Российская дипломатия возьмёт верх

37
Доктор политических наук Уильям Энгдаль считает, что Турция, подзуживаемая Вашингтоном, добивается возобновления конфликта в Нагорном Карабахе. Однако есть силы, что противостоят этому: в Азербайджане недавно прошла встреча, посвящённая транспортному коридору «Север — Юг». Развитие торговых отношений в сердце Евразии может нанести ущерб доминирующей позиции Запада. Вот потому-то союзники Вашингтона и предпринимают попытки возобновить карабахский конфликт.



Статья У. Энгдаля (F. William Engdahl) появилась в мае на сайте «Нового восточного обозрения».

Из-за недавней напряжённости между Арменией и Азербайджаном и закипевшем конфликте из-за Нагорного Карабаха заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова по итогам переговоров со своим иранским коллегой прошло почти незамеченным. А ведь Лавров сказал, что начнётся проработка реализации транспортного коридора «Север — Юг» вдоль Каспийского моря. И важно здесь то, что Азербайджан тоже согласился участвовать в проекте.

Если это верно, то это значит, что русская дипломатия, двигаемая желанием развивать экономическую инфраструктуру, вновь переиграла Вашингтон, желающий вести войны во всём мире для сохранения статуса США в качестве сверхдержавы.

7 апреля, на встрече в азербайджанской столице Баку, несколько часов спустя после выхода страны из полномасштабного военного конфликта в Нагорном Карабахе, «спровоцированном отчаявшимся президентом Турции Эрдоганом», Сергей Лавров сказал журналистам, что Россия, Иран и Азербайджан договорились начать переговоры по реализации транспортного коридора «Север — Юг». При этом заявлении присутствовал министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф и министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров.

Сергей Лавров отметил, что прошло обсуждение вопросов, связанных с материальной стороной сотрудничества. «Мы договорились, что наши соответствующие ведомства приступят к детализации практических аспектов реализации проекта транспортного коридора «Север — Юг» вдоль западного побережья Каспийского моря», — сообщил министр. Реализация, по его словам, подразумевает «работу с участием министерств транспорта, которые должны проработать технические и финансовые параметры проекта».

Эту договорённость России, Ирана и Азербайджана мистер Энгдаль называет «золотым треугольником». Инициатива — это огромный шаг по созданию крупного экономического пространства в Евразии, «евразийского хартленда». Это пространство, о появлении которого предупреждал британский крёстный отец геополитики сэр Хэлфорд Макиндер, говоря, что оно станет серьёзной угрозой для продолжения гегемонии Британской империи (позднее наследницей её стали США).

Современный транспортный коридор «Север — Юг», проект которого известен с переговоров в 2002 году, в конечном итоге свяжет Индию, Иран и Азербайджан со странами и рынками Евразийского экономического союза, куда входят и Армения, и Россия, и Казахстан, и Кыргызстан, и Беларусь.

Транспортный коридор изменит экономическое пространство Евразии, уверен аналитик. Он преобразит всю экономику Евразии.

«Север — Юг» станет современным морским, железнодорожным и автодорожным маршрутом, по которому будут перемещаться грузы между Индией, Ираном, Азербайджаном, Россией, Центральной Азией и, возможно, если только страны ЕС когда-либо «обретут разум и откажутся от поддержки военного правительства Украины и от санкций в отношении России», между государствами Евросоюза.

Новый коридор соединит некоторые из крупнейших городов мира, в том числе Мумбаи, Москву, Тегеран.

Ещё в 2014 году были проведены моделирующие испытания двух маршрутов. Первый — из Мумбаи в Баку через иранский порт в стратегическом Ормузском проливе. Второй — из Мумбаи до российского порта в Астрахани через Бендер-Аббас, Тегеран и каспийский иранский порт в Энзели. Целью исследования было выявление и устранение узких мест в проекте. Исследование показало, что транспортные расходы по маршруту Индия — Россия сократились на $2500 за 15 тонн груза.

Исследование, проведённое Федерацией экспедиторов (Индия), позволило высчитать, что проектный маршрут станет на 30% дешевле и на 40% короче, чем действующие маршруты (идущие от Мумбаи через Красное море и Суэцкий канал, через Средиземное море и Гибралтар, через Ла-Манш к Санкт-Петербургу и Москве).

США устроили на Украине государственный переворот в феврале 2014 года, пишет далее Энгдаль. «Коррумпированные олигархи и неонацисты» делают все, чтобы разорвать отношения между Россией и ЕС. Однако им пришлось временно отказаться от планов развалить проект транспортного коридора «Север — Юг». И теперь, наряду с китайской инициативой «Один пояс, один путь», большой проект «Север — Юг» создаст цельное экономическое, политическое и военное пространство, которое в скором времени может привести к «евразийскому веку» — примерно такому же, каким был «американский век». Американское же мировое доминирование, явившееся на сцену после 1944 г., будет сокрушено так же, как Римская империя в четвёртом веке нашей эры. Восток сегодня демонстрирует волю к созиданию, а вот Запад, считает аналитик, способен лишь на уничтожение.

16 мая, добавим, стали известны итоги обсуждения главами железных дорог России и Ирана перспектив сотрудничества в развитии железнодорожной инфраструктуры региона Каспийского бассейна. Об этом сообщается в пресс-релизе РЖД.

«Сейчас потенциал нашего взаимодействия используется далеко не в полную силу. В то же время у железных дорог России и Ирана накоплен опыт в совместной реализации инфраструктурных проектов: в 2012 году РЖД завершило электрификацию железнодорожной линии Тебриз — Азаршахр», — приводит ТАСС слова главы РЖД Олега Белозёрова.

Была затронута и тема формирования прямого железнодорожного сообщения по западной ветви транспортного коридора «Север — Юг». По проекту предусмотрено строительство линии Решт — Астара, которая соединит железные дороги России, Азербайджана и Ирана. Это позволит ускорить доставку грузов между странами Европы, Персидского залива и Южной Азии.

По итогам встречи стороны подписали протокол об основных направлениях дальнейшего сотрудничества РЖД и Иранских железных дорог. Указывается, что стороны продолжат взаимодействие в сфере реализации совместных проектов, укрепления сотрудничества и привлечения дополнительных грузопотоков на транспортный коридор «Север — Юг».

Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    19 мая 2016 06:15
    Хороший проект, но слишком много у него противников. Интересно, а что мешает использовать Каспий в качестве этого самого коридора?
    1. +4
      19 мая 2016 11:56
      Цитата: Aleksander
      Хороший проект, но слишком много у него противников. Интересно, а что мешает использовать Каспий в качестве этого самого коридора?

      Главный противник проекта, как многих других трансграничных проектов, это неповоротливость наших таможенных служб и сопутствующей бюрократии. Все остальное - вторично.
    2. -1
      19 мая 2016 15:16
      На сколько я помню у нас, в Иране и Индии разная ширина колеи ж.д.
    3. mihasik
      +1
      20 мая 2016 11:33
      Цитата: Aleksander
      Хороший проект, но слишком много у него противников. Интересно, а что мешает использовать Каспий в качестве этого самого коридора?

      Вопрос о строительстве канала Каспий-Персидский залив через Иран, несколько раз поднимался и прорабатывался. Но такой "транспортный поворот" серпом по..., ну вы поняли), не только США, Англии, Саудам, но и Египту, Турции и ряду стран ЕС. По этому если и созреют строить, то палки в колеса будут пихать постоянно.
      А если начнут строить, я лично только -"ЗА"! Наконец то решится вопрос с очисткой рек и каналов от заиливания в Волго-Донском бассейне, что приведет к высвобождению родников, наполнению и очищению рек, а следовательно-улучшению экологической обстановки. Дополнительный эффект - мелиорация прибрежных земель.
      При строительстве канала Каспий-Персидский залив это придется делать в любом случае, т.к. проходная осадка судов уже сейчас не превышает 4 метра. То бишь полная загрузка судов в зависимости от типа грузов, уже ограничена осадкой судна, а это в свою очередь сказывается на эффективности грузоперевозок.
  2. +6
    19 мая 2016 06:25
    Паромная переправа через Каспий по любому дороже жд пути и пропускная способность ниже.Но..Азербайджан тут не союзник,я считаю.может с туркменами проще договорится?
    1. +4
      19 мая 2016 06:40
      Цитата: dmi.pris
      Паромная переправа через Каспий по любому дороже жд пути и пропускная способность ниже.Но..Азербайджан тут не союзник,я считаю.может с туркменами проще договорится?

      Согласен с Вами на счёт дороговизны и более низкой пропускной способностью парома , но на счёт туркменбаши , клюющего зёрнышки с китайской ладошки, большие сомнения. Ведь этот проект создаст массу проблем для китайского "шелкового" , могут нагадить не хуже англосаксов.
    2. Комментарий был удален.
  3. +3
    19 мая 2016 06:32
    Азербайджан давно под турками, и военной техникой поддержан и финансово, вряд ли в недалеком будущем он останется к нам лоялен.
    1. +21
      19 мая 2016 09:08
      Странные комменты приходится читать.... Хороший,прибыльный проект. Одним из инициаторов которого кстати,является Азербайджан. Давно прорабатывался. Азербайджанский отрезок пути давно готов. Полным ходом идёт строительство пограничного моста через реку в Астаре между Азербайджаном и Ираном. Через год уже пойдут грузы. Большие прибыли получат и Иран,и Азербайджан и Россия.Например,грузы из России очень быстро попадут в район Персидского залива и в Индостанский регион. Но почему-то в статью приплели Карабах и Эрдогана. Ну причём тут они? Кстати, тут приходится читать сплошной негатив в адрес моей страны. Некоторым всё равно ,что написано в статьях, лишь бы излить желчь в адрес моей страны.Вон,недавно по случаю 9 мая я в комменте почтил память всех погибщих,павших при защите Родины в войне,в котором моя семья потеряла 4 человек, так и тут нашелся минусовщик! Стыдно!
      1. +6
        19 мая 2016 10:57
        Может вы и добрый "волшебник", как вы себя описали, но судят по делам, поступкам государства, его лидера и отношению народу к тому или иному вопросу. Так вот большинство из ваших не все так теплы к Северному соседу.
      2. +5
        19 мая 2016 13:50
        Был не так давно в Азербайджане, завидую белой завистью жителям республики которые ездят по таким дорогам. Могу предположить что грузовик будет пролетать вдоль Каспия за 8-9 часов максимум.

        Да, забыл добавить про пахлаву, абалденная весчь smile
        1. +3
          19 мая 2016 14:13
          Спасибо,Константин! Друзьям всегда рады! Да, азербайджанская кухня заслуженно славится своими шедеврами)))
          1. +1
            19 мая 2016 14:19
            Спасибо Рауф. Как раз на Навруз попал в Баку. Было всего много и очень вкусно.
            1. +3
              19 мая 2016 15:18
              Настоящую пахлаву и шекербуру можно отведать как-раз таки в период Новруза! Можно и потом купить естественно, но тогда это будет ширпотреб, не так вкусный)) Извините,что выхожу за рамки тематики сайта,но тут уж невозможно удержатся)) Приглашаем всех на Формулу-1! Через месяц
              1. 0
                20 мая 2016 09:16
                Спасибо за приглашение. Может по работе и получится приехать.
                В Баку, На Баилова в Бублике продается очень хорошая пахлава, кутабы, шекербура. Рядом кафе, там всегда свежее мясо, горячие лепешки на тандыре и обалденный Ленкаранский чай
      3. +1
        19 мая 2016 14:34
        Согласен . Проект вполне выгодный. Если транзит из Ирана и Индии в Европу через нас пойдет , то только за. Вот еще бы проблему сукраиной решить и вообще было бы шоколадно. Эх надо украину завоевывать уже и тогда весь транзит пустим через русский город Ужгород. С минимумом посредников. wink
      4. +4
        19 мая 2016 22:04
        Цитата: xetai9977
        Но почему-то в статью приплели Карабах и Эрдогана. Ну причём тут они? Кстати, тут приходится читать сплошной негатив в адрес моей страны. Некоторым всё равно ,что написано в статьях, лишь бы излить желчь в адрес моей страны.

        Был в Баку очень давно,где то 88 году ,монтировали локатор в море,местные знают где.
        Многие комментарии конечно субъективны, но Карабах выбран правильно.Это болевая точка и если ее качнуть Азербайджану будет не до коммерческих проектов и проект скорее всего покинет страну навсегда.Предположение что существует рука Эрдогана не лишены основания,не думаю что ВС Азербайджана настолько достигли боеготовности что допустили в одиночку такую возможность для решения конфликта.Рука третьей страны просматривается четко.
        Последнее время в США несколько допустили критику режима Алиева и окружения за прижимание оппозиции и называя режим автократическим.Я думаю Алиев достаточно умный мужик и прекрасно видит что получается с лидерами стран в "демократическом мире".По сути конечно первый шаг надо делать России,но и у Азербайджана не так много места для маневра Эрдоган и США не лучшая команда.
        Думаю проект действительно удачный и Баку будет заинтересован,но как пойдет мы думаю скоро увидим..............не все зависит от одного желания заинтересованных стран
  4. +3
    19 мая 2016 06:35
    Если это верно, то это значит, что русская дипломатия, двигаемая желанием развивать экономическую инфраструктуру, вновь переиграла Вашингтон, желающий вести войны во всём мире для сохранения статуса США в качестве сверхдержавы.

    желающий вести войны во всём мире для сохранения статуса США в качестве сверхдержавы

    Так вот где собака порылась?
    Снижение стоимости тонны груза на 175.000 рублей, то есть вагон на 10.500.000 рублей дешевле, это серьёзный повод. Сразу вспоминается Маркс и его вывод о жадности капитализма.
    1. +3
      19 мая 2016 11:52
      Цитата: ИмПерц
      Снижение стоимости тонны груза на 175.000 рублей, то есть вагон на 10.500.000 рублей дешевле, это серьёзный повод. Сразу вспоминается Маркс и его вывод о жадности капитализма.

      Не наводите тень на плетень, пжлста. ..."транспортные расходы по маршруту Индия — Россия сократились на $2500 за 15 тонн груза"... - это значит, что на эту сумму сократились расходы на 1 TEU (20-ти футовый контейнер). Матчасть, однако....
      1. +1
        19 мая 2016 15:01
        Цитата: ARES623
        на $2500 за 15 тонн груза"... - это значит, что на эту сумму сократились расходы на 1 TEU (20-ти футовый конте

        Ошибся скорее всего.
        Делим 10.500.000 делим на 15. Получаем 700.000. При этом умножаем на 50 вагонов и ... А если на 100?
        35.000.000 и 70.000.000 рублей. И это только состав.
        1. 0
          19 мая 2016 15:35
          Что тоже не мало)))
        2. 0
          19 мая 2016 17:33
          Цитата: ИмПерц
          Ошибся скорее всего.
          Делим 10.500.000 делим на 15. Получаем 700.000. При этом умножаем на 50 вагонов и ... А если на 100?
          35.000.000 и 70.000.000 рублей. И это только состав.

          Уж если править, до до конца. На платформе, как правило крепится 2 20-ти футовых контейнера, могут встретиться и 80-ти футовые платформы на 2 40-футовых контейнера. Всяко, каспийские жд-паромы берут на борт составы 40-50 вагонов или около того. Однако есть сомнения в суммах экономии. Из Китая в Испанию морем 1 TEU стоит 700-150 USDИз Украины на границу РК-КНР жд доставка около 3900 USD. Кроме того, говоря о пути Россия - Индия, надо бы по точнее указать конечные точки. Россия-матушка огромна, да и Индия не Лихтенштейн. Работ в Иране на целый БАМ. Два раза морем, два раза жд - любой груз золотым становится.
  5. +3
    19 мая 2016 06:36
    Мы крупный экономический проект, госдеп войну.
  6. +8
    19 мая 2016 06:37
    Дай Бог...
    Только сколько уже хороших проектов остались на бумаге...
    1. 0
      19 мая 2016 07:51
      А сколько проектов были начаты по настоящему,а потом стали разрушать или полностью разрушились?
  7. +1
    19 мая 2016 06:44
    Не пора ли повлиять как-то на Алиева через прижатие хвостов азербайджанцам в России?
    Эрдоган это довольно плохой пример для Алиева. Вообще, я считаю, наши посольства во многих странах
    работают недостаточно эффективно. В маленькой Армении у америкосов несколько тысяч сотрудников в
    посольстве.
  8. +1
    19 мая 2016 06:50
    дак а между Ираном и Индией сообщение лёгкое и беспроблемное?
  9. +2
    19 мая 2016 07:09
    Страна, дипломатия и тактика поведения которой основана на угрозах, шантаже и давлении рано или поздно, но поплатится за свою политику. А вот новому проекту будут ставить палки в колеса используя все свои возможности.
  10. 0
    19 мая 2016 07:14
    Ну перевалка грузов по железной дороге через Иран выглядит куда реалистичнее, чем рытье канала

    Принято решение о строительство трубопровода TAP Азербайджан-Турция-Греция-Южная Италия, у Ирана были планы транспортировать свои углеводороды по азербайджанской трубе
  11. +4
    19 мая 2016 07:19
    Проект на самом деле очень актуален. Из своего опыта могу сказать: отправили контейнер в Иран из Сибири, он на два месяца потерялся в пустынях Туркмении. Атвотранспорт дорогой до безобразия ( через Дагестан никто не хочет ехать - поборы на дорогах, плюс бородатых опасаются, азера вообще обирают водителей ).
  12. 0
    19 мая 2016 07:39
    Задрали эти новости об вероятных успехах и прибылях.
    1. 0
      19 мая 2016 08:49
      Может, не стоит посещать этот сайт?
      1. 0
        19 мая 2016 15:35
        Если это пойдет на благо страны, то я всегда готов! Ну как пионер.
  13. +5
    19 мая 2016 07:42
    Что-то не верится в благополучность этого начинания в краткой исторической перспективе, при том, что идея хорошая и всем участникам весьма выгодна. Для России было бы наилучшим вариантом иметь прямое сообщение с Ираном, без посредников. Балтийских "тигров" только сейчас начали отучать от транзитной кормушки и обошлось это недешево. Рано или поздно здесь повторится то же самое.
    1. avt
      +2
      19 мая 2016 08:55
      Цитата: Никола Бари
      . Для России было бы наилучшим вариантом иметь прямое сообщение с Ираном, без посредников.

      Вообще то имеем по Каспию -прямее некуда .
      Цитата: Никола Бари
      , при том, что идея хорошая и всем участникам весьма выгодна.

      Во-во ! Именно что выгодна участникам! Оттого завистники и не дадут её реализовать . ,,Южный" ,,,Турецкий" потоки тому в пример- всем выгодно , ну участникам и даже потребителям . А что в итоге ?
      1. +1
        19 мая 2016 13:34
        Иметь то имеем (география рулит, конечно:)), вот только не слышно, что собираются развивать именно этот путь.
        1. avt
          +1
          19 мая 2016 14:36
          Цитата: Никола Бари
          Иметь то имеем (география рулит, конечно:)), вот только не слышно, что собираются развивать именно этот путь.

          А водный транспорт реально не шибко слышно и не шибко заметно реанимируют . На ,,Сделано у нас"посмотрите какими темпами строят суда Река -море.Они ведь не шибко боевые и про них здесь не выкладывают.
  14. +5
    19 мая 2016 08:51
    Самое главное препятствие - это восточный менталитет. Вроде бы выгодно всем, а в итоге какому-нибудь баши захочется бакшиш и все встанет.
  15. +1
    19 мая 2016 08:56
    Американе не остановятся, будут рыло своё пихать лишь бы сорвать договорённости и любые проекты мешающие им.
  16. -1
    19 мая 2016 09:42
    Тут где-то попадалась заметка, что вновь зашевелилась идея строительства канала Каспий - Персидский залив. Вы уж определитесь, господа транспортники, что вам надо - ж/д или водный путь.
  17. 0
    19 мая 2016 11:55
    Была затронута и тема формирования прямого железнодорожного сообщения по западной ветви транспортного коридора «Север — Юг». По проекту предусмотрено строительство линии Решт — Астара, которая соединит железные дороги России, Азербайджана и Ирана. Это позволит ускорить доставку грузов между странами Европы, Персидского залива и Южной Азии
    хотел бы , чтобы автор обозначил на какой колее будет иранский участок? У нас по СНГ 1520 мм. Знаю, что Азербайджан интенсивно покупает рельсы у России.