Доспехи короля-многоженца

39
Король Англии Генрих VIII (1497 – 1547 гг.) большинству людей известен главным образом тем, что был королем-многоженцем, ну и что он завел в Англии так называемую «англиканскую» церковь, причем не столько ради, собственно, веры, сколько ради того, чтобы иметь возможность жениться без помех. Однако куда важнее то, что он был ещё и умный государственный деятель, правление которого английские историки рассматривают как период, когда старое заменялось новым, и одновременно как эпоху заката и расцвета доспехов из цельнокованых пластин.

Рождение «гринвичского стиля»

Начать надо с того, что это Генрих VIII преобразовал английскую армию из традиционного средневекового войска, которое состояло из рыцарской конницы и некоторого количества пехотинцев и лучников, в армию «современную», спаянную дисциплиной, незнакомой феодальному воинству, и одерживающей над ним верх благодаря своему огнестрельному оружию и очень длинным копьям, позволявшим ее пехотинцам бороться с рыцарской конницей на равных. Правда, новое оружие в Англии пока что не производилось, а привозилось с материка. Однако король сохранил и «старый добрый английский лук», всячески поощрял занятия стрельбой из него и не разрешал своим стрелкам ставить мишени ближе, чем на расстояние в 220 ярдов (ок. 200 м).

Доспехи короля-многоженца

Знаменитый «рогатый шлем» Генриха VIII. Королевский Арсенал. Лидс.

Самого Генриха нельзя было назвать выдающимся полководцем, пусть даже он и участвовал в двух военных походах за пределами страны. Но зато в молодые годы он сражался на турнирах, любил заниматься борьбой и стрелял из лука, а когда состарился, пристрастился к соколиной охоте. Два раза, в 1524 и 1536 гг., участвуя в турнирах, он едва не лишился жизни – настолько турнирные забавы были опасны даже для королей.


Портрет Генриха VIII кисти Гольбейна.

Но он был еще и умен, и то, что Британия зависела от импорта оружия и доспехов с континента, считал недопустимым. Чтобы начать собственное производство, он пригласил в Англию мастеров из Италии, но почему-то в тот раз дело закончилось неудачей. Но король был настойчив и в 1515 г. он нашел мастеров-оружейников в Германии и во Фландрии, согласившихся переехать в Англию и работать у него в специально открытой для них мастерской в Гринвиче.

Вот так и получилось, что в Англии смешались сразу две школы: германо-фламандская, но также и итальянская, и вот так и родился знаменитый «гринвичский стиль».

Конечно, надо иметь в виду, что главным образом король старался для самого себя! Потому, что дешевые доспехи для своей пехоты он по-прежнему предпочитал заказывать за границей и, в частности, в Италии, где в конце 1512 г. он приобрел 2000 комплектов латных доспехов во Флоренции (ценой 16 шиллингов за доспех); а через год – купил еще и 5000 однотипных доспехов в Милане. Затем, в 1539 г., еще 1200 комплектов дешевых доспехов король заказал и в Колони, и еще 2700 в Антверпене. Причем современники отмечали, что тут Генрих явно решил сэкономить, так как Антверпен «славился» выработкой доспехов «низкого качества», которые использовались только лишь в пехоте. Но вот себя самого король не обидел! Только в Королевском Арсенале Лондонского Тауэра хранятся сразу четыре доспеха, принадлежавших Генриху VIII. Пятый доспех находится в Виндзорском замке, а еще двумя, которые, как считают специалисты, также принадлежат именно Генриху VIII, владеет Метрополитен-музей в Нью-Йорке.


Серебряные и гравированные доспехи Генриха VIII из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Высота 1850 мм. Вес 30.11 кг. Считается, что их привезли в Англию или фламандцы, или миланцы Филиппо де Грамнис и Джованни Анджело де Литтис. Доспехи ранее были позолоченными, но сейчас они полностью покрыты серебром, и гравировка сделана по серебру.

Король очень любил пешие поединки, поэтому первый доспех (около 1515 г.) был сделан для него именно для участия в них. Все детали его подогнаны одна к другой самым тщательным образом, так что доспех напоминает не столько латы, сколько настоящее произведение искусства. Украшает их гравировка, сюжетом которой стало состоявшаяся в 1509 г. бракосочетание Генриха VIII е Екатериной Арагонской. На кирасе спереди было помещено изображение Св. Георгия, а сзади Св. Варвары. Орнаментом являлись вьющиеся растения, среди которых были и розы Тюдоров, и также гранаты Арагона. На крыльях наколенников изображались связки стрел – то есть эмблема отца Екатерины, короля Фердинанда II Арагонского. Носки сабатонов были украшены символическими изображениями крепости Кастилии и другая эмблема рода Тюдоров – решетка замковых ворот на цепях. Вдоль нижней части «юбки» доспеха шла кайма из переплетенных инициалов «Н» и «К» - то есть «Генрих» и «Екатерина». Задняя часть наголенника несла изображение женской фигуры, которая появлялась из чашечки цветка; причем фигура слева имела на своем воротнике надпись «GLVCK». Доспехи подчеркивают высокий, даже для нашего времени, рост и прекрасную физическую форму молодого монарха.

В 1510 г. Генриху VIII император Максимилиан I подарил конский доспех – как память о войне с французами, и вот он-то особенно хорошо показывает, насколько совершенна была в то время подобная броня. Сделан он был фламандским мастером Мартином ван Рояном, а состоит он из таких деталей, как наглавник, нашейник, нагрудник, двух боковых пластин фланчардов и массивного выпуклого накрупника. Для украшения пластин использовались гравировка и чеканка, а также позолота. Металлические пластины поводьев были гравированы, а все остальные крупные металлические пластины, передние и задние луки седла украшали выпуклые изображения веток и плодов граната, и вдобавок еще и ветвистые кресты ордена Золотого Руна, обладателем которого Генрих VIII стал в 1505 г. Меньше всего была украшена нашейная пластина этого доспеха, однако и на ней была сделана гравированная кайма, на которой изображались гранаты. Есть мнение, что эта часть принадлежит другому доспеху и была выполнена фламандским мастером Полом ван Врелантом. Впрочем, позднее в Гринвиче оказались оба этих мастера. Так что Генрих, видимо, подбирал себе людей, известных ему по работе над заказами императора Максимилиана I.

Кто знает, может быть в этих посеребренных и покрытых прекрасной гравировкой доспехах 1515 г. больше работы итальянских, нежели фламандских мастеров, но вполне может быть, что их части были изготовлены во Фландрии, хотя можно сказать почти наверняка, что отделывали их уже непосредственно в Англии, где Генрих VIII в 1515 г. уже имел свою оружейную мастерскую.

В 1520 г. королю потребовались еще одни доспехи для пешего турнира, который должен был состояться на известном свой роскошью «Поле золотой парчи», и вот именно эти доспехи оказались настолько совершенными, что, имея вес 42,68 кг, в них не было ни одной части тела, не закрытой цельнокованой сталью. Но эти доспехи не были закончены, и до сегодняшних дней дошли именно вот в таком, незавершенном виде.


Рыцарский доспех Генриха VIII 1520 г. Рисунок современного художника.

Другой доспех Генриха VIII относится к тому же году. Называется он «стальная юбка», и ясно почему - ведь это главный его элемент. Очевидно и то, что доспех этот делали в большой спешке, из-за чего часть его деталей была позаимствована от какого-то другого доспеха, и только некоторые из них изготовлены заново.

Отличает его очень большой бацинет, изначально сделанный в Милане (поскольку на нем стоит штамп мастерской города Миссагли), но с измененным на нем забралом. Наручи взяли также от старых доспехов, причем они имели вид ряда узких и тонких пластин, закрывавших локтевые суставы изнутри, а вот снаружи их прикрывали пластины покрупнее.


Турнирный доспех «стальная юбка».

Поножи имели петли и специальные пазы под шпоры, требовавшихся всаднику, но вовсе не требовавшихся для пешего бойца. Только лишь наплечники из пластин, перекрывавших друг друга (что стало отличительной чертой оружейников из Гринвича) и еще стальная юбка (тонлет) были совершенно новыми. Гравировки на них до сих пор сохраняют следы золочения. В качестве украшений для него использовались фигуры Св. Георгия, Девы Марии и младенца, по краю шли розы Тюдоров, знак ордена Подвязки был выгравирован на вороте, а на левом наголеннике имелось гравированное изображение ордена Подвязки.


Знак Ордена Подвязки.

С одной стороны, получается, что доспехи резко специализировались, с другой – их поистине невероятная стоимость, равная иногда стоимости города (!) средних размеров, вызвала к жизни доспешные гарнитуры, в которых доспех можно было «модернизировать» путем добавления к нему разных деталей. И таким образом одни и те же латы можно было использовать и в качестве турнирных, и боевых одновременно.

Самый известный из гарнитуров, дошедших до наших дней, это комплект, сделанный для Генриха VIII его мастерами в Гринвиче в 1540 г. Это полные латы для джостры, на что указывает очень массивный левый наплечник, который составляет одно целое с баффом – то есть дополнительным бронелистом, который крепился на кирасу так, что закрывал подбородок, шею и еще часть груди. Если его использовали в пешм турнирном поединке, то к этим латам можно было пристегнуть удлиненные набедренники. Наплечники имели симметричную форму, а вот гульфик – предмет, который король очень любил и ценил, был цельнометаллическим. Комбинированием частей доспеха можно было получить несколько доспехов: турнирной; так называемый «дротиковый доспех» или «в три четверти», у которого набедренники закрывали ноги лишь до колен, и полудоспех пехотинца с кольчужными рукавами, латными перчатками, набедренники и опять же с цельнометаллическим гульфиком, но без копейного крюка на его кирасе. Шлем не имел забрала. Отсутствовала на нем и латная обувь.


Рыцарский гарнитур Генриха VIII. Современный рисунок.

Таким образом, всего с одним таким гарнитуром Генрих VIII, получалось, имел сразу несколько доспехов. Возможно, что такое решение было продиктовано экономическими соображениями, так как доспехи были очень уж дорогими. Но, возможно, что это была и некая «игра ума», и обладать такими доспехами было просто престижно. Ведь в 1544 г. ему потребовались еще два доспеха уже для булоньской кампании. Основой для их гравировки послужили эскизы художника Ганса Гольбейна. Но почему же тогда он не использовал свой доспешный гарнитур?

Уникальной принадлежностью доспеха 1545 г. стала особая набрюшная пластина, которую Генриху VIII предложил использовать французский король Франциск I в 1520 г. Она стала особенностью гринвичской школы, но применялась только на этих королевских доспехах и больше нигде. Это деталь из трех стальных пластин, соединенных между собой и заходящих одна на другую. Она закреплялась спереди на простеганном дублете с кольчужными рукавами и с короткими кольчужными рейтузами с гульфиком. У нагрудной кирасы в центре на груди было отверстие для Т-образного штифта, который скреплял эту пластину с кирасой. Такое приспособление помогало распределить вес кирасы по телу, кроме того, многослойная броня становилась ну просто абсолютно «пулемечекопьенепроницаемой».


Доспех Генриха VIII 1545 г.

Что же касается парадных доспехов, то мастера-оружейники, стараясь угодить своим заказчикам, на здравый смысл в это время внимания уже не обращали, что доказывает нам знаменитый «рогатый шлем» Генриха VIII, который все тот же император Максимилиан I подарил ему в 1514 г.


Строевые доспехи Вильяма Сомерсета, Третьего графа Вустерского, главного эксквайра Генриха VIII. Вес доспеха 53,12 кг. В этих доспехах граф Вустерский изображен на двух портретах, один из которых был написан не ранее 1570 г., когда его наградили орденом Подвязки, который на нем виден. Изготовлены в Гринвиче под руководством Джона Келте. В комплект входят детали доспеха для коня и седло с защитной облицовкой. Первоначально доспехи были фиолетового цвета с золочеными фестонами.

От самого доспеха только этот шлем и сохранился. У него откидывающееся вверх забрало, имеющее форму человеческого лица, очки без стекол (и понятно почему, зачем они нужны на доспехах?!) и зачем-то… прикрепленные к нему витые бараньи рога! Сделал его мастер Конрадом Зойзенхофером из Инсбрука в 1512 г., и вне всякого сомнения он представляет собой выдающееся произведение доспешного искусства начала ХVI в. Вот только сражаться в нем было, скорее всего, совсем неудобно.


Вот он – столь знаменитый «рогатый шлем»!

Понимали ли это оружейники? Не могли не понимать! Но, видимо, это был оригинальный сувенир и не более, чисто «королевский подарок» короля – королю, поэтому-то они его таким и сделали!

Ну а доспехи от этого шлема так и не найдены, и есть подозрение, что то, что от них осталось, продали на металлолом еще в 1649 г., в годы Гражданской войны в Англии. Шлем этой участи избежал лишь потому, что его хранили от них отдельно (у них, возможно, могли быть и другие шлемы). Уже в ХVII в. этот шлем был показан в Тауэре как деталь «доспехов Уилла Сомерса», который был у Генриха VIII придворным шутом. Кто был на самом деле его хозяином, долгое время было вообще неизвестно.


Шлем-маска 1515 г. Кольман Хельсшмидт. Вес 2146 г.

Правда, в последнее время опять у специалистов появились определенные сомнения в его подлинности. И вот вопрос: рога барана и очки были на нем с самого начала, или их добавили к нему потом? И самое главное - с чего бы это столь причудливый предмет Максимилиан I решил подарить Генриху VIII? Ответить на эти вопросы, скорее всего, так и не удастся, но… пусть это и единственная часть этих доспехов, но она поистине удивительна и потому… особенно прекрасна! С другой стороны, возможно, что такие вопросы неуместны вообще. Просто время между 1510 и 1540 гг. пришлось на пик популярности так называемых максимилиановских доспехов, а шлемы армэ у многих из них имели забрала в виде гротесковых человеческих лиц. Отсюда и желание мастеров-оружейников угодить своему венценосному заказчику по максимуму и сделать нечто совершенно оригинальное, что еще не встречалось, и, надо отметить, что в этом они своей цели добились!

Рис. А. Шепса
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    13 мая 2016 06:25
    Читая эту статью, еще раз убедился, что автор большой специалист по вооружению средневековой Европы. Как всегда, красочные иллюстрации дополняют подробный текст. Спасибо Вячеслав Олегович, за труд.
    Вот у меня возникает вопрос, смотря на эти доспехи:
    Рыцарский доспех Генриха VIII 1520 г. Рисунок современного художника.

    А как быстро они снимались? (ну допустим, в случае диареи) smile
    1. +11
      13 мая 2016 08:13
      О-о-о, вопрос из вопросов!!! Но начну ответ с того, что... опорожнались сначала. И потом не ели. Только пили и вода выходила с потом! Поэтому потом и нажирались на пирах. А насчет раздевания так.Не знаю, как на этом доспехе, но обычные латы (без панцирной задницы -ха-ха)два оруженосца надевают на тебя максимум за 15 минут. Там же все на ремнях и крючках, так что это все быстро.А снимают еще быстрее. Так что вряд ли это было помехой. Но вообще-то Вы меня заинтересовали и подсказали тему для статьи. Надо будет написать в Лидс и это все выяснить доподлинно.
      1. +4
        13 мая 2016 11:29
        Сложный вопрос (про погадить...). В "обычное" время то да, перед надеванием. А вот когда допустим "египтяне" зажали Людовика IX Святого и 7 крестовый поход, то тут бились день и ночь и дизентерия косила ряды... Ведь это именно там Луи приказал себе штаны сзади разрезать... Так, что видать ходили рыцари, массово пованивая.
        1. +1
          13 мая 2016 13:01
          Цитата: Царь,простоЦарь
          Так, что видать ходили рыцари, массово пованивая.

          laughing laughing laughing
        2. +3
          13 мая 2016 14:23
          Европейцы того времени массово пованивали. Мыться стали после крестовых походов. Мода на мытье на восток пришла с римлянами , а потом с востока вернулась в Европу.
        3. 0
          13 мая 2016 14:23
          Европейцы того времени массово пованивали. Мыться стали после крестовых походов. Мода на мытье на восток пришла с римлянами , а потом с востока вернулась в Европу.
        4. 0
          13 мая 2016 23:15
          А вот когда допустим "египтяне" зажали Людовика IX Святого и 7 крестовый поход, то тут бились день и ночь и дизентерия косила ряды...
          Начнем с того, что 7-й крестовый поход был в середине 13-го века. До развитых пластинчатых лат оставалось еще 120-150 (а в некоторых регионах и все 200) лет и доспешный комплект весьма сильно отличался от представленных в статье лат.
          wink
          Так, что видать ходили рыцари, массово пованивая.
          Что касается пованивания, то стойкий дурственный запах пота был от рыцарей во время затяжных боев. Но только по причине того, что при высокой физической активности в доспехах ужасно жарко и плохая вентиляция. Современный аналог в этом смысле - хокеисты. Пусть и в пластик, но упакованы так же плотно. Потому регулярно обильно потеют и воняют зело крепко.
          Сложный вопрос (про погадить...)

          Спустить штаны для погадить в доспехе не проблема. Большая проблема - неудобство ... эээ... присесть и достаточное время "расслабиться" на кортах wassat
          Вес доспеха, а главное, недостаточная гибкость ножных лат. Латная голень при полностью согнутой ноге будет упираться под колено, что неприятно вообще, а при сидении в глубоком присяде особенно. К этому добавляется недостаточная гибкость кираса+юбка - в глубоком присяде латная юбка соберется кучей и упрется в низ кирасы. А значит не получится сохранять равновесие в этой, интересующей вас позе.
    2. +1
      13 мая 2016 10:22
      К сожалению, не могу точно сказать в какой книге,но у Дрюона,в "Проклятых королях",написано ,как решались эти проблемы.
      Статья очень понравилась.Спасибо, Вячеслав.
      Как-то немного удручает вес этих доспехов.Рыцари ведь не только ходили в этих доспехах,но и сражались в них!Слуги облачали рыцарей в эти доспехи. То есть, такой вес был в обиходесли постоянно. "Тяжёлая была жизнь "!
      1. +1
        13 мая 2016 23:33
        Вес полного боевого доспеха редко превышал 30 кг. Да и то, в основном в поздних доспехах, которые сильно стали толще для пулестойкости. Такие комплекты кирасир доходили до 35 кг.
        Если взять развитую готику середины 15-го века, то вес полного комплекта - 20-26 кг, в зависимости от роста владельца и толщины пластин. Вес равномерно и удобно распределен по телу. Плюс многолетняя тренировка и полная подгонка по фигуре. И не забывайте, полный доспех только у рыцарей. То есть кавалеристов. Жалеть там надо не рыцаря, а его коня.
    3. +2
      13 мая 2016 22:56
      на обычном боевом доспехе попа не была прикрыта доспехом. Потому что ее прикрывало седло и конь. Приспустить штаны без необходимости снять доспехи было легко. Что касается турнирного доспеха для пешего боя, что с бронепопой, то там вопрос диареи был не актуален.
  2. +3
    13 мая 2016 06:26
    Спасибо. Замечательная подборка. А казусный шлем - как из другого времени.
    1. +1
      13 мая 2016 15:33
      Не видно из этого шлема ни фига - шлем не утилитарный, а произведение искусства.
  3. +1
    13 мая 2016 07:44
    Рыцарские доспехи 16 века это уже произведение искусства...Генрих VIII не только оружейников,приглашал, но и художников, архитекторов..Спасибо, фото, рисунки замечательные..
  4. +1
    13 мая 2016 08:24
    Спасибо за статью! Как произведения искусства и как история развития защиты воина, доспехи занимают достойную нишу.
  5. +2
    13 мая 2016 08:47
    Красивая работа. Очки скорее всего были со съемными линзами, для улучшения зрения и для дополнительной защиты. Хотелось бы увидеть и "раскривашки- открывашки" этих доспехов. даже тогдашним огнестрелом пробить броню проблематично, а уж про лук и меч говорить не приходится. одним из эфективных средств борьбы с пешим воином в такой броне, является дубина. не один на один конечно, но удар дубиной с боку даже защищенная голова не выдерживает, шею ломает. Клюворылы еще были для пробития панциря. Ну это для простолюдинов, а рыцари зачастую и рогатиной не брезговали.
    1. 0
      13 мая 2016 11:16
      Ну, дубиной в те весёлые времена рыцарям биться было "нерукопожатно", а вот после появления пластинчатых доспехов - боевые молоты (как Вы написали - "клюворылы"), булавы, и прочее ударное оружие пошло на ура. Тактика работы с мечом изменилась на применение колющих ударов.
    2. +2
      13 мая 2016 23:54
      даже тогдашним огнестрелом пробить броню проблематично
      Смотря какой доспех, каким огнестрелом и с какой дистанции:
      Аркебуза или пистолет - фуфло (почему, собственно и придумали мушкет)
      Тяжелый арбалет с редуктором для натяжения - до 50-80 метров
      Мушкет - стандартная открывашка поздних доспехов на дистанции до 100-150 метров (в зависимости от качества доспеха и навески пороха)
      Пушечная картечь - открывашка 80-го уровня laughing
      Лук - смешно, если не брать массированный обстрел, когда какая-нибудь стрела да попадет в сочленение или в глазницу.
      Меч - если им не рубит, а колоть по сочленениям, то нормально вскрывает.
      одним из эфективных средств борьбы с пешим воином в такой броне, является дубина.

      Вообще не эффективным. От слова совсем. Исключение - очень редкий амбал с бревном в руке + если рыцарь его не видит (например, нападение сбоку или сзади). В противном случае амбал с бревном моментально превращается в труп под бревном. Ввиду неповоротливости.
      удар дубиной с боку даже защищенная голова не выдерживает, шею ломает.
      Незащищенную средневековым шлемом - несомненно. Защищенную шлемом... эээ... как бы вам сказать понежнее... Если шлем (и горжет на шее) выдерживает прямое попадание копейного тарана, а это масса противника с лошадью на двойной скорости лошади (сходящиеся курсы) да с концентрацией на острие копья... Дубиной вы даже не пощекочете.
      Клюворылы еще были для пробития панциря. Ну это для простолюдинов
      "Клюворылы", как вы выразились, имеют название - клевец. Это в большей степени оружие кавалериста. Пехотинцы наслаждались для этих целей алебардами во всем их многообразии. Полэксами, например, в том числе.
      рыцари зачастую и рогатиной не брезговали
      Рогатина - наоборот, чисто пехотное копье. При всей прочности, для рыцаря на коне оно слишком короткое - пехоту или противника не достать в таранном ударе, а в ближнем бою громоздко и тяжело. Тут уже впору мечом или клевцом.
  6. +3
    13 мая 2016 09:48
    "Но почему же тогда он не использовал свой доспешный гарнитур?"
    Судя по представленной картине, Генрих VIII был мужчина габаритный,с возрастом более склонный к полноте.
    Доспехи такого уровня -товар штучный, и подгонялись мастером к габаритам, присутствующим у данного владельца именно на тот момент.Проходит некоторое время - живот растёт, нужны новые доспехи по новой мерке.Возможно, что объяснение такое.
    1. +1
      13 мая 2016 10:57
      Некачественно Вы относитесь к королю Англии. У него (Генриха) и с "пузом" были.
      1. +2
        13 мая 2016 15:47
        А ещё вариант - прежние доспехи стали немодными.Срамота в таких на войну идти.
    2. +1
      13 мая 2016 23:58
      У Генриха была серьезная травма, после которой ему вынужденно пришлось оставить активную "спортивную" карьеру. Хотя любовь к доспехам и подобным забавам он сохранил на всю жизнь. Ну а за невозможностью поддерживать себя в форме, он стал сильно полнеть. так сказать стал вести нездоровый образ жизни - видо, женщины, чревоугодие... Поговаривают что даже сифилис...
      А в молодости зажигал не по детски на ристалище.
  7. +2
    13 мая 2016 10:54
    Бааальшое, человеческое спасибо. Я тут как раз лично для себя книгу делаю по разным материалам про англицких рыцарев с 1200 г., очень статья пригодится.
    1. +1
      13 мая 2016 12:34
      Тогда Вам прямая дорога на сайт Королевского Арсенала в Лидсе и сайт Метрополитен музея в Нью-Йорке - там и доспехов полно и данные по ним есть - рост, вес... Скоро будет и серия статей: про крестоносцев и рыцарские доспехи - там должно быть много всего интересного. Ну а про англицкие доспехи есть хорошая книга "Рыцари" Кристофера Граветта. Эксмо, 2010 год. (И моя: "История рыцарского вооружения". Ломоносовъ,2013)
      Есть моя книга на русском в Германии: "Англоязычная историография рыцарского вооружения" - но она безумно дорогая.
      1. 0
        13 мая 2016 12:43
        Спасибо за информацию по материалам.
      2. 0
        6 июля 2016 11:23
        Спасибо за информацию! Тема безумно интересна!
  8. +3
    13 мая 2016 11:28
    Глядя на рыцарские доспехи всегда поражался как можно из железа сооружать такие скафандры да еще в те времена ,в которых можно было ходить,сражаться,в которых сгибаются суставы при этом не открывая их.Я даже сейчас с трудом представляю как можно это сделать ,а уж тогда то... request
    1. +1
      13 мая 2016 12:35
      Я знаю многих людей, кто это делает и видел как... Причем техника мало изменилась!
    2. +2
      13 мая 2016 12:51
      Ага, ещё и с плавающими заклёпками. Но и цены были... королевские! А если ещё и в плен возьмут и разденут до подштанников, так хоть вешайся рыцарю.
      А ещё про рыцарскую конягу не забудьте, тоже цена и обучение немалое.
      А ещё оруженосца(ев) оборужить и одоспешить. Лучше дома сидеть. Заплатил королю 2 фунта и гуляй смело. Правда могли по горячке башку отрубить.
    3. 0
      20 мая 2016 21:24
      Я даже сейчас с трудом представляю как можно это сделать ,а уж тогда то...
      Так ведь, мало того, что добивались высокой прочности бронированных частей и подвижности в сочленениях. Мало того, что у хорошего конного доспеха при падении рыцаря с лошади часть элементов "автоматически" отстёгивалась, чтобы увеличить подвижность воина. Так это всё ещё и украшали различными способами плакировки и гравировки. И представленный в статье доспех - ещё не вершина мастерства.
  9. +1
    13 мая 2016 11:50
    Позвольте ещё один вопрос: место локтевой сустав со стороны живота, там какие-то гипертрофированно большие V-образные пластины, почти у всех доспехов. Это чтоб руку не отрубили или туда двуручный меч вкладывали и действовали как копьём, или может просто меч в положении "на изготовку" так держали.
    Материал, правда, интересный спасибо за статью.
    1. +3
      13 мая 2016 12:36
      Никакой меч туда не вкладывали. Двуручник - это для пехоты. Это пластины - отражатели!
    2. +4
      14 мая 2016 00:08
      Это отбойники. Чтобы рубящим ударом нельзя было подсечь локоть изнутри. Точно такие же или похожие делаются на внешней стороне колена. Для защиты подколенного пространства от рубящего удара сбоку. А так как суставы должны двигаться, то размер отбойника приходится делать большим. чтобы не ограничивать сгибание конечностей.
      Особенно крупные локтевые отбойники были в миланском типе доспеха. Ну и естественно, в турнирных вариантах.
      В некоторых поздних латах научились делать сплошную защиту из мелких пластин. В статье есть фото таких образцов. При этом отбойник все равно сохранялся. Хотя делался меньших размеров. Так как пластины за сгибах приходилось делать тонкими.
      Такой вариант не получил распространения из-за сложности конструкции и существенного ограничения подвижности - в сгибе собирается крупная складка из пластин и поддоспешника.
      Поэтому чаще ограничивались защитой сгиба нашитым на дублет кольчужным полотном под отбойником. Такие кольчужные вставки делались на локтях и в подмышечных впадинах. некоторые рыцари закрывали кольчугой и подколенные впадины и внутренние-задние поверхности бедра.
      1. +1
        14 мая 2016 13:57
        Лучше и не скажешь!
  10. +1
    13 мая 2016 12:51
    пусть это и единственная часть этих доспехов, но она поистине удивительна и потому… особенно прекрасна!

    Тут кому как. Как по мне, все эти "органические" дополнения наоборот ослабляют эффект. Доспех должен создавать впечатление обезличенной несокрушимой силы. Поэтому мне не нравятся маски любой формы, рога и прочая мишура. Лучше обычная симметрия, прямые линии и геометрия. Из ассоциаций ближе всего оживший механизм, лишенный человеческих слабостей, а также чувств и эмоций. Вот только сомневаюсь, что люди того времени были знакомы с подобным художественным образом. Разве что можно использовать какие-то ассоциации с мельницей и жерновом. Также можно довольно неплохо поддержать образ обезличенной силы путем стандартизации - когда целое подразделение экипировано в одинаковую броню и действует одинаково. По-моему, когда на замену павшему противнику встает второй точно такой же, это обескураживает куда больше, чем разного рода устрашающие нахлобучки-украшения. Может возникнуть ощущение, что ты - всего лишь перерабатываемый материал, и имеешь при этом дело с механизмом, а не с людьми.
    1. 0
      13 мая 2016 13:02
      Обрядить два строя пехоты в одинаковую броню, пупок развяжется у любого короля.
      Про рога и прочее на шлёме интересно. Они не были жёстко закреплены, чтобы не получить контузию, или перелом шейных позвонков (т.е. при ударе по рогам гнулось на рычаг всё "ведро" с головой вместе, это так, для красоты.
      1. +1
        14 мая 2016 13:56
        Но как раз Генрх-то и закупал миланскую броню и анверпенскую для пехоты тысячами комплектов! Не лучшего качества, но по 2-3 тысячи комплектов за раз!
  11. +1
    13 мая 2016 12:59
    Цитата: askold
    место локтевой сустав со стороны живота, там какие-то гипертрофированно большие V-образные пластины, почти у всех доспехов.

    Не у всех, но есть. ИМХО, кавалерийский доспех, защита локтевого сгиба от мощного встречного удара, попытка отвести копье при попадании в сгиб в сторону. Иначе можно повредить сустав даже без пробития доспеха.
  12. -1
    15 мая 2016 18:33
    Интересно, выдерживали ли такие доспехи выстрелы из ручного огнестрельного оружия того периода? Судя по всему, выдерживали, раз легкие и элегантные аркебузы начала века уступили место здоровенным тяжелым мушкетам, с которых стрелять можно было лишь с сошки
    1. 0
      16 мая 2016 00:06
      Интересно, выдерживали ли такие доспехи выстрелы из ручного огнестрельного оружия того периода?
      Дорогие, сделанные на заказ были достаточно пулестойки. Чего не скажешь о массовой продукции для пехоты. Опять же, весь вопрос в дистанции. То, что пехотинца в латах могло свалить за 50 метров, рыцаря или не пробивало, или пробивало при стрельбе в упор.
    2. 0
      16 мая 2016 09:15
      До нас дошли доспехи с углублениями от пуль. И спорят - это... след проверки или боевое повреждение. В любом случае доспех пробит не был!
  13. 0
    20 мая 2016 17:50
    Статья любопытная и сам доспех - настоящее произведение искусства. Но что в этом от войны? Турнирные доспехи мало подходили для настоящих сражений а стоили часто целое состояние. Лично у меня они вызывают двоякое впечатление. С одной стороны, впечатляющая работа мастеров, а с другой - непонятная боевая ценность. На деньги, пошедшие на закупку такого аксессуара можно было вполне содержать в течении года небольшую (а то и вполне приличную) армию.
    1. 0
      28 июня 2016 18:36
      а зачем женщины себе ювелирку и шубы покупают, на эти же деньги можно было бы например бухать целый месяц, или ремонт в квартире сделать, в конце концов в детский дом пожертвовать.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»