Проекты танков для экспортных поставок L.K.A. и L.K.B. (Германия)

В середине тридцатых годов прошлого века гитлеровская Германия начала строить свои вооруженные силы, а также создавать новые вооружения и технику для них. Одна из самых важнейших программ в рамках строительства армии касалась создания и развития боевых бронированных машин, в первую очередь танков. В течение нескольких следующих лет планировалось вооружить бронетанковые подразделения требуемым количеством новой техники. Кроме того, существовало предложение о разработки танков, изначально предназначенных для продажи третьим странам. Специально для экспорта были разработаны легкие танки L.K.A. и L.K.B.

Необходимо отметить, полная история двух проектов стала известна сравнительно недавно. В течение нескольких десятилетий считалось, что танк L.K.A. являлся одним из первых вариантов будущего Panzerkampfwagen I. Тем не менее, в дальнейшем историкам удалось обнаружить документы, раскрывающие истинное предназначение проекта. Было установлено, что проект L.K.A. создавался на основе ранних модификаций Pz.Kpfw.I и не предназначался для переоснащения собственной армии. Подобную технику должны были получать зарубежные страны.

Не позднее весны 1936 года немецкая военная промышленность предложила создать перспективный легкий танк, который можно было бы продавать зарубежным государствам. Он мог основываться на конструкции существующей техники, но при этом должен был иметь некоторые отличия. Предложение получило одобрение командования, после чего стартовали проектные работы. Новая разработка получила условное обозначение L.K.A. – Leichter Kampfwagen Ausland («Легкая боевая машина – зарубежные страны»).


Проекты танков для экспортных поставок L.K.A. и L.K.B. (Германия)
Единственный прототип танка L.K.A. Фото Achtungpanzer.com


Разработкой танка L.K.A. занялось конструкторское бюро фирмы Krupp, уже создавшее машину Pz.Kpfw.I. C целью ускорения работ и упрощения одновременного производства нескольких моделей новой бронетехники было решено взять за основу для экспортного танка новейшую разработку для собственных войск. При этом в конструкцию существующей машины следовало внести ряд серьезных изменений, направленных на корректировку основных характеристик. Планировалось переработать корпус, силовую установку, ходовую часть и т.д.

В требованиях к новому проекту значилось сокращение боевой массы до 4,5 т (ранние модификации Pz.Kpfw.I весили не менее 5,4 т) и сохранение защиты на уровне базовой машины. Выполнять эту задачу планировалось за счет использования менее тяжелых узлов и агрегатов, а также при помощи более плотной компоновки и уменьшенного броневого корпуса. Таким образом, сохраняя общую архитектуру базового танка, новый L.K.A. должен был отличаться немного меньшими размерами.

Экспортный легкий танк получил новый броневой корпус, основанный на корпусе Pz.Kpfw.I. От базовой конструкции он отличался меньшими размерами, но обводы и общее строение остались прежними. Как и ранее, применялась конструкция с несколькими наклонными лобовыми листами, вертикальными бортами и небольшой рубкой, образовывавшей объединенный обитаемый отсек. На крыше рубки предлагалось устанавливать башню с вооружением. Компоновка корпуса, несмотря на его уменьшение, осталась прежней. В передней части помещались агрегаты трансмиссии, в центре – отделение управления и боевое отделение, а корма отдавалась под двигатель, топливные баки, систему охлаждения и т.д.

Проекты танков для экспортных поставок L.K.A. и L.K.B. (Германия)
Легкий танк Pz.Kpfw.I Ausf.A, ставший в некоторой мере прототипом L.K.A. Фото Wikimedia Commons


В соответствии с требованиям к уровню защиты, корпус танка L.K.A. собирался из броневых листов той же толщины, что и у Pz.Kpfw.I, однако линейные размеры деталей были немного меньше. Лобовая часть корпуса состояла из листов толщиной 8 и 13 мм, борта имели толщину 13 мм. Сверху и снизу корпус защищался листами толщиной 6 и 5 мм соответственно. Поворотная башня должна была собираться из листов толщиной от 8 мм (крыша) до 15 мм (лоб).

В кормовом отсеке корпуса предлагалось устанавливать карбюраторный двигатель Krupp M311 мощностью 85 л.с. За счет увеличения мощность двигателя и сокращения боевой массы планировалось заметно повысить подвижность в сравнении с Pz.Kpfw.I. Баки нового танка имели общий объем 114 л. При помощи карданного вала, проходящего под обитаемым отсеком, двигатель связывался с механической трансмиссией. Последняя обеспечивала вращение передних ведущих колес.

Было решено серьезно переработать ходовую часть. Танк L.K.A. должен был получить по четыре опорных катка на каждом борту. Катки сблокировались попарно и получали пружинную подвеску. Также в составе ходовой части имелись ведущие колеса переднего расположения, поднятые над опорными катками, и направляющие колеса, установленные с незначительным превышением над опорной поверхностью. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась двумя роликами небольшого диаметра.

Проекты танков для экспортных поставок L.K.A. и L.K.B. (Германия)
L.K.A. на испытаниях. Фото Aviarmor.net


Башня с вооружением без каких-либо изменений была заимствована у танка Pz.Kpfw.I. В броневом агрегате помещалась подвижная установка с двумя пулеметами MG 13 калибра 7,92 мм. Боезапас пулеметов состоял из 2250 патронов в магазинах. Внутри боевого отделения предусматривались несколько стеллажей для хранения боекомплекта. Для наведения оружия предлагалось использовать оптический прицел типа T.Z.F.2.

Экипаж нового экспортного танка должен был состоять из двух человек: механика-водителя и командира-наводчика. Первый располагался в передней части корпуса, позади трансмиссии. Попадать на свое место водитель должен был через люк в крыше корпуса, а для наблюдения за дорогой предназначались лючки в лобовом и скуловом листах. Командир, отвечавший за применение оружия, помещался во вращающейся башне. Для него предназначались люк в крыше башни и набор смотровых приборов.

Получившаяся боевая машина имела длину чуть более 3 м, ширину 1,9 м и высоту 1,69 м. Боевая масса определялась на уровне 4,5 т, как и требовалось техническим заданием. Удельная мощность на уровне 19 л.с. на тонну позволяла машине развивать скорость до 50 км/ч. Запас хода составлял 100 км.

До конца 1936 года фирма Krupp успела выполнить проектирование, но постройка и испытания прототипа новой машины задерживались. Несмотря на отсутствие опытного образца, военные выдали фирме-разработчику предварительное разрешение на продажу танка L.K.A. третьим странам. Полноценное разрешение, открывающее дорогу экспортным поставкам, Управление вооружений планировало выдать после завершения подготовки конструкторской документации.

Проекты танков для экспортных поставок L.K.A. и L.K.B. (Германия)
L.K.A. на полигоне. Фото Aviarmor.net


Согласно разным источникам, первый прототип экспортной бронемашины L.K.A. был построен не позднее февраля-марта 1937 года. Машина вышла на испытания и подтвердила расчетные характеристики. Проверка в условиях полигона показала, что танк новой модели может представлять интерес для зарубежных заказчиков. Кроме того, он мог бы найти место и в танковых частях Германии. По результатам испытаний в марте 1937-го проект L.K.A. получил экспортное разрешение. Теперь фирма «Крупп» могла подписывать контракты с зарубежными заказчиками и строить технику для поставок на экспорт.

В конце 1936 года стартовала разработка версии танка L.K.A. с усиленным вооружением. Перспективная бронемашина L.K.A.2 должна была получить увеличенную башню, в которой должны были устанавливаться 7,92-мм пулемет и автоматическая пушка калибра 20 мм. Кроме того, этот вариант экспортного танка предлагалось оснастить незначительно доработанной ходовой частью машины Pz.Kpfw.I. Прочие элементы конструкции должны были соответствовать проекту L.K.A.

Проект L.K.A.2 был завершен в начале 1937 года. Управление вооружений ознакомилось с ним, но не выдало разрешения на экспорт. Также фирма Krupp планировала предложить эту машину отечественному заказчику, но командование выбрало другую разработку конкурирующей компании. В результате производства и продажи танка L.K.A.2 решили отказаться. По причине отказа военных легкий танк с 20-мм пушкой так и остался на бумаге. Прототип подобной бронемашины не строился и не испытывался.

Проекты танков для экспортных поставок L.K.A. и L.K.B. (Германия)
Испытания опытной машины. Фото Aviarmor.net


Параллельно с проектами L.K.A. и L.K.A.2 разрабатывался другой вариант легкого танка для экспортных поставок под названием L.K.B. Характерной особенностью этого проекта было максимальное использование комплектующих существующих машин. В качестве основы для L.K.B. был предложен серийный легкий танк Pz.Kpfw.I Ausf.B. Фактически, экспортная машина должна была представлять танк этой модели с некоторыми новыми узлами и агрегатами. Такой подход к конструированию, в частности, ускорил разработку проекта. Благодаря этому первый прототип танка L.K.B. был построен уже к началу весны 1937 года.

По задумке своих создателей, L.K.B. должен был стать незначительно доработанной модификацией танка Pz.Kpfw.I Ausf.B, в связи с этим такая машина больше походила на базовый танк, чем на предыдущий L.K.A. Предлагалось использовать корпус серийного легкого танка с существующей ходовой частью, но при этом машина должна была получать увеличенную башню с пулеметно-пушечным вооружением.

В связи с преемственностью проектов танк L.K.B. должен был походить внешне на предыдущий L.K.A., но отличаться от него большими размерами. Применялся корпус аналогичной конструкции такого же строения, но более крупный, хотя и не отличавшийся по уровню защиты.

Проекты танков для экспортных поставок L.K.A. и L.K.B. (Германия)
Предполагаемый облик танка L.K.A.2. Рисунок Achtungpanzer.com


Танк L.K.B. предложили оснастить 85-сильным карбюраторным двигателем Krupp M311, который мог значительно улучшить подвижность машины в сравнении со стандартной силовой установкой Pz.Kpfw.I Ausf.B. Трансмиссия оставалась без изменений. Ходовая часть так же заимствовалась у серийной машины. В ее составе имелось по пять опорных катков на борт. Катки крепились на тележках с рессорной подвеской. В передней части машины сохранялись ведущие колеса, в корме – направляющие. В отличие от предыдущих машин семейства, направляющие колеса были значительно подняты над грунтом. Также предусматривались четыре поддерживающих ролика на борт. Ходовая часть танка L.K.B. сохранила характерную черту всех машин семейства Panzerkampfwagen I – боковую балку, соединявшую опорные катки и элементы их подвески.

Вооружение легкого танка L.K.B. должно было соответствовать предложенному в проекте L.K.A.2. В увеличенной башне предлагалось устанавливать 20-мм пушку и пулемет MG 13. Управлять вооружением, как и ранее, должен был командир танка. По некоторым данным, рассматривалась возможность сохранения башни с двумя пулеметами, аналогичной использованной на L.K.A. и серийной технике.

В основе проекта L.K.B. лежали незначительно доработанные агрегаты танка Pz.Kpfw.I, что сказалось на весе и габаритах машины. Длина танка немного превышала 4 м, ширина составляла 2,06 м, высота – 1,72 м. Боевая масса определялась на уровне 5,6 т. Благодаря более мощному двигателю и увеличенной удельной мощности (порядка 15,2 л.с. на тонну) машина могла развивать скорость до 43 км/ч, а запас хода составлял 100 км.

Проекты танков для экспортных поставок L.K.A. и L.K.B. (Германия)
Танк Pz.Kpfw.I Ausf.B, ставший основой для L.K.B. Фото Wikimedia Commons


Весной 1937 года на испытания вышел первый прототип экспортной машины L.K.B. Интересно, что этот танк был построен на базе серийного Pz.Kpfw,I Ausf.I, и поэтому имел некоторые отличия от исходного проекта. К началу 1938 года были собраны еще два опытных танка, основой для которых послужили машины Pz.Kpfw.I Ausf.B. Вся эта техника участвовала в различных полигонных испытаниях.

Еще до начала проверок проект L.K.B. получил экспортное разрешение. Соответствующий документ был издан Управлением вооружений в начале марта 1937 года. Таким образом, фирма «Крупп» получила право заключать экспортные контракты на поставку бронемашин двух типов, отличавшихся друг от друга различными особенностями, прежде всего габаритами, весом и вооружением.

В некоторых источниках утверждается, что уже в 1936-37 годах немецкие танкостроители предложили свою продукцию зарубежным странам. Афганистан мог приобрести десять танков, контракт с Болгарией мог подразумевать поставку 60 машин, а турецкие военные могли получить сотню L.K.A. Также с машиной ознакомились представители Швейцарии и Сиама. Стоимость одного серийного танка в то время составляла примерно 86,5 тыс. рейхсмарок. В дальнейшем велись переговоры со Швецией, Перу, Парагваем и Уругваем. К 1938 году стоимость одной экспортной бронемашины упала до 82,6 тыс. рейхсмарок.

Переговоры о возможных поставках специальных экспортных танков продолжались в течение нескольких лет. Тем не менее, по тем или иным причинам контракты на поставку танков L.K.A. и L.K.B. так и не были подписаны. При этом в конце тридцатых годов Германия продала нескольким зарубежным государствам сравнительно большое число танков Pz.Kpfw.I в модификациях «A» и «B». К примеру, более сотни таких машин получили испанские франкисты, а 15 танков отправились в Китай.

Проекты танков для экспортных поставок L.K.A. и L.K.B. (Германия)
Один из прототипов танка L.K.B. Фото Aviarmor.net


Известно, что в 1936-38 годах фирмой Krupp были построены три прототипа перспективных легких танков для экспортных поставок. Из сборочного цеха вышел один танк L.K.A. и три машины L.K.B., собранные на базе разных шасси. На этом производство техники для экспорта прекратилось. Ни один потенциальный заказчик не пожелал купить эти танки. Все переговоры, проводившиеся с несколькими странами, завершились неудачей. Предпринятая фирмой-разработчиком попытка предложить новые танки немецкой армии так же не увенчалась успехом. Серийное строительство новых машин не начиналось.

Дальнейшая судьба четырех опытных танков неизвестна. В некоторых источниках упоминается, что одну из машин передали Японии, но доказательства этого отсутствуют. Вероятно, за ненадобностью опытные машины нового проекта были разобраны на металлолом или перестроены в соответствии с существующими проектами серийной техники. Так или иначе, до нашего времени ни один из прототипов танков L.K.A. и L.K.B. не сохранился.

Неудача с двумя проектами боевых машин, предназначенных для продажи третьим странам, не привела к полной остановке работ в этом направлении. К концу тридцатых годов, используя имеющийся опыт в деле строительства танков, фирма «Крупп» разработала новый средний танк, известный как M.K.A. Эта машина, как и ее предшественники, основывалась на новой немецкой бронетехнике и предназначалась для продажи на международном рынке.


По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://lexikon-der-wehrmacht.de/
http://aces.gg/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня