Проект межконтинентальной баллистической ракеты DF-41 (Китай)

Развитие китайских вооружений и военной техники привлекает внимание специалистов и широкую общественность, а создание новых систем стратегического назначения представляет особый интерес. Одной из наиболее интересных разработок китайской промышленности в настоящее время является межконтинентальная баллистическая ракета DF-41. Китай традиционно не спешит публиковать данные об этом проекте, а зарубежные разведки и средства массовой информации не прекращают попытки выяснить различные подробности работ.

Несмотря на традиционный для китайских стратегических проектов режим секретности, зарубежные разведки все же находят способы узнать те или иные особенности новых разработок. Кроме того, раскрытию информации способствуют активность прессы и некоторые энтузиасты. Их совместная работа позволяет составить примерную картину, описывающую те или иные проекты, однако при этом не исключаются ошибки. Попробуем собрать все имеющиеся данные о ракете DF-41, появлявшиеся в различных источниках.

Как следует из названия, перспективная баллистическая ракета DF-41 является очередным представителем семейства «Дунфэн» («Восточный ветер»), на протяжении нескольких десятилетий обеспечивающего стратегическую безопасность Китая. При этом новая ракета значительно отличается от своих предшественников различными особенностями конструкции, характеристиками и т.д. В частности, в рамках нового проекта, насколько известно, предпринята попытка расширения способов базирования ракет.


Проект межконтинентальной баллистической ракеты DF-41 (Китай)
Предположительно ракета DF-41 в транспортном контейнере. Фото Militaryparitet.com


По некоторым данным, проект DF-41 восходит к середине восьмидесятых годов. Еще в 1984 году, по результатам анализа технологий и стратегий, было принято решение о разработке новой межконтинентальной баллистической ракеты. Согласно техническому заданию того времени, новое изделие должно было получить возможность атаки целей на всей территории Соединенных Штатов. Кроме того, было решено отказаться от жидкого топлива и оснастить новую ракету твердотопливным двигателем. Результатом нового проекта должна была стать замена устаревающих ракет DF-5 новым вооружением с повышенными характеристиками.

Одной из главных проблем нового проекта стало твердое топливо с требуемыми характеристиками. По имеющимся данным, разработка необходимого состава завершилась только в начале девяностых годов, после чего были проведены испытания двигателя на основе нового топлива. Успешное завершение этого этапа работ позволило начать полноценную разработку новой МБР и других элементов ракетного комплекса.

По-видимому, именно на этом этапе появилось предложение использовать перспективную ракету с пусковыми установками несколько типов. К настоящему времени известно о разработке шахтной установки, а также о работах по двум версиям альтернативных мобильных систем. Одна из них должна базироваться на специальном колесном шасси, а вторую предлагается строить на основе железнодорожного подвижного состава. Появление двух вариантов мобильного ракетного комплекса способно значительно повысить ударный потенциал DF-41.

Официальный Пекин не оглашает основную информацию о перспективной МБР. Кроме того, остается засекреченной и информация о характеристиках комплекса. Тем не менее, усилиями разведок, СМИ и энтузиастов от интересующейся общественности в свободном доступе появляются те или иные сведения о проекте. Определенная часть опубликованной к настоящему времени информации выглядит правдоподобно и может соответствовать действительности. Тем не менее, не следует забывать, что имеющиеся данные могут быть ошибочными по тем или иным причинам.

Наиболее вероятный и правдоподобный вариант облика ракеты DF-41 выглядит следующим образом. Это может быть трехступенчатая твердотопливная баллистическая ракета с разделяющейся головной частью, несущей боевые блоки индивидуального наведения. Максимальная дальность стрельбы оценивается в 10-12 тыс. км. При этом существуют и более смелые предположения, согласно которым ракета может атаковать объекты противника на дистанции до 15 тыс. км. Таким образом, с точки зрения основных характеристик новая китайская ракета может являться аналогом ведущих зарубежных разработок своего класса.

Высокая дальность полета должна достигаться за счет последовательной работы твердотопливных двигателей трех ступеней. Их задачей является вывод ракеты на требуемую траекторию и разгон до нужной скорости, после чего может осуществляться сброс боевых блоков с их индивидуальным наведением на разные цели.

Проект межконтинентальной баллистической ракеты DF-41 (Китай)
Возможный облик мобильной пусковой установки. Фото Nevskii-bastion.ru


По разным оценкам, ракета DF-41 в сборе должна иметь длину порядка 20-22 м при диаметре корпуса около 2-2,5 м. Стартовый вес оценивается в 80 т. Забрасываемый вес может достигать 2,5-3 т.

Новая МБР должна иметь инерциальную систему наведения, стандартную для вооружения этого класса. При этом возможно использование коррекции курса по сигналам навигационных спутников системы «Бэйдоу». В настоящее время эта навигационная система способна обслуживать только территорию Китая и часть близлежащих регионов, но в будущем планируется развернуть полноценную группировку, пригодную для использования по всей планете, что позволит повысить эффективность ракетного комплекса DF-41. Точность стрельбы неизвестна. По разным оценкам, КВО боевых блоков не должно превышать 150-200 м. При этом ранее утверждалось, что после введения в строй полноценной группировки «Бэйдоу» точность ракет должна будет повыситься.

Существует несколько версий возможного состава боевой части новой ракеты. По разным данным, DF-41 может нести как моноблочную головную часть с зарядом мощностью 1 Мт, так и боезаряды иных типов. В таком случае возможно использование от шести до десяти боевых блоков индивидуального наведения мощностью до 150 кт. Ранее сообщалось, что в будущем для ракеты DF-41 могут быть созданы новые боевые блоки, отличающиеся от существующих уменьшенными габаритами и повышенными характеристиками.

В зарубежной прессе на протяжении нескольких последних лет неоднократно поднималась тема пусковых установок для новой китайской МБР. Как следует из некоторых сообщений, ракета DF-41 должна стартовать не только из шахтной пусковой установки, но и из других систем аналогичного назначения. По некоторым данным, еще в конце девяностых годов началась разработка мобильной пусковой установки на специальном многоосном колесном шасси. В дальнейшем, как сообщается, такая боевая машина была разработана и прошла испытания.

В настоящее время, как пишет западная пресса, китайские специалисты заняты проверкой и отработкой конструкции перспективной пусковой установки на базе железнодорожного вагона. Уже проводятся бросковые пуски натурных макетов ракеты, при помощи которых проверяется работа систем пусковой установки и определяется влияние происходящих процессов на конструкцию специального вагона. К настоящему времени проведены несколько подобных проверок, по результатам которых могут начаться полноценные испытательные запуски DF-41.

Проектирование новой китайской МБР заняло достаточно много времени, из-за чего испытания начались только в текущем десятилетии. Первые летные испытания полноценного изделия состоялись в июле 2012 года. Также имеются неподтвержденные сведения о втором испытательном пуске, так же проведенном в 2012 году. По другим данным, второй раз изделие DF-41 стартовало с полигона только в конце 2013 года. До весны 2016 года включительно появлялись сообщения о семи испытаниях новой китайской ракеты. В среднем китайская промышленность выполняет по два запуска в год, по результатам которых, по-видимому, выполняются доработки имеющегося проекта с целью исправления имеющихся недостатков.

Как следует из сообщений средств массовой информации, к настоящему времени Китай завершил работу над силовыми установками трех ступеней новой ракеты, а также довел до требуемого состояния системы наведения. С конца 2014 года проводятся испытания ракет с разделяющейся головной частью, при которых учебные боевые блоки атакую разные цели.

Проект межконтинентальной баллистической ракеты DF-41 (Китай)
Железнодорожный вагон с пусковой установкой для ракеты. Фото Freebeacon.com


Ориентировочно с 2014 года китайская промышленность проводит испытания прототипов железнодорожной пусковой установки. Выполнено несколько бросковых испытаний. В открытых источниках уже появилось несколько фотографий, на которых предположительно изображены различные элементы перспективного железнодорожного ракетного комплекса, в том числе специальный вагон с пусковой установкой. Достоверность таких снимков, однако, может вызывать сомнения.

По разным оценкам, ракетный комплекс DF-41 может быть принят на вооружение китайской армии в течение нескольких следующих лет. Вероятно, первыми будут развернуты ракеты шахтного базирования. Затем на дежурство смогут поступить МБР на мобильных пусковых установках. Имеющиеся сведения позволяют предполагать, что установка на колесном шасси значительно приблизилась к принятию на вооружение, тогда как железнодорожная система пока нуждается в многочисленных доработках.

По имеющимся данным, в настоящее время основу стратегических ядерных сил Китая составляют межконтинентальные баллистические ракеты DF-5 поздних модификаций, способные поражать цели на дистанциях до 10-13 тыс. км. За счет регулярных модернизаций с внедрением новой аппаратуры различного назначения характеристики поздних версий DF-5 были значительно повышены в сравнении с базовыми изделиями. Также на вооружении состоят несколько других ракет семейства «Дунфэн» с разными характеристиками.

Появление очередной МБР семейства с высокими характеристиками, соответствующими имеющимся оценкам, станет настоящим прорывом в деле модернизации вооруженных сил Китая. Это позволит китайским военным дополнить, а в перспективе и заменить устаревшие ракеты DF-5, которые, несмотря на ряд модернизаций, могут не в полной времени соответствовать требованиям времени.

Работы по новому проекту должны завершиться в течение нескольких следующих лет. Не позднее 2018-20 годов, либо несколькими годами ранее, ракета DF-41 может быть принята на вооружение и поставлена в серию с последующим развертыванием на базах вооруженных сил. Принятие новой МБР на вооружение может оказать специфическое влияние на стратегическую обстановку в регионе и в мире. Каким будет это влияние и как на новое китайское оружие отреагируют другие страны – покажет время.


По материалам сайтов:
http://globalsecurity.org/
http://freebeacon.com/
http://ausairpower.net/
http://nevskii-bastion.ru/
http://militaryparitet.com/
http://bmpd.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. Megatron 19 мая 2016 15:29
    Меня больше интересует их направление о баллистических ракетах, способных поражать двидущиеся цели, а именно - авианосцы.
  2. Старый26 19 мая 2016 18:39
    Цитата: Megatron
    Меня больше интересует их направление о баллистических ракетах, способных поражать двидущиеся цели, а именно - авианосцы.

    Вряд ли в ближайшее время это направление будет развиваться "семимильными шагами". Предстоит решить проблему и целеуказание и наведения блоков на конечном этапе. И если первую проблему можно решить выведением большего количества спутников, то со второй придется повозиться.
  3. Bersaglieri 19 мая 2016 20:02
    Китайцы решили сделать свою "Целину". Уж больно ТТХ похожи.
    http://nnm.me/blogs/warcraft71/sekretnyy-maz-proekt-celina/

    И вид шасси:
  4. DimerVladimer 20 мая 2016 08:31
    На фото диаметр контейнера порядка 2-х метров, соответственно с учетом амортизации ракеты, теплоизоляции стенок контейнера - диаметр помещаемого внутрь изделия никак не больше 1800 мм. Соответственно подразумевая ТТРД в данном объеме - никак не выше по характеристикам Тополя - то есть дальность до 10000 км и забрасываемая масса едва ли больше 1150-1300 кг. В габариты подобного пускового контейнера (если это конечно он на фото), едва ли можно вместить ракету тяжелого класса, скорее это ракета легкого класса: соответсвенно 3-4 ББ по 100-150 кт (не думаю, что в миниатюризации подобных изделий, Китай сильно опережает Россию).
    Так что 15000 км при массе полезной нагрузки 2500-3000 кг достигнуть на ТТРД при весе ракеты до 100 тонн - это из области нереального.

    Больше слухов и домыслов, чем реальной информации.
    При наличии средств у Китая, нет смысла делать одну универсальную ракету под шахтное базирование и под мобильное - мобильные изделия всегда легкие до 100 т и ограничены диаметром и длинной, что налагает ограничения на дальность полета и забрасываемую нагрузку.

    Шахтную же ракету можно делать в габарите шахт и они обычно всегда больше и по массе и по диаметру и по длине, чем мобильные, соответственно под больший запас топлива и большая дальность и полезная нагрузка.
    Это в России от бедности стали Тополя пихать и в шахты и в мобильные комплексы и в ПЛ, в итоге потенциал ракетный потенциал сильно упал. Но, возможно, он все же достаточен, как сдерживающий.
  5. sinoptic 20 мая 2016 15:47
    Да ладно, вы чего... это не ракета, на фото.
    Это кусок китайской трубы для газопровода "Сила Сибири". wassat

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня