Military Review

Projects of tanks for export supplies of LKA and LKB (Germany)

1
In the mid-thirties of the last century, Nazi Germany began to build its armed forces, as well as create new weapons and equipment for them. One of the most important programs in the framework of the army construction concerned the creation and development of armored combat vehicles, primarily tanks. Over the next few years, it was planned to arm the armored units with the required amount of new equipment. In addition, there was a proposal to develop tanks originally intended for sale to third countries. LKA and LKB light tanks were specially developed for export.


It should be noted complete история two projects became known relatively recently. For several decades, it was believed that the LKA tank was one of the first options for the future Panzerkampfwagen I. Nevertheless, in the future, historians were able to find documents that reveal the true purpose of the project. It was found that the LKA project was created on the basis of early modifications of Pz.Kpfw.I and was not intended to re-equip its own army. Similar equipment should have been received by foreign countries.

No later than spring 1936, the German military industry proposed the creation of a promising light tank that could be sold to foreign countries. It could be based on the design of the existing technology, but it should have had some differences. The proposal was approved by the command, after which the design work started. The new development received the symbol LKA - Leichter Kampfwagen Ausland ("Light combat vehicle - foreign countries").

Projects of tanks for export supplies of LKA and LKB (Germany)
The only prototype of the tank LKA Photo Achtungpanzer.com


The development of the LKA tank was undertaken by the Krupp design office, which had already created the Pz.Kpfw.I. In order to speed up the work and simplify the simultaneous production of several models of new armored vehicles, it was decided to take the latest design for its own troops as a basis for the export tank. At the same time, a number of major changes should be made to the design of the existing machine, aimed at adjusting the basic characteristics. It was planned to recycle the body, power plant, chassis, etc.

The requirements for the new project included a reduction in the combat mass to 4,5 t (early modifications of Pz.Kpfw.I weighed at least 5,4 t) and the preservation of protection at the level of the base machine. To carry out this task was planned through the use of less heavy components and assemblies, as well as using a more dense layout and reduced armor corps. Thus, while maintaining the overall architecture of the base tank, the new LKA should have been slightly smaller.

The export light tank received a new armor hull based on the Pz.Kpfw.I. It differed from the basic structure in smaller sizes, but the contours and the overall structure remained the same. As before, the design was used with several inclined front sheets, vertical sides and a small cabin, forming a combined habitable compartment. On the roof of the cabin was proposed to install a tower with weapons. The layout of the body, despite its reduction, remained the same. In front of the unit were placed transmissions, in the center - the department of management and the fighting compartment, and the food was given under the engine, fuel tanks, cooling system, etc.


Light tank Pz.Kpfw.I Ausf.A, which became to some extent the prototype of LKA Photo Wikimedia Commons


In accordance with the requirements for the level of protection, the hull of the LKA tank was assembled from armor plates of the same thickness as that of the Pz.Kpfw.I, however, the linear dimensions of the parts were slightly smaller. The frontal part of the hull consisted of sheets 8 and 13 mm thick, the beads were 13 mm thick. The case was protected from above and below by sheets 6 and 5 mm thick, respectively. The turntable was to be assembled from sheets of thickness from 8 mm (roof) to 15 mm (forehead).

It was proposed to install a Krupp M311 carburetor engine with 85 horsepower in the aft hull compartment. By increasing the engine power and reducing the combat weight, it was planned to significantly increase mobility in comparison with Pz.Kpfw.I. The tanks of the new tank had a total volume of 114 l. With the help of a cardan shaft, passing under a habitable compartment, the engine was associated with a mechanical transmission. The latter ensured the rotation of the front drive wheels.

It was decided to seriously rework the undercarriage. The LKA tank was to receive four track rollers on each side. The rollers interlocked in pairs and received a spring suspension. Also in the undercarriage were front-wheel drive wheels, raised above the support rollers, and guide wheels mounted with a slight excess over the support surface. The upper branch of the caterpillar was supported by two rollers of small diameter.


LKA is on trial. Photo Aviarmor.net


The tower with weapons without any changes was borrowed from the tank Pz.Kpfw.I. A mobile unit with two MG 13 MG machine guns of 7,92 mm caliber was placed in an armored unit. Machine-gun ammunition consisted of 2250 cartridges in stores. Inside the fighting compartment there were several shelves for storing ammunition. For guidance weapons It was proposed to use an optical sight like TZF2.

The crew of the new export tank was to consist of two people: the driver and the commander-gunner. The first was located in front of the case, behind the transmission. The driver had to get into his place through a hatch in the roof of the hull, and hatches in the frontal and cheekbone sheets were intended to observe the road. The commander responsible for the use of weapons was placed in a rotating turret. A hatch in the roof of the tower and a set of viewing devices were intended for it.

The resulting combat vehicle had a length slightly more than 3 m, width 1,9 m and height 1,69 m. The combat weight was determined at the level of 4,5 t, as required by the technical task. Specific power at the level of 19 HP per ton allowed the car to reach speeds up to 50 km / h. Power reserve was 100 km.

Until the end of 1936, Krupp managed to complete the design, but the construction and testing of the prototype of the new machine was delayed. Despite the lack of a prototype, the military gave the developer a preliminary permission to sell the LKA tank to third countries. A full permit to open the way for export deliveries, the Arms Administration planned to issue after completion of the preparation of design documentation.


LKA at the site. Photo Aviarmor.net


According to different sources, the first prototype of the LKA export armored car was built no later than February-March 1937. The machine came to the test and confirmed the design characteristics. Inspection in the conditions of the landfill showed that the tank of the new model may be of interest to foreign customers. In addition, he could find a place in the tank units of Germany. According to the test results in March, the 1937-th project LKA received an export permit. Now Krupp could sign contracts with foreign customers and build equipment for export deliveries.

At the end of 1936, the development of a version of the LKA tank with enhanced armament was launched. A promising LKA2 armored vehicle was to receive an enlarged turret in which an 7,92-mm machine gun and an automatic 20 caliber mm gun were to be installed. In addition, this version of the export tank was proposed to equip slightly modified chassis Pz.Kpfw.I. Other structural elements were to comply with the LKA project.

The LKA2 project was completed at the beginning of 1937. The Armaments Office has reviewed it, but has not issued an export permit. Krupp also planned to offer this car to a domestic customer, but the command chose a different product from a competing company. As a result of the production and sale of the tank LKA2 decided to refuse. Due to the failure of the military, the light tank with the 20-mm cannon remained on paper. The prototype of such an armored vehicle was not built or tested.


Tests of the experimental machine. Photo Aviarmor.net


In parallel with the LKA and LKA2 projects, another version of the light tank for export deliveries, called LKB, was developed. A characteristic feature of this project was the maximum use of components of existing machines. As a basis for the LKB was proposed serial light tank Pz.Kpfw.I Ausf.B. In fact, the export vehicle was supposed to represent the tank of this model with some new components and assemblies. This approach to design, in particular, has accelerated the development of the project. Due to this, the first prototype of the LKB tank was built by the beginning of the spring 1937 of the year.

As conceived by their creators, LKB was supposed to be a slightly modified modification of the Pz.Kpfw.I Ausf.B tank, in connection with this, the car looked more like a base tank than the previous LKA. at the same time, the machine was to receive an enlarged turret with machine-gun armament.

In connection with the continuity of the projects, the LKB tank was supposed to resemble externally the previous LKA, but differed from it in large sizes. A body of a similar construction of the same structure was used, but larger, although not differing in the level of protection.


Estimated appearance of the tank LKA2. Figure Achtungpanzer.com


LKB tank was proposed to equip the 85-strong Krupp M311 carburetor engine, which could significantly improve the mobility of the car in comparison with the standard powerplant Pz.Kpfw.I Ausf.B. Transmission remained unchanged. Chassis also borrowed from the serial machine. In its composition there were five road wheels on board. The rollers were mounted on carts with spring suspension. In front of the car, drive wheels remained, in the rear - guides. Unlike previous cars of the family, the guide wheels were significantly raised above the ground. Also included four supporting rollers on board. The undercarriage of the LKB tank has retained the characteristic feature of all the Panzerkampfwagen I family cars - the side beam connecting the track rollers and their suspension elements.

The armament of the LKB light tank should have been in accordance with the one proposed in the LKA2 project. In an enlarged turret, it was proposed to install an 20-mm cannon and a MG 13 machine gun. As before, the tank commander had to control the armament. According to some data, the possibility of maintaining a turret with two machine guns, similar to that used on LKA and serial equipment, was considered.

The LKB project was based on slightly modified units of the Pz.Kpfw.I tank, which affected the weight and dimensions of the vehicle. The length of the tank slightly exceeded 4 m, the width was 2,06 m, the height was 1,72 m. / h, and the power reserve was 5,6 km.


Tank Pz.Kpfw.I Ausf.B, which became the basis for the LKB Photo Wikimedia Commons


In the spring of 1937, the first prototype of the LKB export machine came out for testing. It is interesting that this tank was built on the basis of the serial Pz.Kpfw, I Ausf.I, and therefore had some differences from the original project. By the beginning of 1938, two more experimental tanks were assembled, the basis for which was the Pz.Kpfw.I Ausf.B. All this technique participated in various ground tests.

Even before the start of inspections, the LKB project received an export permit. The corresponding document was issued by the Armaments Department at the beginning of March 1937. Thus, the Krupp company received the right to conclude export contracts for the supply of two types of armored vehicles, differing from each other in various features, primarily dimensions, weight and weaponry.

Some sources claim that already in 1936-37, German tank builders offered their products to foreign countries. Afghanistan could acquire ten tanks, a contract with Bulgaria could imply the supply of 60 machines, and the Turkish military could get a hundred LKA. Representatives of Switzerland and Siam also got acquainted with the car. The cost of one serial tank at that time was approximately 86,5 thousand Reichsmarks. Further negotiations were conducted with Sweden, Peru, Paraguay and Uruguay. By 1938, the cost of one export armored car dropped to 82,6 thousand Reichsmarks.

Negotiations on the possible supply of special export tanks lasted for several years. However, for one reason or another, contracts for the supply of LKA and LKB tanks were not signed. At the same time, at the end of the thirties, Germany sold a relatively large number of Pz.Kpfw.I tanks in versions “A” and “B” to several foreign countries. For example, more than a hundred of such machines were received by Spanish francs, and 15 tanks went to China.


One of the prototypes of the tank LKB Photo Aviarmor.net


It is known that in 1936-38, Krupp built three prototypes of promising light tanks for export deliveries. One LKA tank and three LKB vehicles assembled on the basis of different chassis left the assembly shop. At this, the production of equipment for export ceased. Not a single potential customer wanted to buy these tanks. All negotiations held with several countries ended in failure. The attempt made by the developer to offer new tanks to the German army was also unsuccessful. Serial construction of new cars did not start.

The further fate of the four experimental tanks is unknown. Some sources mention that one of the cars was handed over to Japan, but there is no evidence of this. Probably, as unnecessary, the experimental machines of the new project were dismantled for scrap or rebuilt in accordance with the existing projects of serial equipment. Anyway, until our time, none of the prototypes of the LKA and LKB tanks have been preserved.

The failure of the two projects of combat vehicles, intended for sale to third countries, did not lead to a complete stop in this direction. By the end of the thirties, using existing experience in the construction of tanks, the Krupp company developed a new medium tank, known as the MKA. This machine, like its predecessors, was based on new German armored vehicles and was intended for sale on the international market.


Based on:
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://lexikon-der-wehrmacht.de/
http://aces.gg/
Chamberlain P., Doyle H. Complete reference book of German tanks and self-propelled guns of the Second World War. - M .: AST: Astrel, 2008.
Author:
1 comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Lens
    Lens 12 May 2016 17: 36
    0
    As for me - a pre-stillborn project. Already in full the market was filled with French, English and Czech cars. In 1936, even the serial 1 Panzer looked anachronistic, to say nothing about ersatz samples based on it ....
  2. Fotoceva62
    Fotoceva62 14 October 2016 09: 16
    0
    Frankly miserable technique. That's why the Fritz clung to the Czech LT 38 and LT 35 at the earliest opportunity. Of course, the cars were experimental (they studied cats), but ...

Проекты танков для экспортных поставок L.K.A. и L.K.B. (Германия)

В середине тридцатых годов прошлого века гитлеровская Германия начала строить свои вооруженные силы, а также создавать новые вооружения и технику для них. Одна из самых важнейших программ в рамках строительства армии касалась создания и развития боевых бронированных машин, в первую очередь танков. В течение нескольких следующих лет планировалось вооружить бронетанковые подразделения требуемым количеством новой техники. Кроме того, существовало предложение о разработки танков, изначально предназначенных для продажи третьим странам. Специально для экспорта были разработаны легкие танки L.K.A. и L.K.B.

Необходимо отметить, полная история двух проектов стала известна сравнительно недавно. В течение нескольких десятилетий считалось, что танк L.K.A. являлся одним из первых вариантов будущего Panzerkampfwagen I. Тем не менее, в дальнейшем историкам удалось обнаружить документы, раскрывающие истинное предназначение проекта. Было установлено, что проект L.K.A. создавался на основе ранних модификаций Pz.Kpfw.I и не предназначался для переоснащения собственной армии. Подобную технику должны были получать зарубежные страны.

Не позднее весны 1936 года немецкая военная промышленность предложила создать перспективный легкий танк, который можно было бы продавать зарубежным государствам. Он мог основываться на конструкции существующей техники, но при этом должен был иметь некоторые отличия. Предложение получило одобрение командования, после чего стартовали проектные работы. Новая разработка получила условное обозначение L.K.A. – Leichter Kampfwagen Ausland («Легкая боевая машина – зарубежные страны»).


Проекты танков для экспортных поставок L.K.A. и L.K.B. (Германия)
Единственный прототип танка L.K.A. Фото Achtungpanzer.com


Разработкой танка L.K.A. занялось конструкторское бюро фирмы Krupp, уже создавшее машину Pz.Kpfw.I. C целью ускорения работ и упрощения одновременного производства нескольких моделей новой бронетехники было решено взять за основу для экспортного танка новейшую разработку для собственных войск. При этом в конструкцию существующей машины следовало внести ряд серьезных изменений, направленных на корректировку основных характеристик. Планировалось переработать корпус, силовую установку, ходовую часть и т.д.

В требованиях к новому проекту значилось сокращение боевой массы до 4,5 т (ранние модификации Pz.Kpfw.I весили не менее 5,4 т) и сохранение защиты на уровне базовой машины. Выполнять эту задачу планировалось за счет использования менее тяжелых узлов и агрегатов, а также при помощи более плотной компоновки и уменьшенного броневого корпуса. Таким образом, сохраняя общую архитектуру базового танка, новый L.K.A. должен был отличаться немного меньшими размерами.

Экспортный легкий танк получил новый броневой корпус, основанный на корпусе Pz.Kpfw.I. От базовой конструкции он отличался меньшими размерами, но обводы и общее строение остались прежними. Как и ранее, применялась конструкция с несколькими наклонными лобовыми листами, вертикальными бортами и небольшой рубкой, образовывавшей объединенный обитаемый отсек. На крыше рубки предлагалось устанавливать башню с вооружением. Компоновка корпуса, несмотря на его уменьшение, осталась прежней. В передней части помещались агрегаты трансмиссии, в центре – отделение управления и боевое отделение, а корма отдавалась под двигатель, топливные баки, систему охлаждения и т.д.

Проекты танков для экспортных поставок L.K.A. и L.K.B. (Германия)
Легкий танк Pz.Kpfw.I Ausf.A, ставший в некоторой мере прототипом L.K.A. Фото Wikimedia Commons


В соответствии с требованиям к уровню защиты, корпус танка L.K.A. собирался из броневых листов той же толщины, что и у Pz.Kpfw.I, однако линейные размеры деталей были немного меньше. Лобовая часть корпуса состояла из листов толщиной 8 и 13 мм, борта имели толщину 13 мм. Сверху и снизу корпус защищался листами толщиной 6 и 5 мм соответственно. Поворотная башня должна была собираться из листов толщиной от 8 мм (крыша) до 15 мм (лоб).

В кормовом отсеке корпуса предлагалось устанавливать карбюраторный двигатель Krupp M311 мощностью 85 л.с. За счет увеличения мощность двигателя и сокращения боевой массы планировалось заметно повысить подвижность в сравнении с Pz.Kpfw.I. Баки нового танка имели общий объем 114 л. При помощи карданного вала, проходящего под обитаемым отсеком, двигатель связывался с механической трансмиссией. Последняя обеспечивала вращение передних ведущих колес.

Было решено серьезно переработать ходовую часть. Танк L.K.A. должен был получить по четыре опорных катка на каждом борту. Катки сблокировались попарно и получали пружинную подвеску. Также в составе ходовой части имелись ведущие колеса переднего расположения, поднятые над опорными катками, и направляющие колеса, установленные с незначительным превышением над опорной поверхностью. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась двумя роликами небольшого диаметра.

Проекты танков для экспортных поставок L.K.A. и L.K.B. (Германия)
L.K.A. на испытаниях. Фото Aviarmor.net


Башня с вооружением без каких-либо изменений была заимствована у танка Pz.Kpfw.I. В броневом агрегате помещалась подвижная установка с двумя пулеметами MG 13 калибра 7,92 мм. Боезапас пулеметов состоял из 2250 патронов в магазинах. Внутри боевого отделения предусматривались несколько стеллажей для хранения боекомплекта. Для наведения оружия предлагалось использовать оптический прицел типа T.Z.F.2.

Экипаж нового экспортного танка должен был состоять из двух человек: механика-водителя и командира-наводчика. Первый располагался в передней части корпуса, позади трансмиссии. Попадать на свое место водитель должен был через люк в крыше корпуса, а для наблюдения за дорогой предназначались лючки в лобовом и скуловом листах. Командир, отвечавший за применение оружия, помещался во вращающейся башне. Для него предназначались люк в крыше башни и набор смотровых приборов.

Получившаяся боевая машина имела длину чуть более 3 м, ширину 1,9 м и высоту 1,69 м. Боевая масса определялась на уровне 4,5 т, как и требовалось техническим заданием. Удельная мощность на уровне 19 л.с. на тонну позволяла машине развивать скорость до 50 км/ч. Запас хода составлял 100 км.

До конца 1936 года фирма Krupp успела выполнить проектирование, но постройка и испытания прототипа новой машины задерживались. Несмотря на отсутствие опытного образца, военные выдали фирме-разработчику предварительное разрешение на продажу танка L.K.A. третьим странам. Полноценное разрешение, открывающее дорогу экспортным поставкам, Управление вооружений планировало выдать после завершения подготовки конструкторской документации.

Проекты танков для экспортных поставок L.K.A. и L.K.B. (Германия)
L.K.A. на полигоне. Фото Aviarmor.net


Согласно разным источникам, первый прототип экспортной бронемашины L.K.A. был построен не позднее февраля-марта 1937 года. Машина вышла на испытания и подтвердила расчетные характеристики. Проверка в условиях полигона показала, что танк новой модели может представлять интерес для зарубежных заказчиков. Кроме того, он мог бы найти место и в танковых частях Германии. По результатам испытаний в марте 1937-го проект L.K.A. получил экспортное разрешение. Теперь фирма «Крупп» могла подписывать контракты с зарубежными заказчиками и строить технику для поставок на экспорт.

В конце 1936 года стартовала разработка версии танка L.K.A. с усиленным вооружением. Перспективная бронемашина L.K.A.2 должна была получить увеличенную башню, в которой должны были устанавливаться 7,92-мм пулемет и автоматическая пушка калибра 20 мм. Кроме того, этот вариант экспортного танка предлагалось оснастить незначительно доработанной ходовой частью машины Pz.Kpfw.I. Прочие элементы конструкции должны были соответствовать проекту L.K.A.

Проект L.K.A.2 был завершен в начале 1937 года. Управление вооружений ознакомилось с ним, но не выдало разрешения на экспорт. Также фирма Krupp планировала предложить эту машину отечественному заказчику, но командование выбрало другую разработку конкурирующей компании. В результате производства и продажи танка L.K.A.2 решили отказаться. По причине отказа военных легкий танк с 20-мм пушкой так и остался на бумаге. Прототип подобной бронемашины не строился и не испытывался.

Проекты танков для экспортных поставок L.K.A. и L.K.B. (Германия)
Испытания опытной машины. Фото Aviarmor.net


Параллельно с проектами L.K.A. и L.K.A.2 разрабатывался другой вариант легкого танка для экспортных поставок под названием L.K.B. Характерной особенностью этого проекта было максимальное использование комплектующих существующих машин. В качестве основы для L.K.B. был предложен серийный легкий танк Pz.Kpfw.I Ausf.B. Фактически, экспортная машина должна была представлять танк этой модели с некоторыми новыми узлами и агрегатами. Такой подход к конструированию, в частности, ускорил разработку проекта. Благодаря этому первый прототип танка L.K.B. был построен уже к началу весны 1937 года.

По задумке своих создателей, L.K.B. должен был стать незначительно доработанной модификацией танка Pz.Kpfw.I Ausf.B, в связи с этим такая машина больше походила на базовый танк, чем на предыдущий L.K.A. Предлагалось использовать корпус серийного легкого танка с существующей ходовой частью, но при этом машина должна была получать увеличенную башню с пулеметно-пушечным вооружением.

В связи с преемственностью проектов танк L.K.B. должен был походить внешне на предыдущий L.K.A., но отличаться от него большими размерами. Применялся корпус аналогичной конструкции такого же строения, но более крупный, хотя и не отличавшийся по уровню защиты.

Проекты танков для экспортных поставок L.K.A. и L.K.B. (Германия)
Предполагаемый облик танка L.K.A.2. Рисунок Achtungpanzer.com


Танк L.K.B. предложили оснастить 85-сильным карбюраторным двигателем Krupp M311, который мог значительно улучшить подвижность машины в сравнении со стандартной силовой установкой Pz.Kpfw.I Ausf.B. Трансмиссия оставалась без изменений. Ходовая часть так же заимствовалась у серийной машины. В ее составе имелось по пять опорных катков на борт. Катки крепились на тележках с рессорной подвеской. В передней части машины сохранялись ведущие колеса, в корме – направляющие. В отличие от предыдущих машин семейства, направляющие колеса были значительно подняты над грунтом. Также предусматривались четыре поддерживающих ролика на борт. Ходовая часть танка L.K.B. сохранила характерную черту всех машин семейства Panzerkampfwagen I – боковую балку, соединявшую опорные катки и элементы их подвески.

Вооружение легкого танка L.K.B. должно было соответствовать предложенному в проекте L.K.A.2. В увеличенной башне предлагалось устанавливать 20-мм пушку и пулемет MG 13. Управлять вооружением, как и ранее, должен был командир танка. По некоторым данным, рассматривалась возможность сохранения башни с двумя пулеметами, аналогичной использованной на L.K.A. и серийной технике.

В основе проекта L.K.B. лежали незначительно доработанные агрегаты танка Pz.Kpfw.I, что сказалось на весе и габаритах машины. Длина танка немного превышала 4 м, ширина составляла 2,06 м, высота – 1,72 м. Боевая масса определялась на уровне 5,6 т. Благодаря более мощному двигателю и увеличенной удельной мощности (порядка 15,2 л.с. на тонну) машина могла развивать скорость до 43 км/ч, а запас хода составлял 100 км.

Проекты танков для экспортных поставок L.K.A. и L.K.B. (Германия)
Танк Pz.Kpfw.I Ausf.B, ставший основой для L.K.B. Фото Wikimedia Commons


Весной 1937 года на испытания вышел первый прототип экспортной машины L.K.B. Интересно, что этот танк был построен на базе серийного Pz.Kpfw,I Ausf.I, и поэтому имел некоторые отличия от исходного проекта. К началу 1938 года были собраны еще два опытных танка, основой для которых послужили машины Pz.Kpfw.I Ausf.B. Вся эта техника участвовала в различных полигонных испытаниях.

Еще до начала проверок проект L.K.B. получил экспортное разрешение. Соответствующий документ был издан Управлением вооружений в начале марта 1937 года. Таким образом, фирма «Крупп» получила право заключать экспортные контракты на поставку бронемашин двух типов, отличавшихся друг от друга различными особенностями, прежде всего габаритами, весом и вооружением.

В некоторых источниках утверждается, что уже в 1936-37 годах немецкие танкостроители предложили свою продукцию зарубежным странам. Афганистан мог приобрести десять танков, контракт с Болгарией мог подразумевать поставку 60 машин, а турецкие военные могли получить сотню L.K.A. Также с машиной ознакомились представители Швейцарии и Сиама. Стоимость одного серийного танка в то время составляла примерно 86,5 тыс. рейхсмарок. В дальнейшем велись переговоры со Швецией, Перу, Парагваем и Уругваем. К 1938 году стоимость одной экспортной бронемашины упала до 82,6 тыс. рейхсмарок.

Переговоры о возможных поставках специальных экспортных танков продолжались в течение нескольких лет. Тем не менее, по тем или иным причинам контракты на поставку танков L.K.A. и L.K.B. так и не были подписаны. При этом в конце тридцатых годов Германия продала нескольким зарубежным государствам сравнительно большое число танков Pz.Kpfw.I в модификациях «A» и «B». К примеру, более сотни таких машин получили испанские франкисты, а 15 танков отправились в Китай.

Проекты танков для экспортных поставок L.K.A. и L.K.B. (Германия)
Один из прототипов танка L.K.B. Фото Aviarmor.net


Известно, что в 1936-38 годах фирмой Krupp были построены три прототипа перспективных легких танков для экспортных поставок. Из сборочного цеха вышел один танк L.K.A. и три машины L.K.B., собранные на базе разных шасси. На этом производство техники для экспорта прекратилось. Ни один потенциальный заказчик не пожелал купить эти танки. Все переговоры, проводившиеся с несколькими странами, завершились неудачей. Предпринятая фирмой-разработчиком попытка предложить новые танки немецкой армии так же не увенчалась успехом. Серийное строительство новых машин не начиналось.

Дальнейшая судьба четырех опытных танков неизвестна. В некоторых источниках упоминается, что одну из машин передали Японии, но доказательства этого отсутствуют. Вероятно, за ненадобностью опытные машины нового проекта были разобраны на металлолом или перестроены в соответствии с существующими проектами серийной техники. Так или иначе, до нашего времени ни один из прототипов танков L.K.A. и L.K.B. не сохранился.

Неудача с двумя проектами боевых машин, предназначенных для продажи третьим странам, не привела к полной остановке работ в этом направлении. К концу тридцатых годов, используя имеющийся опыт в деле строительства танков, фирма «Крупп» разработала новый средний танк, известный как M.K.A. Эта машина, как и ее предшественники, основывалась на новой немецкой бронетехнике и предназначалась для продажи на международном рынке.


По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://lexikon-der-wehrmacht.de/
http://aces.gg/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня