Military Review

Rehearsal for the storming of Berlin

5



The January 1945 of the year the offensive of the 1 of the Byelorussian and 1 of the Ukrainian Fronts, launched on the Vistula, was included in history as the Vistula-Oder strategic offensive operation. One of the bright, bloody and dramatic pages of this operation was the liquidation of a group of German troops surrounded in the fortress city of Poznan.

Tank "gas chamber"

The German command tried to use the city and the fortress “Stronghold”, which was strong in engineering, in order to constrain the actions of our troops and delay their advance in the Berlin direction. Adapting the fortress to the tactics of modern warfare, the Germans dug up anti-tank ditches around tank-dangerous directions around the city, created field firing positions with the calculation of the armored roads and approaches to anti-tank ditches. Along the roads, the enemy equipped the firing points located in staggered order. They were installed anti-tank guns and machine guns. All field structures were connected by a common system of fire with fortresses located around the city.

The fort was an underground structure that almost did not protrude above the ground level. Each fort was surrounded by a moat with a width of 10 meters and a depth of up to 3 meters with brick walls, in which there were loopholes for frontal and flank attacks. The forts had an overlap of up to one meter and were covered with an earth embankment up to 4 meters thick. Inside the forts there were dormitories for garrisons from platoon to battalion, vaulted abraded (underground corridors) with a number of pockets for accommodating ammunition, food and other property. All forts had artesian wells and appliances for heating and lighting.

In total, there were 18 forts around the ring around the city, and they alternated: large and small. All the forts, according to the German plans and maps, were numbered and denominated and were used by the enemy, in addition to their main purpose, as production shops, warehouses, and 1 barracks.

In addition to the forts, the buildings and streets of the city were also prepared for possible battles. For example, the commander of the 1 Guards Tank Army, General M.Ye. Katukov noted: “Poznan was a typical tank“ deceiver. ”In its narrow, well-prepared for the defense streets, the Germans would have knocked out all of our cars" 2.

German military specialists not only adopted the experience of building long-term defense structures of the Finnish Mannerheim Line, the French Maginot Line, but also made their changes in accordance with the new combat conditions. Soviet troops, and in particular, the Soviet artillery, faced the difficult task of destroying the fortress city of Poznan and its garrison as soon as possible.

The destruction of the encircled grouping was entrusted to the 29 Guards and 91 rifle corps, who were reinforced with elements of the 29 th artillery breakthrough division, 5 th rocket artillery division, 41 cannon artillery and 11 th division, reactive artillery, 1400 cannon artillery and 1200 th merging artillery, 76 th artillery, and XNUMX th artillery and XIUMX rocket artillery, XNUMX th artillery and XNUMX th artillery, meteorological artillery, XNUMX th artillery and XNUMX th rocket artillery, XNUMX th artillery, and XNUMX th artillery and X-Numx rocket artillery, XNUMX th artillery, and XNUMX th artillery and X-Numx rocket artillery, XNUMX-r. In total, the troops involved in the assault had about XNUMX guns, mortars and rocket artillery combat vehicles, including over XNUMX caliber units from XNUMX mm and above.

Given the powerful defenses of the German garrison, the decisive role in the storming of the fortress was assigned to artillery. The artillery reserve of the main command (RGC) was divided into two powerful groups: the northern and southern.

The assault on Poznan was difficult and was accompanied by serious losses among the attackers. Even the commander of the artillery 1 of the Belarusian Front, General VI. Kazakov noted in his memoirs that "these were long, stubborn and exhausting battles, where every building had to be taken with a fight" 3.

Fort behind the fort, home behind the house

The assault of the city by Soviet troops began on 26 in January of 1945, however, this day did not bring success. The next day, the units of VI Chuikov began storming the forts that were in front of the "Citadel". The 3-5 artillery with minute fire attacks overwhelmed manpower and fire weapons in the forts until the infantrymen passed into the intervals between them and blocked them. Such a construction of artillery support for the attack required high accuracy in preparing the initial data and correcting the shooting itself. Unfortunately, sometimes these calculations were not entirely correct, and the infantrymen got their hands on their own artillery.

Initially, attempts at capturing the forts failed, although attacking infantry was attached to support weapons and tanks. One such unsuccessful example was written in the memoirs of V.I. Chuikov "End of the Third Reich". The battle for Fort Bonin was led by an assault group consisting of an incomplete rifle company, a company of 82-mm mortars, a company of sappers, a branch of smoke detectors, two T-34 tanks and a battery of 152-mm guns. After the artillery processing of the fort, the assault group, under the cover of a smoke screen, burst into the main entrance. She managed to get hold of two central gates and one of the dungeons, covering the approach to this gate. The enemy, having opened strong rifle-and-machine-gun fire from other casemates and also using faustpatrony and grenades, repulsed the attack. After analyzing the actions of the attackers, Chuikov understood their mistakes: “It turned out that the fort was stormed only from the main entrance, without restricting the enemy from other directions. This allowed him to concentrate all his forces and all the fire in one place. In addition, practice showed that Forts caliber guns 152 millimeter is clearly insufficient "4.

All these reasons were taken into account in the subsequent attack. It began after the fort was treated with heavy cannons firing concrete-concrete shells. The assault group approached the enemy from three directions. Artillery and during the assault did not cease fire on embrasures and surviving firing points. After a short struggle, the enemy capitulated. Such an organization of the actions of artillery in the seizure of blocked forts securely ensured the unimpeded advance of our infantry. As a result of January 27 1945, all three forts were captured. Fighting began in the neighborhoods of the city, which were heavy and bloody for both sides.

Day after day, slowly and hard Chuikov cleaned the house behind the house. The fights were heavy and bloody. Usually the day began with a short artillery preparation, which lasted no more than 15 minutes. During the artillery barrage all artillery fired. From closed positions, the fire was fought on the depth of the enemy's defenses, and then the actions of the assault groups began, which supported the guns that fired direct fire. As a rule, the assault group consisted of an infantry battalion reinforced with 3-7 with caliber guns from 76 to 122-mm.

Storm "Citadel"


By mid-February, Soviet troops captured the city of Poznan, with the exception of the Citadel fortress. It was a pentagon of irregular shape and was located in the northeastern part of the city. Walls and floors reached 2 meters. In each corner there were fortifications - redoubts and ravelins. Inside the fortress there was a number of underground rooms and galleries, one-story and two-story buildings for warehouses and shelters.

Along the perimeter of the "Citadel" was surrounded by a moat and earthen wall. The walls of the ditch with a height of 5 - 8 meters were lined with bricks and proved to be insurmountable for tanks. Of the numerous loopholes and embrasures arranged in the walls of buildings, towers, redoubts and ravelins, all the faces of the moat and the approaches to it were shot by both frontal and flanking fire. In the “Citadel” itself, about 12 thousands of German soldiers and officers, led by two commandants - the former commandant, General Mattern and General Connel, were hiding.

The main attack on the fortress inflicted two rifle divisions from the south. To ensure the capture of the fortress, four cannon and howitzer brigades, three artillery and mortar battalions, one of them of special power, were supplied. 236 shells and mortars of caliber up to 203 and 280-mm inclusive were concentrated on a section less than a kilometer wide. 49 guns stood out for direct fire, including five 152-mm howitzers-guns and twenty-two 203-mm howitzers.

An exceptional role in the battles for Poznan was played by the artillery of large and special power RGK. The 122-I high-power howitzer artillery brigade, the 184-I high-power howitzer artillery brigade and 34y separate artillery division of the special power of the RGK took part in the storming of the fortress and in street battles. These units, having marched under their own power, during 5-10 in February 1945 arrived in Poznan and came to the disposal of the commander of the 8 Guards Army5.

The destruction of the most important objects of the fortress began on February 9 with the approach of large and special power artillery. The artillery of the Red Army of large and special power usually consisted of X-NUMX-mm cannon Br-152 and X-NUMX-mm howitzer B-2. The shells of these guns made it possible to punch concrete floors with a thickness of 203 meter. In addition to them, 4-mm mortars Br-1 of sample 280 were in service. The armor-piercing projectile of this mortar weighed 5 kg and could pierce a concrete wall up to 1939 thickness. The effectiveness of these guns in the battles for Poznan was very high.

February 18 was made a powerful artillery strike on the "Citadel". 1400 guns and rocket launchers "Katyusha" ironed the German defense for four hours. After that, Soviet assault groups broke into the destroyed buildings of the fortress. If the enemy continued to resist in any place, then 203-millimeter howitzers were urgently pulled up to him. They began to strike with direct fire at the fortified positions of the enemy, until they achieved complete destruction.

The heat of struggle and bitterness were incredible. Soviet artillerymen were more than once rescued by savvy and good interaction with other branches of the military. This is evidenced by the following characteristic episode, described in the memoirs of V.I. Kazakova. 20 February 1945 The assault groups of the 74 Guards Division, covered by well-aimed artillery fire, seized a section of the ramparts between the fortifications N 1 and N 2. On the eve of the gunners made a breach in the fortress wall, through which a unit of Soviet infantrymen broke into the fortifications of N 2. However, there the attackers had to tight, as the Germans began to conduct accurate fire on them. It became clear that the Soviet infantry could not advance further without the help of artillery. The commander of the 86 separate combat and anti-tank division, Major Repin, was quickly ordered to transfer guns to the support of the infantry. The gunners managed to roll one 76 mm and one 45-millimeter cannon on the assault bridge, but it was impossible to overcome the distance between the bridge and the fortress wall because of strong enemy fire. Here the soldier ingenuity and initiative came to the aid of the artillerymen. Let's give the floor to V.I. Kazakov: "The gunners secured one end of the rope to the base of the 45-millimeter cannon and, clinging to the other end of the rope, crawled under fire to the wall. Hiding behind it, they started pulling the gun, and when they pulled it to the wall, they opened fire on the firing points, located inside the fortress. It has now become possible to roll an 76-millimeter cannon through the breach into the courtyard and open fire at the entrance to the N NNNXX "2. The flamethrower Serbaladze took advantage of these resourceful actions of the artillerymen. He crawled to the entrance to the fortification and from the backpack flamethrower launched one after another two fiery streams. As a result, a fire broke out, then the ammunition was detonated inside the fortifications. Thus, the fortification N 6 was eliminated.

Another example of soldier's ingenuity was the creation of the so-called RS assault groups, which fired single direct-impact rockets directly from the closure. The M-31 projectile was packed and secured on the window sill or in the wall break where the firing position was selected. The M-31 projectile pierced a brick wall 80 cm thick and broke inside the building. To attach the guides M-20 and M-13 used tripods from captured German machine guns.

Evaluating the effect of applying this weapons in the battles for Poznan, VI Kazakov noted: "True, only 38 was fired at such shells, but with their help, the Fascists were expelled from 11 buildings." 7. Subsequently, the creation of such groups was widely practiced and fully justified in the battles for Berlin.

As a result, with great difficulty overcoming the desperate resistance of the German garrison, the Soviet troops to 23 in February 1945 captured the "Citadel" and completely liberated Poznan. Despite the almost hopeless situation, the German garrison resisted to the last and could not resist only after the massive use of large and special power by the Soviet troops. Moscow celebrated the Day of the Red Army and the taking of Poznan with a salute in the form of 20 volleys from 224 guns.

Total artillery suppressed enemy firepower in 18 forts outside the city, 3 of which received the destruction of the rear walls. 26 armored caps and concrete firing points on these forts were destroyed. High-power artillery fire destroyed the forts of Radziwill, Grolman, the bastion south of Khvalishevo and the fort in the N 796 quarter, which were above-ground fortresses. The central southern fort of the Poznan fortress was completely destroyed by artillery fire, its raelins, redoubts and other structures received significant damage. The artillery fire of medium calibers suppressed enemy firepower in five dots and completely destroyed about 100 bunkers.

Rehearsal for the storming of Berlin



What did the shells say about?


Of particular interest to historians is the analysis of the ammunition consumption during the storming of Poznan. From 24 January to 23 February 1945, he made 315 682 8 projectile weighing more than 5000 tons. For the transportation of such a quantity of ammunition, more than 400 wagons were needed, or about 4800 GAZ-AA vehicles. This figure does not include the 3230 M-31 missiles used in the battles. The consumption of mines amounted to 161 302 mines, that is, the consumption per unit of weapons is about 280 min. From the 669 trunks in the Poznan operation, 154 380 shots were fired. Thus, one barrel accounted for 280 shots. The 29 Artillery of the Guards Rifle Corps with reinforcements on the west bank of the Warta River consumed 214 583 shells and mines, and the 91 Artillery of the rifle corps on the east bank was twice as small - 101 099 shells and mines. From open firing positions, artillery fired 113 530 shells, about 70% of total shot consumption. Direct fire from 45mm and 76mm guns. The 203-mm B-4 howitzer was used en masse on direct fire, using 1900 rounds from open firing positions, or half the expenditure of high-power ammunition. In the battles for Poznan, especially on the streets of the city, the Soviet troops spent 21 500 special shots (armor-piercing, incendiary, subsampling, armor-burning). In battles around Poznan (24-27 January 1945), artillery and mortars of all calibers used 34 350 shells and mines, including missiles. Street fights from 28 January to 17 February required over 223 000 shots, and fights to capture the fortress - about 58 thousands of shells and mines.

In the course of the battles for Poznan, tactics of field and rocket artillery actions in urban environments were made up of assault groups, large-scale and special power artillery actions against the enemy’s long-term fortifications, as well as other methods of fighting in urban environments. The capture of Poznan became the dress rehearsal for the storming of Berlin.
Author:
Originator:
http://rg.ru/2016/05/05/rodina-krepost-poznan.html
5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Thunderbolt
    Thunderbolt 14 May 2016 06: 42
    +7
    It was interesting to read. The power of our artillery and the experience of infantry did not leave the Germans a chance to sit behind the thick walls of their fortifications. The rear worked and concentrated the necessary caliber and the required supply of shells. It is amazing at what pace we fought in Europe at the end of the war. We kept Sevastopol and Stalingrad with us a very long time, and the Germans did not have such a place where they could significantly slow down our progress and change our operational plans.
  2. Stas57
    Stas57 14 May 2016 08: 47
    +3
    Isaev about Poznan
    http://dr-guillotin.livejournal.com/97319.html
  3. parusnik
    parusnik 14 May 2016 10: 14
    +1
    The capture of Poznan became the dress rehearsal of the assault on Berlin.
    .... The liberation of Poznan ... became the dress rehearsal for the assault on Berlin ...
    1. The comment was deleted.
  4. forest park 86
    forest park 86 15 May 2016 10: 57
    0
    It is only a pity that during the storming of Berlin, so many of our soldiers died. It was necessary to use artillery and smaller infantry even more. raze the whole of Germany. The Red Army had time.
  5. nivander
    nivander 16 May 2016 13: 46
    0
    the same Kazakov very picturesquely describes the actions of the assault group of the senior officer Poroshenko. While the whole group vigorously simulated the assault on the front door of an old building, he made his way through the fire escape to the attic and poured three cans of gasoline into the central furnace heating mine, thrown after grenade completed the case

Репетиция штурма Берлина

Репетиция штурма Берлина


Январское 1945 года наступление войск 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов, начатое на Висле, вошло в историю как Висло-Одерская стратегическая наступательная операция. Одной из ярких, кровопролитных и драматичных страниц этой операции была ликвидация группировки немецких войск, окруженной в городе-крепости Познань.

Танковая "душегубка"


Немецкое командование пыталось использовать город и сильную в инженерном отношении крепость "Цитадель" для того, чтобы сковать действия наших войск и задержать их продвижение на берлинском направлении. Приспосабливая крепость к тактике современной войны, немцы на танкоопасных направлениях вокруг города вырыли противотанковые рвы, создали полевые огневые позиции с расчетом прострела дорог и подступов к противотанковым рвам. Вдоль дорог противник оборудовал огневые точки, расположенные в шахматном порядке. В них устанавливались противотанковые орудия и станковые пулеметы. Все полевые сооружения связывались общей системой огня с фортами крепости, расположенными вокруг города.

Форт представлял собой подземное сооружение, которое почти не выступало над уровнем местности. Каждый форт окружал ров шириной 10 метров и глубиной до 3 метров с кирпичными стенами, в которых были бойницы для фронтального и флангового обстрела. Форты имели перекрытие до одного метра и были покрыты земляной насыпью толщиной до 4 метров. Внутри фортов находились общежития для гарнизонов от взвода до батальона, сводчатые потерны (подземные коридоры) с рядом карманов для размещения боеприпасов, продовольствия и другого имущества. Все форты имели артезианские колодцы и приспособления для отопления и освещения.

Всего по кольцу обвода города имелось 18 фортов, причем они чередовались: большие и малые. Все форты по немецким планам и картам имели нумерацию и наименование и были использованы противником, помимо их основного назначения, еще как производственные цеха, складские помещения, казармы1.

Помимо фортов здания и улицы города были также подготовлены к возможным боям. Например, командующий 1й гвардейской танковой армией генерал М.Е. Катуков отмечал: "Познань была типичной танковой "душегубкой". На ее узких, хорошо подготовленных к обороне улицах немцы выбили бы у нас все машины"2.

Немецкие военные специалисты не только переняли опыт строительства долговременных оборонительных сооружений финской "линии Маннергейма", французской "линии Мажино", но и внесли свои изменения в соответствии с новыми условиями ведения боев. Перед советскими войсками, и в частности, перед советской артиллерией стояла трудная задача уничтожения города-крепости Познани и ее гарнизона в максимально короткие сроки.

Ликвидация окруженной группировки была поручена 29-му гвардейскому и 91-му стрелковым корпусам, которые были усилены частями 29-й артиллерийской дивизии прорыва, 5-й дивизии реактивной артиллерии, 41-й пушечной артиллерийской и 11-й минометной бригад и другими артиллерийскими соединениями. В общей сложности войска, привлекавшиеся для штурма, имели в своем составе около 1400 орудий, минометов и боевых машин реактивной артиллерии, в том числе свыше 1200 единиц калибра от 76 мм и выше.

Учитывая мощные оборонительные сооружения немецкого гарнизона, решающая роль в штурме крепости отводилась артиллерии. Артиллерия резерва главного командования (РГК) была разделена на две мощные группы: северную и южную.

Штурм Познани проходил тяжело и сопровождался серьезными потерями среди наступавших. Даже командовавший артиллерией 1го Белорусского фронта генерал В.И. Казаков в своих воспоминаниях отмечал, что "это были длительные, упорные и изнурительные бои, где приходилось каждое здание брать с боем"3.

Форт за фортом, дом за домом

Штурм города советскими войсками начался 26 января 1945 г., однако этот день наступавшим успеха не принес. На следующий день подразделения В.И. Чуйкова начали штурм фортов, находившихся перед "Цитаделью". Артиллерия 3-5 минутными огневыми налетами подавляла живую силу и огневые средства в фортах до тех пор, пока пехотинцы не прошли в промежутки между ними и не блокировали их. Такое построение артиллерийской поддержки атаки требовало высокой точности в подготовке исходных данных и корректирования самой стрельбы. К сожалению, иногда эти расчеты были не совсем верны, и пехотинцам доставалось от собственной артиллерии.

Первоначально попытки захвата фортов терпели неудачи, хотя атакующей пехоте придавались орудия поддержки и танки. Об одном таком неудачном примере написано в воспоминаниях В.И. Чуйкова "Конец третьего рейха". Бой за форт Бонин вела штурмовая группа, в которую входили стрелковая рота неполного состава, рота 82-мм минометов, рота саперов, отделение химиков-дымовиков, два танка Т-34 и батарея 152-мм орудий. После артиллерийской обработки форта штурмовая группа под прикрытием дымовой завесы ворвалась в центральный вход. Ей удалось овладеть двумя центральными воротами и одним из казематов, прикрывавшим подход к этим воротам. Противник, открыв сильный ружейно-пулеметный огонь из других казематов и применив также фаустпатроны и гранаты, отбил атаку. Проанализировав действия нападавших, Чуйков понял их ошибки: "Оказалось, что форт штурмовали только со стороны главного входа, не сковывая противника с других направлений. Это позволило ему сосредоточить все силы и весь огонь в одном месте. Кроме того, практика показала, что для штурма фортов калибр орудий 152 миллиметра явно недостаточен"4.

Все эти причины были учтены при последующей атаке. Она началась после обработки форта тяжелыми орудиями, стрелявшими бетонобойными снарядами. Штурмовая группа подступала к противнику с трех направлений. Артиллерия и во время штурма не прекращала огня по амбразурам и уцелевшим огневым точкам. После короткой борьбы противник капитулировал. Такая организация действий артиллерии при захвате блокированных фортов надежно обеспечивала беспрепятственное продвижение нашей пехоты. В результате 27 января 1945 г. все три форта были захвачены. Начались бои в кварталах города, которые были тяжелыми и кровопролитными для обеих сторон.

День за днем, медленно и упорно подразделения армии В.И. Чуйкова очищали дом за домом. Бои были тяжелыми и кровопролитными. Обычно день начинался с короткой артиллерийской подготовки, которая длилась не более 15 минут. В ходе артподготовки стреляла вся артиллерия. С закрытых позиций огонь велся по глубине обороны врага, а затем начинались действия штурмовых групп, которые поддерживали орудия, стрелявшие прямой наводкой. Как правило, штурмовая группа состояла из батальона пехоты, усиленного 3-7 орудиями калибра от 76 до 122-мм.

Штурм "Цитадели"


К середине февраля советские войска овладели городом Познань, за исключением крепости "Цитадель". Она представляла собой пятиугольник неправильной формы и была расположена в северо-восточной части города. Стены и перекрытия достигали 2 метров. В каждом углу располагались крепостные сооружения - редуты и равелины. Внутри крепости находился ряд подземных помещений и галерей, одноэтажные и двухэтажные здания для складов и убежищ.

По периметру "Цитадель" была обнесена рвом и земляным валом. Стены рва высотой 5 - 8 метров были выложены кирпичом и оказались непреодолимыми для танков. Из многочисленных бойниц и амбразур, устроенных в стенах зданий, башен, редутов и равелинов, все фасы рва и подступы к нему простреливались как фронтальным, так и фланкирующим огнем. В самой "Цитадели" укрывались около 12 тысяч немецких солдат и офицеров во главе с двумя комендантами - экс-комендантом генералом Маттерном и генералом Коннелем.

Главный удар по крепости наносили две стрелковые дивизии с юга. Для обеспечения захвата крепости были поставлены четыре пушечные и гаубичные бригады, три артиллерийских и минометных дивизиона, один из них особой мощности. На участке шириной менее километра было сосредоточено 236 орудий и минометов калибра до 203 и 280-мм включительно. 49 орудий выделялись для стрельбы прямой наводкой, в их числе было пять 152-мм гаубиц-пушек и двадцать две 203-мм гаубицы.

Исключительную роль в боях за Познань сыграла артиллерия большой и особой мощности РГК. В штурме крепости и в уличных боях приняли участие 122-я гаубичная артиллерийская бригада большой мощности, 184-я гаубичная артиллерийская бригада большой мощности и 34й отдельный артиллерийский дивизион особой мощности РГК. Эти части, совершив марш своим ходом, в течение 5-10 февраля 1945 г. прибыли в Познань и поступили в распоряжение командующего 8-й гвардейской армией5.

Разрушение важнейших объектов крепости началось еще 9 февраля с подходом артиллерии большой и особой мощности. На вооружении артиллерии Красной армии большой и особой мощности обычно состояли 152-мм пушки Бр-2 и 203-мм гаубицы Б-4. Снаряды этих орудий позволяли пробивать бетонные перекрытия толщиной 1 метр. Помимо них на вооружении находились 280-мм мортиры Бр-5 образца 1939 г. Бронебойный снаряд этой мортиры весил 246 кг и мог пробить бетонную стену толщиной до 2 метров. Эффективность этих орудий в боях за Познань была очень высока.

18 февраля был произведен мощнейший артиллерийский удар по "Цитадели". 1400 орудий и ракетных установок "Катюша" утюжили германскую оборону целых четыре часа. После чего в разрушенные здания крепости ворвались советские штурмовые группы. Если противник продолжал сопротивление в каком-либо месте, то к нему срочно подтягивались 203-миллиметровые гаубицы. Они начинали бить прямой наводкой по укрепленным позициям противника, пока не добивались полного их разрушения.

Накал борьбы и ожесточенность были неимоверными. Советских артиллеристов не раз выручала смекалка и хорошее взаимодействие с другими родами войск. Об этом свидетельствует следующий характерный эпизод, описанный в воспоминаниях В.И. Казакова. 20 февраля 1945 г. штурмовые группы 74-й гвардейской дивизии, прикрываемые метким огнем артиллерии, овладели участком крепостного вала между укреплениями N 1 и N 2. Накануне артиллеристы проделали в крепостной стене пролом, через который подразделение советских пехотинцев ворвалось внутрь укрепления N 2. Однако там штурмующим пришлось туго, так как немцы стали вести по ним точный огонь. Стало ясно, что продвинуться дальше без помощи артиллерии советская пехота не могла. Командиру 86го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона майору Репину приказали быстро перебросить на поддержку пехоте орудия. Артиллеристам удалось перекатить по штурмовому мостику одно 76миллиметровое и одно 45-миллиметровое орудие, однако преодолеть расстояние между мостом и крепостной стеной оказалось невозможным из-за сильного огня противника. Тут артиллеристам на помощь пришла солдатская смекалка и инициатива. Предоставим слово В.И. Казакову: "Артиллеристы закрепили один конец каната за станину 45-миллиметровой пушки и, ухватившись за второй конец каната, поползли под огнем к стене. Укрывшись за ней, они начали тащить пушку, а когда подтянули ее к стене, открыли огонь по огневым точкам, расположенным внутри крепости. Теперь уже стало возможным выкатить 76-миллиметровое орудие через пролом внутрь двора и открыть огонь по входу в укрепление N 2"6. Этими находчивыми действиями артиллеристов воспользовался огнеметчик Сербаладзе. Он подполз к входу в укрепление и из ранцевого огнемета пустил одну за другой две огненные струи. В результате начался пожар, затем внутри укрепления сдетонировали боеприпасы. Таким образом, укрепление N 2 было ликвидировано.

Еще одним примером солдатской смекалки стало создание так называемых штурмовых групп РС, которые вели стрельбу одиночными реактивными снарядами прямой наводкой непосредственно из укупорки. Укупорка снарядов М-31 укладывалась и закреплялась на подоконнике или в проломе стены там, где была выбрана огневая позиция. Снаряд М-31 пробивал кирпичную стену толщиной 80 см и разрывался внутри здания. Для крепления направляющих снарядов М-20 и М-13 использовались треноги от трофейных немецких пулеметов.

Оценивая эффект применения этого оружия в боях за Познань, В.И. Казаков отмечал: "Правда, таких снарядов выпустили всего лишь 38, но зато с их помощью удалось изгнать фашистов из 11 зданий"7. Впоследствии создание таких групп широко практиковалось и полностью себя оправдало в боях за Берлин.

В итоге, с большим трудом преодолевая отчаянное сопротивление немецкого гарнизона, советские войска к 23 февраля 1945 г. захватили "Цитадель" и полностью освободили Познань. Несмотря на почти безвыходное положение, немецкий гарнизон сопротивлялся до последнего и не устоял лишь после массированного применения советскими войсками артиллерии большой и особой мощности. Москва отметила день Красной армии и взятие Познани салютом в виде 20 залпов из 224 орудий.

Всего артиллерией были подавлены огневые средства противника в 18 фортах внешнего обвода города, 3 из которых получили разрушения тыловых стен. Было уничтожено 26 бронеколпаков и бетонированных огневых точек на этих фортах. Огнем артиллерии большой мощности были разрушены форты "Радзивилла", "Грольман", бастион южнее Хвалишево и форт в квартале N 796, представлявшие собой надземные крепости. Полностью огнем артиллерии был разрушен центральный южный форт Познаньской крепости, значительные повреждения получили ее равелины, редуты и другие сооружения. Огнем артиллерии средних калибров были подавлены огневые средства противника в пяти дотах и полностью разрушено около 100 дзотов.

Репетиция штурма Берлина



О чем рассказал расход снарядов?


Особый интерес для историков дает анализ расхода боеприпасов при штурме Познани. С 24 января по 23 февраля 1945 г. он составил 315 682 снаряда8 весом более 5000 тонн. Для перевозки такого количества боеприпасов требовалось более 400 вагонов, или около 4800 автомашин ГАЗ-АА. В эту цифру не включались 3230 реактивных снарядов М-31, использовавшихся в боях. Расход мин составил 161 302 мины, то есть расход на единицу вооружения составляет около 280 мин. Из 669 стволов в познаньской операции было произведено 154 380 выстрелов. Таким образом, на один ствол приходилось 280 выстрелов. Артиллерия 29го гвардейского стрелкового корпуса со средствами усиления на западном берегу реки Варта израсходовала 214 583 снаряда и мин, а артиллерия 91го стрелкового корпуса на восточном берегу вдвое меньше - 101 099 снарядов и мин. С открытых огневых позиций артиллерия выпустила прямой наводкой 113 530 снарядов, т.е. около 70% общего расхода выстрелов. Прямой наводкой стреляли из 45мм и 76мм орудий. На прямой наводке массово применялись 203-мм гаубицы Б-4, израсходовав с открытых огневых позиций 1900 выстрелов, или половину расхода боеприпасов большой мощности. В боях за Познань, в особенности на улицах города, советские войска израсходовали 21 500 специальных выстрелов (бронебойных, зажигательных, подкалиберных, бронепрожигающих). В боях по окружению Познани (24-27 января 1945 г.) артиллерия и минометы всех калибров израсходовали 34 350 снарядов и мин, включая реактивные снаряды. Уличные бои с 28 января по 17 февраля потребовали свыше 223 000 выстрелов, а бои по овладению крепостью - около 58 тысяч снарядов и мин.

В ходе боев за Познань была отработана тактика действий полевой и реактивной артиллерии в городских условиях в составе штурмовых групп, действия артиллерии большой и особой мощности против долговременных оборонительных сооружений противника, а также другие методы ведения борьбы в городских условиях. Захват Познани стал генеральной репетицией штурма Берлина.
Автор: Олег Ащеулов
Первоисточник: http://rg.ru/2016/05/05/rodina-krepost-poznan.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. Громобой 14 мая 2016 06:42
    Интересно было почитать.Мощь нашей артиллерии и опыт пехоты не оставили немцу шанса отсидеться за толстыми стенами своих укреплений.Тыл сработал и сосредоточили нужные калибры и требуемый запас снарядов.Поражает какими темпами мы воевали в Европе под занавес войны.Ведь Севастополь и Сталинград держались у нас очень долго по времени,а у немцев не оказалось такого места где они смогли бы значительно замедлить наше продвижение и поменять наши оперативные замыслы.
  2. стас57 14 мая 2016 08:47
    Исаев про Познань
    http://dr-guillotin.livejournal.com/97319.html
  3. parusnik 14 мая 2016 10:14
    Захват Познани стал генеральной репетицией штурма Берлина.
    ....Освобождение Познани...стало генеральной репетицией штурма Берлина...
    1. Комментарий был удален.
  4. лесопарк 86 15 мая 2016 10:57
    Жаль только, что при штурме Берлина так много погибло НАШИХ бойцов. Надо было ещё больше использовать артиллерию и поменьше пехоту. сровнять с землей всю германию. Время у Красной армии было.
  5. нивасандер 16 мая 2016 13:46
    тот же Казаков очень живописно описывает действия штурмовой группы ст.л-та Порошенко.Пока все группа бурно имитировала штурм парадного подъезда здания старой постройки , он с бойцами по пожарной лестнице пробрался на чердак и вылил три канистры бензина в шахту центрального печного отопления,брошенная вслед граната довершила дело

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня