Крепче стали: как создавалась инновационная технология по остеклению самолетов Т-50

Крепче стали: как создавалась инновационная технология по остеклению самолетов Т-50


В России разработаны новые технологии изготовления остекления кабин военных и гражданских самолетов из силикатного стекла. Такие изделия оказываются легче и прочнее, чем если бы они были созданы из ранее применявшихся органических материалов. Силикатное стекло применяется и в других областях — от космонавтики до жилищного строительства.

Среди исследователей космоса вот уже не первый год не утихает спор вокруг оценки безопасности и эксплуатации Международной космической станции. Дело в том, что в российском сегменте МКС установлено 13 иллюминаторов. Во время совместных обсуждений работы МКС предлагается закрыть окна в российском сегменте глухими заглушками из-за опасности возникновения дефектов в стекле из-за ударов микрометеоритов — дескать, безопасность станции может улучшиться. Но представитель российской стороны — директор Научно-исследовательского института технического стекла (НИТС), заслуженный деятель науки, вице-президент Академии инженерных наук РФ, доктор технических наук, профессор Владимир Солинов стоит на своем — на протяжении многих лет остаточная прочность после удара космических микрочастиц сохранилась и, различные излучения и прочие угрозы космоса никак не отразились на безопасности созданных в институте иллюминаторов, а также экипажа, поэтому причин ограничивать наблюдение за нашей планетой, «затемнять» работу космонавтов в российских модулях орбитальной станции нет.


Иллюминаторы для орбитальной станции — лишь одно из немногих изделий, выпускаемых в НИТС. Основная же часть работы ученых и технологов института, расположенного на юго-западе Москвы, конечно, связана с созданием изделий конструкционной оптики, остекления, или как здесь говорят «сложных прозрачных оптических систем» для боевых самолетов четвертого и пятого поколений, производимых заводами ОАК. И с каждым годом работы для авиации становится заметно больше.

Силикат или органика

Крепче стали: как создавалась инновационная технология по остеклению самолетов Т-50

На фото: заготовки лобового стекла Т-50 в кассете для упрочнения.

Силикатное стекло — материал с уникальными свойствами. Его прозрачность, высокая оптика, теплостойкость, прочность, способность использования различных покрытий — делают его незаменимым для остекления летательных аппаратов. Но почему при остеклении кабин самолетов за рубежом и у нас преимущество отдавалось органике? Только по одной причине — она легче. Еще говорят, что силикатное стекло слишком хрупкое.

В последние несколько лет разработки материаловедов НИТС позволили кардинально изменить представление о силикатном стекле как о хрупком материале. Современные методы упрочнения позволяют придать остеклению для современных боевых самолетов прочность достаточную, чтобы выдержать удар птицы весом около двух килограмм при скорости 900 км/час.

«Сегодня способ упрочнения в поверхностном слое исчерпал себя. Пора изменять внутреннюю структуру стекла, ее дефектность», — говорит Владимир Солинов. Этому, как не странно, способствуют введенные Западом санкции. Дело в том, что даже в «досанкционные» времена зарубежные фирмы по решению НАТО не поставляли в Россию силикатные стекла улучшенного качества, используемые там для специальных целей. Это вынуждало НИТС использовать архитектурно-строительное стекло. Хотя российские производители выпускают миллионы квадратных метров такого стекла, качество его не подходит для использования в авиации.

На помощь пришло импортозамещение: в Москве начат новый проект по проведению НИОКР и проектированию принципиально нового для стекольной отрасли оборудования.

На нем и будут отрабатываться все процессы синтеза стекла с российским приоритетом.

Осуществлять проект доверено молодому ученому Татьяне Киселевой. 26-летняя выпускница Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева руководит лабораторией, в 2015 году защитила кандидатскую диссертацию. На кафедре стекла в «Менделеевке» Татьяна изучала свойства прозрачной брони. Один из ее профессиональных вызовов — разработать стекло, которое по своим свойствам превосходило бы один из лучших мировых аналогов — стекло «геркулит», которое Россия пока не выпускает.

В основу проекта положен новый оригинальный способ варки стекла. Уже сегодня в лаборатории получены образцы стекла, конструкционная прочность которых в три раза превосходит аналоги, полученные традиционным методом. Прибавьте к этому имеющиеся способы упрочнения, и получите стекло, прочность которого в несколько раз превышает многие сорта легированной стали. Из более прочного стекла получаются более легкие изделия. Однако необходимо отметить, что разработчики органического стекла постоянно повышают технические показатели своей продукции, спор о том, какое стекло лучше, не окончен.

Фонарь для Т‑50


Крепче стали: как создавалась инновационная технология по остеклению самолетов Т-50

На фото: комплект остекления самолета Т-50 - лобовой козырек и откидная часть.

Представьте себе пакет из нескольких пластин силикатного стекла, которым необходимо придать обтекаемую форму переднего козырька высокоскоростного самолета.

Еще около сорока лет назад специалисты НИТС разработали технологию глубокого моллирования. В специальной печи закладывается несколько слоев стекла. В течение нескольких часов при высокой температуре под собственным весом стекло изгибается, приобретая нужную форму и кривизну. При необходимости специальные механизмы подталкивают заготовку, заставляя ее изгибаться по специальному графику.

Впервые в мире по этой технологии на истребителе МиГ‑29 заменен фонарь, состоявший из трех стекол, на одно беспереплетное стекло из силиката.

С ростом скоростей возрастали требования по теплостойкости остекления, с которыми органическое стекло уже не могло справляться. Одновременно ужесточались оптические требованиями и требования по обзорности. Несколько лет назад в сотрудничестве с Компанией «Сухой», Объединенной авиастроительной корпорацией была разработана новая технология по выпуску стекла для Т‑50.
Разработка финансировалась авиастроителями, частично — Министерством промышленности и торговли. Существенная помощь была оказана в проведении техперевооружения предприятия, говорит директор Технологического центра ОАК Юрий Тарасов.

В результате лобовое стекло самолета Т‑50 по размеру почти в два раза превосходит размер козырька МиГ‑29, а форма изделия из классического цилиндра превратилась в сложный 3D формат.

Результат — впервые в мире из силикатного стекла изготовлена лобовая и откидная часть фонаря самолета Т‑50 (производится компаний «Сухой») в 3D формате. При этом вес этих частей оказался ниже, чем если бы они были изготовлены из органического стекла.

Достигнутые результаты дали толчок к оснащению подобным остеклением самолетов других заводов и КБ, входящих в ОАК. Сразу же появилась необходимость в модернизации, замене органического остекления на силикатное, например, на самолетах Як‑130, Су‑35, МиГ‑31, МиГ‑35. После такой замены (т. е. улучшения прочностных характеристик остекления) МиГ-35, например, впервые развил скорость до 2000 км/ч, то есть смог лететь быстрее в среднем на 40%, чем любой другой самолет в мире.

За последние годы серьезно изменился стиль работы московских ученых. Около трехсот специалистов НИТС выполняют полный цикл — от технического задания до мелкосерийного производства. Здесь и разработки технологии, и подбор ключевых материалов при использовании стекла, и большой цикл испытаний на все воздействующие на самолет факторы, как на земле, так и в воздухе.

К современному стеклу предъявляют несколько ключевых требований, среди которых, кроме высокой прочности, — оптическая прозрачность, высокое светопропускание, увеличивающие диапазон визирования, антибликовые свойства, защита от воздействия солнечной радиации и других излучений, антиобледенительные свойства, обеспечивающие равномерное удельное сопротивление электрообогрева.

Все это достигается с помощью нанесения покрытий аэрозольным, вакуумным или магнитронным способом. Мощное и сложное оборудование, испаряющее металл и осаждающее его на поверхность стекла, позволяют НИТС наносить любые покрытия, в том числе защищающее от спецфакторов.
Этот набор свойств позволяет говорить об изделии остекления как о сложной оптической системе, а высокие прочностные качества стекла, составляющего часть кабины самолета, создали новую область науки и техники и ввели в обиход термин «изделия конструкционной оптики» (ИКО).

Новые технологии


Крепче стали: как создавалась инновационная технология по остеклению самолетов Т-50

На фото: погрузка листа стекла для дальнейшей обработки.

Когда изделие — откидную часть фонаря для Т‑50 — выгружают из печи для дальнейшей обработки, она мало чем напоминает будущее изделие. При моллировании стекла края заготовки деформируются, и удалить их с крупногабаритной заготовки, да еще имеющей сложную геометрическую форму, алмазным инструментом невозможно. На помощь пришел лазер. Луч лазера роботизированного комплекса не только обрезает заготовку согласно заложенной в него программе, но и, оплавляя кромку, повышает прочность края изделий, предотвращая появления трещин. Лазерную резку изделий крупногабаритной 3D формы впервые применили в Москве. Этот метод получил патент в марте 2012 года. Лазерный луч используют также для нанесения отсечек в электропроводящем слое на поверхности стекла, создавая зоны обогрева. После обработки лазером заготовка все больше и больше становится похожа на фонарь Т‑50.

После резки каждую заготовку подвергают обработке на пятикоординатном станке. Уникальный ложемент позволяет обеспечить на ней нулевые исходные монтажные напряжения. Главный технолог института Александр Ситкин рассказал о перспективах использования комплекса для шлифовки и полировки поверхности стекла: работы, которая при необходимости осуществляется пока только вручную. Разработанные технологии — гордость института.

Совсем недавно готовый стеклоблок при помощи герметика монтировался в металлическую раму. Переход на композиционные материалы разработки НИТС позволил снизить вес изделия на 25%, повысить птицестойкость и ресурс остекления до уровня ресурса остекления планера. Замену остекления стало возможно проводить в полевых условиях.

Весь цикл производства ИКО длится около полутора месяцев. Большая часть изделий идет на заводы-изготовители ОАК, часть — на ремонтные заводы для модернизации, часть — на аэродромы ВВС, в так называемые аптечки. Основная часть продукции НИТС выполняется в рамках государственного оборонного заказа.

В НИТС неохотно делятся сведениями о характеристиках остекления для боевых самолетов. Но ясно, что стекла, разработанные для кабин отечественных гражданских самолетов по ряду параметров превосходят импортные.

Например, как можно видеть на сайте НИТС, толщина стекла на самолете Ту‑204 – 17 мм, толщина стекла с аналогичными свойствами у самолетов Boeing 787 – 45 мм.

Поколение V


В последние несколько лет директор института Владимир Солинов сумел существенно омолодить коллектив. На московском производстве, отметившем недавно 60-летний юбилей, сегодня работают и молодые люди, и опытные специалисты. Сюда охотно идут студенты старших курсов «Менделеевки». Придя на практику в институт и узнав, что здесь зарплаты по 70 тыс. рублей, сначала устраиваются простыми рабочими, потом быстро дорастают до технологов. Много и опытных рабочих.

Один из них, Николай Якунин, обрабатывает стекла для вертолетов. «Пришел сюда сразу после армии, сорок лет назад. Но если бы не высокий уровень автоматизации, наверное, не выдержал бы. Мне даже в хорошей физической форме с изделием весом в 30 кг работать целый день тяжело», — говорит Якунин.

Люди и гвозди


Во всем мире разработанные для авиастроения технологии, позволяющие изготавливать стекла требуемой прочности, используются и во многих других отраслях народного хозяйства.

Несколько лет назад, чтобы доказать высокую прочность силикатного стекла, в институте сделали… стеклянные гвозди. Забивали молотком. Они могли бы найти применение в изделиях с антимагнитными свойствами.

Также эти гвозди испытывались при строительстве, взамен струбцин при склейке корпусов яхт. Но гвозди остались только экзотикой. Теперь никому не надо доказывать высокие показатели прочности стекла — все работы НИТС — свидетельство высокого качества этого древнейшего и, в тоже время, совершенно нового материала.

Директор института Владимир Солинов использует все свои возможности для доказательства необходимости обеспечения высокой прочности стекла, в том числе и архитектурно- строительного.

Он является членом Российско-американской комиссии по безопасности в космосе, о которой шла речь в начале этой статьи, а также Комиссии по градостроению при Государственной Думе — ведь при строительстве современных зданий все большая часть материалов — стекло. А это значит, что разработанные для авиации технологии и материалы в скором будущем будут делать жизнь миллионов людей все более комфортной и безопасной.
Автор: uacrussia
Первоисточник: http://uacrussia.livejournal.com/43060.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 67
  1. Приговор 14 мая 2016 05:58
    Приятно, что те технологии, в которых даже Союз отставал, смогла разработать Россия. Теперь, как можно скорее внедрять и перевооружать. У нас есть всё, кроме времени.
    1. Оператор 14 мая 2016 21:51
      "Аполитично рассуждаешь!" (С) laughing

      Российский ВПК в области изготовления термостойких фонарей кабин истребителей вышел в лидеры с большим отрывом, оставив ближайшего конкурента - США - в глубокой заднице.

      Причем другие страны на подобии Израиля, представители которых в комментариях к статье усилено пытаются подменить тему неорганического стекла темой переплета фонаря, оттуда изначально не вылезали.

      В результате МиГ-31 развивает 3000 км/ч, Т-50 - 2700 км/ч, Су-35С - 2500 км/ч при том, что скорость F-22 ограничена 2124 км/ч, а F-35 (гордость израильских ВВС) вообще поставил антирекорд со своими 1700 км/ч.
    2. Б-15 15 мая 2016 07:00
      Я бы с Вами не согласился. Тушки в стёкла там летают с 70-х годов точно. Стёкла там делались высшего разряда очень давно. Стеклянные гвозди я держал в руках ещё при советской власти.
      Просто чувствуется, что наконец довели до внедрения. И это радует.
      А вообще то институт всю жизнь назывался НИИТС. К чему сокращения? wink
      1. guzik007 16 мая 2016 00:03
        Стеклянные гвозди я держал в руках ещё при советской власти.
        ----------------------------------------------------------------
        Вот так дела! Оказывается поговорка:дураку стеклянный член ненадолго,безнадежно устарела.
    3. Забво 15 мая 2016 20:31
      Цитата: Приговор
      в которых даже Союз отставал, с

      Россия и была Союзом
  2. ИмПерц 14 мая 2016 06:04
    МиГ-35, например, впервые развил скорость до 2000 км/ч, то есть смог лететь быстрее в среднем на 40%, чем любой другой самолет в мире

    Как то странно?!
    Может это опечатка? И имелся ввиду МИГ-31? Там из-за проблем с производством остекления кабин были наложены ограничения на скорость?
    Радует меня это утро, радуе!. Хорошие новости на ВО, хорошие!
    1. армеец2 14 мая 2016 14:05
      Вообще приятно читать такие статьи - конкретные, без пафоса. Спасибо автору за просветительскую деятельность!
      Что теперь скажут ура-патриоты, для которых в современной России все плохо? Двое уже "-" поставили, наверное "гнусной пропаганде" не поверили.
    2. Комментарий был удален.
    3. cherkas.oe 14 мая 2016 16:14
      Цитата: ИмПерц
      Может это опечатка? И имелся ввиду МИГ-31?

      Конечно же опечатка не 2000 км , а 3000км, и не 35-ый, а 31-ый,
      1. dauria 15 мая 2016 11:33
        Конечно же опечатка не 2000 км


        Наверное, имелась ввиду скорость у земли. Тогда да , всё сходится. Но фактов что-то не нашел. Реально самолеты у земли не летали быстрей 1400 км в час. А ограничения по скорости на высоте совсем не из-за фонаря. Там куча других причин, более серьёзных. И главная- оптимальный компромисс для боевого самолета не в ущерб остальным параметрам за счет скорости.
    4. Штык 15 мая 2016 07:22
      Цитата: ИмПерц
      Как то странно?!
      Может это опечатка?

      Нет, это некомпетентность.
  3. Громобой 14 мая 2016 06:17
    Честно говоря,прочитав про стеклянные гвозди я уже перестал внутренне сомневаться в прочности этого материала good ...сравнение толщины стёкол "Ту" и "Боинга" тоже плюс нашим "стеклодувам".Не зря охотятся за нашими учёными.Если в технологиях где и отставание,но научная школа и их знания позволяют решать задачи повышенной сложности.
    П.С. Вот кого надо железно ограждать от наноЧубайса с его его распилочной конторой.Может и средства какие из его "фирмы" перекинуть на поддержку или развитие подобных научных-производственных организаций.Я ведь слышал,что в нано очень много денег fellow !
    1. Saratoga833 14 мая 2016 18:51
      Цитата: Громобой
      Может и средства какие из его "фирмы" перекинуть на поддержку или развитие подобных научных-производственных организаций.

      Давно пора!
    2. alexneg 15 мая 2016 23:33
      Цитата: Громобой
      П.С. Вот кого надо железно ограждать от наноЧубайса с его его распилочной конторой.


      Странно, а почему этот ядовитый гриб пoдниндocoвик, в народе называемым "вор - горящая шапка", до сих пор имеет возможность воровать и гнобить, пусть и частично, российскую экономику? Эта рыжая морда давно должна быть выдворенная на родину его хозяев или сидеть на нарах, где-то за полярным кругом.
  4. ovod84 14 мая 2016 07:24
    Про гвозди новость это респект науке.чего только нет в этом мире.
    1. atalef 14 мая 2016 08:12
      Цитата: ovod84
      Про гвозди новость это респект науке.чего только нет в этом мире.

      Про стеклянные гвозди , изобретенные в этом нии я видел репортаж лет 20 назад , еще подумал , а нахрена они вообще нужны ?
      Кстати в китае они уже давно изготовляютя промышленно , для декорации
      1. Громобой 14 мая 2016 08:18
        Цитата: atalef
        Кстати в китае они уже давно изготовляютя промышленно
        И кто же их там изобрёл?Наверняка китайский учёный Ли Си Цын yes
        1. профессор 14 мая 2016 08:24
          Цитата: Громобой
          И кто же их там изобрёл?Наверняка китайский учёный Ли Си Цын

          Опубликовано в журнале «Юный Техник» №4 1973
          Cтеклянные гвозди не ржавеют, а прочность их ничуть не меньше, чем у железных, они сделаны из специального стекла, и их можно забивать обычным молотком. Разработаны они английскими инженерами.
          http://www.metalltype.ru/vesti/1973/04c
          1. Портолан 14 мая 2016 08:40
            Цитата: профессор
            Разработаны они английскими инженерами.
            http://www.metalltype.ru/vesti/1973/04c


            только что то фотка этих гвоздей отсутствует и китайских тоже.
            1. atalef 14 мая 2016 08:46
              Цитата: Портолан
              Цитата: профессор
              Разработаны они английскими инженерами.
              http://www.metalltype.ru/vesti/1973/04c


              только что то фотка этих гвоздей отсутствует и китайских тоже.

              Да ладно , набери - стеклянные гвозди ( в гугле ) --и будет тебе счастье
            2. Портолан 14 мая 2016 08:55
              Цитата: atalef
              Да ладно , набери - стеклянные гвозди ( в гугле ) --и будет тебе счастье


              я ж говорил ,что тебе не стоит верить,может покажешь фото?
          2. Громобой 14 мая 2016 09:08
            Цитата: профессор
            Разработаны они английскими инженерами.
            Я вижу,что Вы хорошо подкованы в теме стеклянных гвоздей...Значит англицкая работа,а я уж по простоте душевной подумал,что это НАШИ))).
          3. 16112014nk 14 мая 2016 09:55
            Цитата: профессор
            Разработаны они английскими инженерами.

            Британские учёные,как всегда, впереди планеты всей! wink
      2. Комментарий был удален.
  5. профессор 14 мая 2016 07:44
    Почему на Т-50 не одно беспереплетное стекло?
    1. atalef 14 мая 2016 08:13
      Цитата: профессор
      Почему на Т-50 не одно беспереплетное стекло?

      Мне то же это было странно видеть
      1. АВП 518 14 мая 2016 08:29
        Цитата: atalef
        Мне то же это было странно видеть

        Сань привет. У Т-50 фонарь сдвижной.
      2. godofwar6699 14 мая 2016 09:07
        вероятно лучше вид
    2. Портолан 14 мая 2016 08:23
      Цитата: профессор
      Почему на Т-50 не одно беспереплетное стекло?


      а зачем? идти по моде с ф22 не стоит потому что это не правильно,раздельные части фонаря придают больше живучести самолёту в бою,потому что разрушается один сегмент остекления ,а амеров сразу всё.
      1. профессор 14 мая 2016 08:36
        Цитата: Портолан
        а зачем?

        Для улучшения обзора.


        Цитата: Портолан
        идти по моде с ф22 не стоит потому что это не правильно,раздельные части фонаря придают больше живучести самолёту в бою,потому что разрушается один сегмент остекления ,а амеров сразу всё.

        И что произойдет при разрушении одного сегмента? wink
        1. Портолан 14 мая 2016 08:43
          Цитата: профессор
          Для улучшения обзора.


          не думаю ,что обзор будет сильно улучшен,минусов у этого фонаря больше ,чем плюсов.
          Цитата: профессор
          И что произойдет при разрушении одного сегмента?


          а голову лётчику оторвёт встречным потоком воздуха.
          1. профессор 14 мая 2016 08:46
            Цитата: Портолан
            не думаю ,что обзор будет сильно улучшен,минусов у этого фонаря больше ,чем плюсов.

            Это решать не нам, а тем кто платит.

            Цитата: Портолан
            а голову лётчику оторвёт встречным потоком воздуха.

            Вот именно. Там что один сегмент, что весь фанарь.
            1. Портолан 14 мая 2016 08:52
              Цитата: профессор
              Это решать не нам, а тем кто платит.


              как глупо ,те кто платят обычно не специалисты,а всякие пиарасты,как лучше понимают инженеры ,а не толстосумы.
              Цитата: профессор
              Вот именно. Там что один сегмент, что весь фанарь.


              negative
        2. АВП 518 14 мая 2016 08:50
          Цитата: профессор
          И что произойдет при разрушении одного сегмента?

          Олег приветствую,это мое личное мнение,но такая конфигурация фонаря принята из за того , что у нас система катапультирования традиционно производится с отстрелом подвижной части фонаря. Исключение составлял МиГ-21-13,но если память не изменяет,фонарь при катапультировании не отстреливался.
          1. профессор 14 мая 2016 09:04
            Цитата: АВП 518
            Олег приветствую,это мое личное мнение,но такая конфигурация фонаря принята из за того , что у нас система катапультирования традиционно производится с отстрелом подвижной части фонаря.

            ИМХО все дело в деньгах. В них проклятых. Цельный фонарь стоит на много дороже.
            1. dvina71 14 мая 2016 22:55
              Цитата: профессор
              ИМХО все дело в деньгах. В них проклятых. Цельный фонарь стоит на много дороже.

              Это с чего такие заключения?
              Технология выгибания стекла известна не только американцам. Нет в ней ничего сложного.
              Вся сложность в составе стекла и температурных режимах нагрева и охлаждения.
              В Вологде в 94г мне на вольво-340 делали стекло,бронелит.Изгибы там не малые,хотя до рекордсмена Сааб-900..далековато,но и на него делали,без проблем.
              Первое лопнуло при охлаждении,второе получилось.
              Метод проверки - килограммовый металлический шар ,бросают на стекло с высоты 1м.Потом жена на него стала и попрыгала,я с моими 96 кг,побоялся. Время было уже позднее ,ехать было далеко и делать еще одно стекло мне не хотелось.
              Уже когда к Воронежу подъезжали ,со встречного Газона прилетела гайка с колеса,я ехал под сотню. Прямо в средину попало..,только дымок пошел. На стекле даже следа не осталось.Так машину с ним и продал,дальнейшая судьба этого стекла мне не известна.
            2. профессор 15 мая 2016 07:08
              Цитата: dvina71
              Это с чего такие заключения?

              И отсюда: Т-50 / И-21 / ПАК ФА
              Фонарь кабины на первой машине Т-50-1 переплетный, на серийных Т-50 предполагается использование фонаря кабины с использованием беспереплетных секций силикатного фонаря нового типа, создаваемого с 2009 г. по программе НИР "Ашуг" (стоимость НИР 60 млн. руб, 2009 г.).
              Габариты секции - 1525 х 805 мм
              Толщина остекления - менее 14 мм
              Коэффициент светопропускания - 0.8
              Насыщенность цветового фона - не более 3.5 сатрон
              Температура среды - +55 град.С (рабочая), +130 град.С (кратковременная), +150 град.С (предельная)
          2. godofwar6699 14 мая 2016 11:19
            один кусок стекла
            1. viktorR 15 мая 2016 01:49
              Кусок то один, только толку, если переплет все равно есть))?
      2. atalef 14 мая 2016 08:48
        Цитата: Портолан
        Цитата: профессор
        Почему на Т-50 не одно беспереплетное стекло?


        а зачем? идти по моде с ф22 не стоит потому что это не правильно,раздельные части фонаря придают больше живучести самолёту в бою,потому что разрушается один сегмент остекления ,а амеров сразу всё.

        Посмеялся
        1. Портолан 14 мая 2016 08:56
          Цитата: atalef
          Посмеялся


          смех без причины,признак...?
        2. АВП 518 14 мая 2016 09:03
          Вот еще информация: Фонарь с козырьком обеспечивает практически такую же обзорность, что и полностью беспереплетный , но при этом лишен следующих недостатков :
          1. Недостаточной прочности
          2. Сильнейших оптических искажений в криволинейных поверхностях и переходных местах различной толщины, например, от толстой лобовой к тонкой боковой
          3. Не бликует внутри кабины
          4. Гораздо легче цельнолитого
          5. Дешевле и технологичней
          6. В переплетном отсутствует психофизиологическая проблема потери пространственной ориентировки в полете, связанная с неограниченным обзором воздушного пространства.

          Извлечения из статьи Джоффри В. МакКарти. (Aeromedicine and Training Diges, 1990, July, vol. 4.)
          "Хотя многие новинки в проекте истребителя Ф-16 обеспечили существенное боевое превосходство этого самолета в воздухе, они одновременно поставили летчика перед комплексом сложных авиамедицинских проблем.
          Среди этих проблем особо чувствительной является проблема нару¬шения пространственной ориентировки летчика. За последние 10 лет с момента поступления этого самолета на вооружение в ВВС США 58% всех летных происшествий с истребителем Ф-16 (по состоянию на октябрь 1988 г.) связано с человеческим фактором.
          Острота проблемы рельефно вырисовывается, если учесть, что случаи нарушения пространственной ориентировки в 83% закан¬чиваются гибелью летчика. Это - вторая после пилотажных перег¬рузок лидирующая причина авиакатастроф, где основным фактором является потеря сознания, приводящая к гибели летчика в 100% случаев.
          Необходимо отметить, что некоторые специфические особенности рабочего места летчика самолета Ф-16 способствуют повышению вероятности расстройств пространственной ориентировки в полете, о чем надлежит помнить каждому члену экипажа.
          Одним из факторов повышения чувствительности летчика к расстройствам пространственной ориентировки в полете на Ф -16 является наличие неограниченного обзора воздушного пространства, из кабины самолета. Это связано с тем, что в отличие от самолетов предшествующих типов, имеющих переплетную или рамочную конструкцию остекления, кабина истребителя Ф -16 снабжена цельнолитным (без переплета) остеклением с низкими бортами, что обеспечивает летчику беспрепятственный обзор воздушной обстановки в боевой ситуации.
          Такое конструктивное решение с точки зрения боевой эффек¬тивности является, безусловно, правильным, ибо оно учитывает самую главную тактическую аксиому военного летчика: "Плохой обзор - проигранный воздушный бой"!
          Вместе с этим, однако, беспереплетная цельнолитная конструкция остекления истребителя Ф -16 лишает летчика визуальной оценки пространственного положения самолета в угломерных координатах. Потеряв пространственную ориентировку или попав в сложное пространственное положение, летчик самолета Ф-16 не имеет опорных ориентиров для быстрого принятия коррегирующих оценок и действий в полете.
          Кроме того, осветительные приборы в кабине служат источником отраженных бликов на внутренней поверхности остекления фонаря, особенно при больших уровнях яркости свечения. В то же время попытки летчика снизить уровень яркости приводят к тому, что слабые уровни освещенности затрудняют считывание и контроль показаний пилотажно-навигационных индикаторов."
          1. voyaka uh 14 мая 2016 14:52
            Проблема возникала в первые годы эксплуатации Ф-16, когда за
            штурвал садились летчики с других самолетов, привыкшие видеть
            привычный переплет камины. Без него им казалось, что они "потерялись ".
            Статья 1990 года по отчетам до 1988 года.
            1. АВП 518 14 мая 2016 14:59
              Цитата: voyaka uh
              когда за
              штурвал садились летчики с других самолетов

              Алексей приветствую. Читал, что из за особенностей расположения органов управления РУД и РУС, на Ф-16 не переучивали с других типов,а учили летчиков с "нуля".
            2. voyaka uh 14 мая 2016 21:27
              " на Ф-16 не переучивали с других типов,а учили летчиков с "нуля"////

              Сейчас такая же фигня с "виртуальным" шлемом Ф-35. Проще научить с нуля, чем переучить.
              Надо не вертеть головой вообще, а анализировать 3-х мерный мультик, который
              датчики вокруг самолета собирают для тебя на внутреннюю поверхность стекла шлема.
              Не понял мультяшки - покойник. Понял - можешь замочить всех на 360 вокруг, никого
              не видя глазами.
            3. АВП 518 14 мая 2016 21:32
              Цитата: voyaka uh
              Понял - можешь замочить всех на 360 вокруг, никого
              не видя глазами.

              Спасибо Алексей, я все понял.
            4. Оператор 14 мая 2016 22:35
              Этот летный шлем для F-16I Sufa (израильской двухместной переделки известного американского самолета) весит 6 кг и ломает шейные позвонки летчиков при попытке выполнять маневры с перегрузкой, присущей истребителям.

              Поэтому его используют только пилоты бомбардировочной авиации. Что не спасает их от травм при катапультировании, когда перегрузки составляют от 12 до 18 g (в зависимости от веса пилота).

              При этом тактическая информация проецируется не на забрало шлема для бинокулярного видения обоими глазами пилота (современное решение), а на монокуляр, размещенный перед правым глазом, по технологии, отработанной ещё в 40 лет назад.
            5. Gogia 15 мая 2016 11:11
              F16 - Как ни крути Культовый самолет. Первый полет 1976 год - Мне было 2 года. более 25% самолета - композиты. Смотрите на ручку управления - справа - большое неудобство для левшей, но это было знаковое явление. Полностью электронное управление самолетом. Машина хорошая, но гораздо дороже чем Миг-29 вышла - из-за тех же композитов. А ЭПР не намного лучше. Нагрузка боевая очень приличная и очень глубокая модернизация в настоящее время, хотя стоимость модернизации сравнима со стоимостью нашего нового самолета :)))
              Сколько было сил потрачено нашим КГБ чтобы этот самолет заполучить :)))))
            6. voyaka uh 15 мая 2016 11:50
              " А ЭПР не намного лучше"////

              ЭПР у Ф-16 большой. А со всеми пилонами: прицелы, ракеты -
              огромный. Поэтому прорываться к целям можно только на скорости
              на высоте 50 м с диким риском врезаться в горы, башни.
              А на большой высоте ЗУРы превратят Ф-16 в факел в секунду.
              (... Ф-35 не блажь, а необходимость).
          2. Платон 14 мая 2016 17:18
            Всё верно написано. В стрессовой ситуации необходим ориентир для пространственной ориентировки.Опускать голову или глаза на приборную доску или кромку борта для начала привязки ориентации требует, хоть и малого, но времени. Фонарь полностью прозрачной это хорошо. Проблему с ориентировкой можно исправить нанесением на стекло нескольких меток-линий, точек.Которые летчик может установить по своему удобству. Вот и решение всех проблем с ориентировкой.
            1. АВП 518 14 мая 2016 17:29
              Цитата: Платон
              Которые летчик может установить по своему удобству.

              Не вариант. На чем глаз должен фокусироваться? На метке ,или перспективе? Был способ: потерялся, ставь РУС по белому.
    3. Еврей Русский 14 мая 2016 08:58
      Вопрос интересный, читал что в перспективе будет для улучшения малозаметности самолета убран переплёт, но это не простая переделка потребует определённых достаточно объемных НИОКР включающих в том числе измения и в планере самолета, и в кресле катапульте, исполнительных, и компоновочных решений, пока не целесообразно взято готовое решение из предидущих серий
    4. shonsu 14 мая 2016 17:01
      читал что уже делают такое. просто для прототипов сделали попроще чтобы работу не тормозить.
    5. Чёрный Полковник 16 мая 2016 15:37
      "Почему на Т-50 не одно беспереплетное стекло?"
      О том же подумал. У Фу-22 фонарь выполнен одним элеменотом. Может у наших тут какая-то своя задумка?
  6. Dimon19661 14 мая 2016 07:55
    Пятикоординатный станок-живем вроде в трехкоординатном мире.Про скорость в 2000-улыбнуло.
    1. Еврей Русский 14 мая 2016 09:04
      Зря посмеялись, мы живем в 3-Х мерном мире в с точки зрения физики, но станок дейстильно может быть пяти координатным вы забываете о параллельной обработке изделия. Хотя мир вообще -то 4х мерный. А пример расчета восьми мерного мира это математика работы систем навигации gps и ГЛОНАСС
      1. Dimon19661 14 мая 2016 09:25
        Положение любой точки описывается системой ТРЕХ координат.
        1. внук героя 14 мая 2016 10:15
          В станкостроении и металлообработке несколько другие понятия координат. Их там всего шесть. Это привычные нам три оси, плюс вращательное движение в плоскости нормальной к каждой оси. Это, так сказать, примерное обьяснение. Думаю будет доходчиво, чем по учебнику.
          1. Dimon19661 14 мая 2016 10:49
            Там применяются абсолютные и относительные координаты,но тем не менее положение точки в пространстве также описывается с помощью трех координат-X,Y,Z.
            1. Alex_T 14 мая 2016 16:24
              Для положения точки в пространстве достаточно указать 3 координаты. Для программирования движения инструмента в станке (манипуляторе) надо указывать положение всех подвижных элементов между деталью и инструментом.Поэтому в механике столько координат, сколько возможных движений (приводов), хоть 10-ти координатный. Пример 5-координатного станка в работе:
          2. Иркутянин 14 мая 2016 15:00
            У станков пять координат. Шестую крадёт вращение шпинделя.
            1. Alex_T 14 мая 2016 16:37
              В станкостроении под координатностью имеются ввиду формообразующие движения, а вращение шпинделя, это движение резанья. Поэтому обычный токарный станок будет 2-х координатным.Хотя в таком станке вращение шпинделя с заготовкой, это тоже формообразующая координата:
      2. Dimon19661 14 мая 2016 13:19
        Ну прям фантастика....
        1. VOENOBOZ 15 мая 2016 18:56
          Стоимость станка, инструмента, обслуги, производительность,целесообразность применения - миллионы рублей впустую.
  7. oxotnuk86 14 мая 2016 07:57
    Хорошо что можем идти в авангарде, только уйдут эти ребята за бугор.
  8. avg-mgn 14 мая 2016 09:02
    Замену остекления стало возможно проводить в полевых условиях.

    А вот ЭТО ой как важно и нужно. Даже если это не было заложено на уровне ТЗ, а "вылезло" само по себе из свойств материала.+++
  9. Bort Radist 14 мая 2016 09:19
    По моему для данных продуктов употребляется понятие - прозрачная броня?
    "Прозрачная броня (или бронестекло) — броня, получаемая соединением слоёв силикатного стекла (закалённого, отпущенного, упрочнённого химическим травлением) со слоями полиуретанов, метилметакрилатов и поликарбонатов. Назначением прозрачной брони является защита людей, вооружения и военной техники от воздействия поражающих средств — пуль и осколков боеприпасов. В настоящее время существует в толщинах от 12 (по I классу согласно ГОСТу Р51136-2008) до 200 мм.
  10. Горный стрелок 14 мая 2016 09:59
    Это стекло покруче, чем поликарбонат, особенно важно, что его термостойкость - выше. И сложные покрытия ( защита от солнечной радиации, радиопоглощение, обогрев) на стекле держатся лучше и куда долговечнее, чем те же покрытия на оргстекле или поликарбонате.
    А то, что фонарь составной - стало быть, так надо. Кстати, там было несколько слов о переплете из композиционных материалов. Который на радиозаметность не влияет! А стоимость не слишком разная - что целикового фонаря, что двух частей. Там на стоимость куда больше влияет "штучность" этих изделий. Установки для их обработки все равно делать надо ( для напыления покрытия, например), а изделий - в год 50 штук. Вот и себестоимость!
    1. Штык 15 мая 2016 07:55
      Цитата: Горный стрелок
      А то, что фонарь составной - стало быть, так надо.

      Серьёзный аргумент! smile
  11. К-50 14 мая 2016 10:19
    Статья интересная сама по себе. НО! Когда журналоламеры всё переврут, то и читать уже и не хочется после этого negative
    После такой замены (т. е. улучшения прочностных характеристик остекления) МиГ-35, например, впервые развил скорость до 2000 км/ч, то есть смог лететь быстрее в среднем на 40%, чем любой другой самолет в мире.

    Очередной бред и не понятно по смыслу. МиГ-35 и так 2 Мегаметра скорости набирает и не быстрее летает, чем его одноклассники Поэтому не могу понять, что этим автор хотел высказать. negative request
    1. Dimon19661 14 мая 2016 10:52
      Автор плохо разбирается в технической составляющей статьи-очередная перепечатка от своего имени.
    2. xtur 14 мая 2016 14:46
      >Поэтому не могу понять, что этим автор хотел высказать.

      можно сделать предположение, что применение такого стекла давало наибольший эффект именно для МиГ-35
  12. Metlik 14 мая 2016 12:40
    Думаю, НИТС вполне по силам производить не царапающиеся стекло для телефонов, спрос на него огромный - разработки окупились бы сторицей.
  13. мыслитель 14 мая 2016 15:47
    Во время совместных обсуждений работы МКС предлагается закрыть окна в российском сегменте глухими заглушками...

    На днях была статья о космическом мусоре, вот и результат -
    Недавно на одном из кварцевых иллюминаторов модуля "Купол". который был присоединен к комплексу МКС в феврале текущего года, была обнаружена приличная трещина. Она была случайно обнаружена американским астронавтом Тимом Пиком.
    По его словам, это следствие столкновение с мелким космическим мусором. Благодаря тому, что иллюминатор является четырехслойным и к тому же большую часть времени закрыт специальной задвижкой, он не слишком пострадал, хотя все могло бы быть намного хуже.
    http://www.infuture.ru/article/16126
  14. Dimon19661 15 мая 2016 14:33
    Ребята которые объясняли принцип работы станка с ЧПУ-вы просто Эвклидову геометрию слегка вспомните .... и не пишите ересь.. Просто доставляют иногда личности такие......
  15. poma 15 мая 2016 21:37
    А кому такие статьи поперёк горла ? Какая твapь минусы ставит.
  16. Александр1959 15 мая 2016 23:05
    Насчет остекления, композитных материалов хочу отметить НПО "Технология" в Обнинске, Калужской области.
    Одно из из немногих предприятий Обниска, не загнувшихся в 90-е, а наоборот развившееся. НПО "Технология" было образовано во времена СССР путем слияния Опытного Стекольного завода и Обнинского филиала ВИАМа. Синтез получился великолепный. Помимо остекления, ка я уже упомянул, НПО "Технология" изготавливаеточень специфичные заказы. Например- плитки теплозащиты "Бурана".
    Вот другая продукция:
    Электрообогреваемое силикатное остекление

    представляет собой прозрачную однослойную или многослойную стеклокомпозицию плоской или криволинейной формы, состоящую из высокопрочных стекол, токопроводящих и склеивающих материалов, обрамленную с помощью эластичных полимерных материалов в рамы из легкого прочного металла или резиновый уплотнитель. Используется в самолетах Ту-154, Ан-28, Ан-38, Л-410, Ил-86 и др., а также вертолетах и другой авиационной технике.

    Характеристики:
    • разработанная на предприятии технология моллирования позволяет получать заготовки стекла нужной кривизны;
    • обрамление остекления обеспечивает герметичность кабины пилотов и воспринимает механические нагрузки;
    • остекление имеет высокую прочность, испытано на птицестойкость;
    • за счет регулируемого электрообогрева предотвращается обледенение и запотевание стекол в любых метеорологических условиях;
    • отсутствие оптического искажения;
    • возможно нанесение многофункциональных покрытий, обеспечивающих защиту от воздействия электромагнитного и ультрафиолетового излучений, теплового потока солнечного излучения;
    • толщина стеклоблока от 11 до 52 мм;
    • температура эксплуатации от -60 °C до +200 °C;
    • светопропускание от 75 до 94 %;
    • срок службы до 30 лет;
    • назначенный ресурс 2000 летных часов.


    Ленин и композиты. Казалось бы, что общего? Стекло саркофага в Мавзолее сделано крупнейшим российским производителем композитных материалов, НПО "Технология" в Обнинске. "Это стекло, которое не пробивает пистолет и не может взорвать граната. И оно антибликовое, т.е. когда человек идёт в Мавзолей и смотрит на Ленина, он не видит этого стекла. Нанесено такое покрытие, которое не дает простому глазу видеть, что там на самом деле саркофаг"
  17. pm.sv.3691 2 июля 2016 23:38
    Стекло на буран производилось на Константиновском заводе спецстекла (Украина) еще в 80 -х. С того времени намного продвинулись в науке и технологиях.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня