Полуфабрикат японской гордости

Истребитель пятого поколения появился от обиды на США

В конце апреля впервые поднялся в воздух японский истребитель Х-2, созданный с использованием технологий «Стелс». Рядовое по меркам современной военной авиации событие стало тем не менее вехой в развитии самолетостроения и ВВС страны. Япония присоединилась к элитному клубу стран – производителей истребителей пятого поколения.

Японский Х-2 по факту, как считают некоторые аналитики, «является ответом на американский F-35, российский T-50 и китайские J-20 и J-31». С последним утверждением можно и поспорить. Даже поверхностный взгляд на Х-2 позволяет сделать вывод о том, что по конструкции он ближе к классическому F-22 Raptor, нежели к многоцелевому «летающему компьютеру» F-35.


Х-2 стал продуктом трех явлений. Первое – обида Страны восходящего солнца, второе – ее амбиции, а третье – меняющаяся военно-политическая ситуация на Дальнем Востоке. Обида заключалась в отказе США продать Японии F-22. Впрочем, никакой дискриминации по сравнению с другими тут не было: Raptor вообще не поставляется на экспорт. Подняв в воздух Х-2, Япония доказала, что способна сама создать истребитель пятого поколения.

Что же касается амбиций, то, по мнению научного сотрудника Фонда мира имени Риочи Сасакавы Джеффри Хорнунга, «Токио пытается четко дать понять мировым державам, что японскую военную промышленность нужно воспринимать серьезно». Также стоит отметить, что, несмотря на внешнюю схожесть Х-2 с F-22 и Т-50, по своим весовым характеристикам он ближе к F-16 и МиГ-29. Конфигурация сопел позволяет сделать вывод, что Х-2 имеет функцию управляемого вектора тяги, что увеличивает его маневренность. Данная особенность позволит ему более эффективно противостоять китайским истребителям.

Представители компании Mitsubishi Heavy Industries подчеркивают, что Х-2 – только прототип, обладающий «планером, двигателями и прочими современными системами и оборудованием, которые смогут быть использованы в будущих истребителях». Боевой вариант получит обозначение F-3 и, вероятно, будет принят на вооружение не раньше 2030 года. Но в любом случае уже сейчас можно говорить о том, что авиационная отрасль Страны восходящего солнца поднялась на новый уровень. Япония пытается догнать и Россию, и Соединенные Штаты. А с точки зрения военно-политической, истребитель явно выглядит как сигнал для Китая. По мнению Хорнунга, в противостоянии Токио и Пекина вокруг островов в Южно-Китайском море создание истребителя Х-2 должно четко дать понять Поднебесной, что Япония не намерена отступать.

Полуфабрикат японской гордостиПо данным газеты Christian Science Monitor, в 2015 году силы самообороны Японии вынуждены были 571 раз поднимать свои истребители в воздух на перехват китайских самолетов, вторгавшихся в воздушное пространство страны. По сравнению с 2014-м количество таких инцидентов выросло на 23 процента. Видимо, Япония уже не считает свои нынешние истребительные силы, состоящие из 190 устаревших F-15J, адекватной защитой от китайского воздушного вторжения.

Основная нагрузка по проекту ляжет на три компании. Mitsubishi Heavy Industries будет заниматься финальной сборкой и проверкой качества. На IHI Corporation будет возложено производство 17 видов деталей и вооружения. Mitsubishi Electric Corporation займется созданием радаров. Общая сумма контракта составляет 87,7 миллиарда иен (около 914 миллионов долларов).

Кстати, американцы пригласили эти компании для доработки своего F-35, с которым у них возникло много проблем – в частности с навигационным оборудованием и программным обеспечением. Учитывая авторитет и вес на рынке мирового авиастроения этих японских корпораций, можно предположить, что свой Х-2 японцы со временем найдут чем оснастить, а участие в американском проекте будет им на руку.

По мнению российских разработчиков, говорить о японском истребителе 5-го поколения преждевременно: сконструировать прототип – полдела, для полноценного самолета нужны ракеты, РЛС, двигатели, авиационные материалы.
Автор: Анатолий Иванько
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/30672


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 56
  1. Александр 3 21 мая 2016 07:20
    Японцы создали летающую модель и естественно её дорабатают и оснастят,с электроникой ведь у них всё хорошо.Японцы ведь бомбили американцев во 2ю мировую.Им только не надо далеко от своих островов отлетать.
    1. Alex_Rarog 21 мая 2016 09:25
      Вы цены ОЦЕНИТЕ! (простите за каламбур) Там каждая йена посчитана! по стоимости и эфективности они помоему даже нас превзошли как это не печально я уж молчу о матрасии....
      1. Alex_Rarog 21 мая 2016 10:34
        а За что минус? что я не правду сказал?! или кому то правда глаза колит?!
      2. Лесной 21 мая 2016 12:24
        Тут цена скорее не реально значение программы, а пиар - только первый образец стоит сотни миллионов, но никак не программа, где нужно и десятки НИИ содержать, и создавать новые материалы, электронику, перестраивать производство.
      3. Orionvit 21 мая 2016 17:21
        Чистый пиар. В России и США существуют большой опыт авиастроения, и Японцам до них далеко. Даже штаты в тупик зашли со своим 5 поколением, а Россия ещё не известно сколько будет обкатывать системы на ПАК ФА. Задачи колоссальной сложности. А тут какая-то Mitsubishi Heavy Industries за три года и за копейки построили то с чем великие авиационные державы не один год бьются. По моему это просто модернизированный истребитель Mitsubishi 70 годов, разрекламированный как 5 поколение. Пусть лучше делают то, что у них получается лучше всего, то есть мобилки и автомобили, и не лезут в авиацию, а то потом весь мир с них ржать будет.
        1. voyaka uh 21 мая 2016 22:47
          Японцы умеют рвануть, когда очень захотят.
          Когда-то сразу после парусников, лет за 20
          освоили броненосцы с 12-дюймовыми орудиями...
          и не промахивались, между прочим.
          1. yehat 23 мая 2016 10:34
            освоили? да они купили корабли и купили обучение офицеров в англии.
            Осваивали технологию же гораздо дольше.
        2. Nehist 22 мая 2016 03:12
          Вы плохо знаете японцев!!! Они не будут изобретать что то новое! Они просто возьмут все наработки всех стран и доведут их до ума как уже не однократно делали со множеством технологий и производством
      4. Лт. запаса ВВС 21 мая 2016 18:20
        Цитата: Alex_Rarog
        по стоимости и эфективности они помоему даже нас превзошли как это не печально я уж молчу о матрасии....

        Как раз по эффективности то они и отстают, ибо им бы США и так продали F-35 что было бы дешевле чем с нуля разрабатывать самолёт 5-го поколения. А Россия же не может купить истребитель 5-го поколения, поэтому все деньги пошли в то что было действительно необходимо.
    2. mirag2 22 мая 2016 10:12
      только не надо далеко от своих островов отлетать
      smile -отчего же?
    3. yehat 23 мая 2016 10:32
      спор японцев с Китаем по сути обречен
      Китайцы в гонке вооружений обгонят потому, что им банально проще вкладываться в затратные проекты. Пока японцы гордо выкатят 1-5 прототипов к 2030 году, у Китая уже будет несколько авиаполков с аналогичными машинами.
  2. RuslanD36 21 мая 2016 07:29
    говорить о японском истребителе 5-го поколения преждевременно: сконструировать прототип – полдела, для полноценного самолета нужны ракеты, РЛС, двигатели, авиационные материалы.



    Не хочу задеть чьи-то религиозные чувства, но тоже самое можно сказать и про российский истребитель 5-го поколения. Пока их не производят серийно - сша единственная страна, у которой есть подобные "игрушки".
    1. kugelblitz 21 мая 2016 08:29
      Т-50 все же машина максимально приближенная к серийному изделию, разве что технология изготовления там еще не адаптирована под серию. Наверняка авионика готова, с нынешними двигателями и так имеет высочайшую энерговооруженность и еще рекорд скороподъемности поставлен. А японец лишь летающий стенд и не более, тот же Пингвин F-35 имеет в разы более высокую степень готовности. Насчет китайца не знаю. Если объективно! wassat
    2. yehat 23 мая 2016 10:37
      истребители 5 поколения - это технологическая база.
      да, у РФ еще нет серийных т50, но зато есть машины 4++, которые достаточно опасны даже с учетом того, что есть ф-22 и якобы принятые на вооружение ф-35 (хотя по факту они пока не боеготовы и ничем не лучше того же т50 по готовности)
  3. рядовой27 21 мая 2016 07:48
    Экспериментальный самолет который и в серию в нынешнем виде не пойдет.Вооружения нет суо нет так планер **стелс** сдвигателем.
    1. Андрей77 22 мая 2016 16:39
      Для галочки и сделали. Как США и мы. Штучное производство.
  4. godofwar6699 21 мая 2016 07:58
    Япония присоединилась к элитному клубу стран – производителей истребителей пятого поколения.

    и какие страны производят 5 поколения?
    1. Dimon19661 21 мая 2016 08:10
      Только США.
      1. Egor-dis 21 мая 2016 08:14
        Цитата: Dimon19661
        Только США.
        Вы всерьез считаете американское поделие пятым поколением? laughing
        1. godofwar6699 21 мая 2016 08:27
          Вы всерьез считаете украина мае 5 поколением?
        2. Dimon19661 21 мая 2016 12:36
          Ф-22 раптор -абсолютно пятое поколение...хотя вам наверно виднее
          1. Андрей77 22 мая 2016 16:41
            F-22 да. Но даже США отказались от серии. Не потянуть.
          2. yehat 23 мая 2016 10:39
            я бы был осторожнее. Абсолютно 5-е поколение - только часть рапторов в максимальном оснащении. Их около 50. остальные по сути, ничем не лучше сушек.
        3. Андрей77 22 мая 2016 16:38
          Им серийно не выгодно строить. А вы считаете США отсталой в авиации страной?
      2. spech 21 мая 2016 08:18
        ПроизвоДИЛИ !
        ПС: имхо журнал "мурзилка" достоин этой статьи !
  5. godofwar6699 21 мая 2016 08:01
    Первое – обида Страны восходящего солнца.


    это шутка?
    1. yehat 23 мая 2016 10:45
      это вовсе не шутка. Нужно понимать психологию японцев.
      во-первых, у них вообще невежливо напрямую говорить "нет"
      во-вторых, нации навязывается через медиа психология превосходства и милитаризма и не без успеха. Надо сказать, что есть у них и культурные достижения, которые могут дать повод для осознания "превосходства", примерно как в Германии в 1933 году.
      в-третьих, есть у них такая особенность - в школе буквально все вступают в клубы по интересам и реализуют то, им хочется. Они живут с тем, что уверены, что могут достичь того, что им нужно.
      Все это вместе и выливается в неприятие того факта, что новейших истребителей нет.
      Какие они примут шаги- популистские, мобилизационные или практичные - это уже вопрос деталей.
      Можно лишь сказать, что они не успокоятся.
  6. kugelblitz 21 мая 2016 08:25
    Я что-то не заметил изменяемого вектора тяги на нем. Пока рано говорить о этом самолете, так как это не более чем уменьшенный летающий стенд, на котором скорее всего будут отрабатывать аэродинамику.
    1. godofwar6699 21 мая 2016 08:39
      x2 получил тот же стиль вектора тяги как на X-31

      1. kugelblitz 21 мая 2016 08:55
        Какая то фигня честно сказать!

        Вот понимаю, это намного серьезнее.

      2. раф 21 мая 2016 23:56
        То что на японце стоит нельзя назвать "Управляемый вектор тяги", по сути это газодинамические рули!Обычно их применяют на ракетах для управления в разряженной атмосфере и в космосе!
        1. Андрей77 22 мая 2016 16:44
          Молодцы, не зациклились на одной разработке.
  7. godofwar6699 21 мая 2016 08:40
    X-31 Демонстрация
  8. Горный стрелок 21 мая 2016 11:35
    Не серьезно. Это "летающая концепция", а не боевой самолёт. Ну показали самураи, что сумеют собрать летающий самолёт. Да кто бы сомневался. А теперь вопрос про БОЕВОЙ самолет. Тоже, думаю, смогут, но вспотеют. Вот когда выпустят хоть эскадрилью...
    1. Dimon19661 21 мая 2016 12:39
      А почему они должны потеть-3-я экономика мира?Да и опыт немалый .Вы просто сначала поинтересуйтесь японским ВПК-а потом уже такие заявления делайте.Грусть ,печаль-на форуме.....
      1. kugelblitz 21 мая 2016 12:51
        Я что-то не помню действительно японских послевоенных истребителей. Лицензиат всякий был, а вот школы своей давно нет. "Успехи" японской ракетной программы показательны, да такие, что предпочитают пользоваться услугами запуска спутников других стран.
        Китай то хоть и копирует, но изменений вносил достаточно, чтобы сформировать свою хоть плохонькую, но школу.



        Даже уже не так важно, что их самолет будет скорее истребителем-бомбардировщиком или дальним перехватчиком, но он тоже достаточно близок к готовности.
        1. yehat 23 мая 2016 11:12
          у японцев из-за особенностей ТВД самолет обязан брать с собой много топлива
          получается тяжеловатая крупная машина без вариантов.
      2. voyaka uh 21 мая 2016 23:02
        Конечно. Сделают легко. Просто они расслабились под
        американским военным зонтиком. А теперь США им намекнули,
        что сами с Китаем не справляются, нужно плечо.
        Самураи просыпаются. А технологии у них - на зависть всем...
        1. NightRain 22 мая 2016 02:40
          А технологии у них - на зависть всем...

          Слегка преувеличенный миф. Когда случилась Фукусима, японцам пришлось закупать дроны-ликвидаторы у Франции, выяснилось, что кроме милых роботов-собачек своей серьезной техники-то и нет. У япов есть ряд передовых технологий, например в области авиационного карбона они фактически монополисты, но истребитель 5го поколения построить - это вам не Лексус собрать трудолюбивыми кропотливыми азиатскими ручонками. Компьютеризированные унитазы создали стереотип о мегапрогрессивной технологичной Японии слегка искажающий действительность. Скажем прямо - показанный Х-2 убог, но инженерную школу в тонусе поддержать сможет.
          1. yehat 23 мая 2016 10:53
            напрасно вы так. Япония - одна из немногих стран, где реально существует отрасль, занятая роботехникой. В качестве примера применения - посмотрите, как точно работает стабилизатор на их новом танке. То, что у них вовремя под рукой не нашлось нужного робота - это издержки их структуры управления и косяков, связанных с этим.
            Уверяю вас, после фукусимы этот вопрос решается полным ходом.
        2. yehat 23 мая 2016 10:50
          технологии у японцев действительно кое-какие есть, но назвать их позиции в авиации передовыми нельзя никак. С гораздо бОльшим уважением я отношусь к их морскому и социальному опыту. Есть у них широкие технологии в транспорте и роботехнике. Но это не то...
      3. 73bor 22 мая 2016 01:30
        А потеть всё равно придётся ,даже если и 3-я экономика ,всё что они строили после войны только лицензионные копии а современный истребитель это далеко не автомобиль, даже продвинутый!
        1. Андрей77 22 мая 2016 16:48
          Для Японцев это полгода-год испытаний. Не более.
          1. yehat 23 мая 2016 10:55
            вы не понимаете масштаб проблем, стоящих перед конструкторами самолета
            и то, что японцы весьма ограничены в ресурсах.
    2. Верден 21 мая 2016 15:52
      Это "летающая концепция", а не боевой самолёт.
      Любой проект начинается с концепции. Главное, чтобы воплотить эту концепцию в жизнь позволяли технологические возможности промышленности. У Японской промышленности такие возможности несомненно есть.
    3. Андрей77 22 мая 2016 16:46
      У Японцев очень сильное авиакрыло. Да, морально устаревшее - как и у всех.
  9. Верден 21 мая 2016 15:48
    Цитата: kugelblitz
    что-то не помню действительно японских послевоенных истребителей. Лицензиат всякий был, а вот школы своей давно нет.

    Многие специалисты, знакомые с технологиями,которыми располагает Японская промышленность, весьма высоко оценивают шансы ВПК Японии на создание хорошего современного истребителя. В распоряжении Японцев есть самые современные на сегодняшний день композитные материалы, качественные электронные компоненты и технологии, позволяющие создать лопатки турбины двигателя, выдерживающие очень высокие температуры, что является, как принято считать, очень важным фактором для создания экономичного двигателя с высокой удельной мощностью. Оценивать шансы Японии на разработку качественного самолёта так называемого пятого поколения скептически, явно не стоит.
    1. kugelblitz 21 мая 2016 16:31
      Цитата: Верден
      Многие специалисты, знакомые с технологиями,которыми располагает Японская промышленность, весьма высоко оценивают шансы ВПК Японии на создание хорошего современного истребителя.

      Тоже весьма высоко оцениваю японских инженеров, но пока шишки набьют пройдет не один год, а то и все десять лет. Может он даже и летать будет великолепно тогда, но где-то будет крыться подвох. Шведы например сколько лет мучаются, и преемственность вроде есть, но какие то неустойчивые ломучие крокодилы выходят! А вот французкие постоянно воевали, вроде с досадными мелочами, но летучие, блин!
      Я к чему клоню, инженерам нужен опыт боевой работы, а не просто конструкцию на нагрузки рассчитать и движок мощный впихнуть. В первом же бою все может всплыть, и глюки электроники с разрывом конструкции не рассчитанных на внеплановые перегрузки, и ремонт кувалдой, и заправка ослиной мочой вместо нормативных ГСМ, и перегрев пушек, да куча всего! В итоге прекрасная конструкция будет стоять на земле, а невзрачная крякозябра отлично летать и бить врага.
      Из всех иностранных истребителей выше всех оцениваю именно американские и французкие машины. Остальные пародии на оные.
      1. Orionvit 21 мая 2016 17:30
        Ну американские понятно, а какие это французкие машины? Миражи только модернизируются, существенно нового ничего нет. Еврофайтер это солянка сборная от всей Европы. И вообще миражи это самолёты для стран третьего мира, больше ни кто их не покупает.
        1. Верден 21 мая 2016 17:43
          Ну американские понятно, а какие это французкие машины?
          Dassault Rafale машина довольно достойная. Понятно, что в бою сравнить их с F-16 и F-18 случая не было, но думается,что, как минимум, не уступят. Шведский JAS 39 NG - тоже машина интересная. Недорогая в эксплуатации и по возможностям - не диван. Конечно, это не пятое поколение. Но, по большому счёту, все преимущества пятого поколения пока теоретические. И зависит всё не только от самолётов, но и от подвешиваемых на них ракет. А что до японцев, свои "шишки" они преодолевают довольно быстро. Пол века назад и автомобили делать не умели. А самолёты... По крайней мере, во время ВМВ у японцев были весьма конкурентоспособные машины. Другое дело, что слишком много разных типов они наплодили - обслуживание пластом легло. Такой ошибки, я думаю, сыны Аматерасу больше не допустят.
          1. Андрей77 22 мая 2016 16:51
            Тут в бой пойдет авионика. Планеры оба хороши, но в авионике США уделают Шведов.
        2. kugelblitz 21 мая 2016 18:31
          Рафаль машина зверь! В одном из учебных боев нагнул F-22 Раптор, вот что значит естественный отбор! wassat

          1. yehat 23 мая 2016 11:02
            если F22 или F-35 вступают в маневренный бой, это значит, что вся их стелс технология пошла коту под хвост и большинство перехватчиков уже с ними, как минимум, на равных.
            Это уже провал. А кто в итоге победит - рафаль или гриппен, уже не так важно - машин, достаточно опасных, достаточно.
            Я подозреваю, что китайская реинкарнация миг-23 J-7 (D?) вполне могла сделать то же самое.
  10. Orionvit 21 мая 2016 17:24
    Цитата: RuslanD36
    говорить о японском истребителе 5-го поколения преждевременно: сконструировать прототип – полдела, для полноценного самолета нужны ракеты, РЛС, двигатели, авиационные материалы.



    Не хочу задеть чьи-то религиозные чувства, но тоже самое можно сказать и про российский истребитель 5-го поколения. Пока их не производят серийно - сша единственная страна, у которой есть подобные "игрушки".

    Что-то их "игрушки" довольно сырые, запредельно дорогие, и с ними почему-то пока тоже одни проблемы.
  11. Верден 21 мая 2016 20:05
    В рамках японских сил самообороны истребитель Mitsubishi F-1 был достаточен и выглядел неплохо. Но, с одной стороны, закончился ресурс произведённых машин, а с другой стороны, судя по всему, для Японии заканчивается этап "Сил самообороны". Неплохие танки они уже создали, и это при том, что конструкторской танковой школы у Японии не было. Есть подозрение, что и с самолётом не оплошают. За этими ребятами глаз да глаз нужен, чтобы не пришлось решать по новой вопрос северных территорий.
    1. Андрей77 22 мая 2016 16:54
      Японские машины (праворульки) по 200К бегают без капремонта. Сам ездил. Контроль качества или мистика - но у японцев все получается.
    2. yehat 23 мая 2016 11:06
      вы ошибаетесь, что у японцев нет школы танкостроения.
      да, у них танковые войска никогда не были ведущими, но это не значит, что опыта нет
      Если присмотритесь, то увидите, что они достаточно регулярно делают свои прототипы
      Возможно, танки у них не лучшие - например, есть нарекания к мощности пушек, но и откровенно отсталыми их тоже не назовешь.
  12. RedBaron 21 мая 2016 20:36
    По мнению российских разработчиков, говорить о истребителе 5-го поколения преждевременно: сконструировать прототип – полдела, для полноценного самолета нужны ракеты, РЛС, двигатели, авиационные материалы.

    Вот именно, наконецто про т50 правду сказали...
    Полуфабрикат японской гордости

    Скорее статейка полуфабрикат авторской зависти fellow
    1. Андрей77 22 мая 2016 16:57
      5 поколение серийно строить очень дорого. Экземпляры есть и у нас, и в штатах.
      1. voyaka uh 22 мая 2016 18:23
        "Экземпляры есть и у нас, и в штатах"////

        В Штатах около 400 экземпляров wink
        1. yehat 23 мая 2016 11:03
          из которых реально могут летать не более 80.
          1. voyaka uh 23 мая 2016 23:27
            Некоторые Ф-22 уже перешли за 1000 часов в воздухе, а
            многие Ф-35 - за 100 часов.

            Но 5 экспериментальных образцов Т-50 с налетов по несколько
            часов каждый - это, конечно, гораздо круче...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня