попятился, когда
    Ему взорвали гусеницы миной.

    Но под рукою не было врача,
    И он привстал, от хромоты страдая,
    Разбитое железо волоча,
    На раненую ногу припадая.

    Вот здесь он, все ломая, как таран,
    Кругами полз по собственному следу
    И рухнул, обессилевший от ран,
    Купив пехоте трудную победу.

    Уже к рассвету, в копоти, в пыли,
    Пришли еще дымящиеся танки
    И сообща решили в глубь земли
    Зарыть его железные останки.

    Он словно не закапывать просил,
    Еще сквозь сон он видел бой вчерашний,
    Он упирался, он что было сил
    Еще грозил своей разбитой башней.

    Чтоб видно было далеко окрест,
    Мы холм над ним насыпали могильный,
    Прибив звезду фанерную на шест -
    Над полем боя памятник посильный.

    Когда бы монумент велели мне
    Воздвигнуть всем погибшим здесь, в пустыне,
    Я б на гранитной тесаной стене
    Поставил танк с глазницами пустыми;

    Я выкопал его бы, как он есть,
    В пробоинах, в листах железа рваных,-
    Невянущая воинская честь
    Есть в этих шрамах, в обгорелых ранах.

    На постамент взобравшись высоко,
    Пусть как свидетель подтвердит по праву:
    Да, нам далась победа нелегко.
    Да, враг был храбр.
    Тем больше наша слава

    Спасибо,за статью..
    1. lwxx 27 апреля 2016 07:45
      Мы тут китайцев частенько ругаем... А как оказывается сами начинали также, и не только стратегические бомбардировщики ,но и в танкостроении начало было стырено. Но все дело в конечном результате, надеюсь китайцы так далеко ,как мы, не продвинутся.
      1. амурец 27 апреля 2016 08:10
        Цитата: lwxx
        Мы тут китайцев частенько ругаем... А как оказывается сами начинали также, и не только стратегические бомбардировщики ,но и в танкостроении начало было стырено. Но все дело в конечном результате, надеюсь китайцы так далеко ,как мы, не продвинутся.

        Не согласен в том что всё стырено.Часть лицензий СССР всё-таки покупал,правда не всегда удачно,по той простой причине,что хотели побольше и подешевле.
        1. lwxx 27 апреля 2016 08:44
          Цитата: амурец
          Цитата: lwxx
          Мы тут китайцев частенько ругаем... А как оказывается сами начинали также, и не только стратегические бомбардировщики ,но и в танкостроении начало было стырено. Но все дело в конечном результате, надеюсь китайцы так далеко ,как мы, не продвинутся.

          Не согласен в том что всё стырено.Часть лицензий СССР всё-таки покупал,правда не всегда удачно,по той простой причине,что хотели побольше и подешевле.

          Так китайцы , и не только они,тоже покупают технику с правом производства не все откровенно тырят hi
          1. амурец 27 апреля 2016 09:50
            Цитата: lwxx
            Так китайцы , и не только они,тоже покупают технику с правом производства не все откровенно тырят

            Согласен!Но,к сожалению,большой удар по китайской промышленности нанесла политика "Большого Скачка".Если бы КПК и Мао пошли тем путём которым пошли китайцы после смерти Мао,мы имели бы очень мощную, в промышленном плане,державу.Я не имею ввиду все преобразования Дэн Сяо Пина.Я имею ввиду то что КНР получал оборудование и готовил специалистов в СССР.Часть высокообразованных специалистов вернулась из США.Но политика "Большего Скачка" и "Культурная Революция"резко затормозили развитие КНР.
      2. 97110 27 апреля 2016 11:30
        Цитата: lwxx
        начало было стырено

        Зачёт. В "парнасе" место забронировано, пегасом будете.
      3. Alexey RA 27 апреля 2016 14:38
        Цитата: lwxx
        А как оказывается сами начинали также, и не только стратегические бомбардировщики ,но и в танкостроении начало было стырено.

        Не всё так однозначно. ©

        Начинали мы гораздо раньше БТ - советское танкостроение началось в Гражданскую с копирования Рено FT-17. Первый серийный танк был сделан на базе "Фиат 3000" (итальянская переработка Рено FT-17).
        Но к концу 20-х советская конструкторская школа зашла в тупик. Вот и решили наши ознакомиться с состоянием танкостроения на Западе. В результате, мы абсолютно официально купили лицензию на танки Виккерса (с КД, ТД и обязательством Виккерса уведомлять об изменениях в документации). И практически официально купили танки у Кристи (законы США кое-где обошли, но у Кристи особых претензий не было).
        Так что в основе советского довоенного танкового парка (Т-26 и линейка БТ) лежали честно купленные машины. smile
        1. амурец 27 апреля 2016 15:05
          Цитата: Alexey RA
          Так что в основе советского довоенного танкового парка (Т-26 и линейка БТ) лежали честно купленные машины.

          Кстати и на двигатели BMW-VI,который у нас известен как М-17 была куплена лицензия у немцев.Почему я упоминаю этот авиадвигатель?Потому что М-17Т и М-17Ф широко применялся в нашем танкостроении от БТ-5 до Т-34 и КВ.Правда замена дизеля В-2 на М-17 на танках Т-34 и КВ была вынужденной,из-за недостатка двигателей В-2.Зубов,Е.А."Двигатели танков".часть первая.
      4. Внук победивших 4 мая 2016 00:46
        Не стырено а куплено. Если Американцы отказались от закупки этих танков для своих нужд, то тогда чего ж добру пропадать.
  5. bionik 27 апреля 2016 07:52
    ......принял решение атаковать японские части силами 11-й легкотанковой бригады, которая была укомплектована в основном танками БТ-2 и БТ-5......Офицеры 11-й советской танковой бригады на горе Баин-Цаган на Халхин-Голе перед атакой.
    На втором плане — танки БТ-5.
    1. bionik 27 апреля 2016 07:56
      Танкисты 11-й советской танковой бригады у танка БТ-5 на Халхин-Голе.
  6. svp67 27 апреля 2016 09:26
    Отказались от нее только в самом конце войны, когда в СССР создавались танки Т-44 и Т-54.
    Еще до войны, на танках СМК и КВ стояла торсионная подвеска. Да и на Т-34М тоже планировалось установить торсионную подвеску
  7. кудесник 27 апреля 2016 09:40
    замечательная статья! продолжение будет?
  8. Кадук 27 апреля 2016 10:14
    А Вы вообще о танках тех лет .что нибудь читали говоря о том .что в СССР ничего подобного не создавалось?
    Это я о Т 24 к примеру.Халепский попросту выбросил народные деньги на ветер.
    Теперь о танке Кристи.
    Это как Вы ухитрились 12 цилиндровый двигатель поперек танка "впихнуть"?
    Что-же касается самого танка БТ то это вовсе не "американец" а полностью сконструированный в СССР танк от которого от Кристи осталась одна идея.
    На фото видно,что представлял из себя "танк" Кристи.
    1. yehat 27 апреля 2016 13:13
      в идее компоновки как раз и было главное.
      сравните другие проекты того периода: даже близко не было таких подвижных,
      ближе к войне англичане использовали наработки кристи для создания парка легких в общем-то удачных своих танков - крусейдеров и т.п.
    2. svp67 27 апреля 2016 13:37
      Цитата: Кадук
      Это как Вы ухитрились 12 цилиндровый двигатель поперек танка "впихнуть"?

      У Кристи он стоял вдоль...

      А как поставить поперек, так вот как
      Цитата: Кадук
      Это я о Т 24 к примеру.Халепский попросту выбросил народные деньги на ветер.

      Нет. Неудачный опыт, то же опыт.
      Цитата: Кадук
      Что-же касается самого танка БТ то это вовсе не "американец" а полностью сконструированный в СССР танк от которого от Кристи осталась одна идея.

      Это можно сказать о БТ-3, БТ-5, БТ-7 и их модификациях, БТ-2 - точная копия танка Кристи.
      1. yehat 28 апреля 2016 11:02
        на т44 уже была подвеска не Кристи laughing
      2. yehat 29 апреля 2016 09:28
        в период с 30 до 41 было сделано около 60 разных прототипов танков
        кое-кто хочет сказать, что вредители заполонили СССР laughing
  9. нивасандер 27 апреля 2016 11:19
    пулеметные танки БТ-2 были в составе 36-Й и 42-Й танковых бригад погибших под Харьковом в мае 1942 года. А еще несколько танков БТ-2(тоже пулеметный вариант) воевали в развед.частях 9 Танкового Корпуса ген.-майра Панова ..... летом 1944 года(операция "Багратион").
  10. Верден 27 апреля 2016 11:23
    Цитата: Кадук
    Что-же касается самого танка БТ то это вовсе не "американец" а полностью сконструированный в СССР танк от которого от Кристи осталась одна идея.
    На фото видно,что представлял из себя "танк" Кристи.

    Взять чужую идею и довести её до более эффективного, работоспособного состояния не зазорно. Танк, который советские конструкторы создали на основе концепции Кристи, оказался довольно неплох. Он был очень мобилен и прекрасно подходил для разведки, быстрых фланговых ударов и атак из засады. Мой дед, начинавший ВОВ танкистом, именно скрытой фланговой атакой остановил продвижение немецких танков под Тулой. Под его началом находились танки БТ-5 и БТ-7, если не ошибаюсь, 19 машин. Всё, что осталось от моторизованной дивизии. Но длительный встречный бой танкам БТ был противопоказан ввиду слабости бронирования. С одной стороны, далеко не все командиры это понимали. С другой стороны, избежать встречного боя удавалось не всегда...
  11. Вечно так 27 апреля 2016 11:40
    Тачанка)) Но установка 45 мм пушки никак не оправдана. У немецкого Т2 стояла 20 мм АВТОМАТИЧЕСКАЯ, и при практически одинаковых ТТХ он крыл наш БТ как бык овцу. Пока 45 пукнет, очередь 20 мм в любом случае уничтожит. Абыдна, да!!
    1. стас57 27 апреля 2016 13:08
      Цитата: Вечно так
      Тачанка)) Но установка 45 мм пушки никак не оправдана. У немецкого Т2 стояла 20 мм АВТОМАТИЧЕСКАЯ, и при практически одинаковых ТТХ он крыл наш БТ как бык овцу. Пока 45 пукнет, очередь 20 мм в любом случае уничтожит. Абыдна, да!!


      да вам надо было на место Сталина вы бы им всем!!!
      жалко, что для вас осталось секретом, что купленный по лицензии 20 мм автомат для советской промышленности оказался слишком сложен и был снят с производства
    2. yehat 27 апреля 2016 13:16
      оправдана. во-первых, у 45-ки потенциал все-таки был, а во-вторых, автоматические пушки требовали при изготовлении больше к оборудованию и составу работников.
      Проблема была в другом - в изготовлении снарядов к 45-кам. Вот к этому нареканий было много,
      как и к оборудованию самого танка
      1. Alexey RA 27 апреля 2016 14:27
        Цитата: yehat
        оправдана. во-первых, у 45-ки потенциал все-таки был, а во-вторых, автоматические пушки требовали при изготовлении больше к оборудованию и составу работников.

        Хе-хе-хе... изготовить 20-мм автомат - это полбеды. А вот эксплуатировать его потом в войсках...
        Не в ВВС, где пушка большую часть времени проводит в воздухе и где имеются грамотные техники по вооружению. Не в ПВО, где пушки при работе обычно неподвижно стоят на позициях, окружённые тучей номеров расчёта. А в БТВ, где пушка засунута в бронекороб и тесную башню, установленную на грохочущую коробку, которая, подскакивая на ухабах, мечется по пыльному полю.
        Вон, сделали наши ТНШ в 1941. Пока зима была - всё нормально. А летом 1942 начались массовые жалобы на то, что пушки Т-60 выходят из строя и танки превращаются в "самок".
        1. амурец 27 апреля 2016 15:40
          http://www.battlefield.ru/20mm-tnsh.html
          Цитата: Alexey RA
          Не в ВВС, где пушка большую часть времени проводит в воздухе и где имеются грамотные техники по вооружению.

          Цитата: Alexey RA
          Вон, сделали наши ТНШ в 1941. Пока зима была - всё нормально. А летом 1942 начались массовые жалобы на то, что пушки Т-60 выходят из строя и танки превращаются в "самок".

          Согласен с вами полностью!Хочу только добавить, что пушка ТНШ ведет свою родословную от пушки ШВАК.В начале ВОВ не только танкисты мучались с этими пушками,лётчики тоже,особенно штурмовики.Правда мне попадались воспоминания лётчиков 230-ШАД.В.Емельяненко "В военном воздухе суровом"Сивков.Г.Ф."Готовность №-1,в других воспоминаниях.http://www.battlefield.ru/20mm-tnsh.html
    3. Альф 27 апреля 2016 23:08
      Цитата: Вечно так
      Но установка 45 мм пушки никак не оправдана. У немецкого Т2 стояла 20 мм АВТОМАТИЧЕСКАЯ, и при практически одинаковых ТТХ он крыл наш БТ как бык овцу. Пока 45 пукнет, очередь 20 мм в любом случае уничтожит.

      Оправдана. Вспомните разницу в массе осколочно-фугасного снарядов 45 и 20 мм.
    4. Evrepid 28 апреля 2016 15:18
      При противопульной броне? 20мм пушка.
      В общем, согласно тактическим проработкам той поры БТ предназначался для глубоких рейдов в тыл противника где максимум мог встретить группу солдат с автоматами/пулеметом.
      И при таких скоростях движения они ему были не соперники.

      Вступать в бой с укрепленными пунктами не входило в задачу ударных танковых клиньев.
      (Укажу, хотя наверняка большинству известно это, что автором глубоких танковых рейдов был Тухачевский. Собственно лично преподававший в академии где учился Г.Гудериан)
      1. Альф 29 апреля 2016 21:45
        Цитата: Evrepid
        (Укажу, хотя наверняка большинству известно это, что автором глубоких танковых рейдов был Тухачевский.

        Автором глубоких танковых рейдов был не тухачевский, а Триандафилов.
        Цитата: Evrepid
        При противопульной броне? 20мм пушка.
        В общем, согласно тактическим проработкам той поры БТ предназначался для глубоких рейдов в тыл противника где максимум мог встретить группу солдат с автоматами/пулеметом.

        Именно в таких ситуациях более тяжелый ОФ снаряд 45-мм пушки имел значение.
        1. Evrepid 3 мая 2016 14:53
          Согласен, на все 100.
          Но не будем забывать: "Тухачевский разрабатывал теорию глубокого боя, теорию непрерывных операций на одном стратегическом направлении"

          Конечно, чем мощнее вооружение тем лучше.
          Насколько я помню в то время было утверждение: "Огнем и напором".
          Представьте себе бронированную машину, которая несется на огромной скорости гремит, плюет огнем, а противопоставить ей могут только пистолеты и винтовки. И в основном противник в таких операциях это полиция, не армия.
          Естественно, что армейские части есть в городах и других поселениях, но пока армия выдвинется, займет позиции и "найдет" быстро передвигающиеся части противника.

          Много вы знаете, даже в текущее время фактов, когда войсковые части, заранее не заняв позицию смогли поймать разведку, если та умеет улепетывать со скоростью до 70 км/ч?

          Не спорю что вполне можно рассматривать ситуацию, что какая то часть встретит быстро двигающиеся танки и что она будет делать? Какие действия произойдут в ней?

          Думаю:
          1. Первый обнаруживший попытается оповестить дежурного по части
          2. Дежурный свяжется с командиром части, поднимет часть по тревоге
          3. Откроют арсенал
          4. Раздадут оружие солдатам
          5. Выдадут приказ о действиях

          Примерная оценка по времени минут 20-30.
          А атакующие в это время что будут делать? Стоять и ждать? Врятли.
          Вспомним что произошло с миротворцами в Ю.Осетии?
          - Ураганный налет
          - Потеря взаимодействия
          - Паника
          - Замешательство
          результат: 171 погибший (если правильно помню)

          Ну да ладно, что происходит дальше?
          Скорее всего, даже если это артиллерийская часть замки в орудиях отсутствуют, боекомплект на 30-40 снарядов, расчеты орудий спят/отдыхают/в отпуске. Реальная численность части в этот момент 70-80% от штатной.
          Таким образом, танки проламывают ворота, посеев панику и неразбериху.
          Рвутся к арсеналу, уничтожая максимально возможное число солдат противника, давят технику и орудия, поджигая и разрушая здания, подрывают арсенал, сносят столбы связи и электро энергии и т.д.

          Все, свою задачу они выполнили. Часть выведена из строя и сопротивления не окажет должного сопротивления.
          Как то так.
          И для проверки попробуйте провести эксперемент:
          встаньте в 3-4 утра,
          не включая свет оденьтесь, найдите ключи от машины.
          И заведите и прогрейте ее да и поставьте ее метрах в 100 от дома.

          И все ножками, без дистанционного запуска двигателя.
          За полчаса уложитесь.
        2. Evrepid 3 мая 2016 15:15
          Да... И вспомним что происходило в крепости Брест при нападении фашистов.
          Легкие/атакующие силы просто прошли мимо посеяв панику уничтожив узлы связи и коммуникации.

          А "добивали" крепость уже другие части. Авангард не стал втягиваться в бои. а просто прошел дальше.

          В крепости было примерно 9000 человек.
          45-я пехотная дивизия Вермахта выделили 1500 человек.
          " Штурмовой отряд немцев, наступавший через Тереспольское укрепление, первоначально не встретил серьёзного сопротивления и, пройдя Цитадель, передовыми группами вышел на Кобринское укрепление "

          И так получаем что примерно соотношение было 6-1(3-1) по разным данным. не в пользу нападавших. В то время как советское командование всегда считало необходимым иметь 3-1 при атаке. Тут много вопросом и это отдельная тема.

          Я просто показал, что сопротивление крепость брест смогла начать оказывать только к 7.00 утра. Т.е. 45-я дивизия 3,5 часа делала что хотела.

          Но задача у нее была захватить, а не посеять панику и вывести часть из строя.
          Если рассматривать первоначальную задачу сломить сопротивление/вывести из боя на определенное время, согласитесь справились на все 100%.
    5. Fil743 5 мая 2016 23:31
      А ничего, что немецкую "двоечку" пушка 20К легко имела с расстояния больше километра, а крупнокалиберный пулемет (пушка 20 мм - это смешно, немцы даже в авиации от нее отказались) на Т-2 мог пробить броню "беты" только с расстояния менее 500 метров. Даже с учетом того, что в реальном бою огонь открывали метров с 600-800 немцу эти 150-200 метров до дистанции эффективного поражения еще пройти надо и наш танк, собственно, обнаружить, навестись, пристреляться. За это время он гарантированно получит 2-3 полновесных 45-мм болванки. И не забывайте, что согласно советской доктрины применения танки - это средство борьбы с пехотой, подавления пулеметных гнезд, легких полевых укрытий противника и поддержки своей пехоты в наступлении. Для этих целей ( на начальном этапе) пушка 20К вполне подходила. С танками должна была бороться противотанковая артиллерия.
  12. странник_032 27 апреля 2016 11:45
    а ведущими колесами становилась уже передняя пара.

    Не ведущими, а управляемыми.
  13. Алексей Т. (Опер) 27 апреля 2016 12:49
    На предпоследней фотке, с места боя под Дубно, видно - экипаж погиб вместе с танком, причем до последнего отстреливался из личного оружия: люки закрыты и бойница для стрельбы из револьвера в боевом положении (заглушка на цепочке болтается). Да и немцы с опаской подходят.

    Вечная память, вечная слава!
  14. Евгений РС 27 апреля 2016 13:10
    Надо добавить, что танки типа БТ сохранились к 1945 г. на Дальнем Востоке и они даже приняли участие в разгроме Квантунской армии.
    1. Nikolaevich I 27 апреля 2016 16:49
      Так тама и Т-26 на 45-й год имелись...
  15. igordok 27 апреля 2016 15:01
    Добавлю. Сегодня в рунете нашел на http://nyka.livejournal.com/14546960.html


    Спустя четверть века после войны в глухом лесу под Вязьмой был найден вросший в землю танк БТ-5 с хорошо заметным тактическим номером 12. Люки были задраены, в борту зияла пробоина.

    Когда машину вскрыли, на месте механика-водителя обнаружили останки младшего лейтенанта-танкиста. У него был наган с одним патроном и планшет, а в планшете — карта, фотография любимой девушки и не отправленные письма.


    "25 октября 1941 г

    Здравствуй, моя Варя !
    Нет, не встретимся мы с тобой.

    Вчера мы в полдень громили еще одну гитлеровскую колонну. Фашистский снаряд пробил боковую броню и разорвался внутри. Пока уводил я машину в лес, Василий умер. Рана моя жестока.

    Похоронил я Василия Орлова в березовой роще. В ней было светло. Василий умер, не успев сказать мне ни единого слова, ничего не передал своей красивой Зое и беловолосой Машеньке, похожей на одуванчик в пуху.

    Вот так из трех танкистов остался один. В сутемени въехал я в лес. Ночь прошла в муках, потеряно много крови. Сейчас почему-то боль, прожигающая всю грудь, улеглась и на душе тихо.

