Надежная противоторпедная защита – отечественный приоритет

Надежная противоторпедная защита – отечественный приоритет


Сегодня противоторпеды российского корабельного комплекса «Пакет- НК» обладают наиболее высоким, в сравнении с западными образцами, противоторпедным потенциалом, и тем самым обеспечивают надежное поражение атакующих торпед.

Надежная противоторпедная защита – отечественный приоритет

Противоторпеда АТ комплекса «Пакет-НК»


Надежная противоторпедная защита – отечественный приоритет

Противолодочная малогабаритная торпеда МТТ

Надежная противоторпедная защита – отечественный приоритет

Испытания ходового макета противоторпеды на феодосийском полигоне ВМФ, июль 1998 г.

Надежная противоторпедная защита – отечественный приоритет

Выстрел комплекса«Пакет-НК»

Надежная противоторпедная защита – отечественный приоритет

Противоторпеды зарубежных ВМС

Надежная противоторпедная защита – отечественный приоритет

Изменение облика корабельной противоторпедной защиты с противоторпедой «Сиспайдер» в процессе разработки

Надежная противоторпедная защита – отечественный приоритет

Пуск противоторпеды «Трипвайр» с борта авианосца «Джордж Буш»

Исследования по возможности эффективного поражения атакующих торпед противоторпедами были начаты в ГНПП «Регион» во второй половине 80-х годов прошлого века. Их фундаментом стал огромный опыт разработки высокоточных, с высокими тактико-техническими характеристиками, систем самонаведения (ССН) скоростных авиационных противолодочных ракет – АПР-2, АПР-3, получивших высокую оценку не только в морской авиации ВМФ СССР, но и за рубежом.

Развитие цифровых технологий позволило уже во второй половине 1980-х годов поставить вопрос о возможности высокоточного наведения скоростного подводного средства поражения (противоторпеды) на высокоскоростной малоразмерный объект (атакующую торпеду). При этом заказчиком были поставлены крайне жесткие требования по надежности решения задачи противоторпедной защиты (ПТЗ). Выполнение этих требований (поражение торпеды по критерию «разрушения корпуса») требовало обеспечения очень высокой точности наведения и применения мощной боевой части (БЧ).

Первоначально, в конце 1980-х разработка шла на базе отечественной цифровой микроэлектроники, и первый вариант ССН противоторпеды был реализован на ней с некоторыми ограничениями, обеспечивавшими надежное решение задачи поражения торпеды только с борта подводной лодки.

Развитие микроэлектроники позволило уже в начале 1990-х гг. поставить вопрос о возможности эффективного применения противоторпед и для противоторпедной защиты надводных кораблей. В дальнейшем это было реализовано к комплексе «Пакет-НК» (экспортный вариант «Пакет-Э»).

Несмотря на тяжелые для России 1990-е годы, потенциал ГНПП «Регион», под руководством Генерального директора Шахиджанова Е.С., не только был сохранен но и значительно развит. Первые в мире фактические наведения макетных образцов противоторпед на скоростные торпеды-цели были произведены на Феодосийском полигоне ВМФ в 1998 году. Необходимо отметить, что данные испытания были проведены в крайне сложных гидрологических условиях для работы ССН противоторпед. И тем не менее, испытания успешно состоялись с обеспечением наведений на торпеды с высокой точностью, что обеспечивало требование по ТТЗ «разрушения корпуса» атакующей торпеды.

Сегодня в состав комплекса «Пакет-НК» входят:

• малогабаритная противоторпеда АТ;
• малогабаритная торпеда для поражения подводных лодок МТТ;
• пусковая установка;
• гидроакустическая станция обнаружения торпед и целеуказания;
• система управления комплексом.

Комплекс «Пакет-НК» имеет модульную конструкцию и большой модернизационный потенциал. В составе отечественного ВМФ уже не первый год находятся корабли, имеющие эту уникальную систему вооружения.

Представляет интерес сравнение эффективности комплекса «Пакет-НК» с аналогичными изделиями (комплексами) других стран. Разработка активных комплексов ПТЗ с противоторпедами на западе производилась в ФРГ – «Сиспайдер», США – «Трипвайр», Италии и Франции – MU90HK.

Наиболее успешны были разработки ВМС США, завершившиеся в июне 2014 г. впечатляющей демонстрацией реального решения задачи ПТЗ новейшего авианосца «Джордж Буш» от торпед «типа Мк48».

Несмотря на то, что реальные полные тактико-технические характеристики противоторпеды «Трипвайр» ВМС США не раскрывались, следует предположить достижение, высокой скорости и дальности противоторпеды. Предположение основано на том, что в данной противоторпеде применена уникальная и крайне сложная энергоустановка на фториде лития с турбиной замкнутого цикла.

Однако главным критерием для оценки эффективности активного комплекса ПТЗ являются не «табличные показатели» изделий, а надежность решения задачи ПТЗ (уничтожения атакующей торпеды). При всех своих прекрасных показателях по скорости, дальности и компактности, «Трипвайр» несет очень малую БЧ, а выбранная разработчиками компоновка значительно ограничивает маневренные возможности торпеды.

Здесь необходимо еще раз подчеркнуть, не только то, что с самого начала отечественных разработок противоторпед заказчиком был жестко поставлен вопрос обеспечения очень высокой вероятности поражений атакующей торпеды, но и то, что все усилия разработчика (ГНПП «Регион») были направлены на это, и в конечном итоге эти требования были выполнены.

Высокая сложность решения самой задачи наиболее ярко проявилась в ходе разработки активного комплекса ПТЗ «Сиспайдер» (ФРГ), когда разработчик уже на завершающем этапе разработки, в ходе проведения испытаний в реальных условиях и по реальным целям (торпедам) столкнулся с необходимостью внесения очень значительных изменений в конструкцию и комплекса, и самой противоторпеды (в том числе заведомо ограничивавшими эффективность от изначально планировавшегося уровня):

• отказ от пусковой установки «ракетного типа» в пользу «выстреливания под борт» с наклонной пневматической пусковой установки значительно ограничил эффективную дальность (Дэф) поражения торпед;

• малая (недостаточная) масса БЧ заставила разработчиков пойти на уникальное для западных изделий решение – применение детонирующего ракетного топлива двигателя (аналогичное решение ранее было использовано на российской ЗУР «Игла»).

Однако, по имеющейся в СМИ информации, немецким разработчикам так и не удалось завершить разработку «Сиспайдера» и довести надежность решения задачи ПТЗ до приемлемого уровня.

Заявления консорциума «Евроторп» о решении задачи активной ПТЗ противоторпедой MU90HK на данный момент представляются скорее рекламными, так как объективной информации о проведении реальных испытаний нет. Однако необходимо отметить, что массогабаритные показатели и табличные ТТХ MU90HK близки к изделию МТТ комплекса «Пакет-НК», и при проведении соответствующих доработках противоторпеда MU90HK может обрести свой высокий противоторпедный потенциал.

Развитие средств активной противоторпедной защиты в ОАО «ГНПП «Регион» продолжается, в том числе по пути создания малогабаритных изделий (с обеспечением их высокой эффективности) и ряду других направлений.

Таким образом, сегодня противоторпеды комплекса «Пакет-НК» обладают наиболее высоким, в сравнении с мировыми аналогами, противоторпедным потенциалом, обеспечивая надежное поражение атакующих торпед.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПТЗ «ПАКЕТ-НК»
Противоторпеда АТ предназначена для уничтожения торпед, атакующих корабль при работе комплекса «Пакет-НК» в режиме противоторпедной защиты
Калибр
324 мм
Длина
3108 мм
Масса
не более 400 кг
Масса ВВ в ТЭ
80 кг
Скорость хода
до 25 м/с
Дальность хода
до 1400 м
Система самонаведения (ССН)
акустическая, активно-пассивная
Дальность действия ССН
до 400 м
Зона уничтожения атакующей торпеды
от 100 до 800 м
Условия боевого применения:

- минимальная глубина моря
40 м
- метеоусловия
любые (дождь, снег, туман)
- волнение моря
6 баллов
- скорость хода носителя при эксплуатации комплекса
до 20 уз
- скорость ветра (с любого направления)
до 20 м/с
- температура наружного воздуха
от -40°С до + 45°С
Автор: Максим Климов, Журнал «арсенал Отечества» №3 (17) / 2015
Первоисточник: http://otvaga2004.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 11
  1. Teberii 22 мая 2016 07:05
    Интересное изделие,хотелось узнать и о других разработках.
    1. Alex_Rarog 22 мая 2016 08:40
      Однозначно интересная хорошо что Конструкторы в 90е смогли сохранить потенциал! Спасибо им за это!
      PS интересно а для подводных лодок что-то подобное есть?!
      1. Лт. запаса ВВС 22 мая 2016 11:19
        Цитата: Alex_Rarog
        PS интересно а для подводных лодок что-то подобное есть?!

        Для подлодок есть системы гидроакустического противодействия.
        на подлодке Щука-Б и Борей они располагаются в неперезаряжаемых торпедных аппаратах.
      2. Hammer 23 мая 2016 08:03
        Цитата: Alex_Rarog
        Однозначно интересная хорошо что Конструкторы в 90е смогли сохранить потенциал! Спасибо им за это!
        PS интересно а для подводных лодок что-то подобное есть?!

        В тексте статьи говориться же:
        "Первоначально, в конце 1980-х разработка шла на базе отечественной цифровой микроэлектроники, и первый вариант ССН противоторпеды был реализован на ней с некоторыми ограничениями, обеспечивавшими надежное решение задачи поражения торпеды только с борта подводной лодки.
        Развитие микроэлектроники позволило уже в начале 1990-х гг. поставить вопрос о возможности эффективного применения противоторпед и для противоторпедной защиты надводных кораблей. В дальнейшем это было реализовано к комплексе «Пакет-НК» (экспортный вариант «Пакет-Э»)."

        Т.е. для ПЛ эта задача была решена раньше.
  2. qarzu 22 мая 2016 08:56
    очень нужная штука
  3. Kenneth 22 мая 2016 12:02
    Замечательное изобретение в эпоху противокорабельных ракет
  4. Верден 22 мая 2016 18:32
    Статья любопытная. Читать было интересно. Важное средство защиты от торпед. При чём, насколько я понимаю, не столько для надводных кораблей, у тех и другие средства есть - те же бомбомёты. А вот для подводных лодок штука очень нужная.
    1. Kenneth 22 мая 2016 19:32
      Имхо это как раз для надводных. Бомбометы для постановки завесы на пути торпеды. А для надводных торпедная атака практически неактуальна. Можно вспомнить когда последний раз был удачный выход в торпедную атаку , вроде во время англоаргентинской войны и то чуть ли не довоенной торпедой по довоенному крейсеру. И торпедного вооружения на кораблях супостата практически нет. Вот противолодочное торпедное оружие действительно серьезная угроза. Но против него маневрирование и ловушки.
  5. jurikberlin 22 мая 2016 19:16
    очень далёк от этой темы,но спасибо ,что очень всё понятно изложено.
  6. Шарнхорст 22 мая 2016 22:31
    Материал поверхностный. Ни слова про обнаружение атакующей торпеды, время реакции самого комплекса, боекомплект на носителе? А перехватывают уже и спутники , и баллистические головки, скорости на порядок выше. Как говорится: пулей в пулю. Только военную тайну сберегите.
  7. fomin 23 мая 2016 15:29
    Ничего хорошего, только отсталый от жизни "эксперт" может радостно рассказывать про такой же морально отсталый комплекс "Пакет". В чем отсталость?
    Антиторпеда М-15 дальность действия 1400 м т.е. выстрелил торпеда прошла 1400 м и утонула. Поэтому ее необходимо отстреливать когда торпеда противника идущая со скоростью 50 уз (25 м/сек) будет от вашего корабля максимум в 2-2,5 километрах, т.е если рука дрогнет или техника подведет второго шанса у вас не будет.
    Теперь торпеда МТТ (противолодочная), ни одна уважающая себя подлодка не подпустит корабль ПЛО на дальность пуска МТТ (20 км), а вот свою Мк-48 с дальностью 50 км с удовольствием влепит в борт.
    И потом чтобы преодолеть 20 км на 30 уз скорости (50 уз только после обнаружения цели) торпеде МТТ необходимо 22 мин, за это время ПЛ противника просто выйдет за пределы дальности действия нашей противолодочной торпеды. Не говоря уж о других мерах защиты.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня