Страна Сауда. Как Саудовская Аравия превратилась в ближневосточную державу

20 мая 1927 г. Великобритания официально признала политический суверенитет Королевства Неджд и Хиджаз — крупного государства на Аравийском полуострове, возникшего в результате покорения султанатом Неджд нескольких более мелких государств региона и в 1932 году, после присоединения еще трех государственных образований, переименованного в Королевство Саудовская Аравия. В мире 20 мая считается Днем независимости Саудовской Аравии — государства, играющего очень заметную роль в современной мировой политике. Между тем, еще 89 лет назад, до того, как на территории Саудовской Аравии были найдены обширные месторождения нефти, это была периферия Ближнего Востока — отсталые и очень бедные земли, раздираемые бесконечными межплеменными и межклановыми войнами.

Страна Сауда. Как Саудовская Аравия превратилась в ближневосточную державу

На самом деле, история государства Саудитов (Саудидов) началась гораздо раньше — в первой половине XVIII века. Тогда в Центральной Аравии отсутствовало единое государство, а за доминирование в оазисах сражались различные бедуинские племена. Разрозненность бедуинов не позволяла им объединить усилия для отражения периодических рейдов войск шерифов Мекки, которые обложили центральноаравийские племена и оазисы данью. Еще большую опасность для Аравии представляла могущественная Османская империя, которая формально объявила полуостров своим владением. Именно в качестве протеста против османской экспансии в арабских землях, в середине XVIII века начало формироваться ваххабитское движение. Оно получило свое наименование по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба (1703-1792) — мусульманского богослова из Уяйны (Неджд), выступавшего за возвращение к истинному исламу и строгое соблюдение предписанных для мусульман норм и правил. Естественно, что в первую очередь под определение «неправильных» попадали османы, которые не отличались аскетизмом и воздержанностью. В 1744 г. ибн-Ваххаб обосновался в небольшом городке Эд-Диръия, где нашел поддержку со стороны местного правителя эмира Мухаммеда ибн Сауда (1710-1765) — представителя племени аназа. Проповедник и эмир прекрасно дополнили друг друга. Ибн-Ваххаб приобрел многочисленных сторонников и боевую силу, а Ибн-Сауд — идеологию, позволившую ему объединить прежде разрозненные племена Неджда и выдвинуться на первый план среди прочих эмиров и шейхов Центральной Аравии. Страна Сауда. Как Саудовская Аравия превратилась в ближневосточную державу


Так появился Дирийский эмират или Первое государство Саудитов, которое к середине 1760-х гг. подчинило всю Центральную Аравию, захватив важнейшие города региона — Уяйну, Айяну, Эр-Рияд. К концу XVIII в. Дирийский эмират подчинил себе и Восточную Аравию. Отправленные для усмирения ваххабитов османские войска потерпели поражение и были вынуждены отступить, после чего саудиты предприняли ряд вторжений в Ирак, где в 1802 г. был разгромлен священный для шиитов город Кербела. В 1803 г. саудитами был взята Мекка, а в 1805 г. — Медина и почти весь Хиджаз. С 1805 по 1810 гг. саудиты предпринимали вторжения в Ирак и Сирию, но в 1811 г. они столкнулись с мощным противником — египетским вали (вице-королем) Мухаммедом Али. Египетские войска в 1813 г. отбили Хиджаз, а к 1817 г. оккупировали даже Неджд — эпицентр движения саудитов. В 1818 г. пала столица эмирата город Эд-Диръия. Эмир Абдаллах ибн Сауд был вывезен в Стамбул, где казнен путем обезглавливания.

Первое государство Саудитов фактически прекратило свое существование. Но уже спустя три года, в 1821 г., новое антиосманское восстание под руководством Турки ибн Абдаллаха вспыхнуло в Эр-Рияде. В 1824 г. было создано Второе государство Саудитов. Оно просуществовало до начала 1890-х годов, когда на Аравийском полуострове серьезно укрепились позиции соперников Саудитов — клана ар-Рашиди, которые и уничтожили Второе государство Саудитов. Проиграв в борьбе за власть, семья Саудитов была вынуждена бежать в Кувейт. Фактический контроль над Недждом получили члены клана ар-Рашиди, правившие в эмирате Джебель-Шаммар.

Девять лет Саудиты находились в изгнании в Кувейте, где накапливали силы для реванша. К этому времени у них появился новый сильный и волевой лидер — молодой Абдул-Азиз аль-Сауд, называемый также Ибн-Сауд (1880-1953). В 1902 г. 22-летний Абдул-Азиз аль-Сауд вторгся в Неджд, где достаточно быстро смог захватить Эр-Рияд. Но сдавать свои позиции без боя семья Рашиди не собиралась — она запросила помощь у Османской империи, которая не была заинтересована в возвращении Саудитов. Стамбул отправил в Неджд экспедиционный корпус, но он потерпел поражение и был вынужден покинуть Центральную Аравию.

Как и его предок Мухаммад ибн-Сауд, Абдул-Азиз опирался на сочетание военно-политических действий с утверждением «чистого ислама». В 1912 г. им было основано братство Ихванов, в которое призывали вступить все бедуинские племена Неджда. От ихванов Абдул-Азиз требовал создания земледельческих колоний — «хиджр», полного подчинения эмиру — имаму и тотального отказа от любых контактов с иноверцами и с мусульманами, живущими в европейских колониях. Жители ихванских поселений были одновременно и земледельцами, и воинами, поскольку в случае объявления войны мобилизовывались в военные отряды. Уже в 1915 г. в составе братства числилось не менее 60 000 человек.

Страна Сауда. Как Саудовская Аравия превратилась в ближневосточную державу К 1912 г. под властью Абдул-Азиза оказалась вся Центральная Аравия. Эмират Неджд, которым правил Абдул-Азиз, заручился поддержкой Британской империи. Англичане рассматривали Саудитов как естественный противовес влиянию Османской империи в регионе, а поскольку за спиной Османской империи к этому времени стояла набиравшая силу Германия, для Лондона было крайне важно не допустить возвращения османов на Аравийский полуостров. Именно британские власти в конечном счете и оказали главную поддержку арабам, сражавшимся в начале ХХ века против Османской империи. К моменту распада Османской империи на полуострове образовалось пять независимых государств: Хиджаз, Неджд, Джебель-Шаммар, Асир и Йемен. В 1921 г. войска Абд аль-Азиза аль-Сауда нанесли сокрушительное поражение отрядам Рашиди и захватили эмират Джебель-Шаммар. После этого эмир Неджда провозгласил себя султаном, а эмират Неджд был преобразован в султанат с тем же названием.

Главным соперником Саудитов на Аравийском полуострове после поражения Рашиди оставалась влиятельная династия Хашимитов, правившая в Хиджазе. Короля Хиджаза Хусейна ибн Али отличали экспансионистские и гегемонистские устремления — будучи правителем Хиджаза, на территории которого находились священные для мусульман Мекка и Медина, и пользуясь падением Османской империи, Хусейн ибн Али в марте 1924 г. провозгласил себя новым халифом правоверных (прежде этот титул по традиции принадлежал султану Османской империи). Но в планы Великобритании, которая после распада Османской империи претендовала на ведущую роль в ближневосточной политике, не входило объединение мусульман — арабов под властью Хусейна ибн Али. В большей степени в Лондоне благоволили Саудитам, которые рассматривались как выгодный союзник, не имеющий серьезных экспансионистских планов. В результате, пользуясь поддержкой Великобритании, султанат Неджд напал на Хиджаз. Непродолжительная война завершилась поражением Хиджаза.

После поражения Хашимитов в 1925 году было создано Королевство Неджда и Хиджаза, которое одним из первых, в 1926 году, признал Советский Союз. Знали бы советские руководители в то далекое время, что признают государство, которое на многие десятилетия станет одним из важнейших идеологических противников и геостратегических препятствий на пути к расширению советского влияния на Ближнем Востоке. Тем более — противником жестким и обладающим развитыми политическими, финансово-экономическими и военными связями с Великобританией и США. 20 мая 1927 года Великобритания также признала Королевство Неджд и Хиджаз.
Между тем, на завоевании Хиджаза король Абдул-Азиз не остановился. На Аравийском полуострове оставалось еще несколько фактически независимых владений, которые он намеревался подчинить своей власти — Эль-Хаса, Эль-Катиф и Асир. Эль-Хаса располагается в северо-восточной части Аравийского полуострова, недалеко от Катара. Эль-Катиф также находится на востоке Аравии — на берегу Персидского залива, а большую часть населения в нем и сейчас составляют шииты. Наконец, Асир был наиболее внушительным из этих владений.

Эмират Асир в 1906 г. основал Мухаммад ибн Али аль-Идриси. Формально территория Асира тогда входила в состав вилайата Йемен Османской империи, но фактически контролировалась местными племенными вождями. В 1909 г. аль-Идриси поднял мощное восстание против османов, заставившее османское руководство к 1910 г. признать Мухаммада ибн Али правителем Асира. 3 августа 1917 года Мухаммад провозгласил себя эмиром независимого эмирата Асир, после чего был признан Великобританией. Однако, после того, как в 1923 г. Мухаммад ибн Али скончался, между его родственниками началась борьба за власть. В 1926 г. сын покойного эмира Али был свергнут своим дядей Хасаном. Междоусобицы серьезно ослабили и без того весьма рыхлый эмират. В апреле 1925 г. часть эмирата была захвачена имамом соседнего Йемена, после чего 21 октября 1926 г. эмир аль-Хасан подписал договор о протекторате Королевства Неджд и Хиджаз над эмиратом Асир. В соответствии с текстом договора, Асир признавал главенство Королевства Неджд и Хиджаз в вопросах внешней политики. Однако вскоре эмир аль-Хасан решил восстановить свою власть над Асиром в полном объеме, для чего обратился за помощью уже к Йемену. Тем временем, 23 сентября 1932 года Королевство Неджд и Хиджаз было переименовано в Королевство Саудовская Аравия, чем подчеркивались претензии Саудитов на власть на территории всего Аравийского полуострова. В 1934 г. в состав КСА был включен аннексированный войсками Саудовской династии Асир.

Таким образом, к началу 1930-х гг. под властью Абдул-Азиза оказалась огромная территория — практически весь Аравийский полуостров, за исключением Йемена, Омана и группы эмиратов Персидского залива. Но, в то же время, у Саудитов установились весьма сложные и противоречивые отношения с руководителями других арабских государств. Саудовская Аравия оказалась в своеобразной изоляции, вызванной старыми обидами монархов Ирака и Иордании — они происходили из Хашимитской династии, которую Саудиты вытеснили из Хиджаза. Постоянные территориальные споры способствовали сохранению напряженности в отношениях с Йеменом.

Однако, росту влияния Саудовской Аравии на Арабском Востоке, а затем и шире — в мусульманском мире, способствовало обнаружение нефтяных месторождений. В 1933 г. американские нефтяные компании начали разведку месторождений нефти на территории Саудовской Аравии, после которой выяснилось, что земли страны скрывают колоссальные запасы нефти. Король Саудовской Аравии передал основные права на разработку нефтяных месторождений американской компании «АРАМКО». Доходы от экспорта нефти, при этом, поступали непосредственно королевской семье Саудитов. По мере роста прибыли от экспорта нефти, стал серьезно пополняться и бюджет Саудовской Аравии. К началу 1950-х гг. Саудовская Аравия превратилась в самое богатое государство на Ближнем Востоке, а королевская семья Саудитов заняла прочные позиции среди самых богатых семей мира.

Солидные финансовые возможности существенно изменили роль и место Саудовской Аравии в международной политике. Прежде всего, страна превратилась в крупнейшего спонсора религиозных исламских организаций, действующих во всех концах света, а также стала оказывать финансовую помощь многим мусульманским странам Азии и Африки, включая и достаточно одиозные режимы вроде Иди Амина Дада в Уганде или Мохаммада Сиада Барре в Сомали. В то же время, на всем протяжении «холодной войны» между СССР и социалистическим блоком с одной стороны, США и союзниками с другой стороны, Саудовская Аравия оставалась важнейшим геополитическим партнером США в арабском мире.

В ХХ веке за идеологическое влияние в арабском мире боролись две главные идеологии — светский арабский национализм с «левым» социалистическим оттенком (к нему тяготели Египет во время правления Насера, Сирия, Ирак, Ливия и ряд других государств) и религиозно-фундаменталистский традиционализм, поддерживаемый Саудовской Аравией и, в меньшей степени, эмиратами Персидского залива. США и Великобритания, опасаясь распространения советского влияния на Ближнем Востоке через утверждение светских арабских националистических режимов, ставили на Саудовскую Аравию и религиозных фундаменталистов. Жесткий традиционалистский режим в Саудовской Аравии позволил сохранить в стране политическую систему, в которой не было места современным политическим партиям, левой идеологии, светской культуре.

Прочные связи между Саудовской Аравией и Западом сохранились и после распада Советского Союза. Саудовская Аравия сыграла ключевую роль в ликвидации последних светских националистических режимов арабского мира в Ираке, Йемене, Ливии, Египте, но в Сирии столкнулась с серьезным сопротивлением сторонников Башара Асада, поддерживаемых Россией. Тем не менее, несмотря на то, что фактически Россия и Саудовская Аравия находятся по разные стороны баррикад на Ближнем Востоке, саудовские руководители — достаточно частые гости в Москве, так как без участия Саудовской Аравии сложно представить себе современную ближневосточную политику.

В то же время, в самой Саудовской Аравии скопилось множество нерешенных политических проблем, которые неизбежно проявят себя, причем в достаточно обозримом будущем. Речь идет о этноконфессиональных проблемах — 15% населения страны составляют шииты, отношения которых с властями королевства очень напряженные, о миграционной ситуации — в Саудовской Аравии проживает большое количество мигрантов из Африки и Южной Азии, что также создает дополнительные социальные риски. Наконец, существует социально-политическое недовольство политикой правящей династии и среди арабского населения страны.
Автор: Илья Полонский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 17
  1. svp67 20 мая 2016 07:02
    Как Саудовская Аравия превратилась в ближневосточную державу
    Спасибо за информацию. Но как то не совсем понятен смысл названия. Получается, что ранее СА - была какой то иной державой, дальневосточной что ли?
    1. Reptiloid 20 мая 2016 07:18
      Просто ,наверно речь о том,что она ,держава,достигала своего теперешнего державного состояния постепенно.А при некоторых условиях могла бы и не достигнуть.
      А вот была статья про смерть ихнего принца непонятно отчего.Что-то прояснилось может?
    2. SpnSr 20 мая 2016 23:05
      Цитата: svp67
      Как Саудовская Аравия превратилась в ближневосточную державу
      Спасибо за информацию. Но как то не совсем понятен смысл названия. Получается, что ранее СА - была какой то иной державой, дальневосточной что ли?

      сначала племена населяющие са, входили в состав атаманской «империи», ПОСЛЕ ЕЕ РАЗВАЛА, ПЫТАЛИСЬ СЕБЯ ОБЪЯВИТЬ ХОЗЯЕВАМИ ОСМАНСКАЯ, НО ЗАПАДНЫЕ ПАРТНЕРЫ НЕБЫЛИ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В БОЛЬШОЙ И СИЛЬНОЙ ОСМАНСКОЙ ДЕРЖАВЕ, И ПРИЛОЖИЛИ ВСЕ УСИЛИЯ НА ДРОБЛЕНИЕ ЕЕ ТЕМ ИЛИ ИНЫМ СПОСОБОМ НА БОЛЕЕ МЕЛКИЕ ГОСУДАРСТВА, КСТАТИ В ЭТОМ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ И РОМАНОВЫ! ВЗЯТЬ ХОТЯБЫ БОЛГАРИЮ И МНОГИХ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ БАЛКАН И КАВКАЗА, ПОКА НЕ ОСТАЛАСЬ МАЛЕНЬКАЯ ТУРЦИЯ. А ЧТОБЫ НЕ ВОЗНИКЛА ВОЗМОЖНОСТЬ ОБРАТНОГО ВХОЖДЕНИЯ ВРАЖДУЮЩИХ ПЛЕМЕН ОПЯТЬ В ОСМАНСКУЮ ИМПЕРИЮ, ДОЛЖНА БЫЛА БЫТЬ СОЗДАНА ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ, ОПЯТЬ ТАКИ НЕ БЕЗ УЧАСТИЯ ЗАПАДНЫХ ПАРТНЕРОВ....
      И ТЕПЕРЬ ПОДОБНЫЙ СЦЕНАРИЙ ИСПОЛЬЗУЮТ НА БЫВШИХ РЕСПУБЛИКАХ СССР, И ЕСТЬ БОЛЬШАЯ ПЕРСПЕКТИВА, ПОКРАЙНЕЙ МЕРЕ КАРТУ ОНИ УЖЕ ПОКАЗАЛИ, А НАШИ БЕЛОЛЕНТОЧНИКИ ЕЕ ПОДХВАТИЛИ! И НЕБЫЛО НИКАКИХ ДРЕВНИХ, ОЧЕНЬ ДРЕВНИХ ГОСУДАРСТВ, ВСЕ ОНИ БЫЛИ СФОРМИРОВАНЫ НА РУБЕЖЕ 16-20 ВЕКОВ, А МНОГИЕ ПОСЛЕ СВОЕГО СОЗДАНИЯ БЫЛИ РАЗДРОБЛЕННЫ НА БОЛЕЕ МЕЛКИЕ ГОСУДАРСТВА!
  2. сурож 20 мая 2016 07:40
    Ага, противоречия есть, не так уж они монолитны. Хотелось бы продолжения в этом ключе.
  3. глаголъ 20 мая 2016 09:34
    Ислам вообще, а фундаменталистский-в осбенности,- самая депрессивная и агрессивная религия в мире.В исламе главенствует принцип покорности.Иерархия во всём, начиная от отношений между полами и кончая государственными.Только вред во всём мире от этой "религии".
    1. MAGA 20 мая 2016 11:36
      Цитата: глаголъ
      Ислам вообще, а фундаменталистский-в осбенности,- самая депрессивная и агрессивная религия в мире.В исламе главенствует принцип покорности.Иерархия во всём, начиная от отношений между полами и кончая государственными.Только вред во всём мире от этой "религии"

      Ответь сколько людей убили мусульмане и сколько христиане? - потом делай вывод от какой религий вреда больше. Я тебе напомню что Карл Великий сказал кто не примет христианство тот падет от меча, исчезли не мало народов.
      Испанцы находили удовольствие в изобретении изощренных жестокостей и пыток. Они построили виселицу, достаточно высокую, чтобы повешенный мог касаться земли пальцами ног, чтобы избежать удушения, и повесили таким образом тринадцать индейцев, одного за другим, в честь Христа Спасителя и его апостолов. Пока индейцы были еще живы, испанцы испытывали на них остроту и прочность своих мечей, вскрывая одним ударом их грудь, чтобы были видны внутренности, а были и такие, которые делали и худшие вещи. Затем, на их иссеченные тела наматывали солому и сжигали заживо. Один солдат поймал двух детей года по два, проткнул им горло кинжалом и бросил их в пропасть. "Лас Касас, как и другие, высказывает мнение, что больше всего в странных белых людях с больших кораблей таинос поразило не их насилие, даже не их жадность и странное отношение к собственности, но скорее их холод, их душевная черствость, отсутствие в них любви". (Kirkpatrick Sale. The Conquest of Paradise. p. 151.)
      И это даже не 1% а 0,001% зверств христиан, читай и делай выводы.
      1. Anglorussian 21 мая 2016 01:14
        Вывод простой-ты просто сам муслим.
        И это даже не 1% а 0,001% зверств христиан, читай и делай выводы.
      2. altel 21 мая 2016 03:35
        Мага,не вступай в спор с подобными людьми.Будь выше их.У нас в КЗ про таких говорят "вчера еще жопу не мыли.а сегодня лезут учить"
      3. Ратник2015 24 мая 2016 19:57
        Цитата: MAGA
        Я тебе напомню что Карл Великий сказал кто не примет христианство тот падет от меча, исчезли не мало народов.

        Товарищ, назовите хотя бы один народ, истреблённый Карлом Великим ? Сразу скажу - саксонцы до сих пор живут и здравствуют.

        Цитата: MAGA
        и повесили таким образом тринадцать индейцев, одного за другим, в честь Христа Спасителя и его апостолов.
        Ну не богохульствуйте, а просто почитайте что творили якобы мирные простые ацтеки или инки в своих землях с такими же индейцами, и всё станет ясно. Или неясно. Тогда посмотрите фильм "Апокалипто" Мэла Гибсона.
    2. MAGA 20 мая 2016 11:39
      Православные инквизиции даже превзошли католические по жестокости.

      - 1071 г. — Убийство волхвов в Киеве ("и вринуша его беси в ровъ", Переяславский летописец) . В том же году - в Ростово-Ярославской земле и в Новгороде восстания против произвола, творимого христианскими крестителями. В Ростове - Ян Вышатич пытал, а затем казнил волхвов. Лаврентьевская летопись: "Восстали два волхва близ Ярославля. И пришли на Белозеро, и было с ними людей 300. В то время случилось прийти от Святослава собирающему дань Яню, сыну Вышатину. Янь же повелел бить их и вырывать у них бороды. Когда их били и выдирали расщепом бороды, спросил их Янь: что же вам молвят Боги? Они же ответили: так нам Боги молвят: не быть нам живым от тебя. И сказал им Янь: то они вам правду поведали. И схватив их, убили и повесили на дубе".
      - 1069-76 г. — "Усмирение" славяно-финских язычников Белоозера Яном Вышатичем. "Повесть Временных Лет" и Летописец Переяславля-Залесского. В это же время князь Глеб Святославич и епископ Федор учиняют резню язычников в Новгороде.
      - 1091 гг. — Подавление волхвов в Ростове ("волхв погибе вскоре") - Переяславский Летописец.
      - XII век — Правила митрополита Иоанна: не давать причастия тому, кто ходит по волхвам.
      Это ныне кажется "несущественным", однако в те времена данная мера являлась вполне серьезным средством выключения гражданина из общественной жизни, наносила ущерб его чести и делала такового гражданина изгоем или "диссидентом".
      - XII век. — Изуверской жестокостью славился ростовский епископ Федор. Летописец говорит о нем, что он "немилостивый был мучитель, одним головы рубил, другим глаза выжигал и языки резал, иных распинал на стене и мучил немилостиво" (Полное собрание русских летописей) .
      - 1227 г. — Новгород, четыре волхва были приведены на архиерейский двор и там сожжены: "изжьгоша волхвов четыре на Ярославлъ дворе" с разрешения архиепископа. Никоновская Летопись.
      - 1285 г. — Кормчая книга. "отлучать от церкви тех, кто ходят к волхвам и обавникам".
      - 1375 г. — Новгород. Казнь еретиков-стригольников.
      - 1411 г. — Псков. Сожжены 12 "вещих жонок" (колдуний, ведьм) .
      - 1490 г. — Собор требовал смертной казни еретиков, Иван III воспрепятствовал.
      - Начало XVI века — Казнь Фомы, двоюродного брата Дмитрия Тверетинова (иконоборцы) .
      - 1504 г. — собор постановил сжечь Ивана Волка-Курицина, Дмитрия Коноплева и Ивана Максимова в клетке, что и было осуществлено.
      - 1515 г. — Сожжено и уничтожено более 500 ведьм. (!)
      - 1505 г. — Поучения против язычества в "Грамоте митрополитов Фотия и Даниила", "Домострой" и "Стоглав" предписывают наказания волхвов и тех, кто знается с кудесниками.
      - XVI век — Новгородский епископ пишет митрополиту Зосиме: "Ано фрязове по своей вере како крепость держат! Сказывал ми посол цесарев про шпанского короля, как он свою землю очистил, и аз тех речей и список к тебе посылал - завидки берут и хочется перенимать опыт у инквизиции... "
      - 1682 г. (апрель) — сожжение Аввакуума, Лазаря, Федора, Епифания.
      - 1682 г. (5 июля) — сожжение священника Никиту Добрынина и других.
      - 1684 г. — Указ Иоакима: раскольников пытать, если не покорятся - казнить сожжением. Предусмотрена была и казнь за укрывательство. Стефан Яворский: "Еретиков достойно и праведно есть убивать, самем еретика полезно есть умерети, и благодеяние тем бывает, егда убивается".
      - 1716 г. — для старообрядцев введены двойные подати; с 1726 - четверные.
      Вот это как раз показывает нетерпимость христианской церкви к другим верованиям и попытка любыми средствами заставить их «прийти в лоно церкви» .
      Ведь для людей, живущих своим трудом – четверные подати равносильны смерти.
      1. Sarmat149 20 мая 2016 12:38
        Бред сивой кобылы. Это если MAGA просто глупец. А если не глупец, то ...? То чей-то адепт.
        1. MAGA 20 мая 2016 13:00
          Цитата: Sarmat149
          Бред сивой кобылы. Это если MAGA просто глупец. А если не глупец, то ...? То чей-то адепт.

          Прежде чем так смело писать укажи где написана глупость? Где неправда?
          1. Sarmat149 20 мая 2016 13:23
            В данном случае диалога не будет. Ваше высказывание про православные инквизиции фактически является демагогией. Я считаю, что Вы знаете, что это такое. Я с Вами не согласен. Вашу информацию считаю вредной и лживой, полностью. Что ещё надо сказать?
            Да, в любом случае Вы будете отстаивать то, что Вы написали. Всё.
            1. MAGA 20 мая 2016 14:24
              Цитата: Sarmat149
              В данном случае диалога не будет. Ваше высказывание про православные инквизиции фактически является демагогией. Я считаю, что Вы знаете, что это такое. Я с Вами не согласен. Вашу информацию считаю вредной и лживой, полностью. Что ещё надо сказать?

              Где она лжива? Или не христиане ли погубили Святослава? Если это ложь - то ложь легко опровергается.
              1. anodonta 20 мая 2016 19:06
                Цитата: MAGA
                не христиане ли погубили Святослава?

                Формально нет! Ибо Святослава убили то ли язычники, то ли ерётики печенеги. А то что, христианская Ромейская Империя им за это заплатила... Знаете ли, кто не пойман, тот не вор! yes
          2. Ратник2015 24 мая 2016 20:00
            Цитата: MAGA
            Прежде чем так смело писать укажи где написана глупость? Где неправда?

            В ответ на чушь о якобы существовавшей "православной инквизиции" задам один вопрос - знаешь ли ты о например "палаче зиндиков" в исламских странах ? и чем занималась служба которую они возглавляли ? или в мечетях об этом не говорят ?
    3. altel 21 мая 2016 03:54
      На востоке Украине сейчас и сегодня люди с иконами и крестами на шеях убивают друг друга.У немцев на пряжках было выбито "с нами бог" и вместе с другими жителями Европы они уничтожили 27 млн. советских граждан.Обе мировые войны развязывали христиане.Атомную бомбу сбросили христиане Америки на Японию.Крестовые походы начинали христиане.Христианский Запад бомбил Югославию,Ирак,Ливию,Афганистан,Сирию.А когда в Европу пошли беженцы оттуда,начали возмущаться.Президент США на Библии приносит присягу и после этого дает "зеленый свет голубым на регистрацию браков.Епископы в Европе венчают педерастов и сами эти увлекаются.Легализуют аборты.Объявляют извращенцев больными людьми и поэтому их нельзя наказывать..А все вместе о "плачут о правах "и их нарушениях в исламских странах.Все это называется по-христиански лицемерием.Господин глаголъ и англорусский человек.Помойте свои пальцы,прежде чем показывать ими на кого-то
  4. soroKING 20 мая 2016 10:13
    у них досих пор на площади головы рубят angry
    1. MAGA 20 мая 2016 12:36
      Смертная казнь есть в США, была в СССР. Многие хотят что бы смертная казнь вернулась, я лично хочу что бы за педофилию казнили.
      1. Anglorussian 21 мая 2016 01:12
        Там за критику правителства тоже..того..Причем казнй преврашена в зрелише.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня