Military Review

Conquerors of the "Kingdom of Ice". Russia celebrates the day of the polar explorer

13
May 21 in the Russian Federation is celebrated by polar explorers. This is one of the youngest professional holidays. It was installed in 2013 year, in accordance with the Decree of the President of the Russian Federation Vladimir Putin No. 502 of 21 in May 2013 of the Year “On the Day of Polar Explorer”. For a long time, Russian polar explorers - courageous people conquering the Arctic and Antarctic - lacked a professional holiday. To correct this mistake was introduced the introduction of the Day of polar explorer. It is assumed that the professional holiday will enhance the prestige of complex and dangerous research work in the Arctic and Antarctic.


Polar is a vocation. Among the people going on expeditions to the Arctic and Antarctic, there are representatives of very different professions - scientists - biologists and geologists, doctors, engineers, technicians, skilled workers and workers of auxiliary personnel. All of them are united by courage, lack of fear of life in the harsh conditions of the Arctic climate, with little or no communication with the outside world. To some extent, polar explorers can be compared with astronauts. Only polar explorers continue to explore and conquer areas of our planet that are difficult to access due to climatic conditions.

By the way, the official position of the Russian Ministry of Nature expands the category of "polar explorers" beyond the purely research composition of expeditions. In accordance with the point of view of specialists of the Ministry of Nature, polar explorers include not only Arctic and Antarctic researchers, but also employees of gas and oil producing companies working in the Far North, geologists, oceanologists, military personnel of the Russian army and fleetserving in the Arctic are simply residents of the Far North, including indigenous peoples. Thus, in Russia at least two million people can be classified as polar explorers. But in our material we will consider the polar explorers in their traditional sense - fearless researchers - pioneers of the Arctic and Antarctic latitudes.

Russia has always been among the states making the greatest contribution to the development of the Arctic and Antarctic spaces. The names of many Russian researchers - polar explorers are connected with polar expeditions. Given that most of the Arctic was part of the sphere of influence of the Russian state, it is not surprising that numerous Arctic expeditions were equipped by Russia. At the end of the XIX century, the Arctic fleet was created in the Russian Empire. The initiative to create it belongs to Vice-Admiral Stepan Makarov. It was he who proposed to start the construction of special ships capable of moving in the Arctic ice and clearing the way for the remaining ships from ice floes. The need for accelerated development of Arctic research was dictated by the need to develop the Northern Sea Route. In 1899, the world's first icebreaker "Yermak" was built. In 1900, the first Russian polar expedition was equipped, which became the first Arctic expedition in the waters of the Arctic Ocean, which was carried out on its own ship. The expedition was led by Baron Eduard V. Toll (1858-1902) - one of the first Russian polar researchers, a famous traveler and biologist, who visited North Africa to study the local flora and fauna before his enthusiasm for polar studies (see photo).

The closest assistant to Eduard Toll was Lieutenant Alexander V. Kolchak (1874-1920) - a young naval officer who served in the battleship Petropavlovsk. He was interested in polar research and was assigned to Toll's expedition as the second magnetologist and leader of hydrological research. Subsequently, Alexander Kolchak became an admiral and led the White movement in Siberia, for which he was shot. Kolchak’s participation in Toll’s polar expedition helped her история in Soviet times seriously distorted. It was not profitable for the Soviet authorities to represent Kolchak not only as a dictator of Siberia, but also as an outstanding researcher, since this would require a reappraisal of the role of his personality in Russian history and at least partial rehabilitation of the admiral. Therefore, the role of Kolchak in polar studies tried to hush up.

The purpose of the expedition Toll was to study part of the Arctic Ocean, located north of the New Siberian Islands and the search for Sannikov Land. In addition, during the expedition, sea currents in the Kara and East Siberian seas were investigated, and geological surveys were conducted on the Novosibirsk islands. A huge empirical material was collected on meteorology, oceanography, glaciology, physical geography, geology, botany, paleontology, and ethnography of northern peoples. In fact, it was the Russian polar expedition of Baron Toll that laid the foundation for the further integrated study of the Arctic seas and sushi. Bennett 5 August Toll's party reached the island of Bennett. However, the schooner "Dawn", which two months after the departure of the researchers, was supposed to take them from the island, was seriously damaged due to difficult ice conditions and could not continue further navigation. In September, 1902, the vessel left for Tiksi Bay. Four members of Toll's group remained on Bennett Island. In 3, the new polar expedition, commanded by Lieutenant Kolchak, went in search of Toll. But four polar explorers could not be found either alive or dead.

The rescue expedition of Lieutenant Alexander Kolchak is also inscribed in golden letters in the history of Russian polar research in the Arctic. The expedition members made a unique seven-month hike with an arctic 90-day luge-boat transition along the route: the village of Ajergaydah - Kotelny - Faddeevsky - New Siberia - Bennett. In addition to searching for Toll and his satellites, which were not crowned with success, Kolchak's polar explorers refined the outlines of the coastline, studied the ice formation in the area under study. For carrying out this expedition, Kolchak bothered to be universally recognized, and famous scientists, including PS. Semenov Tien-Shansky, noted the outstanding contribution of the lieutenant in the Russian geographical science.

Of course, one of the most famous polar researchers of the Russian Empire, who gave his own life in the name of developing the unexplored lands and seas of the Arctic, can be called George Yakovlevich Sedov (1877-1914). Sedov - a man of amazing fate, "who made himself." Coming from the family of the peasant Yakov Sedov, who was engaged in fishing, he grew up in poverty and even in his teens was even sent to the farm laborers to his wealthy neighbor. Only in 14 years he entered the parish school, where he studied for three years. Then Georgy Sedov worked as a shop assistant for a short time, and then left his father's house and entered as a sailor on the ship "Trud". Then he was able to enter the “Nautical Classes” named after Count Kotzebue in Rostov-on-Don, in the summer he sailed as a helmsman, and then as the second mate on the ship “Trud”. After three years of study in Nautical classes, in 1899, Sedov received a diploma in navigating coasting. So he became a naval officer - though still a merchant fleet.

However, the young navigator dreamed of research activities, which required the transition to the navy. In 1901, he achieved the rank of ensign of stock, then externally passed the exams for the course of the Marine Corps and received the rank of lieutenant of stock. In the spring of 1902, Sedov was enlisted in active service for the Admiralty in the General Hydrographic Office, in the same year he was sent on his first hydrographic expedition to the Arctic Ocean. From this time until the tragic death in 12 years, the life of George Yakovlevich Sedov was associated with marine research, not only in the Arctic, but also in the Caspian Sea. During the Russo-Japanese War 1904-1905, Sedov had to take a break from research. As a naval officer, he was sent to the Siberian military flotilla and was appointed commander of the destroyer number 48, who served in the Amur Bay.

In 1912, George Sedov decided to reach the North Pole. First of all, he wanted to overtake the Norwegian Roald Amundsen, and besides - to present the 300 anniversary of the House of Romanov, which was to be celebrated in 1913, to a great gift to Emperor Nicholas II - to hoist the Russian flag at the North Pole. However, the commission of the Main Hydrographic Office rejected the plan of Sedov, so the expedition could not count on state assistance. Its funding came from private donations, with the Emperor Nicholas II himself donating 10 thousand rubles. 27 August 1912 The sailing-steam schooner "Holy Great Martyr Fock" left Arkhangelsk. The members of the expedition of Sedov spent two winterings in the Arctic. 2 February 1914, a patient with scurvy Sedov, along with two sailors G. I. Linnik and A. I. Pustoshny on three dog sleds (having only 20 dogs), went hiking to the North Pole. A week later, Sedov could not go and ordered to tie himself to the narts. 20 February Georgy Yakovlevich Sedov died. The sailors who accompanied him buried Sedov on Rudolph Island, wrapping the body of a brave explorer in two bags and hoisting a cross from the skis on the grave. One of the sled dogs, Fram, refused to return with the sailors and stayed at the tomb of Sedov. In contrast to the polar explorers Toll and Kolchak, the image of Sedov was actively popularized during the Soviet era, settlements, city streets, a nautical school in Rostov-on-Don were named after the researcher, and a large number of children's, youth and popular science literature about Sedov was published. his life and expedition.

Serious studies of the Arctic latitudes were interrupted by the First World War and the revolutionary events that followed in Russia, but in the Soviet Union polar research reached a new level. Actually, the date chosen as the Day of the polar explorer was not established by chance - it is associated with Soviet research at the North Pole. 21 May 1937 launched the first research expedition of the North Pole polar drifting station (SP-1).

Conquerors of the "Kingdom of Ice". Russia celebrates the day of the polar explorer


The creation of this station was authorized by a decision of the Political Bureau of the Central Committee of the CPSU (B.) In February 1936. Ivan Papanin was appointed head of the station, and Academician Otto Schmidt was the head of the first Soviet scientific expedition. The expedition included a geophysicist-meteorologist Yevgeny Fedorov, an oceanologist Peter Shirshov, a radio operator Ernst Krenkel. The flight detachment that delivered cargo and equipment to the station was commanded by Mikhail Vodopyanov. 21 May 1937 A Soviet expedition plane flew from Rudolph Island to a drifting ice floe in 20 km. from the North Pole. However, due to the delay of other aircraft, only 6 June 1937 was the grand opening of the station "North Pole - 1". The four pioneers of the polar explorers were later called “Papanins” - by the name of the station's leader, Ivan Papanin. 19 February 1938 of the year Papaninians were evacuated, because the country's leadership was worried about their safety - the life of polar explorers was repeatedly threatened due to fractures of ice floes. All members of the expedition Papanin were awarded the high ranks of Heroes of the Soviet Union.



But only in the 2013 year, already in post-Soviet Russia, the Polar Explorers Day was introduced. Artur Nikolaevich Chilingarov, one of the most famous and oldest Russian polar explorers, initiated the creation of a new holiday. Chilingarov is one of four Russians who were awarded at the same time the high titles of Hero of the Soviet Union and Hero of the Russian Federation. Arthur Nikolaevich Chilingarov received the title of Hero of the Soviet Union in 1986 for the “exemplary accomplishment of the assignment to free the research ship Mikhail Somov from the ice of the Antarctic, the skillful leadership of the courts during rescue operations and the period of drift and the courage and heroism shown.” In 2008, he was awarded the title Hero of Russia - “for courage and heroism shown in extreme conditions, and the successful conduct of the High-latitude Arctic deep-water expedition”. During this expedition, carried out in 2007, for the first time in history, people reached the bottom at the North Pole. 2 August 2007. Two Mir units were submerged. Pilot - Doctor of Technical Sciences Anatoly Sagalevich, Doctor of Geographical Sciences and President of the Russian Association of Polar Explorers Hero of the Soviet Union Artur Chilingarov, Deputy of the State Duma of the Russian Federation Vladimir Gruzdev were in the crew of the Mir-1, which was the first to plunge into depth and reached the bottom. The crew of the Mir-2 consisted of a Russian pilot — engineer Evgeny Chernyaev, a Swedish polar explorer Frederick Paulsen and an Australian citizen Mike McDowell — head of the travel company Deep Ocean Expeditions.



Today a representative of one of the professions in demand in the Arctic or Antarctic may become a polar explorer. The head of the RAE, Valery Lukin, in one of his interviews emphasized that a polar explorer is not a profession, but a way of life. To become a polar explorer, one must have a good knowledge of his profession and be able to realize his skills and qualifications in the Arctic and Antarctic conditions. Polar explorers are sailors and pilots, meteorologists and hydrologists, oceanologists and zoologists, doctors and electricians, system administrators and drivers, representatives of many other professions. Of course, physical health is very important for polar explorers. But the most important thing is courage, decisiveness and ability to interact in a small team, without conflicting with fellow polar explorers and without disorganizing his work.
Author:
Photos used:
https://fadm.gov.ru
13 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Volga Cossack
    Volga Cossack 21 May 2016 07: 19
    +6
    Heroic People! Happy Holidays High Latitudes!
  2. sub307
    sub307 21 May 2016 07: 22
    +7
    Congratulations to all involved!
    "Why is Polar Explorer's Day celebrated in May? The fact is that it was on May 21, 1937 that the first research drifting station" North Pole ", which was later named" North Pole-1 "(" SP-1 "), began work. the station itself, where a team of pioneering scientists led by Ivan Papanin drifted across the Arctic Ocean for two years, and the result of this unprecedented expedition was the scientific discoveries that determined the fate of the Russian Arctic.
    So Polar Explorer Day is a holiday not only for scientists who are engaged in polar research. This is a holiday for every citizen of Russia, because the Arctic is our wealth and subsoil, a factor in the country's stability. "
    1. OlegV
      OlegV 21 May 2016 07: 28
      +6
      Polar explorers are sailors and pilots, meteorologists and hydrologists, oceanologists and zoologists, doctors and electricians, system administrators and drivers, and representatives of many other professions.


      All a happy holiday.
      Health to you and your loved ones!
      Have more sunny days and fewer polar nights.
      1. dauria
        dauria 21 May 2016 09: 03
        +2
        Once upon a time I was struck by a book about Sedov's expedition. It was painted by the photographer and artist of the expedition, Pinegin, with unique photographs of the ship "St. Fock", and landscapes (the same Bay of Vaenga in 1913) and people. Unfortunately, only this version of the book was found - http://royallib.com/author/pinegin_n.html
        In the icy expanse. G. Ya. Sedov's Expedition to the North Pole (1912–1914) In general, the act of unprecedented fidelity to the word Sedov went to the pole, having dog food only one way, with two sailors and a patient with pneumonia. Probably well understood that the chances are negligible. And he went ...
  3. Reptiloid
    Reptiloid 21 May 2016 07: 29
    +4
    Happy holiday, dear polar explorers! Conquerors of the cold.


    It was a shame that in the 90s it was not up to the Arctic. But now we are returning!
  4. Humpty
    Humpty 21 May 2016 08: 31
    0
    Working in the polar latitudes with a holiday, system administrators, procurement and kitchen workers in particular.

    "Only polar explorers continue to explore and conquer regions of our planet that are difficult to access due to climatic conditions."

    At least a thoughtless statement.

    "well-known scientists, including P.S. Semenov of Tien-Shansky"

    In this particular case, the fame of a botanist was achieved not as a scientist, but as a self-PR man.
  5. Humpty
    Humpty 21 May 2016 08: 52
    0
    "with little or no connection to the outside world." Radio waves in polar latitudes are not transmitted, and carrier pigeons cannot find the right direction on a long polar night.
    In general, from those who sleep with their backs to the ice, hello to the polar explorers and happy holiday!
    But about some points in the text, I could not restrain myself from sarcasm.
  6. Schultz
    Schultz 21 May 2016 09: 22
    0
    All the participants of the south-north-pole expeditions on the occasion of the return of the Russian flag to the Russian borders lost during the years of hard times. Good luck to you brothers and a special bow to our polar women!
  7. alex71
    alex71 21 May 2016 11: 15
    +1
    I was at the pole, I worked. SP-33, 2004
    Happy Holidays!
  8. Verdun
    Verdun 21 May 2016 13: 41
    +1
    He studied in Soviet times at a school on the Arbat. And once engaged in the collection of waste paper in apartments (who remembers such events were held), our company called one of the Arbat apartments. The door was opened by Ivan Dmitrievich Papanin. He was then far from young, but quite recognizable. The country knew such people by sight. He simply invited us to his place, treated us to tea with sweets, showed albums with photographs ... Many years have passed since then, but I remember it. Amazing people who are not looking for special benefits and comfort! Happy holiday!
  9. tundra
    tundra 21 May 2016 17: 20
    +2
    Quote: Humpty
    kitchen workers in particular.

    The most important profession, because the shift depends on them will turn into penal servitude or not.
    laughing I experienced it on myself.
  10. Humpty
    Humpty 21 May 2016 18: 05
    0
    Quote: tundra
    The most important profession, because the shift depends on them will turn into penal servitude or not.
    I experienced it on myself.

    Also in the know what I'm writing about. It happens that in the ice juice from freshly squeezed pomegranates in the place, and not Turkish big but tasteless, but real - Tajik. It also happens that if there are meatballs in the kitchen, only dogs will be happy. Jokes - as jokes, but the smarter the suppliers and the cooks steal, the better the shift workers. But working in the kitchen, even though at the Antarctic station, still does not attract a heroic occupation. wink
  11. Igor V
    Igor V 21 May 2016 22: 03
    0
    How are the polar explorers doing there? "Nobody trains such qualified loaders as our Soviet medical universities!" smile Well, for the polar explorers!

Покорители "Царства Льда". Россия празднует День полярника

21 мая в Российской Федерации свой праздник отмечают полярники. Это – один из самых молодых профессиональных праздников. Он был установлен в 2013 году, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина № 502 от 21 мая 2013 года «О Дне Полярника». Долгое время у российских полярников - мужественных людей, покоряющих Арктику и Антарктику, – отсутствовал профессиональный праздник. Исправить эту оплошность и было призвано введение Дня полярника. Предполагается, что профессиональный праздник будет способствовать повышению престижа сложной и опасной исследовательской работы в Арктике и Антарктике.

Полярник – это призвание. Среди людей, отправляющихся в экспедиции в Арктику и Антарктику, есть представители самых разных профессий – ученые – биологи и геологи, врачи, инженеры, техники, квалифицированные рабочие и работники вспомогательного персонала. Всех их объединяет мужество, отсутствие боязни перед жизнью в суровых условиях арктического климата, практически без связи с внешним миром. В какой-то степени полярников можно сравнить с космонавтами. Только полярники продолжают исследовать и покорять труднодоступные в силу климатических условий районы нашей планеты.

Кстати, официальная позиция российского Министерства природы расширяет категорию «полярников» за пределы сугубо исследовательского состава экспедиций. В соответствии с точкой зрения специалистов Министерства природы, к полярникам относятся не только исследователи Арктики и Антарктики, но и сотрудники газо-и-нефтедобывающих компаний, работающие на Крайнем Севере, геологи, океанологи, военнослужащие российской армии и флота, проходящие службу в Арктике, просто жители Крайнего Севера, включая коренные малочисленные народы. Таким образом, в России как минимум два миллиона человек могут быть отнесены к категории полярников. Но мы в нашем материале рассмотрим полярников в их традиционном понимании – бесстрашных исследователей – первопроходцев арктических и антарктических широт.


Покорители "Царства Льда". Россия празднует День полярника Россия всегда была в числе государств, вносящих наибольший вклад в освоение арктических и антарктических пространств. С полярными экспедициями связаны имена множества российских исследователей – полярников. Учитывая, что большая часть Арктики входила в сферу влияния именно российского государства, не удивительно, что именно Россией снаряжались многочисленные арктические экспедиции. Еще в конце XIX века в Российской империи был создан арктический флот. Инициатива его создания принадлежит вице-адмиралу Степану Макарову. Именно он предложил приступить к строительству специальных кораблей, способных передвигаться в арктических льдах и расчищать от льдин путь для остальных кораблей. Потребность в форсированном развитии арктических исследований диктовалась необходимостью освоения Северного морского пути. В 1899 г. был построен первый в мире ледокол «Ермак». В 1900 г. была снаряжена первая Русская полярная экспедиция, ставшая первой арктической экспедицией в водах Северного Ледовитого океана, совершенной на собственном судне. Руководил экспедицией барон Эдуард Васильевич Толль (1858-1902) – один из первых российских полярных исследователей, известный путешественник и биолог, до увлечения полярными исследованиями побывавший в Северной Африке с целью изучения местной флоры и фауны (на фото).

Ближайшим помощником Эдуарда Толля был лейтенант Александр Васильевич Колчак (1874-1920) – молодой морской офицер, служивший на броненосце «Петропавловск». Он интересовался полярными исследованиями и получил назначение в экспедицию Толля в качестве второго магнитолога и руководителя гидрологических исследований. Впоследствии Александр Колчак стал адмиралом и руководил Белым движением в Сибири, за что был расстрелян. Участие Колчака в полярной экспедиции Толля способствовало тому, что ее история в советское время достаточно серьезно искажалась. Советским властям было невыгодно представлять Колчака не только как диктатора Сибири, но и как выдающегося исследователя, поскольку это потребовало бы переоценки роли его личности в отечественной истории и хотя бы частичной реабилитации адмирала. Поэтому роль Колчака в полярных исследованиях старались замалчивать. Покорители "Царства Льда". Россия празднует День полярника

Целью экспедиции Толля было изучение части Северного Ледовитого океана, расположенной севернее Новосибирских островов и поиск Земли Санникова. Кроме того, во время экспедиции исследовались морские течения в Карском и Восточно-Сибирском морях, на Новосибирских островах велись геологические изыскания. Был собран огромный эмпирический материал по метеорологии, океанографии, гляциологии, физической географии, геологии, ботанике, палеонтологии, этнографии северных народов. Фактически, именно Русская полярная экспедиция барона Толля положила начало дальнейшему комплексному исследованию арктических морей и суши.5 июля 1902 г. барон Толль вместе с астрономом Фридрихом Зеебергом и зверопромышленниками Василием Гороховым и Николаем Дьяконовым выдвинулись со шхуны «Заря» для санно-шлюпочного перехода на остров Беннетта. 3 августа партия Толля достигла острова Беннетта. Однако, шхуна «Заря», которая через два месяца после отбытия исследователей, должна была их забрать с острова, получила серьезные повреждения из-за сложной ледовой обстановки и не смогла продолжать дальнейшее плавание. В сентябре 1902 г. судно ушло в бухту Тикси. Четыре участника группы Толля оставались на острове Беннета. В 1903 году новая полярная экспедиция, которой командовал лейтенант Колчак, отправилась на поиски Толля. Но четырех полярников так и не удалось обнаружить ни живыми, ни мертвыми.

Спасательная экспедиция лейтенанта Александра Колчака также вписана золотыми буквами в историю русских полярных исследований в Арктике. Участники экспедиции совершили уникальный семимесячный поход с арктическим 90-дневным санно-шлюпочным переходом по маршруту: село Аджергайдах — Котельный — Фаддеевский — Новая Сибирь — Беннетта. Кроме поисков Толля и его спутников, которые не увенчались успехом, полярники Колчака уточнили очертания линии берегов, изучили льдообразование в исследуемом ими районе. За проведение этой экспедиции Колчак удосужился всеобщего признания, а известные ученые, включая П.С. Семенова Тянь-Шанского, отметили выдающийся вклад лейтенанта в русскую географическую науку.

Безусловно, одним из самых известных полярных исследователей Российской империи, отдавшим собственную жизнь во имя освоения неизведанных земель и морей Арктики, можно назвать Георгия Яковлевича Седова (1877-1914). Седов – человек удивительной судьбы, «сделавший себя сам». Покорители "Царства Льда". Россия празднует День полярника Выходец из семьи крестьянина Якова Седова, занимавшегося рыбной ловлей, он рос в бедности и в подростковом возрасте даже был отдан в батраки зажиточному соседу. Лишь в 14 лет он поступил в церковно-приходскую школу, где учился три года. Затем Георгий Седов краткое время работал приказчиком в магазине, а потом покинул отчий дом и поступил матросом на пароход «Труд». Затем он смог поступить в «Мореходные классы» имени графа Коцебу в Ростове-на-Дону, летом плавал рулевым, а потом – вторым помощником капитана на пароходе «Труд». После трех лет обучения в Мореходных классах, Седов в 1899 году получил диплом штурмана каботажного плавания. Так он стал морским офицером – правда, пока еще торгового флота.

Однако молодой штурман мечтал о научно-исследовательской деятельности, что требовало перехода в военно-морской флот. В 1901 г. он добился звания прапорщика запаса, затем экстерном сдал экзамены за курс Морского корпуса и получил звание поручика запаса. Весной 1902 года Седов был зачислен на действительную службу по Адмиралтейству в Главное гидрографическое управление, в том же году он был направлен и в свою первую гидрографическую экспедицию на Северный Ледовитый океан. С этого времени и вплоть до трагической гибели через 12 лет, жизнь Георгия Яковлевича Седова была связана с морскими исследованиями, причем не только в Арктике, но и на Каспии. Во время Русско-японской войны 1904-1905 гг., Седову пришлось сделать перерыв в исследовательской работе. Как морской офицер он был направлен в состав Сибирской военной флотилии и назначен командиром миноноски № 48, несшей службу в Амурском заливе.

В 1912 г. Георгий Седов решил достичь Северного полюса. Прежде всего, он хотел обогнать норвежца Руаля Амундсена, а кроме того – преподнести к 300-летию Дома Романовых, которое должно было праздноваться в 1913 году, прекрасный подарок императору Николаю II – водрузить российский флаг на Северном полюсе. Однако комиссия Главного Гидрографического управления отвергла план Седова, поэтому на государственную помощь экспедиция могла не рассчитывать. Ее финансирование осуществлялось из частных пожертвований, причем 10 тысяч рублей пожертвовал сам император Николай II. 27 августа 1912 г. парусно-паровая шхуна «Святой великомученик Фока» вышла из Архангельска. Члены экспедиции Седова провели две зимовки в арктических широтах. 2 февраля 1914 года больной цингой Седов вместе с двумя матросами Г. И. Линником и А. И. Пустошным на трёх собачьих упряжках (имея всего 20 собак), отправился в поход к Северному полюсу. Уже через неделю Седов не смог идти и приказал привязать себя к нартам. 20 февраля Георгий Яковлевич Седов скончался. Сопровождавшие его матросы похоронили Седова на острове Рудольфа, обернув тело отважного исследователя в два мешка и водрузив на могилу крест из лыж. Одна из ездовых собак по кличке Фрам отказалась возвращаться с матросами назад и осталась на могиле Седова. В отличие от полярников Толля и Колчака, образ Седова был активно популяризован в советское время, в честь исследователя были названы населенные пункты, улицы городов, мореходное училище в Ростове-на-Дону, издано большое количество детско-юношеской и научно-популярной литературы о Седове, его жизни и экспедиции.

Серьезные исследования арктических широт были прерваны Первой мировой войной и последовавшими в России революционными событиями, но в Советском Союзе полярные исследования вышли на новый уровень. Собственно, и дата, выбранная в качестве Дня полярника, установлена не случайно – она связана с советскими исследованиями на Северном полюсе. 21 мая 1937 года начала работу первая научно-исследовательская экспедиция полярной дрейфующей станции «Северный полюс» (СП-1).

Покорители "Царства Льда". Россия празднует День полярника


Создание этой станции было санкционировано решением Политбюро ЦК ВКП (б) в феврале 1936 года. Начальником станции был назначен Иван Папанин, а руководителем первой советской научной экспедиции – академик Отто Шмидт. В состав экспедиции входили геофизик-метеоролог Евгений Федоров, океанолог Петр Ширшов, радист Эрнст Кренкель. Летным отрядом, доставлявшим на станцию грузы и снаряжение, командовал Михаил Водопьянов. 21 мая 1937 г. самолет советской экспедиции перелетел с острова Рудольфа на дрейфующую льдину в 20 км. от Северного полюса. Однако из-за задержки других самолетов, лишь 6 июня 1937 г. состоятлось торжественное открытие станции «Северный полюс – 1». Четырех полярников-первопроходцев впоследствии стали называть «папанинцами» - по фамилии руководителя станции Ивана Папанина. 19 февраля 1938 года папанинцы были эвакуированы, так как руководство страны беспокоилось за их безопасность – жизнь полярных исследователей неоднократно находилась под угрозой вследствие разломов льдины. Всем участникам экспедиции Папанина были присвоены высокие звания Героев Советского Союза.

Покорители "Царства Льда". Россия празднует День полярника


Но лишь в 2013 году, уже в постсоветской России, был введен День полярника. С инициативой создания нового праздника выступил Артур Николаевич Чилингаров – один из известнейших и старейших российских полярников. Чилингаров является одним из четырех россиян, награжденных одновременно высокими званиями Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации. Звание Героя Советского Союза Артур Николаевич Чилингаров получил в 1986 году – «за образцовое выполнение задания по высвобождению научно-исследовательского судна «Михаил Сомов» из льдов Антарктики, умелое руководство судами при спасательных операциях и в период дрейфа и проявленные при этом мужество и героизм». В 2008 г. ему было присвоено звание Героя России – «за мужество и героизм, проявленные в экстремальных условиях, и успешное проведение Высокоширотной арктической глубоководной экспедиции». В ходе этой экспедиции, проведенной в 2007 году, впервые в истории люди достигли дна в точке Северного полюса. 2 августа 2007 г. были совершены погружения двух аппаратов «Мир». В состав экипажа «Мир-1», первым погрузившегося на глубину и достигшего дна, находились пилот – доктор технических наук Анатолий Сагалевич, доктор географических наук и президент Российской ассоциации полярников Герой Советского Союза Артур Чилингаров, депутат Государственной Думы РФ Владимир Груздев. В экипаж «Мир-2» входили российский пилот – инженер Евгений Черняев, шведский полярник Фредерик Паулсен и гражданин Австралии Майк Мак-Дауэлл – руководитель туристической компании «Deep Ocean Expeditions».

Покорители "Царства Льда". Россия празднует День полярника


Сегодня полярником может стать представитель одной из востребованных в Арктике или Антарктике профессий. Начальник РАЭ Валерий Лукин в одном из интервью подчеркнул, что полярник – не профессия, а образ жизни. Чтобы стать полярником, надо хорошо владеть своей профессией и быть способным реализовывать свои навыки и квалификацию в условиях Арктики и Антарктики. Полярники – это моряки и летчики, метеорологи и гидрологи, океанологи и зоологи, врачи и электрики, системные администраторы и водители, представители многих других профессий. Конечно, очень большое значение для полярников имеет физическое здоровье. Но самое главное – это смелость, решительность и умение взаимодействовать в небольшом коллективе, не конфликтуя с коллегами – полярниками и не дезорганизуя его работу.
Автор: Илья Полонский

Использованы фотографии: https://fadm.gov.ru

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 13
  1. казак волгский 21 мая 2016 07:19
    Героические Люди! С праздником Герои Высоких Широт!
  2. sub307 21 мая 2016 07:22
    Поздравляю всех причастных!
    "Почему День Полярника празднуется в мае? Дело в том, что именно 21 мая 1937 года начала работу первая научно-исследовательская дрейфующая станция "Северный полюс", которая позднее была названа "Северный полюс-1" ("СП-1"). Та самая станция, где команда первопроходцев-ученых во главе с Иваном Папаниным два года дрейфовала по Северному Ледовитому океану. Результатом этой беспрецедентной экспедиции стали научные открытия, которые определили судьбу Русской Арктики.
    Так что День полярника – это праздник не только учёных, которые занимаются полярными исследованиями. Это праздник каждого гражданина России, ведь Арктика – это наши богатства и недра, фактор стабильности страны".
    1. ОлегV 21 мая 2016 07:28
      Полярники – это моряки и летчики, метеорологи и гидрологи, океанологи и зоологи, врачи и электрики, системные администраторы и водители, представители многих других профессий.


      Всех с праздником.
      Здоровья вам и вашим близким !
      Побольше вам солнечных дней и поменьше полярных ночей.
      1. dauria 21 мая 2016 09:03
        Когда-то поразила книга о экспедиции Седова. Она написана фотографом и художником экспедиции Пинегиным с уникальными фото и судна "Св. Фока" , и пейзажей (той же бухты Ваенга 1913 года) и людей. К сожалению, нашлась только вот эта версия книги- http://royallib.com/author/pinegin_n.html
        В ледяных просторах. Экспедиция Г. Я. Седова к северному полюсу (1912–1914) Вообще поступок беспримерной верности слову- Седов пошёл к полюсу, имея корм для собак только в одну сторону, с двумя матросами и больной воспалением лёгких. Наверное, отлично понимал, что шансов ничтожно мало. И ведь пошёл...
  3. Reptiloid 21 мая 2016 07:29
    С праздником, уважаемые полярники!Покорители холода.


    Было обидно,что в 90е годы было не до Арктики.Зато сейчас возвращаемся!
  4. Шалтай 21 мая 2016 08:31
    Работающих в полярных широтах с праздником , системных администраторов, снабженцев и кухработников в частности .

    "Только полярники продолжают исследовать и покорять труднодоступные в силу климатических условий районы нашей планеты."

    По меньшей мере необдуманное высказывание .

    "а известные ученые, включая П.С. Семенова Тянь-Шанского"

    В данном конкретном случае , известность ботаника достигнута не как ученого , а самопиарщика .
  5. Шалтай 21 мая 2016 08:52
    "практически без связи с внешним миром." Поди радиовыолны в полярных широтах не передаются , а почтовые голуби длинной полярной ночью не могут найти правильное направление .
    В общем от тех кто спит ко льду спиной , привет полярникам и с праздником !
    Но насчет некоторых моментов по тексту , не смог сдержаться от сарказма .
  6. Шульц 21 мая 2016 09:22
    Всех участников южно-северо- полюсных экспедиций с праздником возвращения российского флага в потерянные в годы лихолетья русские пределы. Удачи Вам братья и особенный поклон нашим женщинам-полярницам!
  7. alex71 21 мая 2016 11:15
    Был я у полюса, работал. СП-33, 2004 г.
    С праздником!
  8. Верден 21 мая 2016 13:41
    Учился в советские времена в школе на Арбате. И как-то раз занимаясь по квартирам сбором макулатуры (кто помнит, проводились такие мероприятия), наша компания позвонила в одну из арбатских квартир. Дверь открыл Иван Дмитриевич Папанин. Был он тогда уже далеко не молод, но вполне узнаваем. Таких людей страна знала в лицо. Запросто пригласил нас к себе, угощал чаем с конфетами, показывал альбомы с фотографиями... Много лет прошло с тех пор, а вот - запомнилось. Удивительные люди, не ищущие особых благ и комфорта! С праздником!
  9. тундряк 21 мая 2016 17:20
    Цитата: Шалтай
    кухработников в частности .

    Самая главная профессия, ведь от них зависит превратится вахта в каторгу или нет.
    laughing На себе испытал.
  10. Шалтай 21 мая 2016 18:05
    Цитата: тундряк
    Самая главная профессия, ведь от них зависит превратится вахта в каторгу или нет.
    На себе испытал.

    Тоже в курсе о чем пишу . Бывает так , что во льдах сок из свежеотжатых на месте гранатов , и не турецких больших но безвкусных , а настоящих - таджикских .Еще бывает , что если на кухне котлеты , то рады будут только собаки . Шутки - шутками но чем умнее воруют снабженцы и кухари , тем вахтовикам приятней .Но работать на кухне , хоть на антарктической станции все-же не тянет на героическое занятие . wink
  11. Игорь В 21 мая 2016 22:03
    Как там у полярников? "Никто не готовит таких квалифицированных грузчиков, как наши советские медицинские ВУЗы!" smile Ну, за полярников!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня