Military Review

Victims of Honed Honor

15
Victims of Honed HonorOn a rainy March day in 1869, the officer was buried in St. Petersburg. For his coffin, the crown prince Alexander Alexandrovich, the future emperor Alexander III, walked right up to the gate of the city Lutheran cemetery. The late man committed suicide. Suicide is a grave sin for a Christian. It is impossible to repent for him and, therefore, to receive forgiveness from God. The person to whom life is given from above challenges the Creator, intending to use His gift in this way. According to church canons, they do not read the suicides and do not remember them. They should be buried in a remote area of ​​the cemetery.


However, this suicide was buried and buried as a sinless Christian. For this blessing was received from the bishop. Most likely, the suicide was recognized as mentally ill, insane at the time of the suicide. Therefore, the highest ecclesiastical authority allowed the funeral. Was the officer insane? Or did his voluntary retirement take place for another reason? After all, he had high awards, was a talented military engineer-artilleryman and a brave warrior. I received previously unknown information about him, having worked in the archives. This is what was learned.

WINE OF THE HEIR OF THRONE

We are talking about Captain Karl Ivanovich Gunnius (1837-1869). On the Internet, in historical publications do not have complete biographical information about him. You can find only the date of death, as well as very short and, let's say, not entirely correct information about it. Here is information from the archives of the Museum of Artillery Troops: “He died suddenly from excessive and overwhelming work in March 1869, he was only 32 years old. He was not married, was not on leave or off duty ... His death greatly slowed down the introduction of the production of metal cartridges in Russia. "

The Russian censorship in those and subsequent years did not pass information of negative content regarding representatives of the reigning dynasty. And in the death of this officer, a certain share of the blame lies with the heir to the Russian throne. Therefore, the tragic history was silent for many years. In our time, the authors mention the fate of an officer who was publicly insulted by the Tsarevich, but do not name his name.

Peter Kropotkin did not call him in his “Notes of the Revolutionary” either. Here is what is said in the memoirs of the anarchist ideologue: “I knew in St. Petersburg an officer, a Swede by descent, who was sent to the United States to order rifles for the Russian army. During the audience, the crown prince gave full space to his character and began to speak rudely with the officer. He probably answered with dignity. Then the Grand Duke became infuriated and cursed the officer with bad words. The officer belonged to the type of quite loyal subjects, who, however, held with dignity, which often occurs among the Swedish nobility in Russia. He immediately left and sent a letter to the crown prince demanding that Aleksandr Aleksandrovich apologize. The officer will also write that if after twenty-four hours there is no apology, he will shoot himself ... Alexander Alexandrovich did not apologize, and the officer kept his word ... I saw this officer from my close friend that day. He waited every minute for an apology to arrive. The next day he was not alive. Alexander II, angry at his son, ordered him to go behind the officer’s coffin. It seems that it was these traits of Alexander III that primarily affected his relations with people dependent on him. Therefore, he did not take seriously the threat of the officer. The crown prince, apparently, was already accustomed at that time to other notions of honor and dignity in his environment. ”

Karl Gunnius was born on February 23, 1837 in a family of small local Livonian nobles. His father was a pastor. In 1857, he graduated from the Mikhailovsky Artillery School in St. Petersburg in the first category (with honors), with the right to wear an axelette. With the rank of second lieutenant involved in the war with the highlanders of the North Caucasus. For courage, he receives the Order of St. Anne of the 3rd degree, St. Stanislav of the 3rd degree with swords and a bow and a medal. In 1861 he entered the service in Armory Artillery Committee Commission. Two years later, he is appointed secretary of this commission. Since 1867, he is the clerk of the Technical Committee of the Main Artillery Directorate. Later he became the head of a new cartridge plant in St. Petersburg.

Here it is necessary to give explanations on a business trip to the United States. Hunnius and Colonel Alexander Gorlov (1830 – 1905), a well-known scientist, designer and military diplomat, were there on the instructions of the Minister of War. Subsequently, they improved the Berdan American rifle so that the Americans began to call it the "Russian rifle." It was adopted in the 1868 in the arsenal of the Russian army under the name "Berdan Rifle No. 1", which the military called the "Gorlov-Hunnius Rifle". It was her Carl Gunnius who showed the heir to the throne. He boldly told the Tsarevich that he was not right in evaluating the weapon, that his opinion was hasty. In response, the heir rudely insulted the officer.

Gunnius had time before his death to draw up drawings, prepare tools and equipment for the production in Russia of rifles and cartridges for it, created by the new technology. Karl Ivanovich dreamed of creating the first Russian machine guns.

PROTEST AGAINST UNCLEAR POWER


The death of the captain remained, for obvious reasons, not noticed by the Russian society. But the protests of Russian officers against insulting their honor took place in subsequent years.

The well-known Russian statesman Sergei Witte wrote in his Memoirs about the suicide of another officer, Peter Yefimovich Kuzminsky. Publicly, Emperor Alexander II called him a deserter. And he was a hero of the Turkestan campaign of the Russian army against Kokand and Khiva. For distinction and bravery, he was awarded three soldiers' crosses of St. George. He was seriously wounded many times, including poisoned sabers. In 1876, he fought on the Serb side in a war with the Turks.

We read Witte's memoirs: “When the imperial train arrived in Iasi, we got off the train and stood near the carriage where the emperor was. The sovereign, opening the window, looked into the distance ... Suddenly I saw that his eyes, fixed on the platform, stopped, and he began to look intently at something and breathed extremely hard. Naturally, we all turned around and began to look in the same direction. And now I see that the captain Kuzminsky is standing there, but already in the Circassian with all his George. The emperor, turning to him, says: “Are you the captain of Kuzminsky?” He says: “Exactly, Your Majesty.” Then he begins to come closer to the carriage, in order to apparently apologize to the Sovereign, and the Sovereign says to him: “You are a deserter, you escaped from my army without my permission and without the permission of your superiors ...” Then the emperor will say to the head of the rear of the army, General Katelia “ arrest him and put him in a fortress. " And suddenly I see that Kuzminsky takes out a dagger and quietly sticks it into his heart. In order for Emperor Alexander II not to notice this, we all surrounded Kuzminsky: it was too late to take out the dagger, since he stuck it in his heart in half. Surrounding him so that he did not fall, but stood, we gradually, pressing him, moved away from the car. By this time other officers arrived, as there were a lot of people on the platform. Thus, we dragged him into the room ... and put the dead on the steps ... Meanwhile, the emperor did not move away from the window, not understanding what was the matter, everyone asked: "What is it? What happened? ”In order to get out of this situation, I turned to the chief of the railway, asking him to send the train as soon as possible. The emperor continued to wonder and asked me: “Did the time run out, why did the train leave?” I said: “Exactly, Your Imperial Majesty. I am no longer the boss here, and, apparently, the train should go, because time has passed. ” Then, when the train left, we approached Kuzminsky; he was dead ... In Chisinau, a telegram came from the imperial train signed by the Minister of War. In it, the emperor deigned to forgive Kuzminsky and “not put him in a fortress”.

Further, Witte suggests that, in all likelihood, the emperor was reported about Kuzminskoye as a man worthy of any praise. The Tsarevich Alexander Alexandrovich probably also stood up for the arrested person. But the captain was not to return ...

Apparently, the emperor asked the members of the Holy Synod of the Russian Orthodox Church to allow the burial service of Peter Kuzminsky to be allowed, arguing that the suicide was seriously injured and, possibly, was in a state of passion.

GENERAL NOSH


We will write about the tragic fate of the Russian generals - Daniil Alexandrovich Gershtentsveig (1790 – 1848) and his son, Alexander Danilovich Gershtentsveyg (1818 – 1861).

General of artillery D.A. Gershtenzweig shot and killed in August 1848, under the influence of a difficult moral state. He failed to timely fulfill the sovereign's order for his corps to enter the territory of Turkish Moldova. There began unrest. He was buried with a funeral service not far from Odessa. The grave is preserved. The general, being a military administrator, helped to equip this part of Novorossia.

Lieutenant-General Alexander Danilovich Gershtenzweig was the Warsaw military governor-general. In July, the 1861 of the Year in the Kingdom of Poland was brewing a new armed uprising against Russia. Gershtenzweig was a supporter of strict measures to stop the unrest and in this respect did not agree with the governor of the Kingdom of Poland, Count KI. Lamberg Between them there was a public conflict with mutual insults. The governor released several active Polish rioters. They were previously arrested on the orders of Gershtenzweig, whom Lamberg did not inform him that he would release the Poles to freedom.

Both generals were listed in the retinue of His Majesty the Emperor Alexander II, were adjutant generals. After a quarrel, each of them demanded the satisfaction of his insulted honor. We chose for this the so-called American version of the duel, that is, suicide by lot of one of the opponents. In the cap put two folded pocket handkerchiefs. A scarf with a knot went to Gershtenzweig. On the morning of October 5 1861, he shot himself twice. He was badly injured and died in 19 days. He was buried in the Trinity-Sergius Desert near St. Petersburg. In 1873, his son, Alexander, was buried next to his grave. He was the captain of a guards regiment and also committed suicide like his grandfather and father. The reasons for his suicide are not given in reliable sources. All these victims of offended honor were buried according to the Orthodox rite.
Author:
Originator:
http://nvo.ng.ru/history/2016-05-13/9_oficer.html
15 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. moskowit
    moskowit 14 May 2016 07: 19
    +7
    The portrait of a soldier preceding the article is not attributed, which misleads the reader. The portrait depicts artillery general Daniil Aleksandrovich Gerstveintsevig. In the internet there is an article about him, quite informative.
  2. bober1982
    bober1982 14 May 2016 08: 18
    +2
    I read the article with some interest, but the author nevertheless exaggerates when he speaks of these unfortunate people as victims of an insulted honor, or as protests against inhuman power.
    In my opinion, everything is simpler, these are problems with the psyche, unstable, or any deviations. And of course people are sorry, they could live, serve, raise children, etc.
    1. Chiropractor
      Chiropractor 14 May 2016 12: 19
      +8
      It is now easier for you. Do not judge by yourself.
      Then mores and people were stricter. Stricter and to yourself.
      Samurai have seppuku. The Europeans-fired. Summed up, and no longer see how to live with it. You do not see the point.
      And they shot at the Great Patriotic War ...
      1. bober1982
        bober1982 14 May 2016 14: 54
        +3
        Both morals and people have not changed since the creation of the world, but this is so, by the way. Who was shooting, the topic was more than delicate, General Mishchenko - he could not tear shoulder straps and crosses from him, could not stand it, General Kaledin could not stand the horror of what was happening, You can continue indefinitely. And they shot at the Great Patriotic War ... correctly noticed.
      2. Pereira
        Pereira 14 May 2016 20: 33
        +1
        Shoot too much. Offense is not according to rank. It would be quite enough to cut off the genitals.
        In this case, he still had a chance to benefit the Fatherland. And so, Maxim died, and h.y. with him.
    2. Silhouette
      Silhouette 14 May 2016 12: 43
      +4
      Quote: bober1982
      In my opinion, everything is simpler, these are mental problems, unstable, or any deviations


      Yes, everything is nowhere easier. An unstable psyche was also among samurai and kamikaze. And in general, everyone who has an idea of ​​honor. All of them are deviations from the plebeian norm, to which Beaver of the 1982 model belongs.
      1. bober1982
        bober1982 14 May 2016 13: 50
        +4
        Dear Comrade Silhouette, I’ll tell you a story from the life of the Soviet Air Force: an old comedian teaches young lieutenants how to behave when you are fucked up by higher commanders. He spoke like that - do you think about anything nice when asked about what? the answer from an old comez is about a woman.
        In you are talking about plebeian norms, some kind of samurai .... you have to be easier, and you don’t need to burrow to shoot.
      2. Logos
        Logos 14 May 2016 18: 04
        +1
        Perhaps it was all the same in the psyche, not honor. Otherwise, it will be necessary to explain why the overwhelming majority of the blessed officers whom the "plebeians", "rabble" and "" expelled from Russia in 1917-20s did not commit suicide
    3. Riv
      Riv 15 May 2016 08: 35
      +2
      Of course, psychological trauma took place. Russia in the 19th century did not get out of wars, and the Caucasian one generally went "non-stop". A very significant part of the officers managed to fight. I know from experience: after participating in hostilities, one cannot immediately relax in civilian life. We need to come to our senses in the barracks, live for a while according to the schedule, and God forbid, start drinking.

      There were such problems at that time. Moreover, a peculiar attitude towards death was imposed. Read the memoirs of Durova for an example. Borodino, the squadron went on the attack three times, the shell shock in the leg with a core that bounced off the ground, but she was more worried that her hands were very frozen. Gloves lost. Three attacks, hands freeze ...
  3. alexej123
    alexej123 14 May 2016 08: 49
    +4
    Thanks to the author.
  4. parusnik
    parusnik 14 May 2016 11: 07
    +4
    An interesting topic has been raised .. Thank you, the author, but about the captain Karl Ivanovich Hunnius .. the information is really very scarce ...
  5. King, just king
    King, just king 14 May 2016 13: 31
    +4
    And again I will write that there were people at that time, and now the moments ...
    I remember how about 5 years ago, I think (time is running out), there was a scandal, Serdyukov sucked the chief of the Ryazan Airborne Forces, and he stood and sniffed into two holes. Then, like the landing was puffing and sniffing - it demanded an apology, but they were sent far away. And that was it.
    And when they wrote how the "woman's battalion" in the MO - swearing and sucking large-star generals, there are no words at all.
    1. Pereira
      Pereira 14 May 2016 22: 17
      +1
      The chief of the Ryazan Airborne Forces should have strangled themselves in the outhouse not because he was lowered, but because he swallowed disgraced the Airborne Forces. If he had strangled Taburetkin, he would have become a national hero.
      1. King, just king
        King, just king 16 May 2016 00: 23
        +3
        Yes, even if he'd given a single open palm on his face, the hero would have been.
  6. iouris
    iouris 14 May 2016 15: 01
    +2
    All this is the machinations of enemies. If generals and officers suddenly had similar ideas about the protection of honor and dignity, then our cadre army would not exist for a long time and all of it would lie “behind the fence”.
  7. Private27
    Private27 15 May 2016 01: 36
    0
    Quote: Pereira
    The chief of the Ryazan Airborne Forces should have strangled themselves in the outhouse not because he was lowered, but because he swallowed disgraced the Airborne Forces. If he had strangled Taburetkin, he would have become a national hero.

    Interestingly, the military awards of the chief of the Ryazan Airborne Forces were precisely for their direct participation in the hostilities?
  8. tomcat117
    tomcat117 15 May 2016 08: 54
    0
    Yes, the fate of people of honor in pre-revolutionary Russia (from among those close to the "body" of the emperor, and not only) is hard.
    Such people were at every turn unmeasured, not like at the present time.
    I can’t imagine our bureaucrats or those responsible for disrupting the defense of orders, ruined missile launches and spacecraft and other areas of our activity.
    HONOR is not for everyone, it must be inculcated, it must be cultivated, it must be taught. If you do not do this, the country will turn into a bastard.
  9. guzik007
    guzik007 15 May 2016 08: 57
    +2
    What is there to argue? The officers of the tsarist army consisted of the nobility. From childhood they had a concept of honor and dignity. And naturally, they tried to observe etiquette and respect for each other. And where did our America come from? It’s also true, from (like it or not) cattle of a village brought up on matyugs and pendals since childhood. Hence the relationship between each other on the complete humiliation of the upper lower. And while no one runs to shoot, hang. accustomed to.
    1. Pereira
      Pereira 15 May 2016 09: 26
      0
      People say different things. Including this:


      In April 1912 of the year, among officers, hereditary nobles made up 53,6%, personal nobles and children of personal nobles - 13,6%. Among the generals 128 people (13%) received hereditary nobility for their service. Among military doctors, hereditary nobles made up 30,2%, personal nobles - 23,5%. Among military officials - respectively 17,8 and 12,9%.



      In the cadet corps, children of hereditary noblemen made up 59,4%, children of personal noblemen, officers and officials - 32,6%.

      In old military schools, which were subject to the rules of admission to the cadet corps, the children of personal and hereditary noblemen made up more than 90%. In the new military schools converted from cadet schools, this group was less than 60 percent. The old schools among combined arms were 5 of 17-ty.
      ...
      The "rest" officers: 3,6% - from the clergy, 3,5% - from the merchant class, 25,7% - from the former tax-paying classes. 32 generals came from taxable estates.
  10. Jääkorppi
    Jääkorppi 20 May 2016 17: 06
    0
    Ardent greetings to all monarchists !!! And people, of course, were unbalanced!

Жертвы поруганной чести

Жертвы поруганной честиДождливым мартовским днем 1869 года в Санкт-Петербурге хоронили офицера. За его гробом до самых ворот городского лютеранского кладбища шел цесаревич Александр Александрович, будущий император Александр III. Покойный покончил жизнь самоубийством. Суицид – тяжкий грех для христианина. За него невозможно покаяться и, следовательно, получить прощение от Бога. Человек, которому жизнь дана свыше, бросает вызов Творцу, намереваясь так распорядиться Его даром. Самоубийц по церковным канонам не отпевают и не поминают. Их должны хоронить на отдаленном участке кладбища.

Однако этого самоубийцу отпевали и хоронили как безгрешного христианина. Для этого было получено благословение от епископа. Вероятнее всего, самоубийцу признали психически больным, невменяемым в момент совершения суицида. Поэтому высшая церковная власть разрешила отпевание. А был ли офицер невменяем? Или его добровольный уход из жизни состоялся по другой причине? Ведь он имел высокие награды, был талантливым военным инженером-артиллеристом и отважным воином. Я получил ранее неизвестную информацию о нем, поработав в архивах. Вот что удалось узнать.

ВИНА НАСЛЕДНИКА ПРЕСТОЛА


Речь идет о капитане Карле Ивановиче Гунниусе (1837–1869). В Интернете, в исторических публикациях нет полных биографических сведений о нем. Можно обнаружить лишь дату смерти, а также совсем краткую и, скажем так, не совсем верную информацию о ней. Вот сведения из архива Музея артиллерийских войск: «Он скоропостижно скончался от непомерной и непосильной работы в марте 1869 года, ему было всего 32 года. Не был женат, в отпусках и вне службы не был… Смерть его сильно замедлила внедрение в России производства металлических патронов».

Российская цензура в те и последующие годы не пропускала сведений негативного содержания в отношении представителей царствующей династии. А в смерти этого офицера определенная доля вины лежит на наследнике российского престола. Поэтому о трагической истории долгие годы умалчивали. В наше время авторы упоминают о судьбе офицера, публично оскорбленного цесаревичем, но не называют его имени.

Не называл его и Петр Кропоткин в своих «Записках революционера». Вот что говорится в мемуарах идеолога анархизма: «Я знал в Петербурге офицера, шведа по происхождению, которого командировали в Соединенные Штаты заказать ружья для русской армии. Во время аудиенции цесаревич дал полный простор своему характеру и стал грубо говорить с офицером. Тот, вероятно, ответил с достоинством. Тогда великий князь пришел в настоящее бешенство и обругал офицера скверными словами. Офицер принадлежал к тому типу вполне верноподданных людей, держащихся, однако, с достоинством, какой часто встречается среди шведских дворян в России. Он немедленно ушел и послал цесаревичу письмо, в котором требовал, чтобы Александр Александрович извинился. Офицер напишет также, что если через двадцать четыре часа извинений не будет, то застрелится... Александр Александрович не извинился, и офицер сдержал свое слово… Я видел этого офицера у моего близкого друга в тот день. Он ежеминутно ждал, что прибудут извинения. На другой день его не было в живых. Александр II, разгневавшись на сына, приказал ему идти за гробом офицера. Думается, именно эти черты характера Александра III прежде всего сказывались в его отношениях с зависимыми от него людьми. Поэтому он не принял всерьез угрозу офицера. Цесаревич, видимо, уже привык в тот период к иным понятиям о чести и достоинстве в своем окружении».

Карл Гунниус родился 23 февраля 1837 года в семье мелкопоместных лифляндских дворян. Его отец был пастором. В 1857 году он оканчивает Михайловское артиллерийское училище в Петербурге по первому разряду (с отличием), с правом ношения аксельбанта. В чине подпоручика участвует в войне с горцами Северного Кавказа. За храбрость получает ордена Святой Анны 3-й степени, Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом и медаль. В 1861 году поступает на службу в Оружейную комиссию Артиллерийского комитета. Через два года его назначают секретарем этой комиссии. С 1867 года он делопроизводитель Технического комитета Главного артиллерийского управления. Позже стал начальником нового патронного завода в Петербурге.

Тут необходимо дать пояснения по командировке в Соединенные Штаты. Гунниус и полковник Александр Горлов (1830–1905), известный ученый, конструктор и военный дипломат, находились там по заданию военного министра. Впоследствии они усовершенствовали американскую винтовку Бердана так, что американцы стали называть ее «русской винтовкой». Она была принята в 1868 году на вооружение российской армии под названием «винтовка Бердана № 1», которую между собой военные называли «винтовкой Горлова–Гунниуса». Именно ее Карл Гунниус показывал наследнику престола. Он смело сказал цесаревичу, что тот не прав в оценке оружия, что его мнение скоропалительно. В ответ наследник грубо оскорбил офицера.

Гунниус успел перед смертью составить чертежи, подготовить инструменты и оснастку для производства в России винтовки и патронов к ней, созданных по новой технологии. Карл Иванович мечтал создать первые российские пулеметы.

ПРОТЕСТ ПРОТИВ БЕСЧЕСТНОЙ ВЛАСТИ


Гибель капитана осталась, по понятным причинам, не замеченной российским обществом. Но протесты русских офицеров против оскорбления своей чести имели место и в последующие годы.

Известный российский государственный деятель Сергей Витте писал в своих «Воспоминаниях» о самоубийстве другого офицера – Петра Ефимовича Кузьминского. Прилюдно император Александр II назвал его дезертиром. А тот был героем Туркестанского похода русской армии против Коканда и Хивы. За отличие и храбрость его наградили тремя солдатскими Георгиевскими крестами. Он не раз был тяжело ранен, в том числе отравленными саблями. В 1876 году воевал добровольцем на стороне сербов в войне с турками.

Читаем воспоминания Витте: «Когда императорский поезд прибыл в Яссы, мы вышли из поезда и стали около вагона, где находился император. Государь, открыв окно, смотрел вдаль… Вдруг я вижу, что глаза его, устремленные на платформу, остановились, и он стал пристально к чему-то присматриваться и дышал крайне тяжело. Естественно, мы все обернулись и стали смотреть в этом же направлении. И вот я вижу, что там стоит ротмистр Кузьминский, но уже в черкеске со всеми своими Георгиями. Император, обращаясь к нему, говорит: «Ты ротмистр Кузьминский?» Тот говорит: «Точно так, Ваше Величество». Потом начинает подходить ближе к вагону, чтобы, по-видимому, просить прощения у Государя, а Государь ему говорит: «Ты дезертир, ты убежал из моей армии без моего разрешения и без разрешения начальства…» Потом император скажет начальнику тыла армии генералу Кателею «арестовать его и посадить в крепость». И вдруг я вижу, что Кузьминский вынимает кинжал и преспокойно всовывает его себе в сердце. Для того чтобы император Александр II этого не заметил, мы все обступили Кузьминского: вынимать кинжал было поздно, так как наполовину он всунул его в сердце. Окружив его для того, чтобы он не упал, а стоял, мы постепенно, прижимая его, двигались прочь от вагона. К этому времени подоспели другие офицеры, так как на платформе было много людей. Таким образом, мы потащили его в комнату… и положили мертвого на ступеньки… Между тем император не отходил от окна, не понимая, в чем дело, все спрашивал: «Что такое? Что случилось?» Для того чтобы выйти из этого положения, я обратился к начальнику железной дороги, прося его как можно скорее отправить поезд. Император продолжал недоумевать и спросил меня: «Разве время вышло, почему поезд отправляется?» Я сказал: «Точно так, Ваше Императорское Величество. Я здесь больше не начальник, а, по-видимому, поезд должен отправиться, потому что время вышло». Затем, когда поезд ушел, мы подошли к Кузьминскому; он был мертв... В Кишиневе из императорского поезда пришла телеграмма за подписью военного министра. В ней император соизволил простить Кузьминского и «в крепость не сажать».

Далее Витте предполагает, что, по всей вероятности, императору было доложено о Кузьминском как о человеке, достойном всякой похвалы. За арестованного, вероятно, вступился и цесаревич Александр Александрович. Но ротмистра уже было не вернуть…

Судя по всему, император просил членов Священного Синода РПЦ, чтобы было разрешено отпевание Петра Кузьминского, мотивируя тем, что самоубийца имел тяжелые ранения и, возможно, пребывал в состоянии аффекта.

ГЕНЕРАЛЬСКАЯ НОША


Напишем и о трагической судьбе российских генералов – Даниила Александровича Герштенцвейга (1790–1848) и его сына, Александра Даниловича Герштенцвейга (1818–1861).

Генерал от артиллерии Д.А. Герштенцвейг застрелился в августе 1848 года под влиянием тяжелого нравственного состояния. Он не сумел своевременно выполнить приказ государя о вступлении его корпуса на территорию турецкой Молдовы. Там начались волнения. Был похоронен с отпеванием недалеко от Одессы. Могила сохранилась. Генерал, будучи военным администратором, помогал обустраивать эту часть Новороссии.

Генерал-лейтенант Александр Данилович Герштенцвейг был Варшавским военным генерал-губернатором. В июле 1861 года в Царстве Польском назревало новое вооруженное восстание против России. Герштенцвейг был сторонником строгих мер для прекращения волнений и в этом отношении не сходился во взглядах с наместником Царства Польского графом К.И. Ламбергом. Между ними произошел публичный конфликт с взаимными оскорблениями. Наместник выпустил на свободу нескольких активных польских бунтовщиков. Они были ранее арестованы по приказу Герштенцвейга, которого Ламберг не известил, что отпускает поляков на свободу.

Оба генерала числились в свите его величества государя Александра II, были генерал-адъютантами. Каждый из них после ссоры потребовал удовлетворения своей оскорбленной чести. Выбрали для этого так называемый американский вариант дуэли, то есть самоубийство по жребию одного из противников. В картуз положили два свернутых карманных платка. Платок с узелком достался Герштенцвейгу. Утром 5 октября 1861 года он выстрелил в себя два раза. Получил тяжелые ранения и через 19 дней скончался. Похоронен в Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом. В 1873 году рядом с его могилой похоронили и его сына – Александра. Он был ротмистром гвардейского полка и также покончил жизнь самоубийством, как его дед и отец. Причины его суицида не указаны в надежных источниках. Все эти жертвы оскорбленной чести были погребены по православному обряду.
Автор: Сергей Тюляков
Первоисточник: http://nvo.ng.ru/history/2016-05-13/9_oficer.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 15
  1. moskowit 14 мая 2016 07:19
    Портрет военного, предваряющий статью не атрибутирован, что вводит читателя в заблуждение. На портрете изображён генерал от артиллерии Герштвейнцвейг Даниил Александрович. В инете есть о нём статья, довольно таки информативная.
  2. bober1982 14 мая 2016 08:18
    Статью прочитал с некоторым интересом,но автор всё-таки преувеличивает,когда говорит об этих несчастных людях- как о жертвах оскорбленной чести, или о протестах против бесчеловечной власти.
    На мой взгляд- всё проще,это проблемы с психикой,неустойчивая, или какие-либо отклонения.А людей конечно жаль- могли жить,служить,воспитывать детей и пр.
    1. Костоправ 14 мая 2016 12:19
      Это сейчас у вас все проще. Не судите по себе.
      Тогда и нравы и люди были строже. Строже и к себе.
      У самураев - сеппуку. У европейцев - стрелялись. Подвел вышестоящего, и больше не видишь как жить с этим. Смысла не видишь.
      И во Великую Отечественную стрелялись...
      1. bober1982 14 мая 2016 14:54
        И нравы,и люди не меняются с сотворения мира,но это так,к слову.Кто как стрелялся- тема более чем деликатная,генерал Мищенко- с него начали рвать погоны и кресты,не выдержал,генерал Каледин- не выдержал всего ужаса происходящего,продолжать можно бесконечно.И в Великую Отечественную стрелялись...правильно заметили.
      2. Перейра 14 мая 2016 20:33
        Стреляться излишне. Обида не по чину. Вполне достаточно было бы отрезать себе гениталии.
        В этом случае у него ещё был шанс принести пользу Отечеству. А так, помер Максим, и х.й с ним.
    2. Силуэт 14 мая 2016 12:43
      Цитата: bober1982
      На мой взгляд- всё проще,это проблемы с психикой,неустойчивая, или какие-либо отклонения


      Да, все проще некуда. Неустойчивая психика была также у самураев и камикадзе. И вообще у всех , кто имеет представления о чести. Все они с отклонениями от плебейской нормы , к которым принадлежит и Бобер образца 1982 года.
      1. bober1982 14 мая 2016 13:50
        Дорогой товарищ Силуэт,я Вам расскажу одну историю,из жизни советских ВВС : старенький комэска учит молоденьких лейтенантов как себя вести,когда тебя еб...т вышестоящие командиры.Говорил он так - ты думай о чём нибудь приятном,когда спросили о чём ?ответ от старенького комэска- о бабе.
        В вы толкуете про плебейские нормы,каких-то самураев....надо проще быть,и стреляться не надо- за оградой закопают.
      2. Logos 14 мая 2016 18:04
        Пожалуй, все таки дело было в психике, а не чести. Иначе придется объяснить, почему подавляющее большинство блаародных офицеров, которых "плебеи", "чернь" и "" выставили вон из России в 1917-20х гг не покончили с собой самоубийством
    3. Riv 15 мая 2016 08:35
      Разумеется психологические травмы имели место. Россия в 19-м веке не вылезала из войн, а Кавказская вообще шла "нон-стоп". Очень значительная часть офицерства успела повоевать. На опыте знаю: после участия в боевых действиях нельзя сразу расслабляться на гражданке. Надо придти в себя в казарме, пожить какое то время по расписанию и не дай Бог начать пить.

      Такие проблемы и в то время были. Да еще и своеобразное отношение к смерти накладывалось. Мемуары Дуровой почитайте для примера. Бородино, эскадрон трижды ходил в атаку, контузия в ногу отскочившим от земли ядром, но ее больше беспокоит, что у нее руки очень замерзли. Перчатки потеряла. Три атаки, руки мерзнут...
      Riv
  3. alexej123 14 мая 2016 08:49
    Автору Спасибо.
  4. parusnik 14 мая 2016 11:07
    Интересная тема затронута..Спасибо, автору , а о капитане Карле Ивановиче Гунниусе..действительно информация очень скудная...
  5. Царь,простоЦарь 14 мая 2016 13:31
    И снова напишу, что были люди в то время, а теперь моменты...
    Помнится, как лет 5 по моему назад (вот время бежит), скандальчик был, сердюков сосил начальника Рязанского ВДВ, а тот стоял и сопел в две дырки. Потом вроде десантура пыхтела и сопела - требовала извинений, но их послали далеко. На этом всё и кончилось.
    А когда писали, как "бабий батальон" в МО - материл и сосил большезвёздных генералов, так вообще слов нет.
    1. Перейра 14 мая 2016 22:17
      Начальнику Рязанского ВДВ стоило удавится в сортире не потому, что его опустили, а потому, что он сглотнув опозорил ВДВ. Удави он Табуреткина, и стал бы национальным героем.
      1. Царь,простоЦарь 16 мая 2016 00:23
        Да даже если бы по роже разок дал открытой ладонью, и то герой был-бы.
  6. iouris 14 мая 2016 15:01
    Всё это происки врагов. Если б у генералов и офицеров вдруг возникли аналогичные идеи о защите чести и достоинства, то нашей кадровой армии уже давно бы не существовало и вся она лежала бы "за оградой".
  7. рядовой27 15 мая 2016 01:36
    Цитата: Перейра
    Начальнику Рязанского ВДВ стоило удавится в сортире не потому, что его опустили, а потому, что он сглотнув опозорил ВДВ. Удави он Табуреткина, и стал бы национальным героем.

    Интересно,боевые награды у начальника Рязанского ВДВ были именно за непосредственное участие в боевых действиях?
  8. tomcat117 15 мая 2016 08:54
    Да, тяжела судьба людей чести в до революционной России (из числа приближенных к "телу" императора, да и не только).
    Таких людей было на каждом шагу немерено, не то что в настоящее время.
    Не могу представить наших чинуш или ответственных за срывы оборон заказов, загубленных пусков ракет и выводов в космос и в других областях нашей деятельности.
    ЧЕСТЬ не для каждого, это надо прививать, это надо культивировать, этому надо учить. Если не заниматься этим, страна превратится в б.ыдло.
  9. guzik007 15 мая 2016 08:57
    Чо тут спорить ? Офицерский состав царской армии составляло дворянство.с детства имевшее понятие о чести и достоинстве. И естественно между собой они старались соблюдать этикет и уважение друг к другу.А наша амрия откуда пошла? Тоже верно -из (как не крути) быдла деревенского,с детства воспитанного на матюгах и пендалях . Отсюда и отношение между собою на сплошном унижении верхним нижнего .И при этом никто не бежит стреляться-вешаться. привыкли-с.
    1. Перейра 15 мая 2016 09:26
      Разное говорят люди. В том числе и такое:


      В апреле 1912 года среди офицеров потомственные дворяне составляли 53,6 %, личные дворяне и дети личных дворян - 13,6%. Среди генералов 128 человек (13 %) получили потомственное дворянство за свою службу. Среди военных врачей потомственные дворяне составляли 30,2 %, личные дворяне - 23,5 %. Среди военных чиновников - соответсвенно 17,8 и 12,9 %.



      В кадетских корпусах дети потомственных дворян составляли 59,4 %, дети личных дворян, офицеров и чиновников - 32,6 %.

      В старых военных училищах, на которые распространялись правила приема в кадетские корпуса, дети личных и потомственных дворян составляли более 90 %. В новых военных училищах, преобразованных из юнкерских, эта группа составляла менее 60 процентов. Старых училищ среди общевойсковых было 5 из 17-ти.
      ...
      "Остальные" офицеры: 3,6 % - из духовенства, 3,5 % - из купечества, 25,7 % - из бывших податных сословий. Из податных сословий происходило 32 генерала.
  10. JääKorppi 20 мая 2016 17:06
    Пламенный привет всем монархистам!!! А люди, конечно были неуравновешенные!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня