Бронетранспортеры мира. Часть II

Продолжаем рассматривать зарубежные бронированные машины для перевозки солдат.

Испания


В конце 70-х на вооружение был принят BMR 3560, также иногда упоминаемый как BMR-600 или просто BMR. Из полутора тысяч шестиколесных машин разработки фирмы Pegaso около тысячи осталось в Испании, а остальные пошли на экспорт. Из всех стран, которые использовали BMR, к настоящему времени только одна сняла их с вооружения – Саудовская Аравия. Ходовые показатели БТР, достигаемые при помощи дизеля Pegaso 9157/8 (около 300 л.с.) на фоне других аналогичных машин не выглядят плохими: по шоссе машина дает до ста километров в час, а два водомета обеспечивают скорость на воде до 9-10 км/ч. Катанная алюминиевая броня защищает экипаж и системы машины от пуль калибра до 12,7 мм. В ряде источников упоминается, что за счет наклона лобовая плита может выдержать выстрел и из пулемета КПВ. Вооружение БТР может состоять из пулемета Браунинг M2HB (12,7 мм), 7-62-мм пулемета MG1A1 или из автоматического гранатомета LAG-40. Все варианты вооружения устанавливаются только по одному.

Бронетранспортеры мира. Часть II


Экипаж из двух человек обеспечивает перевозку одиннадцати бойцов. На базе BMR-600 (исходный вариант для испанской армии) впоследствии были разработаны четырехколесный БТР, командно-штабная машина, самоходные минометы (калибр 81 и 120 мм), а также боевая машина, вооруженная противотанковыми ракетами. В конце 90-х Австрия создала на базе BMR свой БТР Pandur I. В настоящий момент испанцы ведут работы по замене двигателя и бортовой аппаратуры. Программа называется BMR2.

Италия

Только десятая часть итальянских бронетранспортеров и бронированных машин (около 600 из почти шести тысяч) является полностью собственной продукцией. Это бронемашины «Пума», выпускающиеся в двух основных вариантах: с четырьмя колесами и с шестью. Оба они имеют двигатель Iveco 8042 мощностью в 190 лошадиных сил. Несмотря на сравнительно слабый мотор, обе версии «Пумы» разгоняются на шоссе до 80-90 км/ч. Интересен тот факт, что фирма Iveco, создавая этот БТР, старалась максимально унифицировать его с другой своей продукцией, в том числе и гражданской. Бронирование «Пум» рассчитано на противодействие 7,62-мм оружию, хотя от наклоненного лба машины могут рикошетить и более серьезные пули. В то же время, рикошетить они всего лишь могут, а могут и пробить. Единственное вооружение БТР «Пума» - пулемет M2HB. Экипаж машины состоит всего из одного человека, а в десантном отделении могут разместиться шесть (версия 6х6) или три (4х4) солдата.



Начиная с 70-х годов, в Италии по лицензии производится американский БТР M113. Лицензионная версия получила обозначение VCC-1. Конструктивно она похожа на оригинал версии A1. В 1997 году на основе VCC-1 была создана машина «Аристагор», получившая набор дополнительных модулей для улучшения амфибийных характеристик. В его состав входит две навесные коробчатые конструкции, придающие машине «корабельные» обводы и два водомета. С 99-го года «Аристагоры» малыми партиями производятся для нужд морской пехоты Италии

Израиль

Основную массу бронетранспортеров Земли обетованной составляют американские M113A3 (6000 штук). Тем не менее, израильтяне и сами делают БТР. Самый известный из них – «Ахзарит». Эта машина создавалась в конце 80-х как способ снабдить свою армию бронемашинами и избавиться от большого количества трофейных танков Т-54 и Т-55. Исходные танки потеряли башню, получили новое гораздо более слабое вооружение и новый более компактный двигатель мощностью 850 л.с. (в варианте Mk2) для размещения в кормовой части лаза для спешивания солдат. Защита «Ахзарита» осталась такой же, как и у исходных танков. Вооружение – четыре 7,62-мм пулемета FN MAG. Турельный пулемет имеет возможность дистанционного управления из боевого отделения. Экипаж «Ахзарита» включает в себя трех человек, а в десантном отделении умещается семеро солдат.



Аналогичным образом в Израиле были созданы бронетранспортеры «Пума» (на базе «Центуриона») и «Намер» (на базе «Меркавы-4»). Однако последний из-за возможности установки на него 30-мм пушки и системы активной защиты чаще относят к тяжелым боевым машинам пехоты. Тем не менее, «Намер» с пулеметом FN MAG, M240 или Браунинг M2HB вполне можно считать бронетранспортером. На базе всех трех израильских машин также создавались командно-штабные и ремонтно-эвакуационные машины.

Сегодня и завтра

Стоит сделать оговорку: бронетранспортеры сейчас производятся не только в рассмотренных странах. Подобные программы были или есть в ЮАР, Швеции, Индии, Китае и других странах, но изучение всех их трудов потянет на серьезную монографию, а не на пару небольших статей.

Развитие БТР во всех странах идет по одному и тому же пути. Несмотря на отличающиеся требования различных заказчиков, основные моменты концепции современного БТР схожи и выглядят следующим образом:
- машина может не иметь противоснарядной защиты. Похоже, военные многих стран полагают, что призвание БТР – доставить солдат к полю боя. Кстати говоря, такая версия «оправдывает» большое количество колесных бронетранспортеров, а также их высокие скоростные показатели.
- БТР может не иметь мощного вооружения. Конечно, в обеих частях нашего рассказа мы рассматривали только те образцы, которые без больших противоречий удовлетворяли классическому правилу из начала первой статьи. Однако большинство БТР мира и так имеют основное оружие в виде пулеметов, пусть даже и крупнокалиберных.
- модульный подход к большинству вопросов. Это касается и систем вооружения, и защиты. Так, например, модульная защита MEXAS позволяет при надобности значительно улучшить защиту БТР. В свою очередь, т.н. боевые модули позволяют на одном шасси делать машины различного назначения.
- максимальная унификация. Создание нескольких машин абсолютно разного назначения на одной базе давно оправдало себя как экономически, так и эксплуатационно.
- создание БТР своими силами и «малой кровью». Как показывает практика, для создания собственных бронетранспортеров стране требуется лишь достаточно развитая автомобильная промышленность, а целевые системы и вооружение при надобности можно докупить у других стран. Вряд ли ту же Испанию можно назвать ведущей страной на рынке вооружений. Однако она все-таки делает собственные бронемашины, пусть даже и уступающие зарубежным конкурентам.

Учитывая все эти факторы, можно предположить, как будут выглядеть совершенно новые БТР ближайшего будущего. Это будет колесная машина, построенная по схеме 6х6 (хотя нельзя исключать схемы 4х4 и 8х8) с дизельным двигателем мощностью порядка 350-450 лошадиных сил. «Родная» противопульная броня перспективной машины должна будет выдерживать, как минимум, 12,7-миллиметровые пули со всех направлений, а лобовая плита – 14,5-мм. В свою очередь, модули дополнительной защиты должны будут останавливать 30-мм снаряды, попадающие в лобовую броню. Возможно, такие требования к защите в скором времени признают даже недостаточными для этого класса бронемашин. Что касается вооружения, то вряд ли зарубежные производители бронетранспортеров станут ставить на них что-то серьезнее Браунинга M2HB. Во-первых, этот пулемет прекрасно себя зарекомендовал в ходе службы, а во-вторых, достойной замены в зарубежных странах ему пока нет. В то же время, есть другое, не менее заслуженное, оружие для БТР – 20-мм пушка Bushmaster, так что не будем исключать и такой калибр для бронетранспортеров будущего. Тем более в свете применения боевых модулей. Объемы десантного отделения вряд ли в ближайшем будущем сильно вырастут, так что одна машина сможет перевозить не более десяти солдат. Также может увеличиться количество стран, производящих бронетранспортеры, пусть даже и в кооперации с кем-то.

Можно сколько угодно предполагать, но самый разумный способ узнать, каким именно станет БТР будущего - дождаться его появления и всячески изучить.
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

19 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти