Military Review

Medium tank project for export deliveries MKA (Germany)

5
In the mid-thirties of the last century, Nazi Germany began to build its armed forces, and also actively engaged in the development of new weapons and equipment. In just a few years, a wide range of different armored vehicles for various purposes was developed, primarily tanks. In 1936, a proposal appeared to build tanks not only for themselves, but also for export supplies. Among other combat vehicles, an MKA medium tank was offered for sale.


History MKA project (Mittlerer Kamfpanzer Ausland - "Medium tank - foreign countries") goes back to the program of developing a promising medium tank for the Wehrmacht. At the beginning of 1934, a project was launched to create a new armored vehicle, in which Daimler-Benz, Krupp, MAN and Rheinmetall firms were involved. The result of subsequent work was the emergence of several new projects of tanks. The car, created by Daimler-Benz specialists, was put into service in 1936 under the designation Panzerkampfwagen III Ausf.A. Other projects, including the development of Krupp, in turn, were out of work.

Not wanting to lose possible orders, Krupp continued the development of its version of the medium tank. At the beginning of 1936, a proposal appeared to develop, on the basis of existing armored vehicles, new models, originally intended for delivery to foreign countries. The idea of ​​creating a special export light tank has already received the approval of the leaders of industry and military command. Thanks to this, it was possible to offer a medium tank project.


The only prototype of the tank MKA


According to reports, initially the Krupp company planned to offer potential customers an already existing medium tank that could not beat the competition in the competition of the German army. However, such plans did not receive the approval of the command. The military considered that this project uses too many new components that cannot be transferred to third countries. It was forbidden to export armor made according to new technologies, sighting devices and other optics. As a result, the specialists of the company-developer had to change the project and remove the required components and assemblies from it.

Also, the army demanded to ensure a gap in characteristics between the tanks for the army and for export supplies. Their cars Pz.Kpfw.III and other equipment should have a noticeable advantage over tanks for third countries. As a result, Krupp had to make significant changes to the project several times associated with certain design features. In addition, this led to a significant delay in the work. The final version of the new project was approved only in 1939 year.

In addition to improvements related to the need for secrecy, the new project was proposed to take into account the peculiarities of potential competitors. It was assumed that in the international arms market the new German tank would compete with British Vickers vehicles, the French Renault R35 tank and some other types of equipment actively bought by different countries. As a result, the main characteristics of the German export tank should not be inferior to the existing market leaders and even surpass them.

The project of the tank for export deliveries received the symbol MKA (Mittlerer Kamfpanzer Ausland). This name was chosen by analogy with the LKA (Leichter Kamfpanzer fur Ausland) project already under development, the goal of which was to create a light tank for sale abroad.

In connection with the requirements of the military, the authors of the project had to significantly rework the design of the armored hull of a promising tank. One of the main tasks in creating the corps was a reasonable reduction in the level of protection necessary to preserve the advantages of the newest German tanks. At the same time, however, the finished hull of the MKA tank turned out to be very similar to the units of the new Pz.Kpfw.III. In particular, the layout traditional for the German tanks of that time was preserved: a transmission was located in front of the hull, a command and control compartment was behind it, and the engine contained the engine with the necessary equipment.

The body was proposed to be assembled from rolled sheets of different thickness. The forehead was defended with 25-mm sheets, the sides were 18 mm thick, and the sides of the turret were made of 16-mm parts. As part of the case, only flat sheets of different shapes and sizes were used, no curved parts were envisaged. Connecting parts of the body was proposed by welding. An interesting feature of the case related to the requirements for the level of protection was the use of an inclined frontal sheet. The remaining parts, however, were arranged horizontally or vertically, or with a slight slope.

Medium tank project for export deliveries MKA (Germany)
Serial tank Pz.Kpfw.III Ausf.A


The frontal part of the body was formed by two inclined sheets of different sizes. The top was installed with a large slope in comparison with the bottom. In the back of the upper frontal sheet, on the left side, a small protruding cabin of the driver was fastened. Its details, as well as other elements of the upper part of the forehead, should be installed with a minimum deviation from the vertical. The driver’s cabin and the frontal sheet mounted next to it formed the front part of a large box with turrets. She had small cheekbone details and slightly inclined inside the side. The stern of the hull had a narrowed upper part, on which the necessary aggregates were mounted.

It was proposed to mount a rotating turret with armament on the underboard box. The shape of the tower was determined based on the experience of creating such products. A comparatively small frontal leaf was installed with a slope inward. On the sides it was necessary to fasten the sides and the stern, made in the form of a single component of a curved shape. Above, the crew and weapons were protected by an armored roof.

Initially, the MKA project implied the use of a Maybach HL 76 carburetor engine with 190 hp power. As the project progressed, it was decided to use a more powerful power plant. The result of such changes was the fact that an experienced car received a Maybach HL 98 motor with an 230 hp power. Replacing the engine should have a positive impact on the characteristics of the tank. The engine was located in the aft compartment of the hull, where fuel tanks, radiators, etc. were located next to it. Directly with the engine, the drive shaft connected under the floor of the fighting compartment was connected. His task was to transfer torque to the mechanical transmission, located in front of the hull.

The chassis of the export tank was developed on the basis of existing technical solutions. On each board it was proposed to mount six track rollers, interlocked in pairs. Each trolley with two rollers was equipped with its own shock absorber. Above the axles of attachment of the trolley were placed supporting rollers. A large drive wheel was located in the front of the hull, and the guide, which had a spoke-based structure, was proposed to be installed in the stern.

In the turret of the tank was to be installed machine-gun armament. According to various sources, for use on the MKA car, two versions of the gun were considered. These were a 45-mm semi-automatic gun with a barrel length 50 caliber and 50-mm gun with a barrel of the same length. Some sources mention that the 45 mm caliber cannon was developed by German industry based on a study of captured BT tanks of Soviet construction captured in Spain. Apparently, such weapons interested the German specialists, the result of which was the emergence of a similar system of its own design.

In one installation with a gun, a rifle caliber machine gun was to be mounted. The general mechanisms and one telescopic sight at the gunner’s workplace were used to target the gun and the machine gun. In connection with the required reduction in combat characteristics, the armament of the export tank should consist only of a cannon and a machine gun. Machine gun in the front hull sheet, smoke grenade launchers, etc. not envisaged.

The crew of the MKA tank was to consist of four (according to other sources, five) people. These were the driver (and his assistant), the commander, gunner and loader. For the driver and his assistant provided space in the front of the case. The remaining crew members were to be located in the fighting compartment, in the tower. The control compartment provided for two hatches in the roof for access to the inside of the hull, as well as several inspection hatches. The driver had three viewing devices in the details of his cabin, and his assistant could observe the situation only through the flap in the cheekbone of the hull. At the disposal of the commander, gunner and loader there were hatches in the roof of the hull, as well as several viewing instruments in the sides of the tower. For servicing various components and assemblies, hatches for the engine (in the rear of the hull) and transmission (in the front plate) compartments were provided.

At the request of the military, a third-country tank should not have been equipped with a radio station to communicate with other vehicles. In addition, for this reason, a radio operator was removed from the crew. Instead, in front of the hull, on the starboard side, an assistant driver was to be placed. The machine gun installation at the right place of the department of management was not applied.

The medium tank developed by Krupp was supposed to have a combat mass at 12,1 t with a total length of 5,1 m and a width of no more than 2,4 m. A relatively powerful 230-strong engine had to accelerate the car to 40-42 km / h on the highway. Other indicators of mobility should have been at the level of other machines of German design.

The creation of the MKA project, due to various difficulties, was completed only in 1939. Completion of the design work allowed Krupp to proceed with the assembly of a prototype, which was to confirm the design characteristics. It was at this stage that another change occurred in the project, which led to the use of the Maybach HL 98 engine with an 230 horsepower XP. The use of a more powerful engine could lead to a significant increase in mobility in comparison with the design parameters.


MKA, side view


In 1940, the first prototype of the new tank was put to the test. During inspections in field conditions, the car showed its best. It was found that the tank was not just good, but too good for deliveries to third countries. In terms of mobility, the machine was not inferior to equipment for the German army, and also had some advantages in defense and firepower. For example, the frontal projection of the MKA was slightly better protected than that of the Pz.Kpfw.III, and the 45 or 50-mm gun was much more powerful than the 37-mm gun. The lack of communications, in turn, could not compensate for this gap and ensure the export tank’s lag behind other vehicles for its own troops.

In the second half of the 1940, the new MKA tank was ready for sale to foreign countries. However, by this time, Germany was already at war in Europe, which made it difficult to find potential buyers. In addition, there were risks associated with the workload of the industry with their own orders. Attempts to sell new equipment to the Allied countries were unsuccessful. Italy, Spain, Japan and other friendly countries showed no interest in the new German-made medium tank. The ability to offer development to other states from a certain time was simply not available.

After failures in the international market, Krupp attempted to propose the MKA tank of the German army. However, this machine initially did not meet the requirements for equipment for the Wehrmacht, because of which it could not be the subject of a contract. An attempt to sell the export tank of his army naturally ended in failure.

Having passed the tests and not interested potential buyers, the only copy of the MKA medium tank remained out of work. The car already had no prospects, and its very existence was considered meaningless. At the end of 1940, the only prototype export tank was dismantled for metal. Construction of other cars of this model did not begin and was not planned.

In the second half of the thirties, Krupp made two attempts to develop armored vehicles specifically for sale to foreign customers. The result of the first such project was the light tanks LKA and LKB, and the second led to the construction of the MKA machine. Despite all the positive qualities, such equipment could not interest the customers. The construction of export tanks was limited to only a few prototypes, after which all such work ceased, and the Krupp company focused its efforts on working in the interests of the German army. No more attempts were made to create a special export tank.


Based on:
http://achtungpanzer.ru/
http://aviarmor.net/
http://lexikon-der-wehrmacht.de/
http://wot-cone.blogspot.ru/
http://strangernn.livejournal.com/
Chamberlain P., Doyle H. Complete reference book of German tanks and self-propelled guns of the Second World War. - M .: AST: Astrel, 2008.
Author:
Photos used:
Aviarmor.net, Tanki.kz
5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. ISSIDOR
    ISSIDOR 13 May 2016 07: 46
    0
    Trophy Czech and French mean, but not ours, paradox?
    1. sherik
      sherik 13 May 2016 08: 04
      +3
      If the captured tanks got, so to speak, a gift, already with established production (in the Czech Republic), then why start production similarly, from scratch?
    2. Gomunkul
      Gomunkul 13 May 2016 09: 48
      0
      Trophy Czech and French mean, but not ours, paradox?
      Trophies are essentially a freebie, and you had to buy your own for money, and as you know, they are always in short supply, especially for war. yes
  2. magician
    magician 13 May 2016 08: 34
    +1
    An interesting selection of articles! I look forward to continuing.
  3. h_d
    h_d 13 May 2016 08: 43
    +1
    interesting review. author - well done!
  4. Lens
    Lens 15 May 2016 21: 56
    0
    The mention of the 45 mm cannon as a weapon is alarming. This is the only caliber of this dimension. It turned out "by mistake". Used only in the USSR. If we accept the option that the Germans were looking back at the BT captured in Spain, then everything is also not clear - the forty-five was created on the basis of the 37 mm gun of the Wehrmacht !. What is this - re-export? Most likely, if there was such a size, the Germans planned to "suck" the tank to those who had a stock of 45 mm shells in the form of trophies. Finam, for example, or the same Spaniards ...

Проект среднего танка для экспортных поставок M.K.A. (Германия)

В середине тридцатых годов прошлого века нацистская Германия начала строить свои вооруженные силы, а также активно занялась разработкой новых вооружений и техники. Всего за несколько лет был разработан широкий ряд различных бронемашин разного назначения, в первую очередь танков. В 1936 году появилось предложение строить танки не только для себя, но и для экспортных поставок. Среди прочих боевых машин для продажи был предложен средний танк M.K.A.

История проекта M.K.A. (Mittlerer Kamfpanzer Ausland – «Средний танк – зарубежные страны») восходит к программе разработки перспективного среднего танка для Вермахта. В начале 1934 года стартовал проект создания новой бронемашины, в котором были задействованы фирмы Daimler-Benz, Krupp, MAN и Rheinmetall. Результатом последующих работ стало появление нескольких новых проектов танков. Машина, созданная специалистами «Даймлер-Бенц», в 1936 году была принята на вооружение под обозначением Panzerkampfwagen III Ausf.A. Прочие проекты, в том числе разработка фирмы «Крупп», в свою очередь, остались не у дел.

Не желая терять возможные заказы, компания Krupp продолжила развитие своего варианта среднего танка. В начале 1936 года появилось предложение разработать на базе существующей бронетехники новые образцы, изначально предназначенные для поставки зарубежным странам. Идея создания специального экспортного легкого танка уже получила одобрение руководителей промышленности и военного командования. Благодаря этому появлялась возможность предложить и проект среднего танка.


Проект среднего танка для экспортных поставок M.K.A. (Германия)
Единственный прототип танка M.K.A.


По имеющимся данным, изначально фирма Krupp планировала предложить потенциальным заказчикам уже существующий средний танк, не сумевший обойти конкурентов в конкурсе немецкой армии. Тем не менее, такие планы не получили одобрения командования. Военные посчитали, что в этом проекте используется слишком много новых комплектующих, которые не могут быть переданы третьим странам. Запрещался экспорт брони, изготовленной по новым технологиям, прицельных приборов и другой оптики. В результате специалистам фирмы-разработчика пришлось изменять проект и удалять из него требуемые узлы и агрегаты.

Также армия требовала обеспечить разрыв в характеристиках между танками для армии и для экспортных поставок. Свои машины Pz.Kpfw.III и другая техника должны были иметь заметное преимущество перед танками для третьих стран. Как следствие, фирме «Крупп» пришлось несколько раз вносить в проект значительные изменения, связанные с теми или иными особенностями конструкции. Кроме того, это привело к значительному затягиванию работ. Окончательный вариант нового проекта был утвержден только в 1939 году.

Помимо доработок, связанных с необходимостью соблюдения секретности, в новом проекте было предложено учесть особенности потенциальных конкурентов. Предполагалось, что на международном рынке вооружений новый немецкий танк будет конкурировать с британскими машинами фирмы Vickers, французским танком Renault R35 и некоторыми другими типами техники, активно покупавшимися разными странами. Как следствие, по основным характеристикам немецкий экспортный танк не должен был уступать существующим лидерам рынка и даже превосходить их.

Проект танка для экспортных поставок получил условное обозначение M.K.A. (Mittlerer Kamfpanzer Ausland). Такое название было выбрано по аналогии с уже разрабатываемым проектом L.K.A. (Leichter Kamfpanzer fur Ausland), целью которого было создание легкого танка для продажи за рубеж.

В связи с требованиями военных авторам проекта пришлось значительно переработать конструкцию броневого корпуса перспективного танка. Одной из основных задач при создании корпуса было разумное сокращение уровня защиты, необходимое для сохранения преимущества новейших немецких танков. При этом, однако, готовый корпус танка M.K.A. получился весьма похожим на агрегаты нового Pz.Kpfw.III. В частности, сохранилась традиционная для немецких танков того времени компоновка: в передней части корпуса размещалась трансмиссия, позади нее находились отделение управления и боевое отделение, а корма вмещала двигатель с необходимым оборудованием.

Корпус предлагалось собирать из катаных листов разной толщины. Лоб защищался 25-мм листами, борта имели толщину 18 мм, а борта башни выполнялись из 16-мм деталей. В составе корпуса использовались только ровные листы разных форм и размеров, гнутые детали не предусматривались. Соединять детали корпуса предлагалось при помощи сварки. Интересной особенностью корпуса, связанной с требованиями к уровню защиты, было применение наклонного лобового листа. Остальные детали, тем не менее, располагались горизонтально или вертикально, либо с небольшим наклоном.

Проект среднего танка для экспортных поставок M.K.A. (Германия)
Серийный танк Pz.Kpfw.III Ausf.A


Лобовая часть корпуса образовывалась двумя наклонными листами разных размеров. Верхний устанавливался с большим наклоном в сравнении с нижним. В задней части верхнего лобового листа, у левого борта, крепилась небольшая выступающая рубка механика-водителя. Ее детали, как и прочие элементы верхней части лба, следовало устанавливать с минимальным отклонением от вертикали. Рубка водителя и установленный рядом с ней лобовой лист образовывали переднюю часть крупной подбашенной коробки. Она имела небольшие скуловые детали и немного наклоненные внутрь борта. Корма корпуса имела зауженную верхнюю часть, на которой монтировались необходимые агрегаты.

На подбашенной коробке предлагалось монтировать вращающуюся башню с вооружением. Форма башни была определена с учетом имеющегося опыта создания подобных изделий. Предусматривался сравнительно небольшой лобовой лист, установленный с наклоном внутрь. По бокам к нему следовало крепить борта и корму, выполненные в виде единой детали изогнутой формы. Сверху экипаж и вооружение защищались броневой крышей.

Изначально проект M.K.A. подразумевал использование карбюраторного двигателя Maybach HL 76 мощностью 190 л.с. По мере развития проекта было решено использовать более мощную силовую установку. Результатом таких изменений стал тот факт, что опытная машина получила мотор Maybach HL 98 мощностью 230 л.с. Замена двигателя должна была положительным образом сказаться на характеристиках танка. Двигатель располагался в кормовом отсеке корпуса, где рядом с ним находились топливные баки, радиаторы и т.д. Непосредственно с двигателем соединялся карданный вал, проложенный под полом боевого отделения. Его задачей была передача крутящего момента на механическую трансмиссию, находящуюся в передней части корпуса.

Ходовая часть экспортного танка была разработана на основе существующих технических решений. На каждом борту предлагалось монтировать шесть опорных катков, сблокированных попарно. Каждая тележка с двумя катками оснащалась собственным амортизатором. Над осями крепления тележки помещались поддерживающие катки. Крупное ведущее колесо размещалось в передней часть корпуса, а направляющее, имевшее конструкцию на основе спиц, предлагалось устанавливать в корме.

В башне танка должно было устанавливаться пулеметно-пушечное вооружение. По разным данным, для применения на машине M.K.A. рассматривались два варианта орудия. Это были 45-мм полуавтоматическая пушка со стволом длиной 50 калибров и 50-мм орудие со стволом такой же длины. В некоторых источниках упоминается, что орудие калибра 45 мм было разработано немецкой промышленностью по результатам изучения трофейных танков серии БТ советской постройки, захваченных в Испании. По-видимому, такое вооружение заинтересовало немецких специалистов, результатом чего стало появление аналогичной системы собственной разработки.

В одной установке с пушкой должен был монтироваться пулемет винтовочного калибра. Для наведения пушки и пулемета использовались общие механизмы и один телескопический прицел на рабочем месте наводчика. В связи с требуемым сокращением боевых характеристик вооружение экспортного танка должно было состоять только из пушки и пулемета. Пулемет в лобовом листе корпуса, дымовые гранатометы и т.д. не предусматривались.

Экипаж танка M.K.A. должен был состоять из четырех (по другим данным, пяти) человек. Это были механик-водитель (и его помощник), командир, наводчик и заряжающий. Для водителя и его помощника предусматривались места в передней части корпуса. Остальные члены экипажа должны были располагаться в боевом отделении, в башне. В отделении управления предусматривались два люка в крыше для доступа внутрь корпуса, а также несколько смотровых лючков. Водитель располагал тремя смотровыми приборами в деталях своей рубки, а его помощник мог наблюдать за обстановкой только через лючок в скуле корпуса. В распоряжении командира, наводчика и заряжающего имелись люки в крыше корпуса, а также несколько смотровых приборов в бортах башни. Для обслуживания различных узлов и агрегатов предусматривались люки моторного (в корме корпуса) и трансмиссионного (в лобовом листе) отсеков.

По требованию военных танк для третьих стран не должен был оснащаться радиостанцией для связи с другими машинами. Кроме того, по этой причине из состава экипажа был выведен радист. Вместо него в передней части корпуса, у правого борта, должен был размещаться помощник водителя. Пулеметная установка на правом месте отделения управления не применялась.

Разработанный фирмой Krupp средний танк должен был иметь боевую массу на уровне 12,1 т при общей длине 5,1 м и ширине не более 2,4 м. Сравнительно мощный 230-сильный двигатель должен был разгонять машину до 40-42 км/ч на шоссе. Прочие показатели подвижности должны были находиться на уровне других машин немецкой разработки.

Создание проекта M.K.A. из-за различных трудностей завершилась только в 1939 году. Завершение проектных работ позволило фирме Krupp приступить к сборке опытного образца, который должен был подтвердить расчетные характеристики. Именно на этом этапе произошло очередное изменение проекта, приведшее к применению двигателя Maybach HL 98 мощностью 230 л.с. Использование более мощного двигателя могло привести к значительному росту подвижности в сравнении с расчетными параметрами.

Проект среднего танка для экспортных поставок M.K.A. (Германия)
M.K.A., вид сбоку


В 1940 году первый прототип нового танка вышел на испытания. В ходе проверок в полигонных условиях машина показала себя с лучшей стороны. При этом было установлено, что танк получился не просто хорошим, но слишком хорошим для поставок третьим странам. По подвижности машина не уступала технике для немецкой армии, а также имела некоторые преимущества в защите и огневой мощи. К примеру, лобовая проекция M.K.A. была защищена немного лучше, чем у Pz.Kpfw.III, а 45- или 50-мм пушка была значительно мощнее орудия калибра 37 мм. Отсутствие средств связи, в свою очередь, не могло компенсировать этот отрыв и обеспечить отставание экспортного танка от других машин для собственных войск.

Во второй половине 1940 года новый танк M.K.A. был готов к продаже зарубежным странам. Однако к этому времени Германия уже вела войну в Европе, из-за чего поиск потенциальных покупателей оказался затруднен. Кроме того, существовали риски, связанные с загруженностью промышленности собственными заказами. Попытки продать новую технику государствам-союзникам не увенчались успехом. Италия, Испания, Япония и другие дружественные страны не проявили интереса к новому среднему танку немецкого производства. Возможность предложить разработку другим государствам с определенного времени попросту отсутствовала.

После неудачи на международном рынке фирма Krupp предприняла попытку предложить танк M.K.A. немецкой армии. Тем не менее, эта машина изначально не соответствовала требованиям к технике для Вермахта, из-за чего не могла стать предметом контракта. Попытка продать экспортный танк своей армии закономерно закончилась неудачей.

Пройдя испытаний и не заинтересовав потенциальных покупателей, единственный экземпляр среднего танка M.K.A. остался не у дел. Машина уже не имела никаких перспектив, и само ее существование посчитали бессмысленным. В конце 1940 года единственный прототип экспортного танка был разобран на металл. Строительство других машин этой модели не начиналось и не планировалось.

Во второй половине тридцатых годов фирма Krupp предприняла две попытки разработать бронемашины специально для продажи зарубежным заказчикам. Результатом первого подобного проекта стали легкие танки L.K.A. и L.K.B., а второй привел к строительству машины M.K.A. Несмотря на все положительные качества, подобная техника так и не смогла заинтересовать заказчиков. Строительство экспортных танков ограничилось лишь несколькими прототипами, после чего все подобные работы прекратились, а фирма Krupp сосредоточила усилия на работе в интересах немецкой армии. Больше попытки создать специальный экспортный танк не предпринимались.


По материалам:
http://achtungpanzer.ru/
http://aviarmor.net/
http://lexikon-der-wehrmacht.de/
http://wot-cone.blogspot.ru/
http://strangernn.livejournal.com/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Aviarmor.net, Tanki.kz

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 5
  1. ИССИДОР 13 мая 2016 07:46
    Трофейные чешские и французские значит подошли, а свои нет, парадокс?
    1. шерик 13 мая 2016 08:04
      Если трофейные танки достались, так сказать подарком, уже с налаженным производством ( в Чехии), то к чему начинать производство аналогичнрго, с нуля?
    2. Gomunkul 13 мая 2016 09:48
      Трофейные чешские и французские значит подошли, а свои нет, парадокс?
      Трофеи это по сути халява, а свои нужно было покупать за деньги, а их как известно всегда не хватает, тем более для войны. yes
  2. кудесник 13 мая 2016 08:34
    Интересная подборка статей! Жду продолжения.
  3. h_d 13 мая 2016 08:43
    интересный обзор. автор - молодец!
    h_d
  4. Объектив 15 мая 2016 21:56
    Настораживает упоминание 45 мм пушки в качестве вооружения. Это единственный калибр такой размерности. Получился он "по недоразумению". Использовался только в СССР. Если принять вариант, что немцы оглядывались на захваченные в Испании БТ, так тоже не все понятно - сорокопятка создавалась на основе 37 мм пушки вермахта!. Это что же выходит - реэкспорт? Скорее всего, если таковой размер имел место, немцы планировали "втюхать" танк тем, кто имел запас 45 мм снарядов в виде трофеев. Финам, например или тем же испанцам...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня