Проект тяжелого разведывательного танка Daimler-Benz VK 2801 (Германия)

28
После неудачи с разработкой проекта легкого разведывательного танка VK 1602 Leopard, который так и не удалось довести до строительства и испытаний прототипа, фирма Daimler-Benz решила продолжить работы в этом направлении. На этот раз предлагалось разработать разведывательный танк тяжелого класса. Проект был остановлен задолго до возможного строительства опытного образца, но все же представляет определенный интерес в контексте развития немецкой бронетехники.

Одной из главных причин отказа от двух проектов VK 1602, созданных фирмами Daimler-Benz и MAN/MIAG, были недостаточные характеристики. Предполагалось, что эти машины будут работать в одних боевых порядках с другими танками, в том числе с новейшими «Тиграми» и «Пантерами». При этом, однако, разведывательные машины в предложенном виде отставали от другой бронетехники по уровню защиты. 50-мм пушка KwK 39, выбранная для их вооружения, в свою очередь, не обеспечивала требуемой огневой мощи. Как следствие, дальнейшее развитие проектов посчитали нецелесообразным.

После прекращения работ по разведывательному танку VK 1602, до конца 1942 года, специалисты Daimler-Benz приняли решение начать разработку нового проекта аналогичного назначения. На этот раз предлагалось исправить основные недостатки предыдущего проекта и тем самым обеспечить перспективному танку большие перспективы. По имеющимся данным, новый проект разрабатывался без соответствующего заказа со стороны военных, из-за чего не получил официального обозначения. Тем не менее, в зарубежных и отечественных источниках он нередко именуется как VK 2801 или VK 2801(DB). Литеры в скобках используются с целью исключения путаницы с более поздним одноименным проектом фирмы Krupp.

Проект тяжелого разведывательного танка Daimler-Benz VK 2801 (Германия)
Вариант реконструкции внешнего вида танка VK 2801(DB). Рисунок Aviarmor.net


Анализ требований и возможностей показал, что новый проект, избавленный от недостатков имеющегося, не может быть создан путем простой модернизации. Требовалась разработка нового броневого корпуса с повышенными характеристиками защиты, что приводило к необходимости новой усиленной ходовой части, применения более мощного двигателя и т.д. В результате этого по своему облику танк VK 2801 должен был значительно отличаться от предложенной ранее машины. Кроме того, на определенном этапе разработки проявилось заметное внешнее сходство с некоторыми другими танками новейших моделей.

Следует отметить, проект Daimler-Benz VK 2801 был остановлен на одной из ранних стадий, что негативно сказалось на сведениях о нем. Так, в различных источниках представлена отличающаяся информация. Кроме того, существуют некоторые проблемы, связанные с путаницей и одинаковыми названиями двух разработок. Попробуем установить облик предлагавшегося танка.

Проект VK 1602 предлагал использование лобовой брони толщиной 50 мм, однако в середине 1942 года такую защиту посчитали недостаточной. В дальнейшем предлагалось усилить лобовую защиту разведывательного танка до 80 мм брони с установкой под углом к вертикали. В новом проекте инженеры «Даймлер-Бенц» решили дополнительно увеличить толщину брони. Верхняя лобовая деталь, установленная под наклоном, теперь должна была иметь толщину 90 мм. Пропорциональным образом следовало усиливать и защиту других частей машины.

Ввиду невозможности простого обновления существующего проекта с применением более толстой брони авторам разработки пришлось заняться проектированием нового корпуса. По имеющимся данным, получившийся у них агрегат имел большое сходство с некоторыми другими новыми немецкими танками. Имелся наклонный лобовой лист, соединявшийся с вертикальными бортами и горизонтальной крышей. Верхняя часть корпуса была расширена и образовывала крупные надгусеничные ниши, при помощи которых увеличивался доступный объем для размещения необходимых узлов. Кормовой лист располагался с наклоном назад, придавая машине дополнительное сходство с некоторыми другими образцами.

Корпус VK 2801(DB) предлагалось компоновать в соответствии со стандартными немецкими идеями. В передней части должны были находиться агрегаты трансмиссии, позади которых помещалось отделение управление с местами водителя и радиста. Центральная часть корпуса выделялась под боевое отделение с вооружением и боекомплектом, а в корме предусматривались системы монтажа двигателя.

Для обеспечения приемлемой подвижности перспективный разведывательный танк, отличавшийся от предшественника увеличенным весом, должен был получить более мощный двигатель. В качестве основы силовой установки был предложен карбюраторный двигатель Maybach HL 230 мощностью 700 л.с. При помощи карданного вала, проходящего над днищем корпуса, он должен был передавать крутящий момент на передние агрегаты механической трансмиссии. Последние были связаны с двумя ведущими колесами.


Пушка 5 cm KwK 39 L/60. Фото Wikimedia Commons


Создание нового корпуса больших габаритов и увеличенной массы потребовало от авторов проекта применить новую ходовую часть. Для сокращения удельного давления на грунт и улучшения плавности хода танк VK 2801 получил по восемь опорных катков большого диаметра с индивидуальной подвеской на каждый борт. Кроме того, была применена т.н. подвеска Книпкампа с шахматным расположением и частичным перекрытием катков. В передней части корпуса находились ведущие колеса с цевочным зацеплением, в корме – ведущие. Последние частично перекрывались задними опорными катками.

На крыше корпуса предлагалось устанавливать башню с вооружением. По некоторым данным, башня должна была получать прямоугольный лобовой лист и борта с кормой, выполненные в виде единой изогнутой детали. Сверху предусматривалась горизонтальная крыша с люками и смотровыми приборами. Уровень защиты башни, по-видимому, должен был соответствовать аналогичным параметрам корпуса. На орудийной установке располагалась маска сложной формы типа Saukopf.

В башне нового VK 2801(DB) должна была устанавливаться пушка 5 cm KwK 39 L/60, аналогичная применявшейся в проекте VK 1602. Это орудие оснащалось 50-мм стволом длиной 60 калибров. Необходимо отметить, что для 1942-43 годов применение такого оружия на средних или тяжелых танках уже не было целесообразным. Так, при использовании снаряда типа Pz.Gr.40 с начальной скоростью 1180 м/с пушка могла пробить 130 мм брони только с дистанции 100 м. На расстоянии 1 км бронепробиваемость падала до 38 мм. Возможно, в дальнейшем перспективный разведывательный танк мог получить более мощное оружие, соответствующее требованиям времени, но данные на этот счет отсутствуют.

Дополнительное вооружение танка должно было состоять из двух пулеметов MG 34 или MG 42 калибра 7,92 мм. Один из пулеметов предлагалось монтировать на одной установке с пушкой, а второй должен был помещаться в амбразуре лобового листа корпуса. О возможном применении дымовых гранатометов сведения отсутствуют.

Экипаж перспективного разведывательного танка должен был состоять из четырех или пяти человек. В передней части корпуса помещались механик-водитель и стрелок радист, для которых, вероятно, предусматривались собственные люки в крыше корпуса. Управлять вооружением должны были командир, наводчик и заряжающий (по некоторым данным, обязанности наводчика должен был выполнять командир). Их места помещались в башне и оснащались набором люков со смотровыми приборами.

Разведывательное предназначение новой бронемашины должно было сказаться на наборе бортового оборудования. В распоряжении стрелка-радиста должны были находиться несколько радиостанций для связи с другими танками и передачи им данных об обнаруженных целях. В связи с этим в некоторых вариантах реконструкции облика VK 2801 присутствует набор антенн, обеспечивающих связь с другими танками.


Другой вариант внешнего вида танка. Рисунок Aviarmor.net


Конструирование нового корпуса с повышенными характеристиками защиты привело к закономерному росту габаритов и веса конструкции. Общая длина танка VK 2801(DB) должна была достигать 6,5 м, при этом трехметровый ствол 50-мм орудия не выступал за пределы проекции корпуса. Ширина машины не превышала 3 м, высота – 2,8 м. Из-за мощного бронирования боевая масса танка достигла 33 т. Применение 700-сильного бензинового двигателя давало удельную мощность не менее 21,2 л.с. на тонну, что позволяло рассчитывать на неплохие показатели подвижности.

Ориентировочно в конце 1942 года или в начале 1943-го новую разработку, созданную в инициативном порядке, представили военным. Машина, созданная без заказа армии, не заинтересовала командование. Можно предположить, что у этого отказа было несколько причин. Главным поводом для закрытия проекта могло стать отсутствие необходимости в подобной технике: если бы тяжелый разведывательный танк действительно был нужен армии, его бы обязательно заказали.

Дополнительным поводом для обоснованных претензий могло стать слабое вооружение. 50-мм пушка KwK 39 уже не позволяла бороться с современными танками противника без значительного риска для себя. Для уверенного поражения советских танков машине VK 2601 пришлось бы входить в их зону поражения. Эту проблему могло бы частично решить усиленное бронирование, но танк все равно нуждался в более мощном оружии.

Заметному росту общих характеристик могло бы поспособствовать применение более мощного орудия, предлагавшееся еще во время разработки проекта VK 1602. Действительно, разведывательный танк VK 2801(DB) с 80-мм лобовой броней и 75-мм пушкой по уровню защиты и огневой мощи мог бы сравниться с бронемашиной Pz.Kpfw.V Panther. Однако и это не оправдывало новую разработку, поскольку Вермахт не нуждался в дублировании уже существующего танка.

По тем или иным причинам проект VK 2801 фирмы Daimler-Benz не заинтересовал потенциального заказчика и был закрыт за ненадобностью. За несколько месяцев работы конструкторский коллектив успел подготовить комплект чертежей, но дальше работы не продвинулись. Информация о сборке демонстрационного макета отсутствует. Прототип новой машины не строился и даже не планировался из-за раннего прекращения работ. Вся документация по проекту была отправлена в архив. Некоторые идеи в дальнейшем нашли применение в новых разработках. Кроме того, вскоре была предпринята попытка создать на основе некоторых наработок по проекту VK 2801(DB) новую бронемашину. Разработка этого проекта с таким же названием была поручена фирме Krupp.


По материалам:
http://aviarmor.net/
http://alternathistory.com/
http://achtungpanzer.com/
Барятинский М. Разведчики боем // Моделист-конструктор. 2001. №11. С.32.
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    18 мая 2016 07:20
    Под конец ВОВ, когда мы наступали, нам были необходимы легкие (разведывательные) танки, но их уже практически не выпускали. Зато в начале ВОВ, легких танков было много, но использовали их как обычные танки, и почти все потеряли.
    У немцев, ЛТ на начало ВОВ, тоже было не мало и использовали в качестве обычных. А вот к концу войны немцам, ЛТ, в том числе и разведывательные, в больших количествах не нужны. Поэтому и не заморачивались.
    1. +5
      18 мая 2016 07:50
      Сохранившиеся Т-70 использовали в батареях Су-76 в качестве командирских. Для разведки как понимаю популярнее были гораздо БА-64 и бронетранспортеры М3. Видимо поэтому не было заказов на производство.

    2. +2
      18 мая 2016 08:02
      после потери массы танков в начале войны - наладить производство легких танков - т- 40- 60- 70 - было проще даже на автомобильных завода- в частности ГАЗ т- 70 выпускал......вопрос стоял в количестве....да и уверенности пехоте что не говори танк прибавлял.... после запуска эвакуированных заводов уже могли и т- 34 в достаточных количествах выпускать....а производство легких свернули
    3. Комментарий был удален.
  2. +1
    18 мая 2016 08:07
    Для разведки, в конце войны, наши очень любили "Валентайны". Правда, насколько я помню, они не использовались в ударной шестерке танковых армий.
    Рота "В" входила в штат мотоциклетных разведполков, отдельных ТП, широко использовались в кавкорпусах и КМГ.
    1. +2
      18 мая 2016 12:13
      Цитата: BigRiver
      Для разведки, в конце войны, наши очень любили "Валентайны".

      Дык... ещё бы не любить лёгкий танк с бронированием лба до 60 мм. smile
      Из имеющихся в настоящее время на вооружении Красной Армии образцов танковой техники следует выделить американский средний танк "Шерман" М4А2 с артилл. вооружением в виде 76,2-мм пушки большой мощности и канадский легкий танк "Валентин" МК-9 с 57-мм танковой пушкой ограниченного отката…
      Указанные образцы танков выгодно отличаются от отечественных легкостью управления, значительно повышенным ресурсом межремонтного пробега, простотой обслуживания и текущего ремонта и при этом их вооружение, бронирование и подвижность позволяют решать весь набор задач, выдвигаемых бронетанковым силам…
      По многочисленным отзывам из танковых частей, указанные типы танков могут считаться лучшими для несения службы в мирное время, освоения боевой техники…
      Прошу вас рассмотреть комплекс мер по скорейшему улучшению конструкции отечественных танков, чтобы по величине гарантированного пробега, простоте управления, ремонта и обслуживания они могли сравняться с лучшими иностранными образцам...
      © начальник ГАБТУ, маршал БТВ Федоренко
  3. +5
    18 мая 2016 08:26
    ВОТ, ХОТЬ УБЕЙТЕ : что можно разведать из танка? Машины тяжелой, шумной, априори не способной длительное аремя наматывать на колеса километры ... Тяжелый разведывательный танк это глупость из серие: прима баллета-пауэрлифтер с бодибилдерским уклоном
    1. +3
      18 мая 2016 08:40
      Проект тяжелого разведывательного танка

      Действительно, звучит как оксюморон.
    2. +1
      18 мая 2016 09:10
      Цитата: tchoni
      ВОТ, ХОТЬ УБЕЙТЕ : что можно разведать из танка? Машины тяжелой, шумной...

      Дык, он только один из элементов сбалансированной разведгруппы.
      Скажем: взвод танков, взвод мотопехоты на Ганомагах, рота мотоциклистов.
      Разведать группой можно что угодно. Условия местности впереди идущих основных сил (дивизии, корпуса), начертание и характер обороны противника, т.д.
      1. +1
        18 мая 2016 14:05
        Взвод танков в разведке? То что вы сказали не разведгруппа, а подразделение авангарда крупного соединения.
        1. +2
          18 мая 2016 17:31
          tchoni

          Есть такое понятие разведка боем. Имитация атаки для выявления огневых точек. Для таких вещей и берут роты, батальон.

          Опасная штука.
          1. +1
            18 мая 2016 22:15
            Разведку боем выполняют обычные линейные састи, вооруженные обычными линейными танками.. И, выдумывать для этой цели специальный танк - глупо.
        2. 0
          19 мая 2016 06:48
          Цитата: tchoni
          Взвод танков в разведке? То что вы сказали не разведгруппа, а подразделение авангарда крупного соединения.

          А они мелкими соединениями воевали?
          Минимум ТД и на направлении главных ударов корпусной или армейской группировки.
          Да, были отдельные батальоны "Тигров". Но, они придавались для усиления ТК и ТА.
          В общем, описываемый танк - это танк разведбата ТД.
    3. +5
      18 мая 2016 09:42
      Порой очень и очень многое - например идти в авангарде, пройтись у передовой линии противника, не боясь стрелкового оружия. Зайти в тыл и проверить мосты и дороги для идущих за ним частей.
      1. +2
        18 мая 2016 14:04
        Все это может сделать и бронеавтомобиль. То бронеавтомобиль не будет каждые 1.5-3 тыс км менять гусеницы, будет очень умеренно хавать топливо, скорее всего будет много тише в движении.
        1. +1
          18 мая 2016 14:12
          Но потом он не сможет вести бой вместе с основными частями. Да и проходимость БА времён ВМВ оставляла желать лучшего.
          1. 0
            18 мая 2016 22:12
            Для этого есть обт. или тяжелые и средние машины по классиффикации вмв.
            1. 0
              18 мая 2016 23:52
              Они не имеют достаточного манёвра и довольно крупные.
        2. 0
          19 мая 2016 06:52
          Цитата: tchoni
          Все это может сделать и бронеавтомобиль. То бронеавтомобиль не будет каждые 1.5-3 тыс км менять гусеницы, будет очень умеренно хавать топливо, скорее всего будет много тише в движении.

          Выше был ресурс гусениц у немчуры. И "тройки" и "четверы" были достаточно тихими танчиками, благодаря бензодвигу и цевочному зацеплению.
    4. +3
      18 мая 2016 17:28
      tchoni

      Разведывательный танк необходим для определения очагов сопротивления. Своим появлением вызвать огонь на себя определить противника, уйти на безопасную позицию.

      Соответственно и ТТХ.
      1. 0
        18 мая 2016 22:10
        Для этого очень хорошо подходит обычный обт. Только возможностей у обт или тяжелого танка на порядок больше.
    5. +3
      18 мая 2016 19:44
      Согласен.Ожидал,что этот танк будет иметь разведывательную огромную оптику,размером с бочку,антенну связи побольше, а получил среднюю броню и подвижность.Считаю странный танк.Вообще то для ВО,большая роскошь,занимать место какими то проектами неудачных изделий.Есть более важные темы,одна из них, куда пошли 105 миллионов,выделенных от МО,на военно-патриотическое воспитание молодёжи?А то статью дали ,а продолжения нет.И видимо никто не работает по этой теме.Ждём сведений,кому,сколько и результаты.
      1. 0
        8 октября 2016 07:53
        Цитата: РПК
        .Есть более важные темы,одна из них, куда пошли 105 миллионов,выделенных от МО,на военно-патриотическое воспитание молодёжи?


        105 мильйонов?
        Хм-м. Количество сельских поселений в России - примерно 18650 штук (это типа сельсоветы) плюс штук 500 городских всяких администраций (возможно, больше). Это означает, что на каждую администрацию выделено около 5000 рублей. И что можно сделать на эти деньжыщи ? Максимум пару стендов о том, какая у нас крутая работа ведется с молодежью в военно-патриотическом плане.
  4. AUL
    +1
    18 мая 2016 10:09
    А у меня вопрос - почему немцы так любили подвеску Книпкампа? Минусы ее известны широко(конструктивная сложность, сложность ремонта в боевых условиях, забивалась грязью и льдом, и др). А из плюсов я знаю только плавность хода повышенную. Кто в курсе, просветите!
    1. +4
      18 мая 2016 10:11
      Хорошее распределение давления, сочетало плюсы катков малого диаметра (количество) и большого (сопротивление качению).