Всё по-домашнему: Турция стремится к независимой военной промышленности

Всё по-домашнему: Турция стремится к независимой военной промышленности

Внутри машины Pars 6x6 РХБ разведки

Амбициозные планы Турции по снижению зависимости от иностранных поставщиков и созданию независимой оборонной промышленности, судя по всему, выполняются.

Намерение ряда стран модернизировать свои вооруженные силы, создать местные промышленные мощности и получить новое и модернизированное вооружение требует изрядного напряжения сил.


Затраты на создание целой отрасли промышленности, получение опыта проектирования и производства и дальнейшее накопление военных знаний о том, как правильно использовать новое вооружение и технологии, являются чрезмерно высокими и, кроме того, этот процесс может занять несколько десятилетий.

Руководство многих стран стремится сократить свою зависимость от западного или российского оружия и потратить как можно больше денег, выделяемых на оборону, внутри страны, но зачастую успехи здесь весьма средние, несмотря на огромные средства, потраченные впустую. Впрочем, есть несколько успешных примеров – Китай, ОАЭ и Бразилия, которые успешны по разным причинам.

Но Турция среди таких стран выделяется особо. Начиная с середины 80-х годов, она неутомимо привлекала передовые технологии в страну и, как следствие, к 2011 году достигла того, что 54% военной продукции производилось внутри страны. Но главное состоит в том, что Анкара желает расходовать средства на программы закупок вооружений, которые обеспечат развитие технологий, поддержат бизнес и не позволят ему зачахнуть. В соответствии с текущими планами затраты на оборону до 2023 года составят 70 миллиардов долларов.

Всё по-домашнему: Турция стремится к независимой военной промышленности
Всё по-домашнему: Турция стремится к независимой военной промышленности

Новый вариант Arma 8x8 разведки РХБ участвует в конкурсе по турецкой специальной машине Special Purpose Vehicle

Наземный сектор

В наземном секторе основные усилия направлены на транспортные средства, здесь турецкая армия реализует амбициозные проекты для того, чтобы стать самодостаточной в сфере бронированной мобильности. Это касается разработки танков, боевых машин пехоты, семейств БТР и специализированных машин, где существует здоровая конкуренция между двумя основными местными производителями: FNSS и Otokar.

Самой трудной задачей считается разработка нового основного боевого танка (ОБТ), но с этой задачей страна справилась. Компанией Otokar был разработан окончательный вариант прототипа танка Altay, квалификационные испытания которого находятся на финальной стадии. Полностью работоспособный прототип, известный под обозначением PV2, был показан на последней выставке IDEF в Стамбуле; это одна из двух (вторая имеет обозначение PV1) машин, изготовленных в конце 2014 года.

Ранее были изготовлены два первых прототипа, но они использовались для проведения предварительных ходовых и огневых испытаний проходивших на полигоне Şereflikoсhisar. Руководитель по системам танка в компании Otokar Огуз Кибароглу (Oguz Kibaroglu) сказал, что по программе турецкой армии и Управления оборонных закупок (SSM) PV1 пройдет ходовые и ресурсные испытания, а прототип PV2 пройдет огневые квалификационные испытания.

Всё по-домашнему: Турция стремится к независимой военной промышленности
Всё по-домашнему: Турция стремится к независимой военной промышленности

Турецкий ОБТ Altay на выставке IDEF

SSM выбрало компанию Otokar в качестве подрядчика на разработку танка Altay в марте 2007 года, а в июле 2008 года выдало контракт стоимостью 500 миллионов долларов на Этап I проектирования, разработки, испытаний и квалификации. По данным управления SSM, Этап I, начавшийся в январе 2009 года и длившийся 18 месяцев, состоял из трех стадий, на которых выполнялся анализ и предварительное проектирование.

Он добавил, что на Этапе II, который завершился в конце ноября, велось детальное проектирование и изготовление первых двух экспериментальных мобильных стендов для ходовых и огневых испытаний. Разработка этих двух машин закончилась изготовлением опытных образцов PV1 и PV2.

В настоящее время программа находится на Этапе III. Представитель компании сообщил, что после постройки эти две машины «на данный момент проходят комплексные квалификационные испытания с участием турецкой армии. В соответствии с контрактом на серийное производство первая партия серийных машин будет состоять из 250 танков, а производство, как ожидается, начнется в 2018 году».

Замена ОБТ

На первых порах ОБТ Altay заменит нынешние танки M48 и M60, не прошедшие модернизацию, затем будут заменяться модернизированные M60 и, в конечном счете, он придет на смену танкам Leopard A4, купленным у Германии.

Основным вооружением является 120-мм гладкоствольная пушка ручного заряжания L55 производства местной компании MKEK, компания Aselsan поставит систему управления огнем (СУО) и систему управления боем, а Roketsan поставит комплект бронирования.

СУО разработки Aselsan, в состав которой входят лазерные дальномеры и дневные/ночные прицелы стрелка-наводчика и командира, предлагает ударно-поисковые возможности и обеспечивает высокую вероятность попадания с первого выстрела.

Танк оборудован системой предупреждения о лазерном облучении, системой управления боем, системой распознавания «свой-чужой» и системой всеракурсного обзора на 360°, в которую входят передняя и задняя камера водителя. Также на танке установлены 16 пусковых установок дымовых гранат.

На танке Altay установлен силовой блок Euro V12 мощностью 1500 л.с., трансмиссия с пятью передними и тремя задними передачами, а также система охлаждения. Этот силовой блок позволяет развить скорость до 65 км/ч.

Экипаж танка составляет четыре человека, а дистанционно управляемый боевой модуль (ДУБМ) на крыше башни может принять либо 7,62-мм либо 12,7-мм пулемет. В ДУБМ также установлены лазерный дальномер и дневные/ночные прицелы.

Компоненты повышения живучести включают комплект пассивного бронирования на корпусе и башне, дополнительную композиционную броню и блоки динамической защиты для защиты от кумулятивных и бронебойных угроз. Также имеется противоминная защита, система жизнеобеспечения, вспомогательная силовая установка и система предупреждения о лазерном облучении.

Боевые машины

Еще одна крупная программа по разработке наземной машины получила обозначение WCV (Weapon Carrying Vehicle – транспортер вооружения). Она также известна как проект TWAWC (Tactical Wheeled Armoured Weapon Carrier – тактическая колесная бронированная платформа вооружения) или программа Anti-Tank.

По данным SSM, существует потребность в 184 гусеничных и 76 колесных машинах, то есть в общей сложности 260 платформах. Это значительно меньше, чем первоначально предполагалось получить по оригинальному проекту TWAWC, по которому предусматривалась закупка 1075 машин.

Двумя претендентами на эту программу являются компании FNSS и Otokar и обе представили свои проекты на рассмотрение. В своей роли истребителя танков машина должна нести на борту противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) и по сообщениям Управление SSM уже выбрало российский комплекс Корнет-E и турецкий Mizrak-O от Roketsan для установки на машину, хотя управление этого не подтверждает. Mizrak-O – это ПТУР средней дальности с инфракрасной головкой самонаведения с тандемной боевой частью и дальностью действия 4 км.

На выставке IDEF 2015 компания Otokar показала новый вариант гусеничной бронированной машины из своего семейства Tulpar, названный Tulpar-S. На нем был установлен новый ДУБМ от компании Aselsan, вооруженный четырьмя ПТУР Корнет и пулеметом.

Всё по-домашнему: Турция стремится к независимой военной промышленности
Всё по-домашнему: Турция стремится к независимой военной промышленности

Новая платформа Tulpar-S компании Otokar

Tulpar-S имеет ширину 2,9 метра, длину 5,7 метра и уровень бронирования, соответствующий STANAG Level 4. Машина, доступная в разных вариантах, включая БМП и БТР, может принять различные системы вооружения. На машине установлен двигатель мощностью 375 л.с. позволяющий развить скорость до 70 км/ч. Также установлена система защиты от ОМП, энергопоглощающие сиденья, а также тепловизионные и телекамеры для водителя.

Всё по-домашнему: Турция стремится к независимой военной промышленности

Pars 4x4 на выставке IDEF 2015. Компания FNSS предлагает эту платформу в качестве базы для программы Weapon Carrying Vehicle

Колеса и гусеницы

Компания FNSS подала свою заявку на две системы: колесный противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) и гусеничный ПТРК. В компании говорят, что ведется разработка тактико-технических характеристик и технико-экономического обоснования для обоих вариантов. Обе платформы разрабатываются с нуля, как гусеничная, так и колесная 4x4.

Колесный претендент представляет собой экспериментальный вариант в конфигурации 4x4 из семейства Pars 6x6 и 8x8; впервые он был показан на выставке IDEF в 2015 году. В турецких вооруженных силах плавающий бронеавтомобиль будет служить в нескольких вариантах: противотанковая установка, оперативного управления и разведывательный.

На этой выставке представитель компании FNSS сказал, что эксплуатационные испытания пройдут в 2016 году. Представленный автомобиль, в котором может разместиться 5 человек, был в варианте оперативного управления с установленным ДУБМ SARP компании Aselsan с 12,7-мм пулеметом.

Бронеавтомобиль Pars 4x4 имеет длину около 5 метров, ширину 2,5 метра и высоту 1,9 метра по крышу корпуса. В нем установлены тепловизионные и дневные камеры с широким полем зрения, которые значительно повышают уровень владения обстановкой в дневное и ночное время суток.

Машина также доступна в варианте ПТРК, который будет соответствовать требованиям проекта WCV, предусматривающим на него установку ДУБМ и ПТУР. В варианте тактического автомобиля он может быть оборудован обитаемой башней с 7,62-мм, 12,7-мм пулеметом или 40-мм автоматическим гранатометом.

Полный привод 4x4 может переключаться в режим 4x2 для движения по дорогам, где машина может развить скорость до 120 км/ч; она без подготовки преодолевает водные преграды, развивая на воде скорость 8 км/ч при помощи двух гребных винтов.

Представитель компании также добавил, что большая часть подсистем может быть изменена в зависимости от выдвигаемых требований.

Детальные характеристики проекта WCV были опубликованы в 2014 году и в декабре этого же года компании Otokar и FNSS представили свои ответы на запрос информации. Проект WCV должен был быть одобрен в конце 2015 года, но по неподтвержденным данным, выполнение программы по новой колесной машине поручено фирме FNSS, с которой в настоящее время ведется обсуждение условий контракта. Стоит заметить, что заявки ни на гусеничный вариант от FNSS, ни на колесный вариант от Otokar в рамках проекта WCV не были опубликованы.

Специальные задачи

Кроме программы WCV в Турции реализуется еще один крупный проект по разработке специализированной машины SPV (Special Purpose Vehicle). В Управлении SSM подтвердили, что до сих пор существует потребность в 428 тактических колесных машинах, которые могут быть поделены на 121 командирскую машину, 217 машин наблюдения, 30 радаров и 60 машин РХБ-разведки.

Впрочем, в начале 2015 года речь шла о 472 машинах, поскольку тогда предполагалось закупить не 30, а 74 мобильных радара. Санитарный вариант также был в прежних планах, но, скорее всего, ему не суждено появиться на белый свет.

Представитель SSM на вопрос о каком-нибудь прогрессе по этой программе сказал, что «пока идет процесс оценки». Машины, поставляемые в соответствии с вышеуказанными потребностями, как ожидается, будут в вариантах 6x6 и 8x8 и здесь компании FNSS и Otokar со своими предложениями скрестят мечи во второй раз.

Можно заметить, что 60 машин разведки ОМП из общего количества 428 штук может показаться слишком высокой цифрой, но это, по всей видимости, связано с химической атакой, проведенной в пригороде Дамаска в 2013 году (много здесь неясного, стороны обвиняют друг друга). Требование по проекту SPV появилось еще в 2010-2011 годы, но реально начало воплощаться в жизнь только во второй половине 2014 года. Решение по программе ожидается не ранее конца 2016 года, а может даже и позже.

Машина РХБ-разведки

Компания FNSS разработала новый вариант РХБ-разведки своей бронированной машины Pars 6x6 специально для выполнения подобных задач. Впервые она была показана на выставке IDEX, прошедшей в Абу-Даби в начале 2016 года. Тогда компания заявила, что это первая машина разведки ОМП (оружие массового поражения), разработанная и изготовленная в Турции, и что будет выпущено 60 машин в рамках программы SPV.

Всё по-домашнему: Турция стремится к независимой военной промышленности

Машина Pars 6x6 в варианте РХБ-разведки

Разработка до сих пор продолжается, прежде чем будет выдан контракт на полномасштабное производство, ожидается ряд предсерийных контрактов на изготовление и доводку большего количества опытных машин для проведения испытаний. Остановимся поподробнее на этой машине.

Машина разведки РХБ-разведки или разведки ОМП имеет возможности по обнаружению и идентификации отравляющих боевых веществ и токсичных промышленных веществ (включая возможность удаленного обнаружения), определению излучения и обнаружению и идентификации биологических веществ.

Система коллективной защиты от ОМП, установленная в машине PARS 6x6, создает внутри избыточное давление, а также имеет респираторы с принудительной подачей воздуха. Система коллективной защиты соответствует стандарту НАТО AEP-54.

Машина также оборудована стабилизированным дистанционно управляемым боевым модулем, в который в соответствии с требованиями заказчика могут устанавливаться 40-мм автоматический гранатомет, 12,7-мм или 7,62-мм пулемет.

В машине размещается разведывательная группа из четырех человек, включая водителя, командира машины/группы и двух операторов-химиков. В машину PARS 6x6 было установлено дополнительное сиденье с целью повышения эксплуатационных возможностей и оперативности экипажа, в частности, при отборе и обработке биологических и химических образцов для дальнейшего анализа. Машина разведки ОМП от компании FNSS может также базироваться на машине PARS 8х8, в которой можно при необходимости разместить увеличенную по составу группу и больше оборудования.

Химическое обнаружение и идентификация: PARS 6x6 оборудована тремя блоками химической разведки для постоянного контроля наличия химических и токсичных материалов снаружи и внутри машины. Также установлено дополнительное устройство, которое используется для дальнейшей идентификации твердых и жидких проб в перчаточном боксе машины. При необходимости это устройство может также сниматься с машины для выполнения спешенных операций.

Машина оборудована устройством дистанционного обнаружения, оно использует лазерную технологию и может определять состав веществ на дистанции до 5 км. Также в машине PARS 6x6 установлены газовый хроматограф и масс-спектрометр для дополнительного детального химического анализа набора проб. При необходимости эти устройства доступны для спешенных операций.

Биологическое обнаружение и идентификация: Машина разведки ОМП PARS 6x6 может вести постоянную разведку биологических веществ. При обнаружении потенциального биологическое вещество берется вспомогательная проба для дополнительного анализа, а отбор проб и анализ выполняются внутри встроенного перчаточного бокса, который предназначен для обеспечения безопасности оператора. Благодаря встроенной конструкции перчаточного бокса в него можно поместить сразу несколько проб грунта посредством устройства взятия проб для дальнейшего анализа и идентификации.

Радиологическое и ядерное обнаружение: с целью предупреждения экипажа о направлении и уровне любой радиационной опасности внутри машины установлены детекторы гамма-излучения. Машина PARS 6x6 также оборудована детектором внутреннего излучения и индивидуальными дозиметрами экипажа для защиты личного состава и мониторинга мощности дозы.

Ручной отбор проб и маркировка зоны заражения: PARS 6x6 имеет на борту систему отбора проб, которая непрерывно ведет обнаружение в движении и предоставляет дополнительные анализы проб. Пробы грунта могут быть взяты оператором безопасно изнутри машины и сохранены снаружи машины до дальнейшей транспортировки и лабораторного анализа.

Интегрированная система маркировки зон, имеющаяся в разведывательной машине PARS 6x6, позволяет оператору отмечать любую идентифицированную зараженную зону, не покидая машины. Маркирующие флажки стандарт НАТО устанавливаются из машины с помощью блокирующейся системы доставки, которая постоянно поддерживает избыточное давление и безопасность экипажа.

Центральный блок обработки и специализированное программное обеспечение: Устройства обнаружения ОМП, интегрированные в машину PARS 6x6, работают на программе предупреждения об ОМП, которая обеспечивает экипаж своевременными сигналами предупреждения и информацией о любой потенциальной угрозе ОМП. Информация собирается, обрабатывается вместе данными, полученными от метеорологического датчика и станции GPS, и передается через бортовую коммуникационную систему в формате ATP 45.

Ответ компании Otokar

В ответ на происки своего конкурента пару месяцев спустя на выставке IDEF 2015 компания Otokar показала собственную машину разведки ОМП Arma CBRN.

Представитель компании Otokar сообщил, что модифицированный вариант машины Arma 8x8 был разработан с целью удовлетворения требований турецкой армии, в которых эта машина описана так: «плавающая, имеющая комплект датчиков для ведения химической и радиационной разведки, способная выполнять дистанционное обнаружение и автоматический забор проб».

В компании заявили, что ее вариант SPV CBRN также является первой машиной подобного назначения, разработанной местной промышленностью (получив опыт производства варианта Cobra 4x4 для Словении в 2008 году, компания в 2011 году создала свою разведывательную машину Arma 6x6).

Прототип в колесной конфигурации 8x8 имеет экипаж шесть человек, в нем установлена система дистанционного обнаружения с инфракрасным детектором на выдвижной руке-манипуляторе, имеющей большой вылет. В корме машины установлено колесо для забора проб и система фильтрации.

На крыше представленного образца был установлен ДУБМ Keskin для самозащиты, там же на крыше установлен метеорологический датчик, который не только замеряет скорость ветра, но может прогнозировать распространение загрязнения через различные интервалы времени. Также в корме имеется ручная система маркировки, с помощью которой можно расставлять различные индикаторы, например флажки, для обозначения маршрутов и предупреждения остальных подразделений.

В компании Otokar сообщили о разработке своего собственного программного обеспечения РХБ-разведки, которое будет интегрировано с различными датчиками и сенсорами. Коммуникационное оборудование в машине соответствует стандартам ATP 45, соответственно это позволяет обмениваться информацией с другими платформами НАТО.

Турция имеет потребность в детекторах различного излучения (альфа, бета, гамма, нейтронное), а подобные возможности обеспечиваются разными комплектами оборудования, так как единого детектора пока не существует.

К сожалению, требуемая функциональность не раскрывается, поэтому пока не ясно как турецкая армия хочет использовать эти машины (например, количество подразделений оснащенные системами химического анализа HAPSITE), и, следовательно, невозможно определить состав комплектов оборудования.

Всё по-домашнему: Турция стремится к независимой военной промышленности

Устройство химического анализа HAPSITE

Компания-победитель по контракту предоставит пакет обучения на поставленный комплект оборудования, но опять же, как армия будет использовать эти машины, пока не определено.

Поскольку имеется несколько способов проведения РХБ-разведки, то вполне возможно армия приобретет обе машины и с течением времени определит свои предпочтительные стандартные методы работы в рамках развития концепции боевого применения.

На равных

Ну и, наконец, еще одна программа, в которой компании FNSS и Otokar ведут борьбу напрямую друг с другом. Это плавающая машина десанта Amphibious Assault Vehicle (AAV). В Управлении SSM сообщили, что запрос предложений был опубликован в марте 2014 года и на сегодняшний день существует потребность в 23 БТР, двух машинах оперативного управления и двух эвакуационных машинах.

В компании FNSS заявляют, что она имеет большой опыт в этой сфере и поэтому способна проектировать и изготавливать машины, которые могут безопасно доставлять турецкую морскую пехоту с десантных кораблей-доков на берег и до объектов противника на побережье.

В компании говорят, что «поданная заявка на конкурс, который, как ожидается, завершится к июлю 2016 года, базируется на оригинальной платформе».

Что касается других программ, то Турция закупила 617 минозащищенных машин Kirpi у местной компании BMC с 2013 года, когда этот проект был реанимирован. Кроме того, компания получила контракт в октябре 2014 года на 60 машин для поставки спецподразделениям турецкого Управления внутренней безопасности. На выставке IDEF 2015 компания BMC показала для этой программы свой многоцелевой автомобиль Vuran 4x4. Производство этих машин идет полным ходом, поставки начались еще в середине 2015 года.

На бронемашине Vuran установлен шестилитровый турбодизельный двигатель Cummins, который может работать на топливе F34. Машина имеет V-образный корпус, амбразуры для ведения огня по бортам, систему вентиляции и аварийный люк. Кабина несущего типа с энергопоглощающими сиденьями и противоминной /баллистической защитой. Трансмиссия автоматическая с шестью передачами вперед и одной задней с регулированием высоких и низких оборотов.

Всё по-домашнему: Турция стремится к независимой военной промышленности
Всё по-домашнему: Турция стремится к независимой военной промышленности

Vuran 4x4 на выставке IDEF 2015

С целью повышения проходимости на всех типах местности Vuran также имеет независимую подвеску с винтовыми пружинами и телескопическими амортизаторами, тормоза с антиблокировочной системой, гидроусиление рулевого управления и колеса 395/85 R20.

Машина Vuran оборудована системой централизованного регулирования давления в шинах, боестойкими вставками в колесах и пулеметной установкой в кабине. Она оборудована системой GPS, камерой заднего вида, автоматической системой пожаротушения и световым оборудованием со светомаскировкой. Машина может преодолевать горку 30°, водные преграды глубиной до 80 см, запас хода составляет 600 км.

Всё по-домашнему: Турция стремится к независимой военной промышленности

Оригинальная машина Tulpar (на фото с башней) создавалась в качестве базы для семейства бронированных машин различного назначения

Многоцелевая платформа

Оригинальная машина Tulpar компании Otokar, впервые показанная на выставке IDEF 2013, представляет собой многоцелевую платформу массой от 25 до 45 тонн, которая может иметь множество вариантов: БТР, БМП, санитарный, 105-мм противотанковая установка, минометный транспортер, техобслуживания, эвакуационный, инженерный, реактивная система залпового огня, зенитный и разведывательный.

Модернизированный вариант массой 32 тонны, представленный на выставке IDEF 2015, имел длину 7,23 метра, ширину 3,45 метра, на нем был установлен среднекалиберный ДУБМ Mizrak-30 с 30-мм автоматической пушкой с селективным питанием и боекомплектом 210 снарядов.

Эксплуатационные испытания машины Tulpar завершены и в настоящее время компания Otokar испытывает несколько конфигураций этой платформы с разными массами, которые будут иметь разные системы подвески. На платформе также установлен новый дизельный двигатель с турбонаддувом MTU 8V199 мощностью 720 л.с. и гидромеханическая трансмиссия Renk HSWL 106, которые пришли на смену предыдущим двигателю Scania и механическую трансмиссию Sapa. На машине также установлены бортовые редукторы HA35-15000 производства турецкой Otokar.

Как и Tulpar-S, машина оборудована стандартной системой защиты от ОМП, ночными/дневными камерами водителя, установленными впереди и сзади, также имеются посадочные места для установки двух ПТУР и системы вооружения. Экипаж машины три человека, десант девять человек; на борту установлены программируемые радиостанции, система внутренней связи, система инерциальной навигации и GPS, также имеется возможность установки опциональной системы управления боем.

Больше разнообразия

В сфере артиллерии и противовоздушной обороны ситуация отличается большим многообразием, там высока доля иностранных участников. Южнокорейская компания Samsung Techwin была выбрана для помощи в разработке для турецкой армии 155-мм самоходной гаубицы Firtina, но не ясно, какие модификации изготавливаются на этом этапе, кто собирается изготавливать соответствующие транспортно-заряжающие машины и сколько их необходимо. В управлении SSM сообщают, что «она пока в стадии оценки». Также имеются планы по приобретению 105-мм буксируемых орудий, но дело здесь продвигается довольно медленно.

Зенитная самоходная установка SPAAG (self-propelled anti-aircraft gun) должна разрабатываться по программе Korkut, но информации по ее состоянию Управление SSM предоставить не может. Но, как сообщают некоторые источники, ведутся эксплуатационные испытания установки, а войсковые испытания намечены на 2016 год.

Всё по-домашнему: Турция стремится к независимой военной промышленности

Зенитная самоходная установка Korkut

SSM подтверждает, что программа по маловысотному зенитному ракетному комплексу T-LALADMIS (Low Altitude Air Defence Missile System) находится на этапе проектирования и разработки. В настоящее время программа получила обозначение HISAR-A, по ней Управление заключило контракт с Aselsan на изготовление системы с Roketsan в качестве основного субподрядчика.

«Ведутся разработка и испытания подсистем». Этап разработки включает две стадии: разработку и квалификацию; и серийное производство. По данным SSM, первые огневые испытания двух опытных образцов были проведены в октябре 2013 года на полигоне Аксарай.

Система базируется на гусеничном шасси ACV-30 производства FNSS, а компания Aselsan отвечает за подсистемы и их интеграцию, поставку радара и оптоэлектроники, а также разработку систем управления огнем и оперативного управления.

В рамках программы по средневысотному зенитному ракетному комплексу T-MALADMIS (Medium Altitude Air Defence Missile System) Турция закупила 70 систем Atilgan и 88 комплексов Zipkin.

Всё по-домашнему: Турция стремится к независимой военной промышленности

Зенитные ракетные комплексы Atilgan и Zipkin (слева)

Больше дальности

Впрочем, для удовлетворения своих потребностей в комплексе большой дальности (программа T-LORAMIDS) Турция выбрала совместное производство комплекса FD-2000. Китайская корпорация China Precision Import and Export Corporation (CPMIEC) победила в конкурсе американский комплекс Patriot производства компаний Raytheon и Lockheed Martin, французско-итальянский комплекс Eurosam Aster 30 SAMP-T, а также российский С-400. Но под нажимом партнеров по НАТО Турция в ноябре 2015 года отказалась от китайского комплекса и заявила, что будет разрабатывать подобную систему собственными силами.

Турция также успешно разрабатывает собственное стрелковое оружие. В управлении SSM сообщили о программе по современной винтовке пехотинца Modern Infantry Rifle (MPT-76), которая началась в марте 2007 года; контракт на нее получили местные компании MKEK и Kalekalip.

Всё по-домашнему: Турция стремится к независимой военной промышленности

Винтовка MPT-76

После 40 квалификационных испытаний первая партия из 200 винтовок MPT-76 была поставлена турецкой армии в мае 2014. В управлении SSM подтвердили, что в соответствии с этапом серийного производства с компаниями MKEK и Kalekalip были подписаны два отдельных контракта, на 20000 и 15000 винтовок соответственно.

Использованы материалы:
www.otokar.com.tr
www.fnss.com.tr
www.turkdefence.com
www.mkek.gov.tr
www.armyrecognition.com
www.wikipedia.org
ru.wikipedia.org
Автор: Alex Alexeev


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 66
  1. svp67 4 мая 2016 06:13
    "Волк отращивает и затачивает зубы"
    1. Цфони 4 мая 2016 07:02
      Ввиду низкого интелектуального потенциала Турции я скептически отношусь к перспективам турецкого ВПК. Тот же танк Altay является экспортной версией корейского танка К-2. Это даже хорошо , что турки сами для себя производят оружие. Значит, качество вооружения турецкой армии снизится.
      1. bandabas 4 мая 2016 07:51
        Никогда нельзя недооценивать потенциального противника. В истории куча примеров.
        1. avt 4 мая 2016 10:26
          Цитата: bandabas
          Никогда нельзя недооценивать потенциального противника.

          Недооценивать -да ,но реально просчитывать потенциал нужно. Каков состав инженерных кадров ? Производственные мощности позволяют в достаточном объёме обеспечивать ,пусть и репликами ,а пока таковые и представлены, войска ? Опять же - каков ресурс в сравнении с базовыми образцами у этих представленных машин ?
          Цитата: Leto
          На сколько мне известно Турция одна из немногих стран в которых организовано производство F-35,

          wassat Откуда известно то ? laughing
          Цитата: профессор
          Что именно для Ф-35 будут производить в Турции?

          ,,В Греции все есть",а Турция больше Греции и в ней стал быть есть даже больше чем все .
          Цитата: Leto
          , а вот Израиля в этом списке нет.

          laughing Будете , ох будете ещё
          Цитата: профессор
          профессор
          покупать Фу-35 турецкой сборки в Израиль! laughing
          avt
          1. Leto 4 мая 2016 11:18
            Цитата: avt
            Откуда известно то ?

            Из новостей. На пример:
            http://www.worldbulletin.net/news/138200/factory-in-turkey-to-build-f-35-jet-eng
            ine-parts
            Turkish President Abdullah Gul will inaugurate an engine factory in western Izmir province on Friday which will produce engine parts for the world's most advanced aircraft, the U.S. fighter jet F-35.
          2. g1v2 4 мая 2016 13:14
            Не стоит недооценивать вероятного противника. Пусть даже их техника и будет хуже зарубежных аналогов , но собственный впк позволяет замещать потери и обеспечивать свои войска современной техникой. Даже если эта техника и будет хуже, то это уже роли не играет. Страшного , конечно тут тоже ничего нет , тк общей сухопутной границы у нас нет, а на суше бодаться с ними мы и не собирались .
            Вот к их ввс, пво и вмс присмотреться стоит - если и будем воевать, то в основ- ном с ними.
            1. bandabas 4 мая 2016 20:34
              Сплюньте. Война... Это не кино.
          3. bandabas 4 мая 2016 20:17
            А Вы можете сейчас что то сказать насчет инженерных кадров в нашей стране? Я могу. Я их каждый день вижу, свежеиспеченных менеджеров. И им ничего, абсолютно ничего не нужно. Натуральное поколение иждевенцев и стукачей. Съели предыдущих и едят сами себя. Реальность, однако.
          4. Бифитер 4 мая 2016 21:39
            Не F-35
            Наверное речь об F-16
      2. Leto 4 мая 2016 09:10
        Цитата: Цфони
        Ввиду низкого интелектуального потенциала Турции я скептически отношусь к перспективам турецкого ВПК.

        На сколько мне известно Турция одна из немногих стран в которых организовано производство F-35, а вот Израиля в этом списке нет. Полагаю людям с низким интеллектуальным потенциалом такое не доверили бы.
        1. профессор 4 мая 2016 09:44
          Цитата: Leto
          На сколько мне известно Турция одна из немногих стран в которых организовано производство F-35, а вот Израиля в этом списке нет. Полагаю людям с низким интеллектуальным потенциалом такое не доверили бы.

          Что именно для Ф-35 будут производить в Турции?
          1. Leto 4 мая 2016 11:14
            Цитата: профессор
            Что именно для Ф-35 будут производить в Турции?

            Части планера, части двигателя, плюс тех центр первый у них открывается.
            1. профессор 4 мая 2016 12:39
              Цитата: Leto
              Части планера, части двигателя, плюс тех центр первый у них открывается.

              Например? Какие части планера, части двигателя?
        2. Цфони 4 мая 2016 10:21
          В Израиле разработан шлем для F-35, позволяющий пилоту видеть через непрозрачные части самолета. В Израиле производятся крылья для F-35 . Израиль разрабатывает стелсовую версию дополнительных топливных баков для увеличения дальности F-35. Израиль является основным разработчиком двухместного варианта F-35, в котором мы очень заинтересованы.
          1. Leto 4 мая 2016 11:16
            Цитата: Цфони
            В Израиле разработан шлем для F-35, позволяющий пилоту видеть через непрозрачные части самолета. В Израиле производятся крылья для F-35 . Израиль разрабатывает стелсовую версию дополнительных топливных баков для увеличения дальности F-35. Израиль является основным разработчиком двухместного варианта F-35, в котором мы очень заинтересованы.

            В Израиле разрабатывают то, что будет в их варианте, в эксклюзивной для Израиля машине. Турки же будут поддерживать массовое производство и тех обслуживание.
            1. CЕRHJ 4 мая 2016 11:32
              Цитата: Leto
              В Израиле разрабатывают то, что будет в их варианте, в эксклюзивной для Израиля машине

              811 пар крыльев для Израиля?! fellow laughing
              Цитата: Leto
              Турки же будут поддерживать массовое производство и тех обслуживание.

              Так что они "массово будут производить"? wassat "Имя,назовите имя,сестра!" laughingИли вот этот бред Вы называете перечнем?
              Части планера, части двигателя
              Какие "части планера"?Вы хоть читайте .что Вам пишут-
              Ну помню была шальная идея еще в 2008 году доверить им постройку аж 400 центропланов к F-35 аж на 3 млрд.$.но от нее быстро отказались,поняв истинный уровень турецкой авиапромышленности.
              .Потом в 2012г. была идея создать завод по производству деталей к двигателю F-35.но суммы инвестиций смешные,уровень производства низкий.Инфа больше не поступала,думаю прикрыли и этот проект.тут почитать-http://www.aex.ru/news/2012/1/26/92113/Как пишет газета "Заман", создание производственных мощностей в свободной экономической зоне Измира обойдется в 60 млн долл. По предварительному плану, в Турции будет производиться около 2,2 тыс различных деталей двигателя, в том числе части камеры сгорания, элементы турбины и поворотного сопла. Завод обеспечит трудоустройство 310 специалистов. А объем экспорта продукции составит 130 млн долл. Завод в Измире должен начать производство деталей к концу текущего года.
              1. Leto 4 мая 2016 12:04
                Цитата: CЕRHJ
                Так что они "массово будут производить"? "Имя,назовите имя,сестра!" Или вот этот бред Вы называете перечнем?

                Неохота мне переводом заниматься, сможете сами. В общей сложности доля участия турецких компаний в производстве F-35 составит 12 млрд. долларов США. Список десяти турецких компаний задействованных в этом:
                • Alp Aviation has been supporting the program since 2004 and currently manufactures F-35 production airframe structure and assemblies, production landing gear components and over 100 F135 production engine parts to include titanium integrated blade rotors.
                • Aselsan is developing manufacturing approaches for advanced optical components, which are part of the F-35 Electro Optical Targeting System. They are also working with Northrup Grumman on the F-35 CNI Avionic Interface Controller and will initiate full scale production activities in the near term.
                • Ayesas currently is the sole source supplier for two major F-35 components – missile remote interface unit and the panoramic cockpit display.
                • Fokker Elmo manufactures 40 percent of the F-35 Electrical Wiring & Interconnection System (EWIS) and will also deliver and support TAI with all center section wiring systems. Fokker Elmo is also developing the EWIS for the F135 engine, for which a major share is produced in Fokker Elmo Turkey in Izmir.
                • Havelsan has been supporting the F-35 training systems since 2005. Additionally, Havelsan has been instrumental as the Turkish lead for developing the construct of the future Turkish F-35 Integrated Pilot and Maintenance Training Center (ITC) and associated training systems in Turkey.
                • Kale Aerospace has been supporting the F-35 since 2005. In conjunction with Turkish Aerospace Industries, they manufacture and produce F-35 airframe structures and assemblies. Kale Aero also supports Heroux Devtek as the sole source supplier for all three variants landing gear up lock assemblies. Additionally, Kale Aerospace has also established a joint venture in Izmir with Pratt & Whitney and is manufacturing production hardware for the F135 engine.
                • MiKES has supported the F-35 Program during SDD delivering F-35 aircraft components and assemblies for BAE Systems and Northrop Grumman
                • ROKETSAN and Tubitak-SAGE are the Turkish joint leadership team who strategically manage the development, integration, and production of the advanced precision-guided Stand-off Missile (SOM-J) which will be carried internally on the 5th Generation F-35 aircraft. Additionally, Lockheed Martin Missiles and Fire Control has partnered with Roketsan, through a teaming agreement, to jointly develop, produce, market and sell the advanced, precision guided Stand Off Missile – Joint Strike Fighter (SOM-J).
                • Turkish Aerospace Industries (TAI) has been strategically supporting the F-35 Program since 2008. The company currently supplies production hardware that goes into every F-35 production aircraft. In conjunction with Northrup Grumman, TAI manufactures and assembles the center fuselages, produces composite skins and weapon bay doors, and manufactures fiber placement composite air inlet ducts. Additionally, TAI is strategically manufacturing 45 percent of the F-35’s including Air-to-Ground Pylons and adapters which is Alternate Mission Equipment (AME).
              2. Leto 4 мая 2016 12:16
                Ну и помимо сказанного выше. В 2018г. в Eskisehir откроется центр тех. обслуживания авиадвигателей F135-PW-100, первый в "старом свете", там будет производиться капитальный ремонт авиадвигателей, для чего все таки некоторое наличие интеллекта необходимо, не правда ли?
                Вообще в истории уже было одно государство в котором любили оценивать интеллект граждан соседних государств, при том очень невысоко. И было довольно странно слышать подобные выражения "Ввиду низкого интелектуального потенциала Турции" от гражданина Израиля, который населяют люди чей интеллектуальный потенциал в той стране недооценивали.
                1. CЕRHJ 4 мая 2016 12:35
                  Цитата: Leto
                  Неохота мне переводом заниматься, сможете сами. В общей сложности доля участия турецких компаний в производстве F-35 составит 12 млрд. долларов США.

                  Ну так дайте ссылку откуда инфу взяли,кому охота переводом заниматься?И что тут должно впечатлить?непонятно какой список и не понятно откуда взятые 12 миллиардов?Вы на год смотрите информации,Вам же написали
                  Цитата: CЕRHJ
                  Ну помню была шальная идея еще в 2008 году доверить им постройку аж 400 центропланов к F-35 аж на 3 млрд.$.но от нее быстро отказались,поняв истинный уровень турецкой авиапромышленности

                  Так .что откуда эти 12 миллиардов совершенно не понятно..Ссылок нет..
                  Цитата: Leto
                  В 2018г. в Eskisehir откроется центр тех. обслуживания авиадвигателей F135-PW-100, первый в "старом свете", там будет производиться капитальный ремонт авиадвигателей, для чего все таки некоторое наличие интеллекта необходимо, не правда ли?

                  Еще раз-ссылки давайте,там по десять раз на дню все меняется..
                  Вообще не о чем!Индусы стали делать то же капиталку на двигатели для Су-30МКИ .и что?Качество "ниже плинтуса"
                  Цитата: Leto
                  И было довольно странно слышать подобные выражения "Ввиду низкого интелектуального потенциала Турции" от гражданина Израиля, который населяют люди чей интеллектуальный потенциал в той стране недооценивали.

                  в какой "той"?яснее выражайтесь..
                  1. Leto 4 мая 2016 12:53
                    Цитата: CЕRHJ
                    Ну так дайте ссылку откуда инфу взяли,кому охота переводом заниматься?

                    https://www.f35.com/global/participation/turkey-industrial-participation
            2. Zaurbek 7 мая 2016 08:56
              Просто, Израиль, наученный горьким опытом, хочет эксплуатировать Ф-35 сам и не зависить от партнеров в щекотливые моменты. У всех остальных пользователей Ф-35 самолеты могут быть отключены в нужный момент создателем электронной начинки.
            3. Zaurbek 7 мая 2016 08:56
              Просто, Израиль, наученный горьким опытом, хочет эксплуатировать Ф-35 сам и не зависить от партнеров в щекотливые моменты. У всех остальных пользователей Ф-35 самолеты могут быть отключены в нужный момент создателем электронной начинки.
          2. ГЕРМЕС 4 мая 2016 14:29
            Цитата: Цфони
            В Израиле разработан шлем для F-35, позволяющий пилоту видеть через непрозрачные части самолета. В Израиле производятся крылья для F-35 . Израиль разрабатывает стелсовую версию дополнительных топливных баков для увеличения дальности F-35. Израиль является основным разработчиком двухместного варианта F-35, в котором мы очень заинтересованы.


            И все для себя родимых...евреи...такие евреи.
        3. CЕRHJ 4 мая 2016 10:56
          Цитата: Leto
          На сколько мне известно Турция одна из немногих стран в которых организовано производство F-35, а вот Израиля в этом списке нет. Полагаю людям с низким интеллектуальным потенциалом такое не доверили бы.

          Очередной "обморок" от свидомитов решил поработать "эксперДтом" по авиации?Мало Вас в лужу сажали по теме Су-25? wassat Давайте и тут посадим...И так утверждение
          Цитата: Leto
          а вот Израиля в этом списке нет

          Дааа?!! lol как интересно! laughing А то .что концерн IAI выбран одним из трех поставщиков крыльев для всех F-35,с программой в 811 пар,это наверное так пустяк?! laughing Кроме них их изготавливают только США и Италия..То ,что они (Эльбит) совместно с Рокуэллом разрабатывают шлем третьего поколения для F-35.то что БРЭО и РЭБ для их версии F-35I, разработана чисто в Израиле и будет устанавливаться на машины для Израиля.при этом допускает применения оружия именно израильского производства.а так же возможность использовать F-35 будучи не привязанными к американской централизованной системе контроля и разрешения на полеты ALIS,то же говорит об "отсталости" Израиля?! lol
          1. CЕRHJ 4 мая 2016 10:57
            Ну так "свидомитый эксперДт" может подскажет,что ж такого Турция может произвести,что
            Цитата: Leto
            Полагаю людям с низким интеллектуальным потенциалом такое не доверили бы.

            ?..Ну помню была шальная идея еще в 2008 году доверить им постройку аж 400 центропланов к F-35 аж на 3 млрд.$.но от нее быстро отказались,поняв истинный уровень турецкой авиапромышленности.Потом в 2012г. была идея создать завод по производству деталей к двигателю F-35.но суммы инвестиций смешные,уровень производства низкий.Инфа больше не поступала,думаю прикрыли и этот проект.тут почитать-http://www.aex.ru/news/2012/1/26/92113/ выделю
            26 января 2012 г., Aviation Explorer – В Турции будет построен завод по производству деталей двигателей для истребителя-бомбардировщика пятого поколения F-35 Lightning II, сообщает ИТАР-ТАСС.

            Как пишет газета "Заман", создание производственных мощностей в свободной экономической зоне Измира обойдется в 60 млн долл. По предварительному плану, в Турции будет производиться около 2,2 тыс различных деталей двигателя, в том числе части камеры сгорания, элементы турбины и поворотного сопла. Завод обеспечит трудоустройство 310 специалистов. А объем экспорта продукции составит 130 млн долл. Завод в Измире должен начать производство деталей к концу текущего года.
            В итоге турки стали просто инвесторами 3 уровня.. hi
            1. Leto 4 мая 2016 11:34
              Цитата: CЕRHJ
              Потом в 2012г. была идея создать завод по производству деталей к двигателю F-35.но суммы инвестиций смешные,уровень производства низкий.Инфа больше не поступала


              06.06.2014г. Turkish-American F-35 engine production facility inaugurated in İzmir

              Turkish President Abdullah Gül (C) delivers a speech before cutting ribbon to celebrate inauguration of new engine plant of Kale Pratt & Whitney in Aegean province of İzmir on June 6.
              1. CЕRHJ 4 мая 2016 11:45
                Цитата: Leto
                06.06.2014г. Turkish-American F-35 engine production facility inaugurated in İzmir

                Что изх того.что они с опозданием в два года открыли завод на производство деталей на 130 млн.$?это смех а не сумма! laughing
                1. voyaka uh 4 мая 2016 16:49
                  Почему Вы считаете 130 млн. долларов смешной суммой?
                  Детали авиадвигателей - это самые высокие технологии,
                  которые только могут быть.
                  Это новейшее оборудование и самые квалифицированные рабочие места.
                  1. KaPToC 4 мая 2016 19:03
                    Турки будут делать лопатки для авиадвигателей? Или высокотехнологичной деталью будет бирка маде ин туркей, прибитая на американский двигатель?
                  2. CЕRHJ 4 мая 2016 19:26
                    Цитата: voyaka uh
                    Почему Вы считаете 130 млн. долларов смешной суммой?

                    Потому как ,зная цену двигателей .можно оценить,что ни чего серьезного за 170 млн.$ поставить в "общий котел" Прадд & Уитни невозможно! lol Цена на 2010 год одного двигателя (!!!) для варианта F-35A составляла 19 млн.$ ,а F-35B оснащался двигательной установкой за 38 млн.$.конечно сейчас цены поменьше стали,но не в разы.Поэтому можно оценить .какие это
                    Цитата: voyaka uh
                    Детали авиадвигателей - это самые высокие технологии,
                    которые только могут быть
                    .
                    И совершенно прав КаРТос .говоря-
                    Цитата: KaPToC
                    Турки будут делать лопатки для авиадвигателей? Или высокотехнологичной деталью будет бирка маде ин туркей, прибитая на американский двигатель?

                    Так.что не будет там ни каких
                    Цитата: voyaka uh
                    Это новейшее оборудование и самые квалифицированные рабочие места.

                    Это стоит гораздо дороже чем 60 млн.$?да и 130 млн.$; не известно за какой период предполагается..
                    Цитата: CЕRHJ
                    Как пишет газета "Заман", создание производственных мощностей в свободной экономической зоне Измира обойдется в 60 млн долл. По предварительному плану, в Турции будет производиться около 2,2 тыс различных деталей двигателя, в том числе части камеры сгорания, элементы турбины и поворотного сопла. Завод обеспечит трудоустройство 310 специалистов. А объем экспорта продукции составит 130 млн долл. Завод в Измире должен начать производство деталей к концу текущего года.

                    hi
          2. Leto 4 мая 2016 11:31
            Цитата: CЕRHJ
            Мало Вас в лужу сажали по теме Су-25?

            Вы там в одиночестве сидели.
            Цитата: CЕRHJ
            А то .что концерн IAI выбран одним из трех поставщиков крыльев для всех F-35,с программой в 811 пар,это наверное так пустяк?!

            Ну допустим это технологический прорыв. То что Израиль может производить крылья не может не радовать.
            Цитата: CЕRHJ
            то что БРЭО и РЭБ для их версии F-35I, разработана чисто в Израиле и будет устанавливаться на машины для Израиля

            Опять порадуюсь за них. Ведь это же только для собственных машин, никто более в мире не воспользуется этим.
            Цитата: CЕRHJ
            F-35 будучи не привязанными к американской централизованной системе контроля и разрешения на полеты ALIS

            Что в этом хорошего? То что обслуживание будет дороже?
            Цитата: CЕRHJ
            то же говорит об "отсталости" Израиля?!

            Я и не утверждал, что Израиль отсталый, это господин "Цфони" считает что в Турции проживают "недочеловеки" чьи лица "необезображены интеллектом".
            Цитата: CЕRHJ
            Очередной "обморок" от свидомитов

            Судя по вашей постоянной попытке оскорбить оппонента навесив ярлыки навеянные пропагандой вы предпочитаете беседовать с зеркалом при этом регулярно его протирая...
            1. CЕRHJ 4 мая 2016 11:58
              Цитата: Leto
              Вы там в одиночестве сидели.

              Ну что Вы!Не стоит приписывать вашей "свидомитской массовки" чужие достижения! laughing Здравых людей на ВО гораздо больше!так,что своим друзьям с Центра информационной поддержки" можешь передать:у нас здоровое общество! laughing
              Цитата: Leto
              Ну допустим это технологический прорыв. То что Израиль может производить крылья не может не радовать.

              Да ладно!!!Чего это за отступление от принципов "страны 404"?Ни шагу назад!
              Цитата: Leto
              В Израиле разрабатывают то, что будет в их варианте, в эксклюзивной для Израиля машине

              Цитата: Leto
              Опять порадуюсь за них. Ведь это же только для собственных машин, никто более в мире не воспользуется этим.

              Как обычно "в лужу"! laughing шлем совместно с Рокуэллом для всех стран пилится..
              Цитата: Leto
              F-35 будучи не привязанными к американской централизованной системе контроля и разрешения на полеты ALIS
              Что в этом хорошего? То что обслуживание будет дороже?

              Нет ,хорошо.что не будет возможности блокировать применение F-35I .путем не предоставления кодов доступа с системы ALIS.как для машин других стран..Ну не напрягайтесь,вы ж не знаете принципы работы ее.. wassat
              1. CЕRHJ 4 мая 2016 11:59
                Цитата: Leto
                Я и не утверждал, что Израиль отсталый, это господин "Цфони" считает что в Турции проживают "недочеловеки" чьи лица "необезображены интеллектом".

                И после этого Вы пишите мне это?! fellow lol
                Цитата: Leto
                Судя по вашей постоянной попытке оскорбить оппонента навесив ярлыки навеянные пропагандой вы предпочитаете беседовать с зеркалом при этом регулярно его протирая...

                request Так это Вы как раз о себе пишите.Ну во всяком в тексте у Цфони я читаю.как все
                Цитата: Цфони
                Ввиду низкого интелектуального потенциала Турции я скептически отношусь к перспективам турецкого ВПК.

                Где тут про -
                это господин "Цфони" считает что в Турции проживают "недочеловеки" чьи лица "необезображены интеллектом".
                ? request Как раз это Вы чисто в свидомитской манере дописываете за оппонента оскорбительные слова.на что я Вам и заметил.причем в не первый раз...
                1. Leto 4 мая 2016 12:29
                  Цитата: CЕRHJ
                  И после этого Вы пишите мне это?!

                  У вас от украинофобии развиваются галлюцинации, во всех оппонентах видите жовто-блактиников, дышите глубже, вы взволнованы.
                  Цитата: CЕRHJ
                  Вы чисто в свидомитской манере дописываете за оппонента оскорбительные слова.

                  Человек считающий, что целая нация проживающая по соседству по интеллектуальному уровню не дотягивает до его идеалов достоин куда больших оскорблений.
                  1. CЕRHJ 4 мая 2016 14:47
                    Цитата: Leto
                    У вас от украинофобии развиваются галлюцинации, во всех оппонентах видите жовто-блактиников,

                    Вы думаете не видно этой "живто-блакитной" пропаганды от Вас? fellow Да она прет от Ваших сообщений про потерю нашего Су-25 под Хамой в Сирии аж за версту!Ни у одного из здравомыслящих жителей России такие мысли просто появится не могут!Это только одурманенные Цензором такое могут написать.как и оды "несбиваемому" американскому штурмовику А-10..
                    Цитата: Leto
                    Человек считающий, что целая нация проживающая по соседству по интеллектуальному уровню не дотягивает до его идеалов достоин куда больших оскорблений.

                    Ну и кто вы после этого?Не свидомит? wassat Вам же пишут-
                    Цитата: Цфони
                    Ввиду низкого интелектуального потенциала Турции я скептически отношусь к перспективам турецкого ВПК

                    Где вы тут нашли фразу об "недочеловеках",которую Вы с легкостью принятую именно на Цензоре тут же приписали человеку?
                    Цитата: Leto
                    это господин "Цфони" считает что в Турции проживают "недочеловеки" чьи лица "необезображены интеллектом".

                    Именно манера домысливать за других,приписывать то ,что они ни когда не говорили и выдает как раз поклонника Цензора со страны 404..так.что нормально у меня все и нечего мне
                    Цитата: Leto
                    дышите глубже, вы взволнованы.
                    себе это пропишите.. hi
            2. voyaka uh 4 мая 2016 14:02
              "Ведь это же только для собственных машин, никто более в мире не воспользуется этим."////

              Воспользуются. В этом суть американо-израильских военных отношений.
              Израилю американцы открывают свои ПО коды и продают/ передают новейшую технику,
              Израиль же обязуется не скрывать свои новшества и патенты по
              усовершенствованию этой техники, а также логи/фотки боевого применения ее.
              Это взаимо-выгодно.
      3. CЕRHJ 4 мая 2016 09:56
        Цитата: Цфони
        Это даже хорошо , что турки сами для себя производят оружие. Значит, качество вооружения турецкой армии снизится.

        Ну в общем то да.У них и с лицензионным то производством не все хорошо получается,а уж собственные разработки ниже плинтуса находятся.Еще и их спесивый характер учитывая то вообще "алесс капут" получается,что с собственными БПМ Тулпар, до боли напоминающие немецкие Пума.что Т-155 САУ.эффект их производства на фото.. lol
        уж говорить про собственный истребитель "5 поколения" или о
        Цитата: donavi49
        Тут давеча в Турции заложили головной УДК L 400 Anadolu ("Анатолия"), 27к водоизмещения, возможность работы с Ф-35, 28 мест для вертолетов или СВВП, батальон десанта с техникой и танками, 4 ТДК в доке, цена 1,4 млрд по контракту, срок 5,5 лет, но Осман Паша и сам Султан дал задание построить за 4 года!

        выглядит очень похоже по свидомитски. laughing .
        1. профессор 4 мая 2016 10:36
          Цитата: CЕRHJ
          .У них и с лицензионным то производством не все хорошо получается

          Мы это на себе знаем. Здесь почти вся бытовая немецкая техника турецкой сборки, многие легковушки японских и европейских фирм тоже турецкой сборки. Разница в качестве по сравнению с оригиналом существенная.
        2. donavi49 4 мая 2016 10:38
          Вообще, Т-155 - это же корейская К9, просто в локализации под Турцию.

          Ее надо не на ПТУРоустойчивость проверять, а на типовые характеристики САУ - точность, дальность, боевая скорострельность и т.п.

          То, что турки, выкатили САУ на прямую видимость и поймали Фаготы или Метисы, так это армейский косяк. Любую САУ выведи на прямую видимость и запусти ПТУР, эффект будет аналогичен.
          1. CЕRHJ 4 мая 2016 11:02
            Цитата: donavi49
            Вообще, Т-155 - это же корейская К9, просто в локализации под Турцию

            Да это то известно ,только вот это
            Цитата: donavi49
            Ее надо не на ПТУРоустойчивость проверять,

            Цитата: donavi49
            Любую САУ выведи на прямую видимость и запусти ПТУР, эффект будет аналогичен.

            совсем не так,автоматические системы пожаротушения работать должны должным образом.что на танке.что на САУ.Понятно дело САУ по бронированию с ОБТ не сравниться,а вот системы автоматического пожаротушения работают аналогично.. hi
        3. Leto 4 мая 2016 11:17
          Цитата: CЕRHJ
          выглядит очень похоже по свидомитски.

          Какая взаимосвязь между пробелами в эксплуатации и развитием ВПК?
        4. uran 9 мая 2016 23:23
          на фото сау в которой попали птуром интересно какая САУ выдержит прямое попадание ПТУРом ))
      4. venik 4 мая 2016 11:50
        Цитата: Цфони
        Ввиду низкого интелектуального потенциала Турции я скептически отношусь к перспективам турецкого ВПК. Тот же танк Altay является экспортной версией корейского танка К-2. Это даже хорошо , что турки сами для себя производят оружие. Значит, качество вооружения турецкой армии снизится.


        А вот тут то вы батенька и НЕ ПРАВЫ!!!! Ой, как не правы!
        Дело то как раз и не в качестве ВВТ турецкой разработки (тут вы как раз правильно оценили – ее реальные боевые возможности вызывают весьма определенные сомнения), и даже не в способности турецкой промышленности производить ее в больших количествах (в конечном счете турецкая экономика сейчас переживает не лучшие времена).
        Основная проблема – резкая МИЛИТАРИЗАЦИЯ Турции и ее желание избавиться от зависимости от внешних сил.
        И все эти разработки, хотя и не являются полностью собственными (микроэлектроника, приборы, двигатели, технологии и т.д.и т.п. – все равно импортные или заимствованные), тем не менее, способны породить у турецкого руководства (не вполне адекватного, амбициозного и труднопредсказуемого) ОЩУЩЕНИЕ «могущества» и «независимости». А сие может привести к шагам, способным ЕЩЕ БОЛЬШЕ перебаламуитть ВЕСЬ Ближний Восток! А уж какая это «пороховая бочка» - не мне вам объяснять – это вы там живете и все прекрасно видите!!
      5. voyaka uh 4 мая 2016 13:54
        "низкого интелектуального потенциала Турции "///

        Я бы так не сказал. У Турции (как и у Ирана, кстати)
        есть и инженерная, и научная школа.
      6. gladcu2 4 мая 2016 14:23
        Цфони

        На счёт интеллектуального потенциала, вы ошибаетесь.

        Если есть развитие не важно чего, ВПК или химической отрасли всегда во главе стоит интеллектуальный потенциал. А судя по статье, развитие есть.

        И к слову. Всегда улыбает, когда говорят, что деньги потраченные на ВПК это выброшенные на ветер деньги.
      7. ГЕРМЕС 4 мая 2016 14:28
        Цитата: Цфони
        Ввиду низкого интелектуального потенциала Турции


        Ага...китайцы тоже в свое время "интеллектуальным потенциалом" не выделялись....может хватит плевать во все, что делает потенциальный противник,и называть это дерьмом?История говорит что это всегда и везде выходит боком.До каких пор будем смешивать с г0вном немецкую армию образца ВОВ?В свое довыпендривались...итог:25 000 000 погибших человек,а могло бы быть раз 200 меньше.И сейчас продолжается все тоже самое...Америку порвем,Германию нах...на "кол" посадим....ну давайте...знамя в руки ,в первый ряд и по автобанам.Вернетесь...поделитесь впечатлениями - как там всех "на кол" садили.
      8. Да-ну-на 4 мая 2016 20:33
        За последние лет 20 в Турцию идёт поток детей эмигрантов с отличнейшим техническим образованием западно- европейских стран. Так недооценивать турецкий ВПК глупость огромная.
      9. Бифитер 4 мая 2016 21:37
        Цитата: Цфони
        Ввиду низкого интелектуального потенциала Турции я скептически отношусь к перспективам турецкого ВПК. Тот же танк Altay является экспортной версией корейского танка К-2. Это даже хорошо , что турки сами для себя производят оружие. Значит, качество вооружения турецкой армии снизится.

        Пока да
        Но что будет через 10 лет
        Опять же Украина обещала помочь
        Сольют разработки,как пить дать
      10. yehat 6 мая 2016 11:26
        не понимаю скепсиса
        на мой взгляд, турки довольно прагматично развивают свой ВПК
        не пытаясь делать везде, сосредоточились серьезно на бронетехнике
        и это дает свои результаты - например, всякие бронеавтомобили активно продают,
        что говорит о конкурентности.
        решение на основе блэк пантеры делать свой танк для меня не очень понятно, но сам по себе танк далеко не плох и хорошо приспособлен к горным районам, которых в Турции не мало.
  2. Dimon19661 4 мая 2016 06:29
    Вот такие у нас соседи...
  3. Xroft 4 мая 2016 06:29
    И делает УДК на 27т.т пока мы с корветами балуемся и мистрали заказываем.
  4. anodonta 4 мая 2016 07:01
    Спасибо автору за качественный обзор!
  5. avg-mgn 4 мая 2016 07:49
    На картинках смотрится неплохо, но судя по практически отсутствующим ТТХ к этой "красоте", какие либо выводы делать трудно. Потому пока смотрим как на муляжи, но прислушиваемся.
  6. inkass_98 4 мая 2016 08:07
    Опора на собственные силы - правильное и дальновидное решение.
    но для этого надо иметь собственную развитую техническую и оружейную школу, чего пока в Турции не наблюдается.
    1. Knizhnik 4 мая 2016 08:25
      А друзья по НАТО делиться технологиями не торопятся, хотя казалось, могли бы.
  7. fzr1000 4 мая 2016 08:15
    Когда то и в Китае не было ни оружейной школы, ни ВПК.
  8. donavi49 4 мая 2016 08:33
    Тут давеча в Турции заложили головной УДК L 400 Anadolu ("Анатолия"), 27к водоизмещения, возможность работы с Ф-35, 28 мест для вертолетов или СВВП, батальон десанта с техникой и танками, 4 ТДК в доке, цена 1,4 млрд по контракту, срок 5,5 лет, но Осман Паша и сам Султан дал задание построить за 4 года!
    1. Leto 4 мая 2016 09:23
      Цитата: donavi49
      Тут давеча в Турции заложили головной УДК L 400 Anadolu ("Анатолия"), 27к водоизмещения, возможность работы с Ф-35, 28 мест для вертолетов или СВВП, батальон десанта с техникой и танками, 4 ТДК в доке, цена 1,4 млрд по контракту, срок 5,5 лет, но Осман Паша и сам Султан дал задание построить за 4 года!

      Сказали бы проще, у турок будут свои УДК типа "Хуан Карлос" и в отличии от австралийцев строить будут самостоятельно.
      1. CЕRHJ 4 мая 2016 11:18
        Цитата: Leto
        Сказали бы проще, у турок будут свои УДК типа "Хуан Карлос" и в отличии от австралийцев строить будут самостоятельно.

        Это как понять термин "самостоятельно",если проектированием и контролем строительства будут заниматься испанцы? fellow тут почитать-http://bmpd.livejournal.com/1881158.html выделю-
        Корабль строится по проекту испанского судостроительного объединения Navantia и является фактически аналогом ранее построенного для ВМС Испании УДК Juan Carlos I. Контракт на на техническое проектирование и постройку для ВМС Турции к 2021 году УДК по программе Havuzlu Çıkarma Gemisi (LPD) по проекту Juan Carlos I был подписан компанией Sedef Gemi İnşaatı Sanayii A.Ş. с департаментом оборонной промышленности (Savunma Sanayii Müsteşarlığı - SSM) министерства обороны Турции 7 мая 2015 года. Стоимость контракта не называлась, но неофициально оценивается в 1,4 млрд долл.
        так не смущает цифра в 1,4 млрд.$ за один корабль?Вроде как 1,2 млрд.евро мы хотели сразу два типа Мистраль получить,или чисто "восточный базар"? lol Да и насчет "не самостоятельных" австралийцев улыбнуло...
        Это стало вторым экспортным успехом разработанного Navantia проекта Juan Carlos I после известного контракта на два корабля этого типа с Австралией. В отличие от австралийских кораблей, корпуса которых строились на верфи Navantia в Эль-Ферроле с последующей достройкой в Австралии, турецкий УДК должен полностью быть построен на верфи Sedef Tuzla Tersanesi в Тузле в 310-метровом сухом строительном доке. При полном водоизмещении 27,5 тыс тонн и длине корпуса 231 метр УДК Anadolu станет cамым крупным боевым кораблем в истории турецкого флота, превзойдя линейный крейсер Yavuz (Goeben).
        1. Leto 4 мая 2016 11:54
          Цитата: CЕRHJ
          Это как понять термин "самостоятельно",если проектированием и контролем строительства будут заниматься испанцы?

          В смысле "руки" которые будут строить будут местные. Понятно что проект испанский и контроль тоже. Наши корму "Мистралю" как бы не сами придумывали, тоже по французскому проекту и под их присмотром.
          Цитата: CЕRHJ
          так не смущает цифра в 1,4 млрд.$ за один корабль?Вроде как 1,2 млрд.евро мы хотели сразу два типа Мистраль получить,или чисто "восточный базар"?

          Австралийца 1,5 млрд. долларов отдали за 1 шт., а турки вроде за 1,7 млрд. Но не столь важно. Австралийцам сами испанцы строили, а турки сами хотят, что предусматривает передачу технологии, что как бы то же денег стоит.
          Ну и сравнивать с Мистралями несколько не верно, они разные и по возможностям и по весовой категории.
          1. CЕRHJ 4 мая 2016 12:22
            Цитата: Leto
            В смысле "руки" которые будут строить будут местные. Понятно что проект испанский и контроль тоже. Наши корму "Мистралю" как бы не сами придумывали, тоже по французскому проекту и под их присмотром.

            Так и австралийцы получали только коробки пустые из Испании.не способные сами передвигаться..ни чуть не лучше наших "кормовых частей"-http://bmpd.livejournal.com/1368039.html
            Контракт на строительство для ВМС Австралии двух УДК по типу испанского корабля Juan Carlos I был заключен с испанским судостроительным объединением Navantia в ноябре 2007 года. Navantia на своей верфи в Эль-Ферроле построила корпуса обеих кораблей (с изготовлением части корпусных блоков также на своем предприятии в Фене), которые после спуска на специальном транспортном судне Blue Marlin были перевезены в Австралию для окончательной достройки на предприятии BAE Systems Australia (бывшая Tenix) в Вильямстауне.

            Корпус головного УДК L 02 Canberra был построен в Эль-Ферроле с началом строительства в сентябре 2008 года. Официальная церемония закладки корабля состоялась там 23 сентября 2010 года, а спуск на воду - 17 февраля 2011 года. Корпус Canberra был доставлен из Испании в Вильямстаун для достройки 17 октября 2012 года. Ходовые испытания корабля были начаты 3 марта 2014 года, а 28 ноября 2014 года в Сиднее L 02 Canberra был введен в состав австралийского флота.
            Цитата: Leto
            Австралийца 1,5 млрд. долларов отдали за 1 шт., а турки вроде за 1,7 млрд. Но не столь важно. Австралийцам сами испанцы строили, а турки сами хотят, что предусматривает передачу технологии, что как бы то же денег стоит.

            вообще не понятно откуда такие цифры с учетом.что для Испании вообще цена разработки и строительства головного обошлась в 360 млн.евро тут почитать http://bastion-karpenko.ru/juan-carlos-i/ .фото транспортировки корпуса из Испании в Австралию..
            1. Leto 4 мая 2016 12:48
              Цитата: CЕRHJ
              вообще не понятно откуда такие цифры с учетом.что для Испании вообще цена разработки и строительства головного обошлась в 360 млн.евро

              Производитель волен диктовать ту цену, которую считает справедливой...для себя. А покупатель волен выбирать. Вот только выбирать то особо не из чего. На сегодняшний день Хуан Карлос лучшее что можно купить.
              Цитата: CЕRHJ
              Так и австралийцы получали только коробки пустые из Испании.не способные сами передвигаться.

              Ну не совсем пустые. ГЭУ то установлена была. Там может поворотных колонок не было, максимум. Ну и основные корабельные системы 100% были.
              1. CЕRHJ 4 мая 2016 15:03
                Цитата: Leto
                Ну не совсем пустые. ГЭУ то установлена была. Там может поворотных колонок не было, максимум. Ну и основные корабельные системы 100% были.

                Умник,хоть прочитай внимательно текст.что вам приводят и...хотел написать "подумай",но вижу ,что с такими процессами не знаком напрочь.. laughing
                Цитата: CЕRHJ
                Официальная церемония закладки корабля состоялась там 23 сентября 2010 года, а спуск на воду - 17 февраля 2011 года. Корпус Canberra был доставлен из Испании в Вильямстаун для достройки 17 октября 2012 года. Ходовые испытания корабля были начаты 3 марта 2014 года, а 28 ноября 2014 года в Сиднее L 02 Canberra был введен в состав австралийского флота.
                Какие ГЭУ там могли быть установлены?!Какие "основные корабельные системы на 100%" там уже были?
                lol За ПЯТЬ МЕСЯЦЕВ(!!!)строительства,они по сути корабль построили.а "тупые" ,по видимому, австралийцы потом почти 2 года (!!!) поворотные колонки, по видимому, крутили?!Да?! fellow
                Цитата: Leto
                Производитель волен диктовать ту цену, которую считает справедливой...для себя. А покупатель волен выбирать. Вот только выбирать то особо не из чего. На сегодняшний день Хуан Карлос лучшее что можно купить.

                О ,Майн Гот!!Какая глубокая мысль! lol
                1. Leto 5 мая 2016 09:08
                  Цитата: CЕRHJ
                  Какие ГЭУ там могли быть установлены?!Какие "основные корабельные системы на 100%" там уже были?
                  За ПЯТЬ МЕСЯЦЕВ(!!!)строительства,они по сути корабль построили.а "тупые" ,по видимому, австралийцы потом почти 2 года (!!!) поворотные колонки, по видимому, крутили?!Да?!

                  Так то предупреждать нужно, что вы не понимаете абсолютно ничего в кораблестроении.
                  Ни один корабль или судно не строится отдельно от корабельных систем и ГЭУ. Вернее невозможно построить отдельно корпус корабля/судна, а потому смонтировать в него все системы и энергетику. По мере формирования корпуса корабля устанавливаются основные агрегаты, протягиваются трубопроводы и кабеля. Потому и в случае поломки основных агрегатов приходится осуществлять сложные мероприятия включающие в себя вырезания части корпуса (замена турбин на пример или главного дизеля). То что у вас в воображении, мол испанцы построили коробку, а потом австралийцы запихнули в него турбины, дизеля, генераторы, это бред. Такого не бывает.
                  Австралийцы возились не с корабельными системами, а с радиоэлектронным оборудованием.
                  Цитата: CЕRHJ
                  О ,Майн Гот!!Какая глубокая мысль!

                  Можете продолжать восхищаться.
                  1. CЕRHJ 5 мая 2016 10:29
                    Цитата: Leto
                    Так то предупреждать нужно, что вы не понимаете абсолютно ничего в кораблестроении.
                    Ни один корабль или судно не строится отдельно от корабельных систем и ГЭУ. Вернее невозможно построить отдельно корпус корабля/судна, а потому смонтировать в него все системы и энергетику

                    Специально для "бронепоездян" фото кормовой части УДК типа Мистраль буксируемой на плаву (!!!) во Францию, разумеется без всяких с ГЭУ,трубопроводов и кабелей,где большинство должно было быть установлено..на всякий случай практически 40 % по длине корабля..Это к в вопросу об знаниях в кораблестроении.. lol
                    Цитата: Leto
                    То что у вас в воображении, мол испанцы построили коробку, а потом австралийцы запихнули в него турбины, дизеля, генераторы, это бред. Такого не бывает.

                    Начну с последней Вашей фразы.так вот построить корпус корабля в 27000 тонн,оснастить его ГЭУ и всеми системами за исключением радиоэлетронных за
                    Цитата: CЕRHJ
                    За ПЯТЬ МЕСЯЦЕВ(!!!)строительства
                    fellow вот как раз это и называется-
                    Цитата: Leto
                    Такого не бывает.
                    laughing
                    Цитата: Leto
                    Австралийцы возились не с корабельными системами, а с радиоэлектронным оборудованием.

                    С чем там возиться ?
                    Цитата: CЕRHJ
                    а "тупые" ,по видимому, австралийцы потом почти 2 года (!!!) поворотные колонки, по видимому, крутили?!Да?!

                    У корабля напрочь отсутствуют сложные электронные системы,оружие только артиллерийское малокалиберное,систем ПЛО и ПВО нет.ЧТО МОЖНО СТРОИТЬ И УСТАНАВЛИВАТЬ ДВА ГОДА (!!!)?!!! fellow laughing
                    1. CЕRHJ 5 мая 2016 10:29
                      Цитата: Leto
                      Так то предупреждать нужно, что вы не понимаете абсолютно ничего в кораблестроении.

                      "Бронепоездянин",Вас уже посадили в лужу с А-10,с историей создания Су-25,со сбитием нашего Су-25 в Сирии,с "неучастием Израиля" в создании F-35 и с архиучастием Турции,теперь Вы решили всем продемонстрировать свою "компетенцию" еще и в судостроении?!! wassat Ну-Ну!!! laughing Замечу еще раз Ваш ляп напоследок,больно вы меня утомляете свой дремучестью... lol
                      Цитата: Leto
                      Австралийца 1,5 млрд. долларов отдали за 1 шт., а турки вроде за 1,7 млрд. Но не столь важно

                      Специально для Вас-http://dfnc.ru/c135-2011-5-12/mirovoj-rynok-sovremennykh-krupnykh-desantnykh
                      -korablej/ выделю-
                      В 2007 г. предложенный Navantia в партнёрстве с ВАЕ Systems Australia проект ВРЕ победил в конкурсе ВМС Австралии на постройку двух УДК (конкурентом выступал французский проект ВРС 250). Консорциум получил контракт стоимостью 1,41 млрд евро на постройку УДК Canberra и Adelaide со сроком сдачи в 2014 и 2015 г. соответственно
                      Надеюсь .что больше не услышу очередную глубокомысленную глупость типа-
                      Цитата: Leto
                      Производитель волен диктовать ту цену, которую считает справедливой...для себя. А покупатель волен выбирать.

                      hi
                    2. Leto 6 мая 2016 08:21
                      Цитата: CЕRHJ
                      Специально для "бронепоездян" фото кормовой части УДК типа Мистраль буксируемой на плаву (!!!)

                      Вы абсолютный ноль в этом вопросе. В кормовой части НИКТО! не устанавливает ГЭУ которая в случае Мистраля представляет собой четыре дизель-генератора Вяртсила. В корме которую строили в России их нет и быть не может, но трубопроводы и кабеля протянуты, при стыковке они будут соединены с остальными системами корабля.
                      Единственно в Росси не устанавливали поворотные колонки Alstom Mermaid, их поставили во Франции.
                      Вас уже посадили в лужу

                      Вы в своем мире можете представлять что угодно, ваше глубочайшая невежественность заставляет вас выдавать желаемое за действительное.
                      1. CЕRHJ 6 мая 2016 12:04
                        Цитата: Leto
                        В кормовой части НИКТО! не устанавливает ГЭУ которая в случае Мистраля представляет собой четыре дизель-генератора Вяртсила. В корме которую строили в России их нет и быть не может, но трубопроводы и кабеля протянуты, при стыковке они будут соединены с остальными системами корабля.

                        "Бронепоездянин",для того,что б лучше понимать.что вы даже не
                        Цитата: Leto
                        Вы абсолютный ноль в этом вопросе

                        А скорее"-1" даю Вам еще почитать "Справку о выполнении работ на заказе"
                        с Балтийского завода по строительству кормовой части УДК типа Мистраль-
                        http://bastion-karpenko.narod.ru/Mistral.html выделю отдельно-
                        Часть корпуса, построенная на Балтийском заводе, в длину достигает 94 метров, спусковая масса – 6,4 тысячи тонн. Помимо корпусных покрасочных работ на заводе произведено частичное насыщение корпуса трубопроводами и оборудованием.
                        В рамках работ по насыщению корпуса первого ДВКД Балтийским заводом были установлены фундаменты под винто-рулевые колонки, кормовая и бортовая аппарели, подъемные платформы для вертолетов, подъемник боезапаса, клинкетные ворота ангара.
                        Оборудовано помещение балластных насосов, смонтировано буксирно-швартовое оснащение для транспортировки корпуса в Сен-Назер. Смонтированы все предусмотренные проектом люки и двери, установлено электрослесарное оборудование (кабельные лотки и фундаменты под электроприборы). Также произведено насыщение корпуса трубами балластной, сточной и пожарной систем.

                        Балтийский завод
                        Где вы тут видите кабеля?Трубопроводы только вспомогательных систем..Да ГЭУ стоит во французской части корпуса.но ДВИЖЕТЕЛЬ то стоит на кормовой,и к этой рулевой колонки подходит электрокабели.Смотри схему Мистраля.И мы там делали только фундаменты под них...Так.что и тут Вы проявили себя.точно так же как в вопросе с ценой на корабли.то бишь ни как! wassat
                        Цитата: Leto
                        Вы в своем мире можете представлять что угодно, ваше глубочайшая невежественность заставляет вас выдавать желаемое за действительное.

                        Я устал Вас уже тыкать в Ваши же перлы.причем по всем темам..так.что "обсыхайте"! wassat
  9. TARAS BULBA 4 мая 2016 09:55
    "враг силён и мерзок - будь хитёр и дерзок"
  10. Верден 4 мая 2016 13:13
    Ввиду низкого интелектуального потенциала Турции я скептически отношусь к перспективам турецкого ВПК
    Интеллект, если не хватает своего, при наличии средств можно купить на стороне. Тут главное - возможности производства. На личном опыте могу судить по качеству турецкой бытовой техники и охотничьего оружия. И то и другое - на весьма достойном уровне. Понятно, что Турецкий ВПК ещё в начале пути своего развития. Но недооценивать его было бы ошибкой. Возможности для создания качественных образцов вооружения у Турок есть.
  11. Кибальчиш 4 мая 2016 16:47
    Поставил статье плюс. Недооценивать турок крайне опасно.
  12. Платоныч 4 мая 2016 17:28
    Да даже ухрюину нельзя недооценивать! Ведь утопят в г.вне и соплях от бессильной злобы!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня