К вопросу о новой типологии культур лукофилы и лукофобы (часть третья)

«...упою стрелы Мои кровью, и меч Мой насытится плотью,..»
(Второзаконие 32:42)


В прошлый раз мы остановились на том, что постарались доказать обоснованность культурологической типологии «лукофилы и лукофобы», то есть подразделения культур, имевших место в прошлом, на народы, почитавшие лук, и народы, считавшие его недостойным оружием. Впервые на то, почему рыцари не пользовались луком, обратил внимание английский историк Тимоти Ньюарк. Но он на этом и остановился. Мы продолжили рассматривать его концепцию в плане распространения любви и ненависти к луку не только в отношении рыцарей, но и просто народов (и цивилизаций), условно поделив их на лукофилов и лукофобов. Сегодня мы посмотрим, что может нам дать экстраполирование данной дихотомии на историю развития человечества.


Обратившись к данным археологии и письменным источникам, мы сможем доказательно утверждать, что от американского континента и до окраин Евразии в эпоху каменного века лук был поистине массовым оружием. Его применяли на Андаманских островах, в Японии, в Индии, в Африке, ацтеки и майя, жители древней Испании (где в болоте как раз и нашли древнейший европейский лук!) – словом, распространен он был ну просто очень широко. Лишь некоторые народы его не применяли, однако совсем не потому, что имели какое-то против него предубеждение. Например, масаи в Африке луком не пользуются, зато используют копье с широким наконечником – такова специфика их охотничьей практики. То же самое мы видим и у аборигенов Австралии. Лук им был просто не нужен.


Св. Себастьян, пронзенный множеством стрел, стал своеобразным символом своей эпохи. Император Диоклетиан приказал казнить его именно так, но… ведь сами римляне луком не пользовались. Значит, казнь осуществляли их наемники.

Зато луком пользовались древние египтяне, ассирийцы, персы, индийцы, причем последние лук едва ли не обожествляли. Достаточно почитать «Махабхарату», чтобы в этом убедиться. Лук встречается в древних сказаниях нартов, живших на Кавказе, ну а про народы Сибири и Центральной Азии можно было бы даже и не вспоминать. Но… именно здесь во тьме веков и произошло что-то такое, что вызвало у одного из народов, обитавших именно в этом районе, своеобразную «нелюбовь» к луку. Или, скажем так, мнение, что это оружие недостойно настоящего мужчина и воина! Что это был за народ, и когда произошло это разделение? Ну, прежде всего, ни киммерийцы, ни скифы, ни сарматы к лукофобом причислены быть не могут. Но вот дорийцы, пришедшие в Грецию с севера, как насчет них? До них греки охотно применяли луки. Но… после дорийского завоевания Греции все изменилось, что доказывают и пьесы Эврипида, и древнегреческая керамика. На них вы увидите гоплитов и всадников с копьями и щитами, а вот лучники – все наемники-варвары. Скифы – о чем свидетельствуют надписи, то есть люди второго сорта. Не граждане! Впрочем, возможно, все началось несколько ранее или позднее?

К вопросу о новой типологии культур лукофилы и лукофобы (часть третья)

Скифские наконечники стрел были бронзовыми, втульчатыми и имели сбоку шип для неизвлекаемости.

Здесь, наверное, следует обратиться к «Атласу мировой истории», изданного под редакцией профессора Оксфордского университета Джефри Барраклоу, издательством «Таймс букс» в 2001 г. В нем дана хронология разных событий, имевших место в разных регионах планеты в одно и то же время. С его помощью удобно проводить сравнения. В нем читаем: 2200 – 2000 гг. (индоевропейцы) будущие древние греки завоевывают материковую Грецию. Тем временем на Крите развивается минойская цивилизация. Затем она гибнет в результате извержения вулкана Санторин, а Крит после 1500 года захватывают ахейцы. Тогда же происходит обособление славян от других индоевропейских народов. И вот тут в конце XII в. до н.э. приходят греки-дорийцы, громят микенскую цивилизацию и захватывают Крит.

А теперь вспомним 490 год и битву при Марафоне, где греки-гоплиты победили персов-лучников. Прошло около 700 лет, и все это время греки (это уже совсем другие греки, потомки пришельцев с севера, а те сами откуда пришли?) не слишком хорошо относились к луку, не так ли? И у них была своя конница, но они никогда не стреляли с седла!

Еще вперед по «ленте времени», и мы увидим, что это гунны побеждают готов, и те переселяются в устье Дона, а оттуда часть готов идет на запад, а часть на восток и наносит римлянам поражение в битве при Адрианополе в 378 году уже н. э., причем они не стреляют из луков с коня, что отмечают все римские историки. Об этом же пишет и Т. Ньюарк, когда говорит, что готская тактика войны предшествовала рыцарской, то есть это был бой мечом и копьем. Ну, а китайцы – неважные наездники, около 300 г. изобретают высокое седло со стременами. То есть что же получается: где-то в дебрях Средней Азии, где когда-то и обитали готы, почему-то возникла эта странная идея, что лук - не оружие мужчины, и только тот воин, кто бьется с врагом мечом и копьем. При этом готы, естественно, проигрывают гуннам (то есть те жили от них неподалеку) и уходят от последних на запад. На востоке остаются лукофилы, включая Китай и Японию, а вот на запад уходят лукофобы-готы, создавшие впоследствии своими завоеваниями основу для европейской готической культуры. Но и римляне лука не любили, а переняли эту нелюбовь от греков. То есть возникла эта лукофобия задолго до готов, и был народ (какой народ?), передавший ее грекам. Но у готов, скажем так, она дошла до максимума. То есть мы имеем продолжительный исторический процесс, охвативший как часть Азии, так и Европы, и постепенно приведший к тем серьезным социальным изменениям, о которых уже писал Т. Ньюарк в 1995 году.


Ассирийцы очень рано начали применять конных лучников, стрелявших с коня. Но сначала поводья держал другой всадник! Рис. Ангуса МакБрайда.

Когда и где именно произошло, и что произошло такого, что отвратило готов и тех, кто жил в этом регионе до них, от лука, мы, скорее всего, уже никогда не узнаем. Хотя об этом можно было бы написать превосходный исторический роман. Но можно попытаться проследить путь миграции древних лукофобов по погребальному инвентарю. Если погребение мужское, в нем меч, копье, щит, но нет наконечников стрел, то вывод очевиден – здесь погребен «лукофоб».


Ассирийский конный лучник против арабских стрелков на верблюдах. Со временем ассирийцы овладели искусством верховой езды настолько, что их всадники начали действовать подобно скифам. Рис. Ангуса МакБрайда.


Ну, а теперь подумаем над тем, что любая, в общем-то, культурологическая типология дихотомична. Например, аполлоническая и дионисийская, атлантическая и континентальная, леса и степи, ну и так далее. Но хорошая теория должна еще и многое объяснять, и в данном случае, да, действительно, именно типология лукофилов и лукофобов позволяет ответить на один очень важный вопрос: почему Запад не любит христианскую Россию, откуда это идет? С Востоком все понятно: религия, нарушение рыцарской традиции не стрелять с коня – вот вам и повод «обозлиться» на целые столетия. Но ведь наши-то предки были христиане…


«Байесская вышивка». Нормандские рыцари, впереди которых идут лучники, атакуют пехоту Гарольда. Именно лучники сыграли в этой битве главную роль, но… традиционно считается, что это была конница!

Начнем с того, что отметим, что готская военная культура не оказала влияния на славян. Так они Причерноморским степным коридором на запад и ушли. Затем последовали столетия, когда в Европе создавались варварские королевства, а у нас наши предки отражали аваров и печенегов, половцев и монголо-татар. И в этой борьбе с Востоком они взяли у него все лучшее. Может быть, они и не умели стрелять с коня с таким мастерством, как эти народы. Но они не чурались этого искусства – вот что важно! И даже став христианами, наши далекие предки-дружинники князей имели в своем арсенале лук и стрелы! И встретившись с «братьями по вере» на полях сражения, они предстали в глазах последних не только вероотступниками, но и – пожалуй, это было еще хуже, – людьми, исповедующими «варварский принцип», не прикрытый никаким внешним благочестием – «цель оправдывает средства!» «Мне выгодно стрелять из лука с коня, значит, я стреляю!»


Замечательно рисует английский художник Грехэм Тернер. Но… что мы видим на его рисунках? Рыцарей, чьи конские доспехи закрывают шею и крупы их коней. Зачем? Кто будет бить в бою мечом по крупу? Но все становится понятным, если обратиться к манускриптам тех лет. Стрелы лучников – вот причина такой странной «бронировки». Они сыпались сверху подобно дождю и,… набрав очень большую скорость, наносили лошадям смертельные раны, а легкораненые лошади просто ложились и не могли бежать дальше!

Вспомним наши былины. Там использование лука и стрел богатырями ничуть не осуждается, а ведь былины – «глас народа». То есть наши предки не видели в том, что витязь стреляет из лука, сидя верхом, ничего зазорного; и луки, и стрелы входили в паноплию наших всадников издавна! О чем писали и многие иностранцы, посещавшие Московию. Мол, ездят на холощеных жеребцах, погоняют их нагайками и мастерски стреляют из лука как вперед, так и назад. Причем, это взято описание поместной конницы ХVII века, об этом писали… Ну как это можно было перенести и с этим смириться? И даже когда изначальная причина этой «нелюбви» уже позабылась, память о ней и о том, что «от этих русских можно всего ожидать», сохранилась и передалась потомкам «рыцарей-готов».


Впрочем, ему есть с чего рисовать. В одном только Метрополитен-музее в Нью-Йорке выставлено сразу несколько полных рыцарских доспехов, в том числе и конных.

Ну, а мы и сами тому немало поспособствовали – ну, чтобы о нас думали именно так, так что «нелюбовь» Запада может быть объяснима еще и этой очень давней культурной традицией. И, кстати, наши отечественные историки еще в дореволюционное время это хорошо понимали и писали, в частности, Ключевский, что мы представляем собой уникальную культуру и превосходим Запад легким вооружением, а Восток, соответственно, тяжелым, однако и не настолько, чтобы это мешало нам драться и с теми, и с другими не только на равных, но и превосходить и тех, и других.


Обратите внимание на то, как защищен конь этого рыцаря спереди. Маска, нагрудник и пластины защищают голову, шею и грудь. Но у него защищена также и шея сверху.


«Накрупник» имел форму колокола, чтобы защитить ноги коню и отводить стрелы в стороны.

Отсюда распространение на Руси рыцарского меча и восточной сабли, лука и стрел и… арбалета, легких восточных кольчуг и тяжелых пластинчатых доспехов, не уступавших иной раз и рыцарским латам. Ну и кому же понравится такая вот исключительность, когда люди больше всего любят, чтобы ты был как все, а исключительности и избранности обычно никому не прощают! И, как видите, именно типология «лукофилы-лукофобы», причем, именно применительно к нашей истории, позволяет на многие вопросы нашей истории дать по-настоящему исчерпывающий ответ!


Вот она, наша допетровская поместная конница, умевшая стрелять назад на скаку не хуже тех же скифов!


А это фигурки фирмы «Звезда». Чем не рыцари? И с луками в руках!
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

77 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти