Military Review

Project submarine missile complex D-6

3
The early domestic ballistic missiles of submarines had a number of serious problems that impeded their operation. The first samples of such weapons they couldn’t take off from under water, and in addition, it was far from immediately possible to ensure long-term storage of fuel components directly in the rocket tanks. Because of this, some early submarines had to be equipped with special fuel tanks and rocket refueling systems. These and other disadvantages of early liquid rockets led to the proposal to create a solid-fuel ballistic missile for submarines. The first such domestic product, which, however, failed to become a standard weapon fleet, was developed as part of the project of the D-6 missile system.


The D-6 project was launched in accordance with the resolution of the Council of Ministers on September 5 of 1958 of the year. This document required the creation of a missile system for submarines with a solid-fuel rocket. The main characteristics of the system had to correspond to the parameters of the D-4 complex with the P-21 rocket, the development of which started shortly before. At the same time, it was necessary to develop a rocket with dimensions at the level of the P-13 product. Leningrad TsKB-7 of the State Committee for Defense Equipment (now KB Arsenal) was appointed the main executor of the project. PA was appointed to the position of chief designer. Tyurin.

Due to the complexity of the new project, several other organizations were involved in the work. Thus, management systems were to be developed by employees of SRI-592 (now NPO Avtomatiki) and SRI-49 (concern “Granit-Electron”). The creation of solid fuel in the framework of the “Nylon” project was entrusted to the State Institute of Applied Chemistry (GIPH) and the Scientific Research Institute-125 (FTSDT Soyuz). The submarines carrying new missiles were to be developed at TsKB-16 and TsKB-18 (SPMBM Malakhit and TsBB Rubin, respectively). In addition, several other organizations involved in various components of the prospective complex were involved in the project.


Mockup of the D-6 rocket at the 7 parade in November 1962. Photo by Militaryrussia.ru


Quickly enough, the specialists of several scientific and design organizations formed two proposals concerning the appearance of the promising complex and its rocket. The main differences between these preliminary projects concerned the type of power plants used and their fuel. The first draft proposed the use of ballistic powders. The rocket was supposed to be equipped with similar large-diameter sabers, similar in design to that used on the 3K9 “Luna” complex 2K6. The use of ready-made developments allowed us to significantly speed up the process of creating a new missile and adopt it in the near future.

The second version of the rocket was supposed to use composite fuel checkers. This version of the project was much more difficult, since it required additional work to create more efficient solid fuel and could lead to additional time wasting. However, in this case, it was possible to significantly improve the characteristics of the rocket compared to using ballistic gunpowder. Thus, both versions of the rocket had its advantages and disadvantages, which could affect the further course of the project and the characteristics of the finished products.

In the middle of 1960, two preliminary drafts reviewed the military and industry leaders. As a result of their consideration, the most profitable and convenient way of development of the D-6 project was chosen. It was decided to abandon ballistic fuel in favor of composite. Despite the need for additional work, composite fuel allowed to achieve higher performance. The decision was enshrined by a resolution of the Council of Ministers of 18 June. The choice of fuel made it possible to begin the development of a full-fledged project, which could later reach testing and adoption.

The first version of the missile with ballistic fuel engines was of particular interest from the point of view of design. To maximally simplify development and future production, it was proposed to assemble two rocket stages from a set of engine blocks. Each such unit had to be a steel cylinder with a charge of solid fuel, a nozzle in the tail section and a set of additional equipment. Driving was proposed using deflectors on the nozzles. Four such units were to be assembled in a step. The rocket was proposed to introduce two stages of similar architecture with four separate engines on each.

The engines of the first version of the D-6 missile were to use the existing ballistic fuel of the “Nylon-B” type, the production of which was already mastered by industry. This fuel was a colloidal solution of nitrocellulose in nitroglycerin. This mixture has already been used in the engines of several missile systems of domestic development, including those in service.

Project submarine missile complex D-6
The first version of the missile with ballistic fuel engines. Figure Makeyev.msk.ru


After abandoning the ballistic fuel rocket, work continued on the second version of the project. In this case, other technical solutions were proposed, which led to significant differences between the two projects. The second version of the rocket, adopted for further development, differed from the first both in appearance and internal structure. In particular, it was not planned to use the steps of a separate architecture in the form of assembling individual engines.

In the future, a two-stage solid-propellant rocket could enter into service with submarines with the D-6 complex. The steps of the product received a cylindrical shape with belts-protrusions on the outer surface. There were several engine nozzles at the tail ends of the step bodies. Between themselves, the two stages should have been connected using a special cylindrical adapter.

The second stage received a tapering warhead with attachments for the installation of a warhead. The corps of the warhead, in turn, had to have a cone shape with a rounded fairing and a cylindrical base. The rocket head fairing also provided for mounting for a set of starting engines. In order to reduce the load on the launcher, it was decided to apply a nonstandard algorithm for the operation of the engines, implying the use of a separate starting power plant.

Both stages of the promising rocket were equipped with solid-fuel engines. Inside the cylindrical body was placed a charge of fuel "Nylon-S", created specifically for the new rocket. Due to its novelty, such fuel required testing and, possibly, refinement. In case of successful completion of all the necessary work, the prospective rocket could get an engine of the required power capable of meeting the performance requirements.

On the head of the product it was planned to mount 6-8 small-sized starting engines on solid fuel. They were proposed to be used to remove the rocket from the launcher, rise to the surface and exit from the water, before turning on the main engine of the first stage. It was assumed that small-sized starting engines of relatively low power would reduce the negative impact of reactive gases on the launcher units, as well as lead to some savings in the charge of the first-stage engine with an additional increase in range.


The second version of the rocket with engines on the mixed fuel. Figure Makeyev.msk.ru


To control the rocket it was proposed to use an autonomous inertial system based on gyroscopes. The control system had to monitor the position of the rocket in space and keep it on a predetermined path. To change the individual nozzles, with the help of which it was planned to perform maneuvering, flap-deflectors were included in the control systems. Also, the control system was responsible for the discharge of the spent first stage, but the separation of the second stage and the combat unit, apparently, was not envisaged. According to calculations, the automatics should have guided a missile at a target with a QUO of no more than 3-4 km when firing at the maximum range.

Under the head fairing of the rocket had to be a special warhead. For use in the complex D-6, according to various data, were offered "Product 43" or "Product 49". The power of a nuclear charge of such a warhead was 300 CT or 1 MT.

The rocket with a mixed fuel engine should have a total length of no more than 15 m with a maximum diameter of 1,85 m. The diameter of the wide part of the combat unit was 1,3 m. high speed and bring to a predetermined trajectory, it was planned to bring the firing range to 22,5 km.

For the transportation and launch of new-type missiles, it was proposed to include mine launchers in the D-6 complex. Initially, a sample was developed similar to the one that already existed. It was a solid metal cylinder with an openable top cover, into which the rocket was to be loaded. Inside there were guides to hold the rocket in the correct position, as well as a set of connectors for its connection with the onboard systems of the carrier. Prelaunch filling the mine with water was not provided.


The appearance of the submarine project 667 with the complex D-6. On the sides visible covers hatches launchers. Figure Apalkov Yu.V. "Submarines of the Soviet Navy 1945-1991's." Volume II


The D-6 complex could become the first domestic rocket system capable of launching from under water. For this purpose, separate starting engines were introduced into the rocket. After reaching the start-up line and opening the shaft cover, the crew of the carrier should have given a launch command. On command, the battery from the starting engines at the head of the rocket was supposed to turn on. Her thrust was enough to pull the rocket out of the mine and then rise to the surface. Only after leaving the launcher, or after getting out of the water, should the main engine of the first stage start up. This method of start allowed to exclude an unacceptable increase in pressure inside the mine due to the work of the main engine. The gases from the starting engines, in turn, were not capable of damaging the design of the launcher.

The first carriers of promising missiles were to be diesel-electric submarines of the 613 and 629 projects, revised accordingly. Back in 1959, TsKB-16 began work on the project of an experimental submarine 613Д6 for testing. In the released compartment in the central part of the hull it was proposed to mount a vertical shaft launcher of the D-6 complex. In addition, the boat was supposed to receive a set of equipment for the maintenance and management of new weapons.

A sketch project 629Д6 was also developed, which was a further development of the 629 submarines. The main difference of the new project was the installation of three new launch shafts of the D-6 complex instead of the existing systems of the D-2 complex with the P-13 missiles. In theory, such a refinement of submarines allowed, without significant modernization, to almost double the maximum firing range.

After the decision was made to abandon the rocket with the engine using the Nylon-B, TsKB-18 was tasked to work out the possibility of using the new missile complex on promising nuclear submarines of the 667 project. In view of the overall limitations imposed by the design of the robust hull of such a submarine, the use of an unusual launcher was considered at one of the stages of this project.

The mines for rockets in this version of the project were to be assembled in pairs and placed outside the strong hull. At the same time, units with two missiles each were supposed to be transported in a horizontal position, parallel to the hull. During the preparation for the shooting, they had to climb vertically, after which they could start. After starting the installation should return to the horizontal transport position. Dimensions submarine "667" allowed to install on the sides of the robust hull two pairs of twin launchers. One of them was to be placed in front of the felling fence, the second - behind him. General ammunition boats with rotary launchers consisted of 8 missiles.


Rotary launchers for nuclear submarines Ave 667. At the top - a view of the system from the side, at the bottom - a view from the side of the bow of the boat: the installation is on the right in the transport position, on the left in the fighting position Figure Apalkov Yu.V. "Submarines of the Soviet Navy 1945-1991's." Volume II


In November, 1960, the team of TsKB-16 completed work on the project of the experimental boat "613Д6" and transferred the necessary documentation to one of the plants, which was to be engaged in rebuilding one of the serial submarines of the 613 project. The designers of TsKB-18 at that time continued to work out the question of installing the D-6 complex on nuclear submarines of the 667 project.

After the completion of the design work, it was planned to begin testing new weapons. At the beginning of the sixties were planned throwing tests, and then tests with full launches of new missiles. The first checks were proposed to be held at the Black Sea Fleet test sites. In addition, sites of other fleets could be involved in inspections.

The development of the D-6 submarine missile complex continued until the beginning of the summer of the 1961. 4 June issued a new decision of the Council of Ministers of the USSR, according to which all work on the complex ceased. The result of the next discussion at the top was disappointing conclusions about the prospects of the D-6 system. The command of the armed forces and the leadership of the defense industry considered the new complex with a solid-fuel rocket unpromising. Further work on it was considered impractical.

Design of missiles, launch systems and submarine carriers has not been completed. According to various sources, the reason for refusing further development of the project was the difficulty of creating certain components of the promising complex. In addition, in the early sixties, there was a technical and technological breakthrough in the field of liquid missiles for submarines. The development and implementation of a number of new ideas and solutions has significantly improved the characteristics of new missiles, thereby reducing the potential of solid-fuel products and the need for them.


Layouts of rockets in the parade. Photo Militaryrussia.ru


However, the development of solid-propellant ballistic missile submarines did not stop. Resolution of 4 June 1961, asked the development of a new system of this class. Employees of SKB-385 (now the State Rocket Center) under the direction of V.P. Makeeva was supposed to create a new D-7 complex using a solid-fuel rocket RT-15М.

Interestingly, the project D-6 after the cessation of work was not forgotten. In some sources it is reported that, based on the materials of this project, several demonstration models were subsequently collected. 7 November 1962 of the year during the military parade on Red Square drove AT-T tractors with transport trucks in tow. On the latter, layouts of missiles were located, which are considered to be one of the weapons options for the D-6 complex. In the future, such products were demonstrated several times at other parades.

"Ceremonial" mock-ups of the D-6 missiles had significant differences from their combat prototypes. For example, the second stage, instead of a cylindrical body, received a construction of two conical parts and a relatively narrow cylindrical section. The cylindrical part behind the head fairing was also extended. Instead of a block of nozzles on the bottom of the first stage was mounted a set of six or seven pipes simulating the engine units. Starting engines on the head part were missing.

Developments on the D-6 project were later used to create the first Russian intercontinental ballistic missile RT-1, intended for rocket forces. In 1962, this product was put to the test, but showed unsatisfactory results. In particular, the firing range did not exceed 2500 km, and the reliability of various systems left much to be desired.

The project of the D-6 missile system intended for installation on submarines did not yield the expected results. Nevertheless, he made it possible to obtain the most important experience necessary for the creation of new weapons for the submarine forces of the navy. Taking into account the successes and failures of the D-6 project and other developments of that time, in the future we managed to create several other systems that were put into service and used for a long time.


Based on:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://makeyev.msk.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-706.html
Shirokorad A.B. Weapons of the domestic fleet. 1945-2000. - Minsk: “Harvest”, 2001
Apalkov Yu.V. Submarines of the Soviet Navy 1945-1991 Volume II: - M: Morkniga, 2011
Author:
3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. region58
    region58 17 May 2016 10: 33
    0
    below - view from the bow of the boat: on the right, the installation is in transport position, on the left in combat.

    I apologize, but left and right are not mixed up for an hour?
  2. DimerVladimer
    DimerVladimer 17 May 2016 13: 54
    +2
    The CIA experts were glad that the pipes sticking out of the prototype were puzzled for a long time what engines these were :)
    1. engineer74
      engineer74 17 May 2016 14: 37
      0
      We recorded a "photonic reflector", and then let the military-industrial complex have a headache! smile
      The command of the armed forces and the leadership of the defense industry considered the new complex with a solid fuel missile unpromising.
      - the saddest phrase in the article, we loved the most "delicious" direction ... sad

Проект ракетного комплекса подводных лодок Д-6

Ранние отечественные баллистические ракеты подводных лодок имели ряд серьезных проблем, затруднявших их эксплуатацию. Первые образцы такого оружия не могли взлетать из-под воды, а кроме того, далеко не сразу удалось обеспечить длительное хранение компонентов топлива прямо в баках ракеты. Из-за этого некоторые ранние субмарины-носители приходилось оснащать специальными баками для горючего и системами заправки ракеты. Эти и другие минусы ранних жидкостных ракет привели к появлению предложения о создании твердотопливной баллистической ракеты для подлодок. Первое подобное отечественное изделие, которому, тем не менее, не удалось стать штатным вооружением флота, было разработано в рамках проекта ракетного комплекса Д-6.

Проект Д-6 стартовал в соответствии с постановлением Совмина от 5 сентября 1958 года. Этот документ требовал создать ракетный комплекс для подлодок с твердотопливной ракетой. Основные характеристики системы должны были соответствовать параметрам комплекса Д-4 с ракетой Р-21, разработка которого стартовала незадолго до этого. Одновременно с этим требовалось разработать ракету с габаритами на уровне изделия Р-13. Главным исполнителем проекта было назначено ленинградское ЦКБ-7 Госкомитета по оборонной технике (ныне КБ «Арсенал»). На должность главного конструктора назначили П.А. Тюрина.

Ввиду сложности нового проекта к работам были привлечены несколько других организаций. Так, системы управления должны были разработать сотрудники НИИ-592 (ныне НПО Автоматики) и НИИ-49 (концерн «Гранит-Электрон»). Создание твердого топлива в рамках проекта «Нейлон» поручили Государственному институту прикладной химии (ГИПХ) и НИИ-125 (ФЦДТ «Союз»). Подлодки-носители новых ракет должны были разрабатываться в ЦКБ-16 и ЦКБ-18 (СПМБМ «Малахит» и ЦКБ «Рубин» соответственно). Кроме того, к проекту были привлечены несколько других организаций, занимавшихся теми или иными компонентами перспективного комплекса.


Проект ракетного комплекса подводных лодок Д-6
Макет ракеты Д-6 на параде 7 ноября 1962 г. Фото Militaryrussia.ru


Достаточно быстро специалисты нескольких научных и конструкторских организаций сформировали два предложения, касавшихся облика перспективного комплекса и его ракеты. Главные отличия этих предварительных проектов касались типа используемых силовых установок и их топлива. В первом проекте предлагалось использование баллиститных порохов. Ракета должна была снаряжаться подобными шашками большого диаметра, аналогичными по конструкции примененным на ракете 3Р9 комплекса 2К6 «Луна». Использование готовых наработок позволяло значительно ускорить процесс создания новой ракеты и принять ее на вооружение в ближайшем будущем.

Второй вариант ракеты должен был использовать шашки смесевого топлива. Такая версия проекта была значительно сложнее, поскольку требовала дополнительных работ по созданию более эффективного твердого топлива и могла привести к дополнительным тратам времени. Тем не менее, в таком случае появлялась возможность значительно повысить характеристики ракеты в сравнении с использующей баллистиитные пороха. Таким образом, оба варианта ракеты имели свои преимущества и недостатки, которые могли сказаться на дальнейшем ходе проекта и характеристиках готовых изделий.

В середине 1960 года два предварительных проекта рассмотрели военные и руководство промышленности. В результате их рассмотрения был выбран наиболее выгодный и удобный путь развития проекта Д-6. Было решено отказаться от баллиститного топлива в пользу смесевого. Несмотря на необходимость дополнительных работ, смесевое топливо позволяло достичь более высоких характеристик. Решение было закреплено постановлением Совета министров от 18 июня. Выбор топлива позволил начать разработку полноценного проекта, который в дальнейшем мог дойти до испытаний и принятия на вооружение.

Первый вариант ракеты с двигателями на баллиститном топливе представлял определенный интерес с точки зрения конструкции. Для максимального упрощения разработки и будущего производства предлагалось собирать две ступени ракеты из набора блоков-двигателей. Каждый такой блок должен был представлять собой стальной цилиндр с зарядом твердого топлива, соплом в хвостовой части и набором дополнительного оборудования. Управлять тягой предлагалось при помощи дефлекторов на соплах. Четыре таких блока должны были собираться в ступень. В состав ракеты предлагалось ввести две ступени схожей архитектуры с четырьмя отдельными двигателями на каждой.

Двигатели первого варианта ракеты комплекса Д-6 должны были использовать существующее баллиститное топливо типа «Нейлон-Б», производство которого уже было освоено промышленностью. Это топливо представляло собой коллоидный раствор нитроклетчатки в нитроглицерине. Такая смесь уже использовалась в двигателях нескольких ракетных комплексов отечественной разработки, в том числе стоявших на вооружении.

Проект ракетного комплекса подводных лодок Д-6
Первый вариант ракеты с двигателями на баллиститном топливе. Рисунок Makeyev.msk.ru


После отказа от ракеты с баллиститным топливом работы продолжались по второму варианту проекта. В этом случае предлагались иные технические решения, которые привели к значительным различиям двух проектов. Второй вариант ракеты, принятый для дальнейшей разработки, отличался от первого как внешне, так и внутренним строением. В частности, не планировалось использовать ступени раздельной архитектуры в виде сборки отдельных двигателей.

В перспективе на вооружение подводных лодок с комплексом Д-6 могла поступить двухступенчатая твердотопливная ракета. Ступени изделия получили цилиндрическую форму с поясами-выступами на внешней поверхности. На хвостовых торцах корпусов ступеней находились несколько сопел двигателей. Между собой две ступени должны были соединяться при помощи специального цилиндрического переходника.

Вторая ступень получила сужающуюся головную часть с креплениями для установки боезаряда. Корпус боевой части, в свою очередь, должен был иметь форму конуса со скругленным обтекателем и цилиндрическим основанием. На головном обтекателе ракеты также предусматривались крепления для набора стартовых двигателей. С целью снижения нагрузки на пусковую установку было решено применить нестандартный алгоритм работы двигателей, подразумевающий применение отдельной стартовой силовой установки.

Обе ступени перспективной ракеты оснащались твердотопливными двигателями. Внутри цилиндрического корпуса помещался заряд топлива «Нейлон-С», созданного специально для новой ракеты. В силу своей новизны такое топливо требовало проведения испытаний и, возможно, доработки. В случае успешного завершения всех необходимых работ перспективная ракета могла получить двигатель требуемой мощности, способный обеспечить выполнение требований по характеристикам.

На головной части изделия планировалось крепить 6-8 малогабаритных стартовых двигателей на твердом топливом. Их предлагалось использовать для вывода ракеты из пусковой установки, подъема на поверхности и выхода из воды, до включения маршевого двигателя первой ступени. Предполагалось, что малогабаритные стартовые двигатели сравнительно малой мощности позволят сократить негативное влияние реактивных газов на агрегаты пусковой установки, а также приведут к некоторой экономии заряда двигателя первой ступени с дополнительным увеличением дальности.

Проект ракетного комплекса подводных лодок Д-6
Второй вариант ракеты с двигателями на смесевом топливе. Рисунок Makeyev.msk.ru


Для управления ракетой предлагалось использовать автономную инерциальную систему на основе гироскопов. Система управления должна была следить за положением ракеты в пространстве и удерживать ее на заданной траектории. Для изменения тяги отдельных сопел, при помощи которого планировалось выполнять маневрирование, в состав систем управления были включены заслонки-дефлекторы. Также система управления отвечала за сброс отработанной первой ступени, однако разделение второй ступени и боевого блока, по-видимому, не предусматривалось. По расчетам, автоматика должна была наводить ракету на цель с КВО не более 3-4 км при стрельбе на максимальную дальность.

Под головным обтекателем ракеты должна была находиться специальная боевая часть. Для использования в комплексе Д-6, по разным данным, предлагались «Изделие 43» или «Изделие 49». Мощность ядерного заряда такой боевой части составляла 300 кт или 1 Мт.

Ракета с двигателем на смесевом топливе должна была иметь общую длину не более 15 м при максимальном диаметре 1,85 м. Диаметр широкой части боевого блока составлял 1,3 м. Максимальный стартовый вес ограничивался 22,5 т. За счет применения двух ступеней с собственными двигателями, способных разогнать изделие до большой скорости и вывести на заданную траекторию, планировалось довести дальность стрельбы до 1100 км.

Для транспортировки и запуска ракет нового типа в состав комплекса Д-6 предлагалось включить шахтные пусковые установки. Изначально был разработан образец, аналогичный уже существовавшим. Это был прочный металлический цилиндр с открываемой верхней крышкой, в который должна была загружаться ракета. Внутри имелись направляющие для удержания ракеты в правильном положении, а также набор разъемов для ее соединения с бортовыми системами носителя. Предстартовое заполнение шахты водой не предусматривалось.

Проект ракетного комплекса подводных лодок Д-6
Внешний вид подлодки проекта 667 с комплексом Д-6. На бортах видны крышки люков пусковых установок. Рисунок Апальков Ю.В. "Подводные лодки советского флота 1945-1991 гг." Том II


Комплекс Д-6 мог стать первой отечественной ракетной системой, способной осуществлять запуск из-под воды. Для этого в состав ракеты были введены отдельные стартовые двигатели. После выхода на рубеж пуска и открытия крышки шахты экипаж носителя должен был давать команду на запуск. По команде должна была включаться батарея из стартовых двигателей в головной части ракеты. Ее тяги хватало для вывода ракеты из шахты с последующим подъемом на поверхность. Только после покидания пусковой установки, либо после выхода из воды, должен был включаться маршевый двигатель первой ступени. Такой способ старта позволял исключить неприемлемое повышение давления внутри шахты вследствие работы маршевого двигателя. Газы от стартовых двигателей, в свою очередь, не были способны повредить конструкцию пусковой установки.

Первыми носителями перспективных ракет должны были стать дизель-электрические подлодки проектов 613 и 629, переработанные соответствующим образом. Еще в 1959 году ЦКБ-16 начало работу над проектом опытной подлодки 613Д6 для проведения испытаний. В высвобожденном отсеке в центральной части корпуса предлагалось монтировать вертикальную шахтную пусковую установку комплекса Д-6. Кроме того, лодка должна была получать набор оборудования для обслуживания и управления новым вооружением.

Также был разработан эскизный проект 629Д6, являвшийся дальнейшим развитием субмарин «629». Главным отличием нового проекта была установка трех новых пусковых шахт комплекса Д-6 взамен имевшихся систем комплекса Д-2 с ракетами Р-13. В теории такая доработка подлодок позволяла без значительной модернизации почти вдвое увеличить максимальную дальность стрельбы.

После принятия решения об отказе от ракеты с двигателем, использующим «Нейлон-Б», ЦКБ-18 получило задание проработать возможность использования нового ракетного комплекса на перспективных атомных подлодках проекта 667. Ввиду габаритных ограничений, накладываемых конструкцией прочного корпуса такой субмарины, на одном из этапов этого проекта рассматривалось использование необычной пусковой установки.

Шахты для ракет в этом варианте проекта должны были собираться попарно и помещаться за пределами прочного корпуса. При этом блоки с двумя ракетами в каждом предлагалось транспортировать в горизонтальном положении, параллельно корпусу. Во время подготовки к стрельбе они должны были подниматься вертикально, после чего мог осуществляться старт. После запуска установки следовало возвращать в транспортное горизонтальное положение. Габариты подлодки «667» позволяли установить на бортах прочного корпуса две пары сдвоенных пусковых установок. Одна из них должна была помещаться перед ограждением рубки, вторая – за ним. Общий боекомплект лодки с поворотными пусковыми установками состоял из 8 ракет.

Проект ракетного комплекса подводных лодок Д-6
Поворотные пусковые установки для АПЛ пр. 667. Вверху - вид системы сбоку, внизу - вид со стороны носа лодки: справа установка в транспортном положении, слева в боевом. Рисунок Апальков Ю.В. "Подводные лодки советского флота 1945-1991 гг." Том II


В ноябре 1960 года коллектив ЦКБ-16 завершил работу над проектом опытной лодки «613Д6» и передал необходимую документацию на один из заводов, которому предстояло заняться перестройкой одной из серийных субмарин проекта 613. Конструкторы ЦКБ-18 в это время продолжали проработку вопроса установки комплекса Д-6 на атомные подлодки проекта 667.

После завершения проектных работ планировалось приступить к испытаниям нового оружия. На начало шестидесятых годов были запланированы бросковые испытания, а затем и тесты с полноценными запусками новых ракет. Первые проверки предлагалось провести на полигонах Черноморского флота. Кроме того, к проверкам могли привлекаться площадки других флотов.

Разработка ракетного комплекса подводных лодок Д-6 продолжалась до начала лета 1961 года. 4 июня вышло новое постановление Совмина СССР, в соответствии с которым все работы по комплексу прекращались. Результатом очередного обсуждения в верхах стали неутешительные выводы о перспективах системы Д-6. Командование вооруженных сил и руководство оборонной промышленности посчитали новый комплекс с твердотопливной ракетой бесперспективным. Дальнейшие работы по нему сочли нецелесообразными.

Проектирование ракеты, пусковых систем и субмарин-носителей так и не было завершено. По разным данным, причиной для отказа от дальнейшего развития проекта стали трудности с созданием тех или иных компонентов перспективного комплекса. Кроме того, в начале шестидесятых годов наметился технический и технологический прорыв в области жидкостных ракет для подводных лодок. Разработка и внедрение ряда новых идей и решений позволила значительно повысить характеристики новых ракет, тем самым снизив потенциал твердотопливных изделий и необходимость в них.

Проект ракетного комплекса подводных лодок Д-6
Макеты ракет на параде. Фото Militaryrussia.ru


Тем не менее, разработка твердотопливных баллистических ракет подводных лодок не прекратилась. Постановлением от 4 июня 1961 года задавалась разработка новой системы этого класса. Сотрудники СКБ-385 (ныне Государственный ракетный центр) под руководством В.П. Макеева должны были создать новый комплекс Д-7 с использованием ракеты на твердом топливе РТ-15М.

Интересно, что проект Д-6 после прекращения работ не был забыт. В некоторых источниках сообщается, что по материалам этого проекта в дальнейшем было собрано несколько демонстрационных макетов. 7 ноября 1962 года в ходе военного парада по Красной площади проехали тягачи АТ-Т с транспортными тележками на буксире. На последних располагались макеты ракет, которые считаются одним из вариантов вооружения для комплекса Д-6. В дальнейшем такие изделия несколько раз демонстрировались на других парадах.

«Парадные» макеты ракет комплекса Д-6 имели значительные отличия от своих боевых прототипов. К примеру, вторая ступень вместо цилиндрического корпуса получила конструкцию из двух конических деталей и сравнительно узкого цилиндрического участка. Также была удлинена цилиндрическая часть, расположенная за головным обтекателем. Вместо блока сопел на днище первой ступени крепился набор из шести или семи труб, имитирующих агрегаты двигателя. Стартовые двигатели на головной части отсутствовали.

Наработки по проекту Д-6 в дальнейшем были использованы при создании первой отечественной межконтинентальной баллистической ракеты РТ-1, предназначенной для ракетных войск. В 1962 году это изделие вышло на испытания, однако показало неудовлетворительные результаты. В частности, дальность стрельбы так и не превысила 2500 км, а надежность различных систем оставляла желать лучшего.

Проект ракетного комплекса Д-6, предназначенного для установки на подводных лодках, не дал ожидаемых результатов. Тем не менее, он позволил получить важнейший опыт, необходимый для создания нового оружия для подводных сил военно-морского флота. С учетом успехов и неудач проекта Д-6 и других разработок того времени в дальнейшем удалось создать несколько иных систем, которые были приняты на вооружение и использовались в течение длительного времени.


По материалам:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://makeyev.msk.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-706.html
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001
Апальков Ю.В. Подводные лодки советского флота 1945-1991 гг. Том II: – М: «Моркнига», 2011
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 3
  1. region58 17 мая 2016 10:33
    внизу - вид со стороны носа лодки: справа установка в транспортном положении, слева в боевом.

    Извиняюсь, а лево и право часом не перепутаны?
  2. DimerVladimer 17 мая 2016 13:54
    Вот порадовались эксперты ЦРУ торчащим из макета трубам - долго ломали голову что это за двигатели :)
    1. инженер74 17 мая 2016 14:37
      Записали "фотонный отражатель", а дальше пусть у ВПК голова болит! smile
      Командование вооруженных сил и руководство оборонной промышленности посчитали новый комплекс с твердотопливной ракетой бесперспективным.
      - самая грустная фраза в статье, пролюбили самое "вкусное" направление... sad

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня