Алексей Маресьев. История настоящего человека

Ровно 100 лет назад, 20 мая 1916 года, в городе Камышине родился прославленный советский летчик Алексей Петрович Маресьев, чей подвиг лег в основу книги «Повесть о настоящем человеке», вошедшей в курс советской школьной литературы. В Советском Союзе не было, наверное, ни одного человека, который не слышал бы об этом летчике-истребителе. Совершенный им в годы Великой Отечественной войны подвиг и сегодня живет в памяти людей. Благодаря книге Бориса Полевого Маресьев вошел в сознание людей как эталон «настоящего человека». Под этим высоким званием он навсегда будет вписан в историю нашей страны.

Алексей Маресьев останется в народном сознании благодаря нечеловеческой выдержке и воле к жизни. Совершенный им подвиг был достоин и отдельной книги, и снятого по ней позднее фильма. После 18-дневного возвращения к своим ползком по лесу, обморожения и ампутации обеих ног этот человек не сломался и не сдался. Он не только встал на протезы, но и вернулся в авиацию: само по себе это было сродни чуду. Но Маресьев не просто вернулся в небо, он вернулся в истребительную часть, продолжив вести бой за свободу и независимость своей Родины.

Алексей Петрович Маресьев появился на свет 20 мая 1916 года в городе Камышине Саратовской губернии. Алексея и двух его братьев, Петра и Николая, воспитывала мать. Отец будущего летчика, прошедший сражения Первой мировой войны, умер от последствий многочисленных ранений, когда Алексею было всего три года. В детские годы Маресьев не отличался особым здоровьем, мальчик часто болел и перенес тяжелую форму малярии, последствием которой стал ревматизм. Алексея мучили страшные боли в суставах, а соседи его семьи шептались между собой о том, что долго он не протянет. Однако от отца, которого Алексей практически не знал и не помнил, ему достались в наследство огромная сила воли и упрямый характер.


Алексей Маресьев. История настоящего человека


После окончания 8 классов средней школы в Камышине Алексей Маресьев получил специальность токаря по металлу в местном училище при лесозаводе. Здесь же он начал свою трудовую деятельность. Дважды в это время он подавал документы в летное училище, но оба раза их возвращали назад, ссылаясь на его здоровье. В 1934 году Камышинский райком комсомола направил будущего героя на строительство города Комсомольска-на-Амуре. Именно на Дальнем Востоке без отрыва от работы Алексей начал заниматься в аэроклубе, все-таки реализовав свою тягу к небу, которая возникла в нем еще в детстве.

В 1937 году его призвали в армию. Первоначально он служил в 12-м авиапогранотряде, расположенном на острове Сахалин, но затем был переведен в 30-ю Читинскую школу военных летчиков, которую в 1938 году перевели в Батайск. Батайское авиационное училище имени А. К. Серова Маресьев окончил в 1940 году, получив на выходе звание младшего лейтенанта. После окончания обучения в училище он был оставлен в нем в качестве инструктора. Именно в Батайске Маресьев встретит начало Великой Отечественной войны.

После начала войны летчика отправили на Юго-Западный фронт, где он воевал в составе 296-го истребительного авиаполка. Свой первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога. Первые месяцы войны были для всей Красной Армии и советской авиации очень непростым временем. Немцы превосходили советских пилотов в накопленном опыте, в уровне владения техникой, на которой они летали достаточно давно, в качестве самолетов. Маресьева спасло то, что он был тогда уже опытным летчиком. И хотя он не записал на свой счет в 1941 году воздушных побед, он остался жив. Позднее прославленный советский ас Александр Иванович Покрышкин говорил, что тот, кто не воевал в 1941-1942 годах, не знает настоящей войны.

Свой первый немецкий самолет, транспортник Ju-52, он сбил в начале 1942 года. В марте 1942 года Алексей Маресьев был отправлен на Северо-Западный фронт, к этому моменту на его счету было уже 4 сбитых немецких самолета. Именно здесь произошел воздушный бой, который навсегда изменит его жизнь.

Алексей Маресьев. История настоящего человека


Весной 1942 года между озерами Селигер и Ильмень советские войска возле неприметного городка Демянска окружили примерно 100-тысячную группировку немецких войск, которая не думала сдаваться, оказывая организованное и очень сильное сопротивление. 4 апреля 1942 года в районе этого так называемого «Демянского котла» во время вылета по прикрытию бомбардировщиков в бою с немецкими истребителями самолет Як-1 Маресьева был подбит. Он пытался совершить вынужденную посадку в лесу, заприметив там подходящее озеро. Однако его самолет зацепился шасси за верхушки сосен и перевернулся. Самолет упал в глубокий снег, а сам летчик получил достаточно тяжелые ранения, но остался жить.

Целых 18 суток повредивший ступни ног летчик сначала на покалеченных ногах, а затем и ползком пробирался к линии фронта. Съев по пути бортовой паек, он питался тем, что удавалось найти в лесу: корой деревьев, ягодами, шишками. Ситуация казалась безнадежной: оказавшийся посреди бескрайнего и глухого леса в одиночестве, с поврежденными ногами летчик просто не знал, куда ему следует идти, а точнее, ползти. Как он остался в итоге жив, неизвестно никому. Алексей Петрович никогда не любил вспоминать эту историю и старался не рассказывать о ней. По его словам, им двигало в тот момент неукротимое желание жить.

В итоге он все-таки выбрался к своим. Возле деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района его заметили отец и сын, местные жители. Так как летчик к тому моменту уже не откликался на вопросы, отец и сын из боязни вернулись назад в деревню, думаю, что перед ними немец. Лишь позднее еле живого летчика обнаружили дети из той же деревни — Саша Вихров и Серёжа Малин, которые определили, что перед ними советский летчик, и при помощи отца Саши отвезли раненого пилота на подводе в свой дом. Жители деревни ухаживали за Маресьевым больше недели, но тому нужна была квалифицированная медицинская помощь. В первых числах мая возле деревни приземлился самолет, и Маресьева переправили в госпиталь в Москву.

Алексей Маресьев. История настоящего человека


На этом история Алексея Петровича могла подойти к концу. К моменту доставки в Москву летчик находился уже в критическом состоянии, у него была гангрена. При этом раненых в госпитале было довольно много, поэтому привезенного летчика-истребителя как практически безнадежного уложили на каталку в коридоре. Здесь во время совершения обхода на него случайно обратил внимание профессор Теребинский, который в итоге спас ему жизнь. Правда, заплатить за это пришлось ампутацией обеих ног в области голени. Другого выхода просто не было, у Маресьева к тому моменту начала развиваться несовместимая с жизнью гангрена.

Ампутация обеих ног, казалось бы, ставила жирную точку на карьере летчика. Однако Маресьев не собирался сдаваться. Он не смирился с мыслью, что ему придется расстаться с небом, приняв для себя решение — вернуться в авиацию и снова летать любой ценой. Приняв это, он начал практически сразу же тренироваться: ходить, бегать, прыгать и, конечно, танцевать. Правда, учиться заново танцевать ему пришлось не с медсестрами в госпитале, которые боялись, что он отдавит им ноги своими бесчувственными протезами, а с соседями по больничной палате, которые специально на время тренировок надевали на себя рабочие сапоги.

Всего за 6 месяцев интенсивных тренировок Алексей Маресьев научился ходить на протезах так, что только редкий человек мог приметить в его походке что-то необычное. Он продолжал тренироваться и в санатории, куда был отправлен в сентябре 1942 года. Уже в начале 1943 года комиссия записала в личном деле старшего лейтенанта: «Годен во все рода авиации». Пройдя медицинскую комиссию, он был направлен в Ибресинскую летную школу (Чувашия). В феврале того же года летчик совершил свой первый полет после тяжелого ранения. Помогал ему в этом начальник летной школы Антон Федосеевич Белецкий, который сам летал с протезом вместо правой ноги.

Только за то, что после аварийной посадки и гибели своего самолета летчик 18 дней выбирался из валдайских лесов, его поступок можно было смело назвать подвигом. Однако гораздо более поразительным было то, что после ампутации обеих ног Маресьев не только не сломался, но и добился просто невероятных результатов: преодолев массу административных и медицинских барьеров, он вернулся в строй.

Алексей Маресьев. История настоящего человека


До фронта Маресьев добрался вновь в июне 1943 года, попав в состав 63-го Гвардейского истребительного авиаполка. Первоначально в полку Маресьеву не давали летать на боевые задания. Командир полка просто не отпускал летчика в бой, так как обстановка в небе над полем будущей Курской битвы была крайне напряженной. Алексей очень сильно переживал эту ситуацию. В итоге ему посочувствовал командир одной из эскадрилий полка А. М. Числов. Он взял Маресьева на пару боевых вылетов. В итоге несколько удачных вылетов в паре с Числовым помогли исправить ситуацию, доверие к летчику в полку возросло.

20 июля 1943 года во время воздушного боя с превосходящими силами немцев Маресьев спас жизни двум советским летчикам, сбив сразу два немецких истребителя Fw.190, которые прикрывали пикирующие бомбардировщики Ju.87. Благодаря этому боевая слава Алексея Маресьева разлетелась по всей 15-й воздушной армии и по всему фронту. В 63-й истребительный авиаполк зачастили корреспонденты со всей страны, среди которых был и Борис Полевой, автор будущей книги «Повесть о настоящем человеке».

Удивительно в этой истории и то, что, вернувшись в боевую часть после ампутации обеих ног, Маресьев сбил 7 боевых самолетов, доведя свой список воздушных побед до 11 вражеских машин. Тогда же он был удостоен звания Героя Советского Союза. В 1944 году Алексей согласился на предложение стать инспектором-летчиком и перейти из истребительного авиаполка в управление вузов ВВС. Сам летчик честно признавался в том, что нагрузки в полетах только росли, и переносить их ему становилось все труднее и труднее. При этом Маресьев никогда не отказывался от боевых вылетов, но и не жаловался, когда ему предложили новое место работы. В итоге в июне 1944 года гвардии майор Алексей Маресьев принял предложение стать инспектором.

Всего за время Великой Отечественной войны Маресьев совершил 86 боевых вылетов, сбив 11 немецких самолетов: 4 до ранения и 7 — после. На военной службе он находился до 1946 года, пока не вышел в отставку по состоянию здоровья. При этом бывший летчик-истребитель старался поддерживать себя в очень хорошей физической форме. Человек, лишившийся на войне ног, увлекался коньками, лыжами, плаванием и велосипедом. В итоге он даже сумел установить рекорд в санатории под Куйбышевом, переплыв здесь Волгу (2200 метров) за 55 минут. Свои последние вылеты на самолете (учебном У-2) Маресьев совершил в начале 1950-х годов, работая инструктором спецшколы ВВС в Москве.

Алексей Маресьев. История настоящего человека


Алексей Петрович Маресьев стал тем самым человеком, про которого можно говорить вся жизнь — подвиг. Тем более что уже после войны он все равно приносил очень большую пользу ВВС страны, занимаясь процессом подготовки будущих летчиков. Кроме того, начиная с 1956 года, когда был образован Советский (а позднее Российский) комитет ветеранов войны и военной службы, полковник в отставке Маресьев возглавлял его. Он находился на этом общественном (но по-своему также боевом посту) до последних дней своей жизни.

Алексей Петрович, несмотря ни на что, прожил достаточно долгую жизнь. Каким-то образом ему удалось преодолеть последствия и тяжелого детства, и полученного во время войны ранения. 18 мая 2001 года в Театре российской армии должен был пройти торжественный вечер, посвященный 85-летию Алексея Маресьева. Он как раз собирался прибыть на это мероприятие, когда его сразил инфаркт, он был доставлен в реанимацию одной из московских клиник, но спасти его жизнь врачи не смогли. В итоге торжественный вечер в его честь начали с минуты молчания.

Часто бывает так, что человек, который становится прототипом книжного персонажа, в жизни не дотягивает до созданного писателем образа. Однако Маресьев живой пример обратного. Он всей своей жизнью доказал, что книга «Повесть о настоящем человеке» — это не красочный миф, а реальная история, которая рассказывает о большом мужестве и непревзойденной силе духа этого человека.

В честь столетия со дня рождения Героя Советского Союза и прославленного летчика Алексея Петровича Маресьева на его малой родине в городе Камышине будет открыт Центр патриотического воспитания, а также состоится парад с участием авиагрупп «Русские витязи» и «Стрижи», сообщает ТАСС. Имя Алексея Маресьева будет присвоено самолету МЧС России и одной из новых улиц Волгограда. Помимо этого, памятные мероприятия, посвященные юбилейной дате, пройдут в Москве, Тверской и Нижегородской областях, а также в других регионах России. В свою очередь, Российское военно-историческое общество продолжит поиск истребителя Як-1, на котором в 1942 году летчик был сбит во время воздушного боя в районе «Демянского котла».

По материалам из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 51
  1. EvgNik 20 мая 2016 06:28
    "Повесть о настоящем человеке" была настольной книгой моих сыновей.
    1. Владимирец 20 мая 2016 06:38
      Цитата: EvgNik
      "Повесть о настоящем человеке"

      Раньше в школе изучали. recourse
      1. казак волгский 20 мая 2016 10:34
        увы убрали......... вопрос почему?
        1. Стропорез 20 мая 2016 12:10
          Цитата: казак волгский
          увы убрали......... вопрос почему?

          "-Но ведь ты же советский человек
          настаивал Комиссар.

          - Советский человек,- машинально повторил Алексей, всё ещё не отрывая глаз от заметки; потом бледное лицо его осветилось каким-то внутренним румянцем, и он обвёл всех изумлённо радостным взглядом."

          http://russkay-literatura.ru/polevoj-b/48-b-polevoj-p
      2. Офицер запаса 20 мая 2016 10:52
        Наш пионерский отряд носил имя Алексея Маресьева. Это была очень высокая честь.
  2. Red_Hamer 20 мая 2016 06:34
    Вот он реальный герой! Нам своих героев выдумывать не надо! Светлая память!
    1. svp67 20 мая 2016 08:16
      Цитата: Red_Hamer
      Вот он реальный герой! Нам своих героев выдумывать не надо!

      Правильно!!! Нам их вспоминать надо, ведь Марасьев был не одинок...
      1. амурец 20 мая 2016 08:50
        Да их надо помнить!Не только А.Маресьева,а всех кто совершил невозможное и вернулся в авиацию.http://allaces.ru/ginnes/inv.php
        1. alstr 20 мая 2016 13:20
          В свое врем, читал, что около 50 человек в СА кроме Маресьева, воевали с различными травмами от отсутствия конечностей до переломов. К сожалению, редко кто из них получил звание ГГС, хотя самим фактом - они заслужили это звание.
          К конечно в судьбе Маресьева сыграла большую роль повесть.
          1. Верден 20 мая 2016 15:16
            К конечно в судьбе Маресьева сыграла большую роль повесть.
            Звание Героя Маресьев получил в 1943 году не за то, что воевал без ног, а за количество сбитых вражеских самолётов. В то время звезду давали за 10 сбитых. А судьбу свою этот человек сделал сам. И публичной славы не искал никогда.
  3. дядя Мурзик 20 мая 2016 06:41
    да были Люди,настоящие герои!поклон им до земли!
  4. Reptiloid 20 мая 2016 06:50
    Маресьев ----пример того,что,человек может преодолеть все преграды!Советский человек!
    Книгу прочитал в 10 лет,очень переживал.Одна из самых любимых книг.
    1. svp67 20 мая 2016 08:22
      Цитата: Reptiloid
      Маресьев ----пример того,что,человек может преодолеть все преграды!Советский человек!

      Соглашусь, что это действительно люди из иного "теста", но увы и в других армиях, не только РККА воевали безногие и получившие иные увечия летчики, в том числе и в Люфтваффе
    2. Prometey 20 мая 2016 21:14
      Цитата: Reptiloid
      Маресьев ----пример того,что,человек может преодолеть все преграды!Советский человек!

      Всё же правильней было бы называть его русский человек.
      1. Reptiloid 21 мая 2016 00:45
        По Вашей фразе видно,что Вы либо забыли книгу и фильм,либо хотите исправить слова книги.А это неправильно.Ведь там эта фраза есть.Возможно,я должен был её в " ...." оформить.Ну,там и про другого лётчика естественно упоминается.
  5. Knizhnik 20 мая 2016 07:26
    Настольная книга детства. Интересно, какие любимые книги у нынешних мальчишек?
    1. Алекс 20 мая 2016 22:57
      Цитата: Knizhnik
      Настольная книга детства. Интересно, какие любимые книги у нынешних мальчишек?

      Гарри Поттер... В моем классе есть уникумы (10-й, кстати), которые его на память знают. А вот про Маресьева, Колобанова, Павличенко и слыхом не слыхивали.
  6. qwert111 20 мая 2016 08:00
    Неоднократно смотрел фильм и читал книгу о Маресьеве и каждый раз открываешь для себя что-то новое. В школах сейчас, это все надо показывать и рассказывать ребятам!
  7. dsm100 20 мая 2016 08:19
    Вот это Человек, Человек с большой буквы. В школьной программе уже не изучают это произведение, а жаль. Хотя большинство наших детей (школьников)и не прониклись бы мужеством и героизмом этого человека. Многие школьники даже не знают дат начала и окончания ВОВ. У большинства подростков на уме только: планшет, компьютер, xbox, всё что угодно только не книги.
    1. Kenneth 20 мая 2016 08:27
      С первой частью полностью согласен, а что касается второй, то бумажные книги - вчерашний день.
      1. амурец 20 мая 2016 11:32
        Цитата: Kenneth
        С первой частью полностью согласен, а что касается второй, то бумажные книги - вчерашний день.

        В сети много библитек,где можно скачать хорошие книги. А если стоит читалка формата FB то всегда можно настроить программу так как тебе удобно.У меня ноутбук настроен так, что перед глазами открытая книга.Особенно это удобно когда болеешь.
        1. негодяй 21 мая 2016 08:12
          Цитата: амурец
          .У меня ноутбук настроен так, что перед глазами открытая книга.Особенно это удобно когда болеешь.

          Доброго Вам здравия, мил человек. И никогда не болеть!
      2. негодяй 20 мая 2016 18:31
        Цитата: Kenneth
        . . . то бумажные книги - вчерашний день.

        В электронных версиях есть возможность сделать "нужные" правки, в бумажных изданиях эта возможность есть только при переиздании книги.
        Как-то раз купил в магазине "Конёк-горбунок" Ершова, пришёл домой и начав читать был сильно удивлён, т. к. отсутствовало приблизительно 20% текста (знаю наизусть), в конце книги была пометка "с сокращениями". Зачем? Ведь там каждое лыко в строку.
        Сказку Пушкина "О попе и Балде" по настоянию церковников переиздали под названием "Сказка о купце и его работнике Балде". Совсем оборзели. Пробная версия вышла 2 или 3 года назад тиражом 5000 экз.
        Но электронную версию легче подправить.
        Как бы не добрались демокрасты-рехворматоры и до "Повести о НАСТОЯЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ" и не опошлили подвиг воли и духа . Это у них получается лучше всего почему-то.
        1. Алекс 20 мая 2016 23:01
          Да дело не в том, какой вариант - бумажный или электронный - лучше. ИМХО, у каждого есть и достоинства и недостатки. Проблема в том, что нынешнее поколение не читает в принципе, они в состоянии поглощать только видео-ряд, да и то не слишком напряжный. Пара-тройка человек на сотню - как приятное исключение, которое только подчеркивает общую серость.
  8. Kenneth 20 мая 2016 08:25
    Сэр Ду́глас Ро́берт Стю́арт Ба́дер (англ. Douglas Robert Steuart Bader; 21 февраля 1910 — 5 сентября 1982) — полковник Королевских военно-воздушных сил Великобритании (КВВС), ас Второй мировой войны. Потерял обе ноги в авиационной аварии, но продолжал летать и участвовал в боевых действиях. Одержал 20 личных побед, 4 в группе, 6 личных неподтвержденных, одну групповую неподтверждённую и повредил 11 самолётов противника.
    1. Spitfire 20 мая 2016 09:27
      Цитата: Kenneth
      Сэр Ду́глас Ро́берт Стю́арт Ба́дер (англ. Douglas Robert Steuart Bader; 21 февраля 1910 — 5 сентября 1982) — полковник Королевских военно-воздушных сил Великобритании (КВВС), ас Второй мировой войны. Потерял обе ноги в авиационной аварии, но продолжал летать и участвовал в боевых действиях. Одержал 20 личных побед, 4 в группе, 6 личных неподтвержденных, одну групповую неподтверждённую и повредил 11 самолётов противника.


      Пол Брикхилл "Безногий ас". Читается очень легко, рекомендую.
      1. Kenneth 20 мая 2016 10:55
        Читал. Особенно поразили вполне рыцарские отношения с противником. В отличии от того что творилось между СССР и Германией.
      2. 1рл141 20 мая 2016 12:53
        Цитата: Spitfire
        Цитата: Kenneth
        Сэр Ду́глас Ро́берт Стю́арт Ба́дер (англ. Douglas Robert Steuart Bader; 21 февраля 1910 — 5 сентября 1982) — полковник Королевских военно-воздушных сил Великобритании (КВВС), ас Второй мировой войны. Потерял обе ноги в авиационной аварии, но продолжал летать и участвовал в боевых действиях. Одержал 20 личных побед, 4 в группе, 6 личных неподтвержденных, одну групповую неподтверждённую и повредил 11 самолётов противника.


        Пол Брикхилл "Безногий ас". Читается очень легко, рекомендую.


        А этот сэр Дуглас полз 18 дней по лесу?Или весь его героизм заключался в том, что без ног летал?Так он не один такой был.Порекомендуйте почитать английским читателям про Маресьева.Интересно, что они Вам скажут?
        1. амурец 20 мая 2016 16:16
          Цитата: 1рл141
          А этот сэр Дуглас полз 18 дней по лесу?Или весь его героизм заключался в том, что без ног летал?Так он не один такой был.Порекомендуйте почитать английским читателям про Маресьева.Интересно, что они Вам скажут?

          Хочу только добавить Захар Сорокин.Не буду ничего больше добавлять.В день юбилея А.Маресьева это вроде не этично просто дам ссылку.
          http://publ.lib.ru/ARCHIVES/S/SOROKIN_Zahar_Artemovich/_Sorokin_Z.A..html#001
        2. Kenneth 20 мая 2016 17:23
          Мы оцениваем Маресьева за героизм летчика вернувшегося в строй после тяжелейших травм. То каким образом он выжил относится к его желанию жить и конечно удивительно. Но кстати история экранизированная с Ди Каприо вполне реальна и американец
          Который плавал полтора месяца на резиновой лодке по тихому океану тоже реальна
          1. Alexey RA 20 мая 2016 18:45
            Цитата: Kenneth
            Но кстати история экранизированная с Ди Каприо вполне реальна и американец
            Который плавал полтора месяца на резиновой лодке по тихому океану тоже реальна

            Вспоминается история команды транспорта "Стивен Хопкинс": после того, как их судно погибло в бою с ВСКР "Штир" (нанеся тому смертельные повреждения), 19 оставшихся в живых гражданских и военных моряков пошли на шлюпке с минимальным запасом еды и воды к берегам Бразилии. 2200 миль за 31 день. Из 19 человек выжило 15.
    2. Alexey RA 20 мая 2016 16:26
      Цитата: Kenneth
      Сэр Ду́глас Ро́берт Стю́арт Ба́дер (англ. Douglas Robert Steuart Bader; 21 февраля 1910 — 5 сентября 1982) — полковник Королевских военно-воздушных сил Великобритании (КВВС), ас Второй мировой войны. Потерял обе ноги в авиационной аварии, но продолжал летать и участвовал в боевых действиях.

      Если быть точным, то обе ноги он потерял в результате аварии в 1931 году. После чего восстановил форму и подал документы на восстановление в лётном составе. Бадеру отказали - и уволили в запас. Тогда он решил зайти с другой стороны, и в 1937 вернулся в RAF на наземную должность. И уже с неё, в 1939, пересел в кабину истребителя. smile
  9. dsm100 20 мая 2016 08:36
    Люди которые готовы пожертвовать собой ради своей родины были и будут всегда, тому можно привести массу примеров. Александр Прохоренко в Сирии геройски погиб. Светлая память ему.
  10. Арктидианец 20 мая 2016 09:12
    В детстве раз десять читал повесть о настоящем человеке, Маресьев для меня и тогда и сейчас образец Настоящего Человека.
  11. alexej123 20 мая 2016 09:42
    Это то, что знают многие школьники, учившиеся в СССР. 18.05.2016г., на ТК "Звезда", ведущий А.Маршалл я увидел передачу за Маресьева. Таких фактов я не знал. Оказывается, что во многом, благодаря Маресьеву мы имеем теперь праздник 9 МАЯ, мы имеем памятник Неизвестному Солдату в Александровском Саду, мы имеем гордость за предков. Ведь человек ПРОБИВАЛ эту память своим характером. При Хрущёве, 9 МАЯ сходил на НЕТ. Маресьев и его сподвижники ходили по высоким кабинетам и доказывали, что должен быть всенародный праздник и военный парад. Праздник вернули народу. Пусть Земля Русская ему будет Пухом.
  12. Vladimir 20 мая 2016 10:03
    В детстве тоже любил читать книги о войне ,в то время не было планшетов и прочих штуковин,но предпочтение всегда отдам бумажной книге ,как то более естественнее.Светлая память настоящим героям.
  13. казак волгский 20 мая 2016 10:32
    Великий человек! Великая Повесть ! А из школьной программы - убрали..... считаю неправильно!
  14. Vodrak 20 мая 2016 11:30
    А ему в девяностые на 9 мая администрация носки подарила.... что же мы за люди...
  15. РусланНН 20 мая 2016 11:41
    Повесть о настоящем человеке- одна из любимых книг с детства. Сейчас старшему сыну дал почитать - читал один, потом с младшим. Когда узнали что это реальная история о реальном человеке были потрясены. Побольше таких книг надо детям читать вместо компьютерных игрушек.
  16. sibiryk 20 мая 2016 11:48
    Книга "Повесть о НАСТОЯЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ" прочитанная в детстве, произвела неизгладимое впечатление, предопределила дальнейшую судьбу и выбор профессии, стал военным.
  17. Верден 20 мая 2016 12:10
    Раньше любил бывать в подмосковном Марфино, там, где находится санаторий ВВС, тот самый, в котором герой книги "Повесть о настоящем человеке" учился танцевать "барыню". Маресьев был действительно удивительной личностью. Хороший лётчик, ас по параметрам любых ВВС. Пример для любого, кто не желает мириться с трудностями. Вот только автору маленькое замечание. В статье размещена фотография самолёта Як-9. А Маресьев до ранения летал на И-16, а после, в составе 63-го ГВИАП, на Ла-5.
  18. Гамдлислям 20 мая 2016 12:19
    Статье плюс.
    Но, вот на фотографии (в статье) Як-9.
    Як-1 в зиму 41 - 42, в большей части летали на лыжах, радиостанций не имели.

  19. павлентий 20 мая 2016 12:25
    Да уж гвозди бы делать из этих людей...Видел его, когда он еще жив был, на протезном предприятии в Москве, неприметный такой дядька, но со звездой героя, если бы не рассказали кто это, так бы и не понял
  20. рус-5819 20 мая 2016 13:54
    Цитата: казак волгский
    увы убрали......... вопрос почему?


    Не встраивается в "современную" болонскую систему образования, реформаторы хреновы!
    1. Верден 20 мая 2016 14:50
      Не встраивается в "современную" болонскую систему образования
      Боюсь, тут дело в другом. Ведь, как написал Борис Полевой, герой книги был "советский человек".
  21. tolancop 20 мая 2016 14:01
    Цитата: alstr
    В свое врем, читал, что около 50 человек в СА кроме Маресьева, воевали с различными травмами от отсутствия конечностей до переломов. К сожалению, редко кто из них получил звание ГГС, хотя самим фактом - они заслужили это звание.
    К конечно в судьбе Маресьева сыграла большую роль повесть.

    С моей точки зрения Маресьев совершил не один подвиг, а два. И как-то принято вспоминать о втором - возврате в строй после ампутации ног. И не просто в строй, а на летную работу. Подвиг? Вне всякого сомнения!!! А вот первый его подвиг как-то оказался в тени второго. Зимой, с изувеченными ногами, без продовольствия и без больших шансов на успех 18 суток добираться до своих, не сдаваясь - ИМХО Подвиг (именно так, с большой буквы) ничуть не меньший, чем последующий возврат в строй. Кроме Маресьева летчики без конечностей в войну были, а вот таких, как Маресьев, ИМХО, больше не было. И звание ГСС он ЗАСЛУЖИЛ в полной мере.
  22. Maksud 20 мая 2016 15:12
    В Комсомольске-на-Амуре есть памятник Герою.
    А ко Дню Победы был совершён перелёт в паять о Маресьеве.[media=http://www.dvnovosti.ru/komsomolsk/2016/05/09/50223/]
    [media=http://www.dvnovosti.ru/khab/2016/05/20/50708/]
  23. yuriy55 20 мая 2016 16:54
    Он всей своей жизнью доказал, что книга «Повесть о настоящем человеке» — это не красочный миф, а реальная история, которая рассказывает о большом мужестве и непревзойденной силе духа этого человека.


    Лучше и не скажешь! good
  24. V.ic 20 мая 2016 18:03
    Не икона, но ЧЕЛОВЕК!
  25. Prometey 20 мая 2016 21:12
    Великий человек. После прочтения книги в детстве, других героев у меня не было.
  26. Rubon 21 мая 2016 03:58
    Моя классная учитилка знала Маресьева лично, приносила фотографии, рассказывала про него. Запомнилось мне это с детства. Русский характер !
    1. alexej123 21 мая 2016 20:59
      Да, в школьной программе ещё был рассказ за танкиста "Русский характер" по-моему. Когда, после ранения, обожжённый вернулся домой, а родители его не признали. Мать только сердцем своим почувствовала, что это её сын. Великие времена, Великие Люди.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня