Судостроители не заплывают за 2017 год

21


Ситуация в гражданском судостроении продолжает осложняться: по данным Российского морского регистра судоходства, количество заказов на 2017 год вчетверо ниже, чем в этом году. Эксперты прогнозируют, что, несмотря на снижение объемов производства, стоимость гражданских судов, построенных на верфях России, будет расти и в следующем году. Но проблемы в отрасли могут начаться в 2018 году на фоне заметного сокращения заказов.

По данным Российского морского регистра судоходства (РМРС), в 2016 году российскими судостроителями будет сдано заказчикам 90 гражданских судов, но объем заказов на 2017 год на данный момент не превышает 20 единиц. Об этом вчера на форуме "Морская индустрия России" сообщил глава управления планирования и маркетинга РМРС Георгий Бедрик. Он отметил, что для заключения новых контрактов есть еще полгода, но добавил: "Сейчас мы живем только надеждой". Он пояснил "Ъ", что в ближайшее время должно произойти оживление на рынке рыболовецких судов, портового флота, а также судов класса "река-море". В частности, по словам господина Бедрика, сейчас средний возраст рыбопромыслового флота — 28 лет. "У нас в классе находится 1206 единиц, из которых более 30% (то есть 400 судов) старше 30 лет, это создает хорошую перспективу обновления",— говорит он. Аналогичная ситуация и с портовым флотом: по данным РМРС, в классе свыше 50% судов старше 30 лет. "Эти два сегмента сейчас особенно востребованы и могут принести отрасли наибольшее количество заказов",— пояснил Георгий Бедрик.

По данным агентства "Infoline-Аналитика", в 2016 году будет сдано примерно то же количество судов, что и в 2015-м,— не менее 80. Но их стоимость вырастет по сравнению с 2015 годом более чем в 1,5 раза, до 30 млрд руб. В агентстве отмечают, что причиной этому станет передача ЛУКОЙЛу платформ для месторождения им. Филановского верфью "Красные баррикады" и Астраханским судостроительным производственным объединением (АСПО). В результате доля военных заказов в отрасли в денежном выражении снизится примерно до 75%. В прошлом году впервые за последние шесть лет количество построенных военных кораблей в России превысило число заказов в гражданском судостроении (см. "Ъ" от 1 марта). При этом в стоимостном выражении военное кораблестроение уже с 2013 года опережает гражданское. По данным рейтинга Infoline Shipbuilding Russia Top, стоимость гражданских судов, построенных на верфях РФ, за 2010-2015 годы составила 22,8 млрд руб., за тот же период стоимость военных кораблей достигла 102,6 млрд руб.

Как отмечают в "Infoline-Аналитике", наиболее значимыми заказами 2016 года станут многофункциональное судно снабжения ледового класса Ice15 "Сахалин-2", которое Выборгский судостроительный завод строит для "Совкомфлота", дежурно-спасательное судно ледового класса проекта Aker ARC 121 (на 13 МВт), которое для "Совкомфлота" строит Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), два танкера проекта RST27 класса "Волга-Дон макс" для "БФ Танкер" и три земснаряда для Росморпорта на заводе "Красное Сормово". Что касается перспектив, то в 2017 году количество переданных заказчикам гражданских судов сократится до 40 единиц, но стоимость гражданского заказа составит не менее 60 млрд руб.— вдвое выше уровня этого года. Наиболее значимыми проектами являются плавучая АЭС "Академик Ломоносов", танкер-химовоз на базе проекта RST25, который строит завод "Лотос" для "Волготранса", два дизель-электрических ледокола проекта Aker ARC 130A ледового класса Icebreaker8, которые строит Выборгский завод для "Газпром нефти", и атомный ледокол ЛК-60, который строит Балтийский завод для ФГУП "Атомфлот".

В "Infoline-Аналитике" прогнозируют, что падение объемов строительства гражданских объектов начнется с 2018 года и будет обусловлено отставанием в освоении шельфа при сохранении низкой конкурентоспособности российских судостроителей в сегменте гражданского судостроения. Последняя связана с низким качеством типовых проектных решений, уступающим проектам европейских и азиатских верфей, а также отсутствием серийности, что не позволяет даже при девальвации рубля сформировать привлекательное предложение.
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    21 мая 2016 06:31
    "в ближайшее время должно произойти оживление на рынке рыболовецких судов"

    Для этого надо определить прозрачные и честные правила игры в распределении квот на вылов. Кто будет вкладывать деньги в обновление своего флота, если завтра может остаться без рыбы?
  2. +10
    21 мая 2016 06:32
    К слову - это вот что? Почему катамараны к саммиту апек, новёхонькие в пакетах стоят и гниют?









    1. +4
      21 мая 2016 08:13
      Цитата: DEZINTO
      К слову - это вот что? Почему катамараны к саммиту апек, новёхонькие в пакетах стоят и гниют?

      Не "катамараны", а катамаран. Один. Остальные бегают.
      "Комментируя непростую сложившуюся ситуацию журналистам, руководство "Восточной Верфи" объяснило, что спуск не осуществлен из-за проблем с пропусками для сотрудников "Пасифико Марин".

      - Были проблемы, связанные с выдачей пропусков, так как "Восточная верфь" – предприятие режимное, а "Пасифико Марин" приглашают работать разных людей, иногда к работникам были вопросы. Мы просто пытались добиться порядка. "

      Судя по всему имеет место быть конфликт двух коммерческих организаций, т.е. коммерсы разводят друг-друга на бабло и пока они будут судится "Владивосток" сгниёт на берегу.
      Особенную пикантность ситуации придаёт то, что подрядчик торчит денег заказчику и теперь они бесконечно будут эту сумму друг на друга спихивать.
      http://primamedia.ru/news/apec/29.08.2012/224637/iz-za-sporov-kompaniy-srivayuts
      ya-sroki-sdachi-katamarana-quot-vladivostok-quot.html
      Пятый арбитражный апелляционный суд 24 июля подтвердил расторжение договора между КГУП «Госнедвижимость» и ООО «Пасифико Марин» на строительство пассажирского катамарана и взыскал с судостроителей 110 млн руб. предоплаты и 4,5 млн руб. неустойки за недостроенный катамаран «Владивосток», который компания должна была сдать к саммиту АТЭС. Ответчик с претензиями не согласен, но на судебное разбирательство своих представителей не прислал.
      Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2240321
  3. +5
    21 мая 2016 06:41
    Мне это напомнило сутацию с суперкомпьютерами: при тех же параметрах цена-качесвтва их цена оказалась значительно выше чем у конкурентов, а этом случае апелляции к патриотизму заказчика себе в убыток бесполезны. Тоже самое и судостроением: у нас построить судно выйдет гораздо дороже, чем за рубежом, в той же Корее или в Китае.
    Так что, наблюдаемая в отечественном гражданском судостроении тенденция вполне прогнозируема и закономерна.
    1. +2
      21 мая 2016 08:55
      Так техуровень разный. Корейцы и китайцы ведут жесткую войну в судостроении за лидерство, Япония поотстала. Жесткая конкуренция всегда порождает новые решения, новую технику, новые проекты, лучшие ценовые и временные предложения. Так зачем заказчику рисковать, заказывая на российской верфи, платя больше, получая больший срок с реальным шансом срыва заказа на 1-2 и даже 3 года!? И качество отнюдь не лучше, а комплектующие те-же (двигатели тот же Китай, навигационка и посты вообще стандартизированы).

      Сейчас, даже в Европе в основном строят спецтоннаж - лайнеры, разные сложные обслуживающие корабли, норги прочно держат траулерную отрасль - выпуская лучшие проекты и корабли.

      Реально конкурентный сектор в России - Волго-Дон. Верфи собирающие река-море корабли. Они действительно конкурентные, в основном из-за сложности и дороговизны доставки китайских аналогов. Спецстрой - но его заказывает государство в основном. Нефтянка заказывает из под палки, другие комерсы зазывают, только если государство выступает гарантом и так или иначе компенсирует разницу (квотами или дотациями).

      Но если государство уйдет с заказов спецстроя, перестанет вынуждать нефтегаз заказывать частично в России, перестанет привлекать других частников (квотами или дотациями) - то всех, кроме разве что Пеллы, да верфей Волго-Дона за 3-5 лет рыночек порешает.
      1. 0
        21 мая 2016 11:30
        Было бы где ездить на этом "река-море", нижний Дон стал судоходен весьма условно -нет воды и не предвидится.На гидросистему областными властями "положено" давно и толсто и постепенно все превращается в лягухо-болото.Все хотят получать прибыли,а вот подрасчистить и прокопать желание возникает гораздо реже.С Волгой получше дела,но тоже не всё радостно.
      2. 0
        21 мая 2016 18:27
        И что это за чудо изображено?
        1. 0
          21 мая 2016 21:48
          Цитата: гордый
          И что это за чудо изображено?

          Это новый сейнер норвежского проекта, который Янтарь собрался строить для камчадалов.
  4. +2
    21 мая 2016 06:42
    В России хоть что то строят. Украина, по словам знакомых херсонцев, перебивается ремонтами и крохами, уходящими за бугор...
    1. 0
      21 мая 2016 11:11
      Цитата: Объектив
      В России хоть что то строят. Украина, по словам знакомых херсонцев, перебивается ремонтами и крохами, уходящими за бугор...



      Кстати ремонт российских судов на украинских СРЗ продолжается и сегодня,несмотря на "агрессорство" клятых iв am
    2. +1
      21 мая 2016 14:05
      Цитата: Объектив
      В России хоть что то строят. Украина, по словам знакомых херсонцев, перебивается ремонтами и крохами, уходящими за бугор.



      Украина - сама по себе, ее проблемы - созданные ею же - ей и решать...

      А у нас проблема - не только сохранить свое судостроение, но и развивать его дальше...

      Та же Украина, поступи по умному, в кооперации с Россией много чего из судостроения могла бы сейчас достичь...

      Так что - каждый пусть решает свои проблемы в одиночку...

      P.S. Говоря о том, что у корейцев и китайцев построить дешевле - согласен... Однако, если не обеспечивать заказами свои судостроительные верфи - они сдохнут, да так, что потом уж и не возродишь...
  5. +7
    21 мая 2016 08:14
    Всё потому что в России прибыльности боятся больше, чем убытков, и боятся недаром: стоит только выйти в серьёзный плюс, как тотчас же орды сосателей в лучшем случае. А обычно легко и свободно бизнес отжимают.
    1. 0
      21 мая 2016 15:16
      Воруют не с прибыли, Воруют с убытка?
  6. +2
    21 мая 2016 08:38
    любопытственное дело этот 2018 год, второй раз наблюдаю как эта временная веха становится неким рубежом, к примеру было как то Медведевым заявлено, что повышения налогов до 2018 года не будет, теперь вот ситуация с судостроением...
  7. +2
    21 мая 2016 08:45
    Цитата: sa-ag
    любопытственное дело этот 2018 год, второй раз наблюдаю как эта временная веха становится неким рубежом, к примеру было как то Медведевым заявлено, что повышения налогов до 2018 года не будет, теперь вот ситуация с судостроением...


    Год выборов, перевыборов президента. Чтоб значит думали, кого, куда,чего...
  8. +3
    21 мая 2016 08:52
    "Ъ" в своём репертуаре. Занятость наших верфей строительством военных кораблей выдаёт за "зраду". Понятно, что военные заказы выгоднее коммерческих - это во всем мире так. Достроим военно- морской флот, доберёмся и до гражданского. И рыболовецкий построим. Да и не так уж велика разница в строительстве судов в Китае и у нас. Но в Китае, и это я знаю точно, действует совсем не рыночная система субсидирования экспортных заказов. Да такая, что некоторое оборудование стоило дешевле, чем вдвое тех элементов, из которых оно собиралось. Это стандартная политика Китая по захвату зарубежных рынков и уничтожению конкурентов. Дракоше палец в рот не клади - голову отхватит...
    1. +1
      21 мая 2016 09:47
      Ну, именно занятость всей верфей, это Вы хватили.

      Севмаш, Северная Верфь заняты. Янтарь свободен - там будут мелочь строить для ВМФ + норвежские траулеры. Зеленый Дол сейчас загружен на 65% (Глава предприятия отметил, что завод сейчас имеет "определенную загрузку" до 2018 года. "В целом он сейчас загружен на 65%", - добавил Мистахов.).

      Волго-Дон довольно резко сдулся, пробили планку в 10 заказанных танкеров/сухогрузов (это годовой минимум для Сормово и Окской, чтобы все цеха были загружены). Красное Сормово имеет в пуле 2хRST27 - оба в этом году уже на воде будут, первый спустили для Танкера, а также 2хRST27 для ЦМС, плюс 3 дноуглубительных корабля - головной уже на воде. Больше ничего у них нет. Эти заказы будут добиты в 17 году. Окская Верфь строит 2хRST27, 3хRST54 - первые 2 уже спустила для Танкера. А также строят Яхту для ВМФ. Плюс обеспечивает испытания Эколога (небольшой сборщик отходов и нефти), достраивает пожарный буксир ТГ-17. Это все заказы, даже на 17 год загрузки нет.

      Если Танкер или ЦМС не закажут еще - то будет плохо, а это крупнейшие речные судостроительные предприятия (.

      А есть еще Нобель - который окончательно перешел на судоремонт.
      1. Комментарий был удален.
      2. 0
        21 мая 2016 14:05
        В своем поздравлении с днем образования Тихоокеанского флота главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королев поделился планами на будущее:


        «В 2016 году в пункт постоянной дислокации прибудет атомная подводная лодка проекта «Борей», «Владимир Мономах». Уже принято решение о строительстве для ТОФ серии из шести единиц дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3. Для надводных сил в ближайшей перспективе будет построена серия надводных кораблей нового поколения. Речь идет о шести корветах».

        Вот и 20386 начинает обретать очертания. Надеюсь, он будет удачливей своих братьев 20380.
      3. +2
        21 мая 2016 15:20
        Я так понимаю, что Правительству нужно вернуться к идее "гос.заказа"? Но как же быть с Программой Дворковича "Развитие судостроения 2020"? Там такие перлы есть - обхохочешься! Ха-ха-ха!!!
    2. +3
      21 мая 2016 12:31
      "Понятно, что военные заказы выгоднее коммерческих - это во всем мире так."////

      Заблуждение. Коммерческие заказы во всем мире выгоднее военных. И не только в
      судостроении, а в любой отрасли. И самые высокие технологии сначала развиваются
      в гражданских отраслях, а потом переходят к военным.
      Военные консервативны, боятся нового, любят "проверенные" решения.
  9. +3
    21 мая 2016 09:57
    Вот Вам и передовой капитализм!!! Строим его уже 25 лет, а только все хуже и хуже!!! Не пора ли признать, что топаем не втор направлении и вернуться назад, где у людей была работа, уверенность в завтрашнем дне, все достояния социализма, бесплатное образование, медпункт, 8 часовой рабочий день, ежегодный отпуск, а у страны куча разных кораблей и не самых плохих!!!
  10. 0
    21 мая 2016 10:59
    События зимы-весны 2016 года с пропуском российских дальнобойщиков через Польшу, Украину показали, что нужны паромы, чтобы была возможность обойти неадекватные страны.