Military Review

The project of a submarine with missile armament P-2

8
Critical element of the naval fleet are currently submarines with cruise or intercontinental ballistic missiles on board. The creation of such equipment in our country started at the end of the fortieth moves, however, not all of the first projects were perfect and allowed to solve the tasks. For example, the first project of the P-2 missile submarine never left the stage of preliminary studies. Its successful completion was hindered by several factors of a technical and technological nature.


By the end of the forties, the military expressed a desire to receive promising diesel-electric submarines with missile weapons in the future. It was proposed to install projectiles and ballistic missiles on submarines. Such weapons made it possible to solve a wide range of combat missions involving an attack on surface and coastal targets. By this time, Soviet specialists had achieved certain successes in the field of missile weapons of new classes, which made it possible to consider the possibility of using such systems not only in the ground forces and aviation, but also on ships or submarines of the fleet.

Project P-2

In 1949, discussions on promising topics moved into the development stage of the first projects. The Ministry of Shipbuilding Industry commissioned TsKB-18 (now the Central Design Bureau for Marine Equipment Rubin) to work out the possibility of creating a promising diesel-electric submarine with missiles. The head of these works was appointed F.A. Kaverin. It is noteworthy that the required pre-sketch design had to take into account the equipment of the submarine with both ballistic missiles and projectiles. In addition, it was proposed to equip the submarine and some other special equipment. Later, several options were offered for submarine armament with similar systems in various combinations. In fact, a submarine design with modular weapons was developed.

The project of a submarine with missile weapons received the designation П-2. It was proposed to include the 10X and the Swallow cruise missiles, as well as the P-1 ballistic missiles, into the nomenclature of weapons of various versions of the submarine. All such products have already passed part of the tests and could be considered as weapons for the new fleet equipment. In addition, the submarine had to carry 12 bow and 4 stern torpedo tubes with ammunition to 30 torpedoes. Some versions of the project also provided for equipping the boat with a compartment for transporting ultra-small underwater vehicles. In the surface position, the submarine could use twin installations with 57-mm and 25-mm artillery pieces.


Scheme of the project submarine P-2


The rocket armament complexes were to be carried out in the form of units of similar size and shape with a different composition of equipment. They should be placed in the gap between the two fodder solid hulls. In this position, the module occupied all the space from the deck to the bottom of the light hull and contained all the necessary weapon. The size of the submarine P-3 allowed to mount and use up to three modules for various purposes.

The P-2 project proposed the construction of a diesel-electric substation with a length of about 110-120 m, a maximum width of 12,5 m and a draft of less than 10 m with a normal displacement of 5360 t. general light body. The combined architecture of the main power plant, which was required to develop the power of 15 ths. Hp, was considered. It was proposed to use six diesel engines with an 2000 horsepower, two steam and gas turbine units with a capacity of 7500 hp, as well as two electric motors of a suitable type for an economical underwater stroke.

According to calculations, the diesel engine while driving on the surface position allowed it to reach speeds up to 18 knots. With the steam and gas turbine installation, the underwater speed reached 17 nodes, while using electric motors - an 4 node. The maximum cruising range was determined at the level of 12 thousand nautical miles. The steam and gas turbine unit allowed us to go under water up to 700 miles with maximum speed, the electric motor - 100 miles. The strength of the hulls was to provide immersion to depths up to 200 m

Ballistic missiles

In the central part of the submarine, behind the felling fence or closer to the aft, there was a compartment to accommodate ballistic missiles of the required length. The module for ballistic missiles was to be carried out in the form of a large block with a solid hull installed in the corresponding part of the submarine. Four launchers were to be placed inside this module, as well as a set of special equipment. For use by the P-2 submarine, missiles of the P-1 type were considered, which imposed significant restrictions on the design of the carrier and its systems.

Recall, the P-1 rocket was a copied version of the German product A-4, the development of this project was carried out by the Scientific Research Institute-88 under the guidance of S.P. Queen. The first missiles of this type were made of captured German components, and later the production of own products of the necessary types was launched. Until the end of the forties, the P-1 rocket passed all the necessary tests, after which it was put into service for special-purpose rocket brigades. The operation of this weapon continued until the mid-fifties, after which it was replaced by newer systems.

The project of a submarine with missile armament P-2
Preparations for the launch of the rocket P-1


The design of the P-1 rocket was based on the German project A-4, but it had some differences. Due to the use of other technologies and materials, it was decided to recycle a part of the product design. This led to the development of new tail and instrument compartments, as well as to the change of some structural elements in view of the use of materials produced in the Soviet Union.

The P-1 rocket was equipped with a large extension casing, inside which all the necessary units were located. The separation of the product in flight was not provided, the warhead was not separated. Most of the body was given under the tanks for ethanol and liquid oxygen. In the tail of the rocket was placed liquid engine RD-100. The engine running time was 65, the thrust depended on the series. After the start of mass production, it was possible to increase the thrust from 25 to 26-27.

To control the rocket, an inertial system based on gyroscopes and a temporary mechanism was used. The task of the gyroscopic instruments was to control the tail rudders and hold the rocket on the desired trajectory of the active part of the flight. At a pre-calculated time entered into the memory of the equipment, the automation had to shut off the engine and transfer the rocket into an uncontrolled flight along a ballistic trajectory that lasted until the moment of hitting the target.

The total length of the P-1 production rocket was 14,275 m, the case diameter was 1652 mm, the span of the stabilizer was 3,56 m. The starting mass reached 13,43 t, of which 9,4 t was accounted for fuel and oxidizer. The high-explosive warhead with a total weight of 1075 kg carried an 785 kg of explosive. The rocket could fly to a distance of 270 km. When flying at maximum range, the trajectory reached an altitude of 77 km. CWE was determined at the level of 1500 m.

The module for ballistic missiles was equipped with four retractable launchers, on which the missiles were to be secured before the submarine went out to sea. Before launching the rocket, the submarine had to rise to the surface and take the rocket up to the starting position. For such a launcher required a new launch pad with a stabilization system. Special mechanisms were required to compensate for the roll and maintain the position of the starting table for 7-10 with after the start command. The launching table was supposed to stabilize before the rocket engine exited the nominal mode and before it was raised.

An unusual solution was required by the task of fueling rockets. Relatively stable ethyl alcohol could be poured into the tanks of all four missiles even in preparation for going to sea. Liquid oxygen, however, was required to be stored separately from the rocket. For its transportation, a special insulated tank and corresponding pipelines were included in the rocket module. A liquefaction plant was also included in the oxygen system, the task of which was to return the evaporating oxygen to the required liquid state. To fill the oxygen tanks of the missiles should be only in preparation for launch.

One module for the P-1 missiles contained four launching pads with weapons. Thus, with the use of the maximum possible three modules of the diesel-electric submarines of the P-2 project, it could carry up to 12 ballistic missiles and attack coastal targets at ranges up to 270 km. The possibility of simultaneously equipping the submarine with ballistic and cruise missiles, as it was supposed, should have expanded the range of combat missions to be solved.

Aircraft Shells

An alternative weapon of the P-2 type submarine was supposed to be the Swallow cruise missiles. This weapon was created by the team of V.N. Chelomey on the basis of the product 10Х / 10ХН, which was, in turn, the result of the development of the groundwork and design of the German projectile Fi-103. In the late forties, several modifications of the 10X rocket were proposed for aviation, ground forces and, finally, for the fleet. They had the highest possible degree of unification, but differed by one or other design features.

For the use of the Swallow missile on the P-2 submarine, a special module was developed. Inside the robust hull, in its lower part, was placed mechanized laying for transporting missiles and their subsequent submission to the launcher. The missiles should be transported in a tucked-in form, with undocked wings and stabilizers. In the upper part of the module, reaching the level of the deck of the submarine, there was a beam launcher for firing at the stern.


10X Projectile


By design, the Swallow rocket, like other products from the 10X family, was similar to the basic development of German industry. She had an elongated sleek fuselage and a straight wing. Above the tail end of the projectile was a pulsating air-jet engine D-3 or D-5. The rocket had a length of 7,5 m and a wingspan of 6,5 m. Starting weight reached 3,5 t, the flight was about a ton less. The rocket could be equipped with an autopilot based on the inertial navigation system or the means of radio command control. The product could reach speeds of up to 600 km / h and fly to a distance of 240 km. A high-explosive warhead weighing 1 t was delivered to the target.

To launch from a submarine rocket "Swallow" had to use two launch accelerator. Moreover, only one of them was attached directly to the rocket. The second was proposed to leave on one of the elements of the launcher. The joint work of the two accelerators had to lift the rocket into the air and accelerate it to the speed ensuring the work of the cruise engine.

The launcher of the submarine module P-2 consisted of a rail and a mobile truck with mounts for a rocket. Before shooting, the submarine had to rise to the surface and begin preparations for launch. A rocket was removed from the cellar, which should have been mounted on a launcher carriage and equipped with planes. In addition, at this stage it was planned to suspend two accelerators. Immediately before firing, the guide with a length of 20 m should have risen at an angle of 8-12 °. In this case, the work should have been included stabilizer, compensating rolling.

The initial acceleration was to be carried out with a solid-fuel accelerator RBT-70 mounted on a trolley. Having passed 20 m, the cart had to drop the rocket. After that, the “Swallow” had to continue flying with the help of its own accelerator of the same model, and then turn on the cruising engine and head for the target.

In one module for projectiles, it would be possible to transport up to 16 missiles. In the version of the submarine P-2, equipped only with cruise missiles, the total ammunition would consist of the 51 product "Swallow". Such a weapon would allow the submarine to hit coastal targets from a distance of 240 km.

Results of the project

The pre-draft version of the P-2 project diesel-electric submarines, which included the use of cruise and ballistic missiles, was developed in 1949. Further, representatives of the fleet and industry who made their decision familiarized themselves with this project. A promising modular submarine project was considered too complicated and unsuitable for immediate implementation. Thus, in view of the impossibility of the full implementation of all plans, it was decided to abandon the further development of the new submarine. By the end of 1949, TsKB-18 and related organizations have stopped developing the P-2 project. The released efforts were devoted to the development of other projects, not so bold, but much more realistic.

According to the available data, by the time the P-2 project was stopped, some success was achieved, but a number of the most important elements were not created. In particular, the work on the stabilized launch pad for the P-1 rocket was not completed. It was also expected problems with the creation of oxygen equipment for the module of ballistic missiles. As for weapons, in general, with the P-1 and Swallow missiles, in general, there was no particular difficulty. These systems could in theory be adapted for a new carrier.

Serial construction of submarines of the type P-2 allowed to significantly increase the striking power of the submarine forces of the Navy. They were able to produce not only torpedo attacks from ships and ships, but also to fire on coastal targets at some distance from the coast. All this could significantly increase the combat capability of the submarine forces, as well as give them some new tactical roles.

However, the P-2 project was considered too complicated. A submarine of modular design with the ability to carry airplanes and ballistic missiles attracted a potential customer, but its development and construction were associated with a host of problems of various kinds. In addition, by the time of the proposed completion of the existing missiles could be outdated. As a result, a promising project had to be abandoned in favor of more realistic designs.

Despite the closure of the project P-2, the development of submarine weapons continued. The following work in this direction led to the fact that at the end of the fifties the cruise missile P-5 and the ballistic P-11FM entered service. The carriers of this weapon did not differ in their boldness of design, like the P-2, but they could fully solve the assigned combat tasks and attack various targets in a wide range of ranges.


Based on:
http://deepstorm.ru/
http://airwar.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-711.html
Shirokorad A.B. Weapons of the domestic fleet. 1945-2000. - Minsk: “Harvest”, 2001
Author:
Photos used:
Militaryrussia.ru, Airwar.ru
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. kugelblitz
    kugelblitz 5 May 2016 06: 18
    +2
    These projects are most likely a brainstorming attempt for further development. As a result, the real ones were with completely different missiles. Moreover, missiles with a low-temperature oxidizer, which were problematic for submarines, did not give any chance.
    But for testing systems with cruise missiles, it was possible to equip one with at least an airtight hangar, although this was already done on Pr 613 with P-5.



    It can be seen that the work intensified with the advent of a truly compact rocket with long-stored fuel components, like the R-11 and later models.

    Z.Y. in general, this project would certainly not take off, but suggests that the idea of ​​an underwater platform for missiles was already in the air.
  2. Dimon19661
    Dimon19661 5 May 2016 06: 31
    +1
    As always, an article is a plus.
  3. DimerVladimer
    DimerVladimer 5 May 2016 11: 04
    +2
    Hey - where are the boring commentators who claimed that Hitler was stupidly spending money on the prodigy?
    Do you think there were fools in the USSR too? What did the German developments take to work and continue to "throw money down the drain"?
    1. Taoist
      Taoist 5 May 2016 14: 59
      +3
      Yes, no, no fool, only here the CD with a ramjet engine licked off from the German FAU-1 still did not pull on the wunderwaffe, therefore the attempt to use them did not end with anything. Another question is that in working on these "dead-born monsters" we managed to gain our own experience and, as a result, get the very CDs in which we are "ahead of the rest of the planet" ...
      1. Lt. Air Force stock
        Lt. Air Force stock 6 May 2016 00: 59
        0
        Quote: Taoist
        Yes, no, no fool, only here the CD with a ramjet engine licked off from the German FAU-1 still did not pull on the wunderwaffe, therefore the attempt to use them did not end with anything. Another question is that in working on these "dead-born monsters" we managed to gain our own experience and, as a result, get the very CDs in which we are "ahead of the rest of the planet" ...

        Hitler did not have nuclear weapons to equip these same FAU-1s with a nuclear warhead, and with a conventional warhead this missile could be dangerous, only if it was precision-guided so that it could hit: airfields, factories, ports, military bases, etc. etc. But then it was still very far from high-precision weapons (this is by the way about the wunderwaffe, whose miracle weapons this rocket never became for Nazi Germany).
        Thus, such missiles were widely used against London, there was damage, but in the conditions of war it was not critical.
        1. Taoist
          Taoist 6 May 2016 13: 23
          0
          The Fau 1, unlike the Fau 2, had one and a total flaw - it was actually an air torpedo that had an air-propelled rocket engine as an engine and a speed lower than the piston fighter speeds of that time - accordingly it was easily detected even without radiometry (acoustically) and was hit by air defense forces. Accordingly, like most German wunderwafels, it was more likely psychological than real weapons. Even if she had a modern guidance system with her flight data (and they were limited only by the engine) it was a dead-born monster.
  4. Kenneth
    Kenneth 5 May 2016 16: 12
    0
    A little more work and she could fly into space.
  5. acetophenon
    acetophenon 7 October 2016 05: 37
    0
    Quote: Kenneth
    A little more work and she could fly into space.

    Did you consider Or are there any calculations?

Проект подводной лодки с ракетным вооружением П-2

Важнейшим элементом военно-морского флота в настоящее время являются подводные лодки с крылатыми или межконтинентальными баллистическими ракетами на борту. Создание подобной техники в нашей стране стартовало еще в конце сороковых ходов, однако далеко не все первые проекты отличались совершенством и позволяли решить поставленные задачи. К примеру, первый проект подводной лодки с ракетным вооружением П-2 так и не вышел из стадии предварительных проработок. Успешному его завершению помешали несколько факторов технического и технологического характера.

К концу сороковых годов военные выразили желание получить в будущем перспективные дизель-электрические подводные лодки с ракетным вооружением. Предлагалось устанавливать на субмарины самолеты-снаряды и баллистические ракеты. Подобное вооружение позволяло решать широкий круг боевых задач, подразумевающих атаку надводных и береговых целей. К этому времени советские специалисты достигли определенных успехов в области ракетных вооружений новых классов, что позволяло рассматривать возможность применения таких систем не только в сухопутных войсках и авиации, но и на кораблях или подлодках флота.

Проект П-2


В 1949 году обсуждения перспективной тематики перешли в стадию разработки первых проектов. Министерство судостроительной промышленности поручило ЦКБ-18 (ныне Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин») проработать возможность создания перспективной ДЭПЛ с ракетным вооружением. Руководителем этих работ был назначен Ф.А. Каверин. Примечательно, что требуемый предэскизный проект должен был учитывать оснащение подлодки как баллистическими ракетами, так и самолетами-снарядами. Кроме того, предлагалось оснастить субмарину и некоторым иным специальным оборудованием. В дальнейшем были предложены несколько вариантов вооружения подлодки подобными системами в разных комбинациях. Фактически был разработан проект подлодки с модульным вооружением.

Проект подводной лодки с ракетным вооружением получил обозначение П-2. В номенклатуру вооружений разных версий субмарины предлагалось включить крылатые ракеты 10Х и «Ласточка», а также баллистические Р-1. Все подобные изделия уже прошли часть испытаний и могли рассматриваться в качестве вооружения для новой техники флота. Кроме того, подлодка должна была нести 12 носовых и 4 кормовых торпедных аппарата с боекомплектом до 30 торпед. Некоторыми версиями проекта также предусматривалось оснащение лодки отсеком для перевозки сверхмалых подводных аппаратов. В надводном положении подлодка могла бы использовать спаренные установки с 57-мм и 25-мм артиллерийскими орудиями.

Проект подводной лодки с ракетным вооружением П-2
Схема подлодки проекта П-2


Комплексы ракетного вооружения должны были выполняться в виде агрегатов схожих размеров и формы с разным составом оборудования. Их следовало помещать в промежуток между двумя кормовыми прочными корпусами. В таком положении модуль занимал все пространство от палубы до днища легкого корпуса и вмещал все необходимое оружие. Размеры подлодки П-3 позволяли монтировать и применять до трех модулей различного назначения.

Проектом П-2 предлагалось строительство ДЭПЛ длиной порядка 110-120 м, максимальной шириной 12,5 м и осадкой менее 10 м с нормальным водоизмещением 5360 т. В основе конструкции лодки должны были лежать семь прочных корпусов цилиндрической формы разных размеров, соединенных между собой и помещенных внутри общего легкого корпуса. Рассматривалась комбинированная архитектура главной энергоустановки, от которой требовалось развивать мощность 15 тыс. л.с. Предлагалось использовать шесть дизельных двигателей мощностью по 2000 л.с., две парогазотурбинные установки мощностью 7500 л.с., а также два электродвигателя подходящего типа для экономичного подводного хода.

По расчетам, дизеля при движении в надводном положении позволяли развивать скорость до 18 узлов. С парогазотурбинной установкой подводная скорость достигала 17 узлов, при использовании электродвигателей – 4 узла. Максимальная дальность плавания определялась на уровне 12 тыс. морских миль. Парогазотурбинная установка позволяла пройти под водой до 700 миль с максимальной скоростью, электродвигатель – 100 миль. Прочность корпусов должна была обеспечивать погружение на глубины до 200 м.

Баллистические ракеты

В центральной части подводной лодки, позади ограждения рубки или ближе к корме, должен был располагаться отсек для размещения баллистических ракет необходимой длины. Модуль для баллистических ракет должен был выполняться в виде крупного блока с прочным корпусом, устанавливаемого в соответствующую часть подводной лодки. Внутри этого модуля должны были помещаться четыре пусковые установки, а также набор специального оборудования. Для использования подлодкой проекта П-2 рассматривались ракеты типа Р-1, что накладывало значительные ограничения на конструкцию носителя и его систем.

Напомним, ракета Р-1 представляла собой скопированный вариант немецкого изделия A-4, развитием этого проекта занимался НИИ-88 под руководством С.П. Королева. Первые ракеты этого типа изготавливались из трофейных немецких комплектующих, а в дальнейшем было развернуто производство собственных изделий нужных типов. До конца сороковых годов ракета Р-1 прошла все необходимые испытания, после чего была принята на вооружение ракетных бригад особого назначения. Эксплуатация этого оружия продолжалась до середины пятидесятых годов, после чего его заменили более новыми системами.

Проект подводной лодки с ракетным вооружением П-2
Подготовка к запуску ракеты Р-1


Конструкция ракеты Р-1 основывалась на немецком проекте A-4, однако имела некоторые отличия. Ввиду использования иных технологий и материалов было решено переработать часть конструкции изделия. Это привело к разработке новых хвостового и приборного отсеков, а также к изменению некоторых элементов конструкции с учетом использования производимых в Советском Союзе материалов.

Ракета Р-1 оснащалась корпусом большого удлинения, внутри которого располагались все необходимые агрегаты. Разделение изделия в полете не предусматривалось, боевая часть не отделялась. Большая часть корпуса отдавалась под баки для этанола и жидкого кислорода. В хвостовой части ракеты помещался жидкостный двигатель РД-100. Время работы двигателя составляло 65 с, тяга зависела от серии. После начала серийного производства тягу удалось повысить с 25 т до 26-27 т.

Для управления ракетой использовалась инерциальная система на основе гироскопов и временного механизма. Задачей гироскопических приборов было управление хвостовыми рулями и удержание ракеты на требуемой траектории активного участка полета. В заранее рассчитанное время, введенное в память аппаратуры, автоматика должна была отключать двигатель и переводить ракету в неуправляемый полет по баллистической траектории, продолжавшийся до момента поражения цели.

Общая длина серийной ракеты Р-1 составляла 14,275 м, диаметр корпуса – 1652 мм, размах стабилизатора – 3,56 м. Стартовая масса достигала 13,43 т, из которых 9,4 т приходилось на топливо и окислитель. Фугасная боевая часть общим весом 1075 кг несла 785 кг взрывчатого вещества. Ракета могла лететь на дальность до 270 км. При полете на максимальную дальность траектория достигала высоты 77 км. КВО определялось на уровне 1500 м.

Модуль для баллистических ракет оснащался четырьмя выдвижными пусковыми установками, на которых перед выходом субмарины в море должны были закрепляться ракеты. Перед запуском ракеты подлодка должна была подниматься на поверхность и выводить ракету вверх, в стартовое положение. Для такой пусковой установки требовался новый стартовый стол с системой стабилизации. Специальные механизмы должны были компенсировать качку и сохранять положение стартового стола в течение 7-10 с после команды на запуск. Стартовый стол должен был стабилизироваться до выхода двигателя ракеты на номинальный режим и до ее подъема.

Необычного решения потребовала задача заправки ракет компонентами топлива. Сравнительно стабильный этиловый спирт можно было заливать в баки всех четырех ракет еще при подготовке к выходу в море. Жидкий кислород, однако, требовалось хранить отдельно от ракеты. Для его транспортировки в состав ракетного модуля включили специальный изолированный резервуар и соответствующие трубопроводы. Также в состав кислородной системы вошла сжижительная установка, задачей которой было возвращение испаряющегося кислорода в требуемое жидкое состояние. Заправлять кислородные баки ракет следовало только при подготовке к пуску.

Один модуль для ракет Р-1 вмещал четыре стартовых стола с вооружением. Таким образом, при применении максимально возможных трех модулей ДЭПЛ проекта П-2 могла нести до 12 баллистических ракет и атаковать береговые цели на дальностях до 270 км. Возможность одновременного оснащения подлодки баллистическими и крылатыми ракетами, как предполагалось, должна была расширить круг решаемых боевых задач.

Самолеты-снаряды

Альтернативным оружием подлодки типа П-2 должны были стать крылатые ракеты «Ласточка». Это оружие было создано коллективом В.Н. Челомея на базе изделия 10Х/10ХН, являвшегося, в свою очередь, результатом развитием наработок и конструкции немецкого самолета-снаряда Fi-103. В конце сороковых годов были предложены несколько модификаций ракеты 10Х для авиации, сухопутных войск и, наконец, для флота. Они имели максимально возможную степень унификации, однако отличались теми или иными особенностями конструкции.

Для применения ракеты «Ласточка» на подлодке П-2 был разработан специальный модуль. Внутри прочного корпуса, в его нижней части, размещалась механизированная укладка для транспортировки ракет и последующей их подачи к пусковой установке. Транспортироваться ракеты должны были в заправленном виде, с отстыкованными крыльями и стабилизаторами. В верхней части модуля, выходящей на уровень палубы подлодки, предусматривалась балочная пусковая установка для стрельбы за корму.

Проект подводной лодки с ракетным вооружением П-2
Самолет-снаряд 10Х


По своей конструкции ракета «Ласточка», как и другие изделия семейства 10Х, была похожа на базовую разработку немецкой промышленности. Она имела вытянутый обтекаемый фюзеляж и прямое крыло. Над хвостовой частью самолета-снаряда располагался пульсирующий воздушно-реактивный двигатель Д-3 или Д-5. Ракета имела длину 7,5 м и размах крыла 6,5 м. Стартовый вес достигал 3,5 т, полетный был примерно на тонну меньше. Ракета могла оснащаться автопилотом на основе инерциальной навигационной системы или средствами радиокомандного управления. Изделие могло развивать скорость до 600 км/ч и лететь на дальность до 240 км. К цели доставлялась фугасная боевая часть весом 1 т.

Для запуска с подводной лодки ракета «Ласточка» должна была использовать два стартовых ускорителя. При этом только один из них крепился непосредственно на ракете. Второй предлагалось оставлять на одном из элементов пусковой установки. Совместная работа двух ускорителей должна была поднимать ракету в воздух и разгонять ее до скорости, обеспечивающей работу маршевого двигателя.

Пусковая установка модуля подлодки П-2 состояла из рельсовой направляющей и подвижной тележки с креплениями для ракеты. Перед стрельбой субмарина должна была подниматься на поверхность и начинать подготовку к запуску. Из погреба извлекалась ракета, которую следовало устанавливать на тележку пусковой установки и оснащать плоскостями. Кроме того, на этом этапе планировалось подвешивать два ускорителя. Непосредственно перед стрельбой направляющая длиной 20 м должна была подниматься на угол 8-12°. При этом в работу должен был включаться стабилизатор, компенсирующий бортовую качку.

Первоначальный разгон должен был осуществляться твердотопливным ускорителем РБТ-70, установленным на тележке. Пройдя 20 м, тележка должна была сбрасывать ракету. После этого «Ласточка» должна была продолжать полет при помощи собственного ускорителя такой же модели, а затем включать маршевый двигатель и направляться к цели.

В одном модуле для самолетов-снарядов можно было бы перевозить до 16 ракет. В варианте подлодки П-2, оснащенном только крылатыми ракетами, общий боекомплект состоял бы из 51 изделия «Ласточка». Такое оружие позволило бы субмарине поражать береговые цели с дистанции до 240 км.

Итоги проекта

Предэскизный вариант проекта ДЭПЛ П-2, предусматривавший использование крылатых и баллистических ракет, был разработан в 1949 году. Далее с этим проектом ознакомились представители флота и промышленности, которые вынесли свое решение. Многообещающий проект модульной субмарины сочли чересчур сложным и непригодным для немедленной реализации. Таким образом, ввиду невозможности полного выполнения всех планов было решено отказаться от дальнейшей разработки новой подлодки. К концу 1949 года ЦКБ-18 и смежные организации прекратили разработку проекта П-2. Высвобожденные усилия были брошены на разработку других проектов, не таких смелых, но куда более реалистичных.

По имеющимся данным, к моменту остановки проекта П-2 были достигнуты определенные успехи, однако ряд важнейших элементов так и не был создан. В частности, не были завершены работы по стабилизированному стартовому столу для ракеты Р-1. Также следовало ожидать проблем с созданием кислородного оборудования для модуля баллистических ракет. Что касается вооружения, то с ракетами Р-1 и «Ласточка», в целом, не было особых затруднений. Эти системы в теории могли быть адаптированы под новый носитель.

Серийное строительство подводных лодок типа П-2 позволяло значительно повысить ударную мощь подводных сил военно-морского флота. Они получали возможность производить не только торпедные атаки кораблей и судов, но и обстреливать береговые цели на некотором удалении от побережья. Все это могло значительно повысить боеспособность подводных сил, а также дать им некоторые новые тактические роли.

Тем не менее, проект П-2 сочли слишком сложным. Подводная лодка модульной конструкции с возможностью несения самолетов-снарядов и баллистических ракет привлекала потенциального заказчика, но ее разработка и строительство были связаны с массой проблем различного характера. Кроме того, к моменту предполагаемого завершения работ существующие ракеты могли устареть. Как следствие, от многообещающего проекта пришлось отказаться в пользу более реалистичных разработок.

Несмотря на закрытие проекта П-2, развитие вооружения подлодок продолжилось. Следующие работы в этом направлении привели к тому, что в конце пятидесятых годов на вооружение поступили крылатая ракета П-5 и баллистическая Р-11ФМ. Носители этого оружия не отличались смелостью конструкции, как П-2, однако могли полноценно решать поставленные боевые задачи и атаковать различные цели в широком диапазоне дальностей.


По материалам:
http://deepstorm.ru/
http://airwar.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-711.html
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Militaryrussia.ru, Airwar.ru

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 7
  1. kugelblitz 5 мая 2016 06:18
    Эти проекты скорее всего попытка мозгового штурма для дальнейших разработок. В итоге реально действующие были с совсем другими ракетами. Тем более проблемные для ПЛ ракеты с низкотемпературным окислителем не давали никакого шанса.
    А вот для отработки систем с крылатыми ракетами, можно было оборудовать одну хотя бы герметичным ангаром, хотя это впрочем сделали уже на пр. 613 с П-5.



    Видно, что работы активизировались с появлением действительно компактной ракеты с долгохранимыми компонентами топлива, как Р-11 и более позних моделей.

    З.Ы. в целом данный проект конечно бы не взлетел, но говорит о том, что идея подводной платформы для ракет уже тогда витала в воздухе.
  2. Dimon19661 5 мая 2016 06:31
    Как всегда за статью -плюс.
  3. DimerVladimer 5 мая 2016 11:04
    Эй - где там занудные комментаторы, уверявшие что Гитлер бездарно потратил деньги на вундерваффе?
    По вашему в СССР тоже дурни сидели? Что взяли в работу немецкие наработки и продолжали "выбрасывать деньги на ветер"?
    1. Даос 5 мая 2016 14:59
      Да нет не дурни, только вот КР с ПВРД слизанные с немецких ФАУ-1 всё равно на вундерваффе не тянули, потому и ничем не кончилась попытка их использования. Другой вопрос что в работе над этими "мёртворожденными монстрами" удалось наработать свой собственный опыт и в итоге получить те самые КР в которых мы "впереди планеты всей"...
      1. Лт. запаса ВВС 6 мая 2016 00:59
        Цитата: Даос
        Да нет не дурни, только вот КР с ПВРД слизанные с немецких ФАУ-1 всё равно на вундерваффе не тянули, потому и ничем не кончилась попытка их использования. Другой вопрос что в работе над этими "мёртворожденными монстрами" удалось наработать свой собственный опыт и в итоге получить те самые КР в которых мы "впереди планеты всей"...

        У Гитлера не было ядерного оружия чтобы эти самые ФАУ-1 снаряжать ядерной боеголовкой, а с обычной боеголовкой эта ракета могла представлять опасность, только будь она высокоточной, чтобы можно было поражать: аэродромы, заводы, порты, военные базы, итд. итп. Но тогда было ещё очень как далеко до высокоточного оружия(это к слову о вундерваффе, чудо-оружии которым эта ракета так и не стала для нацистской германии).
        Таким образом подобные ракеты широко использовались против Лондона, ущерб был, но в условиях войны не критичный.
        1. Даос 6 мая 2016 13:23
          У Фау 1 в отличии от Фау 2 был один и тотальный недостаток - это фактически воздушная торпеда имела ПуВРД в качестве двигателя и скорость ниже скоростей поршневых истребителей того времени - соответственно она легко обнаруживалась даже без радиометрии (акустически) и поражалась силами ПВО. Соответственно как и большинство немецких вундервафель была скорее психологическим нежели реальным оружием. Даже имей она современную систему наведения с её лётными данными (а они ограничивались именно двигателем) это был мёртворожденный монстр.
  4. Kenneth 5 мая 2016 16:12
    Еще немного доработать и она бы в космос летать могла .
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня