Письма с фронта

Письма с фронта

Подъем из озера Ил-2. Летчик младший лейтенант В.И. Скопинцев, стрелок-радист краснофлотец В.Н. Гуменной

В последнее время поисковики часто обнаруживают отечественные самолеты и танки, которые были повреждены во время боев и долгие годы покоились на дне озер или в болотах. По идентификации двигателей, личных вещей летчиков и танкистов удается установить, кто же воевал на этой технике и погиб.

Отечественные штурмовики Ил-2 во время Великой Отечественной войны понесли значительные потери по сравнению с другими самолетами. Объясняется это тем, что по тактике применения им приходилось атаковать фашистов на малых высотах. По этим самолетам фашисты стреляли даже из пистолетов, а в двигательных отсеках отдельных машин техники находили иногда фуражки фашистских офицеров, которые засасывались при крутых пикированиях. За период 1941-1945 годов было выпущено 34943 этих прекрасных самолетов, сформировано более 350 полков, потери составили 23600 машин.


По статистике считалось, что одна безвозвратная потеря штурмовика Ил-2 приходилась на 35 самолетов-вылетов. Потери летчиков этих легендарных машин за период Великой Отечественной войны превысили 7500 человек. Ил-2 был не только «летающим танком», но и «betonbamber», как окрестили его фашисты за высокую живучесть.

Поисковики, обнаруживая боевые машины времен Великой Отечественной войны, стараются не только поднять их, но и после идентификации через ведомства Минобороны РФ направить родственникам письма и личные вещи членов экипажа. Среди населения России эти вести уже получили свое название «Письма с фронта». Часто получают их очень дальние родственники членов экипажей боевых машин, время берет свое – близкие родственники тоже уходят из жизни. Но это всегда является знаковым событием для друзей и близких, такие письма хранят, показывают знакомым, ими гордятся.

Письма с фронта

Младший лейтенант В.И. Скопинцев и стрелок-радист краснофлотец В.Н. Гуменной

А теперь представим себе, что такое письмо в настоящее время пришло бы в дом одного из жителей Украины. Совсем недавно я опубликовал в «ВО» очерк «Цена предательства или некомпетентности», в котором постарался вскрыть причины произошедшей трагедии в этой бывшей нашей республике. В подчинении ГУ Минрадиопрома СССР, которым я руководил, на Украине находилось более 10 предприятий. На них трудилось 95 тысяч специалистов. В настоящее время эти предприятия прекратили свое существование. По имеющимся сведениям, оборонные предприятия других 8 оборонных министерств на Украине практически свернули свою работу. Не представляли себе Горбачев и Алкаш «Всея Руси», что они разрушали не только страну, но и превратили население Украины «как минимум, 95% ее жителей в бытовых идиотов» («ВО» от 24.04.2016 «Про самую лучшую в мире страну, занимательную механику и хвост минтая» и врагов России.

Как же Ил-2 младшего лейтенанта В.И. Скопинцева оказался на дне озера Кривое? Двум эскадрильям 46 авиаполка Северного флота 25 ноября 1943 года с сопровождением истребителей была поставлена задача: «атаковать финский аэродром Луостари, где размещались авиационные подразделения 5-го Воздушного флота Люфтваффе (эскадра «Айсмеер»), которые вели бои в небе над Мурманском».

Письма с фронта

Вид аэродрома Луостари 1943 года

В результате выполнения задания были уничтожены более 10 фашистских самолетов, 6 зенитных точек, 13 истребителей. Но Ил-2, пилотируемый младшим лейтенантом, получил повреждение. До аэродрома Ваенги В.И. Скопинцев дотянуть не смог и посадил поврежденный штурмовик на лед озера Кривое. Вытащив раненого стрелка-радиста, младший лейтенант более 3-х километров нес его на плечах к своим. После госпиталя они воевали вместе до конца войны.

Поисковики в 2012 году обнаружили в озере Кривом Ил-2. Когда идентифицировали номера на этой машине, установили членов экипажа. К моменту подъема Ил-2 с семнадцатиметровой глубины в Мурманскую область пригласили Елену Викторовну Скопинцеву – дочь летчика В.И. Скопинцева. И вот самолет показался из воды. Е.В. Скопинцева закрыла глаза платком и мысленно представила, что ее отец поднимается из кабины пилота. С каждым днем ряды ветеранов сокращаются. И нам остается только вспоминать ушедших, а также гордиться их подвигами во время Великой Отечественной войны.

По роду своей деятельности мне пришлось участвовать в создании аэродромов в нашей стране и в странах Варшавского договора. В настоящее время в России имеется более тысячи аэродромов с посадочными площадками. В частности, в Мурманской области: Рогачево, Мурманск, Кировск-Апатиты, Мончегорск, Оленья, Североморск-1, Североморск-2, Североморск-3, Каневка, Краснощелье, Ловозеро, Сосновка, Тетрино, Умба, Чаваньга, Чапома, Алакуртти, Африканда, Губа Грязная, Качаловка, Килпьявр, Кировск, Кошка-Явр, Луостари (здесь начинал свою службу космонавт Ю.А. Гагарин, и этот аэродром отошел к СССР в 1945 году), Талый ручей, Умбозеро, Хариусный, Арктика (пос. Роста), Арктика (пос. Молочный), Белое море, Ваенги, Западная Лица, Кильдин, Тайбола, Ковдор, Поной, Пумманки (Защищал соединения наших торпедных катеров. Я об этом в «ВО» публиковал очерк «Первая атака»), Сальмиярви, Териберка, Ура-Губа, Шонгуй. В США более 15 тысяч аэродромов, в Бразилии более 4-х тысяч, в КНР к 2030 году численность аэродромов превысит 2 тысячи.

Переживая вместе с Е.В. Скопинцевой момент подъема Ил-2 из озера Кривое и разделяя ее чувства, я вспомнил, как меня встречала моя дочь после полетов в начале 60-х годов. В НИИ-33 была своя летная эскадрилья. Мне зимой 1964 года в качестве второго пилота ЛИ-2 приходилось отрабатывать систему автоматической посадки. Домой я возвращался в летном меховом костюме и в унтах. Дочь их называла сапоги-собаки и всегда обнимала их. Трогательно это сейчас вспоминать.
Автор: Ю.Г. Шатраков


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 28
  1. MARGADON 6 мая 2016 06:21
    Удивляют неточности в званиях у героев.На фото пилот как минимум старший лейтенант.
    1. Комментарий был удален.
    2. michell 6 мая 2016 08:20
      Цитата: MARGADON
      Удивляют неточности в званиях у героев.


      Из статьи:
      До аэродрома Ваенги В.И. Скопинцев дотянуть не смог и посадил поврежденный штурмовик на лед озера Кривое. Вытащив раненого стрелка-радиста, младший лейтенант более 3-х километров нес его на плечах к своим. После госпиталя они воевали вместе до конца войны.

      Всё достаточно понятно - посадили поврежденный самолёт на лёд, в связи с невозможностью восстановления бросили, весной самолёт затонул. Экипаж воевал дальше на другой машине. Снимок сделан ближе к концу войны (либо вообще после окончания) - пилот к тому времени - старший лейтенант, стрелок-радист - старшина второй статьи.
    3. Таня 6 мая 2016 08:50
      Я думаю, неточность связана с тем, что фотография сделана позднее, а на момент конкретно этого боевого вылета Скопинцев был мл. лейтенантом. Так указано в наградных листах. hi
    4. Каплей 6 мая 2016 08:51
      Это Вы точно заметил. Не было фотографии с погонами младшего лейтенанта. А вообще В.И. Скопинцева представляли к званию Героя Советского Союза. Честь имею.
    5. Каплей 6 мая 2016 08:51
      Это Вы точно заметил. Не было фотографии с погонами младшего лейтенанта. А вообще В.И. Скопинцева представляли к званию Героя Советского Союза. Честь имею.
      1. novobranets 9 мая 2016 08:38
        Цитата: Каплей
        . А вообще В.И. Скопинцева представляли к званию Героя Советского Союза.

        На фото у В.И. Скопинцева три "Боевого Красного Знамени". Летчик, по всему видно, герой, такие награды за просто так не дают. Низкий поклон нашим ветеранам, и Вечная Память тем, кого с нами уже нет.
  2. казак волгский 6 мая 2016 06:35
    Вечная Память!!! Сколь у нас еще таких беззвестных Героев........Поклон Вам Низкий Защитники Отчизны!!!! и Память наша и Следующих Поколений!
  3. a.s.zzz888 6 мая 2016 06:44
    Хотелось чтобы в статьях, особенно описывающих подвиги, не были допущены ошибки. И не поймешь, или опечатка, или авторы безалаберно относятся к написанию этих статей.
    Погибшим в ВОВ - низкий поклон!
  4. bionik 6 мая 2016 07:18
    Письма с фронта Что то вспомнился эпизод из фильма "Живые и мёртвые ",как военкор Мишка будет рвать письма переданные ему бойцами и комбригом Серпилиным...
  5. EvgNik 6 мая 2016 07:50
    Не представляли себе Горбачев и Алкаш «Всея Руси», что они разрушали не только страну, но и превратили население Украины «как минимум, 95% ее жителей в бытовых идиотов»

    Вот они то как раз отлично представляли, что делают. Их целью и партийным заданием от Вашингтонского обкома было разрушение страны и уничтожение большей части народа.
    А погибшим на войне - вечная память
  6. parusnik 6 мая 2016 08:06
    Память и Слава!..Сколько таких ещё ненайденых..
  7. fzr1000 6 мая 2016 08:49
    Хорошая статья ,только вот может автор зимой 1964 года в качестве второго пилота отрабатывал посадку не на Ил-2, а на Ил-28, например?
    1. Каплей 6 мая 2016 09:10
      Была опечатка исправили на ЛИ-2.
    2. Каплей 6 мая 2016 09:10
      Была опечатка исправили на ЛИ-2.
  8. Таня 6 мая 2016 10:14
    Цитата: Каплей
    Это Вы точно заметил. Не было фотографии с погонами младшего лейтенанта. А вообще В.И. Скопинцева представляли к званию Героя Советского Союза. Честь имею.


    Да, был представлен к Герою (список подвигов на трех листах!), жаль, что заменили на "Нахимова" 2 ст.
    Также жаль, что не указаны в статье полные имена героев и присутствуют опечатки в инициалах.
    Вот их имена:
    Скопинцев Валентин Михайлович,
    Гуменной Владимир Иванович.
    Вечная Память Героям...
  9. DimerVladimer 6 мая 2016 10:15
    Сколько безымянных.
    За три дня до войны дед командир автобата написал бабушке, которая собиралась переезжать к нему на границу - не приезжай, напишу позже. А через две недели пришло - пропал без вести
    Вот и мой дед лежит где то прибалтике в безымянной могиле и не поклониться...
    Передам эту память детям.
  10. Ратник2015 6 мая 2016 17:52
    Автору огромный плюс за такую искреннюю и прочувствованную статью !

    За период 1941-1945 годов было выпущено 34943 этих прекрасных самолетов, сформировано более 350 полков, потери составили 23600 машин.
    Немного не так - выпуск ~36000, потери ~29000. Многие полки полностью переформировывались в ходе войны по 2-3 раза, некоторые по 4-5 раз...

    Ил-2 был не только «летающим танком», но и «betonbamber», как окрестили его фашисты за высокую живучесть.
    Ещё и "летающий дикобраз" за бешеный огонь бортстрелков. Но уже с начала 1942 года немцы "раскусили" лучший способ атаки на Ил-2 - сбоку под углом 90 градусов по маслорадиатору и мотору, да и стали ставить на Ме-109 по три 20мм пушки, а с 1943 года даже три 30мм - хватало нескольких попаданий всего...

    Склоняю голову в знак уважения ко всем безымянным героям "воздушного штрафбата", как иногда называли пилотов-штурмовиков и особенно их бортстрелков. Пусть земля будет пухом для них всех - и погибших, и переживших войну и ушедших от нас уже в мирное время.
  11. Олегмог 6 мая 2016 19:36
    Нет уже такого аэродрома Луостари...!
    Даже плиты украдены!
  12. ё-моё 6 мая 2016 22:14
    На фото - Скопинцев старший лейтенант, а не младший ... !?
    1. KLV 2 ноября 2016 07:58
      Мой юный нетерпеливый друг! Внимательнее читать материал пробовали? Пробовали, и ничего опять не поняли? Ну-ка, ещё раз...
      KLV
  13. code54 7 мая 2016 10:45
    а в двигательных отсеках отдельных машин техники находили иногда фуражки фашистских офицеров, которые засасывались при крутых пикированиях. belay laughing laughing laughing
    1. code54 8 мая 2016 01:30
      Я все понимаю! Боевые байки, но такие сказки!!! Уже перебор!
  14. мичман 7 мая 2016 11:14
    Вчера мне позвонили поисковики. Они прочитали этот очерк и сообщили. В Новгородской области найден истребитель ЛАГ-3, летчик ст. сержант Буркин А.М., не вернулся с задания 29.12 1942. ( в плен не попал, видимо из штрафников раз не командир, ищут родных). Найден бомбардировщик Пе-2 (летчик лейтенант Морозов И.Г., штурман - бомбардир лейтенант Лагутин, стрелок-радист мл. сержант Исаченко А.А.). Экипаж погиб в самолете.
    Не даром опубликовали эту статью. Россияне читают, вспоминают своих близких и кланяются Героям Великой Отечественной войны, которые отстояли нашу Родину. Вечная вам память Герои, земля вам пухом.
    Сегодня был на могиле отца, он погиб на Ленинградском фронте 27.12.1941 года. Сослуживцы похоронили его в отдельной могиле, он создавал тяжелую артиллерию, которая отстояла Ленинград. Честь имею.
    1. VIT101 7 мая 2016 21:17
      Цитата: мичман
      В Новгородской области найден истребитель ЛАГ-3, летчик ст. сержант Буркин А.М., не вернулся с задания 29.12 1942. ( в плен не попал, видимо из штрафников раз не командир, ищут родных).


      Провинившихся солдат и сержантов независимо от рода войск в том числе из лётного состава отправляли в штрафные батальоны в пехоту, из лиц офицерского состава - в штрафные роты (офицерские). Лётных штрафных подразделений в Красной Армии не существовало.
      1. мичман 8 мая 2016 08:01
        Уважаемый Виталий (VIT101), приказом Ставки ВГК от 4.08. 1942г были введены в Воздушных Армиях штрафные зскадрилии. Причина-провинившихся летчиков, которых начали отправлять в пехоту, просто погибали. На их подготовку тратились большие средства, поэтому решили таким образом дать им возможность проявить себя и оправдаться. Когда отменили этот приказ сказать не могу.
        Я проводил войсковые испытания в 1982 году (от промышленности) с Маршалом Е.Я. Савицким в составе 3-х Военных округов. Было время, жили мы рядом в домиках под Одессой, и он иногда рассказывал о военных операциях, которыми руководил. В частности и о том, как его летчикам приходилось прикрывать эти штрафные эскадрильи.
        У нас был даже поставлен художественный фильм, где летчик-сержант после выполнения одного задания был восстановлен в звании майора и ему возвратили все его боевые награды. Честь имею.
      2. Ратник2015 8 мая 2016 14:03
        Цитата: VIT101
        Лётных штрафных подразделений в Красной Армии не существовало.

        Хорошими пилотами или даже хоть какими то пилотами не разбрасывались, поэтмоу в пехотный штрафбат направляли редко. "Воздушным штрафбатом" считались бортстрелки, особенно на Ил-2. Они гибли примерно в 8 раз чаще чем пилоты...
  15. Таня 7 мая 2016 13:14
    Цитата: мичман
    Не даром опубликовали эту статью. Россияне читают, вспоминают своих близких и кланяются Героям Великой Отечественной войны, которые отстояли нашу Родину.


    Абсолютно правильно. Кроме того, так иногда находят однополчан своих предков, что тоже очень важно.
  16. Идиот 7 мая 2016 13:20
    "Сержантский период" длился полтора года, на основании приказа Тимошенко С.К. от 22.12.1940г. № 0362 "Об изменении порядка прохождения службы младшим и средним начальствующим составом ВВС Красной армии". Причина - высокая аварийность и низкая дисциплина. Проще говоря, выпускников летных училищ переводили на казарменное положение. Некто Резун Витя полагал, что тов.Сталин таким образом экономил бюджетные средства. Витя, как всегда, неправ. Это я к тому, что ст.сержант Буркин А.М. не был штрафником, он просто выпустился из училища после 22.12.1941г. А лейтенанты Морозов И.Г. и Лагутин выпустились либо раньше этой даты, либо во второй половине 1943г., когда приказ был отменен. Стрелок-радист Исаченко А.А., полагаю, действительно был сержантом, поскольку бортстрелки редко были офицерами.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня