Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть III
В стратегических планах японского командования на Тихоокеанском театре боевых действий - захват атолла Мидуэй, должен был способствовать установлению полного контроля над всеми Гавайскими островами, заставить американцев покинуть крупнейшую базу своих ВМС в Пёрл-Харборе, создать непосредственную угрозу территории США и принудить американскую сторону сесть за стол переговоров для заключения мирных соглашений на выгодных для себя условиях.
Окончательное решение японского командования по атоллу Мидуэй было принято в начале мая 1942 года, за пару дней до сражения в Коралловом море. Помимо, непосредственно, захвата Мидуэя предусматривалось проведение вспомогательной (отвлекающей) операции по захвату двух островов Алеутской гряды (Атту и Кыска) и воздушный удар по американской базе Датч-Харбор.
Для проведения операции были задействованы основные силы японского Объединённого флота. Группировка боевых кораблей и судов обеспечения насчитывала более 150 единиц (в том числе 11 линейных кораблей, 4 тяжёлых и 4 лёгких авианосца, 19 крейсеров и 66 эскадренных миноносцев). Группировка палубной авиации включала более 355 боевых самолётов.
На главном направлении, у атолла Мидуэй, должно было действовать ударное авианосное соединение (командующий вице-адмирал Нагумо) в составе четырёх тяжёлых авианосцев («Акаги», «Кага», «Сорю» и «Хирю») и 17 боевых кораблей эскорта (в том числе 2 линейных корабля и 3 крейсера) с задачей нанесения первоначального воздушного удара по гавани, позициям зенитной артиллерии и, самое главное, по авиабазе, чтобы уничтожить размещенную там разнородную авиацию.
Авиагруппы четырёх тяжёлых авианосцев включали с учётом резервных истребителей 248 боевых самолёта (в том числе 93 истребителя «Мицубиси» А6М2 «Зеро», 74 пикирующих бомбардировщика «Айчи» D3A1 «Вэл» и 81 торпедоносец «Накадзима» B5N2 «Кейт»). На борту авианосца «Сорю» находилось два новых палубных пикирующих бомбардировщиков-разведчиков «Йокосука» D4Y «Сусей» (союзное кодовое имя «Джуди»).
Скоростной бомбардировщик-разведчик «Йокосука» D4Y1-C «Сусей» (Рисунок сайта wardrawings.be)
Палубный пикирующий бомбардировщик «Йокосука» D4Y «Сусей» («Джуди») разрабатывался на основе технического задела лицензионного, не пошедшего в серию, германского бомбардировщика «Хейнкель» Не-118. Самолёт разрабатывался для замены устаревшего пикировщика «Айчи» D3A1 «Вэл» и совершил свой первый полёт в 1940 году. Машина получилась скоростная: установленный на D4Y1 двигатель мощностью 1200 лошадиных сил разгонял бомбардировщик до скорости в 552 км в час, сопоставимой со скоростями истребителей того времени. «Джуди» имел потолок в 9900 метров и нормальную дальность полёта 2535 км (максимальную – 3890 км).
D4Y1 «Сусей» («Джуди») в экспозиции музея, наши дни (Фото сайта j-aircraftmodel.ru)
Двухместный скоростной бомбардировщик D4Y1 в качестве основного вооружения мог нести в бомбоотсеке одну 250-кг или 500-кг авиабомбу. Под крылом могли подвешиваться две бомбы по 30 кг. Перед капотом двигателя устанавливались синхронно два 7.7-мм пулемёта. Ещё один 7.7-мм пулемёт размещался на турели в задней части кабины.
D4Y1 «Сусей» («Джуди») на авиашоу, 2013 г. (Фото сайта www.warbird-photos.com)
Разведывательный вариант D4Y1-С, который и получил боевое крещение у атолла Мидуэй, вместо бомб в отсеке вооружения имел дополнительный топливный бак. Защита экипажа и топливных баков на «Джуди» отсутствовали.
Союзное командование, благодаря радиоперехвату и расшифровке сообщений, было осведомлено о планах и намерениях противника. Командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Нимиц планировал упредить японцев в развертывании своих главных сил и нанести по силам десанта и авианосному соединению неожиданный воздушный удар.
В состав ударного авиационного соединения ВМС США (командующий контр-адмирал Флетчер) вошли три авианосца («Энтерпрайз», «Хорнет» и «Йорктаун») и 25 боевых кораблей охранения (из них 8 крейсеров). В составе их авиагрупп насчитывалось 233 боевых самолёта (79 истребителей «Грумман» F4F-4 «Уайлдкэт», 112 пикирующих бомбардировщиков «Дуглас» SBD-3 «Доунтлесс» и 42 торпедоносца «Дуглас» TBD-1 «Девастейтор»).
Четвёртым «непотопляемым авианосцем» выступал сам Мидуэй. На его авиабазе была развёрнута мощная разнородная авиационная группировка из 109 боевых самолётов и 30 летающих лодок (амфибий) «Консолидейтед» PBY-5 «Каталина».
Летающая лодка PBY-5 «Каталина» (Рисунок сайта wardrawings.be)
Многоцелевая летающая лодка «Консолидейтед» PBY «Каталина» по сей день считается самой массовой и наиболее удачной. Свой первый полёт «Каталина» совершила в далёком 1935 году, а последние модификации эксплуатировались до 1970-х годов. Самыми массовыми воюющими моделями были PBY-5 и PBY-5А (оснащёна 3-х колёсным убирающимся шасси).
Амфибия PBY-5А «Каталина» (Рисунок сайта wardrawings.be)
Двухмоторная амфибия PBY-5А оснащалась двигателями мощностью по 1200 лошадиных сил и развивала максимальную скорость 288 км в час (крейсерская 188 км в час). «Каталина» имела потолок в 4480 метров и практическую дальность полёта 4096 км.
Амфибия PBY-5А «Каталина» в полёте, наши дни (Фото сайта www.flickr.com)
Экипаж амфибии зависел от поставленных задач и включал от семи до одиннадцати человек. Оборонительное вооружение было представлено двумя 12.7-мм и тремя 7.62-мм пулемётами. Под крыльями могли подвешиваться авиационные торпеды, обычные и глубинные бомбы (общий вес боевой нагрузки не мог превышать 1814 кг).
Амфибия PBY-5А «Каталина» на стоянке, наши дни (Фото сайта www.navalaviationfoundation.org)
Армейская авиация (ВВС) была представлена 17 тяжёлыми бомбардировщиками «Боинг» В-17 «Летающая крепость» и четырьмя средними «Мартин» В-26. Авиация морской пехоты располагала 7 истребителями F4F-3 «Уайлдкэт», 21 истребителем «Брюстер» F2A-3 «Буффало», пикирующими бомбардировщиками SBD-2 «Доунтлесс» (16 единиц) и SB2U-3 «Виндикейтор» (17 единиц). Шесть новейших торпедоносцев «Грумман» TBF «Авенджер», принадлежащие авиагруппе «Хорнета», не попали на свой авианосец и остались на островной авиабазе.
«Брюстер» F2A-3 «Буффало» (Рисунок сайта wardrawings.be)
Истребитель F2A-3 «Буффало» в полёте, 1942 г. (Фото сайта aviawarworld.ru)
Перетяжелённый F2A-3 «Буффало» заметно уступал «Зеро» по маневренности и скороподъёмности.
Бомбардировщик «Воут» SB2U-3 «Виндикейтор» (Рисунок сайта wardrawings.be)
Палубный пикирующий бомбардировщик-разведчик «Воут» SB2U-3 «Виндикейтор» осуществил свой первый полёт в 1936 году. В начале Второй мировой войны SB2U, оставшиеся на авианосцах, выполняли разведывательные задачи, а в качестве ударных с береговых аэродромов морской пехоты США.
SB2U-3 «Виндикейтор» в полёте, 1940 г. (Фото сайта wikimedia.org)
Двухместный бомбардировщик с двигателем мощностью 825 лошадиных сил при максимальной взлетной массе в 4273 кг мог развить максимальную скорость 391 км в час. Самолёт имеет потолок 7200 метров и дальность полёта с максимальной бомбовой нагрузкой 1800 км.
Звено SB2U-3 в полёте (Фото сайта axis-and-allies-paintworks.com)
Вооружение SB2U-3 состояло из двух 12.7-мм пулемётов (один в крыле и один на турельной установке стрелка-радиста) и авиабомб, подвешиваемых под центропланом (одна на 454 кг) или крыльями (две по 113 кг). Максимальный вес боевой нагрузки 454 кг.
SB2U-3 «Виндикейтор» сбрасывает бомбу (Рисунок сайта www.fiddlersgreen.net)
Палубный торпедоносец «Грумман» TBF «Авенджер» разрабатывался для замены устаревших «Дуглас» TBD-1 «Девастейторов». Первый полёт «Авенджер» совершил в 1941 году, с начала 1942 –го началось серийное производство модели TBF-1, принявшей свой первый бой с атолла Мидуэй в июне.
TBF-1 «Авенджер» (Рисунок сайта wardrawings.be)
«Авенджер» представлял собой трёхместный среднеплан со складывающимися при помощи гидравлики крыльями. По уже сложившейся фирменной груммановской традиции торпедоносец TBF получился довольно прочной и крепкой машиной, выдерживающий многочисленные попадания.
«Грумман» ТВМ-3Е «Авенджер» (Фото сайта www.aviarmor.net)
Мощный 1700-сильный двигатель разгонял тяжёлую машину (взлётный максимум 7221 кг) до максимальной скорости 436 км в час. Дальность полёта у «Авенджера» с торпедой равнялась 1955 км, а потолок – 6790 метров.
Торпедоносец ТВМ-3Е «Авенджер» на авиашоу, наши дни (Фото сайта www.warbirddepot.com)
Основное вооружение торпедоносца модели TBF-1 размещалось в просторном бомбовом отсеке и могло состоять из одной 569-мм торпеды Мк.13 или двух 454-кг бомб (либо бомб меньшего калибра общим весом до 907 кг). Стрелковое вооружение состояло из одного 12.7-мм пулемёта в специальной башенке у стрелка-радиста и двух 7.62-мм пулемётов (один синхронный, другой в задней части фюзеляжа, стреляющий вниз).
TBF-1 «Авенджер» в момент сброса торпеды, 1942 г. (Фото сайта midnike.livejournal.com)
3 июня 1942 года ударная авиагруппа с японских авианосцев «Рюдзё» и «Дзуньё» из шести торпедоносцев B5N2 «Кейт» при поддержке шести истребителей «Зеро» атаковала гавань Датч-Харбора (Алеутские острова). В это время японские корабли уже подошли к атоллу Мидуэй на расстояние в 700 миль. Японцам не удалось остаться незамеченными.
Схема битвы у атолла Мидуэй 4-5 июня 1942 г. (Фото сайта ww2history.ru)
Этим утром, около девяти часов, идущие к Мидуэю корабли были обнаружены одной из летающих лодок PBY «Каталина», совершающих регулярные разведывательные полёты.
Летающая лодка PBY-5 «Каталина» в разведывательном полёте (Фото сайта www.aviarmor.net.aww2)
Произошедшие накануне вечером и ночью воздушные атаки не изменили планов японского командования, и ранним утром 4 июня 1942 года с палуб тяжёлых авианосцев, на удалении от Мидуэя в 240 миль, начали подниматься в воздух первые самолёты. Ударную авиагруппу с четырёх авианосцев («Акаги», «Кага», «Сорю» и «Хирю») из 72 ударных самолётов (36 пикирующих бомбардировщиков D3A1 «Вэл» и 36 торпедоносцев B5N2 «Кейт») прикрывали 36 истребителей А6М2 «Зеро».
На расстоянии около 150 миль от атолла Мидуэй в 5.45 утра японские самолёты были обнаружены летающей лодкой PBY «Каталина». Другая «Каталина» чуть позже, с разницей в несколько минут, заметила уже два авианосца и корабли эскорта противника на удалении от базы в 180 миль в северо-западном направлении.
Получив от разведывательных «Каталин» и базового радара информацию о приближении японской ударной авиагруппы, командование базы подняло в воздух почти всю авиацию. Ударные самолёты барражировали, ожидая распоряжений, а истребители морской пехоты (20 F2A-3 «Буффало» и шестёрка F4F-3 «Уайлдкэт») устремились на перехват противника.
Воздушный бой произошёл, когда до атолла оставалось не более 30 миль. Морально устаревшие, тихоходные «Буффало» и менее маневренные «Уайлдкэты», за штурвалами которых находились молодые неопытные пилоты, проиграли эту воздушную схватку более скоростным и маневренным «Зеро» с отлично подготовленными лётчиками. Японцы, потеряв всего два самолёта, сбили 15 американских истребителей и тяжело повредили остальные.
Аэродром на атолле Мидуэй во время налёта японской авиации (Фото из книги А. Больных «Авианосцы. Иллюстрированная энциклопедия», 2013)
Пожар на складе горючего, остров Сэнд, Мидуэй (Фото сайта fototelegraf.ru)
SB2U-3 «Виндикейтор» после атаки японского крейсера (Рис. сайта www.super-hobby.co.uk)
«Хирю» маневрирует во время бомбардировки с B-17 «Летающая крепость», Мидуэй, 4 июня 1942 года (Фото сайта fototelegraf.ru)
Торпедоносцы TBD-1 «Девастейтор» на палубе «Энетерпрайза» перед вылетом, 4 июня 1942 г. (Фото сайта fototelegraf.ru)
SBD-2 «Доунтлесс» на палубе «Хорнета», 4 июня 1942 г. (Фото сайта wikimedia.org)
Атака торпедоносца TBD-1 «Девастейтор» (Рисунок сайта korabley.net)
Атака японских авианосцев (Рисунок сайта www.howarddavidjohnson.com)
Атака пикирующими бомбардировщиками SBD-2 «Акаги» (Рис. сайта steeljawscribe.com)
Пара «Доунтлессов» после бомбового удара по «Сорю» (Рис. сайта steeljawscribe.com)
Потеря японским флотом трёх тяжёлых авианосцев обошлась американцам в 67 самолётов (55 из них были сбиты, остальные потеряны из-за недостатка горючего).
Четвёртый японский авианосец «Хирю», находившийся на удалении от остальных, не подвергся атаке. Его авиагруппа из 18 пикирующих бомбардировщиков D3A1 «Вэл» и 8 истребителей прикрытия А6М2 «Зеро» направилась к «Йорктауну». Сбитый над палубой авианосца «Вэл» в 12.00 успел сбросить все три свои бомбы, которые попали в цель. На корабле возникли пожары, встали все котлы и был потерян ход. В ходе атаки японцы потеряли 16 самолётов из 26 (в том числе 13 «Вэлов»).
«Йорктаун» горит после атаки пикировщиков D3A1 «Вэл» (Фото из книги А. Больных «Авианосцы. Иллюстрированная энциклопедия», 2013)
Экипаж авианосца «Йорктаун» покидает поврежденный корабль (Фото сайта fototelegraf.ru)
Однако «Йорктаун» не собирался тонуть. Попытки реанимировать корабль были прерваны японской подводной лодкой I-168. Из четырёх выпущенных торпед в 16.30 шестого июня две попали в авианосец, а одна в эскадренный миноносец аварийной партии. Эсминец разломился пополам и затонул. «Йорктаун» затонул только на следующий день в шесть часов утра.
«Йорктаун» и эсминец «Гамманн» в момент взрыва торпед, выпущенных японской субмариной (Фото сайта pacificparatrooper.files.wordpress.com)
Четвёртый японский тяжёлый авианосец «Хирю» был обнаружен 4 июня в 14.45, а в 17.03 был атакован ударной авиагруппой из 24 пикирующих бомбардировщиков SBD-2 «Доунтлесс» с авианосцев «Энтерпрайз» и «Йорктаун» без истребительного прикрытия. «Доунтлессы» смогли преодолеть заслон из шести оставшихся истребителей «Зеро» и добились четырёх попаданий в «Хирю». У авианосца была разворочена носовая часть полётной палубы, возникли многочисленные пожары. Огнём истребителей было сбито два SBD-2, у третьего пикировщика закончилось горючее, и он упал в море.
Горит авианосец «Хирю», хорошо видна разрушенная носовая часть палубы, утро 5 июня 1942 г. (Фото сайта fototelegraf.ru)
Вторая ударная авиагруппа с «Хорнета» из 16 «Доунтлессов» прибыла с опозданием на полчаса. В горящий «Хирю» и корабли охранения не попала ни одна из сброшенных ими бомб. Сам авианосец, с которого сняли большую часть команды (кроме машинного отделения), продержался на плаву до утра следующего дня. После двух торпед, выпущенных со своего эсминца, тяжёлый авианосец «Хирю» в 8.20 скрылся в океанской пучине.
Точка в сражении у атолла Мидуэй была поставлена 6 июня, когда двумя авиагруппами с оставшихся двух американских авианосцев («Энтерпрайз» и «Хорнет») по 80 (первая волна) и 32 самолёта (вторая волна) были тяжело повреждены японские крейсера «Могами» и «Микума». Ночью 7 июня тяжёлый крейсер «Микума» затонул. Основной ударной силой авиагрупп выступал пикирующий бомбардировщик SBD-2 «Доунтлесс» (в атаках участвовал 81 пикировщик от общего количества самолётов в 112 единиц). Свой последний боевой вылет совершили торпедоносцы TBD-1 «Девастейтор» (в налёте участвовало 3 машины), уступившие в дальнейшем место на палубах американских авианосцев более современным самолётам - «Грумман» TBF «Авенджер».
Своей победой в сражении у атолла Мидуэй американцы окончательно отобрали у японцев стратегическую инициативу. Японский флот потерпел сокрушительное поражение. Были потеряны четыре тяжёлых авианосца со своими авиагруппами и один тяжёлый крейсер. Особо чувствительной потерей оказалась гибель хорошо подготовленных и опытных лётчиков, так и не восполненной до самого конца войны.
За свою победу американцы заплатили гибелью одного авианосца и одного эсминца, потерей около полутора сотен боевых самолётов (с учётом потерь авиации берегового базирования).
Авианосцы и палубная авиация окончательно утвердили себя в качестве главной ударной силы в войне на море.
Литература:
1. Шант К., Бишоп. Авианосцы. Самые грозные авианесущие корабли мира и их самолёты: Иллюстрированная энциклопедия /Пер. с англ./ - М.: Омега, 2006.
2. Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев/Под обшей редакцией А.Е.Тараса – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002 – (Библиотека военной истории).
3. Полмар Н. Авианосцы: В 2 т. Т.1/Пер. с англ. А.Г.Больных. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – (Военно-историческая библиотека).
4. Больных А.Г. Дуэли авианосцев. Кульминация Второй мировой! – М.: Яуза: ЭКСМО, 2011.
5. Больных А.Г. Авианосцы. Иллюстрированная энциклопедия – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.
6. Больных А.Г. Перл-Харбор. «Пиррова победа» Императорского флота – М.: Яуза: ЭКСМО, 2014.
7. Кудишин И.В. Палубные истребители Второй мировой войны – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
8. Котельников В.Р. «Ураганный» истребитель. «Харрикейны» в бою – М.: ВЭРО Пресс: Яуза: ЭКСМО, 2012.
9. Харук А.И. «Зеро». Лучший истребитель – М.: Коллекция: Яуза: ЭКСМО, 2010.
10. Харук А.И. Ударная авиация Второй Мировой – штурмовики, бомбардировщики, торпедоносцы – М.: Яуза: ЭКСМО, 2012.
11. Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия – М.: Яуза: ЭКСМО, 2012.
Интернет-ресурсы:
http://www.airwar.ru;
http://pro-samolet.ru;
http://wp.scn.ru;
http://www.aviastar.org;
http://www.avionslegendaires.net;
http://wardrawings.be/WW2;
http://www.airpages.ru;
http://fototelegraf.ru.
Информация