Тайны баталиста Грекова

7
Тайны баталиста Грекова


Выдающийся советский баталист Греков стал символом воинского изобразительного искусства. Но в его роду было немало тайн, которые он был вынужден скрывать. Судьба вела художника по воинской стезе. Он родился на Дону, где казачьи традиции служения издавна приобщали мальчиков к воинской культуре.

В официальной биографии художника сказано, что огромная панорама «Оборона Севастополя» стала для Грекова первой большой работой, которую он выполнял со многими талантливыми учениками Рубо.

Он снова пытается встать на «мирные» художественные рельсы, написав несколько пейзажей, но годичная воинская повинность вносит в его жизнь коррективы. Отбывая службу, Греков сделал множество зарисовок, олицетворяющих уникальность и самобытность кирасирского, Павловского и гренадерского полков.



В 1911 году он сменил свою фамилию и отчество. Теперь вместо Митрофана Павловича Мартыщенко он стал Митрофаном Борисовичем Грековым.

Это произошло после выставки своей первой работы, получившей всеобщую похвалу и принёсшей ему официальное звание художника.



Первая мировая война, германский фронт. Мало кто догадывается, что простой ординарец в казачьей сотне не только воюет с немцами, но и в уме пишет картины, чтобы потом, в набросках, претворить их в жизнь. Ему подвластно понять и с точностью передать характер и быт простого солдата. Это удивительные рисунки! Если посмотреть на его карандашные зарисовки, сделанные примерно в 1914 году, то поражает прежде всего максимальный натурализм рисунков. Художнику удаётся передать вдумчиво-одухотворённое лицо солдата, который пишет, возможно, последнюю весточку домой, но не о скорой смерти и болях думает русский солдат. Его лицо светится счастьем прикосновения к родным людям посредством письма.

Тяжёлое ранение. Возвращение на родину. Революция. Все эти события стремительным вихрем проносятся лавиной в жизни Грекова и оставляют свой красный след. И след этот — гражданской войны, когда брат идёт на брата, когда рвутся заживо кровные узы.

В 1920 году, когда Красная Армия входит в Новочеркасск, Греков пишет картину «Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского», используя холст и масло. Именно эта картина станет разделительной чертой, которую Греков уже не сможет, да и не захочет перейти по идеологическим причинам.



Он в добровольном порядке надевает на себя будёновку и идёт преподавать на первые курсы военных художников, организованные по своей собственной инициативе. Новой власти были нужны талантливые люди, которые смогли бы правильно выстроить военную идеологию в картинах и плакатах. Эту задачу Грекову выполнить удалось.

За что был удостоен высокой похвалы от командующего Северо-Кавказским военным округом Клима Ворошилова. Об этой встрече в своём автобиографическом очерке Греков пишет так: «В 1920 году я встречаю вождей Первой конной армии, К. Е. Ворошилова и С. М. Будённого. Подаю записку с предложением оказать мне содействие в моем намерении писать на темы гражданской войны. Я присутствую на совещании о моем предложении. Помню дословно такой разговор: один из командиров говорит, что у нас армия без штанов, а мы будем картины писать, на это Климентий Ефимович ответил командиру: «Ты рассуждаешь неправильно, у нас должны быть и армия и искусство», и сам обещает привести мне краски из Москвы».



Судя по картинам, высокой похвалы картины художника удостаиваются и от Будённого. «В отряд к Буденному» (1923), «Тачанка» (1925), «На привале» «На походе. Первая конная» (1927). Во всех картинах главными героями, по сути, становятся не люди, а удивительные, стремительные, живые в своём порыве боевые лошади («Красноармейская тачанка. Выезд на позиции», 1933).

За несколько лет он создаёт несколько грандиозных картин. Практически в каждой из них, за редким исключением, присутствуют лошади. Он любил лошадей. С любовью выписывал характер лошади, попавшей в страшные военные передряги. Он всегда помешал в центр композиции одну или несколько лошадей. Картины становились живыми, они двигались, жили, дышали, спасали, наступали, оборонялись, погибали, оставаясь навечно запечатлёнными на холсте. Это удивительная методика работы художника стала основой для последующих его творений.



Но в 1926 году он написал рапорт о демобилизации из армии по состоянию здоровья. Он уходит из армии, чтобы быть ближе к ней: текущая работа отнимает у него много времени, а ему хотелось писать как можно больше картин. И он пишет. Каждый год рождаются его новые картины: «Бегство белых из Новочеркасска в 1920 году», «Комбриг ведет в атаку».

«Бой за Ростов у села Генеральский Мост», «Бой за Ростов под Большими Салами» (1926). Большие Салы — это хутор в нескольких километрах от Ростова, в сторону Таганрога.



И, наконец, в 1929 году к годовщине Первой конной армии он создаёт первую советскую диораму «Взятие Ростова». К сожалению, в годы Второй мировой войны это творение художника было безвозвратно утеряно. Обстоятельства этой потери неизвестны.



Примерно через пять лет Греков переезжает в Москву, чтобы стать одним из членов Союза советских художников. Сталинский заказ — картина «Перекоп», состоящая из четырёх диорам, — должна была стать монументальным произведением советского художественного искусства. И это грандиозное дело должен был возглавить именно Греков. Таков был замысел. Но провидению было суждено сделать так, что во время предварительных зарисовок в Крыму художника нежданно постиг сердечный приступ. 27 ноября 1934 года его не стало. Ему было 52 года.



Родные и близкие художника были потрясены случившимся. В память о своём друге Ворошилов приказал организовать в Особой отдельной кавалерийской бригаде имени Сталина изобразительную мастерскую самодеятельного красноармейского искусства имени М. Б. Грекова. Она положила начало созданию одноимённой студии военных художников.



Его именем названы два училища: Ростовское художественное училище и одесское. В Новочеркасске, в просторном казачьем доме на полтора этажа, давно и успешно работает дом-музей М.Б. Грекова. В этом доме он создал лучшие свои картины.




С 1996 года за лучшие произведения на военно-патриотическую тему ежегодно ко Дню Победы присуждаются золотая и три серебряных медали имени Грекова. Во многих музеях страны хранятся картины прославленного художника.

Немало тайн оставил после себя Греков и в своём творческом наследии. Сохранилось 53 его работы. В основном это пейзажи. (Если честно, то лично мне пейзажи сами по себе не нравятся. Тусклые они. Кажется, что художник подбирал соответствующий фон для своих будущих картин.)

Он написал в память о своих родных краях картину «Хутор Шарпаевка. 1912 г.», когда ещё учился в Академии художеств. Но её он старался не выставлять.

Мы побывали на том месте, где стоял дом, в котором, по предположениям односельчан, родился Митрофан Борисович. Он был уроженцем небольшого казачьего хутора Шарпаевка (ныне хутор Костино-Быстрянский) Яновской волости (ныне Морозовский район) Области Войска Донского. Надо признать, что земляки с почтение относятся к наследию великого художника. В его честь названа одна из улиц хутора.

Но деревенское детство не стало решающим в его становлении как художника. О том, насколько ему было сложно реализовать свой невесть откуда взявшийся дар к рисованию, Митрофан Борисович напишет в своей автобиографии: «Детство провел в трудовой семье земледельцев. Сельский быт, степи, лошади, волы. До 17 лет я не видел ни одной картины, кроме репродукций в журнале «Нива», но рисовал с детского возраста, конечно, от себя, потому что о рисовании с натуры не имел представления. В семье у нас кроме меня никто этим не увлекался. Единственный мой руководитель, который, может быть, определил мой жанр, — дядя, крестьянин. Он часто вырезал мне из дерева коней и быков чрезвычайно примитивно, даже без ног. Я, помню, сознавал, что они мало походят на коней и быков. Вспоминаю, что меня несколько смущала застывшая их форма. С годами у меня развилась большая страсть к рисованию, что стало моим отдыхом».

Но краеведы нашли документы, подтверждающие, что вместе с остальными пятью братьями и сёстрами определением Дворянского Депутатского собрания области Войска Донского от 27 февраля 1915 года Митрофан был сопричислен к дворянскому роду.

Значимы для потомков и другие литературные открытия краеведа Милютинского района Николая Ивановича Приходько. Его исследования о судьбе баталиста позволили впервые составить генеалогическое древо Грековых.

В своей монографии «Древний род Грековых» (экземпляр хранится сегодня в Милютинском краеведческом музее) он доказал, что Митрофан Борисович родился не в Тарасовском, а в Морозовском районе Ростовской области. После семи лет мальчик проживал в Милютинском районе, в хуторе Ивановке, основанном его дедом, войсковым старшиной Иваном Борисовичем Грековым.

Об этом местный краевед пишет в «Летописи Милютинского края»: «Род Грековых уходит своими глубокими корнями ко времени активного образования казачества второй половины XVI века. Отец художника Борис Иванович в 1890 году по стечению семейных обстоятельств вынужден был покинуть хутор Шарпаевку близ станицы Морозовской и поселиться на реке Березовой. Но не на пустое место он приехал, а на обжитое помещичье подворье с домом, садом и хозяйственными постройками. Первые четыре класса будущий художник обучался в Маньково-Берёзовской церковно-приходской школе, куда осенью и весной его возили в дрожках, запряженных конем по кличке Русак.

Впоследствии художник изобразил своего четвероного друга на полотне под названием «Конь Русак».

Обучаясь в Каменском окружном училище, в Одесском художественном училище и Петербургской академии, Митрофан Борисович все летние каникулы проводил в родной Ивановской усадьбе. Работал вместе с остальными членами семьи в поле, рыбачил, охотился.

Все Грековы были страстными охотниками.

Митрофан не расставался с мольбертом. В Ивановке им написаны либо сделаны наброски таких картин о природе и быте, как «Луга», «Копички», «Охота на лис», «Выселки слободы Маньково-Берёзовской», «Усадьба зажиточного крестьянина» и другие.

После гражданской войны в доме Грековых находилась начальная школа. Потом при строительстве школы дом разобрали одновременно с церковью.

Митрофан Борисович весь новочеркасский период жизни, вплоть до отъезда в Москву в 1927 году, ежегодно навещал родной хуторок, бывая в гостях у своих друзей — крестьян Шумских.

При активном участии краеведа Николая Приходько установлена мемориальная доска на здании Маньково-Берёзовской школы, где учился знаменитый художник, собраны надгробия дворянского рода Грековых, найдена надгробная плита прадеда Митрофана Борисовича.

Точно детектив разыскивал Николай Иванович следы грековского семейства. Ему удалось выяснить, что потомки художника живут в Канаде. По приглашению краеведа в 2002 году гости из Канады (племянник живописца Александр Александрович и его супруга Елена Всеволодовна) приехали с частным визитом в Милютинский район. Благодаря участию Приходько гости увидели дорогие сердцу места, связанные с именем легендарного предка: переезд по грековскому тракту, генеральскую балку, бывшее имение Грековых, могилы дедов. К сожалению, краеведа Приходько уже нет в живых. Однако я уверена, что еще много интересных страниц о детских и юношеских годах художника предстоит открыть. Ведь отсюда идёт главный свет его полотен — внутренний свет доброты, несмотря на их военную направленность.

Мало кому из художников удалось пронести капли добра на жёстких воинских картинах. Это стало ещё одной отличительной чертой великого советского баталиста. Его творчество стало основой для создания другими художниками великолепных работ по военной тематике.
7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    10 мая 2016 07:44
    Спасибо, Полина..Очень нравятся работы Грекова...
  2. aba
    +1
    10 мая 2016 08:07
    Да, помню картины Грекова по иллюстрациям в учебнике истории: очень динамичные и живые!
  3. +4
    10 мая 2016 08:41
    А где же "тайны"? Или "тайны" упомянуты в названии, просто для того чтобы заинтересовать и привлечь побольше обывателей к прочтению статьи?
    1. +1
      10 мая 2016 10:35
      Можно понять и простить Полину за интригующий заголовок. Всегда с удовольствием читаю ее статьи.
  4. +1
    10 мая 2016 16:58
    То что картины "живые" не удивительно, в бою по другому не бывает... Спасибо за статью, всегда нравились работы баталистов.
  5. +1
    10 мая 2016 19:37
    Боже, какая красота, какой размах! Были люди в наше время ...
  6. +1
    11 мая 2016 05:37
    Цитата: Monster_Fat
    А где же "тайны"?

    А разве сама живопись не тайна?
    "Остановись мгновенье!"
    Большое спасибо за рассказ.