Хорошие новости о дальней авиации

Хорошие новости о дальней авиации


Последние несколько дней оказались очень плодовитыми на хорошие новости о нашей дальней авиации. 18 декабря исполнилось 30 лет со дня первого полета ракетоносца Ту-160. 19-го состоялось торжественное мероприятие, посвященное юбилею. 20-го командующий дальней авиацией генерал-майор А. Жихарев на пресс-конференции рассказал о том, что ждет его «вотчину».


По его словам, уже имеющиеся в ВВС бомбардировщики будут оставаться в строю еще не один год, для чего они будут время от времени проходить капитальный ремонт и модернизацию. В частности, самолеты Ту-22М3 пройдут два этапа доработки: в ходе первого часть бортовой аппаратуры будет заменена на новую, совместимую со старым оборудованием. Во время второго этапа модернизации планируется полностью заменить авионику машин, от РЛС до оборудования кабины. Также, впервые за несколько лет, будет произведен капитальный ремонт полусотни двигателей НК-25, устанавливаемых на Ту-22М3. Получит ли этот самолет новые двигатели и новое название, например, Ту-22М4 (так уже назывался проект глубокой модернизации, созданный в конце 80-х) – пока не уточнялось. Аналогичная судьба ждет и стратегические Ту-95МС и Ту-160. После ряда изысканий было решено больше не дорабатывать самолеты с серьезным изменением конструкции. Инженеры и военные решили, что выгоднее будет иногда обновлять бортовую электронику, стараясь держать ее на уровне лучших мировых образцов.

Возможно, одним из поводов для такого решения стал очередной шаг в создании нового бомбардировщика ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации). В этот вторник А. Жихарев обрадовал авиационную общественность, сообщив, что на днях соответствующие оборонные предприятия получили техническое задание на ПАК ДА. Аванпроект нового самолета будет представлен в Минобороны уже в следующем году. По понятным причинам технические подробности задания не назывались, но командующий дальней авиацией вкратце описал, что военные хотят от нового самолета: «Мы бы хотели этот самолет видеть с совершенно новым прицельно-навигационным комплексом, средствами связи, разведки, радиоэлектронной борьбы». Также военные хотят, чтобы ПАК ДА имел возможность применять все существующее ракетно-бомбовое вооружение, свойственное дальним бомбардировщикам, а также перспективное, которое поступит на вооружение в течение нескольких следующих десятков лет.

В 2009 году проведение комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ было поручено фирме «Туполев». Контракт на НИОКР был рассчитан на три года. Таким образом, похоже, все необходимые изыскания по теме уже проведены, и теперь конструкторы могут заняться собственно созданием нового бомбардировщика-ракетоносца. Окончательный проект ПАК ДА должен быть создан ориентировочно к 2015 году, после чего начнется строительство опытного образца. Его испытания сейчас намечены на 2020 год, а принять на вооружения самолет, созданный по программе, собираются через пять лет после этого. Как он будет называться - еще неизвестно. Может быть, даже конструкторы пока не определились с названием будущего самолета и сами пользуются кодом «ПАК ДА».



Примерно в это же время, году в 2025-м, начнется постепенный вывод из состава дальней авиации физически устаревших самолетов. Однако старыми Ту-95МС или Ту-22М3 к тому времени будут только физически и вряд ли морально. Причем, как говорит Жихарев, наша стратегическая авиация сейчас по качеству не уступает американской. Дело в том, что основной американский бомбардировщик B-52, регулярно проходящий капремонты и обновления авионики, уже не молод даже по человеческим меркам – самый новый борт этой модели был выпущен еще в конце 60-х. В свою очередь, самому старому из основных наших дальних ракетоносцев Ту-95МС всего тридцать с небольшим. Что же до целевой аппаратуры, то здесь в целом наблюдается паритет. В основном он достигается косвенным образом - американское оборудование, ощутимо превосходящее по характеристикам российское, слишком сильно «лидирует» в плане цены, а те зарубежные образцы, которые сравнимы по стоимости, проигрывают нашим по качеству. Правда, у такого паритета есть много разных сторон, в том числе и спорных. Смена американским B-52 и B-2 вряд ли появится раньше нашего нового «стратега». Во-первых, разработка нового самолета сама по себе дело нелегкое, а во-вторых, проект NGB вызывает немало споров различного характера на всех уровнях американского военного ведомства.

Пока об облике ПАК ДА нет почти никакой информации. Тем не менее, как и ранее, сейчас должен начаться настоящий бум размышлений и предположений относительно нового самолета. Уже сейчас есть версия о наличии десятка вариантов эскизных проектов, от «классического» сверхзвукового самолета со стреловидным крылом, до дозвукового летающего крыла, наподобие американского B-2. Кроме того, есть мнение, что ПАК ДА будет объединять в себе черты обоих проектов. Возможные черты нового самолета уже рассматривались на нашем сайте в статье Перспективы Перспективного Авиационного Комплекса Дальней Авиации.
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти