Military Review

Aircraft builder. 9 facts about the legendary director of KAPO, Nikolay Maksimov

3
Aircraft builder. 9 facts about the legendary director of KAPO, Nikolay Maksimov



Nikolai Ivanovich Maksimov, Hero of Socialist Labor, State Prize laureate, what can be found in the ubiquitous Internet about this man? It turns out almost nothing. AiF Kazan presents nine facts from the life of the plant director.

Collective farm chairman

This line of biography is one of the most difficult in the life of Nikolai Maximov. An active Komsomol member, immediately after school in 1928, was sent to the village to organize collective farms. There he lasted several months. He tried never to remember this page of his life.

Railwayman


To enter the institute, Nikolai Maximov went to work in the railway workshops as a simple mechanic. And working hardening (three years) helped him a lot in the future. In this, his biography is very similar to the life of another aircraft manufacturer - Vladimir Petlyakov. The future designer also worked in the youth on the railway. And both of them came in Aviation. They met in Kazan, their fate was the Pe-2 bomber.


Maksimov (center) - locksmith railwayman. Photo: From the personal archive

Dream of heaven

Nikolai entered KAI in 1931, finished it one of the first in 1937, and remained at the institute's Experimental Design Bureau. But the design bureau was disbanded in 1939, and Maksimov hit the Kazan 124 aircraft factory. Together with him, his friend Nikolay Arzhanov went to work there. Together they carried out their place to become pilots, enrolling in the institute branch of the Central Kazan Aeroclub, and receiving pilot diplomas. Only Arzhanov at the factory immediately went to work at LIS (Flight Test Station) and flew for a long time as a flight engineer, and then transferred to test pilots. And Maksimov, having started working as a master at LIS, remained on the ground, becoming an aircraft manufacturer.


Nikolai Maximov (second from left) - pilot. Photo: From the personal archive

Paint bucket

In the 1941 year, Maximov became the master of shop floor control at LIS, and in 1943, the main controller of the plant. In 30 years in such a responsible position, when the disruption of the schedule was brought to justice. He started the young controller very sternly - with a sledgehammer. He could break a defective unit, so that it could not be reused. He later relented a little and walked around the factory with a bucket of paint and a brush. On marriage, he boldly put crosses.


Back to the sky? Is it possible to revive the project Tu-160 in Kazan?

Piano Adjuster.

As you know, talented people are talented in everything. Not an exception was Nikolai Maximov. He loved and was able to sing, play music, dance, draw, read poetry, attend theaters. One day, while traveling by boat, he found a faulty piano in the cabin. All the way he worked on this tool and was able to fix it.

Eternal Maximov

In 1949, he was appointed chief engineer of the plant. The construction of new aircraft, the introduction of revolutionary technologies, and all this happened against the background of the incessant change of directors. From the factory constantly demanded the implementation of the plan, often impracticable. Extreme directors are, and what! All directors at the plant were filmed, and only Maximov, who became director in 1961, left in 1967 himself. And from office, and from life.


Facsimile Maximov. Photo: From the personal archive

170 aircraft per year

In the 1957 year, in the most, perhaps, tense period of the plant’s activities, when Maximov was the chief engineer, a record was set in Kazan, which will never be beaten. 170 heavy (take-off weight up to 80 tons) long-range jet aircraft Tu-16 of various modifications released by the workers to the 40 anniversary of Soviet power.

Industrial espionage


In 1963, Vladimir Ivanovich was sent on a business trip to England. As part of a large aviation delegation (there were A. Mikoyan, S. Ilyushin and others), he visited aviation companies and factories, got acquainted with industrial production and the achievements of the English aircraft industry. Maximov always had his camera on his shoulder, and he never hesitated to shoot everything that was interesting to him. He tried to introduce some of the things that they had overlooked in their production.


Maximov, Mikoyan and Ilyushin in England. 1963 year. Photo: From the personal archive

End of monopoly

The IL-62 aircraft, which became the No. 1 board for the top officials of the Soviet state, was Maximov’s highest achievement in his activities at the plant. He immediately fell in love with the Ilyushin project and was able to achieve that the post-war monopoly of the Tupolev design bureau at his plant (Tu-4, Tu-16, Tu-104, Tu-22) temporarily ended. And it is not a secret that with this he made himself a lot of ill-wishers. His heart stopped 5 May 1967 of the year. Maximov lived all 55 years.

Author:
Originator:
http://www.kazan.aif.ru/society/aviastroitel_9_faktov_o_legendarnom_direktore_kapo_nikolae_maksimove
3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Sagittarius YaNAO
    Sagittarius YaNAO 22 May 2016 09: 43
    +3
    Yes, there were People in the USSR.
  2. Alex_Rarog
    Alex_Rarog 22 May 2016 15: 49
    0
    The man !!! It’s a pity those leave early!
  3. morprepud
    morprepud 22 May 2016 15: 51
    +2
    Unfortunately, now all the main "smart" potential from students goes to "managers" - where the salary is from 100 thousand rubles. and higher. All these "virtuosos" in the sale of apartments or other property become millionaires in their youth ... And all the other "scum" or "losers" - become simple engineers with salaries a little more than mechanics. Therefore, now, the school still needs to "snatch" all the excellent students who are still "unspoiled" by money and send them to closed "educational camps", with parents, with libraries, with organ music and theaters, in a word, with opportunities to open more and more new ways and roads culture in science. Etc. etc.
    Otherwise, we will have to "buy back" scientists (convertible) from abroad ... which is what America is doing now. And hence, their constant "financial and business" outlook on life, without patriotism, without classical and original solutions in development, which we have always been proud of our former Soviet school!

Авиастроитель. 9 фактов о легендарном директоре КАПО Николае Максимове

Авиастроитель. 9 фактов о легендарном директоре КАПО Николае Максимове


Николай Иванович Максимов, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, что можно найти в вездесущем интернете об этом человеке? Оказывается, почти ничего. «АиФ Казань» представляет девять фактов из жизни директора завода.

Председатель колхоза


Эта строка биографии одна из самых тяжелых в жизни Николая Максимова. Активного комсомольца, сразу после школы в 1928 году отправили в деревню для организации колхозов. Там он продержался несколько месяцев. Об этой странице жизни он старался никогда не вспоминать.

Железнодорожник


Чтобы поступить в институт, Николай Максимов пошел работать в железнодорожные мастерские простым слесарем. И рабочая закалка (три года) очень помогла ему в будущем. В этом его биография очень сходна с жизнью другого авиастроителя – Владимира Петлякова. Будущий конструктор тоже в молодости работал на железной дороге. И оба они пришли в авиацию. Встретились они в Казани, их судьбой стал бомбардировщик Пе-2.

Авиастроитель. 9 фактов о легендарном директоре КАПО Николае Максимове

Максимов (в центре) - слесарь-железнодорожник. Фото: Из личного архива

Мечта о небе

Николай в 1931 году поступил в КАИ, закончил его одним из первых в 1937 году и остался в институтском Опытно-конструкторском бюро. Но ОКБ в 1939 году расформировали, и Максимов попал на казанский 124-й авиазавод. Вместе с ним туда пошел работать и его друг Николай Аржанов. Они вместе осуществили свою месту стать летчиками, поступив в институтский филиал Центрального казанского аэроклуба, и получив дипломы пилотов. Только Аржанов на заводе сразу пошел работать на ЛИС (Летно-испытательную станцию) и долгое время летал бортинженером, и затем перешел в летчики-испытатели. А Максимов, начав работать мастером на ЛИС, так и остался на земле, став авиастроителем.

Авиастроитель. 9 фактов о легендарном директоре КАПО Николае Максимове

Николай Максимов (второй слева) - летчик. Фото: Из личного архива

Ведро с краской

В 1941 году Максимов становится мастером цехового контроля на ЛИС, а в 1943 году – главным контролером завода. В 30 лет на такой ответственейшей должности, когда за срыв графика отдавали под суд. Начинал молодой контролер очень сурово – с кувалды. Он мог разбить бракованный агрегат, дабы его не могли вторично использовать. Позднее он немного смягчился и ходил по заводу с ведром краски и кистью. На браке он размашисто ставил кресты.

Авиастроитель. 9 фактов о легендарном директоре КАПО Николае Максимове

Снова в небо?Реально ли возродить в Казани проект Ту-160

Настройщик пианино.

Как известно, талантливые люди талантливы во всем. Не исключением был и Николай Максимов. Он любил и умел петь, музицировать, танцевать, рисовать, читать стихи, посещать театры. Однажды, совершая путешествие на пароходе, он обнаружил в салоне неисправное пианино. Всю дорогу он занимался этим инструментом и смог его починить.

Вечный Максимов

В 1949 году его назначили главным инженером завода. Строительство новейших самолетов, внедрение революционных технологий, и это все происходило на фоне непрекращающихся смены директоров. От завода постоянно требовали выполнение плана, часто невыполнимого. Крайними оказываются директора, и какие! Всех директоров на заводе снимали, и только Максимов, ставший директором в 1961 году, ушел в 1967 году сам. И с должности, и из жизни.

Авиастроитель. 9 фактов о легендарном директоре КАПО Николае Максимове

Факсимиле Максимова. Фото: Из личного архива

170 самолетов в год

В 1957 году, в самый, пожалуй, напряженный период деятельности завода, когда Максимов был главным инженером, в Казани был поставлен рекорд, который уже никогда не будет побит. 170 тяжелых (взлетный вес до 80 тонн) дальних реактивных самолетов Ту-16 разных модификаций выпустили заводчане к 40-летию советской власти.

Промышленный шпионаж


В 1963 году Владимира Ивановича отправили в командировку в Англию. В составе большой авиационной делегации (там были А. Микоян, С. Ильюшин и др.) он посещал авиационные фирмы и заводы, знакомился с промышленным производством и достижениями английского авиапрома. У Максимова всегда на плече висел его фотоаппарат, и он никогда не стеснялся снимать все, что было ему интересно. Кое-что из того, что были им подсмотрено, он постарался внедрить у себя на производстве.

Авиастроитель. 9 фактов о легендарном директоре КАПО Николае Максимове

Максимов, Микоян и Ильюшин в Англии. 1963 год. Фото: Из личного архива

Конец монополии

Самолет Ил-62, ставший бортом №1 для первых лиц советского государства, стал наивысшим достижением Максимова в его деятельности на заводе. Он сразу влюбился проект Ильюшина и смог добиться, что послевоенная монополия туполевского ОКБ на его заводе (Ту-4, Ту-16, Ту-104, Ту-22) на время закончилась. И не секрет, что этим он нажил он себе немало недоброжелателей. Его сердце остановилось 5 мая 1967-го года. Максимов прожил всего 55 лет.

Авиастроитель. 9 фактов о легендарном директоре КАПО Николае Максимове
Автор: Равиль Вениаминов
Первоисточник: http://www.kazan.aif.ru/society/aviastroitel_9_faktov_o_legendarnom_direktore_kapo_nikolae_maksimove


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 3
  1. Стрелец ЯНАО 22 мая 2016 09:43
    Да, были Люди в СССР.
  2. Alex_Rarog 22 мая 2016 15:49
    Человечище!!! Жаль такие рано уходят!
  3. морпрепуд 22 мая 2016 15:51
    К сожалению, сейчас весь основной "умный" потенциал из студентов уходит в "менеджеры" - туда, где зарплата от 100 тыс.р. и выше. Все эти "виртуозы" по продажам квартир или другого имущества становятся миллионерами при своей еще молодости... А все остальные "отбросы" или "неудачники" - становятся простыми инженерами с окладами чуть больше слесарей. Поэтому, сейчас, еще школе необходимо "выхватывать" всех еще "неиспорченных" деньгами отличников и отсылать в закрытые "учебные городки", с родителями, с библиотеками, с органной музыкой и театрами, одним словом - возможностями открывать все новые и новые пути и дороги культуры в науке. И т.д. и т.п.
    В противном случае, нам придется "выкупать" ученых (конвертируемых) из-за границы...чем сейчас и занимается Америка. И отсюда, их постоянное "финансово-бизнессный" взгляд на жизнь, без патриотизма, без классических и оригинальных решений в разработках, чем всегда мы гордилась нашей бывшей советской школой!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня