Military Review

Anzin-Miura - Samurai-Englishman (part 3)

7
Bear the burden of whites, -
And let no one wait

No laurels, no rewards
But know, the day will come -
From equal wait
You are a wise judgment
And weigh it with indifference
He is your feat then.
(“The burden of whites”, R. Kipling, M. Froman)


The life of Adams was in the meantime. Years from 1614 to 1619 passed for him in a long voyage to the shores of Siam. On a trip, Adams filled out a logbook, making his observations there. The journal that survived to the present times was transferred to Oxford, to the Bodleian library. Journal entries are placed on 79 sheets of fine rice paper. On them, Adams recorded everything that happened around. There were drawings made with a few mean touches, but they also carried their cognitive function.

The first voyage (unfortunately, did not meet expectations), nevertheless, bore fruit, and in the literal sense of the word, in a completely unexpected area for Adams. Having landed on one of the islands of the Ryukyu, Willi dug up some edible tuber there, the taste is sweeter, and larger in size than the potato, which the Europeans dug out much earlier in North America. The strange fruits turned out to be edible, nutritious and very pleasant to the taste. Several tubers, taken as an experimental planting material, sailed by ship to Japan, where they were brought and planted in a garden at a British trade settlement in Hirado. The Japanese climate was favorable for the "guests" from the island of Ryukyu, and the tubers gave a good harvest. This is how an exotic fruit with the strange name “sweet potato” found its place in Japan, was gratefully accepted by local residents, and so caught on, that to this day very few people remember where it came from, firmly believing that it is exclusively local culture.

Years passed, and Adams’s patron Tokugawa Ieyasu was growing old. After Ieyasu retired to another world, his son Hidetada, who treated Europeans differently than his father, became a shogun. He had no friendly feelings for Adams either, since he was jealous of his father and considered him the main competitor in his influence on Ieyasu. Another circumstance did not give rest to the newly-made shogun - religion. Hidetad was more brutal and intolerant to the dominance of alien religious trends in Japan than his father. Catholics, in fact, like all Christians, he hated, which is why he was so suspicious and incredulous. For all his dislike for Adams, Hideadad didn’t take a piece of land granted to Ieyasu, leaving him in Will’s property.

Meanwhile, the terms of the contract came to an end, and at first Adams decided to terminate business relations with the East India Company. Under an agreement with a company concluded by 24 in December 1613, he was given a service life of two years, but after this period Adams did not leave his service and continued to work further for the benefit of the company, although no one offered him to extend the contract.

Some time passed and the working conditions began to deteriorate, and Adams was less and less satisfied. As a result, he was forced to leave the company, refusing to work in such circumstances. And then his position in society also became unsteady. Hidetada announced publicly that the British would not receive privileges more than those relied upon by other foreign nationals in Japan, and restricted the territory of English trade to Hirado’s port only. Well, then the trouble fell as if from a bag. Adams received a message from the shogun’s advisors that Hidetad was unwilling to respond to the English monarch’s message, citing the fact that the letter was addressed to Ieyasu, who had already died by that time. Adams with dignity passed this dark streak of bad luck. True Japanese qualities helped him cope with them: stoicism, perseverance, composure, ability to keep calm in any situation. He remained at court, setting a goal for himself to persuade the shogun: if it is absolutely impossible for the English to allow unlimited trade, then at least let them have only two permits for trade (goven): the first is for trade in Siam, the second is in Cochinchin. As a result, Adams's assertiveness bore fruit, and Hidetada graciously allowed two such permits to be issued. We must pay tribute to the prudence of Hidetada, who kept the rank of Japanese dignitary for Adams, and therefore he could conduct trade operations without restrictions. Because of this, Adams personally selected and purchased goods throughout Japan, sold it, and sometimes, doing a good deed on the old friendship to his former companions, delivered batches of goods to the East India Company and sold them as his own.

Anzin-Miura - Samurai-Englishman (part 3)


Surprisingly, история even kept Will Adams' letters home for us.

From the account books that Richard Cox led and filled in Hirado, it becomes clear that from December 1617 to March 1618, Willi provided the Company with considerable assistance in the sale of its products throughout Japan; and also collected debts for the Company in Kyoto and other cities and towns. It is worth noting that William Adams often had to take a lot of risk in order to help the trade settlement in Hirado. For example, at the end of 1617, using his personal connections with the governor of the Japanese city of Sakai, he managed to get permission to purchase a large lot. weapons and equipment with the subsequent shipment to Siam by the East India Company. Similar deals with the purchase of weapons were not new, extremely profitable, but at the same time too dangerous because the shogun categorically banned the export of weapons and ammunition from the country.


Of course, Will lost his homeland, but he saw something that Europeans never dreamed of. Himeji Castle.

And although Hidetad was a practical man and not believing in all sorts of stories and prejudices, one case forced him to return to Adams. Let the shogun not have any heartfelt feelings for Adams, he still retained a reverent respect for the former attorney of his father. While Adams was waiting at the court for a response to another request for permission to leave, it was dark. The shogun admired the sunset, and then a comet drew the sky over Tokyo. It threw Hodat into such an indescribable horror that he summoned Adams to himself and demanded to interpret the significance of this phenomenon. Adams explained that the comet has always been considered the herald of wars, but the shogun does not have to worry because the war will break out in Europe without in any way capturing small Japan. (Unbelievable, but a fact: in the same year 1618, Europe really was caught up in the fire of the Thirty Years War!)


He saw this statue of Buddha ...

During this unexpected meeting, Adams tried to reestablish relations with Khodat, but, alas, the shogun did not need his advice anymore and never again used the services of Adams as an adviser. Unfortunately, the times when the British had an enormous prestige at the imperial court were a thing of the past.

In the spring of 1619, three months after his audience with Hoadad, Adams set sail, as it turned out, the last in his life. Upon returning from a trip, Willie, feeling not very healthy, got into bed. The disease did not let go. Anticipating a quick demise, Adams summoned two employees of a commercial settlement, asked them to do his will after death. In the testament, which Adams nevertheless composed himself and signed with his own hand, it was stated: first, to bring the body to earth in its homeland, that is, in England. Secondly, Willie bequeathed to divide all his savings made in Japan into two equal parts. He will bequeath the first part to his wife and daughters living in England, the second part to the children of Joseph and Susan, who are in Japan.


And autumn foliage in which Japanese temples were buried ...

When he gave orders on property in his will, Adams asked them to distribute all of them to his numerous friends and relatives who live in Japan and in England. So, to the settlement leader Richard Cox was written off an amazingly beautiful long sword, granted once by the shogun Ieyasu Adams as a samurai. Maps, lots and an astronomical globe were also bequeathed to Richard. Assistant Richard Eaton Adams bequeathed books and navigation equipment. John Ostervik, Richard King, Abraham Smath and Richard Hudson, who, in fact, became nurses for the patient, inherited the most expensive silk kimonos. The servants were not forgotten either. For the long irreproachable service, because he faithfully served his master, the servant Anthony received his freedom and in addition some money, which would be of little help in a new life. The faithful maid Jugasa also received some money and clothes. And the most iconic, important and especially revered things Adams bequeathed to his own son, Joseph. It was a unique collection of combat swords that Adams cherished.


... And this Golden Pavilion.

A week after Adams died, by fulfilling his will, Cox and Eton described all his movable property. Approximate amount of property valuation was pounds sterling 500 - an impressive amount at that time. In addition to movable property, Adams was the owner of the estate in Khemi, large plots of land, was the owner of several houses in Edo, and in some other parts of Japan. Undoubtedly, Adams was a very wealthy and practical man, he ordered all of his income wisely, investing them in a profitable enterprise.

Cox and Eaton honestly fulfilled everything that was written in the will. Adams’s British wife was sent a certain amount of money, which was due to her as a legitimate share in the inheritance of the spouse. Cox also worried about the daughter of Mrs. Adams and ordered to divide the money equally. 13 December 1620, a letter was sent to the East India Company in which Cox explains the reason for this section of cash. The fact is that Adams simply did not want his English spouse to receive one whole inheritance. His child would then be left with nothing. To avoid this, Adams decided to hedge his daughter and ordered to divide into two equal parts the property due.

Subsequently, it became known that in addition to movable and immovable property in Japan, Adams had a small property in Britain. In assessing the value of the property amounted to 165 pounds. October 8 1621, Mrs. Adams became the legal heiress of this property.

Yes, Mrs. Adams was not deprived of her inheritance. When Adams was alive, he, having established a stable relationship with Britain, constantly remembered his wife and daughter. Adams regularly sent them money through the East India Company. So, in May, 1614, Mrs. Adams, through the Company, received 20 pounds, sent by her spouse.

The Board of the East India Company, after Adams’s death, assigned a permanent monetary compensation to the widow of Adams, and also set her annual pension in the amount of 5 pounds. During his lifetime, Adams always reimbursed the Company for expenses that were spent on him: sometimes money was deducted from the money earned, which was paid to him in Japan, and from time to time he sent help to his relatives through the London branch of the Company.

It is not known whether Mrs. Adams was aware that her husband had a wife in Japan too. Mary Adams acted wisely: even if the pay was small, but it was in no way superfluous. Money was accepted according to the principle: “from a black sheep, even a tuft of wool”. It is a pity that there was no information that would confirm that Mrs. Adams knows something about his other family.

How was the life of both wives of Will Adams, located on opposite sides of the globe, very little information. Perhaps Mrs. Adams got married again, a couple of records found in the parish book of St. Daston’s Church in Stepney, dated 1627 and 1629 for years, testify to this. Both are supposed to refer to Mrs. Adams. A record made in 20 May 1627, reports that Mary Adams, a widow, was married to the baker John Eckhad. The next entry says that 30 on April 1629, too, Mary Adams, also a widow, was legally married to Henry Lynes, a sailor from Ratcliffe. Nothing is known about the further fate of Adams' daughter - Deliverens. The only source of information was the mention of her name in the minutes of the East India Company meeting of August 13 of 1624. The minutes stated that William Adams’s heiress, Deliverens, had sent a petition to the leadership of the East India Company, bustling about his father’s property. This is all that has been found in the archives of Deliverens.

As the fate of the Japanese wife Adams and her two children, there is extremely little information. Hidetad has officially confirmed the property right of Adams Joseph’s son to own a Hemi estate. For Joseph, this house was a resting place, a haven of peace, a quiet haven after long and difficult trips to the sea. Yes, it is true, Joseph chose his father's path, he studied for a long time, became a navigator, almost ten years, from 1624 to 1635, the year he sailed five times to the shores of Cochinchina and Siam. The last mention of Adams' son is found in 1636. Then Joseph placed a gravestone at his parents in Khemi, presumably on the anniversary of their death. About Susana, the Japanese daughter of Adams, there is only one entry made by Captain Cox in her diary, which said that 1 February 1622 of the year she was presented with a taffeta cut. And nothing more ...

Well, as for the Japanese wife Adams Magome, she died in August 1634 of the year and found solace in the cemetery in Hemi, next to Adams. It is possible that the remains of Adams were transported from Hirado to Hemi before her death, because two tombstones were installed on the grave, and after decades, in the 1798 year, two stone lanterns were also installed. Following the customs of the Buddhists, William Adams, after his death, began to bear the name of Juro-manin Genji-koji, and Magome - Kayka-oin Meuman-biku. In memory of the couple in the Jodoji Temple near Hamilstal, incense is constantly burned. But time takes its toll, the graves were dilapidated, were abandoned and not groomed, until finally, in the 1872 year, they were not stumbled upon by the English merchant James Walter. With the help of the Japanese and the English, who then lived in Japan and took up the noble cause together, the graves and monuments were brought into shape. In 1905, the money collected by the public was used to buy out the cemetery's territory, and a pretty park soon turned green: the trees began to rustle with leaves, and the flowers were grateful. The superintendent was put in charge of the graves, who had to watch them most carefully.

In 1918, a stone pillar 10 feet high was erected in the same place in the park. The festive ceremony was held on 30 in May of the same year. On the pillar carved an inscription in Japanese, which tells about the life of Willie Adams. They said that when he died, he said the following: “While mooring in my wanderings to this land, I lived here until the last minute in peace and prosperity, entirely due to the grace of Shogun Tokugawa. Please bury me on top of a hill in Hemi so that my grave is facing east so I can look to Edo. My spirit from the underworld will protect this beautiful city. ”

No one knows for sure whether Adams uttered these words or not: the diary of Captain Cox keeps silence. But no one denies the existence of such an order. Not for nothing on one side of the memorial column are lines written by a Japanese poet and intended personally to William Adams - the guardian of the city:

“Oh, a navigator who has made a lot of seas to come to us. You adequately served the state and for this you were generously rewarded. Without forgetting about mercies, you in death, as in life, remained the same devotee; and in your grave facing east you always guard Edo. ”

Only a samurai received this honor in Japan, and there is nothing unusual about it. However, the conversation was about a foreigner ... Oddly enough, but William Adams, a true Englishman, became a real samurai. And for the Japanese, it was a high figure!


Monument to Will Adams in Gillingham.

And what about the birthplace of Adams, Britain? The great navigator was remembered only in 1934 year and decided to somehow perpetuate the memory of Willie. Then in his native Gillingham, volunteers raised money to build a memorial clock tower on Wetling Street, which is crossed by an old Roman road leading through the entire city and descends to the Medway River, on which William Adams had passed the serene childhood.


Monument to Adams in Japan.

Two hundred years later American ships fleet sailed to the shores of Japan, and then the British fleet also approached. In 1855, British ships approached the shores of Japan. The meeting between the British and Japanese resulted in the signing of an Anglo-Japanese trade agreement allowing the British to trade in Nagasaki and Hakodate. Over time, the British were allowed to trade throughout the country, and this was a very significant event for the old woman of Britain. Indeed, stable trade with Japan is a matter of honor for Misty Albion!
Author:
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. parusnik
    parusnik 11 May 2016 07: 40
    +3
    Thank you, Svetlana..good article, beautiful photos ...
  2. Atomist
    Atomist 11 May 2016 09: 07
    +4
    I read this article with great interest. Accept my thanks for this story.
  3. Angor
    Angor 11 May 2016 13: 07
    +1
    Thank you Svetlana for giving us the opportunity to learn something new.
    Life is such an amazing thing ...! Fates, different and distant people, suddenly, following unknown roads, find themselves together. And they say that "magic" does not exist :-)
  4. SlavaP
    SlavaP 11 May 2016 14: 51
    +1
    Thanks to Svetlana for the interesting article. The simple truth is very clearly emphasized: if you are a worthy and hardworking person, then you will successfully live wherever you would be thrown. And the idler and the whiner will be everywhere dissatisfied and will always scold the government, climate, culture, etc.
  5. tveritianin
    tveritianin 11 May 2016 14: 57
    +1
    Great article. I remember a film that was shown on our TV in the 90s. Romantic and informative !!!
    1. carbofo
      carbofo 13 May 2016 10: 00
      0
      "Shogun" is called, based on the novel by James Clavelle, read the book you will pretty much open up Japan for yourself, very interesting.
      The only thing is that the novel is not quite the story that the article!
  6. carbofo
    carbofo 13 May 2016 09: 59
    +1
    Thank you, great article.
    The author, please, link the parts of the article between you, it would be out of place.

Андзин-Миура – самурай-англичанин (часть 3)

Несите бремя белых, -
И пусть никто не ждет
Ни лавров, ни награды,
Но знайте, день придет -
От равного дождетесь
Вы мудрого суда,

И равнодушно взвесит
Он подвиг ваш тогда.
(«Бремя белых», Р.Киплинг, М.Фромана)


Жизнь Адамса шла тем временем своим чередом. Годы с 1614 по 1619 прошли для него в длительном плавании к берегам Сиама. В путешествии Адамс заполнял вахтенный журнал, внося туда свои наблюдения. Уцелевший до настоящих времен журнал передали в Оксфорд, в Бодлеанскую библиотеку. Журнальные записи размещены на 79 листах тонкой рисовой бумаги. На них Адамс фиксировал все, что случалось вокруг. Были рисунки, выполненные несколькими скупыми штрихами, но и они тоже несли свою познавательную функцию.

Первое плавание (к сожалению, не оправдавшее надежд), тем не менее, принесло свои плоды, причем в буквальном смысле слова, в совершенно неожиданной для Адамса области. Высадившись на один из островов Рюкю, Уилли раскопал там некий съедобный клубень, по вкусу более сладкий, а по размеру более крупный, чем картофель, который гораздо раньше откопали в Северной Америке европейцы. Диковинные плоды оказались съедобны, питательны и весьма приятны на вкус. Несколько клубней, взятых как экспериментальный посадочный материал, проплыли на корабле до Японии, там их принесли и посадили в саду при британском торговом поселении в Хирадо. Японский климат оказался благоприятен для «гостей» с острова Рюкю, и клубни дали неплохой урожай. Вот так экзотический плод со странным названием «батат» нашел свое место в Японии, был с благодарностью принят местными жителями, да так прижился, что и по сей день мало кто помнит, откуда он взялся, твердо веря, что это исключительно местная культура.

Шли годы, старел покровитель Адамса Токугава Иэясу. После того, как Иэясу отошел в мир иной, сёгуном стал его сын Хидэтада, который относился к европейцам иначе, чем его отец. Не питал никаких дружественных чувств он и к Адамсу, поскольку ревновал того к отцу и считал его главным конкурентом в его влиянии на Иэясу. Еще одно обстоятельство не давало покоя новоиспеченному сёгуну - религия. Хидэтада был более жёсток и нетерпим к засилью в Японии чужеродных религиозных течений, чем его отец. Католиков, собственно, как и всех христиан, он ненавидел, оттого-то и был он так подозрителен и недоверчив. При всей своей нелюбви к Адамсу, участок земли, пожалованный еще Иэясу, Хидэтада не отобрал, оставив его в собственности Уилла.

Тем временем сроки контракта подходили к концу, и поначалу Адамс принял решение прекратить деловые отношения с Ост-Индской компанией. По договору с компанией, заключенному 24 декабря 1613 года, ему устанавливался срок службы в два года, но и по истечении этого срока Адамс не оставлял свою службу и продолжал работу дальше на благо компании, хотя никто не предлагал ему продлить контракт.

Прошло еще некоторое время, и условия работы стали ухудшаться, и все меньше устраивали Адамса. В результате тот был вынужден покинуть компанию, отказываясь работать при таких обстоятельствах. А тут еще и его положение в обществе тоже стало зыбким. Хидэтада объявил публично, что британцы не получат привилегий больше, чем те, которые полагаются остальным иностранным подданным в Японии, и ограничил территорию английской торговли одним лишь портом Хирадо. Ну а дальше неприятности посыпались как из мешка. Адамсу пришло известие от советников сёгуна о том, что Хидэтада не желает отвечать на послание английского монарха, мотивируя это тем, что письмо адресовалось Иэясу, уже давно почившего к тому времени. Адамс с достоинством прошел эту темную полосу неудач. Справиться с ними ему помогли истинно японские качества: стоицизм, настойчивость, хладнокровие, умение сохранять спокойствие в любой ситуации. Он остался при дворе, поставив себе цель уговорить сёгуна: уж если совсем невозможно разрешить англичанам неограниченную торговлю, то хотя бы пусть будет выдана им всего лишь два разрешения на торговлю (госён): первое – для торговли в Сиаме, второе – в Кохинхине. В итоге напористость Адамса принесла свои плоды, и Хидэтада милостиво разрешил выдать два таких разрешения. Нужно отдать должное благоразумию Хидэтада, который сохранил за Адамсом чин японского сановника, а потому проводить торговые операции он мог без ограничений. Благодаря этому, Адамс лично отбирал и закупал товар по всей Японии, продавал его, а иногда, делая благое дело по старой дружбе своим бывшим компаньонам, доставлял партии товаров в Ост-Индскую компанию и реализовывал их, как свои собственные.

Андзин-Миура – самурай-англичанин (часть 3)


Удивительно, но история сохранила для нас даже письма Уилла Адамса домой.

Из счетных книг, которые вел и заполнял Ричард Кокс в Хирадо, становится видно, что с декабря 1617 года по март 1618 года Уилли оказывал Компании немалую помощь в реализации ее товаров по всей территории Японии; а также собирал для Компании долги в Киото и других городах и населенных пунктах. Стоит заметить, что Уильям Адамс, чтобы помочь торговому поселению в Хирадо, зачастую вынужден был сильно рисковать. Например, в конце 1617 года он, пользуясь личными связями с губернатором японского города Сакаи, сумел получить разрешение на закупку крупной партии оружия и снаряжения с последующей отправкой в Сиам посредством Ост-Индскую компании. Аналогичные сделки с покупкой оружия были делом не новым, крайне выгодным, но одновременно и слишком опасным потому, что сёгун категорически запретил вывоз оружия и амуниции из страны.

Андзин-Миура – самурай-англичанин (часть 3)

Конечно, Уилл потерял родину, но зато он увидел такое, что европейцам и не снилось. Замок Химэдзи.

И хотя Хидэтада был человеком практичным и не верящим во всякие байки и предрассудки, один случай вынудил его вновь обратиться к Адамсу. Пускай сёгун не испытывал никаких сердечных чувств к Адамсу, он все же сохранил трепетное уважение к бывшему поверенному своего отца. Пока Адамс ожидал при дворе ответа на очередную просьбу о разрешении на выезд, стемнело. Сёгун залюбовался закатом, и тут небо над Токио прочертила комета. Это повергло Ходэтада в такой неописуемый ужас, что он вызвал к себе Адамса и потребовал растолковать значение сего явления. Адамс пояснил, что комета всегда считалась вестницей войн, но сёгун не должен беспокоиться, поскольку война разразится в Европе, никоим образом не захватив маленькую Японию. (Невероятно, но факт: в том же 1618 году Европа действительно оказалась охвачена пожарищем Тридцатилетней войны!).

Андзин-Миура – самурай-англичанин (часть 3)

Он видел эту статую Будды…

Адамс попытался было в ходе этой неожиданной встречи восстановить отношения с Ходэтада, но, увы, сёгун не нуждался больше в его советах и уже никогда больше не пользовался услугами Адамса как советника. К великому сожалению, те времена, когда британец имел громадный авторитет при императорском дворе, ушли далеко в прошлое.

Весной 1619 года, спустя три месяца после аудиенции у Ходэтада, Адамс отправился в плавание, как оказалось, последнее в его жизни. По возвращении из путешествия Уилли, почувствовав себя не совсем здоровым, слег в постель. Болезнь все не отпускала. Предчувствуя скорую кончину, Адамс призвал к себе двух служащих торгового поселения, попросил их выполнить его волю после смерти. В завещании, которое Адамс все-таки составил сам и собственноручно же подписал, было указано: во-первых, предать тело земле на родине, то есть в Англии. Во-вторых, Уилли завещал поделить все свои сбережения, сделанные в Японии, на две равные части. Первую часть он завещает жене и дочери, проживающим в Англии, вторую – детям Джозефу и Сюзане, которые находятся в Японии.

Андзин-Миура – самурай-англичанин (часть 3)

И осеннюю листву, в которой утопали японские храмы…

Отдавая в завещании распоряжения относительно имущества, Адамс просил все их раздать своим многочисленным друзьям и близким, проживающим и в Японии, и в Англии. Так, руководителю поселения Ричарду Коксу отписывался изумительный по красоте длинный меч, пожалованный когда-то сёгуном Иэясу Адамсу как самураю. Карты, лоции и астрономический глобус также завещались Ричарду. Помощнику Ричарда Итону Адамс завещал книги и навигационные приборы. Джон Остервик, Ричард Кинг, Абрахам Сматх и Ричард Хадсон, которые, по сути, стали сиделками для больного, получили в наследство самые дорогие шелковые кимоно. Слуги тоже не были забыты. За долгую беспорочную службу, за то, что верой и правдой служил своему господину, слуга Энтони получил вольную и в придачу немного денег, которые были бы небольшим подспорьем в новой жизни. Верная служанка Джугаса также получила некоторую сумму денег и одежду. И самые знаковые, важные и особо почитаемые вещи Адамс завещал своему родному сыну Джозефу. Это была уникальная коллекция боевых мечей, которыми Адамс дорожил.

Андзин-Миура – самурай-англичанин (часть 3)

… И этот Золотой павильон.

Спустя неделю после кончины Адамса, выполняя его волю, Кокс и Итон описáли все его движимое имущество. Приблизительная сумма оценки имущества составляла 500 фунтов стерлингов – сумма внушительная по тому времени. Кроме движимого имущества, Адамс являлся владельцем поместья в Хэми, большими наделами земли, был собственником нескольких домов и в Эдо, и в некоторых других частях Японии. Бесспорно, Адамс был весьма состоятельным и практичным человеком, всеми своими доходами он распорядился с умом, вложив их в выгодное предприятие.

Кокс и Итон честно выполнили все, что было прописано в завещании. Британской супруге Адамса отправили определенную денежную сумму, которая полагалась ей как законная доля в наследстве супруга. Кокс побеспокоился и о дочери миссис Адамс и распорядился поделить деньги поровну. 13 декабря 1620 года на имя Ост-Индской компании было отправлено письмо, в котором Кокс объясняет причину такого раздела денежных средств. Дело в том, что Адамс просто не желал, чтобы его английская супруга получила одна все наследство. Его ребенок тогда бы остался ни с чем. Чтобы этого не произошло, Адамс решил подстраховать дочь и распорядился поделить на две равные части причитающееся имущество.

Впоследствии стало известно, что помимо движимого и недвижимого имущества в Японии, у Адамса была небольшая собственность в Британии. При оценке стоимость имущества составила 165 фунтов стерлингов. 8 октября 1621 года миссис Адамс стала законной наследницей и этого имущества.

Да, миссис Адамс не была обделена в наследстве. Когда Адамс был жив, он, наладив стабильную связь с Британией, постоянно помнил о своей супруге и дочери. Адамс регулярно посылал им деньги посредством Ост-Индской компании. Так, в мае 1614 года миссис Адамс через Компанию получила 20 фунтов стерлингов, пересланных супругом.

Правление Ост-Индской компании после смерти Адамса назначило вдове Адамс постоянную денежную компенсацию, а также определило ей ежегодный пенсион суммой в 5 фунтов. Адамс при жизни всегда возмещал Компании расходы, которые тратились на него: иногда денежные средства высчитывались из заработанных денег, которые ему выплачивали в Японии, а время от времени отправлял помощь родным через лондонское отделение Компании.

Неизвестно, была ли миссис Адамс в курсе того, что у ее мужа в Японии тоже была жена. Мэри Адамс поступала мудро: пусть денежное содержание было небольшим, но оно было никак не лишним. Деньги принимались по принципу: «с паршивой овцы хоть шерсти клок». Жаль, что не осталось никакой информации, которая подтверждала бы, что миссис Адамс что-то знает о его другой семье.

Как сложилась жизнь обеих жен Уилла Адамса, находящихся по разные стороны земного шара, сведений крайне немного. Возможно, миссис Адамс еще раз вышла замуж, об этом говорит найденная пара записей в приходской книге церкви Св. Дастона в Степни, датируемых 1627 и 1629 годами. Предполагается, что обе они могут относиться к миссис Адамс. Запись, внесенная в книгу 20 мая 1627 года, сообщает, что Мэри Адамс, вдова, венчалась с булочником Джоном Экехедом. Следующая запись гласит, что 30 апреля 1629 года тоже Мэри Адамс, также вдова, сочеталась законным браком с Генри Лайнсом, моряком из Рэтклиффа. Ничего не известно о дальнейшей судьбе дочери Адамса – Деливеренс. Единственным источником информации было упоминание ее имени в протоколах заседания Ост-Индской компании от 13 августа 1624 года. В протоколах говорилось, что наследница Уильяма Адамса, Деливеренс, отправила прошение руководству Ост-Индской компании, хлопоча об имуществе отца. Это все, что удалось отыскать в архивах о Деливеренс.

Как сложилась судьба японской супруги Адамса и двух ее детей, сведений крайне мало. Хидэтада официально подтвердил имущественное право сына Адамса Джозефа на владение имением в Хэми. Для Джозефа этот дом был местом отдыха, пристанищем покоя, тихой гаванью после долгих и трудных походов по морю. Да, это правда, Джозеф выбрал отцовскую стезю, долго учился, стал штурманом, почти десять лет, с 1624 по 1635 год пять раз отправлялся в плавание к берегам Кохинхины и Сиама. Последнее упоминание о сыне Адамса обнаруживается в 1636 году. Тогда Джозеф поставил в Хэми надгробный памятник родителям, предположительно, к годовщине их смерти. О Сюзане, японской дочери Адамса, сохранилась всего лишь одна запись, сделанная капитаном Коксом у себя в дневнике, которая гласила, что 1 февраля 1622 года ей был подарен отрез тафты. И более ничего…

Ну, а что касается японской жены Адамса Магомэ, она умерла в августе 1634 года и нашла свое успокоение на кладбище в Хэми, рядом с Адамсом. Не исключено, что останки Адамса были перевезены из Хирадо в Хэми перед её смертью, поскольку на могиле было установлено два надгробия, а через десятилетия, в 1798 году – поставили ещё и два каменных фонаря. Следуя обычаям буддистов, Уильям Адамс после смерти стал носить имя Дзюрё-манъин Гэндзуй-кодзи, а Магомэ – Кайка-оин Мёман-бику. В память о супругах в храме Дзёдодзи близ Хэмистал постоянно воскуривают фимиам. Но время берет свое, могилы стали ветшать, были заброшены и не ухожены, пока, наконец, в 1872 году на них не наткнулся английский купец Джеймс Уолтер. С помощью японцев и англичан, живших тогда в Японии и дружно взявшихся за благородное дело, могилы и памятники были приведены в надлежащий вид. В 1905 году на деньги, собранные общественностью, кладбищенскую территорию выкупили, и на ней вскоре зазеленел прелестный парк: зашумели листвой деревья, заблагоухали цветы. К могилам был приставлен смотритель, который должен был самым тщательным образом следить за ними.

В 1918 году на том же месте, в парке, воздвигли каменный столп высотой в 10 футов. Праздничная церемония была проведена 30 мая того же года. На колонне высекли надпись на японском языке, рассказывающую о жизни Уилли Адамса. Говорили, что, умирая, он сказал следующее: «Причалив в своих скитаниях к этой земле, я до последней минуты жил здесь в покое и достатке, всецело благодаря милости сёгуна Токугава. Прошу похоронить меня на вершине холма в Хэми, чтобы моя могила был обращена на восток, и я мог взирать на Эдо. Мой дух из загробного мира будет защищать этот прекрасный город».

Никто точно не знает, произносил эти слова Адамс или нет: хранит молчание дневник капитана Кокса. Но никто не отрицает и существование такого наказа. Неспроста на одной стороне мемориальной колонны высечены строки, сочиненные японским поэтом и предназначавшиеся лично Уильяму Адамсу – стражу города:

«О, штурман, избороздивший немало морей, чтобы прибыть к нам. Ты достойно служил государству и за это был щедро вознагражден. Не забывая о милостях, ты в смерти, как и в жизни, остался таким же преданным; и в своей могиле, обращенной на восток, вечно охраняешь Эдо».

Такой чести в Японии удостаивался лишь самурай, и в этом нет ничего необычного. Однако разговор шел об иностранце… Как ни странно, но Уильям Адамс, истинный англичанин, стал настоящим самураем. А для японцев это был высокий показатель!

Андзин-Миура – самурай-англичанин (часть 3)

Памятник Уиллу Адамсу в Джиллингеме.

А что же родина Адамса, Британия? О великом штурмане вспомнили лишь в 1934 году и решили хоть как-то увековечить память Уилли. Тогда в родном Джиллингеме добровольцы собрали деньги на строительство мемориальной часовой башни на Уэтлинг-стрит, которую пересекает старая римская дорога, ведущая через весь город и спускается к реке Медуэй, на которой прошло безмятежное детство Уильяма Адамса.

Андзин-Миура – самурай-англичанин (часть 3)

Памятник Адамсу в Японии.

Через двести лет корабли американского флота приплыли к берегам Японии, а затем подошел и флот англичан. В 1855 году к берегам Японии подошли британские корабли. Итогом встречи англичан и японцев стало подписание англо-японского торгового договора, позволяющего англичанам торговать в городах Нагасаки и Хакодатэ. Со временем англичанам разрешили торговать по всей стране, и это было весьма знаменательным событием для старушки Британии. Ведь стабильная торговля с Японией – дело чести для Туманного Альбиона!
Автор: Светлана Денисова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 7
  1. parusnik 11 мая 2016 07:40
    Спасибо,Светлана..хорошая статья, красивые фото...
  2. Атомщик 11 мая 2016 09:07
    Прочитал эту статью с огромным интересом. Примите мою благодарность за этот рассказ.
  3. Angor 11 мая 2016 13:07
    Спасибо Светлана,что дали нам возможность узнать что-то новое.
    Жизнь,это такая удивительная вещь...!Судьбы,разные и далеких людей,вдруг,следуя неведомых дорог оказываются вместе.А говорят что "магия" не существует :-)
  4. SlavaP 11 мая 2016 14:51
    Спасибо Светлане за интерсную статью. Очень ясно подчеркивается простая истина: если ты человек достойный и трудолюбивый , то ты с успехом проживешь везде, куда тебя бы на закинуло. А лентяй и нытик везде будет недоволен и будет вечно ругать правительство, климат, культуру итд.
  5. tveritianin 11 мая 2016 14:57
    Прекрасная статья. Вспоминается фильм, который на нашем ТВ показывали в 90-х годах. Романтично и познавательно!!!
    1. carbofo 13 мая 2016 10:00
      "Сегун" называется, по роману Джеймса Клавелла , почитай книгу изрядно приоткроешь Японию для себя, очень интересно.
      Единственное это, что в романе не совсем та история что в статье !.
  6. carbofo 13 мая 2016 09:59
    Спасибо, шикарная статья .
    Автор пожалуйста пролинкуй части статьи между собой , это было-бы к месту.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня