«Бантик»: первый джип по ленд-лизу

38
Первые же удары немецких танковых соединений по Польше и Франции продемонстрировали, что эпоха затяжных окопных войн осталась в прошлом, теперь на поле боя главенствовали молниеносные наступательные операции и не уступающие им по скорости контратаки. Гусеничная база танков и других боевых машин для этого отлично подходила, а вот похожего по проходимости легкового автомобиля, который мог бы не отставать от передовых частей при передвижении по бездорожью, не было. Армии многих стран ощущали острую необходимость в появлении таких автомобилей.

Первые разработки в области создания легких армейских внедорожников начали вести еще в период между двумя мировыми войнами сразу в нескольких странах мира. Однако массовое производство и поставки таких автомобилей в войска начались уже в годы Второй мировой войны. К примеру, легендарный американский Willys MB начал поступать в войска в 1941 году. Пожалуй, именно этот автомобиль стал самым популярным внедорожником Второй мировой войны, поучаствовав в боевых операциях на всех театрах военных действий. По программе ленд-лиза данный автомобиль в больших количествах поставлялся в СССР и Великобританию.

При этом столь же проходимым, скоростным и легким автомобилем был другой производимый в США внедорожник, Bantam BRC-40, что, однако, не принесло машине такой же известности, что и «Виллису». Именно Bantam BRC-40 мог при удачном стечении обстоятельств занять место Willys MB, который в годы Второй мировой войны строился сотнями тысячи экземпляров, десятки тысяч из которых были поставлены в Советский Союз (около 52 тысяч автомобилей повышенной проходимости).

«Бантик»: первый джип по ленд-лизу


В конкурсе на создание армейского полноприводного разведывательного и командирского автомобиля, который состоялся в США в 1940-1941 годах, было 3 победителя, каждый из которых получил заказ на изготовление пробной партии машин в количестве 1500 экземпляров. На фоне своих конкурентов, компаний «Виллис» и «Форд», машина компании American Bantam, получившая заводской индекс BRC 40, выглядела как минимум не хуже, но при запуске в массовое производство предпочтение американских военных было отдано не этой машине — сказалось и то, что завод фирмы American Bantam обладал несравненно меньшими производственными мощностями, военные сомневались, что фирма сможет справиться с крупными заказами. В итоге Bantam выпустил всего порядка 2600 внедорожников, абсолютное большинство из которых было передано по программе ленд-лиза в Великобританию и Советский Союз. Именно Bantam BRC 40 стал первым американским автомобилем повышенной проходимости, который вместе с северными конвоями попал в СССР в конце 1941 года — на полгода раньше, чем массовым потоком через порты Мурманска и Архангельска начали поступать знаменитые «Виллисы».

Малочисленный в СССР «Бантик», а именно это ласковое прозвище закрепилось за этим американским автомобилем повышенной проходимости в нашей стране, не остался незамеченным в Красной Армии. Известно, что именно на этих машинах ездила охрана маршала Жукова. Возможно, объяснением этому был тот факт, что Bantam BRC 40 отличался более широкой колеей и низким центром тяжести, чем его заклятый конкурент «Виллис», а значит был полностью избавлен от его главного недостатка — склонности к опрокидыванию.



История Bantam BRC-40

Первые попытки создания внедорожника сделали капитан Карл Терри и его друг инженер Уильям Ф. Бисли, они были предприняты еще в 1923 году. По сути, им и принадлежит сам термин «джип», который первоначально обозначал «General Purpose», фразу можно было перевести, как автомобиль общего назначения. Концепция была проверена на модели Ford-T. Для этого с автомобиля сняли все, что только можно, сумев довести его массу до 500 кг. Проблема возникла с подбором подходящих покрышек. Тогда у Карла Терри возникла идея применить покрышки от самолета. Колеса автомобиля с большими трудностями все же удалось приспособить к малоразмерным авиапокрышкам, в результате чего проходимость машины существенно выросла. В кабине было установлено два сидения, укрытых парусиной, базовая конструкция джипа была получена, но закончить этот проект так и не удалось, время для таких автомобилей еще не пришло.

Подбирались к созданию похожего автомобиля и в автокомпании Marmon Herringthon. Так Артур Херрингтон, узнав о попытках военных разработать легкое средство передвижения в условиях бездорожья, предлагал полноприводный полуторатонный грузовой автомобиль, его испытания были проведены в начале 1938 года.

Примерно в то же время компания Bantam предложила американским военным родстер Austin для ознакомления с автомобилем и демонстрации возможностей по его адаптации под любые требования. Инициатором разработки был Чарльз Пейн, который отвечал в компании за продажу техники американской армии. Военные заинтересовались разработками компании Bantam и в июле 1940 года завод этой фирмы, расположенный в Батлере, посетила для ознакомления с производством, персоналам и их возможностями делегация армии США. Тогда же был определен более конкретный перечень требований, которым должен был соответствовать будущий автомобиль — полный привод, три посадочных места, размещение пулемета калибра 7,62-мм и запаса боеприпасов, скорость при движении по шоссе — 50 миль/ч (около 80 км/ч), по бездорожью 3 мили/ч (около 5 км/ч). При этом вес полноприводного автомобиля не должен был превышать 1200 фунтов (не более 545 кг), а полезная нагрузка должна была составить 600 фунтов (не менее 273 кг). Колесная база — 190,5 см и высота не более 91,5 см в совокупности с хорошим дорожным просветом и углами въезда 45° и съезда 40° обеспечивали автомобилю отличные внедорожные характеристики. Помимо этого автомобиль выделялся своим прямоугольным корпусом и складным лобовым стеклом.

Bantam Reconnaissance Car No. 1


В это же время, после того как все технические требования к будущему автомобилю были сформированы, военные объявили конкурс, к которому привлекли 135 автопроизводителей, разослав приглашения практически всем компаниям, которые были связаны с этим бизнесом. Условия конкурса были достаточно жесткими: участник тендера через 75 дней с его начала должен был передать военным 70 готовых машин, а через 49 дней должен был предоставить готовый прототип. Стоимость заказа оценивалась в 175 тысяч долларов. Уведомления о конкурсе получили все компании, но ответили на него только две американские фирмы «Bantam» и «Willys».

После того как условия проведения тендера были получены Френсис Фенн владелец компании Bantam пригласил на работу Карла Пробста, который и возглавил проект создания джипа. Сначала Пробст отказывался, так как сомневался в технических, финансовых и производственных возможностях компании Bantam, однако Френсис Фенн проявил серьезную заинтересованность в специалисте и он уступил. 17 июля 1940 года они подписали контракт, а принять решение об участии в тендере американской армии необходимо было до 9 часов утра 18 июля. Как любят говорить шахматисты, игра «шла на флажке». Подписав контракт с Карлом Пробстом, Френсис Фенн дал свое согласие на участие в тендере. Таким образом, сошлись вместе все участники создания будущего джипа: его «мама» — компания Bantam, «папа» — Карл Пробст и «повитуха и сваха» одновременно — американская армия. Однако это была лишь завязка истории, которая в дальнейшем обросла настоящей драматургией.

Карл Пробст приступил к работе над новым автомобилем с заключения договора с компанией «Spicer» для получения трансмиссий и мостов. Он решил взять за основу мосты от автомобиля «Studebekker Champion», при этом масса машины составляла 950 кг. Проблема лишнего веса Пробста пока что не волновала, так как он полагал, что никто в США просто не сможет ее решить в существующих реалиях. В качестве двигателя он решил использовать «Continental — V 4112», трансмиссию поставляла компания — «Warner Gear», раздаточную коробку — «Spicer». Все остальное подбирали непосредственно на производстве Bantam. В ходе работ на свет появился автомобиль, оснащенный бензиновым 4-цилиндровым двигателем мощностью 45 л.с., который работал в паре с трехступенчатой коробкой переключения передач, двухступенчатой раздаточной коробкой и отключаемым передним приводом. Машина получила открытый кузов, рассчитанный на четырех человек и не имеющий дверей. Автомобиль выделялся плоским лобовым стеклом, округлыми крыльями и решеткой радиатора. Внедорожник получил обозначение Bantam Reconnaissance Car Quarter — Ton, став первым джипом в истории, впоследствии трансформировавшись в модель Bantam BRC 40.



Джип успели собрать в срок, 23 сентября 1940 года Карл Пробст лично пригнал автомобиль на испытательный полигон. Дистанцию в 350 километров внедорожник преодолел достаточно уверенно, прибыв на военный полигон за полчаса до истечения контрольного срока. Автомобиль компании Bantam стал единственным образцом, который был представлен на испытания в соответствии с условиями проводимого армией США тендера.

По прибытии на испытания военные подвергли джип серии коротких, но очень жестких тестов. Машина сумела благополучно вынести все испытания, оставив о себе только положительные впечатления. Единственным так и не решенным вопросом была масса автомобиля, однако остальные качества уверенно взяли вверх, и компания Bantam получила официальное разрешение на поставку остальных 70 автомобилей для проведения полноценных армейских испытаний. Прототип же был оставлен для прохождения испытательного пробега протяженностью в 5500 миль, 5000 из которых военные собирались преодолеть в условиях бездорожья.

Украденный триумф или ограбление по-американски

Этот намечавшийся триумф обернулся для небольшой фирмы настоящей катастрофой. Несмотря на одобрение проекта компании Bantam, американские военные скептически относились к возможностям этого предприятия из Пенсильвании по налаживанию выпуска внедорожников в необходимых армии количествах (трудности с производством, персоналом, финансированием). Для того чтобы подстраховаться, к участию в тендере все-таки допустили компании Willys и Ford, причем последнюю военные притянули к участию буквально за уши. Так как модели двух этих компании все еще не были готовы, военные просто передали им полную техническую документацию на автомобиль Bantam BRC. Карл Пробст был просто в бешенстве от подобного решения, но поделать ничего не мог. После того, как компания Bantam подписала контракт с армией США, право интеллектуальной собственности на прототип перешло военным.

Bantam BRC 40 с 37-мм противотанковой пушкой М3


Прошло 1,5 месяца, прежде чем компания Willys представила свой прототип под названием Quad, а еще через 10 дней на военный полигон прибыл автомобиль Ford Pygmy. Обе машины были практически полными копиями Bantam, единственным отличием «Пигмея» был его приплюснутый капот. Главным же и решающим преимуществом и отличием внедорожника Willys Quad стал его более мощный двигатель, мотор развивал мощность 60 л.с. — сразу на 15 л.с. больше, чем у поздней версии Bantam, которая получила обозначение BRC-40. Превосходство в мощности двигателя — а при столь небольшой массе лишние 15 лошадиных сил имели очень большое значение — обеспечивало джипу компании Willys не только более высокую максимальную скорость и лучшую разгонную динамику, но и главное — Quad оказался эффективнее в условиях бездорожья. На склон, который внедорожник Bantam одолевал с трудом, Willys забирался почти играючи.

Оценочные испытания всех трех автомобилей, представленных на суд военных, завершились предсказуемой победой Willys Quad, модель компании Bantam стала второй, третьим с большим отставанием финишировал внедорожник Ford Pygmy. Несмотря на результаты испытаний каждая из трех фирм получила заказ на изготовление 1500 автомобилей, которые планировались отправить в настоящие армейские соединения, где они должны были пройти серию испытаний в условиях максимально приближенных к боевым. Окончательное решение армия США должна была принять по результатам эксплуатации машин в частях. Собственно так на свет и появились джипы Bantam BRC 40, Willys MA и Ford GP. Их испытания проводились на огромной территории от Гавайев до Аляски, однако обстоятельства сложились таким образом, что ни один из 4,5 тысяч автомобилей этих партий не оказался в американской армии. Все они по программе ленд-лиза были отправлены в Великобританию и Советский Союз (до Красной Армии добралось более 500 автомобилей Bantam BRC 40).

Willys MA


Ford Pygmy


Все проводимые американскими военными испытания демонстрировали преимущества внедорожника Willys в мощности двигателя, при этом и цена на эту машину была самой низкой. В итоге именно Willys MA стал победителем масштабного конкурса. Окончательный отчет американского военного командования в июле 1941 года рекомендовал к запуску в массовое производство стандартизованной модели на базе Willys Quad. Если первый армейский заказ, размещенный на заводе компании Willys в Толедо, предусматривал сборку 16 тысяч внедорожников, то после нападения Японии на американскую базу Перл-Харбор и вступления штатов во Вторую мировую войну, Пентагон решил, что данных объемов выпуска будет недостаточно. Вторым подрядчиком было решено сделать фирму Ford, которая получила от Willys полный комплект документации на автомобиль. Форд выпускал джип под аббревиатурой GPW (General Purpose Willys). Всего за годы Второй мировой войны в США было произведено более 640 тысяч джипов. В то же время пока компании Willys и Ford извлекали из армейских контрактов огромную прибыль, фирма American Bantam осталась фактически у разбитого корыта.

О заслугах Карла Пробста, которому удалось в очень сжатые сроки создать полностью работоспособный и отвечающий конкурсным требованиям прототип, который по меньшей мере на 60% был основной стандартизованных позже джипов, никто уже не вспоминал. Всего на заводе компании American Bantam в Пенсильвании было собрано 2642 джипа, не считая прототип. А заказ со стороны военных на выпуск 10 тысяч прицепов для внедорожников был настоящей издевкой. Денег с этого заказа компании хватило только на то, чтобы с грехом пополам продержаться до завершения войны, после чего компания Bantam навсегда исчезла с американского рынка, так и не погревшись в лучах заслуженной славы создателя первого военного джипа в истории.

Тактико-технические характеристики Bantam BRC 40:

Габаритные размеры: длина — 3240 мм, ширина — 1430 мм, высота — 1780 мм (с тентовой крышей).
Дорожный просвет — 220 мм.
Масса — 950 кг.
Силовая установка: Continental BY-4112 мощностью 48 л.с.
Максимальная скорость — 86 км/ч (по шоссе).
Емкость топливного бака — 38 л.
Запас хода — 315 км.
Число мест — 4.

Источники информации:
https://auto.mail.ru/article/32455-neizvestnyi_soldat
http://auto-vnedorozhnik.ru/bantam-brc-40-rozhdenie-dzhipa-chast-2
http://all-auto.org/169-dzhip-velikiy-i-prohodimyy-kak-sozdavalsya-vezdehod-na-chetyreh.html
http://warspot.ru/3577-bantik-pervoprohodets-lend-liza
http://www.warwheels.net/BRC40index.html
Материалы из открытых источников
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    17 мая 2016 07:24
    передняя решетка выглядит примерно
    1. +2
      17 мая 2016 09:11
      за джипом ни один танк не угонится
      1. +6
        17 мая 2016 10:17
        кстати, еще в декабре 1940 года Главное автобронетанковое управление (ГАБТУ) Рабоче-крестьянской Красной армии выдало НАТИ техническое задание на полноприводной (4x4) автомобиль-разведчик, ставший в последствии НАТИ-АР (часто встречается название АР-НАТИ).
        по своей сути и назначению НАТИ-АР был "братом" заокеанским машинам. однако опытный (было построено 2 экземпляра) НАТИ-АР оказался технологически сложным и потому в условиях военного времени в серию не пошёл. первым серийным советским "джипом" стал ГАЗ-64 (1941 года выпуска)
  2. +2
    17 мая 2016 07:26
    M1161 Growler
    1. +6
      17 мая 2016 08:30
      Военный легкий Jeep GMV Ultra Light.


    2. +4
      17 мая 2016 08:58
      Маленький вездеходик порою нужнее здоровенного бронированого корыта, особенно когда нет возможности привезти это корыто туда куда нужно, ведь как гласит поговорка: лучше синица в руке, чем журавль в небе.
      1. Комментарий был удален.
  3. +2
    17 мая 2016 07:57
    А что это там такое на 5ой фотографии? Этот джип подпрыгнул вместе с орудием что-ли? =)
  4. +15
    17 мая 2016 08:01
    Jeep в действии - Bantam BRC-40
    1. 0
      18 мая 2016 08:15
      Спасибо за видео. Довольно впечатляюще. На УАЗе я подобное делать не рискнул.
  5. +13
    17 мая 2016 08:11
    Был у меня JEEP, выпускался по лицензии Дженерал моторс для армии и полиции. 15 лет по бездорожью Сахалина 5+
    1. +2
      17 мая 2016 11:26
      На фото Mitsubishi Jeep
      компактный внедорожник японской компании Mitsubishi Motors, выпускавшийся с 1952 по 1998 год по лицензии американской фирмы Willys-Overland motors. Первоначально являлся полной копией Jeep CJ3A. Также поставлялся японским силам самообороны.

      То же по началу хотел приобрести,когда у нас на праворукие бум был но все таки взял Сузуки Эскудо,комфортнее.
      1. +5
        17 мая 2016 12:35
        Исходил из наличия наличных...Но по проходимости и ремонтопригодности равных не было. И ел любую солярку при любом морозе.
        1. +2
          17 мая 2016 12:48
          Цитата: Uncle Lee
          Исходил из наличия наличных...Но по проходимости и ремонтопригодности равных не было. И ел любую солярку при любом морозе.

          Все таки же "японец".
          У нас в Казахстане любят "японцев",не прихотливые и надежные,дешевые зап.части и в наличии.В отличие от "немцев" и "американцев".
          Оригинальных джипов тех лет не встречал,только ГАЗ-67.У соседа была в середине 80х.И то он от тента отказался и самодельную будку смастерил.
          Что то похожее выпускают Индийцы,как то встречал такую.Движок морозов очень сильно боялся.
          А на Сузуки кондер есть,да АКПП-мелочь но приятно.
          Mahindra Тар.
          1. +5
            17 мая 2016 13:13
            По тем временам про АКПП только слыхали. А здесь все по классике: коробка, раздатка, мосты.Проходимый и не очень прожорливый, 90 л.с., печка мощная, а в жару ставил вентилятор. Вид правда неказистый, зато меня весь город знал. Подкалывали, что на этой машине еще комендант Маоко ездил.
            1. +2
              17 мая 2016 13:35
              Цитата: Uncle Lee
              По тем временам про АКПП только слыхали

              Еще при Союзе пригнали?Понятно Япония рядом.
              Я в 93 г. столкнулся с праворукими японцами,у брата Ниссан Скайлан на какоето время появился.Все не мог привыкнуть к "механике" слева.
              У нас кто фан полазить по грязюке,переделывают 69 или 469.
              69 с "потрохами" от уаза довольно часто был победителем, на импровизированных ралли.
              Сейчас в почете крузаки,по бездорожью 40 и 70,что только с ними не делают.И карбоновое покрытие кузова.Что бы не беспокоится за состояние лакокрасочных покрытий.
              Есть Врангеля но дороги в обслуживании.
              Сами Уазовскую Буханку и Ниссан Патролл используем,крестянское хозяйство.Притащил убитый опель франтеру,будем восстанавливать.Снятый с учета,"местная" программа утилизации.Все таки крышу решили оставить.У нас до это го Нива 86,г. без крыши была.
              1. +6
                17 мая 2016 14:52
                Я привык к японцам, уже пятая. У меня они подолгу задерживаются.
                1. 0
                  17 мая 2016 15:00
                  Цитата: Uncle Lee
                  Я привык к японцам, уже пятая. У меня они подолгу задерживаются.

                  А у нас воз праворуких запрещен,до полного износа.Популярны Делики и Прадики.
                  Нормальные леворукие,дороже чуть не два раза по сравнивая цены в РФ.Раф-4 в Омске в прошлом году 26-28 т.убитых енотов и у нас от 34 и выше.
                  Вся семья кроме отца,Шкода, на японцах.Самый нормальный сервис и дешевые запчасти на Тойоту.И в отличии от "немцев",спец ключи и съемники,ремонопригодные в домашних условиях. smile
                  1. +1
                    17 мая 2016 19:56
                    Вот экземпляр,что за " Jeep",какой компании?
                    1. +3
                      17 мая 2016 20:41
                      Это арттягач FIAT SPA TL37, ни в коем случае не джип. Даже схема привода мощности шла потоком через один дифференциал и бортовыми коническими передачами, так называемая Н-образная схема.



                      Был еще грузовичок AS37



  6. +2
    17 мая 2016 08:24
    хорошо для бездорожье
    1. +1
      17 мая 2016 08:28
      Цитата: godofwar6699
      хорошо для бездорожье

      Лебедки нет,завязнет.
    2. +1
      17 мая 2016 11:33
      Открытый внедорожник,здорово где низкая запыленность.Иначе весь в пыли будешь.
      На обычном квадрике или мотике,вся спина в пыли.
  7. +1
    17 мая 2016 08:48
    [quote=Александр романов]
    Лебедки нет,завязнет.
    легко установить.
    в некоторых регионах России может понадобиться
    1. +2
      17 мая 2016 12:24
      Цитата: godofwar6699
      в некоторых регионах России может понадобиться

      США 1941 года.Уже был Jeep на гусянке.
      1. +2
        17 мая 2016 16:02
        соль не в джипе на гусянке, а том што такие приблуды просто одеваются и снимаются, и их можно одеть я так понимаю на любой полноприводной авто
    2. 0
      17 мая 2016 15:58
      зачетная приблуда
    3. 0
      17 мая 2016 17:53
      посмотрел цену на эту приблуду - 52тыс. канадских долларов за комплект, и поперхнулся :)
      1. 0
        17 мая 2016 19:32
        Цитата: faiver
        посмотрел цену на эту приблуду - 52тыс. канадских долларов за комплект, и поперхнулся :)

        Трек N Go стоит $ 25,000 и включает в себя все адаптеры для транспортных средств и грузовых рамп.
        1. 0
          18 мая 2016 09:51
          я не вижу принципиальной разницы хоть 2,6млн. руб, хоть 1,6млн. руб, красная цена такому комплекту пол миллиона и то с натягом...
  8. +6
    17 мая 2016 09:19
    В Питере, в преддверии Дня Победы, проходила выставка техники военных лет, где присутствовал и этот автомобиль. Меня, выставка поразила своим масштабом и организацией.
  9. +5
    17 мая 2016 09:37
    Джип с 37мм пушкой и Браунинг M1917 в США 3-й пехотной, Newfoundland, 1942
    1. +1
      17 мая 2016 19:17
      godofwar

      Подозрительная конструкция. Отдача, судя по тормозам отката пушки, может и на тонну потянуть.

      Джип при выстреле наверно здорово на дыбы задирать должно.
  10. +8
    17 мая 2016 10:04
    Мне повезло к конце 80-х покататься по бездорожью
    в армии на "джип америкаи", как у нас он назывался.
    Еще со вьетнамских запасов, которые американцы
    перебросили в израиль в войну 73 года.
    Корыто на колесах, но ползет пузом по скалам, как
    ни в чем ни бывало.
    Где-то в начале 90-х их всех списали. Заменили на джип
    израильской сборки на базе форда, который ломался безбожно.
    1. 0
      17 мая 2016 19:21
      voyaka

      Я тоже на таких катался.

      Не списали их и до 2000х. Двигатель кажется 2 л. Потребляет горючего литров 60 на 100 км.
  11. +4
    17 мая 2016 10:05
    Бригадный генерал Теодор Рузвельт младший, заместитель командира 1-й пехотной дивизии во время вторжения в Сицилию, показанный здесь со своим джипом в январе 1944 г.
  12. +6
    17 мая 2016 10:29
    Ещё несколько фото с выставки
  13. +2
    17 мая 2016 10:30
    Ещё фото с выставки.
  14. +2
    17 мая 2016 11:23
    Спасибо за статью.
    Очень познавательно. Карл Пробст.
    У моего деда был военный Виллис. Мой отец с восторгом рассказывал мне, что замена двигателя машины осуществлялась в считанные минуты одним человеком. Достаточно было по направляющим толкнуть двигатель на место! Было два двигателя разной мощности (сейчас точно не вспомню), но один был кажется 90 сильный. Проходимость исключительная. Машина стоила очень дёшево....
  15. +1
    17 мая 2016 12:56
    Не знаю, оправдано ли в военное время такое действие в отношении компании "Бантам", но в мирное время это называется ёмким термином "кидок".
    1. +4
      17 мая 2016 18:29
      Цитата: Lanista
      Не знаю, оправдано ли в военное время такое действие в отношении компании "Бантам", но в мирное время это называется ёмким термином "кидок".

      Не-а. Написано же:
      После того, как компания Bantam подписала контракт с армией США, право интеллектуальной собственности на прототип перешло военным.

      И армия поступила совершенно правильно, передав документацию тем компаниям, которые могли обеспечить производство техники в требуемых армии объёмах.

      В США в военное время вообще с интеллектуальной собственностью не церемонились. Например, фирмам, чьи самолёты проигрывали на конкурсах, могли выдать заказы на производство узлов и компонентов для самолётов конкурирующих фирм, выигравших этот конкурс. Со всей документацией. Армии был нужен вал - и государство делало всё для оптимальной загрузки имевшихся производственных мощностей и исключения простоев.
  16. +1
    17 мая 2016 18:37
    Ну его к чёрту этот Джип. Хотя он нужен был во время войны. Но усидеть в нём было как на норовистой лошади. Как им кидало и мотало во все стороны. Кто сидел возле водителя должен был хвататься за все места в машине, когда она ехала на большой скорости. Помню водителя Женю, который ездил на этой машине и возил начальство. Когда он проезжал по ровной вроде грунтовке, то им кидало так, что мы опасались, что машина дальше поедет без него. Вот Студебекеры, были классные.
  17. +1
    17 мая 2016 22:03
    хорошая статья !!! спасибо!!!! и в комментариях про АР- НАТИ упомянуто. я не успел........
  18. -2
    18 мая 2016 00:02
    На Западном фронте кто-то из немецких фельдмаршалов ездил на трофейном "Виллисе". Это считалось шиком.
    Кстати говоря, история с "джипами" показывает, что правительство США тщательно готовилось к войне заранее, т.е. спланировало эту войну, как и первую мировую.
    Лет за семь до начала первой мировой ("хорошая война") в США начали массово строить суда нового типа: зерновозы. Напомню, что Европу кормила хлебом Россия. В краеведческом музее Барнаула можно посмотреть, как было оформлено алтайское масло, которое экспортировалось в Данию до 1914 года. Алтай - бывшая царская вотчина.
  19. +1
    18 мая 2016 00:08
    На Западном фронте кто-то из немецких фельдмаршалов ездил на трофейном "Виллисе". Это считалось шиком.
    Кстати говоря, история с "джипами" показывает, что правительство США тщательно готовилось к войне заранее, т.е. спланировало эту войну, как и первую мировую. Лет за семь до начала первой мировой ("хорошая война") в США начали массово строить суда нового типа: зерновозы. В этом процессе впервые был примерён метод сетевого планирования и управления (диаграммы Ганта), разработанный русским инженерном польского происхождения (это к соблюдению прав на интеллектуальную собственность в США в мирное время). Напомню, что Европу кормила хлебом Россия. В краеведческом музее Барнаула можно посмотреть, как было оформлено алтайское масло, которое экспортировалось в Данию до 1914 года. Алтай - бывшая царская вотчина.
    Также можно отметить, что истребитель Р-39 "Аэрокобра", на котором летали многие наши асы, включая А.И.Покрышкина, тоже строился только для поставок по ленд-лизу (в основном в СССР), т.к. USAF считали его неудачным.
  20. 0
    18 мая 2016 04:48
    Цитата: iouris
    Также можно отметить, что истребитель Р-39 "Аэрокобра", на котором летали многие наши асы, включая А.И.Покрышкина, тоже строился только для поставок по ленд-лизу (в основном в СССР), т.к. USAF считали его неудачным.

    Для целей и задач USAF аэрокобра и была неудачной! Однако в начале Большой войны эта машина неожиданно хорошо для американцев себя зарекомендовала... Кингкобра Р-63 была разработана с рекомендациями советских истребителей, однако оказалась очень сложной в пилотировании...
    Возвращаясь к "бантику"... О как это по-американски! Сделать культовое ... из малоудачной, но массовой серии. Тут тебе и "либерти" и "СПАМ" (spieced ham) и штаны из саржи, окрашенной малостойким синим красителем. Дешево, сердито, но зато очень и очень... очень назойливо много.
    1. 0
      19 мая 2016 14:10
      Альтернативы не было. Жизнь машины на войне иногда измеряется часами.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»