Дистанционно управляемая подрывная машина Sd.Kfz.304 Springer (Германия)

Дистанционно управляемые машины Sd.Kfz.301 и Sd.Kfz.302/303 немецкой разработки позволяли решать поставленные задачи, однако не отличались высоким совершенством. К ним предъявлялись различные претензии, связанные с теми или иными особенностями. К примеру, более крупный и тяжелый носитель подрывного заряда Sd.Kfz.301 был сравнительно дорог в производстве, а компактный и легкий аппарат Sd.Kfz.302/303 не отличался высокой боевой живучестью. Тем не менее, дистанционно управляемые подрывные машины все еще представляли интерес для заказчика, что привело к появлению нового проекта. В 1944 году немецкая промышленность занялась созданием машины Sonderkraftfahrzeug 304.

Целью нового проекта, разработка которого была поручена фирме NSU Motorenwerke, было создание новой подрывной машины с возможностью непосредственного управления и дистанционного контроля, которая была бы проще и дешевле существующей Sd.Kfz.301, а также превосходила бы Sd.Kfz.302/303 с точки зрения веса перевозимого заряда. Новый проект получил официальные обозначения Mittlere Ladungsträger («Средний носитель заряда») и Sd.Kfz.304. Кроме того, на определенном этапе проект получил еще одно имя – Springer («Прыгун»).

Требования, касавшиеся стоимости и характеристик новой техники привели к формированию соответствующего облика. Обеспечить приемлемую грузоподъемность при сравнительно малой стоимости производства можно было только путем широкого использования существующих узлов и агрегатов. Было решено строить новую технику на базе полугусеничного мотоцикла Sd.Kfz.2, также известного под названием Kettenkrad HK 101. Этот образец должен был поделиться с новым своей силовой установкой, ходовой частью и рядом других систем. Одновременно с этим предусматривалась разработка некоторых новых деталей, необходимых для боевой работы в новом качестве.


Дистанционно управляемая подрывная машина Sd.Kfz.304 Springer (Германия)
Общий вид Sd.Kfz.304 Springer. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


Самым крупным новым агрегатом для машины Springer стал броневой корпус. Исходные агрегаты «Кеттенкрада» не устроили авторов нового проекта, из-за чего на имеющемся шасси предлагалось монтировать совершенно новый корпус. Кроме того, его необходимость в некоторой мере была обусловлена отказом от переднего колеса и полным переходом на гусеничный движитель с соответствующими изменениями систем управления.

Подрывная машина Sd.Kfz.304 должна была комплектоваться корпусом сложной многоугольной формы, образованной несколькими броневыми листами. Для защиты от атак из передней полусферы предлагалось использовать лобовые листы толщиной 10 мм, борта выполнялись из 9-мм деталей. Крыша и днище должны были иметь толщину 8 мм.

Лобовая часть машины получила характерную форму, образованную несколькими наклонными деталями разного размера. В центре корпуса предусматривался небольшой горизонтальный участок крыши. Кормовая часть крыши, в свою очередь, располагалась с наклоном назад. Борта устанавливались вертикально. Любопытной особенностью корпуса новой машины была складная рубка в корме. Для управления машиной на марше должен был использоваться встроенный пост управления. Для доступа к нему следовало поднять и закрепить в наклонном положении три листа, образовывавшие небольшую рубку с толщиной стенок 9 мм. При использовании радиоуправления отделение управления следовало закрывать.

Компоновка подрывной машины в некоторой мере основывалась на решениях базового полугусеничного мотоцикла. В передней части корпуса планировалось устанавливать подрывной заряд, рядом с ним размещались двигатель и трансмиссия. Корма отдавалась под отделение управления с радиосистемами и постом управления для механика-водителя.

Дистанционно управляемая подрывная машина Sd.Kfz.304 Springer (Германия)
Прототип в камуфляжной окраске. Фото Aviarmor.net


Силовая установка и трансмиссия базового шасси не претерпела никаких изменений. По-прежнему планировалось использовать бензиновый двигатель Opel Olimpia мощностью 37 л.с. Через механическую трансмиссию с двухскоростной коробкой передач крутящий момент должен был поступать на ведущие колеса переднего расположения. Ввиду отсутствия дополнительного переднего колеса, как на Sd.Kfz.2, поворот предлагалось осуществлять при помощи дифференциала и других агрегатов трансмиссии, меняющих скорость вращения ведущих колес.

Гусеничный движитель заимствовался без доработок, тогда как от переднего колеса полностью отказались. Ходовая часть «Прыгуна» включала в себя по шесть опорных катков с индивидуальной подвеской, расположенных в шахматном порядке. Со значительным превышением над опорными катками устанавливались ведущие колеса. Кормовые направляющие колеса, в свою очередь, были подняты над опорной поверхностью незначительно. Применялась мелкозвенчатая гусеница со стальными траками одногребневой конструкции.

В передней части корпуса предусматривались крепления для перевозки подрывного заряда. В специальном контейнере помещалось 330 кг взрывчатого вещества и взрыватель подходящей конструкции. По некоторым данным, машина Sd.Kfz.304, как и ее предшественник Sd.Kfz.301, должна была доставлять к цели заряд, сбрасывать его и возвращаться к оператору. Согласно иным источникам, применялся подрыв заряда без предварительного сброса.

В базовой конфигурации подрывная машина должна была оснащаться двумя системами управления. На марше предлагалось использовать обычные механические органы управления, установленные в кормовой части корпуса, на месте механика-водителя. Непосредственно во время доставки заряда к цели следовало применять систему радиоуправления типа KE6 mit ULE6. При помощи отдельного пульта водитель-оператор мог управлять движением машины, а также выполнять сброс подрывного заряда.

Дистанционно управляемая подрывная машина Sd.Kfz.304 Springer (Германия)
Вид сзади на рубку с рабочим местом водителя. Фото Achtungpanzer.com


Общая длина новой подрывной машины составляла 3,17 м, ширина 1,43 м, высота – 1,45 м. Боевая масса определялась на уровне 2,4 т. Сравнительно высокая удельная мощность (порядка 15,5 л.с. на тонну) позволяла развивать скорость до 42 км/ч. Топливные баки обеспечивали до 200 км пути без дозаправки.

Предполагалось, что машина Sd.Kfz.304 будет действовать следующим образом. Под управлением водителя, находящегося в кормовой части корпуса, она должна была добираться до места боевой работы. После этого следовало готовить все необходимые агрегаты, прежде всего радиоуправление и взрыватель, что позволяло приступить к атаке. Задачей водителя было выведение машины на дистанцию прямой видимости с целью, после чего он должен был покинуть свое место и сложить элементы рубки, превратив их в крышу корпуса. Затем управление осуществлялось при помощи команд по радио. С помощью специального пульта машину требовалось подвести к цели и сбросить заряд, либо взорвать его без сброса. В первом случае машина под управлением по радио должна была вернуться к водителю.

К осени 1944 года фирма-разработчик завершила проектирование и приступила к сборке опытной подрывной машины. В ходе испытаний прототип новой техники показал неплохие показатели подвижности, а также продемонстрировал приемлемую управляемость как со встроенного поста, так и при помощи дистанционной системы. Показанные характеристики доказывали принципиальную возможность применения Sd.Kfz.304 Springer в условиях реального боя для уничтожения укреплений или бронетехники противника.

Тем не менее, не обошлось без недостатков. С учетом опыта эксплуатации подрывных машин существующих моделей высказывались претензии к бронированию нового образца. Максимальная его защита представляла собой 10-мм броневые листы, установленные под разными углами к вертикали. Это позволяло защитить водителя и агрегаты машины от некоторого стрелкового оружия и легких осколков, но более серьезные системы с повышенными характеристиками могли без особых проблем поразить технику. По причине наличия большого подрывного заряда вероятность выживания машины при обстреле из крупнокалиберного орудия или с применением артиллерии была крайне малой.

Дистанционно управляемая подрывная машина Sd.Kfz.304 Springer (Германия)
Размещение водителя в машине. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


Несмотря на справедливые претензии, подрывная машина Mittlere Ladungsträger Sonderkraftfahrzeug 304 Springer была рекомендована к принятию на вооружение. Уже в октябре 1944 года фирма NSU Motorenwerke начала серийную сборку такой техники. Серийное строительство подрывных машин в определенной мере облегчалось высокой степенью унификации с существующим полугусеничным мотоциклом. Как следствие, предприятие достаточно быстро смогло выйти на сравнительно высокие темпы строительства и выполнить заказ. Производство машин Sd.Kfz.304 продолжалось до января (по другим данным, до февраля) 1945 года. За это время, согласно разным источникам, успели собрать и передать заказчику от 50 до 90 машин с радиоуправлением.

Еще на стадии испытаний было установлено, что новая подрывная машина, несмотря на тяжелый и эффективный заряд, отличается большими размерами и недостаточной защитой. Эти особенности конструкции в сочетании с другими проблемами, характерными для дистанционно управляемой техники того времени, могли привести к серьезному сокращению боевой эффективности в сравнении с ожидаемой. Фактически военные стали сомневаться в возможности применения «Прыгунов» по прямому назначению и потребовали найти новую тактическую роль, которой не мешали бы имеющиеся проблемы конструкции.

Попытки сделать на базе Sd.Kfz.304 машину нового назначения столкнулись с некоторыми затруднениями. Носитель заряда был слишком крупным для дистанционно управляемой подрывной машины, но при этом оказывался недостаточно большим для установки какого-либо оружия или специального оборудования. Такие особенности машины серьезно затрудняли доработку конструкции с освоением новой специализации.

По имеющимся данным, сначала было предложено оснастить готовое шасси безоткатным орудием калибра 105 мм и необходимым дополнительным оборудованием. Тем не менее, подходящее оружие было слишком мощным и могло повредить конструкцию носителя. От предложения об использовании Sd.Kfz.304 в качестве базы для артиллерийской самоходки отказались.

Дистанционно управляемая подрывная машина Sd.Kfz.304 Springer (Германия)
Прототип подрывной машины во время испытаний. Фото Aviarmor.net


После неудачи с установкой орудия было решено не использовать какие-либо тяжелые и крупные дополнительные агрегаты. Появилось предложение о переделке существующей техники в легкие машины наблюдения для артиллерии. В таком случае появлялась возможность найти применение имеющимся машинам, а также обойтись без серьезных доработок конструкции с соответствующими трудностями. По имеющимся данным, при переделке в машину наблюдения Springer лишался радиоуправления, но получал некоторые приборы для наблюдения.

Имеются сведения об отправке некоторого количества машин Sd.Kfz.304 в качестве подвижных наблюдательных пунктов в артиллерийские подразделения немецкой армии. Эту технику передали войскам достаточно поздно и в небольших количествах. Как следствие, заметного влияния на ход боев новые машины не оказали. Более того, сведения об их боевом применении отсутствуют. Можно предположить, что машины наблюдения даже не успели принять участие в сражениях и помочь артиллерии с поиском целей.

Подрывная машина Mittlere Ladungsträger Sd.Kfz.304 Springer стала последней подобной разработкой гитлеровской Германии, которой удалось дойти до серийного производства. С конца тридцатых годов и до конца Второй мировой в Европе немецкие специалисты занимались созданием дистанционно управляемой специальной техники и даже достигли определенных успехов в этой области. Тем не менее, на практике новая техника весьма редко демонстрировала весь свой потенциал, заложенный проектом. Несмотря на все усилия, дистанционно управляемые машины всех серийных типов использовались ограничено и, естественно, не смогли помочь Германии избежать поражения.


По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://tehnikapobedy.ru/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. itr 6 мая 2016 05:54
    Японцы поступили проще взяли в армию камикадзе !
    itr
    1. алпамыс 6 мая 2016 11:50
      Цитата: itr
      Японцы поступили проще взяли в армию камикадзе !

      у немцев тоже были
      1. Атомщик 6 мая 2016 19:37
        Поясните. Честно говоря, нигде не читал об использовании немецкими войсками средств и приёмов ведения войны, которые исключали бы выживание солдата. Призрачный шанс он всегда был, что в управляемых торпедах, что в перехватчиках и т. д. Японцы же шли на 100% смерть.
  2. Атомщик 6 мая 2016 09:03
    Хороший агрегат. Реконструкция 02.05.16. Взятие Зееловских высот. Ленинград, деревня Марьино.
    1. алпамыс 6 мая 2016 11:49
      Цитата: Атомщик
      Хороший агрегат. Реконструкция 02.05.16. Взятие Зееловских высот. Ленинград, деревня Марьино.

      а видео есть этого мероприятия?
      1. Атомщик 6 мая 2016 19:29
        Посмотрю, видео по моему вышло не очень, большое поле боя было - далеко. Есть ещё фото, после боя. За неделю до этого было мероприятие - Последний Рубеж. Так там 4 танка ползало, беспилотник сверху снимал, в инете должно быть. Здорово было.
  3. kugelblitz 6 мая 2016 18:08
    Как чисто легкий пехотный тягач вышел бы отличным, даже лучше чем прототип.
  4. Атомщик 6 мая 2016 19:20
    Я тоже так и не понял как этой дурой можно с помощью рулевого колеса управлять, а гусеницами самое то.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня