Путь от танка «Кристи» до БТ-2

53 461 58
58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    27 апреля 2016 06:21
    для своего времени была неплохая машина. Дедушка начинал воевать на БТ- правда 7м - уже дизельном. Спасибо за статью!
    1. 0
      27 апреля 2016 11:10
      Цитата: казак волгский
      для своего времени была неплохая машина. Дедушка начинал воевать на БТ- правда 7м - уже дизельном. Спасибо за статью!

      Как мне кажется, чрезмерное увлечение веткой БТ увело в сторону от удачного Т-46, что замедлило внедрение торсионов и введение противоснарядной брони.
      1. +2
        27 апреля 2016 12:14
        Цитата: goose

        Как мне кажется, чрезмерное увлечение веткой БТ увело в сторону от удачного Т-46, что замедлило внедрение торсионов и введение противоснарядной брони.

        Какой Т-46?Их было несколько разновидностей.Противоснарядную броню имел только Т-46-5(Т-111)
        http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/t-46.hthttp://www.aviarmor.net/tww2/tank
        s/ussr/t-46.htm
        http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/t-111.htm
    2. +5
      27 апреля 2016 12:46
      У меня дед на них учился, а потом сам обучал других в Полтавском танковом училище, где перед войной был преподавателем в звании воентехника 3-го ранга.

      Кстати, еще в 2008 году в центре Полтавы, возле Корпусного парка, стоял железный фонарный столб с большой, глубокой вмятиной. Дед перед бабулей выпендривался и врезался laughing , как раз на БТ.
      1. +1
        27 апреля 2016 19:49
        Мой дед тоже на БТ начинал.
    3. +2
      27 апреля 2016 22:53
      Какой дизель? БТ-7 был бензиновый Мой дед был и

      нструктором - мехводом с 39 по 42 год, потом на фронт отправили.
      А статью я минуснул, потому, как Орджоникидзе нихрена не соображал в производстве, а всем этим занимался его зам, Пятаков.
      1. +2
        27 апреля 2016 23:01
        Цитата: мордвин 3
        Какой дизель? БТ-7 был бензиновый

        Имеется в виду БТ-7М.
        Четыре предсерийных БТ-7М (БТ-8) выпустили в 1938 году. Серийный же выпуск танка (заводской индекс А-7М) начался с декабря 1939 года. Внешне танк почти не отличался от БТ-7. Основное техническое различие заключалось в установке на танк дизельного двигателя В-2 вместо карбюраторного М-17Т. Жёсткость корпуса БТ-7М была повышена за счёт установки раскосов, в днище появился подмоторный люк, уменьшились размеры колпака воздушного фильтра-пылеулавливателя. Большая экономичность дизеля позволила сократить возимый запас топлива и отказаться от дополнительных баков на надгусеничных полках. Однако главное принципиальное преимущество дизельного двигателя над карбюраторным заключалось в низкой воспламеняемости: танки, комплектуемые дизельным двигателем В-2, были значительно безопаснее, чем их бензиновые собратья.
        БТ-7М выпускался до сентября 1940 года, некоторое время — даже параллельно с Т-34. Всего в 1938—1940 годах было изготовлено 4 экземпляра БТ-8 и 784 БТ-7М. Из числа последних в мае 1940 года 72 танка БТ-7М получили двигатели М-17Т; они поступили в НКВД. Итого общий выпуск последней модификации БТ составил 788 танков и 2 прототипа с дизелем БД-2.
        1. +2
          27 апреля 2016 23:48
          Спасибо за ответ. Дед ездил на бензиновом.
          1. 0
            29 апреля 2016 22:02
            Цитата: мордвин 3
            Спасибо за ответ. Дед ездил на бензиновом.

            Не за что. Всегда рад помочь.
  2. +6
    27 апреля 2016 06:36
    Очень хороший и полный материал. Единственно мог бы посоветовать автору для "окончательно" полноты и исчерпывающей визуализации такого интересного объекта вставить фото из музея Паттона. Там есть "живой" танк Кристи.
  3. +12
    27 апреля 2016 07:23
    Данная атака продемонстрировала, что подобная атака допустима в качестве крайней мере, когда это вызвано оперативными соображениями.

    Примерно так себе это представляет корейский кинематограф:
    1. -1
      27 апреля 2016 11:15
      Как фильм называется?
      1. +2
        27 апреля 2016 15:16
        майн камф... только на корейском...

        редкая бл#вотина...
      2. 0
        30 апреля 2016 11:26
        А минус поставили за то что не знаю названия этого "шедевра кинематографа", которое знает каждый школьник? Ну извините! Никогда не был фанатом корейского кино, в отличии от вас... А может просто говно полезло из всех щелей и не удержались - нажали на "-"? Расскажите пожалуйста...
    2. 0
      27 апреля 2016 23:05
      Цитата: inkass_98
      корейский

      Японский.
      1. +1
        28 апреля 2016 19:29
        это корейский фильм... про бедного корейца, которого бросили злые япы воевать против суровых русских, которые, в свою очередь, победив его, отправили бедного мальчонку биться уже за советскую родину, при этом жестоко попытывая между делом, против немцев, которые опять победили его малеха и отправили защищать уже великий рейх... ух... от кого? вы спросите, от милых... америкосов... те тоже его победили.. но не обидели, а отпустили домой. щаз расплачусь..вот...
        1. +1
          28 апреля 2016 20:40
          Вы не совсем верны насколько помню то милые "америкосы" бедного корейца убили, но умирая бедный кореец отдал медальон (документы) столь же невезучему японцу (который с юности соревновался и обижал бедного корейца а пару раз даже пытал и хотел его казнить) благодаря чему невезучий японец выжил и вернулся под именем бедного корейца домой. В фильме проскальзывал намек что милые американцы могли и прихлопнуть невезучего японца в память об одном курортном островке. Вот такая Санта Барбара. :)
          1. +1
            29 апреля 2016 05:50
            Точно! Вот оно! Дерево! и мужик вон пиджаке!(с)

            ...давно смотрел, забыл уже...

            спасибо, что поправили
  4. +12
    27 апреля 2016 07:24
    а он в ответ отказался ехать в Советский Союз, на этом сотрудничество Кристи и страны Советов завершилось. ..И не беда, пошло типу: Нам бы, схему ,аль чертёж..мы затеяли вертеж.. smile Атаке 11-й легко танковой бригады К.Симонов посвятил стихотворение "Танк" .Опубликовано в "Красной звезде" в 1939..

    Вот здесь он шел. Окопов три ряда.
    Цепь волчьих ям с дубовою щетиной.
    Вот след, где он попятился, когда
    Ему взорвали гусеницы миной.

    Но под рукою не было врача,
    И он привстал, от хромоты страдая,
    Разбитое железо волоча,
    На раненую ногу припадая.

    Вот здесь он, все ломая, как таран,
    Кругами полз по собственному следу
    И рухнул, обессилевший от ран,
    Купив пехоте трудную победу.

    Уже к рассвету, в копоти, в пыли,
    Пришли еще дымящиеся танки
    И сообща решили в глубь земли
    Зарыть его железные останки.

    Он словно не закапывать просил,
    Еще сквозь сон он видел бой вчерашний,
    Он упирался, он что было сил
    Еще грозил своей разбитой башней.

    Чтоб видно было далеко окрест,
    Мы холм над ним насыпали могильный,
    Прибив звезду фанерную на шест -
    Над полем боя памятник посильный.

    Когда бы монумент велели мне
    Воздвигнуть всем погибшим здесь, в пустыне,
    Я б на гранитной тесаной стене
    Поставил танк с глазницами пустыми;

    Я выкопал его бы, как он есть,
    В пробоинах, в листах железа рваных,-
    Невянущая воинская честь
    Есть в этих шрамах, в обгорелых ранах.

    На постамент взобравшись высоко,
    Пусть как свидетель подтвердит по праву:
    Да, нам далась победа нелегко.
    Да, враг был храбр.
    Тем больше наша слава

    Спасибо,за статью..
    1. -2
      27 апреля 2016 07:45
      Мы тут китайцев частенько ругаем... А как оказывается сами начинали также, и не только стратегические бомбардировщики ,но и в танкостроении начало было стырено. Но все дело в конечном результате, надеюсь китайцы так далеко ,как мы, не продвинутся.
      1. +6
        27 апреля 2016 08:10
        Цитата: lwxx
        Мы тут китайцев частенько ругаем... А как оказывается сами начинали также, и не только стратегические бомбардировщики ,но и в танкостроении начало было стырено. Но все дело в конечном результате, надеюсь китайцы так далеко ,как мы, не продвинутся.

        Не согласен в том что всё стырено.Часть лицензий СССР всё-таки покупал,правда не всегда удачно,по той простой причине,что хотели побольше и подешевле.
        1. 0
          27 апреля 2016 08:44
          Цитата: амурец
          Цитата: lwxx
          Мы тут китайцев частенько ругаем... А как оказывается сами начинали также, и не только стратегические бомбардировщики ,но и в танкостроении начало было стырено. Но все дело в конечном результате, надеюсь китайцы так далеко ,как мы, не продвинутся.

          Не согласен в том что всё стырено.Часть лицензий СССР всё-таки покупал,правда не всегда удачно,по той простой причине,что хотели побольше и подешевле.

          Так китайцы , и не только они,тоже покупают технику с правом производства не все откровенно тырят hi
          1. 0
            27 апреля 2016 09:50
            Цитата: lwxx
            Так китайцы , и не только они,тоже покупают технику с правом производства не все откровенно тырят

            Согласен!Но,к сожалению,большой удар по китайской промышленности нанесла политика "Большого Скачка".Если бы КПК и Мао пошли тем путём которым пошли китайцы после смерти Мао,мы имели бы очень мощную, в промышленном плане,державу.Я не имею ввиду все преобразования Дэн Сяо Пина.Я имею ввиду то что КНР получал оборудование и готовил специалистов в СССР.Часть высокообразованных специалистов вернулась из США.Но политика "Большего Скачка" и "Культурная Революция"резко затормозили развитие КНР.
      2. 0
        27 апреля 2016 11:30
        Цитата: lwxx
        начало было стырено

        Зачёт. В "парнасе" место забронировано, пегасом будете.
      3. +6
        27 апреля 2016 14:38
        Цитата: lwxx
        А как оказывается сами начинали также, и не только стратегические бомбардировщики ,но и в танкостроении начало было стырено.

        Не всё так однозначно. ©

        Начинали мы гораздо раньше БТ - советское танкостроение началось в Гражданскую с копирования Рено FT-17. Первый серийный танк был сделан на базе "Фиат 3000" (итальянская переработка Рено FT-17).
        Но к концу 20-х советская конструкторская школа зашла в тупик. Вот и решили наши ознакомиться с состоянием танкостроения на Западе. В результате, мы абсолютно официально купили лицензию на танки Виккерса (с КД, ТД и обязательством Виккерса уведомлять об изменениях в документации). И практически официально купили танки у Кристи (законы США кое-где обошли, но у Кристи особых претензий не было).
        Так что в основе советского довоенного танкового парка (Т-26 и линейка БТ) лежали честно купленные машины. smile
        1. +1
          27 апреля 2016 15:05
          Цитата: Alexey RA
          Так что в основе советского довоенного танкового парка (Т-26 и линейка БТ) лежали честно купленные машины.

          Кстати и на двигатели BMW-VI,который у нас известен как М-17 была куплена лицензия у немцев.Почему я упоминаю этот авиадвигатель?Потому что М-17Т и М-17Ф широко применялся в нашем танкостроении от БТ-5 до Т-34 и КВ.Правда замена дизеля В-2 на М-17 на танках Т-34 и КВ была вынужденной,из-за недостатка двигателей В-2.Зубов,Е.А."Двигатели танков".часть первая.
      4. 0
        4 мая 2016 00:46
        Не стырено а куплено. Если Американцы отказались от закупки этих танков для своих нужд, то тогда чего ж добру пропадать.
  5. +3
    27 апреля 2016 07:52
    ......принял решение атаковать японские части силами 11-й легкотанковой бригады, которая была укомплектована в основном танками БТ-2 и БТ-5......Офицеры 11-й советской танковой бригады на горе Баин-Цаган на Халхин-Голе перед атакой.
    На втором плане — танки БТ-5.
    1. +1
      27 апреля 2016 07:56
      Танкисты 11-й советской танковой бригады у танка БТ-5 на Халхин-Голе.
  6. +4
    27 апреля 2016 09:26
    Отказались от нее только в самом конце войны, когда в СССР создавались танки Т-44 и Т-54.
    Еще до войны, на танках СМК и КВ стояла торсионная подвеска. Да и на Т-34М тоже планировалось установить торсионную подвеску
  7. +3
    27 апреля 2016 09:40
    замечательная статья! продолжение будет?
  8. +1
    27 апреля 2016 10:14
    А Вы вообще о танках тех лет .что нибудь читали говоря о том .что в СССР ничего подобного не создавалось?
    Это я о Т 24 к примеру.Халепский попросту выбросил народные деньги на ветер.
    Теперь о танке Кристи.
    Это как Вы ухитрились 12 цилиндровый двигатель поперек танка "впихнуть"?
    Что-же касается самого танка БТ то это вовсе не "американец" а полностью сконструированный в СССР танк от которого от Кристи осталась одна идея.
    На фото видно,что представлял из себя "танк" Кристи.
    1. +2
      27 апреля 2016 13:13
      в идее компоновки как раз и было главное.
      сравните другие проекты того периода: даже близко не было таких подвижных,
      ближе к войне англичане использовали наработки кристи для создания парка легких в общем-то удачных своих танков - крусейдеров и т.п.
    2. 0
      27 апреля 2016 13:37
      Цитата: Кадук
      Это как Вы ухитрились 12 цилиндровый двигатель поперек танка "впихнуть"?

      У Кристи он стоял вдоль...

      А как поставить поперек, так вот как
      Цитата: Кадук
      Это я о Т 24 к примеру.Халепский попросту выбросил народные деньги на ветер.

      Нет. Неудачный опыт, то же опыт.
      Цитата: Кадук
      Что-же касается самого танка БТ то это вовсе не "американец" а полностью сконструированный в СССР танк от которого от Кристи осталась одна идея.

      Это можно сказать о БТ-3, БТ-5, БТ-7 и их модификациях, БТ-2 - точная копия танка Кристи.
      1. 0
        28 апреля 2016 11:02
        на т44 уже была подвеска не Кристи laughing
      2. 0
        29 апреля 2016 09:28
        в период с 30 до 41 было сделано около 60 разных прототипов танков
        кое-кто хочет сказать, что вредители заполонили СССР laughing
  9. +1
    27 апреля 2016 11:19
    пулеметные танки БТ-2 были в составе 36-Й и 42-Й танковых бригад погибших под Харьковом в мае 1942 года. А еще несколько танков БТ-2(тоже пулеметный вариант) воевали в развед.частях 9 Танкового Корпуса ген.-майра Панова ..... летом 1944 года(операция "Багратион").
  10. +6
    27 апреля 2016 11:23
    Цитата: Кадук
    Что-же касается самого танка БТ то это вовсе не "американец" а полностью сконструированный в СССР танк от которого от Кристи осталась одна идея.
    На фото видно,что представлял из себя "танк" Кристи.

    Взять чужую идею и довести её до более эффективного, работоспособного состояния не зазорно. Танк, который советские конструкторы создали на основе концепции Кристи, оказался довольно неплох. Он был очень мобилен и прекрасно подходил для разведки, быстрых фланговых ударов и атак из засады. Мой дед, начинавший ВОВ танкистом, именно скрытой фланговой атакой остановил продвижение немецких танков под Тулой. Под его началом находились танки БТ-5 и БТ-7, если не ошибаюсь, 19 машин. Всё, что осталось от моторизованной дивизии. Но длительный встречный бой танкам БТ был противопоказан ввиду слабости бронирования. С одной стороны, далеко не все командиры это понимали. С другой стороны, избежать встречного боя удавалось не всегда...
  11. -5
    27 апреля 2016 11:40
    Тачанка)) Но установка 45 мм пушки никак не оправдана. У немецкого Т2 стояла 20 мм АВТОМАТИЧЕСКАЯ, и при практически одинаковых ТТХ он крыл наш БТ как бык овцу. Пока 45 пукнет, очередь 20 мм в любом случае уничтожит. Абыдна, да!!
    1. +2
      27 апреля 2016 13:08
      Цитата: Вечно так
      Тачанка)) Но установка 45 мм пушки никак не оправдана. У немецкого Т2 стояла 20 мм АВТОМАТИЧЕСКАЯ, и при практически одинаковых ТТХ он крыл наш БТ как бык овцу. Пока 45 пукнет, очередь 20 мм в любом случае уничтожит. Абыдна, да!!


      да вам надо было на место Сталина вы бы им всем!!!
      жалко, что для вас осталось секретом, что купленный по лицензии 20 мм автомат для советской промышленности оказался слишком сложен и был снят с производства
    2. +2
      27 апреля 2016 13:16
      оправдана. во-первых, у 45-ки потенциал все-таки был, а во-вторых, автоматические пушки требовали при изготовлении больше к оборудованию и составу работников.
      Проблема была в другом - в изготовлении снарядов к 45-кам. Вот к этому нареканий было много,
      как и к оборудованию самого танка
      1. +2
        27 апреля 2016 14:27
        Цитата: yehat
        оправдана. во-первых, у 45-ки потенциал все-таки был, а во-вторых, автоматические пушки требовали при изготовлении больше к оборудованию и составу работников.

        Хе-хе-хе... изготовить 20-мм автомат - это полбеды. А вот эксплуатировать его потом в войсках...
        Не в ВВС, где пушка большую часть времени проводит в воздухе и где имеются грамотные техники по вооружению. Не в ПВО, где пушки при работе обычно неподвижно стоят на позициях, окружённые тучей номеров расчёта. А в БТВ, где пушка засунута в бронекороб и тесную башню, установленную на грохочущую коробку, которая, подскакивая на ухабах, мечется по пыльному полю.
        Вон, сделали наши ТНШ в 1941. Пока зима была - всё нормально. А летом 1942 начались массовые жалобы на то, что пушки Т-60 выходят из строя и танки превращаются в "самок".
        1. 0
          27 апреля 2016 15:40
          http://www.battlefield.ru/20mm-tnsh.html
          Цитата: Alexey RA
          Не в ВВС, где пушка большую часть времени проводит в воздухе и где имеются грамотные техники по вооружению.

          Цитата: Alexey RA
          Вон, сделали наши ТНШ в 1941. Пока зима была - всё нормально. А летом 1942 начались массовые жалобы на то, что пушки Т-60 выходят из строя и танки превращаются в "самок".

          Согласен с вами полностью!Хочу только добавить, что пушка ТНШ ведет свою родословную от пушки ШВАК.В начале ВОВ не только танкисты мучались с этими пушками,лётчики тоже,особенно штурмовики.Правда мне попадались воспоминания лётчиков 230-ШАД.В.Емельяненко "В военном воздухе суровом"Сивков.Г.Ф."Готовность №-1,в других воспоминаниях.http://www.battlefield.ru/20mm-tnsh.html
    3. +1
      27 апреля 2016 23:08
      Цитата: Вечно так
      Но установка 45 мм пушки никак не оправдана. У немецкого Т2 стояла 20 мм АВТОМАТИЧЕСКАЯ, и при практически одинаковых ТТХ он крыл наш БТ как бык овцу. Пока 45 пукнет, очередь 20 мм в любом случае уничтожит.

      Оправдана. Вспомните разницу в массе осколочно-фугасного снарядов 45 и 20 мм.
    4. +2
      28 апреля 2016 15:18
      При противопульной броне? 20мм пушка.
      В общем, согласно тактическим проработкам той поры БТ предназначался для глубоких рейдов в тыл противника где максимум мог встретить группу солдат с автоматами/пулеметом.
      И при таких скоростях движения они ему были не соперники.

      Вступать в бой с укрепленными пунктами не входило в задачу ударных танковых клиньев.
      (Укажу, хотя наверняка большинству известно это, что автором глубоких танковых рейдов был Тухачевский. Собственно лично преподававший в академии где учился Г.Гудериан)
      1. 0
        29 апреля 2016 21:45
        Цитата: Evrepid
        (Укажу, хотя наверняка большинству известно это, что автором глубоких танковых рейдов был Тухачевский.

        Автором глубоких танковых рейдов был не тухачевский, а Триандафилов.
        Цитата: Evrepid
        При противопульной броне? 20мм пушка.
        В общем, согласно тактическим проработкам той поры БТ предназначался для глубоких рейдов в тыл противника где максимум мог встретить группу солдат с автоматами/пулеметом.

        Именно в таких ситуациях более тяжелый ОФ снаряд 45-мм пушки имел значение.
        1. 0
          3 мая 2016 14:53
          Согласен, на все 100.
          Но не будем забывать: "Тухачевский разрабатывал теорию глубокого боя, теорию непрерывных операций на одном стратегическом направлении"

          Конечно, чем мощнее вооружение тем лучше.
          Насколько я помню в то время было утверждение: "Огнем и напором".
          Представьте себе бронированную машину, которая несется на огромной скорости гремит, плюет огнем, а противопоставить ей могут только пистолеты и винтовки. И в основном противник в таких операциях это полиция, не армия.
          Естественно, что армейские части есть в городах и других поселениях, но пока армия выдвинется, займет позиции и "найдет" быстро передвигающиеся части противника.

          Много вы знаете, даже в текущее время фактов, когда войсковые части, заранее не заняв позицию смогли поймать разведку, если та умеет улепетывать со скоростью до 70 км/ч?

          Не спорю что вполне можно рассматривать ситуацию, что какая то часть встретит быстро двигающиеся танки и что она будет делать? Какие действия произойдут в ней?

          Думаю:
          1. Первый обнаруживший попытается оповестить дежурного по части
          2. Дежурный свяжется с командиром части, поднимет часть по тревоге
          3. Откроют арсенал
          4. Раздадут оружие солдатам
          5. Выдадут приказ о действиях

          Примерная оценка по времени минут 20-30.
          А атакующие в это время что будут делать? Стоять и ждать? Врятли.
          Вспомним что произошло с миротворцами в Ю.Осетии?
          - Ураганный налет
          - Потеря взаимодействия
          - Паника
          - Замешательство
          результат: 171 погибший (если правильно помню)

          Ну да ладно, что происходит дальше?
          Скорее всего, даже если это артиллерийская часть замки в орудиях отсутствуют, боекомплект на 30-40 снарядов, расчеты орудий спят/отдыхают/в отпуске. Реальная численность части в этот момент 70-80% от штатной.
          Таким образом, танки проламывают ворота, посеев панику и неразбериху.
          Рвутся к арсеналу, уничтожая максимально возможное число солдат противника, давят технику и орудия, поджигая и разрушая здания, подрывают арсенал, сносят столбы связи и электро энергии и т.д.

          Все, свою задачу они выполнили. Часть выведена из строя и сопротивления не окажет должного сопротивления.
          Как то так.
          И для проверки попробуйте провести эксперемент:
          встаньте в 3-4 утра,
          не включая свет оденьтесь, найдите ключи от машины.
          И заведите и прогрейте ее да и поставьте ее метрах в 100 от дома.

          И все ножками, без дистанционного запуска двигателя.
          За полчаса уложитесь.
        2. 0
          3 мая 2016 15:15
          Да... И вспомним что происходило в крепости Брест при нападении фашистов.
          Легкие/атакующие силы просто прошли мимо посеяв панику уничтожив узлы связи и коммуникации.

          А "добивали" крепость уже другие части. Авангард не стал втягиваться в бои. а просто прошел дальше.

          В крепости было примерно 9000 человек.
          45-я пехотная дивизия Вермахта выделили 1500 человек.
          " Штурмовой отряд немцев, наступавший через Тереспольское укрепление, первоначально не встретил серьёзного сопротивления и, пройдя Цитадель, передовыми группами вышел на Кобринское укрепление "

          И так получаем что примерно соотношение было 6-1(3-1) по разным данным. не в пользу нападавших. В то время как советское командование всегда считало необходимым иметь 3-1 при атаке. Тут много вопросом и это отдельная тема.

          Я просто показал, что сопротивление крепость брест смогла начать оказывать только к 7.00 утра. Т.е. 45-я дивизия 3,5 часа делала что хотела.

          Но задача у нее была захватить, а не посеять панику и вывести часть из строя.
          Если рассматривать первоначальную задачу сломить сопротивление/вывести из боя на определенное время, согласитесь справились на все 100%.
    5. 0
      5 мая 2016 23:31
      А ничего, что немецкую "двоечку" пушка 20К легко имела с расстояния больше километра, а крупнокалиберный пулемет (пушка 20 мм - это смешно, немцы даже в авиации от нее отказались) на Т-2 мог пробить броню "беты" только с расстояния менее 500 метров. Даже с учетом того, что в реальном бою огонь открывали метров с 600-800 немцу эти 150-200 метров до дистанции эффективного поражения еще пройти надо и наш танк, собственно, обнаружить, навестись, пристреляться. За это время он гарантированно получит 2-3 полновесных 45-мм болванки. И не забывайте, что согласно советской доктрины применения танки - это средство борьбы с пехотой, подавления пулеметных гнезд, легких полевых укрытий противника и поддержки своей пехоты в наступлении. Для этих целей ( на начальном этапе) пушка 20К вполне подходила. С танками должна была бороться противотанковая артиллерия.
  12. +2
    27 апреля 2016 11:45
    а ведущими колесами становилась уже передняя пара.

    Не ведущими, а управляемыми.
  13. +6
    27 апреля 2016 12:49
    На предпоследней фотке, с места боя под Дубно, видно - экипаж погиб вместе с танком, причем до последнего отстреливался из личного оружия: люки закрыты и бойница для стрельбы из револьвера в боевом положении (заглушка на цепочке болтается). Да и немцы с опаской подходят.

    Вечная память, вечная слава!
  14. +2
    27 апреля 2016 13:10
    Надо добавить, что танки типа БТ сохранились к 1945 г. на Дальнем Востоке и они даже приняли участие в разгроме Квантунской армии.
    1. +1
      27 апреля 2016 16:49
      Так тама и Т-26 на 45-й год имелись...
  15. +11
    27 апреля 2016 15:01
    Добавлю. Сегодня в рунете нашел на http://nyka.livejournal.com/14546960.html


    Спустя четверть века после войны в глухом лесу под Вязьмой был найден вросший в землю танк БТ-5 с хорошо заметным тактическим номером 12. Люки были задраены, в борту зияла пробоина.

    Когда машину вскрыли, на месте механика-водителя обнаружили останки младшего лейтенанта-танкиста. У него был наган с одним патроном и планшет, а в планшете — карта, фотография любимой девушки и не отправленные письма.


    "25 октября 1941 г

    Здравствуй, моя Варя !
    Нет, не встретимся мы с тобой.

    Вчера мы в полдень громили еще одну гитлеровскую колонну. Фашистский снаряд пробил боковую броню и разорвался внутри. Пока уводил я машину в лес, Василий умер. Рана моя жестока.

    Похоронил я Василия Орлова в березовой роще. В ней было светло. Василий умер, не успев сказать мне ни единого слова, ничего не передал своей красивой Зое и беловолосой Машеньке, похожей на одуванчик в пуху.

    Вот так из трех танкистов остался один. В сутемени въехал я в лес. Ночь прошла в муках, потеряно много крови. Сейчас почему-то боль, прожигающая всю грудь, улеглась и на душе тихо.

    Очень обидно, что мы не всё сделали. Но мы сделали всё, что смогли. Наши товарищи погонят врага, который не должен ходить по нашим полям и лесам. Никогда я не прожил бы жизнь так, если бы не ты, Варя. Ты помогала мне всегда: на Халхин-Голе и здесь.

    Наверное, все-таки, кто любит, тот добрее к людям. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо вечно молодое, как твои глаза, в которые только смотреть да любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут.

    Пройдет время, люди залечат раны, люди построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, другие песни будут петь. Но никогда не забывайте песню про нас, про трех танкистов.
    У тебя будут расти красивые дети, ты еще будешь любить.

    А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе.

    Твой Иван Колосов."
    1. +2
      28 апреля 2016 00:47
      Есть хорошая песня на эту тему:




      Меня подцепили за оба крюка,
      Расклеила веки трясина,
      И я увидал над собой облака
      И ветер, летящий в осинах.
      И я увидал над собой облака
      И ветер, летящий в осинах.

      И время моё побежало опять
      Как будто вчера заводили,
      И снова услышал я ** твою мать,
      И понял, что мы победили.
      И снова услышал я ** твою мать,
      И понял, что мы победили.

      И понял - пожить мне ещё предстоит,
      Пускай - не герой - победитель,
      Пробитые немцами братья мои,
      Простите меня и поймите.

      Простите - не смог показать мастерство
      Красивой военной работы,
      Из всей из бригады - но лишь одного
      Меня сохранило болото.

      Не сжёг меня пушки немецкой расчёт,
      И "Тигр" меня не искалечил,
      Меня не расплавил товарищ Хрущёв
      В огромной мартеновской печи.

      Резон здесь конечно отыщется свой,
      Сегодняшним людям - подарки,
      Вы можете запах глотнуть боевой
      Моей краснозвёздной солярки.

      Залезьте - не бойтесь испачкать штаны
      В крови и солярочной прели,
      Почувствуйте кожей дыханье войны,
      На чём ваши деды горели.

      Я - брошенный в землю военный посев,
      Я - памятник сгинувшей роте,
      И мирная техника прёт по шоссе,
      Поскольку я был в том болоте.

      Я с пушкой торчащею наискосок,
      Для вас непонятен и страшен,
      Соляркою пахнущий правды кусок
      Истории Родины нашей.

      Что я уцелел - экипаж виноват,
      Да наша родная природа,
      Я танк - я убитый советский солдат
      Второго военного года.
      Я танк - я убитый воскресший солдат
      Второго военного года.
      Я дед твой убитый воскресший солдат
      Второго военного года.

      М. Калинкин
  16. -1
    27 апреля 2016 15:44
    я на таком в игре вартандер гоняю!шустрый танк!! wink
  17. +1
    28 апреля 2016 00:18
    Нутро амеровское всегда с гнильцой:деньги от нас получили, еще 100 тысяч за лицензию должны были получить. Но как всегда -надо-же кинуть,недопоставив часть документации и комплектующих.А потом когда уже кинули их (через нашу разведку), состроить из себя обиженных и плакать что Советы такие нехорошие.По сей день ничего не меняется.А по теме лэнд-лиза:

    "Благодетели"
    Из ящиков, расколотых снарядом,
    Скатились банки в бурелом ветвей.
    Убитый повар смотрит тусклым взглядом
    На трафаретку “Мэйд ин Ю-Эс-Эй”.

    Он молчаливо требует ответа,
    Мертвец с кровавой раной на виске.
    Но тот, кто скрыт за буквой трафарета,
    Молчит в своем заморском далеке.

    Валяющихся в поле мясом рваным
    Ему из дальней дали не видать.
    Его страна лежит за океаном.
    Там тишь, да гладь, да божья благодать.

    Он сердцем чист, доволен и спокоен.
    Он прибыли откладывает впрок.
    Продукцию чикагских скотобоен
    В расчет за нашу кровь он выслал в срок.

    Ему полгоря, что в плену поганом
    Твоих малюток растерзали псы.
    И он с тебя получит чистоганом
    За каждый фунт чикагской колбасы.

    А в день, когда добудешь ты победу,
    Он, расточая сладкие слова,
    За славой, как шакал, придет по следу
    Израненного в смертной схватке льва.
  18. 0
    28 апреля 2016 14:54
    Интересная статья. Спасибо автору.