    Очень обидно, что мы не всё сделали. Но мы сделали всё, что смогли. Наши товарищи погонят врага, который не должен ходить по нашим полям и лесам. Никогда я не прожил бы жизнь так, если бы не ты, Варя. Ты помогала мне всегда: на Халхин-Голе и здесь.

    Наверное, все-таки, кто любит, тот добрее к людям. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо вечно молодое, как твои глаза, в которые только смотреть да любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут.

    Пройдет время, люди залечат раны, люди построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, другие песни будут петь. Но никогда не забывайте песню про нас, про трех танкистов.
    У тебя будут расти красивые дети, ты еще будешь любить.

    А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе.

    Твой Иван Колосов."
    1. странник_032 28 апреля 2016 00:47
      Есть хорошая песня на эту тему:




      Меня подцепили за оба крюка,
      Расклеила веки трясина,
      И я увидал над собой облака
      И ветер, летящий в осинах.
      И я увидал над собой облака
      И ветер, летящий в осинах.

      И время моё побежало опять
      Как будто вчера заводили,
      И снова услышал я ** твою мать,
      И понял, что мы победили.
      И снова услышал я ** твою мать,
      И понял, что мы победили.

      И понял - пожить мне ещё предстоит,
      Пускай - не герой - победитель,
      Пробитые немцами братья мои,
      Простите меня и поймите.

      Простите - не смог показать мастерство
      Красивой военной работы,
      Из всей из бригады - но лишь одного
      Меня сохранило болото.

      Не сжёг меня пушки немецкой расчёт,
      И "Тигр" меня не искалечил,
      Меня не расплавил товарищ Хрущёв
      В огромной мартеновской печи.

      Резон здесь конечно отыщется свой,
      Сегодняшним людям - подарки,
      Вы можете запах глотнуть боевой
      Моей краснозвёздной солярки.

      Залезьте - не бойтесь испачкать штаны
      В крови и солярочной прели,
      Почувствуйте кожей дыханье войны,
      На чём ваши деды горели.

      Я - брошенный в землю военный посев,
      Я - памятник сгинувшей роте,
      И мирная техника прёт по шоссе,
      Поскольку я был в том болоте.

      Я с пушкой торчащею наискосок,
      Для вас непонятен и страшен,
      Соляркою пахнущий правды кусок
      Истории Родины нашей.

      Что я уцелел - экипаж виноват,
      Да наша родная природа,
      Я танк - я убитый советский солдат
      Второго военного года.
      Я танк - я убитый воскресший солдат
      Второго военного года.
      Я дед твой убитый воскресший солдат
      Второго военного года.

      М. Калинкин
  16. Kapralwdw 27 апреля 2016 15:44
    я на таком в игре вартандер гоняю!шустрый танк!! wink
  17. Kindzadza 28 апреля 2016 00:18
    Нутро амеровское всегда с гнильцой:деньги от нас получили, еще 100 тысяч за лицензию должны были получить. Но как всегда -надо-же кинуть,недопоставив часть документации и комплектующих.А потом когда уже кинули их (через нашу разведку), состроить из себя обиженных и плакать что Советы такие нехорошие.По сей день ничего не меняется.А по теме лэнд-лиза:

    "Благодетели"
    Из ящиков, расколотых снарядом,
    Скатились банки в бурелом ветвей.
    Убитый повар смотрит тусклым взглядом
    На трафаретку “Мэйд ин Ю-Эс-Эй”.

    Он молчаливо требует ответа,
    Мертвец с кровавой раной на виске.
    Но тот, кто скрыт за буквой трафарета,
    Молчит в своем заморском далеке.

    Валяющихся в поле мясом рваным
    Ему из дальней дали не видать.
    Его страна лежит за океаном.
    Там тишь, да гладь, да божья благодать.

    Он сердцем чист, доволен и спокоен.
    Он прибыли откладывает впрок.
    Продукцию чикагских скотобоен
    В расчет за нашу кровь он выслал в срок.

    Ему полгоря, что в плену поганом
    Твоих малюток растерзали псы.
    И он с тебя получит чистоганом
    За каждый фунт чикагской колбасы.

    А в день, когда добудешь ты победу,
    Он, расточая сладкие слова,
    За славой, как шакал, придет по следу
    Израненного в смертной схватке льва.
  18. Evrepid 28 апреля 2016 14:54
    Интересная статья. Спасибо автору.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня