Первый в мире: десять фактов первенства Байконура

72
Первый в мире: десять фактов первенства Байконура


28 апреля 1955 года на территории будущего космодрома начались масштабные строительные работы

В истории космической эры есть несколько безусловно уникальных событий, ставших вехами, отмечающими дорогу человечества к звездам. И не будет преувеличением сказать, что наибольшая их часть «поставлена» русскими космонавтами, инженерами, конструкторами, строителями и другими людьми, руками которых создавалась отечественная космонавтика. Первый запуск искусственного спутника Земли и первый полет человека в космос — только этих двух достижений уже хватило бы, чтобы Россия навсегда вписала свое имя в мировую космическую историю.

Но есть еще несколько дат, которые гораздо реже вспоминают даже в нашей стране, не говоря уже о других. Речь идет о выборе места и строительстве космодрома Байконур — первых «космических ворот» Земли. В его истории наиболее важным — потому что первым! — стал 1955 год, в течение которого начиналось освоение места будущего космодрома. 12 января на разъезд Тюра-Там в казахской степи прибыло первое подразделение военных строителей, которые начали готовить места для своих товарищей и размечать контуры будущих объектов. 12 февраля вышло постановление Совета министров СССР о создании полигона для испытания баллистических ракет — НИИИП № 5. 28 апреля военные строители, дождавшись, пока оттает земля, залили первый кубометр бетона в основание первого объекта будущего космодрома — автомобильной дороги, связавшей первые постройки и стартовую площадку (ее строительство началось 20 июля). 5 мая было заложено первое капитальное здание жилого городка, а 2 июля стало официальным днем рождения космодрома: тогда Генштаб утвердил штатную структуру НИИП № 5 и создал штаб полигона.

С того далекого дня прошло уже больше полувека, но космодром до сих пор продолжает свою работу. Сегодня он, построенный когда-то силами и средствами одной большой страны, оказался в одном из ее осколков — независимом Казахстане, у которого Россия арендует Байконур за 115 млн долларов в год. Но это не мешает нашей стране ежегодно запускать отсюда по полтора-два десятка космических аппаратов, поддерживая жизнь пусть постаревшей, но все еще работоспособной легенды русского космоса. Тем более что уже достигнутых результатов у Байконура и его работников никому и никогда не отнять, а среди этих достижений немало мировых рекордов и событий, происходивших впервые в мире!

1. Первый в мире космодром по размеру занимаемой площади

Космодром Байконур занимает площадь в 6717 км2, и это делает его крупнейшим космодромом в мире. На этой площади расположены 16 стартовых комплексов (в том числе 8 действующих), 11 монтажно-испытательных корпусов, две заправочно-нейтрализационные станции, универсальная и техническая заправочные станции, измерительный комплекс с вычислительным центром и кислородно-азотный завод. Но космодром — лишь часть комплекса Байконур, в который входит и город Байконур, сначала называвшийся поселком Ленинский, а потом — городом Ленинском. В городе, численность населения которого превышает 70 тысяч человек (почти половина из них — россияне), насчитывается более 300 жилых домов, шесть гостиниц, больница и две поликлиники, 14 школ, ПТУ, техникум и филиал одного из ведущих авиационно-космических вузов России — МАИ. Плюс два аэродрома — Крайний и Юбилейный (на последний в 1988 году приземлялся единственный русский челнок «Буран»).

2. Первый в мире космодром по числу запусков космических аппаратов

Ежегодное число запусков космических аппаратов с того или иного космодрома сильно разнится и зависит от множества причин: состояния национальной космической программы, наличия финансовых, технических и политических возможностей у страны-эксплуатанта и так далее. И хотя Россия понемногу переводит часть стартов на космодром Плесецк, а вскоре начнет переводить на космодром Восточный, с Байконура все равно осуществляется подавляющее большинство российских запусков. За счет этого космодром в последние несколько лет вернул себе мировое первенство по числу ежегодных запусков. В частности, в прошлом году с Байконура осуществили 18 стартов, с американского космодрома Канаверал — 17, а из Гвианского космического центра (Еврокосмодром) — всего 12.

3. Первый в мире старт космического спутника

Байконур стал местом, которое навсегда вошло в историю как место первого космического старта. 4 октября 1957 года именно отсюда на околоземную орбиту был выведен первый в мире искусственный спутник Земли — ПС-1, он же «Спутник-1». Он стартовал в 22:28 по московскому времени и провел на околоземной орбите 92 дня — до 4 января 1958 года, совершив 1440 оборотов вокруг Земли. Радиопередатчики спутника работали две недели после запуска, и знаменитое «бип-бип-бип» могли принимать радиолюбители по всему миру. Но, кроме мировой славы, этот день вернул России и уверенность в мировой политике: он доказал, что наша страна — единственная в мире! — обладает баллистической ракетой, способной нести ядерный заряд. Р-7, которая вывела спутник на орбиту, как раз и была такой ракетой: ее первый «военный» успешный запуск, о котором никто нигде не трубил, состоялся на Байконуре 21 августа 1957 года.

4. Первый в мире старт спутника, сфотографировавшего обратную сторону Луны

Ровно через два года после первого космического старта Байконур вновь стал площадкой, с которой созданное руками человека творение отправилось в неведомое. 4 октября 1959 года ракета-носитель «Восток-Л» стартовала с Земли, неся на борту космическую станцию «Луна-3». Через три дня спутник добрался до Луны и сумел впервые в истории сфотографировать ее обратную сторону, невидимую с нашей планеты. Это был фактически двойной успех советской лунной программы, ведь за неполный месяц до этого, 14 сентября, автоматическая станция «Луна-2» стала первым в мире аппаратом, спустившимся на лунную поверхность.


Байконур с высоты птичьего полета. Фото: 50ism.com

5. Первый в мире старт обитаемого космического аппарата, вернувшегося с орбиты

19 августа 1960 года в 11:44 по московскому времени с Байконура стартовала ракета-носитель «Восток» — наследница легендарной Р-7 — с космическим аппаратом «Спутник-5» на борту. Через 25 часов на Землю вернулась спускаемая капсула корабля, из которой поисковая группа извлекла первых живых существ, побывавших на орбите и вернувшихся назад, — собак Белку и Стрелку. Этот полет имел большое научное значение и прямо предопределил особенности последующих запусков: явное недомогание собак на четвертом витке привело ученых к выводу, что первый полет человека на орбиту должен быть с минимальным количеством витков.

6. Первый в мире старт пилотируемого корабля с человеком на борту

День 12 апреля 1961 года стал днем рождения пилотируемой космонавтики. В 9:07 по московскому времени ракета-носитель «Восток» с одноименным космическим кораблем на борту стартовала с площадки № 1 (с тех пор на Байконуре ее так и называют «Гагаринским стартом»), и полчаса спустя первый в мире космонавт Юрий Гагарин уже оказался на орбите. По утвержденной программе, скорректированной с учетом результатов полета Белки и Стрелки, корабль «Восток» совершил единственный виток вокруг Земли, а весь полет занял 108 минут — в 10:55 Гагарин уже приземлился в Саратовской области.

7. Первый в мире старт космического аппарата, опустившегося на другую планету

Ракета-носитель «Молния», в головной части которой располагалась автоматическая станция «Венера-3», стартовала с космодрома Байконур 16 ноября 1965 года в 7:19 по московскому времени. Программа исследования Венеры в Советском Союзе была разработана обширная и довольно сложная. Так, «Венера-3» летела ко второй планете Солнечной системы в паре со станцией «Венера-2», которая опережала ее на четыре дня при старте с Земли и на два дня при подлете к цели. К сожалению, получить содержательную информацию о венерианской атмосфере и прочих особенностях планеты не удалось: система управления станции вышла из строя при подлете, и на Земле зафиксировали только, что она достигла поверхности Венеры.

8. Первый в мире старт планетохода

10 ноября 1970 года в 17:44 по московскому времени с Байконура стартовала ракета-носитель «Протон», несущая межпланетную станцию «Луна-17». Порядковый номер станции намекал, что ничего необычного в семнадцатом запуске спутника к Луне нет — и обманывал. На борту станции находился первый в мире планетоход, предназначенный для перемещения по поверхности другого небесного тела. Он назывался «Луноход-1» и должен был в числе прочих задач выбрать место для прилунения советских космонавтов. 17 ноября луноход добрался до Луны и съехал на ее поверхность. Он проработал почти 11 месяцев, то есть в три с лишним раза дольше, чем рассчитывали его создатели, и не его вина, что выбранное им место для прилунения советской лунной кабины так и осталось неиспользованным.

9. Первый в мире старт пилотируемой орбитальной станции

Долговременная обитаемая станция (ДОС) «Салют-1» стартовала с Байконура на борту ракеты-носителя «Протон» 19 апреля 1971 года, лишь немного не успев к десятилетнему юбилею первого пилотируемого космического полета. За 175 дней, которые первая в мире орбитальная станция провела в космосе, к ней успели отправиться две экспедиции. Первая, увы, не сумела попасть на борт «Салюта» из-за технического сбоя, зато вторая благополучно посетила станцию, доказав всему миру, что долговременное существование человека на околоземной орбите окончательно перешло из области научной фантастики в область объективной реальности.

10. Первый в мире старт ракеты с космическим туристом на борту

28 апреля 2001 года, ровно через 46 лет после начала строительства космодрома Байконур, с его стартовой площадки № 1 — того самого «Гагаринского старта» — на орбиту отправился первый в мире космический турист, американский бизнесмен Деннис Тито. К моменту старта ему исполнился 61 год, но это не помешало мультимиллионеру, заплатившему за свое путешествие 20 млн долларов, провести в космосе шесть дней. Он стал первым непрофессиональным космонавтом, посетившим Международную космическую станцию.
72 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +21
    30 апреля 2016 06:20
    Станция Тюра-там,город Ленинск,три года там прослужил,почти везде был,сколько там построено в пустыне,это просто невозможно словами передать.
    1. +8
      30 апреля 2016 06:48
      Сейчас многие военные объекты СССР в Ленинске разрушены. Если "Восточный" заработает, то Байконур скорее всего "умрет". Из-за экономики, не будет стартов.
      1. +5
        30 апреля 2016 06:56
        Да,мне присылали фотки части бывшей,плац зарос,казармы комерсам отдали под бизнес.Думаю основную массу площадок,либо разобрали,либо разберут и порежут на металл.Там сейчас только "Протоны" и "Союзы" пускают,если "Союзы" в "Восточный" переведут и "Ангара" начнет летать,"Байконур" музеем станет.
        1. +5
          30 апреля 2016 07:17
          Цитата: Игорь39
          "Байконур" музеем станет

          Это в лучшем случае, хотя из бывших казахи довольно адекватные, ну и для музея такие площади не нужны, достаточно гагаринский старт облагородить. Но могут и все попелить на металл как украинцы.
        2. 0
          30 апреля 2016 08:34
          Цитата: Игорь39
          ,"Байконур" музеем станет.

          до 50 года не станет. аренда.
      2. +1
        30 апреля 2016 09:10
        В 2007 был там в командировке. Если прямо..., действительно - двойственное впечатление. Многие дома целиком стоят с замурованными окнами, а так...более менее - порядок. Поезда на на космодром ходят по расписанию. Местные рассказали, что в 90-х было хуже, когда "дикие казахи" из степи пришли..., разбирали и тащили всё. "Бурановский" старт заброщен..., территория Казахстана. В городе, на бытовом уровне, вроде нормально - магазины работают, рестораны, пивбары функционируют.
        1. +3
          30 апреля 2016 11:19
          А в каком плане была командировка? И от какой "конторы"?
          Цитата: sub307
          Поезда на на космодром ходят по расписанию. Местные рассказали, что в 90-х было хуже, когда "дикие казахи" из степи пришли..

          Вот это -меня восхитило. А дикие русские, они -чего тогда делали? hi Ну, до 2007 года?
          Рассказать?
        2. avt
          +1
          30 апреля 2016 14:53
          Цитата: sub307
          . Поезда на на космодром ходят по расписанию.

          Цитата: sub307
          Поезда

          Мотовоз!
          1. +2
            30 апреля 2016 15:54
            Мотовоз не на Байконур ходит, мотовоз с Байконура развозит... Не знаем, не лезим?
            Кстати, поезда со станции "Городская" еще пока есть.
            1. avt
              +1
              30 апреля 2016 18:18
              Цитата: tanit
              Мотовоз не на Байконур ходит, мотовоз с Байконура развозит...

              laughing Значит с Ленинска на площадку - поезд, с площадки в Ленинск -мотовоз?
              Цитата: tanit
              Не знаем, не лезим?

              Плавали -знаем? laughing
              Цитата: sub307
              . Поезда на на космодром ходят по расписанию.

              Если с Курского до станции Тюратам , то поездом , но вот во времена СССР с расписанием бывало всякое и туда и оттуда .
      3. Комментарий был удален.
      4. +7
        30 апреля 2016 18:36
        Игорь39, Altona. Город и космодром в подчинении России - власть, суды, законы - все российское. Каким боком Казахстан виновен в ветхом состоянии космодрома? Прежде чем писать, поинтересуйтесь - у нас до последнего времени не было никакой юридической возможности вести хозяйственную деятельность там. Понимаете или нет, что эта территория в подчинении РФ?
        И как Восточный может заменить Байконур? Если там только Ангара (причем ВВП прямо сказал, что МОЖЕТ БЫТЬ БУДЕТ ПОД ТЯЖЕЛУЮ АНГАРУ) и Союз могут стартовать? 6 запусков в год после 2018 года могут заменить 26 запусков РФ в 2015 или 36 (3 в месяц-уже ни мало) в 2014?
        Я думаю, что оба нужны, т.к. растет заинтересованность у многих стран в наличии нац. спутников. Кто может сказать, что будет через 10-20 лет - какова будет потребность в запусках - могу только сказать, что увеличится?! Восточный поможет снять нагрузку с Байконура, в т.ч. экологическую. Для старта нужно вначале собрать ракету, "протестировать"(проверить), а затем поднять на стартовый стол. А это все время. И если частота запусков увеличится, то банально будем не успевать. А две площадки - это уже другое дело.
        И по деньгам. Бюджет РК - 40 млрд. дол.. Аренда 115 мил. дол. - это 0,3% от бюджета. hi
        Думаю, что надо за состояние Байконура с Кремля спрашивать, а не с Астаны.
        1. +2
          30 апреля 2016 19:02
          Представим, что РФ действительно уйдет с Байконура.
          Извините, но даже сев. корейцы уже что-то там запускают в космос. Неужели Вы думаете, что мы не справимся? Кстати, по кадрам. В РК уже несколько лет назад приняли программу по "назарбаевским интелектуальным школам". Если у нас раньше была только одна физ-мат школа в Алма-Ате, то теперь в каждом областном центре будет (в Алма-Ате уже начала работать). В этих спецшколах усиленное внимание матем., физике, биологии, химии и языкам. Если РК смог новую столицу построить, то думаете не найдем денег на собственную разработку? Соберем интернациональную или найдем специализированную компанию, которая сможет разработать ракетоноситель (тот же шведский Гриппен - сплошная солянка, двигатели Ролс-Ройс например). Вот только надо это или нет? России точно такой конкурент не нужен, тем более, что Астана открыта для таких дел и даже были предложения с нашей стороны (тот Зенит например). hi
          1. +2
            30 апреля 2016 20:21
            Согласен Касым - все правильно написано

            Но вообще уверен. что Россия никуда с Байконура не уйдет. и не только потому что цена там аренда чисто символическая - как и за другие несколько объектов типа Сары Шагана и т д

            А просто потому. что это было бы вразрез с текущими тенденциями - уже образовывается Евразийский Союз на месте ТС, и Казахстан наряду с Россией один из основных инициаторов и участников. Мы интегрируемся с Россией и военной сфере - в те же КСОР ОДКБ после России второй вкладывается КЗ.

            Распад СССР нас в какой то мере разъединил - но на самом деле мы остались вместе - даже баз интеграционных инициатив и ЕАС и т д - просто даже потому что общая граница тысячи км - которые невозможно охранять или перекрытью и приграничные бизнесмены контрабандисты и просто люди давно уже создали Таможенный союз задолго до НАНа и Путина - по сути руководство просто узаконило факт


            Чтобы там ни говорили русские и казахские нацики - ратующие за разъединение и "псевдонезависимость" - правда в том. что наши республики реально братские и имеют одно прошлое и одно будущее.
            1. avt
              +2
              1 мая 2016 09:03
              Цитата: Талгат
              Согласен Касым - все правильно написано

              no Даурен написал то что и писал раньше до пуска с ,,Восточного",кроме того что убрал про тоннели байкальской дороги ,через которые вроде как эшелоны с разобранной ракетой не пройдут,была такая ссылка на одного нашего генерала ,который ,как и другие експерты про,,Булаву"для ПЛАРБ,писали что де это не возможно bully
              Цитата: Талгат
              Но вообще уверен. что Россия никуда с Байконура не уйдет. и не только потому что цена там аренда чисто символическая - как и за другие несколько объектов типа Сары Шагана

              А я вот и не говорил что вот так -раз и уйдет. Не о том речь . Поймите - нет перспективы развития при отсутствии космической программы как у СССР ,ну нет и все . Опять же
              Цитата: Талгат
              - уже образовывается Евразийский Союз на месте ТС, и Казахстан наряду с Россией один из основных инициаторов и участников.

              Это не гарантия , это бизнес-ничего личного, картельный сговор , а он никого ни к чему серьезному не обязывает . На его основе такие проекты долгосрочные невозможно не то что делать - планировать.
              Цитата: Талгат
              Распад СССР нас в какой то мере разъединил

              wassat .....Ну если только географически.
  2. +2
    30 апреля 2016 06:49
    Скажу,строителям жилось очень тяжело,до прибытия ракетчиков со своим спиртом.После дела пошли веселее.
    Был в Капь Яре,принимали тараканьи полки.Поэтому представляю,что такое полигон.Тогда прапорщики ездили на авто,а офицеры на велосипедах.Одна улица,но ухоженная и мотовоз по вечерам на 10ку,утром обратно,без досмотров нарушение всякой секретности,можно было передвигаться без всяких пропусков.В сотоловой работали призванные девчёнки повара на два года,при них бойцы осеменители.И конечно захватывающие пуски различных ракет,о которых официантки узнавали раньше нас.СССР одним словом.
    1. -1
      30 апреля 2016 08:02
      "Пока положенного спирта не увидим -две цистерны..."
      Ага-ага.
      Песня уволенного за запой капитана. Понимаю, что это -для Вас аргумент....
      Так у него и другие песни были. Скинуть?
      1. +3
        30 апреля 2016 19:32
        В те времена не было уволенных за запой капитанов.Задержки в должностях были повсеместно.Капитаны хоть и пили.но были воспитаны в духе коммунизма,а это вам не хухры мухры.
  3. 0
    30 апреля 2016 07:19
    я не понял, почему автомодератор приравнял у_к_р_ы к украинцам?
    1. 0
      30 апреля 2016 07:33
      А наверно, потому что и Байконур, по-вашему, разрушен. Фотки присылали...Купите билет и приезжайте, пропуск на въезд - обеспечу.
      Разрушен, ДБ(Лавров) -извиняюсь, эмоции...
      НЕ ДОЖДЕТЕСЬ.
      1. +2
        30 апреля 2016 08:38
        Цитата: tanit
        А наверно, потому что и Байконур, по-вашему, разрушен. Фотки присылали..

        мне одна женщина писала в Одноклассниках. она живёт в Ленинске. но уже не в том. говорит, что построили новый. а старый Ленинск практически весь казахи разрушили
        1. +1
          30 апреля 2016 10:14
          Правильно одна женщина написала. Ленинск -разрушили. Ленинска -больше нет, он только в памяти. Но - город еще и "Ташкентом №...." назывался, до Ленинска. Его -то же?Разрушили?
          А вот один мужчина вам напишет(я), до сих пор в этом городе находящийся, что...А что я в самом деле что...Приезжайте.
  4. 0
    30 апреля 2016 07:35
    А кто помнит, почему 115 млн. долларов за аренду? А это получилось из беседы Назарбаева и Ельцина. Ельцин хотел бесплатно пользоваться Байконуром, а Назарбаев - получать 230 млн. долларов. По временам 90-х годов это были вполне приличные деньги. Долго спорили. потом Ельцин предложил - давай пополам поделим эту стоимость аренды. Чтобы ни вашим и ни нашим. Так и порешили на 115 млн. долларов. Правда, последние годы казахи считали эту цифру весьма заниженной, если сравнивали со стоимостью оплаты США своих заграничных баз.
    1. +2
      30 апреля 2016 07:44
      А с чего бы баня развалилась? 115 миллионов, а чего не миллиардов-то? Меньше 50-ти сейчас. Техника, взятая в аренду -отдается на утиль Казахстану, медный кабель -воруется гражданами Казахстана(что документально подтверждено).
      Сумма аренды космодрома, именно аренды космодрома(или как сейчас называют комплекса) -каждый месяц снижается.
      Но -другое дело - сам город и НЕ АРЕНДУЕМЫЕ, А ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ РОССИИИ объекты. Вот на их содержание и поддержку -деньги не малые идут. Но - это не за аренду.
      wassat Хватит кормить Байконур!!!! wassat Даешь батуты!!!!
      1. +1
        30 апреля 2016 07:56
        Когда запуски перенесут с Байконура,город разьедется.
        1. 0
          30 апреля 2016 08:08
          А вот это - святая правда. Ключевое слово -когда. И еще одно ключевое слово - если. До конца аренды Байконура - дай Бог, что бы Восточный на ноги встал.
          Цитата: Игорь39
          Когда запуски перенесут с Байконура,город разьедется.
          1. avt
            +4
            30 апреля 2016 10:42
            Цитата: tanit
            А вот это - святая правда. Ключевое слово -когда. И еще одно ключевое слово - если.

            Если что ? Если Казахстан войдет в Россию на правах федеральной республики ? laughing laughing Все это старая песня о главном .Я с казахами на эту тему ещё в 2012 схлестнулся . Во первых - такой космической программы как у СССР НЕТ и не будет , а стал быть полностью Байконур уже избыточен .Опять же в современных реалиях избыточное консервировать и хранить тупо не будут -
            Цитата: tanit
            Техника, взятая в аренду -отдается на утиль Казахстану, медный кабель -воруется гражданами Казахстана(что документально подтверждено).

            Во вторых - казахи желают быть ,,космической державой",а попросту влезть в коммерческие пуски в доляху ,исключительно тем что ,,это наша земля и наш космодром" ,прям по любимому анекдоту НАНа - типа все работают и....Здравствуйте ,я ваш новый участковый,коренной житель .Никто такого ,,космического державца" никуда не пустит . Отсюда и все эти казахские метания от забашляем русским 2000$ в месяц - сделают казахскую ракету для казахского космодрома , затем -французы нас научат всему и все сделают .Ну сделали спутник и с Куру запустили....на ,,Союзе" laughing .Ну и последнее ,шедевральное - купим у великихукров ,,Зенит ", да вообще ,,Южмаш" и гордо сами полетим. wassat ,,Полетали"и .....Нарезав круг начали переговоры вести про ,,Ангару"на Байконуре с Рагозиным laughing . Только в свете выше сказанного и даже не рассматривая варианты политических рисков смены на казахском престоле и исламской угрозы от USA для региона в целом .Кто в здравом уме полезет туда стол ставить ?Только если исключительно бабла не карман поднять не меряно и списать на внешние обстоятельства. Собственно на радостях ВВП ,,расстегнул пуговку на воротнике"- на камеру заявил о продолжении работ на ,,Восточном"под тяжёлую ,,Ангару".Ну стало быть делайте выводы о судьбе Байконура .
            Цитата: Игорь39
            ,"Байконур" музеем станет.

            Ага - новыми развалинами советской цивилизации. Байконур при нынешних геополитических раскладах в виде народившихся нацгосударств из республик СССР обречён на медленное умирание . Только Россия поддерживает остатки былого величия , а поскольку потянуть пкосмическую программу СССР она не может, за Казахстан и не говорю,опять же с тенденцией ухода на свою территорию , будущего у Байконура НЕТ. Как это не обидно и не жаль .
            1. -1
              30 апреля 2016 10:55
              Цитата: avt
              Если Казахстан войдет в Россию на правах федеральной республики ?

              До 2050 года аренда. Доживем и поспорим?
              Цитата: avt

              Во вторых - казахи желают быть ,,космической державой",а

              Вы Казах? Нет? laughing
              Знаете, если чего не знаете, то и не лезьте. hi
              Вечная беда экспертов про все и академиков обо всем - так бывает, что кто-то живет и служит в том месте, о котором "академик" рассуждает.
              А вот представьте себе, я Вам буду рассказывать про то, как Вы не правильно свою жену любили. hi
              1. avt
                +4
                30 апреля 2016 13:55
                Цитата: tanit
                Знаете, если чего не знаете, то и не лезьте.

                Я этот художественный свист уже в 2012 м прослушал от того же Марек Розны здесь на сайте .Тоже
                Цитата: tanit
                Вечная беда экспертов про все и академиков обо всем - так бывает, что кто-то живет и служит в том месте, о котором "академик" рассуждает.

                из местных ,даже из казахов . Зарубите себе на носу , или где хотите для памяти,вот это - решать как там в Ленинске жить российскому персоналу космодрома и какие площадки сколько будут работать ,так все это будут в Москве ,причём даже не на Ткацкой улице , а совсем в другом месте . Так что распечатайте мой пост и потом даты свершившегося проставляйте.А то я как то это забыл тогда казахам со мной спорящим про ,,Восточный" посоветовать , ну когда они в частности такой же художественный свист исполняли на тему - никогда по железной дороге не довезут эшелон с ракетой,мол в туннель не поместится. laughing
                1. +1
                  30 апреля 2016 15:59
                  Зарубил. Только видите ли в чем проблема, я из этого города. И,знаете ли Вы, что число пи не совместимо с разгрузкой мешков? Знаете.Так какого Хоннекера = звиздите? hi
        2. +1
          30 апреля 2016 11:42
          Цитата: Игорь39
          Когда запуски перенесут с Байконура,город разьедется.

          Офигенную военную смешаную базу там можно создать.Инфраструктура позволяет.
          И семьи офицеров и контрактников можно жильем обеспечить.
          Город будет жить.
          1. avt
            +5
            30 апреля 2016 13:41
            Цитата: болот
            Офигенную военную смешаную базу там можно создать.Инфраструктура позволяет.

            request Можно много чего , вопрос в другом - А статус и нормативная база какая у этой базы будет???Как структурированы национальные части и подразделения и вертикаль командная ? Все тот же кисель ОДКБ ? Ну не раз уж писал - Кто отдавать команды будет ? Из какого такого единого центра , причём обязательные к исполнению ВСЕМИ национальными подразделениями ?Наше с Казахстаном сотрудничество в рамках того же ЕАЭС не подразумевает создания каких либо наднациональных структур , об этом НАН четко сказал Ю как и о том что никакой политики - только бизнес . Ну и как такая смешанная база существовать будет,да еще и что то исполнять на практике ? wassat Ведь по факту ОДКБ даже близко не стоит к Варшавскому договору с его структурами командными .Так что это все из разряда фантастики . На практике будет как с авиабазой у Бацки - дайте нам самолеты и идите в половое путешествие на гениталии в соответствии со своим предпочтениями .Поскольку по факту реально функционирующий центр на Фрунзенской набережной , а под него ну ни один из нац госпадарей свои войска не передаст - медицинский факт.
            1. 0
              30 апреля 2016 14:05
              Цитата: avt
              А статус и нормативная база какая у этой базы будет?

              Да своя же база будет,Казахстана.Свободно можно размести там целую дивизию плюс семьи служащих и обслуги.
              Сборочные цеха,не все же в Астану тянуть,те же производства и ремонт военной техники.
              Короче город будет существовать,возможность появится самообеспечивается.Если учесть что в Кызылординской области находится,то там газ,нефть уран. итд.
              Но РФ город в наше подчинение не отдает. smile При желании и финансах еще лучше чем было можно сделать,вторая Астана.Чисто из за принципа.... laughing
              Сохранив музеи...
              1. avt
                0
                30 апреля 2016 14:19
                Цитата: болот
                Да своя же база будет,Казахстана.

                Ну так если своя , то вопросы свои снимаю предыдущие , но вот какой смысл из города
                Цитата: болот
                При желании и финансах еще лучше чем было можно сделать,вторая Астана.

                военный город делать .... requestНу Астана понятно - чисто политическое решение и хотелка НАНа . Ещё раз такой же вариант провернуть ?Ну дело ваше, однако я бы сперва крепко посчитал на долгосрочную перспективу под какие нибудь существенные обстоятельства ,ну типа
                .Если учесть что в Кызылординской области находится,то там газ,нефть уран. итд.
                1. 0
                  30 апреля 2016 14:27
                  Цитата: avt
                  военный город делать ....

                  А он то сейчас какой?разве не военная администрация РФ им управляет?
                  Появятся военные,стабильно высокими зарплатами,к стати.Подтянутся и др.К стати в вокруг Байконура не мало поселков.В самом городе уже численность коренного населения увеличивается,уже и школы с подчинением МО,образ. Казахстана появились.Осталось за малым...Город в подчинение Казахстана передать.
                  1. +1
                    30 апреля 2016 16:05
                    Цитата: болот
                    А он то сейчас какой?разве не военная администрация РФ им управляет?

                    Нет. Не она. hi
                    1. +1
                      30 апреля 2016 16:17
                      Цитата: tanit
                      Нет. Не она.

                      А кто?
                      не давно слышал что один типа "мэров" умер надышавшихся испарений гептила,после аварии протона.А ему было чуть больше за 50 лет.
                      1. +1
                        30 апреля 2016 16:32
                        По буквам = Г Р А Ж Д А Н С К А Я. Но -РФ.
                        Я не давно прочитал, то "Болот" -приемник Нурсултана. laughing
                      2. +1
                        30 апреля 2016 16:34
                        Цитата: tanit
                        Я не давно прочитал, то "Болот" -приемник Нурсултана.

                        Где? laughing Я же не Шапрашты.
                        Правда знаю кое кого... laughing
                      3. +1
                        30 апреля 2016 17:11
                        Цитата: tanit
                        Я не давно прочитал, то "Болот" -приемник Нурсултана.
                        Болот-ага нижайше заверяю Вас (о мудрейший из мудрейших) в личной преданности и нескончаемой благодарности..
                        В свою очередь прошу вашего всемилостивейшего соизволения возглавить министерство образования РК.
                        Думаю на фоне последних министров, я точно картины не испорчу..
                        Ну или на край ректором любого из региональных вузов... lol
                      4. +1
                        30 апреля 2016 17:24
                        Цитата: Alibekulu
                        В свою очередь прошу вашего всемилостивейшего соизволения возглавить министерство образования РК.

                        Согласен,зарание laughing По последим нововедениям их пора разогнать.
                        Хотя есть рац.зерно про обучение летом,походу короткометражку АДАМ портит все посмотрели.
                        http://www.online-life.cc/9293-adam-portit-vse-adam-ruins-everything-2015.html
                      5. 0
                        2 мая 2016 13:17
                        Цитата: болот
                        Хотя есть рац.зерно про обучение летом
                        Хм recourse вообще эта ситуация с её заявлением о том что "учебный год нужно продлить до июля", как индикатор говорит о том, что ей можно спокойно "лить в уши" спокойно оставаясь в сторонке.
                        В общем "подстава подстав"..
                        Кста, лет 15 назад упорно ходили слухи, что её поставят "учится на кошках" - акимом Костанайской области..
                        Плохо для неё что не срослось, а то она явно оторвана от реальности..
                    2. 0
                      30 апреля 2016 16:25
                      И офигенная база будет -когда Россия уйдет. Воды нет, электричества -нет.
                      Телефонии, что бы пожаловаться -то же НЕТ. wassat Сотовая связь(кей зет) и то не до всюду добивает.
                      Почему - а вот так случилось.(внезапно)
                      А Всем "специалистам" -просьба пройти в Сад.(перепутал первую букву...Она в слове Сад тире "З")
                      1. 0
                        30 апреля 2016 16:37
                        Цитата: tanit
                        И офигенная база будет -когда Россия уйдет

                        Нормальная будет,все будет.В принципе там и реактор можно поставить.
                        Цитата: tanit
                        Телефонии, что бы пожаловаться -то же НЕТ. Сотовая связь(кей зет) и то не до всюду добивает.
                        Почему - а вот так случилось.(внезапно)
                        А Всем "специалистам" -просьба пройти в Сад.(перепутал первую букву...Она в слове Сад тире "З")

                        Ну пока КЗ нет смысла вкладыватся,реально.Если что так сразу,вот поле по попилке бюджета.
                      2. 0
                        2 мая 2016 21:03
                        Нормально там уже не будет....НИКОГДА!!! сейчас то тащут все и все кому нелень!!!
      2. +1
        2 мая 2016 20:02
        Два месяца там провел прошлой осенью....ваще конечно печалька! Столько сил ушло на обустройство....и все порушили!
  5. +2
    30 апреля 2016 07:57
    Приезжайте на 9 мая. Приезжайте на день города 2 июня. Смотрите своими глазами на город. А фотографии 90-х годов laughing , ну-ну...
  6. +3
    30 апреля 2016 08:18
    Лишь бы Байконур не стал первым космодромом, который Россия прекратит использовать. Долгой жизни и удачных пусков - "первой космической гавани Человечества"
    1. 0
      30 апреля 2016 08:40
      Цитата: svp67
      Лишь бы Байконур не стал первым космодромом, который Россия прекратит использовать. Долгой жизни и удачных пусков - "первой космической гавани Человечества"

      А уже не стал. "Восточный" тире "Мирный" - уже был. Напомню новости ельцинских годов...."Основной космодром России - Плисецкий, второй - Восточный.Ну и где-то там в казахстанщине есть и третий догнивающий..." Россия Мирный перестала использовать. На время. В исторических мерках -время ничтожное. hi
      Было уже. И пуски были с Восточного, запусков не было.
      Кстати, следующий старт с Восточного - в следующем году. В 2017. hi
      1. +1
        30 апреля 2016 09:17
        Аренда до 50 го года,это время не только использования,но и время вывода военных и гражданских специалистов,я думаю что в течении 5-7 лет на Восточном все отладят,и Ангару начнут пускать,построят городок для персонала и начнут перевод спецов с Байконура туда.Так что до 25 года в Восточном все отладят и построят городок,после 25 года начнется медленное угасание Байконура.Там раньше все пускали и военные тоже,сейчас только грузовые и пилотируемые Протон и Союз,хотя казахи не хотят что бы Протон пускали,так что это дело времени.
        1. +1
          30 апреля 2016 09:31
          Цитата: Игорь39
          сле 25 года начнется медленное угасание Байконура.


          Я думаю через 25 лет ( если посмотреть на SpaceX) нужды в таких комплексах вообще не потребуется. ( я имею ввиду огромных и удаленных )
          1. 0
            30 апреля 2016 09:37
            Причем Спейс Х и новый космодром России? Или вы думаете что мы на американских носителях летать будем?
            1. +3
              30 апреля 2016 09:44
              Полетаем и на старых. "Морально устаревших".
              Физически ухоженная трехлинейка с физически ухощенным патроном -убьет не менее эффэктивно, чем морально превосходствующий ее, ну, допустим, Галил.
          2. 0
            30 апреля 2016 09:38
            Вот через 25 лет и обсудим, верно? А если не смотреть - на
            Цитата: atalef
            если посмотреть на SpaceX
            - то куды деваться то?
          3. 0
            30 апреля 2016 10:38
            Цитата: atalef
            Я думаю через 25 лет ( если посмотреть на SpaceX) нужды в таких комплексах вообще не потребуется. ( я имею ввиду огромных и удаленных )

            --------------------
            Ну да, с грунта будем взлетать и на водную платформу опускать стартовую ступень. Речь идет пока о легких классах ракет, тяжеловозы без стартового комплекса пока не обойдутся.
            1. 0
              30 апреля 2016 11:10
              А что, лазерным плевком -сбивают (в интернет-постах) российские боеприпасы, любые, даже артеллирийские. С грунта -так легко, Жюль Верн еще писал про "Из пушки на Луну"- провидец, однако. wassat
        2. 0
          30 апреля 2016 09:34
          Цитата: Игорь39
          Там раньше все пускали и военные тоже,сейчас только грузовые и пилотируемые Протон и Союз,хотя казахи не хотят что бы Протон пускали,так что это дело времени.

          Ну Вы, блин, даете. wassat
          Информация-то откуда будет? Вот я у Раковского(Евгений Иванович очередной ИО хозяин космодрома) на совещании такого не услышал. wassat
  7. +2
    30 апреля 2016 12:05
    Цитата: Игорь39
    Аренда до 50 го года,это время не только использования,но и время вывода военных и гражданских специалистов,я думаю что в течении 5-7 лет на Восточном все отладят,и Ангару начнут пускать,построят городок для персонала и начнут перевод спецов с Байконура туда.Так что до 25 года в Восточном все отладят и построят городок,после 25 года начнется медленное угасание Байконура.Там раньше все пускали и военные тоже,сейчас только грузовые и пилотируемые Протон и Союз,хотя казахи не хотят что бы Протон пускали,так что это дело времени.

    Думаю еще как минимум четверть века Байконур будет существовать.
    У вас слишком оптимистичные цифры насчет того, что на "Восточном" в течение 5-7 лет все отладят, чтобы начал "угасать" Байконур.
    Только к 2021 на "Восточном" собираются сдать старт для "Ангары". В ближайшие после этой дате 3-4 года количество пусков "Ангары" вряд ли будет более 3-4 в год. А "протонов" в год запускают в районе 7-8. Даже если предусмотреть уменьшение количество пусков "протона до 4-6 - то запуски "Ангары" вряд ли покроет потребность в тяжелых РН, тем более для инозаказчиков.
    К тому же по одному старту на "Восточном" - тоже чревато. Пока не построят по 2 старта для "Союзов" и "Ангары" (или что там будет вместо нее) с "Байконура" никто не уйдет.
    Плюс космодром - это ведь не только старты и городок. Требуется очень значительная инфраструктура, начиная от КАЗ и заканчивая дорогами. Короче как раз к 2040-2050 это и произойдет

    Цитата: tanit
    Приезжайте.

    Хотя ответ был не мне, но с удовольствием бы приехал... Последний раз был там в 1986 году (с 1978 по 1986 - довольно регулярно). Наверняка город изменился (по своему городу вижу)
  8. +1
    30 апреля 2016 12:29
    Цитата: tanit
    А дикие русские, они -чего тогда делали? Ну, до 2007 года?
    Рассказать?

    Конечно рассказать, ведь не знаем и не ведаем, просветите общество!!! request what
  9. +1
    30 апреля 2016 15:35
    Такой грязной воды вообще не видел,пить нечего,сейчас не знаю,но 80 х годах было тяжело .
  10. 0
    30 апреля 2016 15:36
    Цитата: avt
    Во вторых - казахи желают быть ,,космической державой",а попросту влезть в коммерческие пуски в доляху ,исключительно тем что ,,это наша земля и наш космодром"



    От ключевого выражения " взять Дань". Со всего что угодно.
    1. 0
      30 апреля 2016 16:10
      Взять дань - щикаарно. А дать в табло -не по европейски? То, что сейчас Казахстан имеет с комплекса за аренду - КОПЕЙКИ.
      1. +1
        30 апреля 2016 16:36
        Цитата: tanit
        То, что сейчас Казахстан имеет с комплекса за аренду - КОПЕЙКИ.



        Железная логика. Дань-маленькая.
        1. 0
          30 апреля 2016 16:47
          Логика. И - знание.Подчеркиваю - ЗНАНИЕ, а вот, когда есть оно -то . ..Хрен оспоришь. (ИМХО - Имею Мнение Хрен Оспоришь.)
        2. 0
          30 апреля 2016 16:50
          Цитата: Простой
          Железная логика. Дань-маленькая.

          115 лямов убитых енотов,живыми деньгами и не видели.Только военной техникой.Тут еще возможен бартер,взаимозачет,транспортировка нефти и сырья.
          Не давно с Роскосмосом,"развели" на счет падения Протона,оплачивать эко ущерб будут ТНП,товарами народного потребления.
          А сколько тон хлорки с Аты и Шыма вывезли,что бы гептил нейтрализовать.
          1. 0
            30 апреля 2016 17:00
            Цитата: болот
            А сколько тон хлорки с Аты и Шыма вывезли,что бы гептил нейтрализовать.


            А сколько её (хлорки) ещё понадобится.

            Инфраструктура с каких годов?

            Как там металл и железобетон у стартового стола поживают?

            Это вопрос времени, когда в очередной раз рванёт вввиду изношенности инфраструктуры.
            1. +1
              30 апреля 2016 17:19
              Цитата: Простой
              А сколько её (хлорки) ещё понадобится.

              Очень много если учесть что протоны до 25 года собрались запускать.
              Цитата: Простой

              Инфраструктура с каких годов?

              Ух с древних. smile
              Цитата: Простой
              Как там металл и железобетон у стартового стола поживают?

              У каких столов вы поясните?
              Где подземка была,РВСН,РФ сама разобрала и подорвала,потом залила бетоном.
              Цитата: Простой
              Это вопрос времени, когда в очередной раз рванёт вввиду изношенности инфраструктуры.

              Именно какой?
              1. +1
                30 апреля 2016 17:27
                Цитата: болот
                У каких столов вы поясните?...
                Именно какой?



                Вам виднее, если имели к комплексу какое-либо отношение.

                Если его до 2025 года собираются использовать по назначению, то дай Бог чтобы обходилось без катастроф. Хотя последнее будет всё труднее и дороже исполнять.

                Кстати есть в России населённые места, над территориями которых происходил сброс разгонных блоков. Конечно с остатками гептила.

                Так что это не только бяда степей Казахстана.
                1. +1
                  30 апреля 2016 17:31
                  Цитата: Простой
                  Вам виднее, если имели к комплексу какое-либо отношение.

                  Так дальние отношение,правда брат РВСН щик,и в Перьми учился и в Свободном служил.
                  А родственник в Мари Эле.... smile
        3. avt
          +3
          30 апреля 2016 18:34
          Цитата: Простой
          . Дань-маленькая.

          Цитата: болот
          115 лямов убитых енотов,живыми деньгами и не видели.

          А в 90-е много кто живых денег не видел .Но дело даже не в зачёте бартерном . Реально терки начались ,когда НАН захотел на правах космической державы влезть через,,это наша земля и наш космодром" в клуб коммерческих пусков .А этот рынок маленький и специфический и никто на ,,здравствуйте ,я ваш новый участковый Назарбаев" в нём не ведётся. Туда даже имея носитель и площадку какую нибудь хрен возьмут с распростертыми объятьями ,а уж тем более когда так - зацепером .Вот и начались двухсторонние мелки и большие пакости между Кахзахстаном и Россией . На сегодня Россия отбилась и ушла с минимальными потерями в отрыв на целую площадку для ,,семёрки".Но остаётся валет козырный ....даже король у НАНа - стол для 500-ки-другой площадки и носителя рабочего такой весовой категории у России нет.Мо-о-о-ожет быть ,если ВВП напряжёт , будет на ,,Восточном"году эдак ....2025-2030. Но это пока в радужной перспективе и не только наличии денег. Ну может вдруг какое альтернативное химическим бочкам двигло и виман появится . Тоже вариант.
          1. +1
            30 апреля 2016 18:51
            Цитата: avt
            Реально терки начались ,когда НАН захотел на правах космической державы влезть через,,это наша земля и наш космодром" в клуб коммерческих пусков

            А ведь вам проплатили же живыми деньгами,сумма приличная,за Байтерек как ваш говорит Где деньги Зин...
            Цитата: avt
            На сегодня Россия отбилась и ушла с минимальными потерями в отрыв на целую площадку для ,,семёрки

            Да ни фига,боятся Стокгольмского Арбитража.Деньги то по Байтереку проплачены,уже не малый процент набежал.
            А так хотели вообще по мирному решить ,тут Зениты предложили.
            ПЫСЫ те Казсаты что вы запустили,первый потерялся второй,болезненный, не застрахованы были.Так что 25 летняя давность не прошла возможно уголовные дела поднять...А так мирно пытаемся решать проблемы.
            1. avt
              +1
              30 апреля 2016 21:21
              Цитата: болот
              А ведь вам проплатили же живыми деньгами,сумма приличная,за Байтерек как ваш говорит Где деньги Зин...

              Цитата: avt
              .Вот и начались двухсторонние мелки и большие пакости между Кахзахстаном и Россией

              И вот ни за что не поверю что под это нормально так не наварились крысы наши и ваши . Тут ведь мало украсть , надо чтоб и противоположная сторона тихо списала на убытки ....объективные wassat
              Цитата: болот
              Да ни фига,боятся Стокгольмского Арбитража.Деньги то по Байтереку проплачены,уже не малый процент набежал.

              laughing Да какой арбитраж ! laughing Нормально пацаны краями разошлись и раэбежались по норкам с бабками.
              Цитата: болот
              А так хотели вообще по мирному решить ,тут Зениты предложили.

              no Не думаю , вот честно - нюансов не знаю , но похоже что именно ваши и захотели взять вполне рабочий агрегат . А тут такая засада с майданом . Ну у наших коммерсов ,,Морской старт "чемоданом без ручки оказался ,ну так как то даже пришлось побыстрее с ,,Ангарой" провернуться от легкого до тяжёлой в Плисецке, а вот Казахстану - ёк , вполне конкретно. Конечно спутник можно и у франков заказать и сделают даже может лучше чем наши , которые вроде пару предыдущую запороли,да собственно и сделали , но пускали то его с Куру ,,Союзом".
              Цитата: болот
              .А так мирно пытаемся решать проблемы.

              Ну глюки о великой космической державе не отпускают ваше руководство laughing ,вот пытаются затащить ,,Ангару " на Байконур, ну про это уже писал и добавить нечего . Это в СССР перелицевали площадку Н-1 под ,,Буран"...ну так то ж был СССР!А сейчас .....ну в общем не хочу повторять ....ну как то не верю в развитие Байконура. requestКстати бразилы тоже с майданом попали конкретно ...мимо статуса космической державы и со своим космодромом под ,,Днепр"вроде.
              1. +2
                30 апреля 2016 21:35
                Цитата: avt
                Да какой арбитраж !

                Реальный и весь пакет документов есть,что что по юридической стязи могут,тут и Болашаковцы помогают.А вот РФ это го не хочет.
                По другим делам laughing
                Наши то воруют но так что бы пальцем потом не показывали на родственников,совестлево воруют.Да в принципе 70% в КЗ остается.
                Цитата: avt
                Ну глюки о великой космической державе не отпускают ваше руководство

                Да и черт с ними,проще бы наладили по началу выпуск ОТРК,да битум с марганцовкой на учились смешивать. smile
  11. 0
    30 апреля 2016 16:13
    Завоет моторами адский зверинец(уже завыл)...Но - нет, господа, не закончился бой.
  12. +1
    30 апреля 2016 16:40
    Цитата: болот
    Цитата: tanit
    Я не давно прочитал, то "Болот" -приемник Нурсултана.

    Где? laughing Я же не Шапрашты.
    Правда знаю кое кого... laughing

    laughing Ну....Значит не тот Болат laughing Тот с турана.
    1. 0
      30 апреля 2016 16:57
      Цитата: tanit
      Ну....Значит не тот Болат Тот с турана.

      А что, не отказался laughing Всем работа то нашлась laughing
      ПЫСЫ золото как то не ...серебро и Памятники из серебра... laughing
      По монетам,что что у нас шикарные дизайнеры и художники.Не хватает эмали.
      Новая Зеландия,где баранины в 4-6 раз больше населения страны.
  13. 0
    30 апреля 2016 17:01
    Вроде и вполне взрослые люди. Вроде и вполне проРоссийские....Но почему - "Д,Б"?
  14. 0
    30 апреля 2016 19:46
    Нельзя допустить чтобы Байконур порос сорняком и бурьяном.Даже если прекратятся космические пуски,выкупить эту землю у Казахстана!Быть музею!!!
    1. 0
      30 апреля 2016 19:47
      Цитата: KIBL
      Нельзя допустить чтобы Байконур порос сорняком и бурьяном.Даже если прекратятся космические пуски,выкупить эту землю у Казахстана!Быть музею!!!

      Все будет в Ажуре,читайте выше.
  15. 0
    11 мая 2016 17:55
    Уважаемый автор 2.06.1955 года день города, а не 2.07. Исправьте, пожалуйста.