5-я ОпЭск в фотографиях. Часть первая

5-я ОпЭск в фотографиях. Часть первая


История 5-й средиземноморской эскадры ВМФ СССР на мой взгляд очень интересна и поучительна, тем более в свете возвращения русского флота в этот регион.

Можно сказать что, история 5-й ОпЭск началась с визита Н.С. Хрущёва в Египет. При выходе из зоны проливов теплоход "Армения", на борту которого находился Никита Сергеевич, постоянно сопровождали американские корабли и самолёты. Видя такое безобразие, Генсек был взбешен и в резкой форме задал вопрос сопровождавшим его военным «Почему здесь хозяйничают американцы? Где же наш флот?»


Про эту эскадру можно рассказывать бесконечно долго, но я бы хотел рассказать о ней в фотографиях. Фотографии порой более раскрывают исторические эпизоды, чем просто рассказы.
Противостояние

5-я ОпЭск в фотографиях. Часть первая
5-я ОпЭск в фотографиях. Часть первая
5-я ОпЭск в фотографиях. Часть первая
5-я ОпЭск в фотографиях. Часть первая
5-я ОпЭск в фотографиях. Часть первая
5-я ОпЭск в фотографиях. Часть первая
5-я ОпЭск в фотографиях. Часть первая
5-я ОпЭск в фотографиях. Часть первая
5-я ОпЭск в фотографиях. Часть первая
5-я ОпЭск в фотографиях. Часть первая
5-я ОпЭск в фотографиях. Часть первая
5-я ОпЭск в фотографиях. Часть первая
5-я ОпЭск в фотографиях. Часть первая
5-я ОпЭск в фотографиях. Часть первая
5-я ОпЭск в фотографиях. Часть первая
5-я ОпЭск в фотографиях. Часть первая
5-я ОпЭск в фотографиях. Часть первая
5-я ОпЭск в фотографиях. Часть первая
5-я ОпЭск в фотографиях. Часть первая
5-я ОпЭск в фотографиях. Часть первая
5-я ОпЭск в фотографиях. Часть первая
5-я ОпЭск в фотографиях. Часть первая
5-я ОпЭск в фотографиях. Часть первая
Автор: Serg65


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 31
  1. Dimon19661 4 мая 2016 06:25
    Да....было время....мы тогда гордились своим флотом.
    1. Alexey-74 4 мая 2016 09:14
      Да где то внутри аж кошки на душе зацарапали....была гордость ВМФ СССР,надеюсь времени и возможностей у России будет.....
    2. Сергей С. 4 мая 2016 20:49
      Душа порадовалась...
      Году примерно в 1976, гулял по Севастополю... Насчитал примерно 125 вымпелов.
      Сравнил сумму флотов Турции, Италии, Испании и даже Греции...
      Попытался оценить, а что же отсутствует по причине командировки в Средиземку...

      Гордость тогда аж грудь разрывала.
      И чувство полной защищенности.
      Наверно, это были мгновения счастья.
  2. кудесник 4 мая 2016 06:48
    Флот элита ВС. И мне думается, он должен быть не сколько массовым, сколь эффективным.
  3. Alex_59 4 мая 2016 07:27
    Очень жаль что нет комментариев к фотографиям. Может кто-нибудь подскажет по фотографиям 2, 3 и 5 снизу?
    1. zadorin1974 4 мая 2016 09:31
      Присоединяюсь.Фото замеючатеьные,но с коментами было бы интерестней,не все же фотские.
    2. Serg65 4 мая 2016 12:43
      Цитата: Alex_59
      Очень жаль что нет комментариев к фотографиям. Может кто-нибудь подскажет по фотографиям 2, 3 и 5 снизу?

      Алексей, признаю свою ошибку what ..праздничная спешка и её последствия.
      На 2-м фото 52-я якорная точка точка возле Крита.
      На 3-м фото на переднем плане амер.фрегат типа "Оливер Х. Пери", на втором плане судя по двум последним цифрам тактического номера БПК пр. 1134А " Адмирал Нахимов", на заднем плане танкер "Б. Чиликин" 9-й бригады УВФ КЧФ.
      На 5-й снизу фотографии эсминец пр.56 "Бравый" после столкновения с англицким АВ. " Арк Ройал" в 1970 году. К стати на 8-й фото с низу он же перед столкновением.
      На 3-й с низу фотографии рубка АПЛ пр. 675 К-22 за секунды до столкновения с фрегатом "Водж" типа "Нокс" 1976 год.
      На второй снизу фотографии бомбёжка израильтянами Порт-Саида.
      1. Alex_59 4 мая 2016 14:13
        Цитата: Serg65
        На 2-м фото

        На 2-м снизу smile Что за "бой в Крыму, всё в дыму, и ничего не видно"? И нос РКА 205 на переднем плане. Что за ситуация?
        1. Serg65 4 мая 2016 14:21
          Цитата: Alex_59
          На 2-м снизу Что за "бой в Крыму, всё в дыму, и ничего не видно"? И нос РКА 205 на переднем плане. Что за ситуация?

          Алексей, это не Крым а Порт-Саид 1967 год "Шестидневная война", а РКА прикрывает порт.
          1. Alex_59 4 мая 2016 14:29
            Цитата: Serg65
            Алексей, это не Крым а Порт-Саид 1967 год "Шестидневная война", а РКА прикрывает порт.

            Спасибо. smile

            Про Крым шутка была. laughing
          2. mike_z 4 мая 2016 15:37
            Да... Порт-Саид...там до сих пор многие помнят нашу дружбу и некоторые очень хорошо говорят по-русски. И очень жалеют, что те времена прошли.
  4. DrVintorez 4 мая 2016 08:01
    Смотрел с телефона фотографии, и очень долго пытался понять откуда на фантоме взялась реклама EBay. Начал думать что крыша поехала... Потом присмотрелся, понял что к чему :-) спасибо автору за статью!
  5. dsm100 4 мая 2016 08:05
    Да уж. Что бы в наше время создать что то подобное надо потрудиться, еще как потрудиться.
  6. faiver 4 мая 2016 08:07
    да, очень жаль что фото без подписи
    1. АВП 518 4 мая 2016 08:40
      ]
      Цитата: faiver
      да, очень жаль что фото без подписи

      На самом деле,некоторые истории очень интересные. В августе вышла на БС в Средиземное море подводная лодка Северного флота К-22 «Красногвардеец» проекта 675М, под командованием капитана 1 ранга Н. Максимова. Не секрет, что главным недостатком лодок этого проекта была большая шумность. В Атлантике, на подходе к Гибралтару она была обнаружена, а, войдя в Средиземное море, передана на слежение той самой 60-й тактической группе, созданной Трейном. Теперь советская лодка непрерывно велась американскими фрегатами, самолетами и субмаринами в течение десяти дней. Причем, чтобы не раскрывать установленный с ней контакт, американцы постоянно передавали ПЛАРК от фрегатов самолетам и лодкам.

      Далее события развивались так. Советская атомная подводная лодка К-22 «Красногвардеец», имеющая на борту 8 крылатых ракет П-6, выполняла боевую задачу в Средиземном море у острова Крит. 28 августа 1976 года, подводный корабль находился в 150 милях юго-западнее острова при всплытии, в 16 часов 28 минут, командир К-22 обнаружил в перископ фрегат ВМС США «Моинестер» (ДЕ 1097) типа «Нокс». Командир без расчета, «на глаз» определил пеленг и дистанцию до цели — П=183°, дистанция 40-50 кабельтовых (а фактически - пеленг 192° правого борта, дистанция 20 кабельтовых). Вместо уклонения от противолодочных сил, командир решил в учебных целях поддерживать с ними контакт.

      В 16 часов 36 минут лодка погрузилась на глубину 140 метров, повернула на курс 110° и на скорости 17 узлов стала выходить на носовые курсовые углы американского фрегата. Командир атомохода считал себя обнаруженным и, маневрируя переменными ходами, выполнял маневр отрыва. Своими неграмотными действиями он создавал неблагоприятные условия для работы гидроакустики и, получая отрывочные данные по целям, не имел ясного представления о надводной обстановке. Маневрируя на параллельном курсе с фрегатом «Моинестер», он недопустимо сблизился с ним на дистанцию около 17,5 кабельтовых (Курс=50°).

      В этих условиях он трижды подвсплывал под перископ, но второй фрегат визуально так и не обнаружил. Командир атомохода дал устное приказание не вести вахтенный журнал, не объявил «тревогу», не привлек к расчетам элементов движения цели ни старшего помощника, ни штурмана, ни боевой информационный пост. Он постоянно допускал ошибки в определении дистанции и неоднократно сближался на большой скорости в слое скачка (до 3-5 кабельтовых) с фрегатом «Моинестер». В 17 часов 53 минуты командир обнаружил фрегат по пеленгу 62° с правого борта на дистанции 7 кабельтовых и, резко отвернув влево, начал маневрировать зигзагом. Атомоход шел генеральным курсом 320° на глубине 4-5 метров, и при этом рубка лодки показалась над поверхностью воды. Из-за зигзагов и сильной вибрации наблюдение в перископ было затруднено, и командир несколько раз терял фрегат из вида, окончательно его потерял в 18 часов 15 минут. Через десять минут он, неожиданно для себя, обнаружил в непосредственной близости второй американский фрегат.


      В 18 часов 25 минут командир «К-22» дал команду: «Срочное погружение! Перископ — вниз!» Эта мера запоздала, и атомоход на 17 узловой скорости через минуту ударил фрегат «Водж» в левый борт под ангаром для вертолета. Удар был нанесен носовой частью корпуса лодки, а затем и передней частью ограждения рубки, лодка получила большие вмятины в обшивке корпуса, трещины в переборках и повреждение винтов. «Водж» потерял ход и был отбуксирован американцами сначала в базу на остров Крит, а в сентябре — переведен для ремонта в Тулон«.
      1. Alex_59 4 мая 2016 08:53
        Во как! Выходит это подводная лодка. Я вообще глядя на фото подумал что это какой-то бот тонет. Думал нос с мачтой торчит, а корма в воде уже... smile Ошибся я.
        1. АВП 518 4 мая 2016 09:04
          Цитата: Alex_59
          Выходит это подводная лодка.
      2. Монархист 1 июня 2016 15:53
        АВП 518. Спасибо за Ваш интересный рассказ. А фотографии без комментариев мало,что дают
  7. казак волгский 4 мая 2016 08:39
    интересный фото репортаж из прошлого. спасибо!!!
    1. АВП 518 4 мая 2016 08:45
      9 ноября 1970 года во время учений «Northern Wedding» столкнулись российский эсминец «Бравый» и английский авианосец «Ark Royal», эсминец получил повреждение кормы и гребного вала по левому борту, погибло 2 человек экипажа (Михалюк Юрий Александрович, 1950г.р., Стройкин Борис Семенович, 1950г.р.,), другие оказавшиеся за бортом моряки были подобраны британскими кораблями. Это официальная версия. Вот что обрывочно пишут еще..В воспоминаниях Юрия Леонидовича Кручинина сказано, что: «9 ноября 1970-го произошла тяжелая авария. Эсминец «Бравый» находился на боевой службе в Средиземном море… Он осуществлял слежение за английским авианосцем «Арк Ройял». В вечернее время, когда команда согласно распорядку дня пила чай, командир корабля решил спуститься в кают-компанию (двое суток без сна находился на мостике – прим. автора). Старший помощник занимался своими делами, и командир решил не вызывать его себе на подмену, а, дав необходимые распоряжения, оставил на мостике вместо себя вахтенного офицера.

      Эсминец находился у авианосца по правому борту на траверзе, в 10 кабельтовых (1892 метра – прим. автора). В целях экономии топлива одна из двух машин была застопорена. По закону подлости через 5-7 минут после ухода командира авианосец поднял сигнал: «Не могу уступить дорогу», «Веду полеты авиации» и повернул резко вправо, увеличил ход до 22 узлов. Ни сигнальная вахта, ни БИП момент поворота не заметили. И когда железная громада с массой огней буквально нависла над эсминцем, вахтенный офицер попытался увеличить ход. Но одна машина застопорена… Произошло столкновение кораблей».

      Пятерых подобрали спущенные баркасы, как с английского, так и советского кораблей. К слову сказать, все советские матросы, побывавшие на борту «супостата», однозначно пожелали вернуться на борт родного корабля, хотя были предложения и иного характера. Очевидцы вспоминают, что когда англичане подняли из воды выпавших за борт матросов, переодели в свою сухую одежду и доставили к борту эсминца, «ответственные лица» (имеется ввиду офицеры особого отдела – прим. автора) этих матросов прямо на юте раздевали и вражескую одежду с гневом бросали назад в английский баркас.

      Эсминец с гордым и решительным именем «Бравый» получил тяжелые повреждения и был вынужден прекратить выполнение боевой задачи и срочно вернуться в Севастополь. Кроме этого, в очередной раз был нанесен удар по престижу СССР…
      В Союзе это событие сразу же получило гриф «секретности», а матери так и не узнали, что могилой их сыновей стало Средиземное море…».

      А вот мнение командира отделения штурманских радиометристов Трещина Александра Леонидовича. "Я, в то время, находился в это время в рулевой рубке у РЛС "Нептун". Я видел, что дистанция до Арк Ройял начала сокращаться и доложил на ходовой мостик, но там мне ни кто не ответил. Я несколько раз докладывал, но ответа не было. Когда Арк Ройял исчез с экрана (оказался в мертвой зоне), я выскочил на левый борт мостика и Арк Ройял увидел задрав голову. К этому времени появился Орловский и скомандовал "Лево на борт, полный назад", но корабль не успел уклониться.

      Теперь, что касается обстановки на корабле. Аварийная тревога была сыграна не сразу. Чувствовалась растерянность, но потом сыграли. Ни каких шлюпок и баркасов не спускали, они были не готовы. Лебедки были разобраны. Даже первый момент не нашлось шкерта, сбросить за борт, чтобы поднять ребят. Бросали пожарные шланги. Потом получили семафор с АркРойяла, что один моряк у них. Они почти сразу привезли его к нам, одетого в их форму.
      1. АВП 518 4 мая 2016 08:45
        Он потом рассказывал, что ему дали рюмку коньяку и посадили в горячую ванну, но ни кто ему не предлагал остаться. Замполит чуть не подавился, когда увидел, заорал: Сняяяять!". Англичане смеются. Потом стали искать двоих ребят, которых не вытащили сразу. Искали двое суток, но так и не нашли. Я могу выложить фото Арк Ройяла и Бравого после этой аварии. Кстати, мы винтами повредили аккустический обтекатель Арк Ройялу. Потом мы читали статью в газете и ус...лись со смеху.

        В результате аварии на корабле было погнуто, могу ошибиться, вроде 28 шпангоут, была погнута линия левого вала, погнута направляющая пусковой установки, погнута и порвана кормовая надстройка. Были две пробоины выше ватерлинии в районе нашего кубрика, кажется №9. Это всё могу показать на фото. Мне было велено всё сфотографировать и отдать особисту (я был внештатным фотографом), но фотки я, конечно, оставил и себе..."
  8. PlotnikoffDD 4 мая 2016 09:16
    Плохо что к фото нед подписей, не все настолько грамотны чтобы знать что, где и по какому поводу снято.
  9. mike_z 4 мая 2016 11:02
    На самой первой фотографии эсминец "Современный". Ошибиться невозможно из-за "скворечника" на грот-мачте. На последующих корпусах, начиная с "Отчаянного", его не было. Значит фото или 1982 или 1985 года. Больше мы в Средиземке не бывали.
    1. Комментарий был удален.
  10. exo 4 мая 2016 11:56
    Спасибо,отличная подборка фотографий
    exo
    1. амурец 4 мая 2016 12:27
      Необычная статья,в не привычном формате.Но очень интерескная и показательная.Автору много плюсов.!!!!!
  11. гордый 4 мая 2016 18:51
    Как и все могу сказать-Автор Молодчага! В следующий раз раз оставляйте пожалуйста комменты под фотоснимками, а так статья супер! С нетерпением жду продолжения!
  12. okroshka79 4 мая 2016 19:33
    Хотел бы слегка дополнить фотографию столкновения ПЛАРК "К-22" с фрегатом "Водж" в Средиземном море. В результате столкновения один из контейнеров с крылатой ракетой П-6М, к счастью в варианте ФКБЧ, получил сильные повреждения и сам оторвал у фрегата большой кусок винта и привез его с собой в контейнере (застрял в нем) в базу. Больше всего удивило, что лопасть этого винта, толщиной в районе ступицы примерно 1 метр имела сквозные антикавитационные отверстия диаметром 1 мм, расположенные в сотовом порядке. Специалисты из Технического управления СФ цокали языками и ломали голову, как технологически можно сделать такие отверстия, но ничего не придумали. А сама подводная лодка до конца своих дней прослужила с семью контейнерами.
  13. Комментарий был удален.
    1. mike_z 4 мая 2016 21:42
      Цитата: sergei.84
      НАХИМОВ нашей 7й ОПЕРАТИВНОЙ АТЛАНТИЧЕСКОЙ ЭСКАДРЫ СФ.Если не так то поправьте.

      Конечно нашей! Но... Вы же знаете, что у 5-ой своих кораблей не было. Там мощь и силу создавал "переменный состав". Со всех флотов по очереди. И наши северные корабли в том числе.
      1. sergei.84 4 мая 2016 23:50
        Чем дальше те времена тем больше дурманят воспоминания!Автору СПАСИБО!
  14. Устинов 055 055 6 мая 2016 15:51
    Эх когда 7 ОпЭск мы потеряли ббыло желание кого то шлепнуть желатнльно из табельного дай бог все вернется к Нашей стране и флот и люди
  15. ААП 7 мая 2016 12:33
    Цитата: АВП 518
    Эсминец находился у авианосца по правому борту на траверзе, в 10 кабельтовых (1892 метра – прим. автора).

    Уточнение. 1 кабельтов- 185,2 м., 1 морская миля- 1852 м.
    Дальше математика.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня