Проект легкого разведывательного танка MAN/MIAG VK 1602 Leopard (Германия)

В 1941 году немецкое командование решило усилить бронетанковые войска новой техникой, предназначенной для решения специальных задач. С учетом опыта первых боев на Восточном фронте была сформирована концепция легкого танка, который мог бы выполнять задачи разведки боем. В таком случае экипажи новых танков должны были изучать ситуацию в заданном районе, в том числе и при активном противодействии противника, но при этом не рисковать техникой и жизнями. Техническое задание на создание новой бронемашины было выдано фирмам Daimler-Benz и MAN. Вскоре они предложили свои варианты легкого танка VK 1602 Leopard.

Целью нового проекта была разработка двух вариантов требуемой машины, из которых в дальнейшем планировалось выбрать наиболее полно соответствующий требованиям. Проекты обеих фирм-разработчиков получили одинаковое обозначение VK 1602, а также дополнительное имя Leopard. Интересно, что это был один из первых случаев присвоения проекту «кошачьего» имени. Разработку проектов требовалось завершить к осени 1942 года, когда военные планировали изучить два танка и выбрать победителя конкурса.

В соответствии с требованиями заказчика, новый легкий танк VK 1602 должен был основываться на конструкции бронемашины VK 1601 аналогичного класса. Фирма «Даймлер-Бенц», изучив имеющиеся возможности и требования к проекту, решила разрабатывать танк с нуля, без использования наработок по существующей бронемашине. Специалисты фирмы MAN, в свою очередь, решили создавать танк «Леопард» с широким применением существующих идей. Фактически их проект должен был стать глубокой модернизацией VK 1601 с применением ряда идей, направленных на изменение характеристик в соответствии с требованиями.


Проект легкого разведывательного танка MAN/MIAG VK 1602 Leopard (Германия)
Фото монтаж, изображающий машину с корпусом от MAN/MIAG и ходовую часть от Daimler-Benz. Рисунок Aviarmor.net


Конструкторское бюро MAN начало работу над новым проектом не позднее последних месяцев 1941 года. Оно успело сформировать общий облик нового танка и начать разработку технического проекта. Тем не менее, в начале 1942 года работы были прекращены. В это время фирма MAN занималась разработкой нового танка Panther, из-за чего командование решило освободить ее от других проектов. Дальнейшие работы по танку Leopard велись силами фирмы MIAG. Передача проекта другому конструкторскому бюро может приводить к некоторой путанице.

Примечательно, что параллельная разработка «Леопарда» и «Пантеры» в дальнейшем могла привести к интересному «сотрудничеству». Планировалось, что новые разведывательные танки будут использоваться в одних подразделениях с бронемашинами иных типов, где будут выполнять задачи поиска целей и выдачи целеуказания.

Новый легкий танк должен был основываться на существующей разработке, но при этом в нем предлагалось реализовать несколько новых конструкторских идей. Как следствие, разведывательный танк MAN/MIAG VK 1602 должен был отличаться как от одноименной разработки Daimler-Benz, так и от базового VK 1601. Был разработан новый бронекорпус, а также подверглись переработке существующая ходовая часть и комплекс вооружения. По некоторым данным, предлагались два варианта разведывательного танка с некоторыми отличиями. Из-за разницы конструкции один танк должен был иметь боевую массу 18 т, второй – 26 т. По некоторым данным, от разработки более легкой машины со временем отказались, продолжив создание танка весом 26 т.

Проект легкого разведывательного танка MAN/MIAG VK 1602 Leopard (Германия)
Проекции танка с боевой массой 26 т. Рисунок Ost-front.ru


Был предложен новый бронекорпус с повышенным уровнем защиты. Корпус планировалось сваривать из броневых листов разной толщины. Наиболее толстый 50-мм (по другим данным, 80-мм) лист использовался для защиты лба. Борта и корму следовало делать из деталей толщиной 30 мм. Крыша и днище получили толщину 20 мм. В отличие от конкурентов, MAN решили не использовать нестандартную для немецких танков компоновку. Подобно другим машинам того времени, танк «Леопард» должен был получить передний трансмиссионный отсек, позади которого помещалось отделение управления. В центре расположили боевое отделение, а в корме поместили двигатель.

С целью повышения уровня защиты корпус предлагалось изготавливать с применением т.н. рациональных углов бронирования, подразумевавших установку листов под наклоном к вертикали. Передняя часть корпуса была образована двумя наклонными бронелистами и вертикальными бортами. Средняя и кормовая части корпуса получили более сложную конструкцию. Нижняя часть корпуса сохраняла ширину передней, тогда как верхнюю выполнили в виде агрегата сложной формы с наклонными внутрь бортами и заваленной назад кормой, а также горизонтальной крышей. Благодаря этому удалось превратить надгусеничные полки в сравнительно объемные ниши, пригодные для размещения необходимых узлов и агрегатов.

По имеющимся данным, в кормовой части корпуса предлагалось устанавливать карбюраторный двигатель Maybach HL 157 мощностью 550 л.с. Использовалась традиционная для немецких танков компоновка силовой установки и трансмиссии, при которой коробка передач и другие агрегаты помещались в передней части корпуса и соединялись с двигателем при помощи карданного вала, проходящего под полом боевого отделения.

Проект легкого разведывательного танка MAN/MIAG VK 1602 Leopard (Германия)
MAN/MIAG VK 1602, вид сверху. Рисунок Ost-front.ru


Ходовая часть танка MAN/MIAG VK 1602 представляла собой переработанные агрегаты существующей машины VK 1601. Была сохранена общая компоновка, но изменилась конструкция тех или иных деталей. По-прежнему планировалось использовать по пять опорных катков с индивидуальной подвеской на каждом борту, размещенных в шахматном порядке. При этом предлагалось отказаться от спицованных катков в пользу сплошной конструкции с более высокой прочностью. В передней части корпуса закреплялись ведущие колеса, в корме – направляющие. В средней и задней части верхняя ветвь гусеницы сверху прикрывалась бортовыми нишами корпуса. Передняя часть, в свою очередь, сверху закрывалась относительно короткими изогнутыми крыльями.

На крыше корпуса должна была располагаться башня с вооружением. Защита башни обеспечивалась наклонным лобовым листом толщиной 50 мм, 30-мм наклонной кормой и изогнутыми бортами такой же толщины. Сверху предусматривалась горизонтальная крыша. Для защиты орудия и его установки танк получил литую маску типа Saukopf.

Основным оружием танка Leopard от MAN/MIAG должна была стать пушка 5 cm KwK 39 L/60 калибра 50 мм со стволом длиной 60 калибров. Такое орудие могло применять боеприпасы различных типов. При применении наиболее эффективных бронебойных снарядов с дистанции 100 м танк мог бы поражать объекты с защитой до 130 мм гомогенной брони. С ростом дистанции бронепробиваемость падала. Также имелась возможность атаковать живую силу и объекты противника с использованием осколочных снарядов.

В качестве дополнительного вооружения предлагался спаренный с пушкой пулемет MG 34 калибра 7,92 мм. В передней части бортов башни могли монтироваться два блока с тремя дымовыми гранатометами на каждом. Пулемет для радиста не предусматривался. При необходимости экипаж мог использовать личное стрелковое оружие и ручные гранаты.

Проект легкого разведывательного танка MAN/MIAG VK 1602 Leopard (Германия)
Одно из спорных изображений прототипа. Фото Aviarmor.net


Экипаж танка VK 1602 должен был состоять из четырех человек: механика-водителя, радиста, командира-наводчика и заряжающего. Места водителя и радиста размещались в передней части корпуса, в отделении управления. Для доступа на свои места эти танкисты должны были использовать два люка в крыше. Перед люками в крыше предусматривались перископические смотровые приборы. Кроме того, водитель мог следить за дорогой при помощи люка в лобовом листе. В вертикальных бортах передней части корпуса так же имелись небольшие лючки.

Командир и заряжающий помещались в башне. В их распоряжении имелись два люка в крыше, а также набор смотровых приборов, установленных на люках и крыше башни.

Одной из основных задач нового танка было ведение разведки с передачей данных об обнаруженных объектах. Для этого в ведении радиста должна была иметься радиостанция одного из существующих типов. Характерной чертой танка MAN/MIAG VK 1602 Leopard должна была стать антенна метелочного типа, установленная в корме корпуса. На корме башни также монтировалась штыревая антенна.

Новый танк должен был иметь боевую массу 26 т при длине корпуса 5,2 м, ширине 3,1 м (ширина нижней части корпуса – 1,65 м) и высоте не более 2,7-2,9 м. За счет сравнительно мощного двигателя танк имел возможность развивать скорость до 55-60 км/ч и иметь запас хода на уровне 250-300 км/ч. Характеристики подвижности позволяли как сопровождать другие танки немецкой армии, так и действовать самостоятельно.

Проект легкого разведывательного танка MAN/MIAG VK 1602 Leopard (Германия)
Кормовая часть прототипа. Фото Aviarmor.net


В начале июня 1942 года фирма MIAG показала новый проект заказчику. Именно после этой демонстрации проекта было решено окончательно отказаться от 18-тонной версии танка. Также появилось предложение в определенной мере повысить уровень защиты машины с целью обеспечения полноценной работы в одних порядках с танками Panther. Завершить все необходимые работы планировалось к весне следующего года. В апреле 43-го следовало выпустить первый серийный MAN/MIAG VK 1602, а через несколько месяцев выйти на темп сборки в 20 машин в месяц. Всего в 1943 году следовало построить 150 новых танков.

В октябре 1942 года военные выразили желание получить облегченный вариант разведывательного танка с боевой массой не более 18 т, что позволяло значительно повысить его эффективность. Такое предложение стало причиной споров. Далеко не все были согласны с требуемой переработкой проекта. Более того, появились идеи, подразумевавшие полный отказ от «Леопарда» с передачей разведывательной функции «Пантере». В пользу такого предложения приводились аргументы в виде менее высокого уровня защиты и огневой мощи танка VK 1602.

По результатам обсуждений от проекта VK 1602 не отказались, однако было решено переработать этот танк. В соответствии с обновленными требованиями, боевая масса должна была сократиться до 21,9 т, а также следовало уменьшить габариты. Длина сокращалась до 4,75 м, высота – до 2,6 м. При этом танк должен был сохранить имеющиеся силовую установку и вооружение.

Проектные работы, целью которых было приведение танка в соответствие с новым техническим заданием, продолжались до конца 1942 года. К этому времени командование успело разочароваться в проекте, результатом чего стал отказ от продолжения работ. 3 января 1943 года разработку разведывательного танка VK 1602 официально прекратили. Причиной этого стали недостаточные характеристики защиты и огневой мощи, неоправданно низкие даже для легкого разведывательного танка.

Проект легкого разведывательного танка MAN/MIAG VK 1602 Leopard (Германия)
Прототип VK 1602 (либо экспериментальная модификация Luchs) с башней от Pz.Kpfw.II. Фото Aviarmor.net


По некоторым данным, к началу осени 1942 года фирма MIAG построила первый прототип нового танка VK 1602 и даже вывела его на испытания. Ввиду отсутствия готовой башни нового типа, равно как и необходимости в ее применении на этом этпае, первые испытания прототипа проводились с имитатором в виде башни серийного танка Pz.Kpfw.II. Такое опытное шасси показало приемлемые характеристики, а также позволило выявить недостатки, требующие доработок проекта.

После проведения испытаний и закрытия проекта единственный прототип разведывательной бронемашины был разобран за ненадобностью. Другие опытные танки новой модели не строились и не испытывались ввиду отсутствия такой необходимости. Опытный «Леопард» от MAN/MIAG сохранился лишь на нескольких фотографиях, сделанных во время тестов. Кроме того, известен фотомонтаж, изображающий «гибрид» двух танков VK 1602. Созданная художником машина объединяет корпус машины от MAN/MIAG с ходовой частью из проекта Daimler-Benz.

Тем не менее, некоторые источники опровергают существование опытного танка MAN/MIAG VK 1602 Leopard. Они утверждают, что прототип не строился и не выходил на полигон. На фотографиях, в свою очередь, был запечатлен экспериментальный образец легкого разведывательного танка Pz.Kpfw.II Ausf.L Luchs с новым дизельным двигателем фирмы Tatra. Подобный образец, как и «Леопард» не пошел в серию, хотя и смог выйти на полигон.

Следует отметить, обе имеющиеся версии о последних стадиях проекта VK 1602 имеют право на жизнь и могут находить те или иные подтверждения. Так, изображенный на сохранившихся фото прототип больше похож на танк VK 1602, чем на Luchs. Однако он отличается и от имеющихся чертежей машины Leopard разработки MAN/MIAG, а некоторыми особенностями конструкции даже напоминает конкурирующую разработку Daimler-Benz.

Проект легкого разведывательного танка MAN/MIAG VK 1602 Leopard (Германия)
Макет САУ на базе MAN/MIAG VK 1602 Leopard. Фото Ost-front.ru


Установить истину, по понятным причинам, не представляется возможным. Достойные документальные доказательства той или иной версии попросту отсутствуют, что оставляет массу вопросов и не позволяет узнать действительное положение вещей на поздних стадиях разработки проекта. Возможно, в будущем историкам все же удастся доказать или опровергнуть существование опытного VK 1602.

C уверенностью можно говорить только о существовании одного деревянного макета перспективной машины на базе танка Leopard. До конца работ специалисты фирмы MIAG успели проработать возможность превращения танка в самоходную артиллерийскую установку. На шасси предлагалось устанавливать новую рубку с 105-мм гаубицей 10.5 cm leFG 18 или иного подобного вооружения. Был создан предварительный проект такой самоходки, по которому собрали деревянный макет. Прекращение работ по разведывательному танку привело к остановке разработки САУ. Этот проект так и не продвинулся дальше сборки макета.

В самом начале 1943 года немецкое командование решило отказаться от дальнейших работ по легкому разведывательному танку MAN/MIAG VK 1602 Leopard. Это привело к полной остановке проекта, который не так давно считался перспективным и многообещающим. Армия так и не получила требовавшуюся ранее технику, из-за чего разведывательные функции пришлось передавать другой технике. Наработки по двум проекта, однако, не пропали. Вскоре после закрытия программы «Леопард» два конструкторских бюро продолжили разработку новых танков различных типов, в том числе с применением отработанных идей и решений.


По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://armor.kiev.ua/
http://ost-front.ru/
http://worldoftanks.ru/
Барятинский М. Разведчики боем // Моделист-конструктор. 2001. №11. С.32.
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. алпамыс 17 мая 2016 10:03
    Невидел такого ещё..спасибо за статью.
    Для экипвжа в 4 человека маловата коробка.
  2. yehat 17 мая 2016 10:34
    интересно поанализировать, насколько живучим был бы танк в разведке
  3. Fast_mutant 18 мая 2016 16:32
    Цитата: Aspeed
    идиотские Пантеры и Тигры

    ...Принесли большое количество проблем СА. Так что не надо так уж неуважительно... Это были очень опасные и сложные противники для наших танков. Да и не только танков. Противника всеж таки не надо недооценивать.
  4. Fast_mutant 18 мая 2016 18:51
    Просто применение ЛТ сильно ограниченно. В обороне практически 0. При прорыве обороны противника тоже сильно к 0 стремится. Моневренный бой, обход группировок, партизанщина (в хорошем смысле этого слова) да... Этакая универсальная машина мобильного террора. ВМЕСТО тигров и пантер - однозначно 0, а вот СОВМЕСТНО то да. даже при соотношении 1:1 с остальными типами...
  5. Fast_mutant 19 мая 2016 09:06
    75 просто так не поставишь. Отдача. Корпус усилить надо. БК куда то деть. Значит корпус увеличить. Увеличили корпус и башню (под пуху) надо мотор мощне... Раз+два+три... на выходе Пантера. Не? Немцы не слабые инженеры. Думаю 50мм то туда с трудом впихнули. Да и во лбутолько 50мм, а если 80 запихать, то и с развесовкой придется мучаться. так что хорошо бы и лоб 100 и пуху 88пак, и вес 20т и скорость 60км/ч. Да вот не выходит так. Поэтому и были СТ, ТТ И ЛТ. Не от хорошей жизни.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня