Military Review

22 June 1941 of the Year and Tehran-43. Part of 1

4
22 June 1941 of the Year and Tehran-43. Part of 1



All this was prepared by the fate of the RAU graduate. 95-year-old artillery colonel in the reserve Alexander Z. Karpenko lives on the most literary street (Pogodin) in Rostov-on-Don, writes shrill poems about the war and about the situation in Russia. His fate is exceptionally happy: he met the war at the 22 outpost on June 1941, and survived. He provided security for the Tehran Conference as part of the mountain rifle regiment in 1943, and returned home after the war.

Alexander Zakharovich was born on 20 on June 1921, in the village of Popovka, Kashar District, Rostov Region. In the same lean and hungry year, the family decided to move to live in Rostov. At first they rented a small house, and then bought a house in the Dachny village, on the corner of Privokzalnaya and Chernyshevsky streets. His father, Zakhar Ivanovich, began working as a carter in one of the city artels - drove grain for sinking, various building materials. Later, when collective farms began to be created, he joined the Kalinin collective farm, the central estate of which was located on Shirokoy Street (now Lenin) on the territory of today's Ministry of Internal Affairs hospital.

In 1929, Alexander Karpenko went to the first class of school number XXUMX named after the Paris Commune. He studied well, loved to draw, wrote poetry, even began to attend a literary circle at the House of Pioneers on Engels Street (today it is Bolshaya Sadovaya Street).

In the 1938 year, after graduating from 9 classes of secondary schools, Alexander enters the Artillery Special School No. XXUMX: she was on Engels Street in the former women's real school near the CPSU regional committee (later, during the war, this building was destroyed). Only boys attended this school. They dressed in a special form - pants with red piping and a gymnast. Classes were like a regular school, but there was still a military instructor, with the help of which the military историяacquired the ability to use small weaponsIn the summer, the boys went along with the cadets of the artillery school to field camps, where they learned the basics of artillery in practice.

Upon completion of the special school, he becomes a cadet of the Rostov Artillery School. The school had three divisions, each of them had three battalions of 100 men. We studied for two years. Weekdays are lectures, drill and physical training, the study of the material part of the guns. And also horse training - vaulting, cutting of the vine, training trot without stirrups and brushing horses twice a day. The stables were located in the area of ​​the present area of ​​the Second Five-Year Plank near the Temernik River. After the first course - a trip to the camps. After the second course - graduation.

In early May, 1941, Lieutenant Karpenko, after saying goodbye to his parents and bride, went to the Kiev Special Military District as a platoon commander of the regimental battery 263 of the Domashkin Infantry Regiment of 25 of the Chapayev Division stationed in Bessarabia on the border with Romania.

The situation at the border was very difficult. Scout planes with black crosses on planes flew almost every day to the border regions of the USSR. On the other side of the border, almost in the open, the field corps of the German and Romanian armies concentrated to strike east. Therefore, explanatory work was constantly carried out in army units aimed at strengthening military discipline and increasing combat readiness. Everyone was preparing for war, talk about it was constantly. But no one knew when everything would start.

In the first half of June, 1941, the rifle regiment, in which Alexander Zakharovich served, participated in field exercises near the large Gypsy village. The main purpose of the exercise was to work out the interaction with the frontier posts. The regimental battery carried out an imitation of firing, carried out engineering work related to the shelter and camouflage of personnel, equipment, ammunition.

20 June 1941, Alexander is 20 years old. I wanted to celebrate this event with my friends, but because of the maneuvers we decided to celebrate on Sunday, June 22, when they return to the main “apartments”. But 21 Jun they were ordered to remain in their places. And in the evening, they, having picked more fresh grass, settled down for the night. This smell of freshly cut grass, a huge spacious field, the smell of wormwood, thyme - were especially piercingly remembered - it all filled with strength.

“And as if we didn’t sleep,” says Alexander Zakharovich. - Suddenly, everyone woke up from a terrible roar. I also thought that this was a continuation of the teachings. The field telephone rang. It was our commander who was at the observation post located on the Prut River. He ordered: "Batteries, to battle!" And immediately the second team - to open fire. We were told that some military units were crossing the border. Border guards and our infantry units are fighting. In several places they even converge in hand-to-hand combat. Most likely, we thought it was a provocation, as in Khalkhin Gol. This is how the Great Patriotic War began for me.



In the area where their regiment was located, the Germans' repeated attempts to cross the border were stopped. The southern front, which included the 25-I Chapayev Division, fought border battles for 28 days. Only when there was a threat of encirclement, the division received an order to withdraw in the direction of Odessa-Nikolaev.

And the bloody battles continued at each site. One day in July, Alexander Zakharovich was ordered to push two guns on a direct lead to destroy enemy infantry. Our retreating troops did not even have time to dig in, to build a line of defense, as significant enemy forces approached. We had to gain time. Considering the special importance of the combat mission and the danger, the best gunners from among the Communists and Komsomol members were picked up. Having prepared the guns for firing shot, at high speed they rushed towards the enemy. For 200-250 meters before the enemy's positions turned around and on the move opened heavy fire. The buckshot caused enormous damage to the enemy infantry, their attack was disrupted, and the calculation, having shot all the ammunition, returned to the regiment without loss. Not even the wounded. For this operation, Alexander Zakharovich was awarded the Order of the Patriotic War, II degree.



“A participant in the battles with the German invaders from the first days of the war in the Prut River area, acted as a firing platoon commander in the 263 Infantry Regiment. In battles to the west of the village of Zapadnaya Ananyeva, Odessa region, commanding a fire platoon, they directly destroyed one vehicle with German soldiers and, before 10, brought ammunition and food, says its award list. - In the battle on the Dniester River in the area of ​​the village of Glinnaya, from an open firing position, it reflected the enemy’s counterattacks, having received a concussion, remained in battle formations, continuing to carry out the task. In the battles for crossing the Southern Bug River near the city of Nikolaev on August 13, 1941 destroyed several vehicles with enemy infantry and was seriously wounded when leaving for an open position. ”

16 August was tasked to take a fighting position at the Varvarovsky Bridge, which was the only crossing over the Southern Bug. To support the defending regiment, the gunners fired intensively at the infantry and enemy armored personnel carriers. In this battle, Alexander Zakharovich was badly wounded: a large fragment of his left shoulder blade was wrenched, without miraculously touching his heart. And a lot of small fragments riddled the left hand. Soldiers ran up, hastily bandaged and took a two-wheeled cart to the hospital. It was located in the suburb of Nikolaev - Varvarovka.

Several huts were adapted for the operating room, and the wounded lay on the ground in the garden under the trees. A few hours after Alexander Zakharovich was operated on, an emergency evacuation of the hospital began. Transport was not enough, and it was decided to leave the most seriously wounded to the local residents. He was unconscious, emerged from the fever just when passing by the doctors said: "We also leave this behind." Barely moving his lips, he whispered: "Do not leave." But there were no more seats in the car, and he, with the heaviest wounding of his back, with great difficulty, was put in the cab to the chauffeur. Alexander Zakharovich practically did not remember the next way to Tsyurupinsk: he was losing consciousness all the time from pain. I remembered only a few stops. Locals gathered in the villages, mostly women, carried water, milk, took away and buried the dead.

For a long time he was treated in hospitals of Tsyuryupinsk, Kerch, Rostov, Teberda.

From Tsyurupinsk sent to Kerch, carried on platforms. And already from Kerch - to Rostov. The hospital was located in the hotel "Rostov" on Budennovsky Avenue. At the end of October, 1941, when the Germans seized the city for the first time in a week, the hospital was evacuated to Teberda in advance.

Alexander Zakharovich recovered only to the second liberation of his hometown, he was sent to Rostov, on leave after being wounded. Their train only reached suburban Bataysk, further the roads were destroyed. All the bridges were destroyed, but the ice on the Don River was strong, and Alexander Zakharovich moved to the right bank. The city was still burning, many buildings were destroyed, broken machinery lay around, dead horses. With alarm, he came home. Fortunately, the mother and sister were alive, and my father had been mobilized before and was now fighting somewhere near Sambek. His bride Leah was also alive.

Alexander Zakharovich was registered at the commandant's office, and a month later he passed a medical commission, which recognized him as partially fit for a second degree - he did not have a left shoulder blade. At all. He was sent to work as an instructor at the military enlistment office of the village of Samara in the Rostov region. Groups of military training were organized, rifles were studied, they learned to throw grenades. Then Alexander Zakharovich was transferred to Rostov, to the Proletarian military registration and enlistment office. Here, too, he conducted classes in military affairs, at night he was on duty on the streets of the city: they checked the blackout and caught saboteurs.

He was appointed head of the march echelon with 1640 soldiers, who was heading to the Gorky region, to the Gorokhovets camps to form anti-tank anti-tank regiments.

Start of operation "Tehran-43"

And then in the front headquarters he was given a direction - to lead the battery of the reserve artillery regiment. This regiment trained personnel for artillery units, the training lasted 20-25 days. Then they were sent along the Georgian Military Road to Azerbaijan, to the Evlak station. There they stayed a month. In the fall of 1942, they moved to the Balajary station near Baku. Then the train was filed directly to the sea pier and they started to be loaded onto the steamer - they sailed to Krasnovodsk, and from there they sent to Tashkent, to the city of Chirchik. They settled in the barracks, again began intensive work on training for artillery.



And then he was sent to Tashkent for the assembly point. And here began a completely incomprehensible movement for him at the beginning. They gathered about 30 people, and all the commanders. Again they were sent to Krasnovodsk, from which they had just arrived, again on the steamer. All were lost in conjectures, why was it necessary to confuse the tracks so much, why was it necessary to return to the same routes? And only on the ship they were told that they were sailing to Iran.

It is known that in August 1941 of the year, Iran, according to the sixth article of the Soviet-Persian treaty, Soviet troops were brought in to secure the southern borders: “Both High Contracting Parties agree that if third countries try by means of armed intervention, carry out a capturing policy on the territory of Persia or turn the territory of Persia into a base for military actions against Russia, if this would threaten the borders of the Russian Soviet Federative Socialism or the Allied powers, and if the Persian Government, after being warned by the Russian Soviet Government, does not itself have the strength to avert this danger, the Russian Soviet Government will have the right to deploy its troops into Persian territory in order to take the necessary military measures in the interests of self-defense. February 26 1921.

They arrived in the port of Bender Shah, located in the northern province of Iran.

Alexander Zakharovich received a new assignment there in the 313 th Mountain Rifle Artillery Regiment - he was appointed deputy regiment commander for artillery.

The regiment was located on the territory of the Shah's residence, in the small town of Babolsray on the southern coast of the Caspian Sea.

One day in early November 1943, the regiment was declared a combat alarm. Shooting units with full display and equipment advanced into the mountains. The guns of the regimental artillery, mortars, ammunition for small arms, projectiles, food and fodder were carried on mules. For this, the cargo was securely fastened to special saddles.

The main time was spent on movement and maneuvering in the mountains. It was especially hard in rainy weather. Wet rocks and stones made it difficult to move, the high mountains affected. Small and large halts somewhat restored strength, but steep ascents and descents were exhausting.

Sometimes they made stops: they deployed according to combat calculations and conducted training offensive or defensive "battles", and then moved forward again.

The main task was to ensure secrecy and complete readiness for combat.

Facilitated the implementation of the tasks that the regiment was well prepared. In peacetime, he was part of the troops of the Central Asian Military District and had a good experience in the mountains. The regiment had a special group of signalers who kept in touch with the higher headquarters all the time.

At this pace, the exercises lasted about ten days and ended unexpectedly in the first days of December 1943.

To be continued ...
Author:
4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Ivan Tartugai
    Ivan Tartugai 17 May 2016 08: 51
    0
    Quote from the article:
    One day in July ( 1941 years ) Alexander Zakharovich received the order to put forward two direct fire guns to destroy the enemy infantry ....
    ... For this operation, Alexander Zakharovich was awarded Order of the Patriotic War II degree.


    The Order of the Patriotic War - the military order of the USSR, was established by the Decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR "On the establishment of the Order of the Patriotic War of the I and II degrees" of May 20, 1942.
    There must have been another reward.
    1. efimovaPE
      17 May 2016 10: 19
      +2
      He has an award sheet from 1944 of the year. I saw it myself.
      1. Fat
        Fat 18 May 2016 03: 33
        0
        The article turned out to be good. Your artilleryman, Alexander Zakharovich, could well have been awarded the Order of the Patriotic War II degree, so to speak, retroactively, after the events described. But at 41, even a presentation for such an award was impossible. This is a belated recognition by the command of the warrior's merits.
  2. Fat
    Fat 18 May 2016 03: 46
    0
    Order of the Patriotic War II degree awarded
    ...
    Who personally destroyed by artillery fire 1 heavy or medium, or 2 light tanks (armored vehicles) of the enemy, or as part of the gun crew - 2 heavy or medium, or 3 light tanks (armored vehicles) of the enemy;
    Who destroyed enemy firepower with artillery or mortar fire, ensuring the successful operations of our troops;
    Who crushed at least 3 enemy batteries with artillery or mortar fire;
    Who destroyed at least 2 enemy aircraft with artillery fire;
    ...
    Awarding the Order of the Patriotic War can be repeated for new feats and distinctions.

22 июня 1941 года и «Тегеран-43». Часть 1

22 июня 1941 года и «Тегеран-43». Часть 1


Это всё уготовала военная судьба выпускнику РАУ. 95-летний полковник-артиллерист в запасе Александр Захарович Карпенко живёт на самой литературной улице (Погодина) в Ростове-на-Дону, пишет пронзительные стихи о войне и о положении России. Его судьба исключительно счастлива: он встретил войну на заставе 22 июня 1941 года и остался в живых. Обеспечивал охрану Тегеранской конференции в составе горнострелкового полка в 1943 году и живым вернулся на Родину после войны.

Александр Захарович родился 20 июня 1921 года в селе Поповка Кашарского района Ростовской области. В этом же неурожайном и голодном году семья приняла решение переехать жить в Ростов. Сначала они снимали небольшой домик, а потом купили дом в Дачном посёлке, на углу улиц Привокзальной и Чернышевского. Его отец, Захар Иванович, стал работать возчиком в одной из городских артелей — возил зерно на ссыпку, разные строительные материалы. Позже, когда стали создаваться колхозы, он вступил в колхоз имени Калинина, центральная усадьба которого находилась на улице Широкой (сейчас Ленина) на территории сегодняшнего госпиталя МВД.


В 1929 году Александр Карпенко пошёл в первый класс школы №14 имени Парижской коммуны. Учился он хорошо, любил рисовать, писал стихи, даже стал посещать литературный кружок в Доме пионеров на улице Энгельса (сегодня это улица Большая Садовая).

В 1938 году, окончив 9 классов средней школы, Александр поступает в артиллерийскую спецшколу №11: она находилась на улице Энгельса в бывшем женском реальном училище рядом с обкомом КПСС (позже, во время войны, это здание было разрушено). В этой школе учились только мальчики. Одевались они в специальную форму — брюки с красным кантом и гимнастёрку. Занятия шли как в обычной школе, но был там ещё военрук, с помощью которого изучалась военная история, приобреталось умение пользоваться стрелковым оружием, а летом мальчики выезжали вместе с курсантами артиллерийского училища в полевые лагеря, где познавали азы артиллерии уже на практике.

По окончании спецшколы он становится курсантом Ростовского артиллерийского училища. В училище было три дивизиона, в каждом из них — три батальона по 100 человек. Учились два года. Будни — это лекции, строевая и физическая подготовка, изучение материальной части орудий. А ещё конная подготовка — вольтижировка, рубка лозы, учебная рысь без стремян и чистка лошадей два раза в день. Конюшни располагались в районе нынешней площади Второй Пятилетки у реки Темерник. После первого курса — поездка в лагеря. После второго курса — выпуск.

В начале мая 1941 года лейтенант Карпенко, попрощавшись с родителями и невестой, отправился в Киевский особый военный округ командиром взвода полковой батареи 263-го Домашкинского стрелкового полка 25-й Чапаевской дивизии, дислоцированной в Бессарабии на границе с Румынией.

Ситуация на границе была очень сложная. Самолёты-разведчики с чёрными крестами на плоскостях почти каждый день летали по приграничным районам СССР. По ту сторону границы почти в открытую сосредотачивались для удара на восток полевые корпуса немецкой и румынской армий. Поэтому в армейских подразделениях постоянно проводилась разъяснительная работа, направленная на усиление воинской дисциплины и повышения боеготовности. Все готовились к войне, разговоры об этом велись постоянно. Но никто не знал, когда же всё начнётся.

В первой половине июня 1941 года стрелковый полк, в котором служил Александр Захарович, участвовал в полевых учениях у крупного населённого пункта Цыганка. Основная цель учений заключалась в отработке взаимодействия с пограничными заставами. Полковая батарея проводила имитацию ведения огня, осуществлялись инженерные работы, связанные с укрытием и маскировкой личного состава, техники, боеприпасов.

20 июня 1941 года Александру исполнялось 20 лет. Хотелось с друзьями отметить это событие, но из-за манёвров праздновать решили в воскресенье — 22 июня, когда они вернуться на основные «квартиры». Но 21 июня им приказали остаться на своих местах. И вечером они, нарвав побольше свежей травы, улеглись по-походному на ночёвку. Особенно пронзительно запомнился этот запах свежескошенной травы, огромное просторное поле, запах полыни, чабреца — всё это наполняло силами.

— И словно не спали мы, — рассказывает Александр Захарович. — Вдруг все проснулись от страшного грохота. Я ещё подумал, что это идёт продолжение учений. Зазвонил полевой телефон. Это был наш командир, который находился на наблюдательном пункте, расположенном на реке Прут. Он приказал: «Батареи, к бою!» И сразу же вторая команда — открыть огонь. Нам сказали, что через границу переправляются какие-то воинские подразделения. Пограничники и наши стрелковые части ведут бой. В нескольких местах даже сходятся в рукопашной схватке. Скорее всего, думали мы, что это произошла провокация, как на Халхин-Голе. Вот так началась для меня Великая Отечественная война.

22 июня 1941 года и «Тегеран-43». Часть 1


На участке, где располагался их полк, неоднократные попытки немцев перейти границу были пресечены. Южный фронт, в состав которого входила 25-я Чапаевская дивизия, вёл пограничные бои в течение 28 дней. Только тогда, когда возникла угроза окружения, дивизия получила приказ на отход в направлении Одесса — Николаев.

А кровопролитные бои продолжались на каждом участке. В один из дней в июле Александр Захарович получил приказ выдвинуть два орудия на прямую наводку для уничтожения вражеской пехоты. Наши отступающие войска не успели ещё окопаться, выстроить линию обороны, как подошли значительные силы противника. Надо было выиграть время. Учитывая особую важность боевого задания и опасность, в расчёт подобрали лучших артиллеристов из числа коммунистов и комсомольцев. Подготовив орудия к стрельбе картечью, на предельной скорости рванули в сторону противника. За 200-250 метров до позиций врага развернулись и с ходу открыли шквальный огонь. Картечь нанесла огромный урон вражеской пехоте, была сорвана их атака, а расчёт, расстреляв весь боекомплект, без потерь вернулся в полк. Не было даже раненых. За эту операцию Александр Захарович был награждён орденом Отечественной войны II степени.

22 июня 1941 года и «Тегеран-43». Часть 1


«Участник боёв с немецкими захватчиками с первых дней войны в районе реки Прут, действовал в составе 263-го стрелкового полка в качестве командира огневого взвода. В боях западнее села Западная Ананьева Одесской области, командуя огневым взводом, прямой наводкой уничтожил одну автомашину с немецкими солдатами и до 10 подвод с боеприпасами и продовольствием, — говорится в его наградном листе. — В бою на реке Днестр в районе селения Глинная с открытой огневой позиции отражал контратаки противника, получив контузию, остался в боевых порядках, продолжая выполнять поставленную задачу. В боях за переправу через реку Южный Буг у города Николаева 13 августа 1941 года уничтожил несколько автомашин с пехотой противника и при выезде на открытую позицию был тяжело ранен».

16 августа была поставлена задача — занять боевую позицию у Варваровского моста, который был единственной переправой через Южный Буг. Для поддерживания обороняющегося полка артиллеристы вели интенсивный огонь по пехоте и бронетранспортёрам врага. В этом бою Александр Захарович был тяжело ранен: крупный осколок вырвал его левую лопатку, чудом не задев сердце. А множество мелких осколков изрешетили левую руку. Подбежали солдаты, наспех перевязали и на двуколке повезли в госпиталь. Он располагался в пригороде Николаева — Варваровке.

Несколько хат были приспособлены под операционные, а раненые лежали на земле в саду под деревьями. Через несколько часов после того, как Александра Захаровича прооперировали, началась срочная эвакуация госпиталя. Транспорта не хватало, и наиболее тяжело раненных было решено оставить местным жителям. Он был в беспамятстве, вынырнул из горячечного марева как раз тогда, когда проходившие мимо врачи сказали: «Этого тоже оставляем». Еле шевеля губами, он прошептал: «Не оставляйте». Но в машине мест уже не было, и его, с тяжелейшим ранением спины, с большим трудом, посадили в кабину к шофёру. Дальнейший путь в Цюрупинск Александр Захарович практически не помнил: от боли он всё время терял сознание. Помнил только несколько остановок. В сёлах собирались местные жители, в основном, женщины, несли воду, молоко, забирали и хоронили умерших.

Длительное время находился на излечении в госпиталях Цюрюпинска, Керчи, Ростова, Теберды.

Из Цюрупинска отправили в Керчь, везли на платформах. А уже из Керчи — в Ростов. Госпиталь в городе находился в гостинице «Ростов» на Будённовском проспекте. В конце октября 1941 года, когда немцы первый раз на неделю захватили город, госпиталь заблаговременно был эвакуирован в Теберду.

Александр Захарович поправился только ко второму освобождению его родного города, его отправили в Ростов, на побывку после ранения. Их поезд дошёл только до пригородного Батайска, дальше пути были разрушены. Все мосты были разрушены, но лёд на реке Дон был крепким, и Александр Захарович перебрался на правый берег. Город ещё горел, многие здания были разрушены, валялась разбитая техника, убитые лошади. С тревогой он пришёл домой. К счастью, мать и сестра были живы, а отец ещё раньше был мобилизован и воевал сейчас где-то под Самбеком. Жива была и его невеста Лия.

Александр Захарович встал на учёт в комендатуре, а через месяц прошёл медицинскую комиссию, которая признала его ограниченно годным второй степени — у него не было левой лопатки. Вообще. Его направили работать инструктором всеобуча в военкомат села Самарское Ростовской области. Организовывались группы военного обучения, изучали винтовки, учились бросать гранаты. Потом Александра Захаровича перевели в Ростов, в Пролетарский военкомат. Здесь тоже он проводил занятия по военному делу, по ночам дежурил на улицах города: проверяли светомаскировку, вылавливали диверсантов.

Был назначен начальником маршевого эшелона с 1640 солдатами, который направлялся в Горьковскую область, в Гороховецкие лагеря на формирование истребительных противотанковых полков.

Начало операции «Тегеран-43»

А потом в штабе фронта ему дали направление — возглавить батарею запасного артиллерийской полка. Этот полк готовил кадры для артиллерийских частей, подготовка длилась 20-25 дней. Потом их отправили по Военно-грузинской дороге в Азербайджан, на станцию Евлак. Там они пробыли месяц. А осенью 1942 года переехали на станцию Баладжары под Баку. Потом состав подали прямо на морской пирс и начали грузить на пароход — поплыли они в Красноводск, а оттуда направили под Ташкент, в город Чирчик. Расположились они в казармах, снова началась усиленная работа по подготовке кадров для артиллерии.

22 июня 1941 года и «Тегеран-43». Часть 1


А потом его направили в Ташкент на сборный пункт. И тут начались совершенно непонятные вначале для него перемещения. Их собралось около 30 человек, причём все командиры. Опять их направили в Красноводск, из которого они только что прибыли, опять на пароход. Все терялись в догадках, зачем надо было так запутывать следы, зачем надо было возвращаться на одни и те де маршруты? И только на пароходе им сказали, что они плывут в Иран.

Известно, что в августе 1941 года в Иран, согласно шестой статье советско-персидского договора, были введены советские войска, чтобы обезопасить южные границы: «Обе Высокие Договаривающиеся Стороны согласны в том, что в случае, если со стороны третьих стран будут иметь место попытки путём вооруженного вмешательства осуществлять на территории Персии захватную политику или превращать территорию Персии в базу для военных выступлений против России, если при этом будет угрожать опасность границам Российской Советской Федеративной Социалистической Республики или союзных ей держав и если Персидское Правительство после предупреждения со стороны Российского Советского Правительства само не окажется в силе отвратить эту опасность, Российское Советское Правительство будет иметь право ввести свои войска на территорию Персии, чтобы, в интересах самообороны, принять необходимые военные меры. 26 февраля 1921 года».

Они прибыли в порт Бендер Шах, расположенный в северной провинции Ирана.

Александр Захарович получил там новое назначение в 313-й горнострелковый артиллерийский полк — его назначили заместителем командира полка по артиллерии.

Полк располагался на территории шахской резиденции, в небольшом городке Бабольсере на южном побережье Каспийского моря.

В один из дней в начале ноября 1943 года полку была объявлена боевая тревога. Стрелковые подразделения с полной выкладкой и экипировкой выдвинулись в горы. Орудия полковой артиллерии, миномёты, боеприпасы для стрелкового оружия, снаряды, продовольствие и фураж везли на мулах. Для этого груз надёжно крепился на специальные сёдла.

Основное время уходило на движение и маневрирование в горах. Особенно тяжело приходилось в дождливую погоду. Мокрые скалы и камни затрудняли движение, сказывалось высокогорье. Малые и большие привалы несколько восстанавливали силы, но крутые подъёмы и спуски выматывали.

Иногда они делали остановки: развёртывались по боевому расчёту и вели учебные наступательные или оборонительные «бои», а затем снова двигались вперёд.

Основной задачей было обеспечение скрытности и полной готовности к ведению боя.

Облегчало выполнение поставленных задач то, что полк был хорошо подготовлен. В мирное время он находился в составе войск Среднеазиатского военного округа и имел хороший опыт действия в горах. В полку была особая группа связистов, которая всё время поддерживала связь с вышестоящим штабом.

В таком темпе учения продолжались около десяти дней и закончились неожиданно в первых числах декабря 1943 года.

Продолжение следует…
Автор: Полина Ефимова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 4
  1. Иван Тартугай 17 мая 2016 08:51
    Цитата из статьи:
    В один из дней в июле ( 1941 года )Александр Захарович получил приказ выдвинуть два орудия на прямую наводку для уничтожения вражеской пехоты....
    ...За эту операцию Александр Захарович был награждён орденом Отечественной войны II степени.


    О́рден Оте́чественной войны́ - военный орден СССР, был учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об учреждении Ордена Отечественной Войны I и II степени» от 20 мая 1942 года.
    Наверное была другая награда.
    1. efimovaPE 17 мая 2016 10:19
      У него наградной лист от 1944 года. Сама видела.
      1. Толстый 18 мая 2016 03:33
        Статья получилась хорошая. Ваш артиллерист, Александр Захарович, вполне мог быть награжден орденом Отечественной войны II степени, так сказать, задним числом, в последствии описанных событий. Но в 41 даже представление к такой награде невозможно было. Это запоздавшее признание командованием заслуг воина.
  2. Толстый 18 мая 2016 03:46
    Орденом Отечественной войны II степени награждаются
    ...
    Кто лично артиллерийским огнём уничтожил 1 тяжёлый или средний, или 2 лёгких танка (бронемашины) противника, или в составе орудийного расчёта — 2 тяжёлых или средних, или 3 лёгких танка (бронемашины) противника;
    Кто уничтожил огневые средства противника огнем артиллерии или миномётов, обеспечив успешные действия наших войск;
    Кто подавил огнем артиллерии или миномётов не менее 3 батарей противника;
    Кто уничтожил огнём артиллерии не менее 2 самолётов противника;
    ...
    Награждение орденом Отечественной войны может быть повторяемо за новые подвиги и отличия.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня