Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть III

35
Битва у атолла Мидуэй

В стратегических планах японского командования на Тихоокеанском театре боевых действий - захват атолла Мидуэй, должен был способствовать установлению полного контроля над всеми Гавайскими островами, заставить американцев покинуть крупнейшую базу своих ВМС в Пёрл-Харборе, создать непосредственную угрозу территории США и принудить американскую сторону сесть за стол переговоров для заключения мирных соглашений на выгодных для себя условиях.

Окончательное решение японского командования по атоллу Мидуэй было принято в начале мая 1942 года, за пару дней до сражения в Коралловом море. Помимо, непосредственно, захвата Мидуэя предусматривалось проведение вспомогательной (отвлекающей) операции по захвату двух островов Алеутской гряды (Атту и Кыска) и воздушный удар по американской базе Датч-Харбор.

Для проведения операции были задействованы основные силы японского Объединённого флота. Группировка боевых кораблей и судов обеспечения насчитывала более 150 единиц (в том числе 11 линейных кораблей, 4 тяжёлых и 4 лёгких авианосца, 19 крейсеров и 66 эскадренных миноносцев). Группировка палубной авиации включала более 355 боевых самолётов.

На главном направлении, у атолла Мидуэй, должно было действовать ударное авианосное соединение (командующий вице-адмирал Нагумо) в составе четырёх тяжёлых авианосцев («Акаги», «Кага», «Сорю» и «Хирю») и 17 боевых кораблей эскорта (в том числе 2 линейных корабля и 3 крейсера) с задачей нанесения первоначального воздушного удара по гавани, позициям зенитной артиллерии и, самое главное, по авиабазе, чтобы уничтожить размещенную там разнородную авиацию.

Авиагруппы четырёх тяжёлых авианосцев включали с учётом резервных истребителей 248 боевых самолёта (в том числе 93 истребителя «Мицубиси» А6М2 «Зеро», 74 пикирующих бомбардировщика «Айчи» D3A1 «Вэл» и 81 торпедоносец «Накадзима» B5N2 «Кейт»). На борту авианосца «Сорю» находилось два новых палубных пикирующих бомбардировщиков-разведчиков «Йокосука» D4Y «Сусей» (союзное кодовое имя «Джуди»).


Скоростной бомбардировщик-разведчик «Йокосука» D4Y1-C «Сусей» (Рисунок сайта wardrawings.be)

Палубный пикирующий бомбардировщик «Йокосука» D4Y «Сусей» («Джуди») разрабатывался на основе технического задела лицензионного, не пошедшего в серию, германского бомбардировщика «Хейнкель» Не-118. Самолёт разрабатывался для замены устаревшего пикировщика «Айчи» D3A1 «Вэл» и совершил свой первый полёт в 1940 году. Машина получилась скоростная: установленный на D4Y1 двигатель мощностью 1200 лошадиных сил разгонял бомбардировщик до скорости в 552 км в час, сопоставимой со скоростями истребителей того времени. «Джуди» имел потолок в 9900 метров и нормальную дальность полёта 2535 км (максимальную – 3890 км).


D4Y1 «Сусей» («Джуди») в экспозиции музея, наши дни (Фото сайта j-aircraftmodel.ru)

Двухместный скоростной бомбардировщик D4Y1 в качестве основного вооружения мог нести в бомбоотсеке одну 250-кг или 500-кг авиабомбу. Под крылом могли подвешиваться две бомбы по 30 кг. Перед капотом двигателя устанавливались синхронно два 7.7-мм пулемёта. Ещё один 7.7-мм пулемёт размещался на турели в задней части кабины.


D4Y1 «Сусей» («Джуди») на авиашоу, 2013 г. (Фото сайта www.warbird-photos.com)

Разведывательный вариант D4Y1-С, который и получил боевое крещение у атолла Мидуэй, вместо бомб в отсеке вооружения имел дополнительный топливный бак. Защита экипажа и топливных баков на «Джуди» отсутствовали.

Союзное командование, благодаря радиоперехвату и расшифровке сообщений, было осведомлено о планах и намерениях противника. Командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Нимиц планировал упредить японцев в развертывании своих главных сил и нанести по силам десанта и авианосному соединению неожиданный воздушный удар.

В состав ударного авиационного соединения ВМС США (командующий контр-адмирал Флетчер) вошли три авианосца («Энтерпрайз», «Хорнет» и «Йорктаун») и 25 боевых кораблей охранения (из них 8 крейсеров). В составе их авиагрупп насчитывалось 233 боевых самолёта (79 истребителей «Грумман» F4F-4 «Уайлдкэт», 112 пикирующих бомбардировщиков «Дуглас» SBD-3 «Доунтлесс» и 42 торпедоносца «Дуглас» TBD-1 «Девастейтор»).

Четвёртым «непотопляемым авианосцем» выступал сам Мидуэй. На его авиабазе была развёрнута мощная разнородная авиационная группировка из 109 боевых самолётов и 30 летающих лодок (амфибий) «Консолидейтед» PBY-5 «Каталина».


Летающая лодка PBY-5 «Каталина» (Рисунок сайта wardrawings.be)

Многоцелевая летающая лодка «Консолидейтед» PBY «Каталина» по сей день считается самой массовой и наиболее удачной. Свой первый полёт «Каталина» совершила в далёком 1935 году, а последние модификации эксплуатировались до 1970-х годов. Самыми массовыми воюющими моделями были PBY-5 и PBY-5А (оснащёна 3-х колёсным убирающимся шасси).


Амфибия PBY-5А «Каталина» (Рисунок сайта wardrawings.be)

Двухмоторная амфибия PBY-5А оснащалась двигателями мощностью по 1200 лошадиных сил и развивала максимальную скорость 288 км в час (крейсерская 188 км в час). «Каталина» имела потолок в 4480 метров и практическую дальность полёта 4096 км.


Амфибия PBY-5А «Каталина» в полёте, наши дни (Фото сайта www.flickr.com)

Экипаж амфибии зависел от поставленных задач и включал от семи до одиннадцати человек. Оборонительное вооружение было представлено двумя 12.7-мм и тремя 7.62-мм пулемётами. Под крыльями могли подвешиваться авиационные торпеды, обычные и глубинные бомбы (общий вес боевой нагрузки не мог превышать 1814 кг).

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть III

Амфибия PBY-5А «Каталина» на стоянке, наши дни (Фото сайта www.navalaviationfoundation.org)

Армейская авиация (ВВС) была представлена 17 тяжёлыми бомбардировщиками «Боинг» В-17 «Летающая крепость» и четырьмя средними «Мартин» В-26. Авиация морской пехоты располагала 7 истребителями F4F-3 «Уайлдкэт», 21 истребителем «Брюстер» F2A-3 «Буффало», пикирующими бомбардировщиками SBD-2 «Доунтлесс» (16 единиц) и SB2U-3 «Виндикейтор» (17 единиц). Шесть новейших торпедоносцев «Грумман» TBF «Авенджер», принадлежащие авиагруппе «Хорнета», не попали на свой авианосец и остались на островной авиабазе.

Палубный истребитель «Брюстер» F2A-3 «Буффало» впервые поднялся в воздух в 1937 году. Перед началом боевых действий на Тихом океане устаревший истребитель с палуб авианосцев перекочевал на береговые аэродромы и использовался в учебных целях или для объектовой ПВО (как на атолле Мидуэй).



«Брюстер» F2A-3 «Буффало» (Рисунок сайта wardrawings.be)

Одноместный цельнометаллический истребитель F2A-3 оснащался двигателем мощностью 1200 лошадиных сил. Максимальная скорость на высоте 5000 м составляла 518 км в час. На высоту 4572 м «Буффало» поднимался за 7 минут. Вооружение истребителя состояло из четырёх 12.7-мм пулемётов (два синхронных и два в крыльях).



Истребитель F2A-3 «Буффало» в полёте, 1942 г. (Фото сайта aviawarworld.ru)

Перетяжелённый F2A-3 «Буффало» заметно уступал «Зеро» по маневренности и скороподъёмности.


Бомбардировщик «Воут» SB2U-3 «Виндикейтор» (Рисунок сайта wardrawings.be)

Палубный пикирующий бомбардировщик-разведчик «Воут» SB2U-3 «Виндикейтор» осуществил свой первый полёт в 1936 году. В начале Второй мировой войны SB2U, оставшиеся на авианосцах, выполняли разведывательные задачи, а в качестве ударных с береговых аэродромов морской пехоты США.


SB2U-3 «Виндикейтор» в полёте, 1940 г. (Фото сайта wikimedia.org)

Двухместный бомбардировщик с двигателем мощностью 825 лошадиных сил при максимальной взлетной массе в 4273 кг мог развить максимальную скорость 391 км в час. Самолёт имеет потолок 7200 метров и дальность полёта с максимальной бомбовой нагрузкой 1800 км.


Звено SB2U-3 в полёте (Фото сайта axis-and-allies-paintworks.com)

Вооружение SB2U-3 состояло из двух 12.7-мм пулемётов (один в крыле и один на турельной установке стрелка-радиста) и авиабомб, подвешиваемых под центропланом (одна на 454 кг) или крыльями (две по 113 кг). Максимальный вес боевой нагрузки 454 кг.


SB2U-3 «Виндикейтор» сбрасывает бомбу (Рисунок сайта www.fiddlersgreen.net)

Палубный торпедоносец «Грумман» TBF «Авенджер» разрабатывался для замены устаревших «Дуглас» TBD-1 «Девастейторов». Первый полёт «Авенджер» совершил в 1941 году, с начала 1942 –го началось серийное производство модели TBF-1, принявшей свой первый бой с атолла Мидуэй в июне.


TBF-1 «Авенджер» (Рисунок сайта wardrawings.be)

«Авенджер» представлял собой трёхместный среднеплан со складывающимися при помощи гидравлики крыльями. По уже сложившейся фирменной груммановской традиции торпедоносец TBF получился довольно прочной и крепкой машиной, выдерживающий многочисленные попадания.


«Грумман» ТВМ-3Е «Авенджер» (Фото сайта www.aviarmor.net)

Мощный 1700-сильный двигатель разгонял тяжёлую машину (взлётный максимум 7221 кг) до максимальной скорости 436 км в час. Дальность полёта у «Авенджера» с торпедой равнялась 1955 км, а потолок – 6790 метров.


Торпедоносец ТВМ-3Е «Авенджер» на авиашоу, наши дни (Фото сайта www.warbirddepot.com)

Основное вооружение торпедоносца модели TBF-1 размещалось в просторном бомбовом отсеке и могло состоять из одной 569-мм торпеды Мк.13 или двух 454-кг бомб (либо бомб меньшего калибра общим весом до 907 кг). Стрелковое вооружение состояло из одного 12.7-мм пулемёта в специальной башенке у стрелка-радиста и двух 7.62-мм пулемётов (один синхронный, другой в задней части фюзеляжа, стреляющий вниз).


TBF-1 «Авенджер» в момент сброса торпеды, 1942 г. (Фото сайта midnike.livejournal.com)

3 июня 1942 года ударная авиагруппа с японских авианосцев «Рюдзё» и «Дзуньё» из шести торпедоносцев B5N2 «Кейт» при поддержке шести истребителей «Зеро» атаковала гавань Датч-Харбора (Алеутские острова). В это время японские корабли уже подошли к атоллу Мидуэй на расстояние в 700 миль. Японцам не удалось остаться незамеченными.


Схема битвы у атолла Мидуэй 4-5 июня 1942 г. (Фото сайта ww2history.ru)

Этим утром, около девяти часов, идущие к Мидуэю корабли были обнаружены одной из летающих лодок PBY «Каталина», совершающих регулярные разведывательные полёты.


Летающая лодка PBY-5 «Каталина» в разведывательном полёте (Фото сайта www.aviarmor.net.aww2)

Вечером девять «Летающих крепостей» В-17сбросили бомбы по группе японских транспортов, находившихся уже в 570 милях от атолла Мидуэй. Атака тяжёлых бомбардировщиков оказалась в целом безрезультативной. Более успешной была ночная атака вооружённых торпедами четырёх «Каталин». Из трёх сброшенных торпед одна угодила в танкер и нанесла ему незначительные повреждения, он лишь снизил ход. Американцы никаких потерь в ходе атак не понесли.

Произошедшие накануне вечером и ночью воздушные атаки не изменили планов японского командования, и ранним утром 4 июня 1942 года с палуб тяжёлых авианосцев, на удалении от Мидуэя в 240 миль, начали подниматься в воздух первые самолёты. Ударную авиагруппу с четырёх авианосцев («Акаги», «Кага», «Сорю» и «Хирю») из 72 ударных самолётов (36 пикирующих бомбардировщиков D3A1 «Вэл» и 36 торпедоносцев B5N2 «Кейт») прикрывали 36 истребителей А6М2 «Зеро».

На расстоянии около 150 миль от атолла Мидуэй в 5.45 утра японские самолёты были обнаружены летающей лодкой PBY «Каталина». Другая «Каталина» чуть позже, с разницей в несколько минут, заметила уже два авианосца и корабли эскорта противника на удалении от базы в 180 миль в северо-западном направлении.

Получив от разведывательных «Каталин» и базового радара информацию о приближении японской ударной авиагруппы, командование базы подняло в воздух почти всю авиацию. Ударные самолёты барражировали, ожидая распоряжений, а истребители морской пехоты (20 F2A-3 «Буффало» и шестёрка F4F-3 «Уайлдкэт») устремились на перехват противника.

Воздушный бой произошёл, когда до атолла оставалось не более 30 миль. Морально устаревшие, тихоходные «Буффало» и менее маневренные «Уайлдкэты», за штурвалами которых находились молодые неопытные пилоты, проиграли эту воздушную схватку более скоростным и маневренным «Зеро» с отлично подготовленными лётчиками. Японцы, потеряв всего два самолёта, сбили 15 американских истребителей и тяжело повредили остальные.



Аэродром на атолле Мидуэй во время налёта японской авиации (Фото из книги А. Больных «Авианосцы. Иллюстрированная энциклопедия», 2013)

Не понёсшие от американских истребителей потерь «Кейты» и «Вэлы» в 6.30 нанесли удар по Мидуэю. Их встретил плотный зенитный огонь островных батарей. Пять ударных самолётов и два «Зеро» были сбиты. Сокрушительного удара не получилось. Были разрушены или повреждены элементы инфраструктуры базы, но взлётно-посадочная полоса не пострадала, да и самолётов на ней уже не было. Вице-адмиралу Нагумо командиром первой ударной волны был отправлен доклад о необходимости повторной атаки.



Пожар на складе горючего, остров Сэнд, Мидуэй (Фото сайта fototelegraf.ru)

Адмирал Нимиц, получив сообщение о бомбёжке атолла Мидуэй, отдал приказ барражирующим неподалёку ударным самолётам нанести удар по кораблям японцев. Начиная с семи часов утра, было осуществлено четыре авианалёта, но все они завершились безрезультатно и с огромными потерями с американской стороны. Так, из шести новейших торпедоносцев TBF «Авенджер» и четырёх средних бомбардировщиков В-26 «Мародёр» с задания вернулось только два В-26 и один «Авенджер». Из 16 пикирующих бомбардировщиков SBD-2 «Доунтлесс» было потеряно восемь, а остальные повреждены (6 из них восстановлению не подлежали). Пикировщики SB2U-3 «Виндикейтор» потеряли 4 самолёта из 11.



SB2U-3 «Виндикейтор» после атаки японского крейсера (Рис. сайта www.super-hobby.co.uk)

Отсутствие истребительного прикрытия, плотный огонь корабельной ПВО, яростные атаки «Зеро» и слабая подготовка американских лётчиков обусловили такие большие потери атакующих японские корабли ударных самолётов. Потерь не понесли лишь «Летающие крепости» В-17, бомбившие японцев с высоты более 6000 метров, но так и не достигшие ни одного попадания в цель.



«Хирю» маневрирует во время бомбардировки с B-17 «Летающая крепость», Мидуэй, 4 июня 1942 года (Фото сайта fototelegraf.ru)

С шести часов утра американцы начали поднимать свои самолёты для атаки обнаруженных японских авианосцев. Ударная авиагруппа с «Йорктауна» состояла из 12 торпедоносцев TBD-1 «Девастейтор» и 17 пикирующих бомбардировщиков SBD-2 «Доунтлесс», которую прикрывали шесть истребителей F4F-4 «Уайлдкэт» (всего 35 самолётов).



Торпедоносцы TBD-1 «Девастейтор» на палубе «Энетерпрайза» перед вылетом, 4 июня 1942 г. (Фото сайта fototelegraf.ru)

Через час начали взлетать самолёты с «Энтерпрайза» и «Хорнета». В эту ударную авиагруппу вошли 116 самолётов (29 торпедоносцев «Девастейтор», 67 пикировщиков «Доунтлесс» и 20 истребителей F4F-4 «Уайлдкэт»). На момент взлёта торпедоносцев авианосцы находились на удалении от предполагаемой точки нанесения удара, превышающим радиус действия «Девастейторов».



SBD-2 «Доунтлесс» на палубе «Хорнета», 4 июня 1942 г. (Фото сайта wikimedia.org)

Как уже бывало, неточные данные разведки о местоположении цели, слабое взаимодействие и «его величество случай» привели к тому, что две ударные авиаэскадрильи не обнаружили врага и не приняли участие в авиаударе, потеряв из-за нехватки горючего 12 самолётов. Три авиаэскадрильи «Девастейторов», опередив пикировщики, без истребительного прикрытия бросились в атаку на японские авианосцы. Из 41 «Девастейтора» уцелели только от 4 до 6 машин. Ни одна из торпед, сброшенных ими, не достигла цели. Японцы были удивлены яростной самоубийственной атакой американских лётчиков. Но гибель торпедоносцев была не напрасной.



Атака торпедоносца TBD-1 «Девастейтор» (Рисунок сайта korabley.net)

В том момент, когда почти все японские истребители атаковали низколетящие под шквальным огнём корабельной зенитной артиллерии торпедоносцы, с высоты на японские авианосцы неожиданно обрушились пикировщики трёх эскадрилий. Настал звёздный час «Доунтлессов», которые в 10.24, почти одновременно, атаковали «Акаги», «Кагу» и «Сорю» и в течение пяти минут вывели их из строя.



Атака японских авианосцев (Рисунок сайта www.howarddavidjohnson.com)

В «Акаги» попали две авиабомбы, которые вызвали многочисленные пожары самолётов, сопровождаемые взрывами боеприпасов и горючего. Огонь быстро распространился по всему кораблю и вышел из-под контроля. Команда была снята с авианосца. Рано утром 5 июня 1942 года «Акаги» был торпедирован своим эсминцем и после попадания четырёх бомб пошёл на дно.



Атака пикирующими бомбардировщиками SBD-2 «Акаги» (Рис. сайта steeljawscribe.com)

«Кага» получил попадание четырёх бомб и загорелся. В самом начале воздушной атаки погибли почти все офицеры на мостике, когда взорвалась расположенная недалеко ёмкость с авиационным бензином. После серии взрывов топливных цистерн в 19.25 авианосец затонул.



Пара «Доунтлессов» после бомбового удара по «Сорю» (Рис. сайта steeljawscribe.com)

В третий авианосец «Сорю» за три минуты попало три авиабомбы. Была разворочена полётная палуба. После многочисленных взрывов цистерн с авиабензином весь корабль был охвачен огнём. По приказу капитана экипаж начал покидать корабль, бросаясь прямо в воду, но не все смогли это сделать. На корабле ещё продолжались взрывы, когда над ним в 19.13 сомкнулись морские волны. Более 700 человек забрал с собой в пучину «Сорю».

Потеря японским флотом трёх тяжёлых авианосцев обошлась американцам в 67 самолётов (55 из них были сбиты, остальные потеряны из-за недостатка горючего).

Четвёртый японский авианосец «Хирю», находившийся на удалении от остальных, не подвергся атаке. Его авиагруппа из 18 пикирующих бомбардировщиков D3A1 «Вэл» и 8 истребителей прикрытия А6М2 «Зеро» направилась к «Йорктауну». Сбитый над палубой авианосца «Вэл» в 12.00 успел сбросить все три свои бомбы, которые попали в цель. На корабле возникли пожары, встали все котлы и был потерян ход. В ходе атаки японцы потеряли 16 самолётов из 26 (в том числе 13 «Вэлов»).



«Йорктаун» горит после атаки пикировщиков D3A1 «Вэл» (Фото из книги А. Больных «Авианосцы. Иллюстрированная энциклопедия», 2013)

Через два часа восстановивший ход «Йорктаун» был снова атакован, но уже 10 торпедоносцами с «Хирю». Корабль получил попадания двух торпед. Вновь потерявший ход авианосец накренился на левый борт, сильные разрушения получил корпус. Истребители F4F-4 «Йорктауна» смогли уничтожить 5 торпедоносцев B5N2 «Кейт» и 3 «Зеро» (половину из нападавших). Посчитав авианосец обречённым, американцы спешно эвакуировали команду, оставив в корабельном лазарете двоих тяжелораненых.



Экипаж авианосца «Йорктаун» покидает поврежденный корабль (Фото сайта fototelegraf.ru)

Однако «Йорктаун» не собирался тонуть. Попытки реанимировать корабль были прерваны японской подводной лодкой I-168. Из четырёх выпущенных торпед в 16.30 шестого июня две попали в авианосец, а одна в эскадренный миноносец аварийной партии. Эсминец разломился пополам и затонул. «Йорктаун» затонул только на следующий день в шесть часов утра.


«Йорктаун» и эсминец «Гамманн» в момент взрыва торпед, выпущенных японской субмариной (Фото сайта pacificparatrooper.files.wordpress.com)

Четвёртый японский тяжёлый авианосец «Хирю» был обнаружен 4 июня в 14.45, а в 17.03 был атакован ударной авиагруппой из 24 пикирующих бомбардировщиков SBD-2 «Доунтлесс» с авианосцев «Энтерпрайз» и «Йорктаун» без истребительного прикрытия. «Доунтлессы» смогли преодолеть заслон из шести оставшихся истребителей «Зеро» и добились четырёх попаданий в «Хирю». У авианосца была разворочена носовая часть полётной палубы, возникли многочисленные пожары. Огнём истребителей было сбито два SBD-2, у третьего пикировщика закончилось горючее, и он упал в море.


Горит авианосец «Хирю», хорошо видна разрушенная носовая часть палубы, утро 5 июня 1942 г. (Фото сайта fototelegraf.ru)

Вторая ударная авиагруппа с «Хорнета» из 16 «Доунтлессов» прибыла с опозданием на полчаса. В горящий «Хирю» и корабли охранения не попала ни одна из сброшенных ими бомб. Сам авианосец, с которого сняли большую часть команды (кроме машинного отделения), продержался на плаву до утра следующего дня. После двух торпед, выпущенных со своего эсминца, тяжёлый авианосец «Хирю» в 8.20 скрылся в океанской пучине.

Точка в сражении у атолла Мидуэй была поставлена 6 июня, когда двумя авиагруппами с оставшихся двух американских авианосцев («Энтерпрайз» и «Хорнет») по 80 (первая волна) и 32 самолёта (вторая волна) были тяжело повреждены японские крейсера «Могами» и «Микума». Ночью 7 июня тяжёлый крейсер «Микума» затонул. Основной ударной силой авиагрупп выступал пикирующий бомбардировщик SBD-2 «Доунтлесс» (в атаках участвовал 81 пикировщик от общего количества самолётов в 112 единиц). Свой последний боевой вылет совершили торпедоносцы TBD-1 «Девастейтор» (в налёте участвовало 3 машины), уступившие в дальнейшем место на палубах американских авианосцев более современным самолётам - «Грумман» TBF «Авенджер».

Своей победой в сражении у атолла Мидуэй американцы окончательно отобрали у японцев стратегическую инициативу. Японский флот потерпел сокрушительное поражение. Были потеряны четыре тяжёлых авианосца со своими авиагруппами и один тяжёлый крейсер. Особо чувствительной потерей оказалась гибель хорошо подготовленных и опытных лётчиков, так и не восполненной до самого конца войны.

За свою победу американцы заплатили гибелью одного авианосца и одного эсминца, потерей около полутора сотен боевых самолётов (с учётом потерь авиации берегового базирования).

Авианосцы и палубная авиация окончательно утвердили себя в качестве главной ударной силы в войне на море.

Литература:
1. Шант К., Бишоп. Авианосцы. Самые грозные авианесущие корабли мира и их самолёты: Иллюстрированная энциклопедия /Пер. с англ./ - М.: Омега, 2006.
2. Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев/Под обшей редакцией А.Е.Тараса – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002 – (Библиотека военной истории).
3. Полмар Н. Авианосцы: В 2 т. Т.1/Пер. с англ. А.Г.Больных. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – (Военно-историческая библиотека).
4. Больных А.Г. Дуэли авианосцев. Кульминация Второй мировой! – М.: Яуза: ЭКСМО, 2011.
5. Больных А.Г. Авианосцы. Иллюстрированная энциклопедия – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.
6. Больных А.Г. Перл-Харбор. «Пиррова победа» Императорского флота – М.: Яуза: ЭКСМО, 2014.
7. Кудишин И.В. Палубные истребители Второй мировой войны – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
8. Котельников В.Р. «Ураганный» истребитель. «Харрикейны» в бою – М.: ВЭРО Пресс: Яуза: ЭКСМО, 2012.
9. Харук А.И. «Зеро». Лучший истребитель – М.: Коллекция: Яуза: ЭКСМО, 2010.
10. Харук А.И. Ударная авиация Второй Мировой – штурмовики, бомбардировщики, торпедоносцы – М.: Яуза: ЭКСМО, 2012.
11. Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия – М.: Яуза: ЭКСМО, 2012.

Интернет-ресурсы:
http://www.airwar.ru;
http://pro-samolet.ru;
http://wp.scn.ru;
http://www.aviastar.org;
http://www.avionslegendaires.net;
http://wardrawings.be/WW2;
http://www.airpages.ru;
http://fototelegraf.ru.
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    1 июня 2016 07:17
    Спасибо автору за большой труд и подробные описания. hi Очень интересный цикл статей.
    1. +4
      1 июня 2016 09:08
      Довелось посмотреть амеровский фильм "Мидуэй", там эта история подана более гламурно и гироично.... По их версии, о нападении японцев знали заранее и естественно ни какого удара по военным объектам на о.Мидуэй не допустили... Потери в фильме, естественно были, и в т.ч. «Йорктаун» затонул, но спасение экипажа было организованным и естественно ни о каких оставленных в судовом лазарете тяжелораненых там не упоминалось....
      Интересно, если раненых "забыли", то кого же эвакуировали первыми, капитана или судовой бардель?
      1. +4
        1 июня 2016 10:46
        Цитата: ДэнСабака
        Довелось посмотреть амеровский фильм "Мидуэй", там эта история подана более гламурно и гироично.... По их версии, о нападении японцев знали заранее и естественно ни какого удара по военным объектам на о.Мидуэй не допустили...

        ЕМНИП, налёт на остров там точно был. Тем более, что в распоряжении янки был документальный фильм "Battle of Midway" 1942 года, снятый Джоном Фордом на острове во время тех событий.
        Цитата: ДэнСабака
        Потери в фильме, естественно были, и в т.ч. «Йорктаун» затонул, но спасение экипажа было организованным и естественно ни о каких оставленных в судовом лазарете тяжелораненых там не упоминалось....

        Дык... мало кто любит рассказывать о своих промахах. У нас тоже стараются лишний раз не вспоминать, например, про ВТ-521 "Иосиф Сталин".
      2. +1
        2 июня 2016 15:09
        for ДэнСабака:
        "Интересно, если раненых "забыли", то кого же эвакуировали первыми"////

        Когда корабль опрокидывается, горит и тонет эвакуировать
        тяжелораненных из лазарета - невозможно.
        И сам погибнешь , и никого не спасешь.
        Тяжело-раненых и на советском фронте при отступлениях бросали,
        когда не было поездов для эвакуации. Целые госпиталя.
        И за это невозможно упрекать: одного человека должны вытаскивать
        минимум два, а обычно четыре бойца. И еще подменяться по 4 каждые
        сто метров.
        1. +3
          8 июня 2016 23:40
          Б...ть, хватит всюду всовывать " а вот на советском фронте..." ! Речь шла о самых "гуманных исключительных демократах вселенной" - сга. И, если внимательно прочитать статью, то авианосец затонул только на следующий день и только после атаки подлодки. Так что, если подкладываете язык за своих кураторов, то делайте это с умом...
          А насчет того, кто и где бросал своих солдат, я вспоминать не буду - это все таки были живые люди со своими надеждами...
    2. +10
      1 июня 2016 09:57
      Цитата: inkass_98
      Спасибо автору за большой труд и подробные описания. Очень интересный цикл статей.

      Полностью согласен с вашими словами. Однако меня удивляет кто минусует такие статьи. Они и так не пользуются очень большим вниманием среди форумчан в отличии от геополитики и злободневных тем современности. Огромная просьба имейте совесть и уважение к чужому хорошо проделанному труду.
  2. +3
    1 июня 2016 07:21
    неплохой цикл. все обобщено и хорошо проиллюстрировано. Спасибо!
  3. +3
    1 июня 2016 07:33
    Большое спасибо за серию статей.
    Вопрос. Устройство для отвода бомбы от зоны работы лопастей на пикировщике. Как называется? Кто изобрел (хотя-бы страна)?

    1. +4
      1 июня 2016 12:13
      паралелаграмный механизм изобретён давно... так что конкретного изобретателя тут нет. Просто когда понадобилось вывести бомбу из проекции винта его применили.
  4. +9
    1 июня 2016 08:48
    Статья очень качественно проиллюстрирована, но ... это её единственный плюс, уж простите, автор. Стандартное описание в целом банальных и хорошо известных любому интересующемуся историей "Войны на Тихом океане" человеку фактов.

    И ещё - ни разу не проанализировано то, что Мидуэй - это прямо таки фатальная битва случайностей, выпавших ПРОТИВ японцев. "Боги войны и судьбы были против нас!" - я полностью подписываюсь под этими словами, т.к. в противном случае, даже несмотря на расшифровку кода и перехват сообщений об операции, американцы с очень большой вероятностью проиграли бы этот бой.

    Наверное нет большего сочетания цепи случайностей ни в одной битве на Тихом океане, чем при Мидуэе.

    Цитата: anodonta
    На самом деле до полной утраты стратегической инициативы было ещё далеко. Впереди была и победа при Саво и многие другие сражения. Окончательная утрата стратегической инициативы японцами - это по меньшей мере 1943 год.
    Абсолютно солидарен с Вашим мнением, коллега ! Мидуэй - словами Черчилля - "не конец, и даже не начало конца, это скорее конец начала".

    Цитата: igordok
    Устройство для отвода бомбы от зоны работы лопастей на пикировщике. Как называется? Кто изобрел (хотя-бы страна)?
    Изобрели первыми, если не ошибаюсь, немцы ещё в начале 1930х - использовалось в основном на пикировщиках Ju-87. Не помню, использовалось ли на "Вэлах" японцами, надо покопаться в литературе.
    1. +4
      1 июня 2016 10:34
      Цитата: Михаил Матюгин
      И ещё - ни разу не проанализировано то, что Мидуэй - это прямо таки фатальная битва случайностей, выпавших ПРОТИВ японцев. "Боги войны и судьбы были против нас!" - я полностью подписываюсь под этими словами, т.к. в противном случае, даже несмотря на расшифровку кода и перехват сообщений об операции, американцы с очень большой вероятностью проиграли бы этот бой.

      Случайности, игравшие против американцев, принимать во внимание не будем?
      Типа стихшего ветра, из-за которого сорвался график подъёма ударной группы "Энтерпрайза" и распалась скоординированная атака? Или заблудившихся эскадрилий? Или проблем со связью даже в пределах групп одного АВ? Или несрабатывающих торпед?

      Если бы "Энтерпрайз" поднял всю группу как планировалось первоначально - не нужно было бы никаких поисков и заблудившихся ЭМ. Торпы вывели бы пикировщиков на цель (в реале первыми цель нашли именно они - взлетевшие позже более тихоходные торпы).

      В целом же американцы просто выставили большие силы. И по теории вероятности в череде последовательных ударов им рано или поздно должно было повезти.
      1. +1
        1 июня 2016 12:51
        Цитата: Alexey RA
        В целом же американцы просто выставили большие силы. И по теории вероятности в череде последовательных ударов им рано или поздно должно было повезти.

        Позволю не согласиться - как это большие силы ? а у кого было больше авианосцев ? а просто надводных кораблей у кого армада шла ?
        1. +1
          1 июня 2016 14:14
          Цитата: Ратник2015
          Позволю не согласиться - как это большие силы ? а у кого было больше авианосцев ?

          А вот не стоит забывать про Мидуэй. smile
          С учётом его авиагруппы получается 360 американских машин против 260 японских. И янки послали в бой всё, что могли - кроме патрульных "каталин" и истребителей прикрытия АУГ.

          До прихода пикировщиков соединение Нагумо последовательно атаковали: 4 «вдоводела», 6 «эвенджера», 16 «медленных, но смертоносных» с Мидуэя, 15 "крепостей", 11 «Виндикейторов», 15 «девастейторов», 14 «девастейторов», 12 «девастейторов».
          Цитата: Ратник2015
          а просто надводных кораблей у кого армада шла ?

          И что, после потопления всего 4-х кораблей, эта армада дошла до Мидуэя? smile
    2. +3
      1 июня 2016 12:21
      Цитата: Михаил Матюгин
      Наверное нет большего сочетания цепи случайностей ни в одной битве на Тихом океане, чем при Мидуэе.


      ну не уверен, "туман войны" там работал на обе стороны... Другой вопрос что у японцев почему то на уровне командования всегда было многовато колебаний... В итоге зачастую решения принимались просто поздно. Ну и тот факт что японские конструкторы зачастую пренебрегали вопросами живучести и жизнеобеспечения ради усиления боевых возможностей техники. Ну не должны даже авианосцы напоминать большие одноразовые зажигалки. Сравните количество боеприпасов попавших в корабли... от 2х до 4х бомб сравнительно небольшого калибра и корабль бодро превращается в вулкан... При этом тот же Йорктаун "съел" куда больше ...
      1. +2
        1 июня 2016 12:52
        Цитата: Даос
        равните количество боеприпасов попавших в корабли... от 2х до 4х бомб сравнительно небольшого калибра и корабль бодро превращается в вулкан...

        Проблема живучести была характерна для всей японской техники периода войны. Вспомните "Тайхо" как наиболее яркий пример. В прямом и переносном смысле. laughing
        1. 0
          1 июня 2016 20:51
          Самолеты заправлялись горючим на палубе, все было открыто. Только в Нимицах сделали заправку
          По-настоящему пожарозащищенной: подача топлива снизу, клапаны на шлангах и т.д
  5. +10
    1 июня 2016 10:12
    Были потеряны четыре тяжёлых авианосца со своими авиагруппами и один тяжёлый крейсер. Особо чувствительной потерей оказалась гибель хорошо подготовленных и опытных лётчиков, так и не восполненной до самого конца войны.

    Вопреки распространённым мифам, потери японских пилотов при Мидуэе вовсе не были столь катастрофическими.
    Когда историки перестали переписывать друг у друга непонятно откуда взявшиеся цифры потерь и обратились к первичке - открыли рапорты авиагрупп японских авианосцев, принимавших участие в боевых действиях Мидуэйско-Алеутской операции, а также списки личного состава авиагрупп этих авианосцев - то обнаружилась крайне интересная картина:
    ... ни о каких «сотнях погибших пилотов» речи не идёт. Даже суммарные потери всего лётного состава с трудом переваливают за сотню (это подсчёты М. Хорана, в японских источниках встречается цифра 98). Кроме того хорошо видно, что бóльшая часть пилотов (46 из 66) погибли не под бомбами американских пикировщиков, а в воздухе, то есть они были бы точно так же потеряны даже в случае более благоприятного для японцев развития событий. Сравнительно низкое количество погибших на кораблях пилотов объясняется достаточно просто: наибольшие потери понесли те члены экипажей авианосцев, что либо находились вблизи первичных и вторичных взрывов (т. е. на ангарных палубах), либо принимали участие в попытках лик­ви­да­ции пожаров, либо оказались отрезанными от путей эвакуации. Ни в одну из этих категорий пилоты не входили. В момент атаки они находились большей частью в помещениях для инструктажа, а к действиям по борьбе за живучесть их не привлекали – для этого они, как минимум, слишком плохо разбирались в устройстве своих кораблей.

    Критической для IJN оказалась не потеря пилотов, а гибель сразу 4-х полноценных АВ.
    Поражение при Мидуэе действительно стало для Японии катастрофой. Но далеко не по причине катастрофических потерь лётного состава. Они действительно были серьёзными и по количеству, и по качеству, но в реальности были даже меньше суммы потерь во время рейда на Пёрл-Харбор и сражения в Коралловом море. Однако пилотов «первой линии», то есть прошедших полноценный трёхлетний курс подготовки, у японцев всё ещё хватало. А вот достаточного количества авианосцев уже не было... И – что ещё страшней – и не предвиделось: если на американских верфях на тот момент строилось 3 эскад­рен­ных и 9 лёгких авианосцев, то на японских лишь 1 эскадренный, 1 лёгкий и 1 перестраиваемый из пассажирского лайнера, которые никак не могли компенсировать потери 4-х эскадренных авианосцев. В результате японский флот потерял спо­соб­ность «проекции силы» при массированной поддержке с воздуха, а вместе с этим и стратегическую инициативу. Теперь японцам оставалось лишь реагировать на действия противника, и те остатки воздушного меча Империи, которым не нашлось места на палубах немногочисленных оставшихся авианосцев, оказались на береговых аэродромах и были втянуты в много­ме­сяч­ную мясорубку в небе Гуадалканала, окончательно перемоловшую кадровую авиацию Императорского флота. Блицкриг был остановлен, началась война на истощение. Война, в которой у Японии уже не было никаких шансов на победу.

    Подробный разбор по потерям есть у ув. midnike:
    http://midnike.livejournal.com/1743.html
  6. 0
    1 июня 2016 12:10

    В том момент, когда почти все японские истребители атаковали низколетящие под шквальным огнём корабельной зенитной артиллерии торпедоносцы, с высоты на японские авианосцы неожиданно обрушились пикировщики трёх эскадрилий.
    Ну, насколько я читал, дело обстояло не так. Просто очередная волна атакующих достигла японских авианосцев в тот момент, когда истребители прикрытия находились на заправке. В это мне было никакого тактического замысла американцев, а чистая случайность, серьёзно повлиявшая на ход войны.
    Уточнение относительно Айчи D4Y1 «Сусей». Разведывательный вариант, называвшийся D4Y1-C, не нёс бомбового вооружения, поскольку не имел бомбодержателей. Представленный на одной из фотографий "Сусей" с двигателем воздушного охлаждения МК8Р производился позже описываемых событий и маркировался D4Y3
    1. +2
      1 июня 2016 12:44
      Цитата: Верден
      Ну, насколько я читал, дело обстояло не так. Просто очередная волна атакующих достигла японских авианосцев в тот момент, когда истребители прикрытия находились на заправке.

      Хе-хе-хе... к моменту подхода "медленных, но смертоносных" японские истребители прикрытия находились на заправке постоянно (равно как и в воздухе). Из-за непрекращающихся ударов американской авиации Нагумо был вынужден организовать конвейер по дозаправке и пополнению боеприпасов "Зеро" (привет малому БК пушек), причём для решения задач ПВО соединения были привлечены истребители, изначально предназначенные для эскорта второй ударной волны.
      Во время отражения атак торпов в воздухе находилось более 40 "зеро". Но все истребители ушли на МВ и ПМВ. Перехватывать обнаруженные кораблями прикрытия группы Маккласки и Лесли было просто некому.

      Так что это не случайность. Спокойный выход в атаку пикировщиков - это результат самопожертвования погибших практически в полном составе торпедоносных эскадрилий (а также умелых действий шестёрки Тэча, связавшей половину "зеро" прикрытия).
      1. 0
        1 июня 2016 12:54
        Цитата: Alexey RA
        (а также умелых действий шестёрки Тэча, связавшей половину "зеро" прикрытия).

        Между прочим "узор Тэча" - это просто песня какая то !
        1. +2
          1 июня 2016 16:14
          Цитата: Ратник2015
          Между прочим "узор Тэча" - это просто песня какая то !

          И что такое вы нашли в этом узоре? Вдвоём - на одного... До Сафоновской карусели этому узору далеко. И где был тот узор, когда Кинсуке Муто на N1K2-J в одиночку дрался с дюжиной "Хеллкэтов"? Четверых завалил японский ас, а остальные дали дёру...
          1. 0
            1 июня 2016 19:39
            Цитата: Верден
            И что такое вы нашли в этом узоре? Вдвоём - на одного...

            То, что он даёт возможность тяжёлой и неуклюжей машине типа "шеститочечной" кошки биться на равных с вёртким "Зеро".
            А насчёт "двое на одного"... война - это нет рыцарский поединок или Battletech с боями вернорожденных.
            1. 0
              1 июня 2016 22:24
              Цитата: Alexey RA
              о, что он даёт возможность тяжёлой и неуклюжей машине типа "шеститочечной" кошки биться на равных с вёртким "Зеро".

              Да, Тэч одержал 17 побед на "Коте". Однако, сомневаюсь, что его "узор" был настолько эффективен, как расписывают. "Зеке" превосходил "Вайлдкэт" не только в вираже, но и на вертикали. Да и полагать, что японские лётчики летали в одиночку, подставляя спину под атаки американских ведомых, довольно странно. К тому же, если посмотреть на данные, которые американцы публикуют о своих самолётах, японцы большую часть войны летали на самолётах, технически уступавших самолётам противника.
              1. 0
                2 июня 2016 10:17
                Цитата: Верден
                Да и полагать, что японские лётчики летали в одиночку, подставляя спину под атаки американских ведомых, довольно странно.

                В воспоминаниях японских асов постоянно идут жалобы на то, что после начала боя группа распадается, и каждый пилот начинает самостоятельную охоту за фрагнгами.. smile
                1. 0
                  2 июня 2016 11:55
                  Цитата: Alexey RA
                  каждый пилот начинает самостоятельную охоту

                  Думаете, у американцев было иначе? В собачьей свалке тактика уходит на задний план и остаётся надеяться на личное мастерство. И если Сафоновскую защитную карусель можно было крутить довольно долго, то узор Тэча - скорее всего для первой атаки. В том или ином виде нечто подобное использовали и наши, и немецкие лётчики. Когда ведомый с дальней дистанции открывал огонь, заставляя противника маневрировать и доворачивать под залп ведущего.
                  1. 0
                    2 июня 2016 18:19
                    Цитата: Верден
                    Думаете, у американцев было иначе? В собачьей свалке тактика уходит на задний план и остаётся надеяться на личное мастерство. И если Сафоновскую защитную карусель можно было крутить довольно долго, то узор Тэча - скорее всего для первой атаки.

                    Как раз янки держали взаимодействие даже в бою. Иначе бы шестёрку Тэча при Мидуэе трёхкратно превосходящий противник размотал бы за несколько минут - как размотали таких же "кошек" морской пехоты над Мидуэем.

                    Кстати, вот как Сабуро Сакаи описывал типичный бой японских пилотов:
                    Миновав Саламоа, мы начали атаку. В очередной раз наши летчики продемонстрировали свое неумение действовать в едином строю. Каждый считал, что это его бой, и гонялся за бомбардировщиками, не обращая внимания на товарищей. Зеро, делая крутые виражи, старались избежать столкновения с другими истребителями, пилотам то и дело приходилось совершать перевороты, чтобы не попасть под огонь своих самолетов, наугад стрелявших по бомбардировщикам.
          2. 0
            2 июня 2016 19:15
            Цитата: Верден
            И где был тот узор, когда Кинсуке Муто на N1K2-J в одиночку дрался с дюжиной "Хеллкэтов"? Четверых завалил японский ас, а остальные дали дёру...

            Исключения всегда подтверждают правила.

            США смогли "наладить выпуск" очень квалифицированных пилотов с огромным налётом всю войну.

            Япония, после гибели основных сил своих суперпилотов флота первой линии в 1941-1942 годах, так и не смогла наладить массовое обучение пилотов хотя бы нормальной квалификации. В результате, даже если бы "страна Ямато" строила бы авианосцы темами хотя как то приближавшимися к штатовским, то они были бы бесполезны - на них некому было бы летать.
  7. 0
    1 июня 2016 12:15
    По оформлению,качеству материала,стилю-пожалуй лучший цикл статей на сайте за последний год.Автору спасибо.
  8. +4
    1 июня 2016 12:43
    Кстати читая этот цикл статей постоянно испытываю странное чувство проводя параллели с "битвой за Фолкленды"... такое ощущение что используй они там технику "времён Мидуэя" толку было бы много больше...
    1. +2
      1 июня 2016 13:21
      Цитата: Даос
      Кстати читая этот цикл статей постоянно испытываю странное чувство проводя параллели с "битвой за Фолкленды"... такое ощущение что используй они там технику "времён Мидуэя" толку было бы много больше...

      Кхм... боюсь, что у пикировщиков в 1982 были бы определённые проблемы. Цель групповая, малоскоростная, высотная - это идеальная мишень для ЗРК. Тут даже у бриттов проблем не возникло бы.

      Тут скорее подошла бы техника времён боёв за Иводзиму и Окинаву:
      - 80% "корсароподобных" ИБ (НАР или бомба с топмачтовым сбросом);
      - 20% "эвенджеров" (а лучше - "скайрейдеров") - либо с торпедами, либо с 1000-фунтовками для топмачтового сброса.

      Представляю себе глаза англичан, на которых вывалилось бы такое... "седьмой авианосец" нервно курит в сторонке. smile
      1. 0
        1 июня 2016 13:30
        Я так думаю "тинни той" хватило бы всем и за глаза... Да они бы точно офигели. А пикировщики? - Это уже из разряда "привет десанту"...

        Кстати наши по этому поводу всерьёз обсуждали хватило бы "Антилоупу" 1й С24 или пришлось бы 2 всё таки потратить... ;-)
        1. 0
          1 июня 2016 15:39
          Цитата: Даос
          Кстати наши по этому поводу всерьёз обсуждали хватило бы "Антилоупу" 1й С24 или пришлось бы 2 всё таки потратить... ;-)

          Добрые вы... небось ещё и расход ОФАБ или РБК-500 по высадившемуся десанту посчитали. smile
          1. +1
            1 июня 2016 16:35
            А то как же... "экономика должна быть экономной" (с) ОФАБы это вообще то роскошь при отсутствии нормальных укреплений... хватит с них и ЗБ-500...

            "ЗБ-500ГД (гидрореагирующего действия), модификация для поражения огнём живой силы на суше и водной поверхности, а так же лёгкой техники и строений с лёгкими перекрытиями в любое время года при температуре до -30С и снежном покрове до 10-15см. Общая площадь накрытия зоной сплошного огня и кусками огнесмеси на суше в летний
            период составляет в среднем 1300-3900 м2, зимой - порядка 400-2100м2, а при применении на водной поверхности - около 650 м2." (с)
  9. 0
    2 июня 2016 18:03
    Превосходный цикл статей!
    Восхитительная подборка именно акварельных иллюстраций и фотоматериалов (отдельная благодарность за рисунки и фото британских машин плюс "Леди Лекс" из второй статьи, а также торпедные бомбардировщики и "Даунтлессы").
    Да и краткий экскурс в историю тоже хорош - как профессиональный аналитик говорю: написать от себя либо скомпоновать имеющийся, но разрозненный (и совершенно колоссальный по объему) материал и при этом подать его сжато, содержательно и грамотно - дорогого стоит.
    Моя любимая военно-техническая тема этого исторического периода. Ну просто нет слов... crying Спасибо, спасибо.
    С ув. hi
  10. 0
    2 июня 2016 22:29
    Посчитав авианосец обречённым, американцы спешно эвакуировали команду, оставив в корабельном лазарете двоих тяжелораненых.

    Интересный факт. Неужеле даже не попытались эвакуировать?