Подвозчик боеприпасов Borgward VK 302 и машины на его базе (Германия)

С конца тридцатых годов немецкая промышленность активно работала над созданием новых машин с дистанционным управлением. Одним из самых удачных образцов такой техники стала подрывная машина Sd.Kfz.301, разработанная фирмой Borgward. Среди целей этого проекта было максимальное упрощение конструкции и удешевление производства. По этой причине в качестве основы для подрывной машины было предложено использовать существующее шасси. Модернизации подвергся подвозчик боеприпасов Borgward VK 302.

Заказ на разработку перспективного транспортера боеприпасов был выдан фирме Borgward еще в 1937 году. Разработка требуемого проекта не заняла много времени, однако в дальнейшем перспективная машина столкнулась с некоторыми проблемами различного характера. В силу некоторых причин – прежде всего, создания альтернативных образцов техники аналогичного назначения – старт производства транспортера откладывался. Тем не менее, со временем проект все же был доведен до стадии серийного производства.

В соответствии с техническим заданием, новая машина должна была обслуживать артиллерийские подразделения. Следовало обеспечить приемлемую защиту экипажа и груза от стрелкового оружия и осколков, а также дать машине возможность действовать в одних порядках с буксируемой и самоходной артиллерией. Проект нового подвозчика боеприпасов получил условное обозначение Gepanzerte MunitionsschlepperVK 302. Кроме того, фирма-разработчик присвоила ему альтернативное рабочее обозначение B III.


Подвозчик боеприпасов Borgward VK 302 и машины на его базе (Германия)
Один из прототипов машины VK 302. Фото Aviarmor.net


Основные требования к новой машине и предполагаемая роль определили основные особенности проекта. В частности, компоновка корпуса была выбрана именно в связи с необходимостью перевозки боеприпасов различных типов. Следует отметить, в дальнейшем подобная компоновка позволила разработать на базе подвозчика VK 302 несколько вариантов самоходной артиллерийской установки с разным вооружением.

Главным элементом новой машины должен был стать броневой корпус сварной конструкции. Лобовую часть корпуса предлагалось изготавливать из деталей толщиной 14,5 мм (нижние) и 15,5 мм (верхняя). Борта и корма имели толщину 10 мм, днище и крыша – по 8 мм. Предполагалось, что подобная защита сможет выдержать обстрел из стрелкового оружия, а также обеспечит надежную защиту перевозимых боеприпасов.

Лобовая часть корпуса состояла из нескольких броневых листов разной толщины, установленных под различными углами к вертикали. Имелся небольшой вертикальный нижний лист, над которым под большим наклоном располагалась деталь больших размеров. Последний лобовой лист оснащался двумя смотровыми люками и защищал экипаж от обстрела из передней полусферы. Корпус оснащался вертикальными бортами. Передняя часть корпуса, в районе отделения управления, имела меньшую ширину в сравнении с кормовой. Для более эффективного использования внутреннего пространства было решено оснастить корму корпуса развитыми надгусеничными полками с ящиками для боеприпасов.

С точки зрения компоновки корпуса машина VK 302 не отличалась от некоторых аналогичных типов техники немецкой разработки. В передней части корпуса, непосредственно под лобовыми листами, находились агрегаты трансмиссии. Позади них поместили отделение управления с рабочими местами экипажа. В центральном кожухе в корме корпуса располагался двигатель. Пространство по бокам от двигателя, в том числе в надгусеничных полках, отдавалось под размещение полезной нагрузки.

Подвозчик боеприпасов Borgward VK 302 и машины на его базе (Германия)
САУ на базе VK 302 с 50-мм пушкой. Фото Achtungpanzer.com


Машину предлагалось оснащать карбюраторным двигателем Borgward 6M RTBV модностью 49 л.с. При помощи механической трансмиссии, расположенной перед двигателем и в передней части корпуса (отдельные агрегаты трансмиссии соединялись при помощи карданного вала), крутящий момент передавался на передние ведущие колеса. Для обслуживания агрегатов силовой установки в броневых деталях корпуса предусматривались люки. Один из них имелся в наклонном лобовом листе, второй – в крыше моторного отсека.

Ходовая часть транспортера VK 302 получила по четыре опорных катка с индивидуальной подвеской на борт. С целью облегчения конструкции катки имели спицованную конструкцию. В передней части машины помещались ведущие колеса, в корме – направляющие. Как и на множестве других гусеничных машин немецкой разработки, ведущие колеса размещались с большим превышением над опорными катками, а направляющие колеса незначительно поднимались над опорной поверхностью. Применялась мелкозвенчатая гусеница с траками из стали.

Экипаж подвозчика боеприпасов должен был состоять всего из двух человек: механика-водителя и командира. Места обоих членов экипажа помещались в отделении управления, защищенном собственной рубкой. Для доступа на свои места командир и водитель должны были использовать люки в крыше рубки. Наблюдение за окружающей обстановкой обеспечивалось при помощи двух люков в лобовом листе, оснащенных крышками со смотровыми щелями, а также двух небольших лючков в бортах рубки.

Машина получалась достаточно компактной и легкой. Ее длина составляла 3,57 м, ширина – 1,83 м, высота – менее 1,5 м. Боевая масса с полной полезной нагрузкой составляла 3,5 т. При этом машина могла развивать скорость до 30 км/ч и преодолевать на одной заправке до 150 км пути.

Подвозчик боеприпасов Borgward VK 302 и машины на его базе (Германия)
Самоходка с PaK 38, вид на рубку. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


Основной задачей машины VK 302 была перевозка боеприпасов. В бронированных коробчатых кормовых отсеках корпуса, расположенных по бокам от моторного отсека, предлагалось перевозить боеприпасы различных типов. Новый подвозчик предназначался для обслуживания артиллерийских подразделений, вооруженных различными системами, из-за чего должен был перевозить боеприпасы разных типов. Вне зависимости от типов снарядов машина могла перевозить, как минимум, несколько десятков боеприпасов в ящиках. Загружать снаряды и подавать их к орудиям предлагалось вручную. Никакие дополнительные средства, облегчающие работу экипажа и артиллеристов, не предусматривались.

Разработка проекта VK 302 / B III была завершена в сравнительно краткие сроки, но по ряду причин строительство опытной машины нового типа затянулось. Первый образец подвозчика боеприпасов вышел на испытания только в 1940 году. Прототип неплохо показал себя и подтвердил основные расчетные характеристики. Новая машина действительно могла сопровождать подразделения буксируемой и самоходной артиллерии, обеспечивая своевременную подачу боеприпасов. Кроме того, шасси подвозчика в перспективе могло использоваться в качестве основы для бронетехники иного назначения. К примеру, в определенный момент появилось предложение о строительстве на базе VK 302 новых самоходных артиллерийских установок.

В конце 1940 года (по другим данным, у начале 41-го) фирма Borgward получила первый заказ на серийное строительство транспортеров боеприпасов. Армия требовала построить и поставить 20 машин в исходной версии, а также внести в проект некоторые коррективы и собрать по обновленному проекту еще сотню подвозчиков. К осени 1941 года была построена только первая предсерийная партия из 20 машин в исходной версии.

По причине наличия иных заказов и из-за некоторых других проблем фирма-подрядчик смогла наладить сборку полноценной серийной партии только в октябре 1941 года. К этому времени проект столкнулся с некоторыми затруднениями, из-за чего до января следующего года на заводе Borgward собрали только восемь транспортеров, а после их строительство было заморожено и фактически остановилось. Одной из причин остановки строительства стали споры вокруг перспектив нескольких проектов вспомогательной техники. Сравнительно старый проект VK 302, разработка которого стартовала еще в 1937 году, уже не в полной мере устраивал заказчика.

Подвозчик боеприпасов Borgward VK 302 и машины на его базе (Германия)
САУ с 150-мм орудием. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


В начале 1942 года было решено отказаться от дальнейшего строительства подвозчиков боеприпасов VK 302 в пользу другой техники аналогичного назначения. В результате этого решения сборка транспортеров остановилась. До отмены заказа фирма Borgward успела собрать лишь 28 бронемашин своей разработки, из них только восемь строились по доведенному серийному проекту.

К началу лета 1942 года все построенные машины нового типа были распределены между эксплуатантами. Всю предсерийную партию из двух десятков машин отправили в армию. Пять серийных транспортеров остались на фирме Borgward, а три других отправились управлению Waffen Prüfungsamt, отвечавшему за испытания новой техники. Можно предполагать, что 20 транспортеров использовались в армии по прямому назначению, однако точные сведения об их эксплуатации отсутствуют. Так же нет подробных сведений о машинах, переданных в WaPrüf.

От серийного производства VK 302 отказались вскоре после его начала, из-за чего первый заказ не был выполнен даже на 10%. Тем не менее, перспективный проект мог привести к появлению техники новых типов. Еще в 1940 году появилось предложение сделать новый транспортер боеприпасов базой для самоходной артиллерийской установки. Результатом этого предложения и дальнейших работ стало появление двух проектов новых САУ.

Заказ на создание самоходки появился в июле 1940 года. На шасси подвозчика VK 302 следовало установить противотанковое орудие PaK 38 калибра 50 мм. В связи с этим требовалось выполнить некоторые доработки конструкции базовой машины, которые позволяли сделать ее носителем нового вооружения. В результате доработок была немного изменена компоновка корпуса базовой машины, а также его дополнили новой рубкой.

Подвозчик боеприпасов Borgward VK 302 и машины на его базе (Германия)
Рубка самоходки второй версии. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


Для защиты расчета оружия на кормовой части корпуса предлагалось устанавливать рубку с открытыми верхом и кормой. Этот агрегат изготавливался из четырех листов: двух лобовых, установленных под углом друг к другу, а также двух бортов. В центральной части рубки помещалась установка для 50-мм пушки. Системы монтажа позволяли наводить орудие в пределах горизонтального сектора шириной 40°, а также устанавливать углы возвышения от -10° до +20°. Расчет орудия состоял из двух человек, места которых помещались в корме рубки, по обеим сторонам от казенной части. Слева от пушки находился наводчик, располагавший всеми необходимыми средствами и приборами, справа – заряжающий.

Расчеты показали, что шасси имеет недостаточную прочность для использования орудия PaK 38. По этой причине в корме машины появился опускаемый сошник с двумя опорными балками и ручным приводом. Перед стрельбой его следовало укладывать на грунт, что позволяло передавать импульс отдачи и снижать негативное влияние на ходовую часть. В походном положении сошник поднимался к корпусу.

Самоходка должна была обслуживаться экипажем из трех человек: водителем, наводчиком и заряжающим. При этом отделение управления было уменьшено: в нем осталось только рабочее место водителя. На старом месте командира в рубке корпуса поместили большую часть стеллажей для боекомплекта.

В соответствии с заказом армии, фирма Borgward построила два опытных образца новой самоходки. К лету 1941 года машины были готовы к участию в различных испытаниях. После проверки на полигонах, в августе, обе самоходки отправили на фронт для испытаний в условиях реальных боев. После всех проверок потенциальный заказчик посчитал новую технику не отвечающей имеющимся требованиям. Заказ на серийное производство новых машин не последовал.

Подвозчик боеприпасов Borgward VK 302 и машины на его базе (Германия)
Подрывная машина Sd.Kfz.301. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


В сентябре 1941 года фирма Borgward начала работу над новым вариантом самоходки на базе VK 302. На этот раз транспортер боеприпасов должен был стать носителем экспериментального безоткатного орудия IG2.540 калибра 150 мм, разработанного фирмой Rheinmetall. Такое вооружение должно было монтироваться в новой рубке. По общей компоновке САУ с 150-мм орудием мало отличалась от предыдущей разработки. Орудийная установка монтировалась прямо на крыше моторного отсека, а по бокам от последнего располагались два артиллериста. Благодаря меньшей отдаче такая самоходка не нуждалась в сошнике.

К началу 1942 года фирма Borgward построила макет перспективной САУ. На одном из готовых шасси VK 302 установили деревянный макет рубки с вооружением и рабочими местами орудийного расчета. Такое изделие показали представителям заказчика, после чего проект остановился. Новый вариант самоходки вновь посчитали непригодным для серийного строительства и эксплуатации в войсках.

Вскоре после заказа на строительство САУ с 150-мм орудием, в октябре 1941 года, фирма Borgward начала работу над новой машиной на базе своего транспортера боеприпасов. На этот раз машина VK 302 / B III должна была стать базой для перспективной подрывной машины с дистанционным управлением Sd.Kfz.301 . Корпус и ходовую часть базовой машины доработали, а также создали систему управления по радио и специальный контейнер с подрывным зарядом. Такая бронемашина специального назначения была запущена в серию, а затем и сама стала основой для новых разработок.

Проект подвозчика боеприпасов VK 302 не привел к полноценному перевооружению армии. Попытки сделать эту машину основой для новых САУ так же не увенчались успехом. Лишь подрывной машине на базе подвозчика удалось дойти до массового серийного производства. Тем не менее, по своей численности вся техника этого семейства не могла конкурировать с машинами других типов. Как следствие, проект, некогда бывший перспективным и интересным, не дал ощутимых результатов и не оказал заметного влияния на ход боев.


По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://lexikon-der-wehrmacht.de/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 1
  1. kugelblitz 10 мая 2016 08:09
    Интересно выходит, но французы используя свои Рено UE, получили из не особо годной машины неплохой транспортер боеприпасов, да и англичане из сверхлегких танков вывели неплохой транспортер.





    Видимо у немцев были проблемы с производственными мощностями, а шасси Pz.I было негодным, да и относительно дорогим, против вышеперечисленных.

    У нас тоже пытались приспособить шасси устаревших танков, но особенности компоновки не дали возможность получить желаемый результат.



    Французы видать решили поступить "проще", а т.е. создать с нуля тягач-бронетранспортер, в принципе неплохая машина для тех лет.

  2. Комментарий был удален.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня