Опережая время

28
Опережая время


Осенью 1945 года в Советском Союзе был утвержден 10-летний план военного судостроения. 22 апреля 1946 года вышел приказ о преобразовании филиала ЦКБ-17, располагавшегося на территории нынешней Северной верфи, в отдельное Центральное проектное бюро под номером 53. Именно с этой даты и ведет свой отсчет история Северного проектно-конструкторского бюро, входящего с марта 2007 года в Объединенную судостроительную корпорацию.

Деятельность вновь образованного бюро была направлена на проектирование эскадренных миноносцев и сторожевых кораблей. Его специалистами был создан практически весь океанский флот Советского Союза, а многие из проектов стали поистине эпохальными. По ряду параметров они признаны эталоном в мировом кораблестроении. Западные эксперты не раз отмечали, что русские корабли – великолепный образец промышленного дизайна, поскольку сочетают в себе сокрушительную ударную мощь, великолепную защиту, эффективность инженерных решений и динамично агрессивный архитектурный облик.

Создание современного боевого корабля – это труд и интеллект многих коллективов и тысяч специалистов самых разных отраслей судостроения. И все же главную роль в проектировании корабля играет именно конструкторское бюро, творец инженерного сооружения. И Северное ПКБ уже на протяжении 70 лет успешно решает все поставленные перед ним задачи.

О ЧЕМ ПОЮТ ФРЕГАТЫ


Проекты бюро всегда опережали свое время – практически каждый из них становился вехой в истории не только отечественного, но и мирового военного кораблестроения, а заодно и визитной карточкой Северного проектно-конструкторского бюро. Сегодня в каждый новый проект, создаваемый уже не на кульманах, а с помощью самой современной компьютерной техники с применением системы автоматизированного проектирования, закладываются наиболее передовые технические средства и образцы вооружения. Всего за годы существования Северного проектно-конструкторского бюро по его проектам было построено около 500 кораблей и судов.

Северным ПКБ был спроектирован первый в мире корабль с противокорабельным ракетным оружием (в терминологии того времени «корабль с реактивным вооружением») – эскадренный миноносец проекта 57-бис (главный конструктор – Орест Якоб). Там же были созданы эскадренные миноносцы проекта 58 (главный конструктор — Владимир Никитин). Из-за огромной для своего времени ударной мощи после постройки они были переклассифицированы в ракетные крейсеры – абсолютно новый класс кораблей.

Большие противолодочные корабли проекта 61 (главный конструктор – Борис Купенский) стали первыми крупными боевыми надводными кораблями, на которых в качестве главной энергетической установки были применены газовые турбины. За характерный звук работающей на полной мощности энергетической установки они получили прозвище «поющие фрегаты».

Северное проектно-конструкторское бюро – это не имеющие аналогов в мире противолодочные корабли проектов 1134, 1134А, 1134Б (главные конструкторы – Василий Аникиев и Александр Перьков), 1155 и 11551 (главные конструкторы – Евгений Третников и Валентин Мишин) и «убийцы авианосцев» – ракетные крейсеры проекта 1164 (главные конструкторы – Александр Перьков и Валентин Мутихин). Инженеры бюро создали эскадренные миноносцы проекта 956, обладающие исключительной мореходностью, вооруженные противокорабельными ракетными комплексами и четырьмя 130-миллиметровыми универсальными артиллерийскими орудиями (главные конструкторы – Василий Аникиев и Игорь Рубис), и сторожевые корабли проекта 1135 (главный конструктор – Николай Соболев). В наши дни для российского флота строится созданный на их базе проект 11356.

И наконец – это гордость Военно-морского флота России тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 (главный конструктор – Борис Купенский). Последний в серии из четырех крейсеров «Петр Великий» (проект 11442) – флагман Северного флота.

В рамках гособоронзаказа ведутся работы по созданию принципиально нового эскадренного миноносца, разрабатывается документация по ремонту и модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» (проект 11442М), работы на котором осуществляет Севмаш.

ЧЕРНОМОРСКИЕ АДМИРАЛЫ

Сегодня бюро ведет работы по проектированию и обеспечению строительства и сдачи сторожевых кораблей и фрегатов проектов 11356 и 22350. Сторожевые корабли проекта 11356 (главный конструктор – Петр Васильев) строятся на заводе «Янтарь» Объединенной судостроительной корпорации. Головной корабль «Адмирал Григорович» передан в состав Черноморского флота 11 марта 2016 года.

Еще два корабля «адмиральской» серии – «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» – встанут в строй до конца 2016 года.

Основу ударного вооружения сторожевого корабля этого проекта составляет вертикальная пусковая установка, предназначенная для ударных ракет комплекса «Калибр». Также корабль вооружен 100-миллиметровой универсальной автоматической артиллерийской установкой, зенитным ракетным комплексом «Штиль-1» и двумя шестиствольными 30-миллиметровыми установками АК-630М. Противолодочное и противоторпедное вооружение представлено двумя торпедными аппаратами и реактивной бомбометной установкой.

Создание корабля велось с учетом технологии малозаметности Stealth (стелс-технологии). Кроме того, реализованы мероприятия по снижению акустической заметности и защите от оружия массового поражения.

Одна из особенностей корабля – его главная энергетическая установка. Она состоит из четырех газотурбинных двигателей, но спроектирована таким образом, что корабль может иметь ход при работе только одной турбины. Этим достигается высокая экономичность энергетической установки, увеличивается ресурс ее работы. В свое время решение о строительстве сторожевых кораблей этого типа вызвало неоднозначную реакцию. Ряд экспертов указывали на тот факт, что российский флот одновременно заказывает два типа сторожевых кораблей – 11356 и 22350. Однако на это есть объективные причины. Прежде всего сторожевые корабли проекта 11356 освоены отечественной промышленностью. Шесть кораблей этого проекта построены для военно-морских сил Индии и успешно эксплуатируются. Это в значительной мере позволило снизить риски при создании кораблей для отечественного флота. Следует учитывать и то, что эти корабли предназначены для Черноморского флота, в то время как фрегаты проекта 22350 спроектированы с учетом эксплуатации на Северном и Тихоокеанском флотах.

Фрегаты проекта 22350 (главный конструктор Игорь Шрамко) – корабли совершенно нового качества, технологии XXI века. Их серийное строительство осуществляется на Северной верфи. Фрегаты проекта 22350 стали первыми крупными надводными боевыми кораблями, заложенными на верфях России после распада СССР. Головной корабль «Адмирал флота Советского Союза Горшков» уже проходит государственные испытания. Фрегаты «Адмирал флота Касатонов», «Адмирал Головко» и «Адмирал флота Советского Союза Исаков» находятся в различной степени готовности.

Многоцелевой фрегат проекта 22350 оснащен самыми современными интегрированными комплексами и системами вооружения и обеспечивает высокоэффективное решение широкого круга боевых задач. При проектировании корабля широко внедрялись элементы стелс-технологии, обеспечивающей снижение уровня физических полей и соответственно заметности корабля в соответствующих диапазонах. Корабль оборудован высокоэффективными радиолокационными, оптико-электронными комплексами освещения воздушной и надводной обстановки, мощными гидроакустическими комплексами, боевой информационно-управляющей системой последнего поколения, современными интегрированными комплексами радиоэлектронной борьбы и постановки помех, а также комплексами связи.

В составе авиационного комплекса предусматривается размещение вертолета и запаса авиационного топлива. Корабль оснащен высокоэкономичной дизель-газотурбинной установкой. Управление ГЭУ, электроэнергетической и общекорабельными системами осуществляется комплексным блоком управления техническими средствами, оснащенным средствами обмена данными и являющимся элементом интегрированной системы управления кораблем.

При проектировании большое внимание уделено вопросам размещения личного состава. Мореходные качества фрегата позволяют ему нести службу в любых районах Мирового океана, но в первую очередь эти корабли предназначены для Северного флота.

СТАВКА НА МОДУЛЬ



Фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков». Фото предоставлено АО «Северное ПКБ»

Еще один принципиально новый проект, который реализуется для российского флота на Зеленодольском заводе им. А.М. Горького, – патрульные корабли дальней морской зоны проекта 22160 (главный конструктор – Алексей Наумов). Это первый российский корабль, спроектированный с применением модульной концепции вооружения. Часть его монтируется уже на стадии строительства и не меняется в течение всей службы. Зарезервированы площади и объемы, которые в ходе ремонта или модернизации можно использовать для размещения дополнительного вооружения. Кроме того, имеются специальные места под съемные модули различного назначения, которые в процессе эксплуатации можно менять в зависимости от решаемых задач. Габариты модулей специально подобраны под размеры стандартных морских контейнеров. В них может быть установлено самое разнообразное оборудование и вооружение: ударные ракеты, медицинские модули, противоминные и водолазно-спасательные комплексы и многое другое. Кроме того, на борту предусмотрен ангар для вертолета и запас авиационного топлива. Корабли проекта 22160 отличаются хорошей автономностью и мореходными качествами – при водоизмещении 2 тыс. т они будут иметь такую же мореходность, что и вдвое больший по водоизмещению фрегат проекта 11356.

МОРСКИЕ ГРАНИЦЫ

Северное проектно-конструкторское бюро по-прежнему создает корабли для российских пограничников. На судостроительной фирме «Алмаз» и Восточной верфи осуществляется серийное строительство пограничных кораблей проекта 22460 (главный конструктор – Алексей Наумов).

Семь кораблей: «Рубин», «Бриллиант», «Жемчуг», «Изумруд», «Аметист», «Сапфир» и «Коралл» – уже переданы пограничной службе, другие пять находятся в стадии строительства. Планируется заказ еще двух единиц серии. За создание проекта этого корабля группа конструкторов была отмечена Премией правительства Российской Федерации.

Вооружение состоит из одной 30-миллиметровой артиллерийской установки АК-306 и двух 12,7-миллиметровых пулеметов «Корд». Такой состав вооружения достаточен для выполнения задач, которые отводятся кораблям класса «Рубин».

Одна из главных особенностей проекта – расположенная в кормовой части взлетно-посадочная площадка для легкого вертолета типа Ка-226 или беспилотного летательного аппарата вертолетной схемы. Здесь же обустроен многофункциональный ангар с кормовым слипом, где может размещаться специальное оборудование или быстроходные жестко-надувные катера, предназначенные, например, для быстрой доставки досмотровой команды на судно-нарушитель. Все это существенно расширяет функциональные возможности небольших кораблей. Сегодня один корабль проекта несет службу на Каспии, четыре – на Черном море и два – на Тихом океане. Корабли класса «Рубин» по праву можно считать сторожевиками нового поколения. Они прекрасно зарекомендовали себя в ходе самых жестких испытаний.

3D-БУДУЩЕЕ


При разработке всех современных проектов активно применяется самая совершенная на сегодняшний день система автоматизированного трехмерного моделирования FORAN. Первые макеты трех помещений по этой технологии были выполнены на заказе 11356. Также были приобретены технологические модули системы FORAN, позволяющие производить раскрой металла для корпусных конструкций в автоматическом и полуавтоматическом режимах и получение карт-эскизов труб для автоматизированных трубогибочных станков.

Первый проект, выполненный с максимальной детализацией в 3D, – головной фрегат проекта 22350. Внедрение технологии 3D-проектирования и управления изменениями на базе 3D-модели позволило, например, сократить количество закупаемых материалов, снизить на порядок количество вопросов при постройке головного заказа, обеспечить рациональное и удобное размещение механизмов и систем в корпусе, высокую ремонтопригодность корабля, сжатые сроки его проектирования и высокие темпы строительства.

Для взаимодействия с заводом-строителем по различным вопросам разработана электронная книга вопросов и ответов. Формат обмена сообщениями позволил автоматизировать коммуникации и повысить оперативность принятия решений. В 2015 году реализован проект обмена проектными данными между бюро и заводом-строителем по защищенному каналу. Это позволило оперативной группе бюро на заводах в Северодвинске и Зеленодольске оставаться в едином информационном пространстве с конструкторами в Санкт-Петербурге. В дальнейшем это обеспечит возможность создания единой информационной среды с заводом-строителем.

УРОКИ ГЕОГРАФИИ

Отдельного внимания заслуживает тема внешнеторгового сотрудничества бюро с иностранными заказчиками. Начиная с 1957 года корабли, спроектированные в Северном проектно-конструкторском бюро, поставлялись Болгарии, Польше, ГДР, Египту, Индонезии, Финляндии и КНР. В их числе эсминцы проектов 30-бис (30БА, 30БК), 31 и 56А, а также сторожевые корабли проекта 50. Часть из них была построена в КНР по документации ЦКБ 53.

Особо следует отметить сотрудничество с Республикой Индией. Не будет преувеличением сказать, что создание надводного военно-морского флота Индии во многом заслуга специалистов Северного проектно-конструкторского бюро. В 1974–1976 годах бюро на базе отечественного проекта 61М разработало фрегат 61МЭ (главный конструктор – Александр Шишкин). Головной фрегат серии «Раджпут» был передан заказчику в 1981 году, а последний (всего пять кораблей) – в 1987-м. Корабли проекта 61МЭ сейчас проходят модернизацию, заключающуюся в их оснащении индийско-российским противокорабельным комплексом BrahMos, а также современными зенитно-ракетными комплексами.

По просьбе индийского правительства Северное проектно-конструкторское бюро совместно с представителями военно-морского флота определило состав вооружения и военной техники советского производства для установки на кораблях, проектируемых в Индии. На верфях заказчика при техническом содействии российской стороны были построены и сданы флоту корабли проектов 15, 15А, 16, 16А, 25 и 25А. C 1999 года Северное проектно-конструкторское бюро оказывало техническое содействие в создании индийскими специалистами корабля проекта 17. Передача головного фрегата Shivalik военно-морским силам Индии состоялась 21 апреля 2010 года. Подобные корабли станут основой индийского флота в первой половине XXI века. В конце 90-х была разработана техническая документация на новый фрегат проекта 11356 для индийского флота (главный конструктор – Вилиор Перевалов). Впоследствии индийским морякам были переданы две серии по три корабля в каждой.

В 1999 году военно-морским силам Республики Вьетнам был передан патрульно-сторожевой корабль проекта ПС-500 (главный конструктор – Валентин Мутихин). В 90-е, в крайне тяжелое для нашей страны время, все эти заказы сыграли огромнейшую роль не только для бюро, но и для отечественного судостроения в целом, позволив сохранить квалифицированные инженерные и рабочие кадры. Главная заслуга в этом принадлежит Владимиру Юхнину, в то время занимавшему пост начальника и главного конструктора Северного проектно-конструкторского бюро.

Создавали специалисты Северного ПКБ и основу военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая. В конце 80-х в этой стране начала разрабатываться военно-морская доктрина. Китай нуждался в современных технологиях, которыми он не обладал. Это касалось и военно-морской техники.

В 1999–2000 годах КНР были переданы два эскадренных миноносца проекта 956, доработанных по проекту 956Э (главный конструктор – Игорь Рубис). Первый корабль совершил беспрецедентный переход 13 морей и трех океанов. При этом вся техника вела себя безукоризненно. По результатам успешного сотрудничества в январе 2002 года был заключен новый контракт на поставку еще двух миноносцев проекта 956ЭМ (главный конструктор – Валентин Мишин). Корабли были построены и переданы китайскому флоту в 2005 и 2006 годах. В конце февраля 2001 года был подписан контракт на оказание технического содействия по установке комплексов вооружения и оборудования на китайские эсминцы проекта 052В. Тема получила название «968». На кораблях было применено большое количество систем, установленных на кораблях проекта 956, в связи с этим на Западе его окрестили «китайским современным». Сотрудничество было завершено в 2005 году. Корабль проекта 052В стал платформой для проектирования уже китайского миноносца проекта 052С. В апреле 2002 года было подписано межправительственное соглашение и контракт на оказание технического содействия по установке российского оборудования на китайские эсминцы проекта 051С.

В 2004–2005 годах по заказу Казахстана бюро разработало проект катера-снабженца проекта 22180 (главный конструктор – Алексей Наумов), предназначенного для доставки грузов и персонала на буровые платформы Каспия.

СИЛЬНОЕ ЗВЕНО


Наряду с проектированием кораблей для военного флота Северное проектно-конструкторское бюро продолжает разрабатывать проекты судов для гражданского флота.

В настоящее время наиболее перспективной и наукоемкой работой в этом направлении стало создание проектов судов для перевозки сжиженного природного газа. Выполнен технический и концептуальные проекты газовозов различной вместимости с использованием разных систем хранения груза (главный конструктор – Дмитрий Киселев). Корабли, созданные конструкторами бюро, несут свою нелегкую службу на всех флотах Мирового океана и достойно обеспечивают обороноспособность России.

Являясь одним из существенных звеньев в структуре Объединенной судостроительной корпорации, Северное проектно-конструкторское бюро поддерживает и разделяет ее план по дальнейшему развитию отечественной судостроительной отрасли, интенсификации технического прогресса в области морских вооружений и становлению России как великой морской державы.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    30 апреля 2016 07:52
    С такой славной историей и заказали "Мистрали" за границей?! Не понимаю! Могли спроектировать и построить даже лучше французов-я уверен !
    1. +10
      30 апреля 2016 08:49
      Северного ПКБ - не работает по кораблям такого типа например. Это удел Невского.

      БДК Тапир - отмечают 50 летие в рейсах. Саратов вот в августе 50 лет отмечает.
      775 - также интенсивно бьют ресурс, причем в составе сводной группы со всех флотов по ротации. Более того, Северные БДК первой серии постепенно разваливаются.
      Иван Грен - устарел на стапеле, изначально дешевый, быстрый, на замену Тапиру, он стал долгим, дорогим, с неудачной ГЭУ (последние задержки из-за нее, даже в заводской газете написали, что дизеля уральские на комиссии поднимали), с меньшей фактической перевозимой емкостью чем заменяемый Тапир (у тапира, вся верхняя палуба грузовая с краном, а у Грена только между надстройками на 6 машин или 4 контейнера).

      При этом, даже Алжир с Перу, не говоря про Турцию и прочие морские сверхдержавы переехали на УДК/ДКВД.

      А прогресс не стоит на месте, сейчас есть разные УДК/ДКВД, как для больших любителей экспедиционных операций, уровня Кенберы или того же Мистраля, так и для поменьше, даже для бомжей уровня Филиппин сделали взрослый ДКВД на батальон морпехов - 2 больших ТДК, 2-3 вертолетные площадки с 4-6 вертолетами (правда легкими), двухъярусной грузовой палубой и все это за 45 миллионов долларов!
    2. +1
      30 апреля 2016 09:32
      ДА ПРОСТО ПОЧЕМУ СЕРДЮКОВ НЕ В ОТВЕТЕ???????????
    3. +8
      30 апреля 2016 10:27
      Цитата: Серый 43
      С такой славной историей и заказали "Мистрали" за границей?! Не понимаю!


      Далеко не полный список, только те, что на ум пришли:
      Варяг;
      Новик;
      Ташкент;
      Таллин/Петропавловск;
      БДК пр 775...

      Ни в Российской Империи, ни в СССР не "стеснялись" покупать корабли за границей.

      Цитата: Серый 43
      Могли спроектировать и построить даже лучше французов-я уверен !


      На чем основана Ваша уверенность? Сейчас единственная хорошо освоенная серия это "Буяны" по 900 тонн водоизмещением... 11356 и 22350 с большим "скрипом" и то пока турбины есть...

      Мистрали не сильно сложные корабли. Комбинированный РО-РО и лихтеровоз, но здесь были важнее СРОКИ и технологии строительства + БИУС. Ну и на бонус, пожалуй, азиподы которых у нас еще не делают.
      1. 0
        30 апреля 2016 10:39
        Цитата: Seaman77
        Далеко не полный список, только те, что на ум пришли:
        Варяг;
        Новик;
        Ташкент;
        Таллин/Петропавловск;
        БДК пр 775...
        Ни в Российской Империи, ни в СССР не "стеснялись" покупать корабли за границей.

        Это Вы о каком из "Новиков"? Видимо о крейсере погибшем в руско-японскую.
        1. +3
          30 апреля 2016 10:52
          Цитата: svp67
          Это Вы о каком из "Новиков"? Видимо о крейсере погибшем в руско-японскую.

          Эта серия проектировалась в Германии. Часть кораблей строилась немцами, часть в России. В Русско-японской, если не ошибаюсь, участвовали Жемчуг и Изумруд. Писал без «википедии», могу ошибаться поправьте если что...

          кстати

          Семь кораблей: «Рубин», «Бриллиант», «Жемчуг», «Изумруд», «Аметист», «Сапфир» и «Коралл»
          1. 0
            30 апреля 2016 10:54
            Цитата: Seaman77
            В Русско-японской, если не ошибаюсь, участвовали Жемчуг и Изумруд.

            Ошибаетесь. Крейсер "Новик" - ГЕРОЙ Русской Порт-Артуровской эскадры.
            1. +2
              30 апреля 2016 11:12
              Цитата: svp67
              Цитата: Seaman77
              В Русско-японской, если не ошибаюсь, участвовали Жемчуг и Изумруд.

              Ошибаетесь. Крейсер "Новик" - ГЕРОЙ Русской Порт-Артуровской эскадры.


              Спасибо за поправку. drinks
              Кстати эсминцы "Новики", тоже немцы строили.
              1. +1
                30 апреля 2016 11:20
                Цитата: Seaman77
                Кстати эсминцы "Новики", тоже немцы строили.

                Вот тут Вы не правы. Эти корабли нашей постройки.
                1. +3
                  30 апреля 2016 12:05
                  Цитата: svp67
                  Цитата: Seaman77
                  Кстати эсминцы "Новики", тоже немцы строили.

                  Вот тут Вы не правы. Эти корабли нашей постройки.


                  Корпус - совместное творчество. Турбина - немецкая. Вооружение наше.

                  Именно из-за "совместного творчества" немцы ещё свои "Новики" строили.
    4. 0
      30 апреля 2016 21:29
      Да всё нормально получилось - проектную документацию получили и деньги вернули!
  2. 0
    30 апреля 2016 08:25
    Славных корабелов "над водников" вспомнили - это хорошо, но неполный список почему - то? А так, в целом, хорошая пропогандистская статья для заводской многотиражки "Корабел"!
  3. 0
    30 апреля 2016 09:40
    Несмотря на целенаправленное разрушение ВПК России в течении последних десятилетий, в нашей стране сохранилась и развивается отрасль, которая делает страну великой морской державой...
  4. 0
    30 апреля 2016 10:17
    Со всем согласен, кроме дифирамбов foran. Да, это мощная программа с серьезным потенциалом, но она настолько сырая и неудобная...
  5. 0
    30 апреля 2016 10:26
    На взгляд чайника,неправильной выглядит идея создать сбалансированный корабль в классе корвет или фрегат. Данные корабли выглядели бы более эффективными, заточи конструкторы их под решение задач пво. Для ударных задач создав отдельный подвид судов.
  6. +1
    30 апреля 2016 10:47
    В 80-х годах производились корабли проектов 956,1155,1164,1144. К тому времени все они уже не отвечали современным требованиям. Они уступали "Арли Беркам" и "Тикондерогам". Наши корабли практически не имеют модернизационных возможностей. В то время уже пошла концепция, что нужна универсальная ПУ для разных типов ракет, т.е. корабль должен быть многоцелевой, на этих кораблях этого нет. В США уже ставят ФАР, у нас всё ещё многотонные вращающиеся антенны РЛС. Такие технология ещё в то время начали устаревать. Россия только сейчас к этому еле подходит. Пр. 22350 более менее современный корабль, если качественно сделан, но он один и строили его 10 лет. Пр. 11356 уже устарел с закладки киля.
    Вот картинка американца для прикола.
    1. +4
      30 апреля 2016 11:28
      Цитата: ametist415
      Наши корабли практически не имеют модернизационных возможностей.


      Тогда каким образом они проходят модернизацию сейчас??? Прежде чем ответить, поясните, что в вашем понятии "модернизационные возможности"?

      В то время уже пошла концепция, что нужна универсальная ПУ для разных типов ракет


      Именно поэтому сегодня они разрабатывал свои новые ракеты под свою старую ПУ.

      Вот картинка американца для прикола.


      Зачем она мне? request Я их "в живую" видел...
      1. 0
        30 апреля 2016 19:41
        Мне тоже непонятно за "картинку". На ней что? Чудо техники 21 века? Как определили?
        1. -1
          30 апреля 2016 21:22
          Картинка, просто прикол. Когда американцы спускали "Тикондерогу" они плакат повесили, типа Горшков трепещи, ИДЖИС в море, но той картинки я не нашёл, поэтому эту разместил.
      2. Комментарий был удален.
    2. +1
      30 апреля 2016 11:38
      Это чем они уступали?
      ФАР стояли и у нас-учите мат.часть.
      Про модернизацию-мягко скажем-вы не правы.
    3. +4
      30 апреля 2016 18:18
      Ну, в чем, уважаемый, они уступали? К примеру, пр. 1155? Это корабль совершенно другого предназначения, чем американские. Основная задача которого - это противолодочная борьба. И, для этой цели он был оснащен лучшим, что было в нашей военно-морской науке и нашем судпроме. Кстати, когда в 1991 году один из таких кораблей был с дружеским визитом в американском Мейпорте (бпк "Симферополь", ныне "Североморск"), американские офицеры на вопрос - подобные корабли
      лучше, советские или американские, честно отвечали "фифти-фифти". Поэтому, уважаемый, лучше помолчите. Противно слушать и читать комменты таких военспецов. Мне лично пришлось принимать участие в работе госкоммисии по приемке головного корабля БПК "Удалой" в 1980 году. Хотел бы отметить, поскольку статья посвящена СПКБ, отношения к нам, флотским офицерам, главного конструктора корабля Валентина Петровича Мишина. Очень грамотный, очень скромный, но предельно внимательно прислушивался ко всем нашим замечаниям и пожеланиям и реагировал на них чрезвычайно быстро. И практически все было реализовано по ревизии. Хотя, корабль был принят с 22 совместными решениями Минсудпрома и ВМФ, но это не вина СПКБ, и , тем более главного конструктора. Кстати, именно эти корабли составляют сегодня костяк нашего океанского флота.
      1. +1
        30 апреля 2016 21:11
        американские офицеры на вопрос - подобные корабли
        лучше, советские или американские, честно отвечали "фифти-фифти"

        Ну это они из вежливости. В моём коменте всё понятно расписано. Корабль должен быть многоцелевой, если он какой-то другой, типа ПЛО или ещё какой-то, то такие корабли считаются устаревшими с 80-х годов. В штабе перед выходом в море корабля решают каким ему быть в зависимости от типов ракет, которые загружены в УПУ. Сегодня он ПВО, завтра ПЛО, или комбинации и т.д. Россия только сейчас что-то подобное пытается делать, но пр. 22350 не достаточный, нужны эсминцы с большим количеством универсальных ВПУ(около 100) и водоизмещением ок. 9 тыс. т.
        Я гражданский штурман и знаю известную штурманскую поговорку-шутку кого в море нужно боятся(дурака, рыбака и военного моряка). Конструктора концепцию современного корабля должны были понимать, тут ещё политика замешана, когда строятся специально устаревшие корабли, а деньги и время тратятся. Многие военные моряки, офицеры и адмиралы в этом ещё не разобрались.
        В общем надводный флот СССР был на уровне в 60-70-х годах. "Тикондерога" вступил в строй, пошло отставание. Чуть не забыл, ещё АВ нужен, только не фуфло типа пр. 1143, а такой как CVN-78, тоже многоцелевой.
        1. +3
          30 апреля 2016 22:24
          Цитата: ametist415
          Корабль должен быть многоцелевой

          И чем же проекты 956,1155,1164,1144 не многоцелевые?????? У них нет ПВО, ПЛО, или средств борьбы с «тикондерогами»???
          Единственно в чем они уступают американцам, это ракеты для работы по суше (те самые «калибры»).
          Да и вообще почему Вы решили, что амеровские «многоцелевые» Берки, будут лучше выполнять задачи, скажем пло, чем наши БПК???

          Цитата: ametist415
          Я гражданский штурман

          Вы на каком типе судов работаете? Почему в гражданском флоте нет «многоцелевых» контейнеровозов-газовозов и т.д.??? Ведь если судно сможет сразу ВСЕ возить, это сколько же денег можно заработать....

          Цитата: ametist415
          Конструктора концепцию современного корабля должны были понимать, тут ещё политика замешана, когда строятся специально устаревшие корабли, а деньги и время тратятся. Многие военные моряки, офицеры и адмиралы в этом ещё не разобрались.

          Спасибо, что открыли всем глаза....
          1. +1
            1 мая 2016 19:19
            "Вспоминаю как утречком раненько" на БС "Осмотрительный" (956) "работали" в Масс ау прямо из 4 *132 стволов по бегущим с "калашами" эфиопами "твою эфиопскую мать", после того, как эти чернож... обезьяны обстреляли наш танкер "Олекма"? Ну я Вам скажу, может 956 и не "многоцелевой" и по побережью не работает, но руки-ноги метров на 20-30 вверх и во все стороны летали! Может, гравитацию отменили?
    4. 0
      30 апреля 2016 18:18
      Ну, в чем, уважаемый, они уступали? К примеру, пр. 1155? Это корабль совершенно другого предназначения, чем американские. Основная задача которого - это противолодочная борьба. И, для этой цели он был оснащен лучшим, что было в нашей военно-морской науке и нашем судпроме. Кстати, когда в 1991 году один из таких кораблей был с дружеским визитом в американском Мейпорте (бпк "Симферополь", ныне "Североморск"), американские офицеры на вопрос - подобные корабли
      лучше, советские или американские, честно отвечали "фифти-фифти". Поэтому, уважаемый, лучше помолчите. Противно слушать и читать комменты таких военспецов. Мне лично пришлось принимать участие в работе госкоммисии по приемке головного корабля БПК "Удалой" в 1980 году. Хотел бы отметить, поскольку статья посвящена СПКБ, отношения к нам, флотским офицерам, главного конструктора корабля Валентина Петровича Мишина. Очень грамотный, очень скромный, но предельно внимательно прислушивался ко всем нашим замечаниям и пожеланиям и реагировал на них чрезвычайно быстро. И практически все было реализовано по ревизии. Хотя, корабль был принят с 22 совместными решениями Минсудпрома и ВМФ, но это не вина СПКБ, и , тем более главного конструктора. Кстати, именно эти корабли составляют сегодня костяк нашего океанского флота.
  7. +2
    30 апреля 2016 11:36
    Неплохая статья. Только не хватает фото построенных кораблей и мало-мальских схем проектов....
  8. +3
    30 апреля 2016 19:17
    Конечно. статья получилась оптимистично - бравурная, можно сказать "сладенько юбилейная"! На мой взгляд, не хватает нескольких трагичных или трагикомичных историй, подчеркивающих, что "пройденный путь был тернист и труден"? Ну например, начались ходовые испытания нового ЭМ пр.57 - бис, а заявленные 37 узлов полного хода не дает, только 35,5 -35,6!? И вот главный конструктор Якоб, "без пяти минут уже в "шарашке" или еще дальше" принимает крайне рискованное, но нестандартное решение - ВЫРЕЗАТЬ В КОРМЕ, в районе винта - рулевой группы "окно" из бронестекла, чтобы лично наблюдать кавитацию и срыв потока при обтекании обводов корпуса корабля? Что проектанты пережили, один Бог знает, но причину "недостатка полного хода" успешно устранили, дав 37, 21 !!! Ну и вместо нар получили Сталинскую премию! А из совсем трагических - убийство главного военпреда сразу же после спуска на воду ТАРК "Киров" пр.1144 в Ленинграде. Пожелаем корабелам России успехов и творческих побед! Пусть современные творцы кораблей с честью и гордостью несут высокое звание КОРАБЕЛЫ РОССИИ!
  9. +2
    30 апреля 2016 20:58
    При всём моём уважении к проекту 22350 Горшков опорной точкой в мировом океане ему не стать. Боекомплекта в 16 универсальных КР не хватит ни на что. И даже 24... 15 минут боя и - чесать во-свояси. Вот 11442М с 80 универсальными КР - точно станет. И эсминец Лидер - станет, если на его борту будет не менее 60 универсальных КР. Поэтому хорошо, что будут фрегаты проекта 22350, но ставку надо делать на Лидера при максимальном продлении сроков имеющихся крейсеров проектов 1164 и 1144. Лидер и должен прийти им на смену, причём в большем количестве, чем было кораблей по этим проектам...
    Ну и по УДК. Без таких универсальных, командных кораблей невозможно в принципе рассчитывать на возможность закрытия района мирового океана от проникновения посторонних сил. На УДК должна базироваться батальонная ударная группа с командованием эскадрой. Это должен быть корабль побольше Мистраля.
    Под водой ставку надо делать на Бореи, Ясени и Калины. Бореев надо штук 15, т.е. точно - не менее 12. Ясеней - 30, но скорей всего - часть будет за Хаски. Ну и Калин нужно тоже под 30. Калины - это наш Джокер, который может решать стратегические задачи, маскируясь под скромного прибрежного защитника. Аналогичная роль отводится и МРК, которые надо непрерывно выпускать.
    1. +1
      30 апреля 2016 22:13
      Ещё АВ нужен, 100 тыс. тонн водоизмещения, атомный и с катапультами. Три корпуса, один в ремонте, два служат, а также соответствующие сухие доки, современные базы, удобные военные городки для проживания военнослужащих и т.д. Ещё очень важный момент, это воспитание морского духа. США потратили на воспитание морской нации около 70 лет. В России большинство думает, что мы сухопутная держава, т.е. чтобы всё это было ещё очень много времени пройдет, может 100 лет.
      1. 0
        30 апреля 2016 22:38
        Насчёт авианосца я не уверен: чтобы построить один борт, первый, надо около $15 ярдов при том, что годовой бюджет МО на вооружения составляет около $35 ярда... Да и ему нужен эскорт из тех же Лидеров и 22350, не говоря о ПЛ. Пока такие траты неподъёмны, т.к. могут тормознуть всю программу перевооружений. Вот на период после 2023, когда основная часть ГПВ будет сделана, тогда и посмотрим.
  10. 0
    30 апреля 2016 22:15
    А у пограничников Вы спросили? Время Вы опередили... по освоению денег.
  11. 0
    30 апреля 2016 22:23
    Создание корабля велось с учетом технологии малозаметности Stealth (стелс-технологии).
    ==
    Мы как бы в курсе. Цифирек нет? На диплом не тянет.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»