Military Review

War after the war. Soldiers memoirs of Peter Vshivkova (manuscript)

9
Guards Sergeant Vshivkov Petr Matveyevich was born in 1923 in the village of Zherbatikh, Kuraginsky District, Krasnoyarsk Territory, in a peasant family. In 1941, he was mobilized into the ranks of the Red Army, where he stayed until 1947. He served in the 1667 construction battalion of the Labor Army; from 1942 in the army in the 456 st. regiment and 134 guards. page shelf 45 gu. rifle division shooter light and heavy machine gun.


Memories of Peter Matveyevich Vshivkov represent a hand-written book with a total volume of 1062 pages of handwritten text. "Soldiers' Memoirs" are written in the form of literary raw text, with multiple grammatical and spelling errors. The text of the memoirs contains a description of life from the second half of 1920-s to 1979, with an additional section of 1988-89.

We have presented the edited text of the manuscript (p. 469-494), containing memories of the battles on the Kurland peninsula from 9 to 21 in May 1945.



From Wikipedia:
"The Kurlyand boiler (also the Courland pens, the Courland fortress or the blockade of the Courland grouping of troops) was formed in the autumn of 1944, when the western part of Latvia (historically known as Courland) remained under occupation by the German forces (remnants of the Army group" North "), but they were squeezed between two Soviet fronts on the line Tukums - Liepaja. This environment was not a “boiler” in full measure: the German group was not completely blocked from the sea and therefore had a fairly free communication with the main forces of the Wehrmacht. Up until the German capitulation of 9 on May 1945, fierce battles were fought (some localities passed from hand to hand several times) to eliminate the “boiler”, but it was possible to advance the front line only a few kilometers inland. Major hostilities ceased only after 23 of May 1945 of the year, after the surrender of Berlin ... "


* * *

“... And what interesting will be next ... I was sitting in a machine-gun cell with the soldiers of my crew, and [we] looked at the German trench. The clear sun was rising. A warm, clear spring day of 9 on May 1945 came. Another couple of hours passed. A commander of our company, Captain Bobylev, is running along a trench. He jerks the fighters now over the floors of his overcoats, now over his legs, and shouts cheerfully: “Get up! Brothers Slavs, the war is over! And he bends down from the bullets whistling over him from the German side. “The war is over, but what does Comrade bend down? captain? ”asked the fighters. And he jokingly replies: "In order not to kill." And all the fighters laughed. And he added with a joke: "These are the last bullets flying, and they are angry."

Across the front, guns are beating, [heard] machine-gun and machine-gun fire; what's going on, I do not understand, because the war ended. Then, after another hour of time, everything calmed down, and white flags appeared on his side. Then a car approached his front [from the rear]; musicians were sitting on it. Played German brass band. Copper tubes glittered in the sun. Then we heard and saw, [as] our musicians drove up. And when the brass band began to play, they came together in the middle of the neutral zone. Only then did our fighters jump up from the trenches and rushed everything towards the orchestra. And there was everything; our fighters shout: “Ur-ah! The end of the war. Long live the victory! ”And the Germans no longer shouted, as they shouted earlier at the beginning of the war:“ Moskau, Heil Hitler! ”And they only shouted:“ War is kaput, Hitler is kaput! ”Yes, and that’s just there, never forget . Who shouts hurray, who laughs, hugs, who cries, who lights a cigarette ... It was wonderful.

But it did not end peacefully on this, and the end of the war did not come for us yet. And ahead we still had a military situation. Difficult front-line roads, hot battles, and again the war after the war. Then after the orchestras built the Germans and led us to the rear. They were accompanied by our convoy. And the musicians were taken by car. We went into the forest to make a small stop, where we were explained the task.

The commanders of the units explained the following problem.

- Comrades fighters, sergeants, officers. To the sea is still far away. More half of the way we [have to] go to the forests. There are still gangs in the forests, and there are still parts that have not yet surrendered, perhaps. And they do not want. These are its parts, such as SS, SD and Vlasov, who will fight to the last bullet. Go in small groups, no more than one platoon. In the case of resistance, immediately deployed in battle order. So, is the task clear?

- Clear!

- Smoke, and march.

We only had time to light a cigarette, as we began to tear shells and mines through the trenches behind us. And again wounded and even killed fighters and sergeants appeared. “This is the end of the war. This is so Victory Day, ”I thought. And we moved to the trenches.

Stopped artillery attack of the Germans. The commander of the battalion, Major Glazyrin, said that somewhere around here a radio operator of them, a spotter, was sitting, and he was transmitting everything. And then they gave the order to go through the “military school” and battles to the sea, to the seashore. And we did an artillery preparation, and again we went on the attack, and again in the battle. So they went with fights to the city of Vintava [Mitava], and by storm they captured the city of Vintava [Mitava]. And when they reached the sea, there were few people left in our company: only four fighters, three sergeants, three officers and a foreman for these ELEVEN days. From May 9 to May 21. And finally we reach the shore of the Baltic Sea. Faced an enemy at sea. We in the company last killed the fighter Zakharenko, not reaching the sea five steps, and in general in the company left personnel eleven people out of one hundred and eighty people for these eleven days and strong sleepless nights. And approaching the very shore, we shouted loudly, “Hooray! The end of the war guys! The end of the war! Long live our Victory Day! ”That's when the end of the war has come for us.

We shouted the last loud “Hurray!” Russian Soviet soldier “hurray”. And then we were only finally convinced that the end of the war had really come. And then there was no joy and even tears that then [May 9]. Ahead of us was a large open sea. And a handful of people survived. Some drank bitter Russian for the Victory and talked about who is what. I stood for a long time on the beach and looked into the distance of the Baltic Sea, where our Soviet ships sailed and gave the long beeps of Victory ... Finally, the damned war ended. The end of fascism has come, we were all pleased to infinity.

Our company commander, Captain Bobylev, built the personnel of the company, the survivors and unharmed. He thanked for the service, for the Victory and said: “Our cause is just, we won. But since we won, we will drink for the victory, for the dead comrades and for the survivors. " He called the sergeant and said before the line: “Sergeant, after the battle, the heart asks for vodka triple. I order to issue a triple ration of vodka. " “There is a vodka issue,” the foreman repeated the order by the company commander and headed for the camp kitchen, where dinner was already being prepared. "Put the guard out of the new replenishment of the fighters who will arrive here in a couple of hours," the captain added. Then came the replenishment. At the front-line tents, the guard stood, guarding the gun parks, and us, the remaining participants of the Great Patriotic War, the survivors, but weary in the battles after the Victory of the fighters.

In my calculation of the eight left two, I and my gunner. And we could not believe it: did the war really end, and we remained alive and unharmed in these battles up to the Baltic Sea?

The other day [May 22 1945] was a general construction. We were connected with a young recruiting and smashed into companies, by platoon, by office and by calculations. My calculation was replenished: they gave six more fighters. Only not in battle, but to continue the personnel service. The units have been fully replenished. Then came the command. They gave the command quietly, played a brass band. In the middle of the built units entered command. Ahead went the Marshal, Hero of the Soviet Union, Commander of the Leningrad Front, Comrade. Govorov. He was followed by the commander of our Guards 30 Corps, Lieutenant General Comrade. Simonyak. Behind him - the commander of our 45 Guards Division Hero of the Soviet Union, Major General Comrade. Cowards. Then the commander of our regiment Guards 134-th Comrade. Pustovit, followed by the battalion commander, Major Glazyrin and the last company commander, Captain Bobylev.

Tov. Govorov greeted him commandingly: “Hello, comrades winners!” And everyone else: “We wish you good health, Comrade Marshal!” The command went around the regiment building, joked with front-line soldiers and young recruits. Then there was a rally, after the rally, the main command left for other units. And after the departure of the main command the regiment commander spoke. He said: “Comrades fighters, sergeants foremen and officers. For the victory you, the winners, I express my gratitude. ” “We serve the Soviet Union!” Answered the participants of the war. Then he called all company commanders, battalion commanders, and told them to make lists of war veterans on awarding the medal "For Victory over Germany." Second: to give the front-line soldiers two days of rest, to increase the nutrition, to issue a weekly ration of alcohol. “And let the winners drink to the dead comrades and to meet the living. I will check it myself. Not to engage in looting, to behave only as [befitting] the liberators of fighters. Who wants to go to the city, [to] the foreman to give leave. Guard expose of the new replenishment of the fighters. Guard duty vigilantly. Get separated! ”

And he went to the regimental headquarters. We are front-line soldiers, we went to the kitchen to get what we were supposed to do on the orders of the regiment commander, and get ready to celebrate the after-dinner evening.

On the seashore under a large tree, with already well-spreading leaves, they set up a table. Around the table, benches were set up on three sides, everything was gathered on the table.

They poured a glass of vodka, and did not have time to drink, as the regiment commander proceeded. The foreman poured a glass of vodka and the regiment commander, and served in his hands. He accepted it and said: “Dear comrades of the front-line soldiers, let's drink to our victory over the enemy. For the courage of the fallen heroes and for the survivors. " We drank to all that was said by the commander, and we drank the second for our Soviet solid rear. I sang a song, and all the fighters picked up. We sang our song, "Volkhovskaya drinking table". We sang this song in trembling but perky voices. The song took over the soul, and tears rolled in my eyes. The commander of the regiment, Lieutenant Colonel Pustovit was like a father to us. He asked us almost everyone, single or married, are parents alive, where are they from. He asked us each, and we answered. Then, as he left, he wished all the best to rest and continue the evening. And he went to the next unit. And we drank wine until midnight and sang songs. They drank more for their dead comrades and honored the memory of the dead heroes who gave their lives for their homeland, for everything, for everything, and finally for a bright future. Only we could not know what each of us will have a bright future. And what a long road to this bright future, and the fate of each, and his life.

We could not know, each of us, that, having survived, what fate awaits in life. As fate would turn to each of us, we sat at the wine cups and talked. They talked about a lot. And I remembered all the past in my mind, and I was looking far away as the ships sailed across the sea. And how many of them sank at the bottom of the Baltic Sea. I sat and recalled the dead comrades in the battles, and there will be suffering and tears the sea, and how many orphans. And how many people with disabilities. And the war did it all. And of the last fighters of two hundred people in the company left alive and intact comrades, whom I remember by surnames: sergeant Kozarin Gennady Ivanovich, senior sergeant Kruglikov, Sergovantsev Kirill, Mikhailov Nikolay, Dimitrov Mikhail, Golovnev Vladimir, junior lieutenant Lebedev, company commander captain Bobylev, foreman Pershin, foreman Ogorodnikov. These are a handful of people from the company, left alive and unharmed. Some wounded. But the rest of the company killed. It all happened at the end of the war, in the last battles. And how many, I personally say, fighters died in front of me, comrades died. Now only live to see the return. I live, the war is over, I thought.

I sat on a stump of a tree on the very sea shore and lit a cigarette of a shag. Here the sea breeze blew in the face, and I looked all the way into the sea and dreamed about everything. Then he went to the tent to rest, fall asleep and forget at this time about everything, everything. But for a long time I could not fall asleep, various thoughts were creeping into my head, a little dizzy, and in my ears I could hear the sounds of past recent recent explosions of exploding mines, shells and the clanking of anti-aircraft guns. Then I fell asleep, I didn’t fall asleep uneasily, as it was two days ago, fighting, front-line and tense, but already quiet, more soldierly, post-war sleep. ”
Author:
9 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. andjusev
    6 May 2016 06: 42
    +2
    See the beginning - "Faces of life at the front. Soldier's memoirs of P. Vshivkov" http://topwar.ru/94827-grani-frontovogo-bytiya-soldatskie-memuary-petra-vshivkov
    a.html
    1. andjusev
      16 May 2016 09: 39
      +1
      http://topwar.ru/94891-voyna-posle-voyny-soldatskie-memuary-petra-vshivkova-ruko
      pis-s-469-494.html
  2. ImPerts
    ImPerts 14 May 2016 06: 19
    +3
    "Volkhovskaya drinking"
    "...
    Let's drink for the Motherland, drink for Stalin.
    Let's drink and pour again ... ".

    Another monument should appear in Russia:
    http://delyagin.ru/news/94256-zhiteli-surguta-nachali-sbor-sredstv-na-sooruzheni
    e-pamyatnika-ivstalinu.html
  3. tomatokin
    tomatokin 14 May 2016 07: 19
    +4
    Eternal Memory and Glory to the Heroes !!!
  4. parusnik
    parusnik 14 May 2016 10: 49
    +1
    And he added jokingly: "These are the last bullets flying, and they are evil."..The most evil and the most vile .. How many more soldiers died after the Victory from such evil bullets .. Eternal memory to them ..
  5. Caucasian
    Caucasian 15 May 2016 14: 17
    +2
    To tears. Reached peasants.
    1. andjusev
      15 May 2016 17: 23
      +2
      Yes, I got it to the fullest ... Here is another episode from the Memoirs of Pyotr Matveyevich, which is so surreal that it goes beyond the true ...


      C.276-277. “We sat smoking while waiting for the ambulance.
      One senior sergeant came from the front line, his left arm from shoulder to elbow was all bandaged. He was bandaged, pulled up with a tourniquet. He asked the major to dig a small hole for a part of his body. And when the hole was ready, he pulled out his left hand, torn off by a fragment of a German shell, with his right hand from the bosom of his greatcoat and kissed it. Then he asked to wrap it in paper. The sergeant put his hand into the hole and asked to be buried. Then they cut out a column in the form of a nightstand, On which the words were written, from the words of the owner of the hand. In the battles for the city of Narva, Nikolai Nikolayevich left his left hand (by brush).
      He went to the grave of his hand. Tears appeared in his eyes. Then the head of the medical battalion at the forester’s house put him and three officers in his car and personally took them to the nearest field hospital.
      We sat for a long time waiting for the ambulance ... ".
  6. nivander
    nivander 16 May 2016 11: 47
    +3
    May 22, 1945 near Memel was surrounded and ruthlessly destroyed a group of 300 soldiers of the Waffen SS which made their way through the forests to the East. Prussia at the head of the group was the commander of the 6th SS Army Corps Grupenfuhrer V. Krueger (shot himself with the last bullet)
  7. Strategia
    Strategia 16 May 2016 22: 06
    0
    Yes, war is beautiful only in films, and even then not in all ...

Война после войны. Солдатские мемуары Петра Вшивкова (рукопись)

Гвардии сержант Вшивков Петр Матвеевич родился в 1923 г. в д. Жербатиха Курагинского района Красноярского края в крестьянской семье. В 1941 г. он был мобилизован в ряды РККА, где пробыл до 1947 г. Служил в 1667 строительном батальоне Трудармии; с 1942 г. в действующей армии в 456-м стр. полку и 134 гв. стр. полку 45 гв. стрелковой дивизии стрелком ручного и станкового пулемета.

Воспоминания Петра Матвеевича Вшивкова представляют собой рукописную книгу общим объемом 1062 страницы рукописного текста. «Солдатские мемуары» написаны в виде литературно необработанного текста, со множественными грамматическими и орфографическими ошибками. Текст воспоминаний содержит описание жизни со второй половины 1920-х годов до 1979 г. с дополнительным разделом 1988-89 гг.

Нами представлен отредактированный текст рукописи (с. 469-494), содержащий воспоминания о боях на Курляндском полуострове с 9 по 21 мая 1945 года.


Война после войны. Солдатские мемуары Петра Вшивкова (рукопись)


Из Википедии:
«Курля́ндский котёл (также Курляндский загон, Курляндская крепость или блока́да Курляндской группировки войск) сложился осенью 1944 года, когда западная часть Латвии (исторически известная как Курляндия) оставалась под оккупацией германских войск (остатки группы армий «Север»), но они оказались зажаты между двумя советскими фронтами по линии Тукумс — Лиепая. Это окружение не являлось «котлом» в полной мере: немецкая группировка не была полностью блокирована с моря и потому имела достаточно свободное сообщение с основными силами Вермахта. Вплоть до капитуляции Германии 9 мая 1945 года велись ожесточённые бои (некоторые населенные пункты переходили из рук в руки по несколько раз) с целью ликвидации «котла», но продвинуть линию фронта удалось лишь на несколько километров вглубь. Крупные боевые действия прекратились только после 23 мая 1945 года, уже после капитуляции Берлина…»


* * *

«…А что же интересное будет дальше… Я сидел в пулеметной ячейке с бойцами своего расчета, и [мы] смотрели в строну немецкого окопа. Всходило ясное солнце. Наступал теплый ясный весенний день 9-го мая 1945-го года. Прошла еще пара часов. Бежит по траншее командир нашей роты капитан Бобылев. Он дергает бойцов то за полы шинелей, то за ноги, и весело кричит: «Вставайте! Братцы славяне, война кончалась! А сам пригибается от пуль, свистящих над ним с немецкой стороны. «Война кончилась, а что же пригибается тов. капитан?» — спросили бойцы. А он шуткой отвечает: «Чтобы не убило». И все бойцы засмеялись. А он шуткой добавил: «Это последние пули летят, а они злые».

По всему фронту бьют орудия, [слышны] пулеметные и автоматные очереди; что творится, я не пойму, ведь кончилась война. Потом, спустя еще час времени, все затихло, и на его стороне показались белые флаги. Потом к его передовой [с тыла] подошла машина; на ней сидели музыканты. Играл немецкий духовой оркестр. Медные трубы сверкали отблеском на солнце. Потом мы услышали и увидели, [как] подъехали наши музыканты. И когда духовой оркестр заиграл, сошлись вместе посреди нейтральной полосы. Только тогда наши бойцы повыскакивали из окопов и ринулись все к оркестру. И тут было все; наши бойцы кричат: «Ур-а-а! Конец войны. Да здравствует победа!» А немцы уже не кричали, как это они кричали раньше в начале войны: «Москау, хайль Гитлер!» А только кричали: «Война капут, Гитлер капут!» Да и что там только было, никогда не забудешь такое. Кто кричит ура, кто смеется, обнимаются, кто и плачет, кто закуривает… Было чудесно.

Но не кончилось мирно на этом, и не пришел еще для нас конец войны. А впереди еще нас ожидало военное обстоятельство. Трудные фронтовые дороги, жаркие бои и снова война после войны. Потом после оркестров построили немцев и повели к нам в тыл. Их сопровождал наш конвой. А музыкантов повезли на машинах. Мы зашли в лес сделать небольшой привал, где нам объясняли задачу.

Командиры подразделений объяснили задачу такую.

— Товарищи бойцы, сержанты, офицеры. До моря еще далеко. Большую половину пути нам [предстоит] идти лесами. В лесах еще есть банды, и есть еще части, которые не сдались еще, возможно. И не хотят. Это такие его части, как СС, СД и «власовцы», которые будут биться до последнего патрона. Идти небольшими группами, не более одного взвода. В случае при сопротивлении сразу же разворачиваться боевым порядком. Итак, задача ясна?

— Ясна!

— Покурите, и шагом марш.

Только успели мы закурить, как начали по лесу, по окопам позади нас рваться снаряды и мины. И снова появились раненые и даже убитые бойцы и сержанты. «Вот так это конец войны. Вот это так День Победы», — подумал я. И мы отошли в окопы.

Прекратился артналет немцев. Командир батальона майор Глазырин сказал, что где-то здесь недалеко сидит радист их, корректировщик, и все передает. И тогда дали приказ пройти «проческой» и боями до самого моря, до берега моря. И наши сделали артподготовку, и снова мы пошли в атаку, и снова в бой. Так и шли с боями до города Винтава [Митава], и штурмом овладели городом Винтава [Митава]. И когда дошли до моря, то у нас в роте осталось мало людей: всего четыре бойца, три сержанта, три офицера и старшина за эти ОДИННАДЦАТЬ дней. С девятого мая и по двадцать первое мая. И вот наконец-то достигаем берега Балтийского моря. Столкнули врага в море. У нас в роте последним погиб боец Захаренко, не дойдя до моря пяти шагов, а вообще в роте осталось личного состава одиннадцать человек из ста восьмидесяти человек за эти одиннадцать суток и крепких бессонных ночей. И подходя к самому берегу, мы закричали громко «Ура-а! Конец войны, ребята! Конец войны! Да здравствует наш День Победы!» Вот когда для нас настал конец войны.

Мы крикнули последнее громкое «Ура-а!» Русское солдатское советское «ура». И тогда мы только были наконец убеждены, что действительно пришел конец войны. И тогда не было той радости и даже слез, что тогда [9 мая]. Впереди нас было большое открытое море. И нас в живых осталась горстка людей. Некоторые распивали русскую горькую за Победу и вели разговоры, кто про что. Я стоял долго на берегу и смотрел в даль Балтийского моря, где плыли наши советские корабли и подавали длительные гудки Победы… Наконец-то кончилась проклятая война. Пришел конец фашизму, мы все были довольны до бесконечности.

Наш командир роты капитан Бобылев построил личный состав роты, оставшихся в живых и невредимых. Он поблагодарил за службу, за Победу и сказал так: «Наше дело правое, мы победили. Но, поскольку мы победили, мы выпьем за победу, за погибших товарищей и за оставшихся в живых». Он позвал старшину и сказал перед строем: «Старшина, после боя сердце просит водочки втройне. Приказываю выдать тройной паек водки». «Есть выдать водки», — повторил старшина приказание командиром роты и направился к походной кухне, где уже готовился обед. «Выставить караул из нового пополнения бойцов, которые прибудут через пару часов сюда», — добавил капитан. Потом подошло пополнение. У палаток фронтовых встал караул, который охранял ружейные парки, и нас, оставшихся участников Великой Отечественной войны, оставшихся в живых, но усталых в боях после Победы бойцов.

В моем расчете из восьми осталось нас двое, я и мой наводчик. И нам не верилось: неужели кончилась война, и мы остались живыми и невредимыми в этих до Балтийского моря боях?

На другой день [22 мая 1945 г.] было общее построение. Нас соединили с молодым пополнением и разбили на роты, повзводно, по отделениям и по расчетам. Мой расчет пополнился: дали еще шестерых бойцов. Только уж не в бой, а для продолжения кадровой службы. Подразделения полностью были пополнены. Потом приехало командование. Подали команду смирно, заиграл духовой оркестр. В средину построенных подразделений вошло командование. Впереди шел маршал, Герой Советского Союза, командующий Ленинградского фронта тов. Говоров. За ним шел командир нашим гвардейским 30 корпусом генерал- лейтенант тов. Симоняк. За ним — командир нашей 45-й гвардейской дивизии Герой Советского Союза генерал-майор тов. Трусов. Потом командир нашего полка гвардейского 134-ого тов. Пустовит, за ним командир батальона майор Глазырин и последним командир роты капитан Бобылев.

Тов. Говоров по-командирски поздоровался: «Здравствуйте, товарищи победители!» А все остальные: «Здравие желаем товарищ маршал!» Командование обошло строй полка, пошутили с фронтовиками и с бойцами молодого пополнения. Потом был митинг, после митинга главное командование уехало в другие подразделения. А после отъезда главного командования выступал командир полка. Он сказал: «Товарищи бойцы, сержанты старшины и офицеры. За Победу вам, победителям, объявляю благодарность». «Служим Советскому Союзу!» — ответили участники войны. Потом созвал всех командиров рот, командиров батальонов, сказал, чтобы составили списки участников войны о награждении медалью «За победу над Германией». Второе: дать фронтовикам двое суток отдыха, усилить питание, выдать недельный паек спирта. «И пусть победители путем выпьют за погибших товарищей и за встречу живых. Я проверю сам лично. Мародерством не заниматься, вести себя только как [подобает] бойцам-освободителям. Кто желает сходить в город, [тому] старшине дать увольнительную. Караул выставить из нового пополнения бойцов. Караульную службу нести бдительно. Разойдись!»

И сам пошел в штаб полка. Мы фронтовики, пошли на кухню получать то, что нам положено по приказу командира полка, и готовиться отметить послепобедный вечер.

На берегу моря под большим деревом, с уже хорошо распустившимися листьями, наладили стол. Вокруг стола с трех сторон наладили скамейки, собрали все на стол.

Налили по стакану водки, и не успели выпить, как идет командир полка. Старшина налил стакан водки и командиру полка, и подал в руки. Он принял его и сказал: «Дорогие товарищи фронтовики, давайте выпьем за нашу победу над врагом. За мужество павших героев и за оставшихся в живых». Мы выпили за все сказанное командиром, а второй мы выпили за наш советский прочный тыл. Я запел песню, а все бойцы подхватили. Мы пели песню нашу, «Волховскую застольную». Мы пели эту песню дрожащими, но задорными голосами. Песня брала за душу, и на глаза накатывались слезы. Командир полка подполковник Пустовит был как родной отец для нас. Он расспросил нас почти каждого, холост или женат, живы ли родители, откуда родом. Он спрашивал нас каждого, а мы отвечали. Потом он, уходя, пожелал всего хорошего, отдыхать и продолжать вечер. А сам пошел в следующее подразделение. А мы до полночи пили вино и пели песни. Пили больше за погибших товарищей и чтили память погибших героев, отдавших свою жизнь за Родину, за все, за все, и наконец за светлое будущее. Только не могли мы знать, какое будет у каждого из нас светлое будущее. И какая еще длинная дорога к этому светлому будущему, и судьба каждого, и его жизнь.

Мы не могли знать, каждый из нас, что, оставшись в живых, какая судьба в жизни ждет. Как она судьба обернется к каждому из нас, мы сидели за чарками вина и говорили. Говорили о многом. И я вспомнил себе в уме всё теперь прошлое, и глядел далеко, как по морю проплывали корабли. А сколько их затонуло на дне моря Балтики. Я сидел и вспоминал погибших товарищей в боях, и будет страданий и слез море, а сколько сирот. А сколько инвалидов. И все это сделала война. А из последних бойцов из двухсот человек в роте осталось в живых и невредимых товарищей, которых помню пофамильно: сержант Козарин Геннадий Иванович, старший сержант Кругликов, Сергованцев Кирилл, Михайлов Николай, Димитров Михаил, Головнев Владимир, младший лейтенант Лебедев, командир роты капитан Бобылев, старшина Першин, старшина Огородников. Эти горстка людей из роты, оставшихся в живых и невредимых. Некоторые раненые. Но остальные из роты убиты. Это все случилось в конце войны, в последних боях. А сколько, я лично скажу, погибло бойцов на глазах у меня, погибло товарищей. Теперь только дожить до возвращения. Доживу, война-то кончилась, подумал я.

Я присел на пенек дерева на самом берегу моря и закурил самокрутку махорки. Здесь морской ветерок поддувал в лицо, а я глядел все в даль моря и мечтал обо всем. Потом пошел в палатку, чтобы отдохнуть, уснуть и забыть на это время обо всем, обо всем. Но я долго не мог еще уснуть, в голову лезли разные мысли, чуточку кружилась голова, а в ушах позвякивало от прошлых совсем недавних взрывов рвущихся мин, снарядов и лязганья зенитных орудий. Потом уснул, уснул не тревожно, как это было два дня назад, боевым, фронтовым и напряженным, а уже тихим, более солдатским, послевоенным сном».
Автор: Андюсев Б. Е.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 9
  1. andjusev 6 мая 2016 06:42
    См. начало - "Грани фронтового бытия. Солдатские мемуары П. Вшивкова" http://topwar.ru/94827-grani-frontovogo-bytiya-soldatskie-memuary-petra-vshivkov
    a.html
    1. andjusev 16 мая 2016 09:39
      http://topwar.ru/94891-voyna-posle-voyny-soldatskie-memuary-petra-vshivkova-ruko
      pis-s-469-494.html
  2. ИмПерц 14 мая 2016 06:19
    "Волховская застольная"
    "...
    Выпьем за Родину, выпьем за Сталина.
    Выпьем и снова нальём...".

    Ещё один памятник должен появиться в России:
    http://delyagin.ru/news/94256-zhiteli-surguta-nachali-sbor-sredstv-na-sooruzheni
    e-pamyatnika-ivstalinu.html
  3. помидоркин 14 мая 2016 07:19
    Вечная Память и Слава Героям!!!
  4. parusnik 14 мая 2016 10:49
    А он шуткой добавил: «Это последние пули летят, а они злые»...Самые злые и самые подлые..Сколько ещё солдат, погибло после Победы от таких вот злых пуль..Вечная память им..
  5. Кавказец 15 мая 2016 14:17
    До слез.Досталось мужикам.
    1. andjusev 15 мая 2016 17:23
      Да, досталось по полной... Вот еще эпизод из Воспоминаний Петра Матвеевича, который настолько сюрреалистичен, что выходит за рамки правдивого...


      С.276-277. «Мы сидели курили в ожидании санитарной машины.
      Пришел с передовой один старший сержант его левая рука от плеча до локтя была вся забинтована. Ему перевязали, подтянули жгутом. Он попросил майора, чтобы его для части тела выкопали маленькую ямку. И когда ямка была готовая, он достал правой рукой из-за пазухи шинели свою левую руку, оторванную осколком немецкого снаряда и поцеловал ее. Потом попросил завернуть ее в бумагу. Положил руку в ямку сержант попросил закопать. Потом вытесали столбик в виде тумбочки, На которой написали слова, со слова хозяина руки, В боях за город Нарву оставил левую руку (по кисти) Николаев Николай Николаевич.
      Он подошел к могилке своей руки. На глазах у него показались слезы. Потом начальник медсанбата дома лесника его и троих офицеров посадил в свою машину и сам лично увез их в ближайший полевой госпиталь.
      Мы еще долго сидели в ожидании санитарной машины…».
  6. нивасандер 16 мая 2016 11:47
    22 мая 1945 недалеко от Мемеля была окружена и безжалостно уничтожена группа из 300 зольдат Ваффен СС которая лесами пробиралась в Вост. Пруссию во главе группы был командующий 6-м армейским корпусом СС Групенфюрер В.Крюгер(застрелился последним патроном)
  7. Strategia 16 мая 2016 22:06
    Да, война бывает красивой только в фильмах, да и то не во всех...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня