Military Review

The victory was brought even children. Young heroes of Rostov

14
9 May Russia and many other countries of the world celebrate Victory Day. Seventy-one year ago, the complete defeat of Hitler's Germany and its allies ended the Great Patriotic War. Victory Day commemorates those who died during the war and veterans who had already left after the war. Among the heroes of the Great Patriotic War there were people of different sex, nationality, social identity. A large number of very young Soviet citizens, pioneers and Komsomol members, took part in the fight against the Nazi invaders.


Five boys rescued the wounded soldiers

In Rostov-on-Don, the most famous young hero who died during the Great Patriotic War, without a doubt, is Vitya Cherevichkin. Tragic история This very ordinary Rostov teenager, whose passion was pigeons, is sung in songs and covered in many articles and essays. Vitya Cherevichkina the Nazis killed in the first occupation of Rostov-on-Don - in the autumn of 1941. And during the second occupation, five Soviet pioneers were shot from the Ulyanovsk street. On the streets of Rostov, there were still battles of Hitlerites who had broken into the city with the retreating Soviet units. 23-24 July 1942, the Nazi forces once again succeeded in defeating Rostov-on-Don, defeating the Red Army. This time the occupation lasted 205 days and was accompanied by terrible events. Brutal Nazis staged massacres of civilians. More than 27 of thousands of Soviet citizens, among whom were Rostovites of Jewish nationality and their relatives who wished to share the fate of their spouses or parents, Red Army prisoners of war, captured communists and Komsomol members, were killed only in Zmiyevsky Gully. But then, on the first day of the occupation, the Soviet soldiers, as they could, tried to defend Rostov.

The victory was brought even children. Young heroes of Rostov


There was nowhere to retreat, and the only chance for salvation from captivity or death for Soviet soldiers was the help of the local population. Only residents of the surrounding neighborhoods could hide the soldiers in their homes, basements, and attics. The soldiers began to knock at home, fleeing the next on the heels of the Nazis. Compassionate townspeople disguised them in civilian clothes, hid in the attics of houses and basements. Many Soviet soldiers during the fighting for Rostov were seriously wounded, contused, were under the rubble of buildings collapsed from bombing and shelling. And here again children from Ulyanovskaya Street showed their heroism. Five pioneers picked up the streets of the city and dug up Red Army soldiers in collapsed buildings near 40. Soviet soldiers hid in the attic of a house in Ulyanovsk. But it was not without betrayal - one of the residents of the street "surrendered" shelter to the Gestapo. On the morning of July 24, 1942, a German unit arrived in the courtyard of the house number 27 on Ulianovskaya Street. The Nazis began to search the house, all apartments, basement and attic.

Forty wounded Red Army soldiers were found in the attic of the house. They were thrown out of the attic and finished off with bayonets. After the brutal massacre of soldiers, the Nazis built all the tenants of the house and demanded to extradite those who hid the Red Army - under the threat of execution of all the tenants. Five pioneers themselves went ahead - Kolya Kizim, Vitya Protsenko, Vanya Zyatev, Kolya Sidorenko, Igor Neygof. At first, the Nazis did not believe the guys and began to torture them. They wanted the children to tell who the adults were helping to hide the wounded. But the young heroes, while preserving their composure, did not utter a word. Only Igor Neygof, a “homely boy” who, before the war, was not at all like a hero, shouted “Mom!” Several times. 24 July 1942, the Nazis shot five young heroes in the courtyard on Ulyanovsk Street. Today, in memory of their exploits, a memorial plaque is installed on one of the houses on Ulyanovskaya Street, at the corner with Semashko Lane. The names of Kolya Kizima, Viti Protsenko, Igor Neygof, Kolya Sidorenko and Vanya Zyatin have remained forever in the history of their native city - like real heroes who gave their lives for the liberation of Rostov-on-Don. Igor Neughof’s sister Nina Neuhof in 1943, after the liberation of Rostov-on-Don, became a fighter of the Mikhail Trifonov’s reconnaissance unit Yugov and died heroically during an unsuccessful landing party in the village of Pavlovka in the Donbass.

Underground worker from Verkhne-Gnilovsky settlement

Another young hero of Rostov, Zhenya Repko, grew up in the Upper Gnilovsky village. This is the closest part of the village of Gnilovskaya to the center of Rostov. The village itself became part of the city after the war, and the village of Verkhne-Gnilovskaya became part of Rostov much earlier. Working people lived in the houses and houses of the village, and the kids loved to run along steep descents and alleys to the Don, on the right steep bank of which the village is located. Here lived Grigori Pavlovich Repko and his wife Anna Alexandrovna - Zhenya's parents. When the war began, Zhenya Repko, a young resident of Verkhne-Gnilovsky, together with his friends Kolya Seryanov and Vitya Kozlov, went to the military registration and enlistment office. The guys wanted to be asked to the front, to the army. But the military commissar did not want to hear about such young volunteers - they say it’s too early, go home, we can handle it without you. The teenagers left the draft board annoyed. In the fall of 1941, the Nazis broke into Rostov-on-Don. True, the first occupation of Rostov was short - a week later, Soviet troops drove the Germans out of the city. But 24 July 1942. The Nazis again occupied Rostov-on-Don - this time for a long time. The second occupation of the capital of the Don region continued for 205 days. Young Zhenya Repko together with his friends went to Vladimir Nikolaevich Bazykin, a school teacher whom the children respected and whose opinion they listened to. He advised to create an underground group, to capture weapon and start a fight with the Germans, not waiting for the approach of the Red Army. So a partisan group of eleven people, led by Nikolai Alexandrovich Zotov, appeared.

In order to begin active underground activities, first of all, it was required to seize a weapon. The guerrillas decided to attack the Hitler military warehouse. Outlined the object of attack. In the evening, six young underground workers sneaked up to the warehouse and, despite the fact that he was guarded by a German soldier, penetrated inside and carried out rifles, three boxes of ammunition, grenades and fuses. When the guys had already left the storage room and were moving away towards the village, the sentry noticed them. He opened fire from a machine gun, but the young underground workers were already far away and they managed to escape without loss. The weapons were hidden in a shed on Petrashevskaya Street - the members of an underground group lived there, brothers Yevgeny and Yuri Egorov. After the attack on the warehouse, the young underground fighters became enthusiastic and began to perform other tasks. The city was posting reports of the Soviet Information Bureau, leaflets. At the Rostov-Bereg station, in the village of Verkhne-Gnilovsky, the guys set fire to a Hitler ammunition depot.

In the meantime, with Rostov, parts of the advancing Red Army were breaking through closer and closer. It was the beginning of February 1943, and only a few days remained until the liberation of the city. Wishing to bring this day closer and to clear the native Rostov from the Hitlerite invaders, the underground workers acted more and more actively. As Zhenya Repko ran out of the house. Back he never returned. The mother of the young hero, Anna Alexandrovna Repko, recalled that during the next bombing, the family, as usual, hid in a slot that was in the courtyard of the house and was used as a bomb shelter. Then Grigory Pavlovich went to look at the furnace, and Zhenya at this time jumped out into the street. He ran to his friends - Nikolai Seryanov and Viktor Kozlov. The guys went to Portovaya Street, where they met fighters of the Soviet intelligence unit. The Red Army men were already in the city. The young underground workers reported to them information about the location of Hitler's military units and warehouses and decided to join the advancing Red Army. Zhenya himself led the Soviet soldiers to the pumping station where the Hitler gun emplacements were located. The guy often visited these places, because his father, Grigory Pavlovich, worked there as a senior machinist. Coming to visit his father, Zhenya still during the occupation remembered the location of Hitler's positions.
Here, in the battles on the pumping station, young Zhenya Repko and died while suppressing Hitler's firing point. This happened on February 8 1943, less than a week remained before the liberation of Rostov-on-Don. 14 February the city was cleared of the Nazi invaders, but the young Gene Repko, who laid down his life for the sake of his liberation, was never destined to see a life free from the occupiers of Rostov. Relatives of Zhenya about the death of their wonderful son were reported by a ten-year-old boy - a coherent underground worker who brought a note from Viktor Kozlov - a friend of the deceased. Evgenia Repko was buried at Verkhne-Gnilovsky cemetery.

They trusted him the banner of the division ...

Heroes from Ulyanovskaya Street and Zhenya Repko heroically fell in the fight against the Nazis, carrying out underground activities in the territory of their native city. But there were quite young Rostovites who managed to enter the army. Millions of Soviet adolescents rushed to the front, but not everyone was able to achieve the fulfillment of their dreams. The military commissars refused to enroll 14-16-year-olds in the ranks of the Red Army, and young volunteers and commanders of units and units did not rejoice at the young volunteers. And, nevertheless, thousands of Soviet young men and women under the age of majority somehow came to the front and showed themselves from the best side. Sometimes they performed real feats. As Rostovite Edik Zhmailov.

The Zhmaylov family lived in Rostov-on-Don before the war. An ordinary family, like thousands of others, is a father — a railwayman, a mother, and three children — an older sister and two sons. Even before the first German occupation, the Zhmailovs were evacuated to Mineralnye Vody. Mom and two younger sons went to the evacuation. My father went to the front, and soon his elder sister volunteered for him. But after a while my father was wounded, and he was demobilized. As a railwayman, he was appointed head of the train. In Mineralnye Vody he found an evacuated wife and sons. The family decided to return to Rostov-on-Don, which, by that time, had already been freed from the invaders. Returning to his native Rostov, the Zhmaylovs did not believe their eyes - the beautiful southern city was practically destroyed by the Nazis. There was no Zhmaylovs' house either - only a huge funnel remained from him. A relative is sheltered by a homeless family. Edik, who studied in the sixth grade of the Rostov school number 78, had to go to work as a student in a shoe shop.

The entire, as it seemed before the war, life of the Zhmailov family was destroyed by the fault of Hitler's Germany, which had attacked the Soviet Union. Young Edik Zhmaylov increasingly strengthened in his hatred of the Nazis. The last straw was the news of the death on the front of the elder sister. Edik went to the front, leaving a note: “Dear Mom! Do not worry, I went to the front and come back with a victory. " The path to the front of the liberated Rostov stretched out for the young Edik for two months. Sixty days a guy made his way to the location of the army. He walked, went hungry, ate what he would have to. And each time the Soviet fighters who detained him along the way demanded: “It's too early for you to fight, go home!”. But, in the end, the commander of one of the units surrendered after long requests from the young Rostovite. Edik was enlisted as a private soldier in a regimental orchestra - to the position of clarinetist. But the young man was eager for more active affairs. He helped the signalers, served as a messenger at the headquarters, participated in the digging of trenches.

At the beginning of 1944, in the forests of Belarus, the GAZ-67 car, driven by a captain, a foreman and a young private Zhmaylov, ran into a group of Nazis. He grabbed the gun and Edward. The Nazis were neutralized. For their valor, Private Zhmaylov was awarded a watch, then transferred to an "elite" unit guarding the battle flag of the division, and was given the title of "Corporal". Very little did the young corporal Edik Zhmailov live up to the victory over Nazi Germany. 6 February 1945 in the town of Grunwald in East Prussia, there was his last battle with the Nazis. A 15-year-old corporal, Edward Zhmenov, heroically fell on the battlefield. The banner of the division was then saved, and Edik Zhmailov went to the other world, taking five Nazis with him. For his courage and heroism, Edward Zhmailov was posthumously awarded the Order of the Patriotic War of the second degree. In his native Rostov, one of the streets of the Western residential area was named Edik Zhmaylov.
Author:
Photos used:
http://army-reporter.livejournal.com/
14 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. dmi.pris
    dmi.pris 8 May 2016 07: 54
    +18
    Bright memory to young heroes!
    1. Aleksandr72
      Aleksandr72 8 May 2016 09: 50
      +18
      Kolya Kizim, Vitya Protsenko, Vanya Zyatev, Kolya Sidorenko, Igor Neigof.

      Heroes ... young heroes. Although they did not kill a single Nazi, they and others like them brought our Victory closer.
      One thing outrages why about them and other young heroes known to all of us from school, such as Marat Kazei, Lenya Golikov and many others, are not being filmed now. And they make films like the notorious "Bastards" - bastards about bastards and for bastards. Because who can grow up a child who watches such a movie, to whom, in history lessons, a liberal teacher tells that the USSR was a prison of peoples, Stalin was a tyrant, Beria was an executioner and child molester, and young anti-fascist heroes were victims of communist propaganda, but not heroes at all. So soon it will come to the point that our children and grandchildren will sincerely believe that Private Ryan won the war, and the Russian Ivan, at best, did not interfere with him. And Goebbels in the next world will go crazy with happiness - his dream and the purpose of his life will come true.
      I have the honor.
  2. parusnik
    parusnik 8 May 2016 08: 03
    +13
    Thanks, Ilya ... Remember ...
  3. Alexander 3
    Alexander 3 8 May 2016 08: 34
    +12
    Thank you to the young heroes. Kingdom of heaven to you.
  4. Very old
    Very old 8 May 2016 08: 56
    +13
    And how many boys added years to themselves, how many boys ran away from home "to the front"
    Most of them plowed the land, worked on machines (a drawer under your feet - this is your height!)

    Grandmother told how they chose the collective farm of the 14-year-old MAN, all the others on the Front

    Glory to them forever and memory soldier
  5. cap
    cap 8 May 2016 09: 26
    +8
    Blessed memory. How many more sons of the regiments after the war became then Suvorov officers then officers. Colonel Dementyev, a young man of the Northern Fleet, participant in all Victory parades until 1985. (course officer of the military academy). soldier
    The kingdom to them all is heaven.
  6. Volga Cossack
    Volga Cossack 8 May 2016 10: 38
    +8
    Bright memory!!!!! Thank you for the article!
  7. Atomist
    Atomist 8 May 2016 10: 46
    +6
    All a Happy Holiday. Eternal memory to all the fallen ...
  8. Lester7777
    Lester7777 8 May 2016 11: 16
    +7
    The boys left - overcoats on their shoulders,
    The boys left - they bravely sang songs,
    The boys retreated by the dusty steppes,
    The boys were dying, where they themselves did not know ...
    Boys fell into terrible huts,
    Fierce dogs caught up with the boys.
    They killed the boys for an escape on the spot,
    The boys did not sell conscience and honor ...
    The boys didn’t want to give in to fear,
    The boys rose on a whistle to attack.
    In the black smoke of battle, on the sloping armor
    The boys were leaving - squeezing machine guns.
    Boys have seen - brave soldiers -
    Volga - in the forty-first,
    Spree - in the forty-fifth,
    The boys showed for four years,
    Who are the boys of our people.
    1. Alena Frolovna
      Alena Frolovna 8 May 2016 20: 31
      +7
      Boys! On thin shoulders
      Miraculously kept freedom
      Young in tarpaulin boots -
      The honor and glory of the Russian people.


      Did you stumble upon the enemy -
      Scary, mom, first time attack!
      Boys in tarpaulin boots
      How many of you, seeing death, have not cried?

      A lead hurricane mowed you down
      Beat swipe, burned his palms.
      Matured, boys in tarpaulin boots
      You went to the enemy in a dying groan ...

      You are sitting right in front of your eyes
      You were growing up, getting older
      And no longer children in tarpaulin boots
      On a bloody merciless march.

      Stalingrad and Kursk
      Battles near Moscow and Koenigsberg ...
      Boys in Canvas Boots
      Courage in the dust of the enemy plunged!


      And now fear is no longer known
      Standing in a fierce whirlwind
      It's you (Boys) in tarpaulin boots
      So many times in the face looked (staring) death ...

      What are the tears in the eyes of?
      The gray-haired heroes cry -
      Boys in tarpaulin boots -
      Veterans in a thinned formation ...

      Olga Fursova-Kukanova
  9. tiaman.76
    tiaman.76 8 May 2016 21: 34
    +5
    young heroes .. will always remain young .. eternal memory to them .. and eternal glory
  10. PKK
    PKK 9 May 2016 04: 32
    +8
    My fellow countrymen. But under the Soviet regime, no one told us about these guys. This is a big minus of patriotic education. The workers had enough, but they were busy with another. They sang the Heroes of Krasnodon and kept silent about their locals. And how many fighters we still don’t know. Thank you to the author for the correct article about teenagers of the Country Patriots. The memory of them will now be in our hearts.
  11. Reptiloid
    Reptiloid 11 May 2016 19: 13
    0
    Thank you very much for the story. The whole country fought.
  12. Monarchist
    Monarchist 1 June 2016 16: 46
    0
    The article is good, or even really carried away by the "struggle" with Stalinism and forgot all the good that was at that time! The PKK member of the forum is right: we talked a lot about other heroes, but did not see our own. Chirivichkin and the five pioneers who rescued the wounded. About the first song, there is more trepidation than about the first song, but about the boys who saved the wounded. Not fair!

Победу приближали даже дети. Юные герои Ростова

9 мая Россия и многие другие страны мира отмечают День Победы. Семьдесят один год назад полным поражением гитлеровской Германии и ее союзников закончилась Великая Отечественная война. В День Победы поминают погибших во время войны и ушедших уже в послевоенное время ветеранов. Среди героев Великой Отечественной были люди разного пола, национальности, социальной принадлежности. В борьбе против гитлеровских захватчиков принимало участие и большое количество совсем юных советских граждан – пионеров и комсомольцев.

Пятеро мальчишек спасали раненых солдат

В Ростове-на-Дону самым известным юным героем, погибшим в годы Великой Отечественной войны, без сомнения, является Витя Черевичкин. Трагическая история этого самого обычного ростовского подростка, страстью которого были голуби, воспета в песнях и освещена во многих статьях и очерках. Витю Черевичкина гитлеровцы убили в первую оккупацию Ростова-на-Дону – осенью 1941 года. А во время второй оккупации были расстреляны пятеро советских пионеров с улицы Ульяновской. На улицах Ростова еще шли бои ворвавшихся в город гитлеровцев с отступавшими советскими подразделениями. 23-24 июля 1942 года гитлеровским войскам вновь удалось, одержав верх над Красной Армией, захватить Ростов-на-Дону. На этот раз оккупация продлилась 205 дней и сопровождалась страшными событиями. Озверевшие гитлеровцы устраивали массовые расправы над мирным населением. Только в Змиевской балке были убиты более 27 тысяч советских граждан, среди которых были ростовчане еврейской национальности и их родственники, пожелавшие разделить судьбу своих супругов или родителей, военнопленные красноармейцы, захваченные коммунисты и комсомольцы. Но тогда, в первый день оккупации, советские солдаты, как могли, старались отстоять Ростов.


Победу приближали даже дети. Юные герои Ростова


Отступать было некуда и единственным шансом на спасение от плена или гибели для советских солдат оставалась помощь местного населения. Только жители окрестных кварталов могли спрятать солдат в своих жилищах, в подвалах и на чердаках. Солдаты стали стучаться в дома, спасаясь от следующих по пятам гитлеровцев. Сердобольные горожане переодевали их в гражданскую одежду, укрывали на чердаках домов и в подвалах. Многие советские солдаты еще во время боев за Ростов были тяжело ранены, контужены, находились под обломками рухнувших от бомбежек и обстрелов зданий. И здесь снова проявили свой героизм дети с Ульяновской улицы. Пятеро пионеров подобрали на улицах города и откопали в рухнувших зданиях около 40 бойцов Красной Армии. Советских солдат спрятали на чердаке дома на Ульяновской. Но не обошлось без предательства – один из жителей улицы «сдал» укрытие гестаповцам. Утром 24 июля 1942 г. во двор дома № 27 по улице Ульяновской прибыло немецкое подразделение. Гитлеровцы стали обыскивать дом, все квартиры, подвальные и чердачные помещения.

На чердаке дома нашли сорок раненых солдат Красной Армии. Их сбросили с чердака и добили штыками. После зверской расправы над солдатами, гитлеровцы выстроили всех жильцов дома и потребовали выдать тех, кто прятал красноармейцев – под угрозой казни всех жильцов. Вперед сами вышли пятеро пионеров – Коля Кизим, Витя Проценко, Ваня Зятев, Коля Сидоренко, Игорь Нейгоф. Сначала гитлеровцы не поверили ребятам и стали их пытать. Они хотели, чтобы дети сообщили, кто из взрослых помогал прятать раненых. Но юные герои, сохраняя самообладание, не проронили ни слова. Только Игорь Нейгоф, «домашний мальчик», до войны совсем не походивший на героя, несколько раз крикнул «Мама!». 24 июля 1942 года во дворе на улице Ульяновской гитлеровцы расстреляли пятерых юных героев. Победу приближали даже дети. Юные герои Ростова Сегодня, в память об их подвиге, на одном из домов по улице Ульяновской, на углу с переулком Семашко, установлена мемориальная доска. Имена Коли Кизима, Вити Проценко, Игоря Нейгофа, Коли Сидоренко и Вани Зятина остались навсегда в истории родного города – как настоящих героев, отдавших жизни за освобождение Ростова-на-Дону. Сестра Игоря Нейгофа Нина Нейгоф в 1943 году, уже после освобождения Ростова-на-Дону, стала бойцом разведотряда Михаила Трифонова – «Югова» и героически погибла во время неудачной высадки десанта в селе Павловка, что на Донбассе.

Подпольщик из Верхне-Гниловского поселка

Другой юный герой Ростова Женя Репко рос в Верхне-Гниловском поселке. Это – ближняя к центру Ростова часть станицы Гниловской. Сама станица вошла в состав города уже после войны, а поселок Верхне-Гниловской стал частью Ростова гораздо раньше. В домиках и домишках поселка проживал рабочий люд, а детвора обожала бегать по крутым спускам и переулкам к Дону, на правом крутом берегу которого и располагается поселок. Здесь и жили Григорий Павлович Репко с супругой Анной Александровной – родители Жени. Когда началась война, юный житель Верхне-Гниловского Женя Репко, вместе со своими друзьями Колей Серьяновым и Витей Козловым, отправился в военкомат. Ребята хотели попроситься на фронт, в действующую армию. Но военный комиссар и слышать не хотел о столь юных добровольцах – мол, рано еще, идите домой, без вас справимся. Победу приближали даже дети. Юные герои Ростова Подростки ушли из военкомата раздосадованными. А осенью 1941 г. гитлеровцы ворвались в Ростов-на-Дону. Правда, первая оккупация Ростова была непродолжительной – через неделю советские войска выбили немцев из города. Но 24 июля 1942 г. гитлеровцы вновь заняли Ростов-на-Дону – на этот раз надолго. Вторая оккупация столицы Донского края продолжалась 205 дней. Юный Женя Репко вместе со своими друзьями пошел к Владимиру Николаевичу Базыкину – школьному учителю, которого ребята уважали и к мнению которого прислушивались. Он посоветовал создать подпольную группу, захватить оружие и начинать борьбу с немцами, не дожидаясь подхода Красной Армии. Так появилась партизанская группа из одиннадцати человек, которую возглавил Николай Александрович Зотов.

Для того, чтобы начать активную подпольную деятельность, прежде всего, требовалось захватить оружие. Партизаны решили напасть на гитлеровский военный склад. Наметили объект нападения. Вечером шестеро юных подпольщиков подкрались к складу и, несмотря на то, что он охранялся немецким солдатом, проникли внутрь и вынесли оттуда винтовки, три ящика с патронами, гранаты и запалы. Когда ребята уже покинули складское помещение и удалялись в сторону поселка, их заметил часовой. Он открыл огонь из автомата, но юные подпольщики были уже далеко и им удалось уйти без потерь. Оружие спрятали в сарае на улице Петрашевской – здесь жили участники подпольной группы братья Евгений и Юрий Егоровы. После нападения на склад юные подпольщики воодушевились и приступили к выполнению других заданий. В городе расклеивались сводки Совинформбюро, листовки. На станции «Ростов – Берег», что в поселке Верхне-Гниловском, ребята подожгли гитлеровский склад с боеприпасами.

Тем временем, к Ростову все ближе и ближе прорывались с боями части наступающей Красной Армии. Было начало февраля 1943 года и до освобождения города оставались считанные дни. Желая приблизить этот день и очистить родной Ростов от гитлеровских оккупантов, подпольщики действовали все активнее. Как то Женя Репко выбежал из дома. Назад он так и не вернулся. Мать юного героя Анна Александровна Репко вспоминала, что во время очередной бомбежки семья, как обычно, спряталась в щель, которая была во дворе дома и использовалась как бомбоубежище. Потом Григорий Павлович пошел посмотреть печь, а Женя в это время выскочил на улицу. Он побежал к друзьям – Николаю Серьянову и Виктору Козлову. Ребята пошли на улицу Портовую, где встретили бойцов советского разведывательного подразделения. Красноармейцы были уже в городе. Юные подпольщики сообщили известные им сведения о расположении гитлеровских воинских частей и складов и решили присоединиться к наступающей Красной Армии. Сам Женя повел советских солдат к водокачке, где находились гитлеровские огневые точки. Парень часто бывал в этих местах, поскольку его отец Григорий Павлович работал там старшим машинистом. Приходя в гости к отцу, Женя еще во время оккупации запоминал расположения гитлеровских позиций.
Здесь, в боях на водокачке, юный Женя Репко и погиб при подавлении гитлеровской огневой точки. Это произошло 8 февраля 1943 года, до освобождения Ростова-на-Дону оставалось меньше недели. 14 февраля город был очищен от гитлеровских захватчиков, но положившему во имя его освобождения свою жизнь юному Жене Репко так и не было суждено увидеть жизнь свободного от оккупантов Ростова. Родственникам Жени о смерти их замечательного сына сообщил десятилетний мальчик – связной подпольщиков, который принес записку от Виктора Козлова – друга погибшего. Евгения Репко похоронили на Верхне-Гниловском кладбище.

Ему доверяли знамя дивизии…

Герои с Ульяновской улицы и Женя Репко героически пали в борьбе с гитлеровцами, осуществляя подпольную деятельность на территории родного города. Но были и совсем юные ростовчане, которым удалось поступить в действующую армию. На фронт рвались миллионы советских подростков, но далеко не всем удавалось добиться исполнения своей мечты. Военкомы отказывались зачислять 14-16-летних подростков в ряды Красной Армии, не радовались юным добровольцам и командиры частей и подразделений. И, тем не менее, тысячи советских юношей и девушек, не достигших совершеннолетия, каким-то образом попадали на фронт и показывали себя с самой лучшей стороны. Иногда они совершали настоящие подвиги. Как ростовчанин Эдик Жмайлов.

Семья Жмайловых до войны проживала в Ростове-на-Дону. Обычная семья, как и тысячи других – отец – железнодорожник, мать, трое детей – старшая сестра и два сына. Еще перед первой немецкой оккупацией семью Жмайловых эвакуировали в Минеральные Воды. В эвакуацию отправились мама и двое младших сыновей. Отец ушел на фронт, а вскоре за ним пошла добровольцем и старшая сестра. Но через некоторое время отца ранили, и он был демобилизован. Как железнодорожника, его назначили начальником поезда. В Минеральных Водах он отыскал эвакуированную жену и сыновей. Семья приняла решение вернуться в Ростов-на-Дону, который, к тому времени, был уже освобожден от оккупантов. Вернувшись в родной Ростов, Жмайловы не поверили своим глазам – прекрасный южный город был практически уничтожен гитлеровцами. Не было и дома Жмайловых – от него осталась лишь огромная воронка. Бездомную семью приютила родственница. Эдику, учившемуся в шестом классе ростовской школы № 78, пришлось идти работать учеником в сапожную мастерскую.

Победу приближали даже дети. Юные герои Ростова Весь налаженный, как казалось до войны, быт семьи Жмайловых оказался разрушен по вине гитлеровской Германии, напавшей на Советский Союз. Юный Эдик Жмайлов все больше укреплялся в своей ненависти к гитлеровцам. Последней каплей стало известие о гибели на фронте старшей сестры. Эдик ушел на фронт, оставив записку: «Дорогая мама! Не беспокойся, я поехал на фронт и вернусь с победой». Путь на фронт из освобожденного Ростова растянулся для юного Эдика на два месяца. Шестьдесят дней парень пробирался к расположению действующей армии. Шел пешком, голодал, питался чем придется. И каждый раз задерживавшие его по пути советские бойцы требовали: «Рано тебе воевать, иди домой!». Но, в конце концов, командир одной из частей сдался после долгих просьб юного ростовчанина. Эдика зачислили в звании рядового в полковой оркестр – на должность кларнетиста. Но юноша рвался к более активным делам. Он помогал связистам, выполнял роль посыльного при штабе, участвовал в рытье окопов.

В начале 1944 г., в лесах Белоруссии, автомобиль «ГАЗ-67», на котором ехали капитан, старшина и юный рядовой Жмайлов, натолкнулась на группу гитлеровцев. Схватился за автомат и Эдик. Гитлеровцы были обезврежены. За проявленную доблесть рядового Жмайлова наградили именными часами, а затем перевели в «элитное» подразделение, охранявшее боевое знамя дивизии, и присвоили звание «ефрейтор». Совсем чуть-чуть не дожил юный ефрейтор Эдик Жмайлов до победы над гитлеровской Германией. 6 февраля 1945 г. в местечке Грюнвальд в Восточной Пруссии произошел его последний бой с гитлеровцами. Пятнадцатилетний ефрейтор Эдуард Семенович Жмайлов геройски пал на поле битвы. Знамя дивизии тогда удалось спасти, а Эдик Жмайлов ушел на тот свет, прихватив за собой пятерых гитлеровцев. За проявленные мужество и героизм Эдуард Жмайлов посмертно был награжден орденом Отечественной войны второй степени. В родном Ростове именем Эдика Жмайлова названа одна из улиц Западного жилого массива.
Автор: Илья Полонский

Использованы фотографии: http://army-reporter.livejournal.com/

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 14
  1. dmi.pris 8 мая 2016 07:54
    Светлая память юным героям!
    1. Александр72 8 мая 2016 09:50
      Коля Кизим, Витя Проценко, Ваня Зятев, Коля Сидоренко, Игорь Нейгоф.

      Герои... юные герои. Пусть они не убили ни одного нациста, но они и подобные им приблизили нашу Победу.
      Одно возмущает, почему про них них и других всем нам известных со школьной скамьи юных героях, таких как Марат Казей, Леня Голиков и многих других, сейчас не снимают кино. А снимают фильмы типа пресловутых "Сволочей" - сволочи о сволочах и для сволочей. Потому как кем может вырасти ребенок, который смотрит такое кино, которому на уроках истории учитель-либераст рассказывает о том, что СССР был тюрьмой народов, Сталин - тираном, Берия - палачом и растлителем малолетних, а юные герои-антифашисты - жертвами коммунистической пропаганды, а совсем не героями. Так скоро дойдет и до того, что наши дети и внуки будут искренне считать, что в войне победил рядовой Райан, а русский Иван в лучшем случае не мешал ему. И Геббельс на том свете от счастья сойдет с ума - сбудется его мечта и цель его жизни.
      Честь имею.
  2. parusnik 8 мая 2016 08:03
    Спасибо,Илья...Помним...
  3. Александр 3 8 мая 2016 08:34
    Спасибо юным героям.Царствия вам небесное.
  4. Старый очень 8 мая 2016 08:56
    А сколько мальчишек прибавляли себе года, сколько мальчишек убегали из дома "на фронт"
    Большинство пахали землю, работали на станках (ящик под ноги - вот тебе и рост!)

    Бабушка рассказывала, как выбрали преда колхоза 14-ти летнего МУЖИКА, все другие на Фронте

    Слава им навеки и память soldier
  5. кеп 8 мая 2016 09:26
    Светлая память.Сколько еще было сыновей полков после войны ставших суворовцами потом офицерами.Полковник Дементьев, юнга Северного флота,участник всех парадов Победы до 1985 года.(курсовой офицер военной академии). soldier
    Царство им всем небесное.
  6. казак волгский 8 мая 2016 10:38
    Светлая Память!!!!! Спасибо за статью!
  7. Атомщик 8 мая 2016 10:46
    Всех с Праздником. Вечная память всем павшим...
  8. Lester7777 8 мая 2016 11:16
    Уходили мальчики – на плечах шинели,
    Уходили мальчики – храбро песни пели,
    Отступали мальчики пыльными степями,
    Умирали мальчики, где – не знали сами...
    Попадали мальчики в страшные бараки,
    Догоняли мальчиков лютые собаки.
    Убивали мальчиков за побег на месте,
    Не продали мальчики совести и чести...
    Не хотели мальчики поддаваться страху,
    Поднимались мальчики по свистку в атаку.
    В черный дым сражений, на броне покатой
    Уезжали мальчики – стиснув автоматы.
    Повидали мальчики – храбрые солдаты –
    Волгу – в сорок первом,
    Шпрее – в сорок пятом,
    Показали мальчики за четыре года,
    Кто такие мальчики нашего народа.
    1. Alena Frolovna 8 мая 2016 20:31
      Мальчики! На худеньких плечах
      Чудом удержавшие свободу,
      Юные в кирзовых сапогах –
      Честь и слава русского народа.


      Шли вы, спотыкаясь на врага –
      Страшно, мама, первый раз в атаку!
      Мальчики в кирзовых сапогах,
      Кто из вас, увидев смерть, не плакал?

      Вас косил свинцовый ураган,
      Бил наотмашь, обжигал ладони.
      В миг повзрослевшие, мальчики в кирзовых сапогах
      Шли вы на врага в предсмертном стоне…

      Вы седели прямо на глазах,
      Вы мужали, становились старше,
      И уже не дети в кирзовых сапогах
      На кровавом безпощадном марше.

      Сталинград и Курская Дуга,
      Битвы под Москвой и Кенигсбергом…
      Мальчики в кирзовых сапогах
      Мужеством во прах врага повергли!


      И теперь уже не ведом страх,
      Выстоявшим в лютой круговерти,
      Это вы (Мальчикам) в кирзовых сапогах
      Столько раз в лицо глядели (глядевшим) смерти…

      От чего же слёзы на глазах?
      Плачут поседевшие герои –
      Мальчики в кирзовых сапогах -
      Ветераны в поредевшем строе…

      Ольга Фурсова-Куканова
  9. tiaman.76 8 мая 2016 21:34
    юные герои..навсегда так и остануться юными..вечная им память..и вечная слава
  10. РПК 9 мая 2016 04:32
    Мои земляки.Но при советской власти нам никто не рассказывал об этих ребятах.Это большой минус патриотического воспитания.Парт работников было достаточно,но они были заняты другим.Воспевали Героев Краснодона,а своих местных замалчивали.А скольких борцов мы ещё не знаем.Спасибо автору за правильную статью о подростках Патриотах Страны.Память о них теперь будет в наших сердцах.
  11. Reptiloid 11 мая 2016 19:13
    Большое спасибо за рассказ.Вся страна воевала.
  12. Монархист 1 июня 2016 16:46
    Статья хорошая,а то и правда увлеклись "борьбой"со сталинизмом и забыли все хорошее,что было в ту пору! Форумчанин РПК прав:у нас много рассказывали о других героях,а своих не видели.Чиривичкин и пятерка пионеров спасавших раненых.Про первого песни трепу боее чем,а о про мальчичешек спасавших раненых молчек. Нечестно!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня