Military Review

Remotely controlled blasting machine Sd.Kfz.304 Springer (Germany)

8
The remotely controlled machines Sd.Kfz.301 and Sd.Kfz.302 / 303 of the German design made it possible to solve the tasks set, however, they were not distinguished by high perfection. Various claims were made against them. For example, the larger and heavier carrier of the Sd.Kfz.301 explosive charge was relatively expensive to manufacture, and the compact and lightweight Sd.Kfz.302 / 303 apparatus was not distinguished by high combat survivability. However, remotely controlled blasting machines were still of interest to the customer, which led to the emergence of a new project. In 1944, the German industry started creating the Sonderkraftfahrzeug 304 machine.


The goal of the new project, the development of which was entrusted to NSU Motorenwerke, was to create a new blasting machine with direct control and remote control that would be simpler and cheaper than the existing Sd.Kfz.301, and would also surpass Sd.Kfz.302 / 303 with in terms of the weight of the transported charge. The new project received the official designations Mittlere Ladungsträger (“Medium charge carrier”) and Sd.Kfz.304. In addition, at a certain stage, the project received another name - Springer (“Jumper”).

Requirements regarding the cost and characteristics of the new technology led to the formation of an appropriate appearance. It was possible to provide an acceptable load capacity at a relatively low cost of production only through extensive use of existing components and assemblies. It was decided to build a new vehicle based on the half-track Sd.Kfz.2 motorcycle, also known as Kettenkrad HK 101. This sample was supposed to share with his new power plant, chassis and a number of other systems. At the same time, it was planned to develop some new parts necessary for combat work in a new capacity.

Remotely controlled blasting machine Sd.Kfz.304 Springer (Germany)
General view of Sd.Kfz. 304 Springer. Photo by Chamberlain P., Doyle H. "Complete German Reference tanks and self-propelled guns of World War II "


The largest new unit for the Springer was an armored corps. The original Kettenkrad units did not suit the authors of the new project, which is why it was proposed to mount a completely new building on the existing chassis. In addition, its need to some extent was due to the failure of the front wheel and the full transition to the tracked propulsion with the corresponding changes in control systems.

The Sd.Kfz.304 blasting machine was to be equipped with a case of complex polygonal shape formed by several armor plates. To protect against attacks from the front hemisphere, it was proposed to use front sheets with a thickness of 10 mm, the sides were made of 9-mm parts. The roof and the bottom should have a thickness of 8 mm.

The front part of the car received a characteristic shape formed by several oblique parts of different sizes. In the center of the hull a small horizontal section of the roof was envisaged. The stern of the roof, in turn, was inclined backwards. Boards were established vertically. A curious feature of the hull of the new machine was a collapsible cabin in the stern. To control the machine on the march should have been used built-in control station. To access it, it was necessary to lift and fasten in a sloping position three sheets, forming a small cabin with a wall thickness of 9 mm. When using the radio control department should be closed.

The layout of the blasting machine was based to some extent on the decisions of the base semi-tracked motorcycle. It was planned to install a blasting charge in front of the hull, with an engine and transmission located next to it. The feed was given under the control department with radio systems and a control post for the driver.


A prototype in camouflage coloring. Photo Aviarmor.net


The power plant and the transmission of the base chassis has not changed. It was still planned to use the Opel Olimpia gasoline engine with 37 horsepower. Through a mechanical transmission with a two-speed gearbox, the torque had to flow to the front-wheel drive wheels. Due to the absence of an additional front wheel, as on Sd.Kfz.2, the rotation was proposed to be carried out using a differential and other transmission units that change the speed of rotation of the driving wheels.

Tracked propulsion borrowed without modifications, whereas the front wheel completely abandoned. The chassis of the Jumper included six road wheels each with an individual suspension arranged in a staggered pattern. With considerable excess over basic rollers driving wheels were established. The stern guide wheels, in turn, were raised slightly above the support surface. A small-track caterpillar with steel tracks of single-ridge construction was used.

In front of the hull mounts were provided for the transport of blasting charge. A special container contained 330 kg of explosive and a suitable design fuse. According to some reports, the Sd.Kfz.304 machine, like its predecessor Sd.Kfz.301, was supposed to deliver a charge to the target, drop it and return to the operator. According to other sources, the charge was detonated without prior discharge.

In the basic configuration, the subversive machine was to be equipped with two control systems. On the march, it was proposed to use the usual mechanical controls installed in the aft of the hull, in place of the driver. Directly during the delivery of the charge to the target, the radio control system of the type KE6 mit ULE6 should have been applied. With the help of a separate remote driver-operator could control the movement of the machine, as well as perform the discharge of a subversive charge.


Rear view of the wheelhouse with the driver's workplace. Photo by Achtungpanzer.com


The total length of the blasting machine was 3,17 m, width 1,43 m, height - 1,45 m. The combat weight was determined at the level of 2,4 t. Relatively high specific power (about 15,5 hp per ton) made it possible to reach speeds up to 42 km / h. Fuel tanks provided up to 200 km without refueling.

It was assumed that the machine Sd.Kfz.304 will act as follows. Under the control of the driver, located in the aft hull, she had to get to the place of combat work. After that, it was necessary to prepare all the necessary units, first of all, the radio control and the fuse, which made it possible to proceed with the attack. The driver’s task was to bring the car to the line of sight with a view, after which he had to leave his seat and lay down the cutting elements, turning them into the roof of the hull. Then control was exercised with the help of radio commands. With the help of a special console, the car was required to lead to the target and drop the charge, or to blow it up without resetting. In the first case, the car running on the radio had to return to the driver.

By the fall of 1944, the company-developer completed the design and began to build an experimental blasting machine. During the tests, the prototype of the new technology showed good mobility indicators, and also demonstrated acceptable controllability from both the built-in post and the remote system. The characteristics shown proved the fundamental possibility of using Sd.Kfz.304 Springer in a real battlefield for the destruction of enemy fortifications or armored vehicles.

However, it was not without flaws. Taking into account the operating experience of blasting machines of existing models, there were claims to booking a new sample. Its maximum protection was 10-mm armor plates mounted at different angles to the vertical. This made it possible to protect the driver and the car’s aggregates from some small weapons and light fragments, but more serious systems with enhanced characteristics could hit the equipment without any problems. Due to the presence of a large destructive charge, the probability of the survival of a vehicle when firing from a large-caliber gun or using artillery was extremely small.


Placement of the driver in the car. Photo of Chamberlain P., Doyle H. "Complete reference book of German tanks and self-propelled guns of the Second World War"


Despite fair claims, the Mittlere Ladungsträger Sonderkraftfahrzeug 304 Springer subversive machine was recommended for use. Already in October, 1944, the firm NSU Motorenwerke began the serial assembly of such equipment. Serial construction of blasting machines to a certain extent facilitated by a high degree of unification with the existing half-track motorcycle. As a result, the company quickly enough could reach a relatively high pace of construction and fulfill the order. Production of machines Sd.Kfz.304 lasted until January (according to other data, until February) 1945. During this time, according to different sources, they managed to collect and transfer to the customer from 50 to 90 machines with radio control.

Even at the testing stage, it was found that the new blasting machine, despite the heavy and effective charge, is characterized by its large size and insufficient protection. These design features, combined with other problems characteristic of remotely controlled vehicles of the time, could lead to a serious reduction in combat effectiveness compared to the expected one. In fact, the military began to doubt the use of the Jumpers for their intended purpose and demanded that a new tactical role be found that the existing design problems would not interfere with.

Attempts to make on the basis of Sd.Kfz.304 a new assignment machine encountered some difficulties. The charge carrier was too large for a remotely controlled subversive machine, but it was not large enough to install any weapons or special equipment. Such features of the machine seriously hampered the design refinement with the development of new specialization.

According to reports, it was first proposed to equip the finished chassis with a recoilless 105 mm caliber gun and the necessary additional equipment. However, a suitable weapon was too powerful and could damage the design of the carrier. From the proposal to use Sd.Kfz.304 as a base for self-propelled artillery self-propelled guns.


Prototype blasting during testing. Photo Aviarmor.net


After the failure to install the gun, it was decided not to use any heavy and large additional units. There was a proposal to remake the existing equipment into light observation vehicles for artillery. In this case, it was possible to find use for existing machines, as well as to dispense with major design modifications with corresponding difficulties. According to reports, when converting to a surveillance machine, Springer lost his radio control, but received some monitoring devices.

There is information about sending a number of Sd.Kfz.304 vehicles as mobile observation posts to the artillery units of the German army. This technique was transferred to the troops rather late and in small quantities. As a result, the new machines did not have a noticeable effect on the course of the battles. Moreover, information about their combat use is missing. It can be assumed that the observation vehicles did not even have time to take part in the battles and help artillery to search for targets.

The Mittlere Ladungsträger Sd.Kfz.304 Springer subversive machine was the last such development of Hitler's Germany, which managed to reach mass production. From the end of the thirties to the end of World War II in Europe, German specialists were engaged in the creation of remotely controlled special equipment and even achieved some success in this area. However, in practice, the new technique very rarely demonstrated its full potential set by the project. Despite all the efforts, remotely controlled vehicles of all serial types were used limitedly and, naturally, could not help Germany avoid defeat.


Based on:
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://tehnikapobedy.ru/
Chamberlain P., Doyle H. Complete reference book of German tanks and self-propelled guns of the Second World War. - M .: AST: Astrel, 2008.
Author:
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. itr
    itr 6 May 2016 05: 54
    +1
    The Japanese did easier to take the kamikaze into the army!
    1. alpamys
      alpamys 6 May 2016 11: 50
      0
      Quote: itr
      The Japanese did easier to take the kamikaze into the army!

      Germans also had
      1. Atomist
        Atomist 6 May 2016 19: 37
        +1
        Explain. Honestly, I haven’t read anywhere about the use by German troops of means and methods of warfare that would rule out the survival of a soldier. He always had a ghostly chance, that in guided torpedoes, in interceptors, etc. The Japanese, on the other hand, were 100% dead.
  2. Atomist
    Atomist 6 May 2016 09: 03
    +1
    Good unit. Reconstruction 02.05.16/XNUMX/XNUMX. The capture of the Zeelov Heights. Leningrad, the village of Maryino.
    1. alpamys
      alpamys 6 May 2016 11: 49
      0
      Quote: Atomic
      Good unit. Reconstruction 02.05.16/XNUMX/XNUMX. The capture of the Zeelov Heights. Leningrad, the village of Maryino.

      Is there a video of this event?
      1. Atomist
        Atomist 6 May 2016 19: 29
        0
        I’ll look, the video didn’t work out in my opinion, the large battlefield was far away. There is still a photo after the battle. A week before this was the event - The Last Frontier. So there were 4 tanks crawling, the drone was shooting from above, it should be on the internet. It was great.
  3. kugelblitz
    kugelblitz 6 May 2016 18: 08
    0
    How a purely light infantry tractor would be excellent, even better than a prototype.
  4. Atomist
    Atomist 6 May 2016 19: 20
    0
    I also did not understand how this fool can be controlled with the help of a steering wheel, but the track is the one.

Дистанционно управляемая подрывная машина Sd.Kfz.304 Springer (Германия)

Дистанционно управляемые машины Sd.Kfz.301 и Sd.Kfz.302/303 немецкой разработки позволяли решать поставленные задачи, однако не отличались высоким совершенством. К ним предъявлялись различные претензии, связанные с теми или иными особенностями. К примеру, более крупный и тяжелый носитель подрывного заряда Sd.Kfz.301 был сравнительно дорог в производстве, а компактный и легкий аппарат Sd.Kfz.302/303 не отличался высокой боевой живучестью. Тем не менее, дистанционно управляемые подрывные машины все еще представляли интерес для заказчика, что привело к появлению нового проекта. В 1944 году немецкая промышленность занялась созданием машины Sonderkraftfahrzeug 304.

Целью нового проекта, разработка которого была поручена фирме NSU Motorenwerke, было создание новой подрывной машины с возможностью непосредственного управления и дистанционного контроля, которая была бы проще и дешевле существующей Sd.Kfz.301, а также превосходила бы Sd.Kfz.302/303 с точки зрения веса перевозимого заряда. Новый проект получил официальные обозначения Mittlere Ladungsträger («Средний носитель заряда») и Sd.Kfz.304. Кроме того, на определенном этапе проект получил еще одно имя – Springer («Прыгун»).

Требования, касавшиеся стоимости и характеристик новой техники привели к формированию соответствующего облика. Обеспечить приемлемую грузоподъемность при сравнительно малой стоимости производства можно было только путем широкого использования существующих узлов и агрегатов. Было решено строить новую технику на базе полугусеничного мотоцикла Sd.Kfz.2, также известного под названием Kettenkrad HK 101. Этот образец должен был поделиться с новым своей силовой установкой, ходовой частью и рядом других систем. Одновременно с этим предусматривалась разработка некоторых новых деталей, необходимых для боевой работы в новом качестве.


Дистанционно управляемая подрывная машина Sd.Kfz.304 Springer (Германия)
Общий вид Sd.Kfz.304 Springer. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


Самым крупным новым агрегатом для машины Springer стал броневой корпус. Исходные агрегаты «Кеттенкрада» не устроили авторов нового проекта, из-за чего на имеющемся шасси предлагалось монтировать совершенно новый корпус. Кроме того, его необходимость в некоторой мере была обусловлена отказом от переднего колеса и полным переходом на гусеничный движитель с соответствующими изменениями систем управления.

Подрывная машина Sd.Kfz.304 должна была комплектоваться корпусом сложной многоугольной формы, образованной несколькими броневыми листами. Для защиты от атак из передней полусферы предлагалось использовать лобовые листы толщиной 10 мм, борта выполнялись из 9-мм деталей. Крыша и днище должны были иметь толщину 8 мм.

Лобовая часть машины получила характерную форму, образованную несколькими наклонными деталями разного размера. В центре корпуса предусматривался небольшой горизонтальный участок крыши. Кормовая часть крыши, в свою очередь, располагалась с наклоном назад. Борта устанавливались вертикально. Любопытной особенностью корпуса новой машины была складная рубка в корме. Для управления машиной на марше должен был использоваться встроенный пост управления. Для доступа к нему следовало поднять и закрепить в наклонном положении три листа, образовывавшие небольшую рубку с толщиной стенок 9 мм. При использовании радиоуправления отделение управления следовало закрывать.

Компоновка подрывной машины в некоторой мере основывалась на решениях базового полугусеничного мотоцикла. В передней части корпуса планировалось устанавливать подрывной заряд, рядом с ним размещались двигатель и трансмиссия. Корма отдавалась под отделение управления с радиосистемами и постом управления для механика-водителя.

Дистанционно управляемая подрывная машина Sd.Kfz.304 Springer (Германия)
Прототип в камуфляжной окраске. Фото Aviarmor.net


Силовая установка и трансмиссия базового шасси не претерпела никаких изменений. По-прежнему планировалось использовать бензиновый двигатель Opel Olimpia мощностью 37 л.с. Через механическую трансмиссию с двухскоростной коробкой передач крутящий момент должен был поступать на ведущие колеса переднего расположения. Ввиду отсутствия дополнительного переднего колеса, как на Sd.Kfz.2, поворот предлагалось осуществлять при помощи дифференциала и других агрегатов трансмиссии, меняющих скорость вращения ведущих колес.

Гусеничный движитель заимствовался без доработок, тогда как от переднего колеса полностью отказались. Ходовая часть «Прыгуна» включала в себя по шесть опорных катков с индивидуальной подвеской, расположенных в шахматном порядке. Со значительным превышением над опорными катками устанавливались ведущие колеса. Кормовые направляющие колеса, в свою очередь, были подняты над опорной поверхностью незначительно. Применялась мелкозвенчатая гусеница со стальными траками одногребневой конструкции.

В передней части корпуса предусматривались крепления для перевозки подрывного заряда. В специальном контейнере помещалось 330 кг взрывчатого вещества и взрыватель подходящей конструкции. По некоторым данным, машина Sd.Kfz.304, как и ее предшественник Sd.Kfz.301, должна была доставлять к цели заряд, сбрасывать его и возвращаться к оператору. Согласно иным источникам, применялся подрыв заряда без предварительного сброса.

В базовой конфигурации подрывная машина должна была оснащаться двумя системами управления. На марше предлагалось использовать обычные механические органы управления, установленные в кормовой части корпуса, на месте механика-водителя. Непосредственно во время доставки заряда к цели следовало применять систему радиоуправления типа KE6 mit ULE6. При помощи отдельного пульта водитель-оператор мог управлять движением машины, а также выполнять сброс подрывного заряда.

Дистанционно управляемая подрывная машина Sd.Kfz.304 Springer (Германия)
Вид сзади на рубку с рабочим местом водителя. Фото Achtungpanzer.com


Общая длина новой подрывной машины составляла 3,17 м, ширина 1,43 м, высота – 1,45 м. Боевая масса определялась на уровне 2,4 т. Сравнительно высокая удельная мощность (порядка 15,5 л.с. на тонну) позволяла развивать скорость до 42 км/ч. Топливные баки обеспечивали до 200 км пути без дозаправки.

Предполагалось, что машина Sd.Kfz.304 будет действовать следующим образом. Под управлением водителя, находящегося в кормовой части корпуса, она должна была добираться до места боевой работы. После этого следовало готовить все необходимые агрегаты, прежде всего радиоуправление и взрыватель, что позволяло приступить к атаке. Задачей водителя было выведение машины на дистанцию прямой видимости с целью, после чего он должен был покинуть свое место и сложить элементы рубки, превратив их в крышу корпуса. Затем управление осуществлялось при помощи команд по радио. С помощью специального пульта машину требовалось подвести к цели и сбросить заряд, либо взорвать его без сброса. В первом случае машина под управлением по радио должна была вернуться к водителю.

К осени 1944 года фирма-разработчик завершила проектирование и приступила к сборке опытной подрывной машины. В ходе испытаний прототип новой техники показал неплохие показатели подвижности, а также продемонстрировал приемлемую управляемость как со встроенного поста, так и при помощи дистанционной системы. Показанные характеристики доказывали принципиальную возможность применения Sd.Kfz.304 Springer в условиях реального боя для уничтожения укреплений или бронетехники противника.

Тем не менее, не обошлось без недостатков. С учетом опыта эксплуатации подрывных машин существующих моделей высказывались претензии к бронированию нового образца. Максимальная его защита представляла собой 10-мм броневые листы, установленные под разными углами к вертикали. Это позволяло защитить водителя и агрегаты машины от некоторого стрелкового оружия и легких осколков, но более серьезные системы с повышенными характеристиками могли без особых проблем поразить технику. По причине наличия большого подрывного заряда вероятность выживания машины при обстреле из крупнокалиберного орудия или с применением артиллерии была крайне малой.

Дистанционно управляемая подрывная машина Sd.Kfz.304 Springer (Германия)
Размещение водителя в машине. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


Несмотря на справедливые претензии, подрывная машина Mittlere Ladungsträger Sonderkraftfahrzeug 304 Springer была рекомендована к принятию на вооружение. Уже в октябре 1944 года фирма NSU Motorenwerke начала серийную сборку такой техники. Серийное строительство подрывных машин в определенной мере облегчалось высокой степенью унификации с существующим полугусеничным мотоциклом. Как следствие, предприятие достаточно быстро смогло выйти на сравнительно высокие темпы строительства и выполнить заказ. Производство машин Sd.Kfz.304 продолжалось до января (по другим данным, до февраля) 1945 года. За это время, согласно разным источникам, успели собрать и передать заказчику от 50 до 90 машин с радиоуправлением.

Еще на стадии испытаний было установлено, что новая подрывная машина, несмотря на тяжелый и эффективный заряд, отличается большими размерами и недостаточной защитой. Эти особенности конструкции в сочетании с другими проблемами, характерными для дистанционно управляемой техники того времени, могли привести к серьезному сокращению боевой эффективности в сравнении с ожидаемой. Фактически военные стали сомневаться в возможности применения «Прыгунов» по прямому назначению и потребовали найти новую тактическую роль, которой не мешали бы имеющиеся проблемы конструкции.

Попытки сделать на базе Sd.Kfz.304 машину нового назначения столкнулись с некоторыми затруднениями. Носитель заряда был слишком крупным для дистанционно управляемой подрывной машины, но при этом оказывался недостаточно большим для установки какого-либо оружия или специального оборудования. Такие особенности машины серьезно затрудняли доработку конструкции с освоением новой специализации.

По имеющимся данным, сначала было предложено оснастить готовое шасси безоткатным орудием калибра 105 мм и необходимым дополнительным оборудованием. Тем не менее, подходящее оружие было слишком мощным и могло повредить конструкцию носителя. От предложения об использовании Sd.Kfz.304 в качестве базы для артиллерийской самоходки отказались.

Дистанционно управляемая подрывная машина Sd.Kfz.304 Springer (Германия)
Прототип подрывной машины во время испытаний. Фото Aviarmor.net


После неудачи с установкой орудия было решено не использовать какие-либо тяжелые и крупные дополнительные агрегаты. Появилось предложение о переделке существующей техники в легкие машины наблюдения для артиллерии. В таком случае появлялась возможность найти применение имеющимся машинам, а также обойтись без серьезных доработок конструкции с соответствующими трудностями. По имеющимся данным, при переделке в машину наблюдения Springer лишался радиоуправления, но получал некоторые приборы для наблюдения.

Имеются сведения об отправке некоторого количества машин Sd.Kfz.304 в качестве подвижных наблюдательных пунктов в артиллерийские подразделения немецкой армии. Эту технику передали войскам достаточно поздно и в небольших количествах. Как следствие, заметного влияния на ход боев новые машины не оказали. Более того, сведения об их боевом применении отсутствуют. Можно предположить, что машины наблюдения даже не успели принять участие в сражениях и помочь артиллерии с поиском целей.

Подрывная машина Mittlere Ladungsträger Sd.Kfz.304 Springer стала последней подобной разработкой гитлеровской Германии, которой удалось дойти до серийного производства. С конца тридцатых годов и до конца Второй мировой в Европе немецкие специалисты занимались созданием дистанционно управляемой специальной техники и даже достигли определенных успехов в этой области. Тем не менее, на практике новая техника весьма редко демонстрировала весь свой потенциал, заложенный проектом. Несмотря на все усилия, дистанционно управляемые машины всех серийных типов использовались ограничено и, естественно, не смогли помочь Германии избежать поражения.


По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://tehnikapobedy.ru/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. itr 6 мая 2016 05:54
    Японцы поступили проще взяли в армию камикадзе !
    itr
    1. алпамыс 6 мая 2016 11:50
      Цитата: itr
      Японцы поступили проще взяли в армию камикадзе !

      у немцев тоже были
      1. Атомщик 6 мая 2016 19:37
        Поясните. Честно говоря, нигде не читал об использовании немецкими войсками средств и приёмов ведения войны, которые исключали бы выживание солдата. Призрачный шанс он всегда был, что в управляемых торпедах, что в перехватчиках и т. д. Японцы же шли на 100% смерть.
  2. Атомщик 6 мая 2016 09:03
    Хороший агрегат. Реконструкция 02.05.16. Взятие Зееловских высот. Ленинград, деревня Марьино.
    1. алпамыс 6 мая 2016 11:49
      Цитата: Атомщик
      Хороший агрегат. Реконструкция 02.05.16. Взятие Зееловских высот. Ленинград, деревня Марьино.

      а видео есть этого мероприятия?
      1. Атомщик 6 мая 2016 19:29
        Посмотрю, видео по моему вышло не очень, большое поле боя было - далеко. Есть ещё фото, после боя. За неделю до этого было мероприятие - Последний Рубеж. Так там 4 танка ползало, беспилотник сверху снимал, в инете должно быть. Здорово было.
  3. kugelblitz 6 мая 2016 18:08
    Как чисто легкий пехотный тягач вышел бы отличным, даже лучше чем прототип.
  4. Атомщик 6 мая 2016 19:20
    Я тоже так и не понял как этой дурой можно с помощью рулевого колеса управлять, а гусеницами самое то.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня