Military Review

Holland Russian soldier

16

It was in Russia that he met his wife Irina, and named his newborn son Dmitry, in honor of the son of the first Soviet soldier whom he found.


Back in 1998, the editor of the Amersfor newspaper "Amersforte Courant" in the Netherlands asked one of his journalists to find relatives of Soviet soldiers who died in Holland during the Great Patriotic War, buried in the city of Amersfoort. The young sports correspondent Remco Reiding took up this business. By that time, he had already been to Russia and, literally, fell in love with our country, so this task aroused hot interest in him.

First of all, Remko was faced with the fact that little is known about the “Soviet Field of Fame”. The search was made difficult primarily by the fact that in the local archives, for some reason, the names of the deceased were indicated in Latin. He picked up documents, archives, found the sources of the necessary information. Now he is perhaps the only person in the world who knows almost everything about the “Soviet Field of Glory” in the city of Amersfoort.

Cemetery "Soviet Field of Glory" in the Netherlands was officially opened on November 18 1948 of the year. The 865 of our soldiers, each of whom has its own gravestone, is buried there. Some of the gravestones contain only the number and the inscription “Unknown Soviet Warrior”, but most still have names, and sometimes dates. Most of these people are considered missing in Russia and the former countries of the Soviet Union. Thanks to the search for enthusiasts from this list are no longer missing.

The main difficulty was that there were almost no documents left where the address would be, the name of relatives or some other thread that could lead to relatives in the homeland of the deceased.

At first, even intensive work with archives, lists and military documents did not bring any fruit. More than once the young correspondent dropped his hands, more than once he asked himself why he was doing this. But, being a stubborn man, not abandoning even the most difficult unfinished business, he continued out of sports habit - to bring everything to its logical conclusion. He made inquiries to the governments of the Netherlands, Germany, Russia, the military departments, tried to attract people in his own home, in the Netherlands. Until finally, in February, 2000 did not find the first family, relatives of Vladimir Batenko from the city of Yalta. And, perhaps, it was only then that Remco Reiding realized at 100 percent that his work was not in vain and, moreover, the results were worth all this effort. And he also understood that this task had long ago outgrown for him a kind of commitment to this world. A commitment that he perceives as his mission on Earth.

Following the first family of the deceased, the second family was found. There in Ukraine, but in Alushta. And Remko went to Ukraine to bring the long-awaited news of the missing soldiers in the family. During the month stay in Russia and Ukraine, Remko has accumulated a lot of interesting information and materials. And then he decided to publish a special supplement to his newspaper, in which he placed articles about the cemetery, his stories, their research and the first happy results.

The release of this supplement to the newspaper aroused interest in the "Soviet Field of Glory" and the work of Remco from other residents of the Netherlands. Volunteers appeared, the authorities stepped up the search, residents of the city of Amersfoort began to visit with a blessing a beautiful, well-kept cemetery of unknown, unfamiliar Russian soldiers.

Soon another, but really unexpected success - in the archives of a hospital in Germany, Remko found a whole stack of “Burial certificates”, where there were names from his list. It was so possible to find out the addresses: the truth is, there were not many of them. And it was a rare good fortune.

It should be noted that, even at the beginning of his search, all those buried in Amersfoort were divided into three groups.

The first group: deceased prisoners of war of the Amersfor concentration camp - 101 people.

The date is set when the first Soviet soldiers hit this camp - this is 27 September 1941 of the year. They were brought here in cattle cars.

The Germans wanted to show to civilized Europeans as a propaganda campaign what kind of "beasts" these Russians were and therefore for this purpose they chose a 101 man with a narrow cut of eyes, as the researchers suggest, these were military men called up from Uzbekistan. Thus, the Germans wanted to sow panic and disgust among the local population towards the Russian soldiers. And it turned out the opposite.

When, after two weeks of transportation, their hungry people were driven across the city to the camp, the residents of the Dutch town really were horrified by what they saw: some of them tried to transfer bread, water or fruit, but the German guards were not allowed to do that. And the horror in the hearts of people was not from prisoners of war, but from what kind of monsters turned out to be the German liberators, who used batons to beat emaciated, exhausted people.

Within five months, in less than a year, 24 people died from exhaustion, illness and bullying. And on 9 on April 1942, the remaining 77 soldiers were taken to the field, promising to be sent to another camp, and shot without giving a reason. The German propaganda machine broke down: the Dutch showed extreme disapproval of the inhuman attitude towards the prisoners.

According to eyewitnesses of the tragedy, they were shot in groups of four people. Just did not want to drive the prisoners to another camp. Bodies dropped into a common pit. Now on the spot of execution in the forest belt there is an obelisk - a stele, which the locals also call the “Russian monument”. The names of all the prisoners are not known, and there is no hope to ever know them.

Dutch journalist was able to find live witnesses. He met with Gerring Kleinfeld, a police officer. Together with his colleagues, Kleinfeld interviewed hundreds of witnesses. Their stories were combined into a general interrogation record. At home in Doorné Kleinfeld keeps several copies of the protocols, but the evidence of the prisoners and camp staff is probably much more.
"And about the Russians, too, of course," says Kleinfeld, smoothing his hand with neatly combed up gray hair.

Speaking on his favorite topic, Kleinfeld does not tolerate objections and claims that among the prisoners who were shot were war correspondents, although information about this could not be obtained.

Some sources say about a hundred Russians sent to the camp, others report about one hundred prisoners of war.

"One hundred and one. This is an exact figure, says Kleinfeld. “We exhumed so much of the remains of the victims.”

Despite his venerable age, he is a wrestler. Now he is completely absorbed in the creation of a worthy memorial at the camp site. It is unbearable for him to think that the POW camp has not taken its proper place in history. Where there were the mass graves of the prisoners of the concentration camp, including the Russian soldiers, which he excavated, based on the testimony of the arrested camp commander Karl Berg, there is now a golf course.

And people come to honor the memory only to the place of execution of 77 prisoners, which is in a completely different place.



Every year, exactly at half past five in the morning - this is the time of the shooting - many activists come here and light exactly 77 candles in memory of the dead Soviet soldiers. Sometimes a cello plays here, and relatives of the victims come in hopes of finding their loved ones.

Local resident Wanda Dijkstra has been a trustee of one of the gravestones (the name given to people who care for graves) for many years has thought how hard it was for mothers who lost their children or husbands and do not know that they found their last refuge here in a quiet Holland. And here is what she wrote:

“I think you are as old as I am.” Maybe you wear a scarf. Maybe you have grown a beautiful daughter who fills you with pride. Maybe you have more than one child. Maybe you also have a son who has his own children and he called one of them in the name of his grandfather who went to war. He will never return from hell. And no one will ever know how he died. But we know. This place is in the forest, far away from Holland. You don't know what 9 was April 1942 of the year, but I can tell you everything, because I know his name. I do not know who he was, and I do not know who you are. But I'm here for him, for your grandmother, for you. He is not forgotten. I light a candle for him and put more 76 candles in memory of the other dead. I want it to be known there, in far Uzbekistan. Your grandfather died here, and I think about him.

The second group consists of soldiers re-buried from October 1947 to May 1948 from the American cemetery located in the Dutch city of Margraten - 691 people. At the end of the war, a prison hospital was located in the village of Lüdenscheid, Germany. Most of the soldiers were sick with tuberculosis and, not having survived (sometimes a few days before Victory), died in the spring of 1945. These “burial certificates” were the initial source of the search. Our soldiers who were dying there were buried in the nearest cemetery, which was originally American and was located in the city of Margareten. Two years after the war, the American authorities began to put in order the burial places of their compatriots. It was then that a decision was made to re-bury all the warriors of other nationalities in the cemetery, where there are graves of the dead from these countries. So the place of reburial for the Soviet soldiers was chosen as the city of Amersfoort.

The third group is 73 people, reburied from different places in the Netherlands.

When the research work in the Netherlands began to clear up, the journalist first turned to the Russian government. The administration of three Russian regions at once rendered effective assistance: the Rostov and Belgorod regions of the Krasnodar Territory. In the Rostov Region, we managed to track down the relatives and friends of the three dead. A Dutch journalist went to them. He was to visit: the city of Kamensk-Shakhtinsky, Taganrog and the village of Sinyavskoye Neklinovsky district. At the same time in a short time and without knowledge of the Russian language.

It is hard to say how an enthusiast from Holland would solve this problem if the search engines from the Rostov regional club “Memory-Search” and the committee on youth policy of the Rostov region again did not help him. They contacted the relatives of the victims, found a transport and an interpreter.

First, Remko went to the city of Kamensk-Shakhtinsky. His sister and niece of Konstantin Khodyakov who died in 1945 year were waiting there. Kostya was taken to the front from a military school in 1942 year. He just turned 18 years. On the way to war, he drove home for a few days. This was his last meeting with his mother and sister.

When in August last year my sister got a call and was told that her brother’s grave had been found, she could not even believe that after so many years this was possible. And so she met with Remco Reiding, a Dutchman, who found her and brought sad information, the truth about Kostya's fate.

The second address is Taganrog. Found a cousin of Konstantin Pilyuchenko, who died of tuberculosis in February 1945, in the village of Vlodron in the Netherlands. He was 20 years old.

The last stop in the Rostov region was the village of Sinyavskoye Neklinovsky district. Here, for many years, the news of Peter Belyansky were awaited for his three children: two daughters and a son. And then, finally, they waited.

It is noteworthy that almost every year the names of unknown soldiers become known.

In 2003, Remco Reiding received an award from the Ministry of Defense of the Russian Federation "For active search work." In 2015, Russian President Vladimir Putin sent a letter of thanks to Remko Raiding on the eve of 9 May celebrations for his great, painstaking work, thanks to which the names and names of 200 soldiers are known today.

So Muscovite Lydia Petukhova learned that her father, Red Army soldier Tikhon Salnikov, who was considered missing, was also buried in Holland. Remco also managed to find his relatives. They did not receive any messages from their father from the front. Daughter does not remember her father: she was born in 1938 year, and he went to the front in June 1941 year. He was captured in July 1941 of the year, died of 17 tuberculosis in May of 1945. And although on the tombstone is the name of Shal'nikov, despite this mistake, the Dutch search engine was still able to find out about another soldier’s fate.

It is noteworthy that the fate of Remco turned in an amazing way, thanks to the longtime task of the editor in 1998 year. Almost the day before, he buried his mother and was in deep despair, which unwittingly pushed him to commit suicide, and he thought about it seriously, but the real thing, suddenly, radically turned his view of this life. He realized that he bears much greater responsibility than he assumed and is responsible not only for his life, but also for those unknown people who have been waiting in their homeland for years and do not fully believe in their death in the most brutal war of the XX century.

An excerpt from the book by Remco Raiding:
"Thursday. Morning. Not just Thursday morning. Today, 4 May 2000, Holland recalls the unfortunate who died during World War II.

At the grave of Vladimir Botenko is a short man with silver-gray hair. The man slightly bows to a stone on which the name of his father is carved in Cyrillic. Today, on Thursday, after so many years of hope, they are together again.

Almost fifty-nine years ago, at the recruiting station, the father kissed his son goodbye, and now Dmitry Botenko is standing at his grave. He does not hold back tears. For the first time since Dmitry found out that his father was found, he, always so seasoned, cannot cope with himself.

“God, what a nightmare you had to go through,” Dmitry says to the father with pain and diligently wipes the gravestone with a handkerchief.

Dmitry brought some land from his mother’s grave in Yalta and now lovingly scatters it around Vladimir’s stone. Then he fills the empty bag with Lesden land to take to the grave of Alexandra. Soon this woman, who had waited for her beloved husband to return in vain for years, will rest, as it were, in the same land in which Vladimir lies.

I look at him a little distance, tears coming to my throat. For the sake of this moment alone, it was worthwhile to endure all the perennial difficulties. For the first time on the Soviet Field of Glory in Losden, a living relative of one of the 865 tortured Soviet soldiers stands. Son at the grave of his father. Who could have believed it a couple of years ago? ”
Author:
16 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Aaron Zawi
    Aaron Zawi 4 May 2016 06: 36
    +34
    Noblest work. While people remember, he is alive.
    1. dkflbvbh
      dkflbvbh 4 May 2016 10: 31
      +18
      A bow to people doing this kind of work ...


      Not everyone else has brainwashed with gamepads ...
    2. starshina78
      starshina78 4 May 2016 19: 00
      +3
      By God! To tears ! Lord Give this person long life and good health so that he can do his work for a long time !!!
    3. siberalt
      siberalt 28 September 2016 10: 16
      0
      I agree, because unconsciousness is a clinic, and a man without a past is an alien.
  2. EvgNik
    EvgNik 4 May 2016 07: 18
    +10
    Quote: Aron Zaavi
    Noblest work.

    I agree, Aron. Remembering the past is the foundation of the basics. A man (with a capital “Man”) has done such a job, we can say that he accomplished the impossible. More and more convinced that such people on Earth are still the majority.
  3. parusnik
    parusnik 4 May 2016 07: 23
    +8
    ... Thanks, Polina ..
  4. Vladycat
    Vladycat 4 May 2016 07: 28
    +6
    And all the same, no tolerant democracy can (although it tries) to destroy human principles in people. It can be seen that a person acts from the heart, and this is such a thing against which, "new owners" have nothing to oppose.
  5. V.ic
    V.ic 4 May 2016 08: 56
    +7
    Indeed, thanks to Polina, for the article about other people living and working where we are described as the fiends of hell, shooting down Boeings, bombing hospitals in Syria ... However, there are people there who empathize with our tragedy more than 70 years ago. May God grant them patience in their noble work! Still, not all fagots and fascists in Europe, there are also normal people ... and this is encouraging!
  6. 70BSN
    70BSN 4 May 2016 09: 14
    +5
    Good man ..... thanks to him for his work !!!
  7. ydjin
    ydjin 4 May 2016 09: 30
    +11
    Thanks Remko! Thanks Pauline, moved to the core! Eternal memory to the fallen ...
  8. Приговор
    Приговор 4 May 2016 11: 11
    +2
    How many graves of our soldiers throughout Europe? A low bow to the Dutch engaged in such noble and necessary work.
    Although, in Europe there are other people. Destroying Soviet monuments and spitting in memory of the dead. Poles and Baltic states.
    How this relates, each of us must decide for himself.
    1. saygon66
      saygon66 4 May 2016 14: 20
      +2
      - In fairness: Not everywhere in Poland there is a negative attitude to monuments ... I saw memorials in Braniewo and Elblлонg ... Everything is clean and well-groomed ... Kaliningrad bikers go to Braniewo every year - they don’t get any obstacles in this.
  9. aleksandrs95
    aleksandrs95 4 May 2016 17: 09
    +2
    Remko you are a great man, thank you for being. You are an example to all of us living, to remember.
  10. ovod84
    ovod84 5 May 2016 05: 55
    0
    Tears flow in my eyes. Thanks for the article and many thanks to the Dutch.
  11. RuslanD36
    RuslanD36 5 May 2016 10: 35
    0
    40 Dutch volunteers fought on the Reich side.

    Not everything is so great ... But I'm glad that there are people who are now doing the right thing.
  12. Forester
    Forester 6 May 2016 14: 40
    +1
    It would be more modern Europe such people as Remko.

Голландии русский солдат

Голландии русский солдат

Именно в России он встретил свою жену Ирину, а своего новорождённого сына назвал Дмитрием, в честь сына первого советского солдата, которого он отыскал.

В далёком 1998 году редактор Амерсфорской газеты "Амерсфорте Курант" в Нидерландах дал одному из своих журналистов задание - найти родственников советских воинов, погибших на территории Голландии в годы Великой Отечественной войны, похороненных в городе Амерсфорте. За это дело взялся молодой спортивный корреспондент Ремко Рейдинг. К тому времени он уже побывал в России и, буквально, влюбился в нашу страну, поэтому такое задание вызвало в нём горячий интерес.

В первую очередь Ремко столкнулся с тем, что о «Советском поле славы» вообще мало что известно. Поиски затруднялись в первую очередь тем, что в местных архивах почему-то фамилии погрёбённых были указаны на латинском языке. Он поднял документы, архивы, нашёл источники нужной информации. Теперь он, пожалуй, единственный человек в мире, который знает о «Советском поле славы» в городе Амерсфорте практически всё.


Кладбище «Советское поле Славы» в Голландии было официально открыто 18 ноября 1948 года. На нём захоронено 865 наших солдат, каждый из которых имеют собственное надгробье. Часть надгробий содержит лишь номер и надпись «Неизвестный Советский воин», но большинство всё же имеет фамилии и имена, а иногда и даты. В большинстве своём эти люди считаются в России и бывших странах Советского Союза – без вести пропавшими. Благодаря поискам энтузиастов из этого списка перестают считаться без вести пропавшими.

Основная трудность состояла в том, что почти не сохранилось документов, где был бы адрес, фамилия родственников или какая-нибудь другая ниточка, способная привести к родственникам на родине погибшего.

Первое время даже усиленная работа с архивами, списками и военными документами не приносила никаких плодов. Не раз у молодого корреспондента опускались руки, не раз он сам себя спрашивал, зачем он занимается этим. Но, будучи человеком упорным, не бросающим даже самое трудное дело незавершённым, он продолжал по спортивной привычке – доводить всё до логического завершения. Делал запросы в правительства Нидерландов, Германии, России, в военные ведомства, пытался привлечь людей и у себя, в Нидерландах. Пока, наконец, в феврале 2000 года не нашёл первую семью, родственников Владимира Ботенко из города Ялты. И, пожалуй, только тогда Ремко Рейдинг осознал на 100 процентов, что его труды были не напрасны и, более того, результаты стоили всех этих усилий. И ещё он понял, что уже давно это задание переросло для него своего рода обязательство перед этим миром. Обязательство, которое он воспринимает как свою миссию на Земле.

Следом за первой семьёй погибшего, нашлась и вторая семья. Там же на Украине, но уже в Алуште. И Ремко отправился на Украину, чтобы привезти долгожданные вести о пропавших без вести воинах в семьи. Во время месячного пребывания в России и на Украине у Ремко накопилось много интересной информации и материалов. И тогда он принял решение издавать специальное приложение к своей газете, в котором поместил статьи о кладбище, его истории, своих изысканиях и о первых радостных результатах.

Выход этого приложения к газете пробудил интерес к «Советскому Полю Славы» и работе Ремко у других жителей Голландии. Появились добровольные помощники, власти активизировали поиски, жители города Амерсфорта стали с благословением посещать красивое, ухоженное кладбище неизвестных, незнакомых русских солдат.

Вскоре ещё одна, но действительно неожиданная удача – в архиве одного госпиталя в Германии Ремко обнаружил целую стопку «Свидетельств о захоронении», где были имена из его списка. Так удалось узнать адреса: правда, их было немного. И это была редкая удача.

Необходимо отметить, что ещё в начале своего поиска всех захороненных в Амерсфорте Ремко условно разделил на три группы.

Первая группа: умершие военнопленные Амерсфорского концентрационного лагеря – 101 человек.

Установлена дата, когда первые советские солдаты попали в это лагерь – это 27 сентября 1941 года. Сюда их привезли в вагонах для скота.

Немцы хотели показать цивилизованным европейцам в качестве пропагандистской акции, какие «звери» эти русские и поэтому для этой цели они выбрали 101 человека с узким разрезом глаз, как предполагают исследователи, это были военнослужащие, призванные из Узбекистана. Таким образом, немцы хотели посеять панику и отвращение среди местного населения к русским солдатам. А вышло наоборот.

Когда после двухнедельной перевозки их, изголодавшихся, гнали через весь город в лагерь, от увиденного жители нидерландского городка, действительно, пришли в ужас: некоторые из них попытались передать хлеб, воду или фрукты, но этого немецкие охранники не позволили сделать. И ужас в сердцах людей был не от военнопленных, а от того, какие изверги оказались немецкие освободители, которые били палками по исхудалым, измученным людям.

В течение пяти месяцев, меньше чем за год 24 человека умерли от истощения, болезней и издевательств. А 9 апреля 1942 года оставшиеся 77 солдат вывели в поле, обещая переправить в другой лагерь, и расстреляли без объяснения причин. Немецкая пропагандистская машина сломалась: голландцы выказывали крайнее неодобрение бесчеловечным отношением к пленным.

Как рассказали очевидцы трагедии, расстреливали по группам, по четыре человека. Просто не захотели перегонять пленных в другой лагерь. Тела сбросили в общую яму. Теперь на месте расстрела в лесополосе стоит обелиск – стела, который местные жители называют ещё «Русский памятник». Имена всех заключённых не известны, и нет никакой надежды, когда-нибудь их узнать.

Голландский журналист смог найти живых свидетелей. Он встретился с сотрудником службы полицейского розыска Геррингом Клейнфелдом. Вместе со своими коллегами Клейнфелд опросил сотни свидетелей. Их рассказы были объединены в общий протокол допросов. У себя дома в городе Доорне Клейнфелд хранит несколько копий протоколов, но свидетельств заключённых и сотрудников лагеря наверняка намного больше.
«И о русских тоже, конечно», - говорит Клейнфелд, приглаживая рукой аккуратно зачёсанные вверх седые волосы.

Говоря на любимую свою тему, Клейнфелд не терпит возражений и утверждает, что среди расстрелянных пленных были военные корреспонденты, хотя сведений об этом не удалось раздобыть.

В некоторых источниках говорится о ста русских, отправленных в лагерь, другие сообщают о ста одном военнопленном.

«Сто один. Это – точная цифра, - утверждает Клейнфелд. – Именно столько останков жертв мы эксгумировали позднее».

Несмотря на свой почтенный возраст, он – борец. Сейчас он всецело поглощён созданием достойного мемориала на месте лагеря. Ему невыносимо от одной мысли, что лагерь военнопленных не занял должного места в истории. Там, где были братские могилы узников концентрационного лагеря, в том числе русских солдат, которые он раскопал, основываясь на показаниях арестованного начальника лагеря Карла Берга, теперь расположено поле для гольфа.

А люди приходят почтить память только к месту расстрела 77 заключённых, которое находится совсем в другом месте.

Голландии русский солдат


Каждый год, ровно в половине шестого утра – это время расстрела – сюда приходят множество активистов и зажигают ровно 77 свечей в память о погибших советских солдатах. Иногда здесь играет виолончель, и приходят родственники погибших в надежде отыскать своих близких.

Местная жительница Ванда Дейкстра является попечителем одного из надгробий (так называют людей, которые ухаживают за могилами) уже много лет думает, как тяжело было тем матерям, которые потеряли своих детей или мужей и не знают, что они нашли свой последний приют здесь, в тихой Голландии. И вот, что она написала:

- Я думаю, что вы такая же пожилая женщина, как и я. Может быть, вы носите платок. Может быть, у вас выросла красивая дочь, которая наполняет вас гордостью. Может быть, у вас не один ребёнок. Может быть, у вас есть ещё и сын, у которого есть свои дети и он назвал одного из них именем своего ушедшего на войну деда. Он никогда не вернётся из ада. И никто и никогда не узнает, как он погиб. Но мы знаем. Это место в лесу, в далёкой от вас Голландии. Вы не знаете, что было 9 апреля 1942 года, но я могу вам всё рассказать, потому что я знаю его имя. Я не знаю, кем он был, и я не знаю, кто ты. Но я здесь для него, для вашей бабушки, для вас. Он не забыт. Я зажигаю свечу для него и поставлю ещё 76 свечей в память о других погибших. Я хочу, чтобы об этом знали там, в далёком Узбекистане. Ваш дед умер здесь, и я думаю о нём.

Вторая группа – это солдаты, перезахороненные с октября 1947 по май 1948 года с американского кладбища, расположенного в нидерландском городе Маргратене – 691 человек. В конце войны в деревне Люденшайд в Германии находился госпиталь для заключённых. Большинство солдат были больны туберкулёзом и, не дожив (иногда несколько дней до Победы) умерли весной 1945 года. Эти «свидетельства о захоронении» и послужили первоначальным источником поисков. Умиравших там наших солдат хоронили на ближайшем кладбище, которое изначально было американским и находилось в городе Маргаретене. Через два года после войны, американские власти начали приводить в порядок места захоронения своих соотечественников. Именно тогда было принято решение перезахоронить всех воинов других национальностей на кладбище, где существуют могилы погибших из этих стран. Так место перезахоронения для советских солдат был выбран город Амерсфорт.

Третья группа – это 73 человека, перезахороненные из разных мест в Голландии.

Когда исследовательская работа в Голландии стала проясняться, в первую очередь журналист обратился к российскому правительству. Действенную помощь оказали администрации сразу трёх российских регионов: Ростовской, Белгородской областей Краснодарского края. В Ростовской области удалось разыскать родных и близких трёх погибших. К ним отправился нидерландский журналист. Ему предстояло посетить: город Каменск-Шахтинский, Таганрог и село Синявское Неклиновского района. При этом в короткие сроки и без знания русского языка.

Трудно сказать, как бы энтузиаст из Голландии решил эту проблему, если бы ему опять не помогли поисковики из ростовского областного клуба «Память-Поиск» и комитет по молодежной политике Ростовской области. Они связались с родственниками погибших, нашли транспорт и переводчика.

Сначала Ремко отправился в город Каменск-Шахтинский. Там ждали его сестра и племянница умершего в 1945 году Константина Ходякова. Костю забрали на фронт из военного училища в 1942 году. Ему только исполнилось 18 лет. По дороге на войну он на несколько дней заехал домой. Это была его последняя встреча с матерью и сестрой.

Когда в августе прошлого года сестре позвонили и сообщили, что найдена могила брата, она даже поверить не могла, что через столько лет такое вообще возможно. И вот она встретилась с Ремко Рейдингом, голландцем, который отыскал её и привёз печальные сведения, правду о судьбе Кости.

Второй адрес – Таганрог. Найдена двоюродная сестра Константина Пилюченко, умершего от туберкулёза в феврале 1945 года в деревне Влодрон в Голландии. Ему было 20 лет.

Последней остановкой в Ростовской области было село Синявское Неклиновского района. Здесь ждали долгие годы весть о Петре Белянском трое его детей: две дочери и сын. И вот, наконец, дождались.

Примечательно, что почти каждый год становятся известными имена неизвестных солдат.

В 2003 году Ремко Рейдинг получил награду Минобороны РФ «За активную поисковую работу». В 2015 году Президент России Владимир Путин накануне празднования 9 мая направил благодарственное письмо Ремко Рейдингу за его огромную, кропотливую работу, благодаря которой сегодня известны фамилии и имена 200 солдат.

Так и москвичка Лидия Петухова узнала о том, что её отец красноармеец Тихон Сальников, считавшийся без вести пропавшим, тоже похоронен в Голландии. Отыскать его родственников также удалось Ремко. Вестей от отца с фронта они не получили. Дочка отца не помнит: родилась она в 1938 году, а он ушёл на фронт в июне 1941 года. Попал в плен в июле 1941 года, умер от туберкулёза 17 мая 1945 года. И хотя на надгробии стоит фамилия Шальников, несмотря на эту ошибку, голландский поисковик всё же смог разузнать ещё об одной солдатской судьбе.

Примечательно, что судьба самого Ремко повернулась удивительным образом, благодаря тому давнему заданию редактора в 1998 году. Практически накануне он похоронил мать и был в глубоком отчаянии, которое невольно толкало его совершить самоубийство, и он думал об этом всерьёз, но настоящее дело, вдруг, коренным образом перевернуло его взгляд на эту жизнь. Он понял, что несет, куда большую ответственность, чем предполагал и отвечает не только за свою жизнь, но и за тех неизвестных, которых годами ждут на родине и не верят до конца в их гибель на самой жестокой войне XX века.

Отрывок из книги Ремко Рейдинга:
«Четверг. Утро. Не просто утро четверга. Сегодня, 4 мая 2000 года, Голландия вспоминает несчастных, погибших во время Второй мировой войны.

У могилы Владимира Ботенко стоит невысокого роста мужчина с серебристо-седыми волосами. Мужчина слегка кланяется камню, на котором кириллицей выбито имя его отца. Сегодня, в четверг, после стольких лет надежды они снова вместе.

Почти пятьдесят девять лет назад на призывном пункте отец поцеловал сына на прощание, и вот теперь Дмитрий Ботенко стоит у его могилы. Он не сдерживает слез. Впервые с тех пор, как Дмитрий узнал, что нашелся его отец, он, всегда такой выдержанный, не может с собой справиться.

«Господи, какой кошмар тебе пришлось пережить»,— с болью обращается Дмитрий к отцу и старательно вытирает платком могильный камень.

Дмитрий привез немного земли с могилы матери в Ялте и теперь любовно разбрасывает ее вокруг камня Владимира. Затем он наполняет пустой пакетик лёсденской землей, чтобы взять с собой на могилу Александры. Скоро эта женщина, годами напрасно ждавшая возвращения любимого мужа, будет покоиться как бы в той же земле, в которой лежит Владимир.

Я смотрю на него чуть издали, к горлу подступают слезы. Ради одного этого мгновения стоило перетерпеть все многолетние трудности. Впервые на Советском поле Славы в Лёсдене стоит живой родственник одного из 865 замученных советских солдат. Сын на могиле отца. Кто мог поверить в это каких-нибудь пару лет назад?»
Автор: Полина Ефимова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 16
  1. Арон Заави 4 мая 2016 06:36
    Благороднейшая работа. Пока человека помнят-он жив.
    1. dkflbvbh 4 мая 2016 10:31
      Земной поклон людям делающим такую работу...


      Не всем ещё мозги промыли гейпарадами...
    2. starshina78 4 мая 2016 19:00
      Ей Богу ! До слез ! Господи ! Дай этому человеку долгих лет жизни и крепкого здоровья , чтобы он еще долго - долго мог заниматься своей работой !!!
    3. сибиралт 28 сентября 2016 10:16
      Согласен, ибо беспамятство это - клиника, а Человек без прошлого - инопланетянин.
  2. EvgNik 4 мая 2016 07:18
    Цитата: Арон Заави
    Благороднейшая работа.

    Согласен, Арон. Память о прошлом - основа основ. Человек (с большой буквы Человек) проделал такую работу, можно сказать, что совершил невозможное. Всё больше убеждаюсь, что таких людей на Земле всё-таки большинство.
  3. parusnik 4 мая 2016 07:23
    ...Спасибо, Полина..
  4. Vladycat 4 мая 2016 07:28
    И все таки ни какая толерантная демократия не сможет (хотя и пытается) уничтожить, в людях человеческие начала. Видно , что человек от души действует, а это такая штука против которой, "новым хозяевам" нечего противопоставить.
  5. V.ic 4 мая 2016 08:56
    Действительно, спасибо Полина, за статью о других людях, живущих и работающих там, где нас описывают исчадиями ада, сбивающих "боинги", бомбящих госпитали в Сирии... Однако и там есть люди, сопереживающие нашей трагедии 70 летней с лишним давности. Дай Бог им терпения в их благородной работе! Всё же не все в Европе педики и фашисты, есть и нормальные люди... и это обнадёживает!
  6. 70БСН 4 мая 2016 09:14
    Хороший человек.....спасибо ему за его работу!!!
  7. ydjin 4 мая 2016 09:30
    Спасибо Ремко! Спасибо Полина, тронуло до глубины души! Вечная память погибшим...
  8. Приговор 4 мая 2016 11:11
    Сколько могил наших солдат по всей Европе? Низкий поклон голландцам, занятым столь благородным и необходимым трудом.
    Хотя, в Европе есть и другие люди. Уничтожающие советские памятники и плюющие на память о погибших. Поляки и прибалты.
    Как к этому относится, каждый из нас должен решить для себя сам.
    1. saygon66 4 мая 2016 14:20
      - Справедливости ради: Не везде в Польше отрицательное отношение к памятникам... Видел мемориалы в Бранёво и Эльблонге... Всё чисто и ухожено... Каждый год в Бранёво ездят калининградские байкеры - никаких препятствий им в этом не чинят.
  9. aleksandrs95 4 мая 2016 17:09
    Ремко ты Великий человек,спасибо что Ты есть.Ты пример всем нам живущим,чтобы помнили.
  10. ovod84 5 мая 2016 05:55
    Слёзы текут на глазах. Спасибо за статью и огромная благодарность голландцам.
  11. RuslanD36 5 мая 2016 10:35
    40 000 голландцев добровольцев сражались на стороне рейха.

    Не все так здорово... Но я рад, что есть люди, которые занимаются сейчас правым делом.
  12. Forester 6 мая 2016 14:40
    Побольше бы современной Европе таких людей, как Ремко.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня