Огнеметный танк Pz.Kpfw.III (Fl), Германия

Первые немецкие огнеметные танки Flammpanzer II Flamingo впервые приняли участие в боях летом 1941 года. Несмотря на все ожидания, эта техника не смогла показать себя в качестве надежного и эффективного средства ведения войны. По этой причине работы по новым проектам огнеметных танков замедлились. Тем не менее, последующие события вновь показали необходимость создания и использования подобной техники. Ответом на новые вызовы стал огнеметный танк Pz.Kpfw.III (Fl).

Летом 1942 года началась Сталинградская битва, в ходе которой войскам приходилось воевать в условиях городской застройки. До определенного времени немецкая армия пыталась использовать имеющиеся вооружения, но в дальнейшем появилось предложение о создании новых систем. В ноябре 42-го, по результатам первых месяцев городских боев, было решено вернуться к тематике огнеметных танков. Главным недостатком такой техники, ограничивавшим ее эффективность на полях сражения, была невысокая дальность метания огнесмеси. В городских условиях, однако, дальность стрельбы не более 40-50 м могла быть достаточной.

К разработке нового проекта и последующему строительству огнеметных танков были привлечены несколько фирм. Главным подрядчиком при этом назначалась Wegmann, которой предстояло не только обеспечить разработку новой техники, но и наладить выпуск серийных машин. Также в проекте участвовали несколько других предприятий, задачей которых было производство отдельных комплектующих.


Огнеметный танк Pz.Kpfw.III (Fl), Германия
Единственный сохранившийся Pz.Kpfw.III (Fl). Фото Wikimedia Commons


В качестве базы для перспективной боевой машины с огнеметным вооружением был выбран серийный средний танк Pz.Kpfw.III, что привело к появлению соответствующего обозначения Pz.Kpfw.III (Fl) или Flammpanzer III. Выбранный танк активно использовался немецкими войсками и имел приемлемые характеристики. Кроме того, уже имелся большой опыт строительства различной специальной техники на базе такого танка, что в определенной мере облегчало разработку нового проекта, постановку машины в серию и последующую эксплуатацию. Серийные огнеметные танки планировалось строить на базе машин Pz.Kpfw.III модификации «M».

Новым проектом огнеметного танка предлагалось подвергать базовые машины некоторым переделкам с изъятием одних агрегатов и установкой других. В частности, огнемет новой модели должен был устанавливаться на месте штатного артиллерийского вооружения. Внутренние объемы боевого отделения, соответственно, высвобождались для размещения баков с огнесмесью и других агрегатов нового оружия. Подобные предложения требовали переработки некоторых частей базового танка, одновременно с этим позволяя использовать часть агрегатов в исходном виде.

Избранный способ модернизации серийного танка позволил сохранить существующий корпус, внеся в его конструкцию минимальные изменения. Машина Pz.Kpfw.III (Fl) должна была сохранять сварной броневой корпус с защитой от 50 мм (лоб) до 10 мм (крыша). Кроме того, в новом проекте было предложено использовать дополнительное бронирование. На лобовых деталях корпуса машины должны были закрепляться дополнительные листы толщиной по 30 мм. С учетом основных особенностей боевой работы огнеметных танков такая модернизация позволяла значительно повысить живучесть машины.

Огнеметный танк Pz.Kpfw.III (Fl), Германия
Общий вид машины. Фото Aviarmor.net


Компоновка корпуса, в целом, оставалась прежней. Под защитой лобовых листов находился отсек с агрегатами трансмиссии, за которым располагалось отделение управления. Модернизированное боевое отделение с новым составом оборудования помещалось в центре корпуса. Корма отдавалась под двигатель. В ходе модернизации доработкам фактически подвергся только центральный отсек корпуса, в котором помещалось боевое отделение.

Проект модернизации серийных танков подразумевал сохранение существующих силовой установки и трансмиссии. По этой причине огнеметный так должен был сохранять двигатель Maybach HL 120TRM мощностью 300 л.с. Использовалась шестискоростная коробка передач. Трансмиссия передавала крутящий момент на ведущие колеса, расположенные в передней части корпуса.

В целях упрощения производства новый огнеметный танк сохранил ходовую часть базовой машины на основе шести опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской на каждом борту. Танк получал передние ведущие и задние направляющие колеса. Также предусматривалось по три поддерживающих ролика на каждом борту.

Все агрегаты огнемета предлагалось размещать внутри доработанного боевого отделения. Танк базовой конструкции лишился 50-мм пушки и укладок для ее снарядов. Кроме того, из башни удалили места экипажа, за исключением командирского. Сама конструкция башни при этом не дорабатывалась. Защита башни обеспечивалась лобовым листом толщиной 57 мм и 30-мм бортами. Кроме того, сохранялась броневая маска для дополнительной защиты.

Огнеметный танк Pz.Kpfw.III (Fl), Германия
Отличия башен базового танка и огнеметной машины. Рисунок Tehnikapobedy.ru


Вместо пушки на доработанных креплениях предлагалось устанавливать брандспойт огнемета. Это устройство имело калибр 14,5 мм, достаточный для правильного выброса нужного количества огнесмеси. При этом было предложено прикрыть брандспойт металлическим кожухом большего «калибра», имитировавшим пушку. Таким образом, трубчатый агрегат огнемета помещался внутри полутораметрового защитного кожуха. Механизм поворота башни позволял стрелять в любом направлении, углы возвышения менялись в пределах от -8° до +20°.

На месте укладок для артиллерийских снарядов внутри боевого отделения поместили два бака для хранения огнесмеси общим объемом 1000 л. Баки оснащались двойными стенками, между которыми должна была циркулировать вода из системы охлаждения двигателя. Объединение системы охлаждения с баками позволяло прогревать смесь перед применением до оптимальных температур. Кроме того, имелся трубопровод, соединявший охлаждение двигателя с брандспойтом. Перед стрельбой ствол последнего также следовало прогревать во избежание образования пробок из загустевшей огнесмеси. По расчетам авторов проекта, огнемет танка Pz.Kpfw.III (Fl) мог стрелять при температурах окружающего воздуха до -22°C. На предварительный прогрев баков и брандспойта перед стрельбой требовалось около пяти минут.

Выброс смеси из огнемета должен был производиться при помощи сжатого воздуха, для чего в комплекс вооружения ввели специальный компрессор. В качестве его основы был использован мотоциклетный двигатель фирмы DKW мощностью 3 л.с. В ходе выстрела в системе подачи огнесмеси должно было возникать давление порядка 15 МПа, достаточное для правильного выброса жидкости в направлении цели. Для зажигания использовалась электрическая система, смонтированная на брандспойте.

Огнеметный танк Pz.Kpfw.III (Fl), Германия
Огнеметный танк с дополнительной защитой. Фото Aviarmor.net


По имеющимся данным, огнемет нового танка мог работать в двух режимах. Первый подразумевал залп длиной 1 с, при котором выбрасывалось 8 л огнесмеси. В таком случае 1000-литрового «боекомплекта» хватало на 125 выстрелов. Также предусматривалось ведение двухсекундных залпов с использованием 12,5 л смеси в каждом. При этом повышенный расход смеси приводил к сокращению возможного количества выстрелов до 80. Давление в огнемете позволяло выбрасывать огнесмесь на дальность до 50-55 м. При наличии попутного ветра или разницы в высоте между танком и целью максимальная дальность стрельбы могла достигать 55-60 м.

В ходе переделки базовый танк должен был лишаться основного орудия, однако пулеметы оставались на своих местах. Один пулемет MG 34 должен был оставаться в спаренной установке с огнеметом, а второй, как и ранее, крепился в амбразуре лобового листа корпуса. Общий боекомплект двух пулеметов составлял 3750 патронов. Также огнеметный танк Flammpanzer III получил два строенных дымовых гранатомета на скулах башни. С учетом предполагаемого приближения к противнику на минимальное расстояние машина нуждалась в дополнительных средствах маскировки.

Экипаж базового танка состоял из пяти человек, тогда как огнеметной версией должны были управлять лишь трое. В передней части корпуса, в отделении управления, помещались механик-водитель (слева) и стрелок-радист (справа). Они располагали собственными люками в крыше корпуса и имели возможность наблюдать за обстановкой при помощи смотровых приборов. При этом стрелок-радист должен был поддерживать связь с другими экипажами при помощи радиостанции FuG 5 (на командирских танках – FuG 5 и FuG 2), а также управлять передним пулеметом.

Следить за обстановкой на поле боя, искать цели и применять огнемет должен был командир-наводчик, располагавшийся на единственном рабочем месте в боевом отделении. При помощи имеющихся оптических приборов командир должен был находить цели, также в его обязанности входили стрельба из огнемета и пулемета, а также выполнение различных операций по обслуживанию основного оружия.

Огнеметный танк Pz.Kpfw.III (Fl), Германия
Стрельба из огнемета. Фото Mg-tank.ru


За счет демонтажа одного оборудования и установки другого огнеметный танк новой модели почти не отличался по габаритам и весу от базовой машины. Длина с учетом брандспойта и его кожуха составляла 6,4 м, ширина не превышала 3 м, высота – 2,5 м. Модернизация привела к некоторому росту боевой массы. Так, Pz.Kpfw.III Ausf.M весил 22,7 т, тогда как его огнеметная модификация – 23 т.

Сохранение основных весовых параметров и отсутствие доработок силовой установки не привели к изменению подвижности машины. Максимальная скорость огнеметного танка составляла 40 км/ч, запас хода – до 150 км. Сохранилась возможность подъема на склоны и стенки, а также преодоления неглубоких водных преград вброд.

Первый опытный огнеметный танк новой модели был собран и выпущен на испытания в январе 1943 года. Примечательно, что к этому времени немецкая группировка в Сталинграде уже была взята в окружение, а до ее капитуляции оставались считанные дни. Тем не менее, развитие проекта, созданного по итогам первых этапов Сталинградской битвы, продолжалось. Неудачи на Восточном фронте не привели к остановке работ.

В ходе полигонных проверок в начале 1943 года было установлено, что новый огнеметный танк Pz.Kpfw.III (Fl) полностью соответствует предъявленным требованиям и может быть принят на вооружение. В начале февраля машину официально приняли на вооружение, после чего стартовало серийное производство. Первый заказ на огнеметные танки подразумевал сборку и поставку сотни машин.

Огнеметный танк Pz.Kpfw.III (Fl), Германия
Использование огнемета. Фото Wikimedia Commons


Уже в феврале 1943 года фирма Wegmann получила от завода MIAG требуемые 100 средних танков Pz.Kpfw.III Ausf.M, которые вскоре были оснащены новым оборудованием. Заказ был полностью выполнен в апреле того же года. По некоторым данным, в дальнейшем сборка огнеметных танков могла продолжиться, однако этого не произошло. Войска получили лишь сотню таких машин.

В войсках огнеметные танки сводились во взводы численностью по семь машин. Подобные огнеметные взводы передавались в ведение танковых полков, которым требовалась поддержка в тех или иных операциях. По имеющимся данным, к концу 1943 года огнеметные Flammpanzer III имелись в составе 1-й, 6-й, 11-й, 14-й и 24-й танковых дивизий, воевавших на территории Советского Союза. Кроме того, некоторое количество таких машин получила дивизия Großdeutschland. Также огнеметные танки были поставлены 16-й и 26-й танковым дивизиям, расквартированным в Италии.

В ходе боев новые огнеметные танки показали неоднозначные результаты. В пределах населенных пунктов, для которых характерны малые дистанции боя, подобная техника показывала высокую эффективность боевой работы. Кроме того, огнеметное и пулеметное вооружение позволяло бороться с живой силой и незащищенной техникой. Характерной чертой Pz.Kpfw.III (Fl), как и других огнеметных танков, было психологическое воздействие на солдат противника. Струи огня, выпускаемые бронемашинами, выглядели крайне пугающе и негативно сказывались на боевом духе.

Тем не менее, такой эффект огнеметные танки оказывали лишь на пехоту, не усиленную артиллерией или танками. Характеристики советских танковых и полевых орудий позволяли поражать танки Pz.Kpfw.III (Fl) задолго до их выхода на дистанцию ответной стрельбы из огнемета. Удачное попадание, в свою очередь, приводило к возгоранию огнесмеси, что не оставляло машине и ее экипажу шансов на выживание. Кроме того, гибель танкистов приводила к падению боевого духа их коллег. Таким образом, боевая работа огнеметных танков, несмотря на некоторые положительные особенности, была связана с высочайшими рисками.

Огнеметный танк Pz.Kpfw.III (Fl), Германия
Серийный Flammpanzer III ведет стрельбу. Фото Wikimedia Commons


По результатам первых месяцев использования в войсках огнеметные танки Pz.Kpfw.III (Fl) сочли неэффективными. Имевшийся рост характеристик в сравнении с предыдущей техникой аналогичного назначения не мог компенсировать недостатки, присущие самой концепции огнеметного танка. Дальнейшую массовую эксплуатацию танков Flammpanzer III сочли нецелесообразной.

В начале 1944 года появился приказ о перестройке сохранившихся машин Pz.Kpfw.III (Fl) в стандартные танки с пушечным вооружением. Известно, что такую «обратную» модернизацию прошли 35 танков. Одновременно с этим некоторое количество огнеметных машин предлагалось отремонтировать и оставить в строю. К ноябрю 44-го десять танков прошли ремонт и были сведены в 351-ю огнеметную танковую роту. Остальная техника этой модели, по-видимому, была уничтожена в боях или стала трофеем противника.

Известно, что 351-я огнеметная танковая рота продолжала воевать почти до самого конца боев в Европе. В момент капитуляции Германии это подразделение состояло в составе Судетской армейской группы. В связи с окончанием войны техника роты была передана победителям в качестве трофеев.

После завершения Второй мировой войны в Европе необходимость в огнеметных танках существующих типов отпала. Из-за этого все остававшиеся в наличии машины Pz.Kpfw.III (Fl) были утилизированы за ненадобностью. До нашего времени дожил только один образец такой техники. В свое время эта машина воевала на территории Италии и была захвачена американскими войсками. Вскоре трофей доставили на Абердинский полигон для проверок. Позже машину передали одному из немецких музеев, где она и находится до сих пор.


По материалам:
http://armor.kiev.ua/
http://mg-tank.ru/
http://aviarmor.net/
http://tehnikapobedy.ru/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 2
  1. казак волгский 24 мая 2016 07:09
    Спасибо за Цикл! Не ново но интересно и познавательно.
  2. Сергей-8848 24 мая 2016 19:49
    Выбранный метод подачи огнесмеси был ущербен ещё глядя из окопов Первой Мировой войны. Те, кто решил его навесить на танки после 20-х годов, - прожектёры (или идеалисты, или конъюнктурщики). Изобретателя (да их всех сразу) - в танк и против огневой точки на её подавление, на расстояние 15 м. Но - сначала попытаться добраться до этой самой дистанции.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня