ПТРК «Фаланга»

Противотанковый комплекс «Фаланга» был продемонстрирован руководству вооруженных сил 28 августа 1959 года, после чего еще до завершения государственных испытаний военные решили приобрести 1000 ПТУР и 25 пусковых установок на базе боевых машин БРДМ-1. Заводские испытания нового ПТРК начались 15 октября 1959 года. Первые 5 пусков ракет закончились неудачно, сказывались недостатки их системы радиоуправления. В дальнейшем испытания пошли куда более благополучно, из 27 произведенных запусков 80% ракет поразили мишени. В итоге после устранения всех выявленных недостатков ПТРК 2К8 «Фаланга» 30 августа 1960 года был принят на вооружение.

ПТРК «Фаланга» обеспечивал поражение бронированных целей на расстоянии до 2 500 метров, минимальная дальность стрельбы составляла 500 метров. Ракета обеспечивала бронепробиваемость на уровне 560 мм (под углом 90 градусов). Стартовый вес ракеты комплекса составлял 28,5 кг, а вес боевой машины 2П32, созданной на базе БРДМ-1, составлял 6 050 кг. Комплекс мог развертываться из походного положения в боевое за 30 секунд, но с подготовкой аппаратуры к запуску ракет на это уходило от 2 до 3 минут.

Общая компоновочная схема противотанковой ракеты 3М11 была выполнена с учетом ограничений по длине, которые накладывало размещение на базе БРДМ-1, и обладала притупленным обтекателем. Использование радиоканала управления ракетой потребовало от создателей размещения в ее хвостовой части достаточно громоздкой в соответствии с реалиями тех дней аппаратуры. Из-за этого двигательная установка ракеты была выполнена по схеме с 2-мя косонаправленными соплами и состояла из стартового и маршевого двигателей. В роли органов управления выступали размещенные у задней кромки крыльев элевоны.


ПТРК «Фаланга»

Для питания пневматических рулевых механизмов на борту ракеты был размещен воздушный аккумулятор давления – специальный баллон со сжатым воздухом. Сжатый воздух поступал также и на турбогенератор, обеспечивая электропитание аппаратуры ракеты. Благодаря этому решению на ракету не пришлось ставить чувствительные к температуре аккумуляторы или батареи. Ракеты «Фаланга» на пусковой установке размещались по Х-образной схеме, и после старта ракета, разворачиваясь по крену на 45 градусов, совершала свой полет с крестообразным расположением крыльев. При этом для лучшей компенсации силы тяжести в горизонтальной плоскости конструкторами был предусмотрен специальный небольшой дестабилизатор, благодаря которому в канале тангажа аэродинамическая схема ракеты становилась промежуточной между «бесхвосткой» и «уткой». На горизонтальной паре консолей ракеты были смонтированы трассеры.

За счет того, что консоли крыла были выполнены складными, габариты ракеты в транспортном положении были достаточно небольшими и составляли всего 270 на 270 мм. Раскрытие консолей и подготовка их к боевому использованию производилась вручную, после этого размах крыла ракеты достигал 680 мм. Диаметр корпуса ракеты составлял 140 мм, дина – 1147 мм. Стартовый вес 28,5 кг.

Уже спустя 4 года после завершения работ свет увидела первая модернизация комплекса. Новая ракета 9М17 комплекса «Фаланга-М» получила малогабаритный пороховой гироскоп с раскруткой, которая происходила благодаря сгоранию порохового заряда. С применением гироскопа удалось сократить время подготовки ракеты к пуску. Вместо двигательной установки из 2-х двигателей (стартового и маршевого) был применен более легкий однокамерный двухрежимный двигатель, запас топлива которого был увеличен вдвое. В результате проведенной модернизации дальность действия ракеты была увеличена до 4000 метров, средняя скорость выросла со 150 до 230 м/с, а стартовый вес ракеты увеличился до 31 кг.

По прошествии еще 4 лет на вооружение армии поступил комплекс «Фаланга-П» («Флейта»), обладающий полуавтоматическим наведением ракеты на цель. При пуске оператору достаточно было лишь удерживать цель в перекрестье прицела, в то время как команды наведения автоматически вырабатывались и выдавались вертолетной или наземной аппаратурой, которая отслеживала положение ракеты по ее трассеру. Минимальная дальность стрельбы была уменьшена до 450 метров. Под полуавтоматическую модификацию комплекса разработали новую наземную пусковую установку – боевую машину 9П137, созданную на базе БРДМ-2.

ПТРК «Фаланга»
Противотанковая ракета 3М11 "Фаланга"

Стоит также отметить, что именно с комплексом «Фаланга» связано появление в нашей стране управляемого ракетного вооружения на вертолетах. Первые испытания в этой области начались еще в 1961 году, когда на МИ-1МУ устанавливались 4 ракеты 3М11. Но в то время военные еще не могли оценить потенциал и перспективу такого размещения ПТРК. В дальнейшем испытания проводились уже с ракетами 9М17, но, несмотря на их положительный исход, вертолетный комплекс так и не был принят на вооружение.

Более удачной стала судьба комплекса под аббревиатурой К-4В, который должен был устанавливаться на вертолеты Ми-4АВ. Каждый вертолет нес по 4 противотанковых ракеты «Фаланга-М», принятых на вооружение в 1967 году. Специально под данный комплекс было переоснащено 185 ранее построенных вертолетов Ми-4А. Ну а в 1973 году данный комплекс был успешно испытан на базе Ми-8ТВ, а в дальнейшем и на базе первого по-настоящему боевого вертолета Ми-24. Каждый из них также нес по 4 ракеты комплекса «Фаланга-М».

БРДМ-1

Работы по созданию бронированной разведывательной машины (БРДМ-1) начались в конце 1954 года в КБ Горьковского автозавода, руководил работами ведущий конструктор предприятия В.К. Рубцов. Первоначально планировалось создать БРДМ как плавающий вариант хорошо известного в войсках БТР-40 (неслучайно машина даже получила индекс БТР-40П). Однако в ходе работ конструкторы пришли к выводу, что ограничиваться только лишь модификацией уже существующей машины не удастся. В ходе конструкторских работ стала вырисовываться новая машина, которая не имела аналогов не только в СССР, но и в мире.

Требования военных по преодолению траншей и окопов привели к созданию уникального шасси, которое состояло из основного четырехколесного движителя и 4 дополнительных колес, которые размещались в центральной части машины и предназначались для преодоления траншей. 4 центральных колеса при необходимости опускались и приводились в движение с помощью специально созданной трансмиссии. Благодаря этому БРДМ легко трансформировалась из четырехколесной машины в восьмиколесную машину, которая была способна преодолеть траншеи и препятствия шириной до 1,22 метра. Основные колеса БРДМ-1 имели централизованную систему подкачки, которая уже была опробована на моделях БТР-40 и БТР-152.
Для возможности форсирования водных препятствий машину предполагалось оснащать традиционным гребным винтом, но в дальнейшем в ходе обсуждений конструкторы остановили свой выбор на водомете, который уже был разработан для легкого плавающего танка ПТ-76. Такой водомет был более «живучим» и компактным. Помимо этого, он мог применяться для откачивания воды из корпуса бронемашины и повышал ее маневренность на воде – радиус разворота на водной поверхности составлял всего 1,5 метра.

ПТРК «Фаланга»
Боевая машина ПТУР 2П32 ПТРК 2К8 «Фаланга» в парадной окраске

БРДМ-1 имел герметизированный несущий корпус, сваренный из катаных бронелистов различной толщины – 6,8 и 12 мм. На корпус была приварена бронированная рубка, оснащенная двумя смотровыми люками с вставными пуленепробиваемыми стеклоблоками. В корме машины располагался двухстворчатый люк. Боевая масса машины составляла 5 600 кг, максимальная скорость 80 км/ч. Машина могла перевозить 5 человек (2 члена экипажа + 3 десантника).

Именно на базе БРДМ-1 была создана боевая машина 2П32. Основным ее вооружением являлись противотанковые ракеты 3М11 «Фаланга». Данный самоходный комплекс ПТРК имел 4 направляющих и мог осуществлять до 2 пусков ракет в минуту. Боекомплект машины состоял из 8 противотанковых ракет, а также ручного противотанкового гранатомета РПГ-7.

Авиационный вариант «Фаланга-ПВ»

Авиационный противотанковый ракетный комплекс «Фаланга-ПВ» используется для уничтожения бронетехники противника при ручном способе управления при условии наличия прямой оптической видимости цели, либо в полуавтоматическом режиме. Комплекс был создан в КБ точного машиностроения (главный конструктор А.Э. Нудельман) на базе комплекса «Фаланга-М». ПТРК «Фаланга-ПВ» был принят на вооружение армии в 1969 году, а с 1973 года в серию пошли ударные вертолеты Ми-24Д, которые несли по 4 ПТУР 9М17П. В дальнейшем данная ракета стала основной для вооружения многих других типов вертолетов, на которые ранее уже ставился комплекс «Фаланга-М». На пусковых установках вертолетов Ми-4АВ и Ми-8ТВ могло разместиться до 4 таких ракет одновременно.

Комплекс производился на Ковровском механическом заводе и продавался на экспорт. Предполагается, что он до сих пор находится на вооружении армий Афганистана, Кубы, Египта, Ливии, Сирии, Йемена, Вьетнама, Болгарии, Венгрии и Чехии. На западе данный комплекс получил название AT-2C «Swatter-C» (рус. мухобойка).

ПТРК «Фаланга»
ПТРК "Фаланга-ПВ"

Ракета 9М17П изготовлена по нормальной аэродинамической схеме и практически полностью аналогична ракете комплекса «Фаланга-М». Главное отличие между ракетами заключается в применении новой радиокомандной системы полуавтоматического управления, которая была сопряжена с аппаратурой «Радуга-Ф» и устанавливалась на вертолете-носителе ракет. Наведение ракеты на цель осуществлялось по методу 3-х точек. В роли органов управления выступали аэродинамические рули.

В настоящее время разработчик ракеты предлагает на рынке ее глубокую модернизацию, которая обладает лучшей бронепробиваемостью. Новый уровень пробития гарантирует поражение современных ОБТ противника, в том числе, имеющих динамическую защиту. В ходе модернизации диапазон применения ракеты был существенно расширен при помощи использования разнообразных видов боеголовок (объемно-детонирующая, осколочная и другие боевые части).

Новые варианты ракеты были представлены на авиасалоне МАКС в Жуковском в августе 1999 года. Модифицированный вариант ракеты мог использоваться на всех имеющихся на вооружении пусковых установках: на вертолетах Ми-24 и самоходных пусковых установках 9П137 в ручном и полуавтоматическом режимах наведения, при запуске с установок ПУ 9П124 – только в ручном режиме управления.

Модернизированные версии 9М17П сохранили все эксплуатационные и боевые характеристики предыдущих модификации, отличаясь только типами применяемых боеголовок:

Ракета 9М17П модификация 1 комплектуется боевой частью с повышенной эффективностью для преодоления броневой защиты толщиной до 400 мм (под углом 60 градусов от нормали). Новая боевая часть ракеты эквивалентна кумулятивной боевой части весом в 4,1 кг.

Ракета 9М17П модификация 2 комплектуется усовершенствованной БЧ общим весом 7,5 кг, с возможностью гарантированного преодоления бронезащиты толщиной более 400 мм (под углом 60 градусов от нормали)
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. dred 21 декабря 2011 14:37
    Недавно в википедии читал машина класс.
    dred
    1. Artemka 25 декабря 2011 11:39
      Ну еще бы! Её ведь в Союзе делали, а тогда умели делать технику и оружие.
      Artemka
  2. Vadivak 21 декабря 2011 19:34
    с экспортной модификации Ми-24 Д, иракцы фалангами(AT-2 SWATTER) уничтожили 17 иранских танков танков только в одном бою.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня