Нужен ли в нашем «Заливе» «Мистраль»?



Сразу скажу, это не попытка сообразить очередное бурление на тему уже надоевших всем вертолетоносцев. Это про завод "Залив". Мы вообще-то мало что знаем про то, что приплыло к нам вместе с Крымом. А поверьте, кроме стоянок для флота, пляжей и виноградников там еще много чего интересного и полезного. Очень много. И об этом стоит рассказать.


Натолкнувшись на заявление министра промышленной политики Крыма Андрея Васюты, я был, признаюсь, удивлен.

"Завод "Залив" — уникальное предприятие. Такой верфи и такого сухого дока, который есть на заводе "Залив", ни на одной верфи Российской Федерации нет. По большому счету, вопрос о "Мистралях" вообще бы никогда не стоял, если бы 5 лет назад, когда происходили заказы, была такая верфь, как керченский завод "Залив".

Удивился, естественно, не наличием в Крыму министра промышленной политики, нет. А тому, что прочитал в его интервью. Порывшись потом дополнительно, сделал выводы, которыми и решил поделиться.

Начну с завода.

Завод "Залив" существует в городе Керчи аж с 1938 года. Правда, во время войны прописку менял на Тюмень и Пермь, но после вернулся обратно в Керчь. Было проведено восстановление, после чего завод занимался производством танкеров типа «Крым» и «Панамакс», военных фрегатов и нефтяных платформ. За период с 1945 г. по 1980 г. завод построил и сдал заказчику 814 судов и кораблей.

В 70-80 годы прошлого века "Залив" вышел на пик своей формы с выпуском первого крупнотоннажного супертанкера "Крым", за которым последовала целая серия гигантов проекта 1511: "Кривбасс", "Кубань", "Кавказ", "Советская нефть", "Кубань". Водоизмещение танкеров составляло 180 тысяч тонн. Они до сих пор являются крупнейшими кораблями, построенными в СССР. Ну, и в России, соответственно.

Нужен ли в нашем «Заливе» «Мистраль»?


Строились корабли и суда и поменьше размером. В том числе "Севморпуть", уникальный и первый в мире ледокол-лихтеровоз с атомной силовой установкой.



Строились и боевые корабли.

Проект 1135 "Буревестник", самый известный из которых — сторожевой корабль "Беззаветный", который прославился "выпихиванием" крейсера "Йорктаун" из нашей 12-мильной зоны в феврале 1988 года. Построено 7 кораблей.




Проект 11351, модификация тех же сторожевиков для пограничной службы. Построено 8 кораблей. Самый известный, пожалуй, мутировавший во фрегат "Гетман Сагайдачный", краса и слава Украинского флота.

А потом советское прошлое закончилось, и началась суровая независимость. И с 1993 года "Залив" занимался исключительно производством корпусов по заказам голландских фирм.

В 2000 году завод купил украинский бизнесмен Давид Жвания. И "Залив" начал стремительно мельчать. А потом и вовсе акции пошли с молотка банкам и группам.

Небольшое улучшение произошло в 2006 году, когда большую часть активов скупил действительно украинский бизнесмен Константин Жеваго из холдинга "АвтоКрАЗ". Завод начал выбираться из долговой ямы и даже в 2011 году достроил судно «Polarcus Adira» по заказу норвежской компании «Ulstein».

А потом случилось общеизвестное событие... И Холдинг "АвтоКрАЗ" лишился завода. "Залив" уплыл... И географически, и экономически.

На официальном сайте завода говорится о рейдерском захвате завода неким ООО "Судостроительный завод "Залив" (г. Москва) при поддержке так называемой "Самообороны Крыма" и остановке всей деятельности. Что ж, возможно, рейдерский захват и был, вот только, по данным СБУ, руководил им не эмиссар из Москвы под охраной "зеленых человечком", а главный инженер завода Юрий Богомягков и рабочие завода.

Что же такое завод "Залив"? И насколько прав был Васюта, говоря, что заливчане могут построить "Мистраль" или что-то подобное?

Получается, прав министр.

Завод имеет огромный сухой док (360 x 60 x 13,2 м), который обслуживается двумя козловыми кранами грузоподъемностью 320 т каждый и пятью портальными кранами грузоподъемностью 80 т каждый.





Крановое оборудование позволяет формировать корпуса судов из крупных секций и блоков весом до 600 т.



Сухой док можно разделить на две части, что позволяет проводить параллельно ремонт и строительство нескольких судов одновременно.

Другой технологический комплекс имеет два горизонтальных стапеля длиной 400 м со следующими кранами: два — по 80 т, три — по 32 т и четыре — по 16 т. Обе линии имеют общее спусковое устройство — поперечный слип, который обеспечивает спуск судов весом до 2500 т.

Если в целом, то база имеется. Правда, по словам Васюты, завод изрядно деградировал за минувшие 20 лет и нуждается в существенной модернизации.

"Первая из проблем, с которой мы столкнулись, это большой износ основных фондов и, как следствие, необходимость существенной модернизации этих предприятий. Ни для кого не секрет, что все 23 года нахождения в составе Украины — это практически процесс деградации этих предприятий, постепенное снижение заказов, постепенное снижение компетенции".

И существует проблема оттока кадров, которые по-хорошему, надо возвращать обратно на завод.

А это можно осуществить при очень простом условии: заказы. В данный момент на верфи в Керчи в работе находятся два спасательных корабля проекта А-163 и два универсальных морских танкера.

Если все обстоит именно так, как говорил Васюта, а цифры вроде бы не дают в этом усомниться, то проблема, которую мы не раз обсуждали здесь на сайте, касающаяся постройки крупнотоннажных кораблей, не так уж и остро стоит.

Да, "Залив" трудно сравнить с такими монстрами судостроения, как "Океан", "Черноморский завод" и Николаевский судостроительный завод имени 61 Коммунара. Ведь именно там были построены в свое время корабли, которые до сих пор несут свою службу в российских ВМС. "Адмирал Кузнецов", "Москва", и многие другие наши боевые корабли.

Однако если исходить из принципа "используй то, что под рукою и не ищи себе другое", то, если приложить время и деньги, в Керчи мы сможем получить для своей страны судостроительную базу, если и уступающую николаевским заводам, то только в части прошлых побед и успехов.

Но, в отличие от николаевских судостроителей, у их керченских коллег есть перспектива. И эту перспективу надо всячески развивать и использовать с максимальной эффективностью. И тогда не будет болеть голова за то, кто и где будет строить новый российский (допустим) авианосец, вертолетоносец или БПК.

Важен один момент: российский корабль должен строиться только в России и нашими специалистами. Только так можно на 100% быть застрахованными от повторения сомнительных "мистральных" эпопей.
Автор:
Роман Скоморохов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

96 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти