Military Review

Heavy Flame Tank Flammwagen auf Pz.Kpfw. B2 (f), Germany

11
Already during the first battles on the Eastern Front, the first German flamethrowers Tanks Pz.Kpfw.II (F) showed that their characteristics are poor. The small firing range with a mixture of fire in combination with insufficiently powerful armor seriously limited the combat effectiveness of such vehicles. Nevertheless, by this time the development of a new similar armored vehicle with higher characteristics of protection and firepower was already underway. A French-made captured tank B1bis was chosen as the base for the new combat vehicle with flamethrower weapons.


Insufficient characteristics of the existing flamethrower tank became clear even before the start of the fighting on the Eastern Front. The basic light tank Pz.Kpfw.II was not distinguished by high performance, and the alteration of its design associated with the installation of new weapons had a negative effect on some parameters. Thus, instead of a cannon, a flamethrower tank received one rifle caliber machine gun. In addition, it was equipped with two flamethrower hoses, however such weapon could be used at ranges of no more than 25-30 m. As a result, the survivability of the tank on the battlefield was questionable. Later, such doubts were confirmed by practice.

In March, 1941, the decision was made to create a new flamethrower tank with enhanced protection and firepower. As a base for such a machine, we chose the captured French heavy tank B1bis. The armored hull of this vehicle allowed the crew and the flamethrower elements to be protected from the enemy’s artillery, and the existing weapon system ensured the preservation of high firepower regardless of the use of the flamethrower.

Heavy Flame Tank Flammwagen auf Pz.Kpfw. B2 (f), Germany
Flamethrower tank Flammwagen auf Pz.Kpfw.B2 (f). Photo of Chamberlain P., Doyle H. "Complete reference book of German tanks and self-propelled guns of the Second World War"


An order for the development of a project to upgrade the captured technology was placed in March 1941. Over the next few months, the industry had to create a project and assemble a prototype of an updated armored vehicle. In November, it was supposed to begin serial assembly. Until January, 42 was planned to be made up to 20-25 of a new type of flamethrower tanks. The development of the project involved several organizations. The overall coordination of the work and the modernization of the basic machine were entrusted to the Daimler-Benz specialists. The development of the flamethrower and all its components was entrusted to “Koebe”, and the assembly of equipment was to be carried out at the “Wegmann” plant.

In accordance with the existing designation system at that time, the new project was called Flammwagen auf Panzerkampfwagen B2 (f). Also in different sources there may be other designations reflecting the type of base armored vehicle and the presence of a new flamethrower weaponry.

The trophy tank had rather high characteristics that allowed it to be used as a carrier of flame-throwing weapons. The main reasons for choosing B1bis as a base for flamethrowing tanks were booking up to 60 mm thick and having two artillery pieces, one of which could be replaced with a flamethrower. In addition, the need to install new equipment led to some modifications of the hull structure with the addition of a set of non-standard units.


Trophy tank B1bis, which became the basis for a flamethrower machine. Photo of Wikimedia Commons


The base tank had a riveted body, consisting of sheets of thickness up to 60 mm. The most powerful booking was used in the manufacture of the forehead and sides of the hull. The stern leaf was slightly thinner, 55 mm. The case was protected from above and below by details of 20-25 mm thickness. On the roof was mounted tower with protection to 56 mm. A classic corps layout was used with the placement of artillery weapons in the corps. The front of the machine was given under the jobs of the driver and the gunners who served the frontal gun. The fighting compartment continued in the central part of the hull, and the feed was allocated for the placement of the power plant and transmission.

The French tank was equipped with a Renault six-cylinder engine rated at 307 hp. With the help of a Naeder transmission that includes a five-speed gearbox, the engine torque was transmitted to the drive wheels. Tank B1bis had a characteristic chassis. In its composition there were 14 track rollers assembled in several blocks with a spring suspension. To increase the mobility characteristics, the caterpillar was large and covered the side of the hull.

In the original configuration, the French heavy tank carried a 75-mm semi-automatic cannon in the front hull plate and an 47-mm cannon in the turret. Also near the guns were mounted two machine guns caliber 7,5 mm. Initially it was assumed that a smaller-caliber turret cannon would be used to destroy enemy armored vehicles, and the task of the frontal weapon would be to attack manpower and fortifications.


View of the stern with the tank for the fire mix. Photo Aviarmor.net


During the modernization of the new project, the base tank was to receive a number of new components for a particular purpose. In addition, some parts were removed. All these changes in the design of the hull and other units were aimed at solving the main task, which consisted in the installation of a flame thrower.

In accordance with the new project, the equipment of the flamethrower was to be divided into several units, distributed in different parts of the base tank. Thus, the hose was to be placed in the front of the machine, the compressed air cylinders were placed inside the case, and a special external tank was developed for carrying the fire mixture.

The flamethrower hose should have been mounted in a frontal sheet installation. To do this, the 75-mm cannon should be removed from the tank and part of the front sheet should be dismantled. Instead of the curved mask of the gun and the upper part of the inclined frontal sheet, new parts had to be mounted. The upper part of the forehead now contained a cabin, similar to the one installed at the driver’s workplace. Instead of the gun mask, a sheet was mounted with a cylindrical protrusion, in which the installation of the fire engine was mounted. Due to such improvements in the front of the case it was possible to place not only the flamethrower, but also the workplace of the gunman controlling them.

The shooter had the possibility of targeting a flamethrower within small sectors. Horizontal guidance was provided within 10 ° to the right and left of the neutral position and elevation from -2 ° to + 10 °.


Flamethrower tank in the army. Photo Mg-tank.ru


Another noticeable improvement touched the aft hull. On the stern sheet it was proposed to mount a tank of complex shape, assembled from armor plates with a thickness of 30 mm. The tank for the fire mixture of sufficient capacity could not be placed inside the hull, which is why it was taken out to the stern of the car. This arrangement of the tank had some advantages. Thus, the tank hull could protect the container from firing from the front hemisphere, and with the defeat of the tank reduced the likelihood of fire of the machine itself.

The pneumatic system should ensure the supply of fire mixture from the tank to the fire engine and to the target. Inside the hull it was proposed to mount several compressed air cylinders used in firing. In addition, the tank received an additional two-stroke motorcycle engine associated with a compressor to supply air to the cylinders. According to others, the cylinders and the engine were used in various versions of the flamethrower. According to some sources, the early version of the flamethrower was supposed to emit a mixture of fires through compressed air, and the next modification was a compressor based on a gasoline engine.

The crew of the new flamethrower tank was to consist of four people. The driver and the radio operator, who controlled the flamethrower, were located in the building. Two more tankers were in the turret and could use an 47-mm cannon with a twin machine gun. All crew members had their own hatches and sets of viewing devices.


Shooting from a flamethrower. Photo Mg-tank.ru


Alterations of the base tank led to a slight change in its dimensions. Because of the feed tank, the length of the machine increased to 6,86 m. The width remained at the level of 2,5 m, height - 2,88 m. According to some reports, some of the serial flame thrower tanks were deprived of commander towers, which was done to reduce the overall height of the vehicle. The use of a large tank for transporting fire mixture and other new components led to an increase in the combat mass to 34 t.

Despite the increase in weight, the mobility characteristics should have remained the same. The maximum speed was limited to 28 km / h, the power reserve was 150 km. The parameters of obstacles to be overcome almost did not change.

By the autumn of 1941, the contracting companies completed the development of the entire project as a whole and its individual elements in particular. After the design was completed, the first batch of Flammwagen auf Pz.Kpfw flamethrower tanks was built. B2 (f) in the amount of five units. These machines with an updated composition of weapons came out of the assembly shop of the company Wegmann in November 41-th.

Tests revealed a fairly high potential of the new technology. Relatively powerful reservations allowed the flamethrower tank to be protected from various threats, and the 47-mm cannon in the turret ensured effective self-defense or attack of targets from a sufficiently long range. A flamethrower installed in the frontal sheet allowed to throw the fire mixture at a distance of up to 40-45 m. A full tank was enough for 200 shots. New development was approved, which allowed to continue upgrading the captured technology.


Tank with a flamethrower removed. Units last lie in front of the machine. Photo Aviarmor.net


The original plan involved building five flamethrower tanks in November 1941. In December and January, the industry had to deliver more 20 machines. At the same time, however, the order noted a possible decrease in production rates due to the lack of basic equipment. As practice has shown, the production of new tanks really could not immediately reach the required pace. In December, only three captured tanks managed to upgrade 41. Three more cars passed in March 1942 of the year. From April to March inclusively made nine more cars. In connection with the loading of Wegmann by other orders, the Flammwagen B2 (f) flamethrower tank assembly was transferred to French industry. The enterprises of occupied France transferred several dozen more heavy tanks with flame-throwing weapons to the customer. According to various sources, a total of flamethrowers received at least 60 tanks of French production.

Flame-retardant tanks of new type handed over to the troops were transferred to companies that were armed with basic B1bis with cannon armament. As part of such units flamethrower B2 (f) participated in various battles on different fronts. It is known about the participation of such technology in the assault of Sevastopol and in some other operations on the Eastern Front. In addition, about half of the flamethrower tanks managed to take part in the battles in Western Europe. Also, this technique participated in the battles on the territory of Yugoslavia.

By the time the assembly of new flamethrower tanks began, the base machine of the French design had become obsolete. As a consequence, the characteristics of the tanks Flammwagen auf Pz.Kpfw. B2 (f) over time, less and less met the requirements of time. However, the operation of such equipment lasted for a long time. Available information on the preservation of a certain number of such tanks in service at the end of the 1944 year suggests that several vehicles could even live to the end of the war in Europe.

However, a flamethrower modification of a heavy tank B1bis for objective reasons could not have a noticeable effect on the course of the war. During production, only 60 of such machines were built, which was extremely small for full-fledged combat use on all fronts. At the same time, within the framework of the project Flammwagen auf Pz.Kpfw. B2 (f) was able to successfully solve all the design problems posed, and also to find a worthy use of the obsolete trophy technique.


Based on:
http://armor.kiev.ua/
http://mg-tank.ru/
http://aviarmor.net/
Chamberlain P., Doyle H. Complete reference book of German tanks and self-propelled guns of the Second World War. - M .: AST: Astrel, 2008.
Ardashev A., Fedoseev S. Flamethrower tanks and hand-held flamethrowers in battle. - M .: Eksmo, Yauza, 2013.
Author:
11 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Hort
    Hort 23 May 2016 12: 55
    +2
    the tank of the imperial guard is clearly licked from it)))
  2. Lens
    Lens 23 May 2016 17: 45
    0
    A very interesting article from a historical point of view. He had information about the b-1-based sau, but about the flamethrower ... alas ... Thanks to the author!
  3. Atomist
    Atomist 23 May 2016 20: 05
    +1
    Very interesting, thanks.
  4. Nehist
    Nehist 24 May 2016 04: 52
    +1
    One of the best tanks for the initial period of the war.
  5. Maki Avellevich
    Maki Avellevich 24 May 2016 07: 06
    0
    Nehist
    One of the best tanks for the initial period of the war.


    17.1 calibers for the 75mm gun, doubtful
    Specific Power, l s / t 9,6., nowhere else below.

    the tank was weak, it was not particularly popular with the Germans
    1. Nehist
      Nehist 24 May 2016 09: 39
      +1
      The Germans didn’t have close tanks like this with anti-shell armor
      1. Hort
        Hort 24 May 2016 10: 57
        0
        Germans had T-III and T-IV. They didn’t have such junk and there was no reason
        1. Nehist
          Nehist 24 May 2016 13: 32
          0
          This junk in that period not one German tank did not break
          1. Hort
            Hort 24 May 2016 15: 11
            0
            the 88s flasks could handle this quite well. Yes, and on board and stern, I think, he made his way perfectly with the kwk-39. Given the maneuverability of the German panzervagen.

            Again, French tanks didn’t produce such an effect as our KV on the Germans.
          2. Maki Avellevich
            Maki Avellevich 24 May 2016 21: 12
            0
            Nehist
            This junk in that period not one German tank did not break


            I think in this dialogue it will be appropriate to operate with numbers.

            ps the Nenets had good shells with tungsten cores, at the beginning of the war, anyway.
            1. Nehist
              Nehist 25 May 2016 00: 30
              +1
              5 cm KWK 39 with a barrel length of 60 gauges only received 42 tanks and could not participate in the French company. Of the guns presented in the table, only 5 cm KWK 38 with 40 panzer grenade and then at a distance of 150 meters or less could destroy B2, but tanks with such a weapon at that time about 40 released.
              1. Maki Avellevich
                Maki Avellevich 25 May 2016 06: 23
                +1
                The aft sheet was slightly thinner, 55 mm


                5cm KWK 38 42 cal at a distance of 500 m. pierced 58 mm of armor. smotr. tab.
                could he penetrate the stern armor of 55 mm at this distance? could. over 400 m. could very well.
                Do not forget that to neutralize the tank it is not necessary to light it. a wedge of a tower or a broken truck also incapacitate the rgo.

                also pay attention to the left side of the B1bis. there is a grate with an area of ​​at least a square meter which, in principle, was not covered by armor. there, and 20 mm of shells was enough to disable the tank.

                a tank is not only armor and a motor, it is primarily an effective crew.

                in French B1bis, the driver was in parallel a gunner of 75 mm guns horizontally (by turning the entire tank!)
                the commander was in parallel a gunner of 47 mm guns instead of observing the battlefield.
                it is clear that the additional responsibilities listed above have reduced the effectiveness of the crews.

Тяжелый огнеметный танк Flammwagen auf Pz.Kpfw. B2(f), Германия

Уже во время первых боев на Восточном фронте первые немецкие огнеметные танки Pz.Kpfw.II (F) показали, что их характеристики оставляют желать лучшего. Небольшая дальность стрельбы огнесмесью в сочетании с недостаточно мощной броней серьезно ограничивали боевую эффективность таких машин. Тем не менее, к этому времени уже велась разработка новой аналогичной бронемашины с более высокими характеристиками защиты и огневой мощи. В качестве базы для новой боевой машины с огнеметным вооружением был выбран трофейный тяжелый танк B1bis французского производства.

Недостаточные характеристики имеющегося огнеметного танка стали понятны еще до начала боев на Восточном фронте. Базовый легкий танк Pz.Kpfw.II не отличался высокими характеристиками, а переделка его конструкции, связанная с установкой нового вооружения, негативным образом сказалась на некоторых параметрах. Так, вместо пушки огнеметный танк получил один пулемет винтовочного калибра. Кроме того, он оснащался двумя брандспойтами огнеметов, однако такое оружие могло применяться на дальностях не более 25-30 м. Как следствие, живучесть танка на поле боя вызывала сомнения. Позже такие сомнения были подтверждены практикой.

В марте 1941 года было принято решение о создании нового огнеметного танка с повышенными характеристиками защиты и огневой мощи. В качестве базы для такой машины выбрали трофейный французский тяжелый танк B1bis. Броневой корпус этой машины позволял защитить экипаж и элементы огнемета от артиллерии противника, а имеющийся комплекс вооружения обеспечивал сохранение высокой огневой мощи вне зависимости от применения огнемета.


Тяжелый огнеметный танк Flammwagen auf Pz.Kpfw. B2(f), Германия
Огнеметный танк Flammwagen auf Pz.Kpfw.B2(f). Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


Заказ на разработку проекта модернизации трофейной техники был размещен в марте 1941 года. В течение нескольких следующих месяцев промышленность должна была создать проект и собрать прототип обновленной бронемашины. В ноябре предполагалось начать серийную сборку. До января 42-го планировалось изготовить до 20-25 огнеметных танков нового типа. К разработке проекта привлекли несколько организаций. Общая координация работ и модернизация базовой машины поручались специалистам «Даймлер-Бенц». Разработку огнемета и всех его компонентов поручили «Кёбе», а на заводе «Вегманн» должна была осуществляться сборка техники.

В соответствии с существовавшей в то время системой обозначений новый проект получил название Flammwagen auf Panzerkampfwagen B2(f). Также в разных источниках могут встречаться другие обозначения, отражающие тип базовой бронемашины и наличие нового огнеметного вооружения.

Трофейный танк отличался достаточно высокими характеристиками, которые позволяли использовать его в качестве носителя огнеметного вооружения. Главными причинами выбора B1bis в качестве базы для огнеметных танков стало бронирование толщиной до 60 мм и наличие двух артиллерийских орудий, одно из которых можно было заменить огнеметом. Кроме того, необходимость монтажа нового оборудования привела к некоторым доработкам конструкции корпуса с добавлением набора нестандартных агрегатов.

Тяжелый огнеметный танк Flammwagen auf Pz.Kpfw. B2(f), Германия
Трофейный танк B1bis, ставший основой для огнеметной машиной. Фото Wikimedia Commons


Базовый танк имел корпус клепаной конструкции, состоявший из листов толщиной до 60 мм. Наиболее мощное бронирование применялось при изготовлении лба и бортов корпуса. Кормовой лист имел немного меньшую толщину, 55 мм. Сверху и снизу корпус защищался деталями толщиной 20-25 мм. На крыше монтировалась башня с защитой до 56 мм. Использовалась классическая компоновка корпуса с размещением артиллерийского вооружения в корпусе. Передняя часть машины отдавалась под рабочие места водителя и артиллеристов, обслуживавших лобовое орудие. Боевое отделение продолжалось в центральной части корпуса, а корма выделялась под размещение силовой установки и трансмиссии.

Французский танк оснащался шестицилиндровым двигателем Renault мощностью 307 л.с. При помощи трансмиссии производства фирмы Naeder, включающей пятискоростную коробку передач, крутящий момент двигателя передавался на ведущие колеса. Танк B1bis имел характерную ходовую часть. В ее составе присутствовало по 14 опорных катков, собранных в несколько блоков с рессорной подвеской. Для повышения характеристик подвижности гусеница имела большие размеры и охватывала бортовую часть корпуса.

В исходной конфигурации французский тяжелый танк нес 75-мм полуавтоматическую пушку в лобовом листе корпуса и 47-мм орудие в башне. Также рядом с пушками монтировались два пулемета калибра 7,5 мм. Изначально предполагалось, что башенная пушка меньшего калибра будет применяться для уничтожения бронетехники противника, а задачей лобового орудия станет атака живой силы и укреплений.

Тяжелый огнеметный танк Flammwagen auf Pz.Kpfw. B2(f), Германия
Вид на корму с баком для огнесмеси. Фото Aviarmor.net


В ходе модернизации по новому проекту базовый танк должен был получать ряд новых комплектующих того или иного назначения. Кроме того, часть деталей удалялась. Все эти изменения конструкции корпуса и других агрегатов были направлены на решение основной задачи, заключавшейся в установке огнемета.

В соответствии с новым проектом, оборудование огнемета должно было разделяться на несколько агрегатов, распределенных по разным частям базового танка. Так, брандспойт должен был помещаться в передней части машины, баллоны для сжатого воздуха помещались внутри корпуса, а для перевозки огнесмеси был разработан специальный внешний бак.

Брандспойт огнемета должен был монтироваться в установке лобового листа. Для этого с танка следовало снимать 75-мм пушку и демонтировать часть лобового листа. Вместо выгнутой маски орудия и верхней части наклонного лобового листа должны были монтироваться новые детали. В верхней части лба теперь помещалась рубка, аналогичная установленной на рабочем месте водителя. Вместо маски орудия монтировался лист с цилиндрическим выступом, в котором монтировалась установка брандспойта. За счет таких доработок в передней части корпуса удалось разместить не только огнемет, но и рабочее место управляющего им стрелка.

Стрелок имел возможность наведения огнемета в пределах небольших секторов. Обеспечивалась горизонтальная наводка в пределах 10° вправо и влево от нейтрального положения и возвышение от -2° до +10°.

Тяжелый огнеметный танк Flammwagen auf Pz.Kpfw. B2(f), Германия
Огнеметный танк в войсках. Фото Mg-tank.ru


Еще одна заметная доработка коснулась кормовой части корпуса. На кормовом листе предлагалось монтировать бак сложной формы, собиравшийся из бронелистов толщиной 30 мм. Бак для огнесмеси достаточной емкости не удалось поместить внутри корпуса, из-за чего его вынесли на корму машины. Такое расположение бака имело некоторые преимущества. Так, корпус танка мог защитить емкость от обстрела из передней полусферы, а при поражении бака снижалась вероятность возгорания самой машины.

Обеспечивать подачу огнесмеси из бака в брандспойт и к цели должна была пневматическая система. Внутри корпуса предлагалось монтировать несколько баллонов для сжатого воздуха, используемых при стрельбе. Кроме того, танк получил дополнительный двухтактный мотоциклетный двигатель, связанный с компрессором для подачи воздуха в баллоны. По другим данным, баллоны и двигатель использовались в разных модификациях огнемета. Согласно некоторым источникам, ранний вариант огнемета должен был выбрасывать огнесмесь за счет сжатого воздуха, а следующая модификация получила компрессор на основе бензинового двигателя.

Экипаж нового огнеметного танка должен был состоять из четырех человек. В корпусе размещались водитель и стрелок-радист, управлявший огнеметом. Еще двое танкистов находились в башне и могли использовать 47-мм пушку со спаренным пулеметом. Все члены экипажа располагали собственными люками и наборами смотровых приборов.

Тяжелый огнеметный танк Flammwagen auf Pz.Kpfw. B2(f), Германия
Стрельба из огнемета. Фото Mg-tank.ru


Переделки базового танка привели к незначительному изменению его габаритов. Из-за кормового бака длина машины выросла до 6,86 м. Ширина осталась на уровне 2,5 м, высота – 2,88 м. По некоторым данным, часть серийных огнеметных танков лишалась командирских башен, что делалось с целью уменьшения общей высоты машины. Использование крупного бака для перевозки огнесмеси и других новых комплектующих привело к росту боевой массы до 34 т.

Несмотря на рост веса, характеристики подвижности должны были остаться на прежнем уровне. Максимальная скорость ограничивалась 28 км/ч, запас хода составлял 150 км. Параметры преодолеваемых препятствий почти не изменились.

К осени 1941 года фирмы-подрядчики завершили разработку всего проекта в целом и отдельных его элементов в частности. После завершения проектирования была построена первая партия огнеметных танков Flammwagen auf Pz.Kpfw. B2(f) в количестве пяти единиц. Эти машины с обновленным составом вооружения вышли из сборочного цеха фирмы Wegmann в ноябре 41-го.

Испытания выявили достаточно высокий потенциал новой техники. Сравнительно мощное бронирование позволяло защитить огнеметный танк от различных угроз, а 47-мм пушка в башне обеспечивала эффективную самооборону или атаку целей с достаточно большой дальности. Установленный в лобовом листе огнемет позволял выбрасывать огнесмесь на дальность до 40-45 м. Полного бака хватало на 200 выстрелов. Новая разработка получила одобрение, что позволило продолжить модернизацию трофейной техники.

Тяжелый огнеметный танк Flammwagen auf Pz.Kpfw. B2(f), Германия
Танк со снятым огнеметом. Агрегаты последнего лежат перед машиной. Фото Aviarmor.net


Изначальный план подразумевал сборку пяти огнеметных танков в ноябре 1941 года. В декабре и январе промышленность должна была поставить еще 20 машин. При этом, однако, в заказе отмечалось возможное снижение темпов производства, обусловленное недостатком базовой техники. Как показала практика, производству новых танков действительно не удалось сразу выйти на требуемые темпы. В декабре 41-го успели модернизировать только три трофейных танка. Еще три машины сдали в марте 1942 года. С апреля по март включительно изготовили еще девять машин. В связи с загрузкой фирмы Wegmann другими заказами сборку огнеметных танков Flammwagen B2(f) передали французской промышленности. Предприятия оккупированной Франции передали заказчику еще несколько десятков тяжелых танков с огнеметным вооружением. По разным данным, в общей сложности огнеметы получило не менее 60 танков французского производства.

Переданные войскам огнеметные танки нового типа передавались в состав рот, вооруженных базовыми B1bis с пушечным вооружением. В составе таких подразделений огнеметные B2(f) принимали участие в различных сражениях на разных фронтах. Известно об участии такой техники в штурме Севастополя и в некоторых других операциях на Восточном фронте. Кроме того, около половины огнеметных танков успели принять участие в сражениях в Западной Европе. Также подобная техника участвовала в сражениях на территории Югославии.

К моменту начала сборки новых огнеметных танков базовая машина французской разработки успела устареть. Как следствие, характеристики танков Flammwagen auf Pz.Kpfw. B2(f) со временем все меньше отвечали требованиям времени. Тем не менее, эксплуатация подобной техники продолжалась в течение длительного времени. Имеющиеся сведения о сохранении некоторого количества таких танков на вооружении в конце 1944 года позволяют предполагать, что несколько машин могли даже дожить до конца войны в Европе.

Тем не менее, огнеметная модификация тяжелого танка B1bis по объективным причинам не смогла оказать заметного влияния на ход войны. За время производства было построено лишь 60 таких машин, что было крайне мало для полноценного боевого применения на всех фронтах. Одновременно с этим в рамках проекта Flammwagen auf Pz.Kpfw. B2(f) удалось успешно решить все поставленные конструкторские задачи, а также найти достойное применение устаревающей трофейной технике.


По материалам:
http://armor.kiev.ua/
http://mg-tank.ru/
http://aviarmor.net/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Ардашев А., Федосеев С. Огнеметные танки и ручные огнеметы в бою. – М.: «Эксмо», «Яуза», 2013.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 11
  1. Хорт 23 мая 2016 12:55
    танк имперской гвардии явно с него слизан )))
  2. Объектив 23 мая 2016 17:45
    Очень интересная с исторической точки зрения статья. Про сау на базе б-1 информацию имел, а вот про огнеметный... увы.. Спасибо автору!
  3. Атомщик 23 мая 2016 20:05
    Очень интересно, спасибо.
  4. Nehist 24 мая 2016 04:52
    Один из лучших танков на начальный периуд войны.
  5. Маки Авелльевич 24 мая 2016 07:06
    Nehist
    Один из лучших танков на начальный периуд войны.


    17.1 калибров для 75мм -го орудиая, сомнительно
    Удельная мощность, л. с./т 9,6, , ниже уже некуда.

    танк слабый получился, особой популярностью у немцев не пользивался
    1. Nehist 24 мая 2016 09:39
      У немцев и близко не было подобных танков с противоснарядным бронированием
      1. Хорт 24 мая 2016 10:57
        у немцев были Т-III и Т-IV. Им такое барахло и незачем было городить
        1. Nehist 24 мая 2016 13:32
          Это барахло в тот периуд не один немецкий танк не пробивал
          1. Хорт 24 мая 2016 15:11
            с этим вполне себе справлялись флаки 88е. Да и в борт и корму, полагаю, он прекрасно пробивался с kwk-39. Учитывая манёвренность немецкого панзервагена.

            Опять же, такого эффекта, как наши КВ, французские танки на немцев не произвели
          2. Маки Авелльевич 24 мая 2016 21:12
            Nehist
            Это барахло в тот периуд не один немецкий танк не пробивал


            думаю в этом диалоге будет уместно оперировать Цифрами.

            пс у ненцев были неплохие снаряды с вольфрамовыми сердечниками, в начале войны во всяком случае.
            1. Nehist 25 мая 2016 00:30
              5 см KWK 39 с длинной ствола в 60калибров танки только в 42 получили и во французкой компании учавствовать не могли,Из представленных в таблице орудий только 5см KWK 38 c панцергранатой 40 и то на дистанции от 150 метров и менее могли поражать В2 ,но танков с таком орудием на тот момент около 40 выпустили.
            2. Маки Авелльевич 25 мая 2016 06:23
              Кормовой лист имел немного меньшую толщину, 55 мм


              5см KWK 38 42 кал. на дистанции 500 м. пробивал 58 мм брони. сммотр. таб.
              мог ли он на это дистанции пробить кормовуюю броню в 55 мм? мог. надистанции 400 м. очень даже мог.
              не будет забывать что для нейтрализации танка не обязательно его зажечь. клин башни или разбитый трак также выводят рго из строя.

              обратите также внимание на левый борт B1bis. там находится решётка площядью не менее квадратного метра которая в принципе не являлась прикрытой бронёй. там и 20 мм снаряда хватало чтоб вывести танк из строя.

              танк это не только броня и мотор, это в первую очередь эфективный экипаж.

              на французком B1bis водитель паралельно был наводчиком 75 мм орудия по горизонтали, (разворотом всего танка!)
              командир был паралельно наводчиком 47 мм орудия вместо того что бы наблюдать за полем боя.
              однозначно что дополнительные обязаности перечисленные выше понизили ефективность экипажей.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня