Ударное пополнение в семействе «Osprey» для КМП США может частично перекроить концепцию войн XXI века

53

В условиях большой численности современных средств ПВО на театре военных действий, которые сетецентрически связаны как друг с другом, так и с различными авиационными комплексами ПВО и радиотехнической разведки, применение стандартных военно-транспортных самолётов сталкивается с огромной опасностью для экипажа и десантируемых пехотинцев. Ставки резко сместились на мобильные, компактные и универсальные военно-транспортные единицы с высоким модернизационным потенциалом, которыми в КМП США стали многоцелевые конвертопланы MV-22B «Osprey»


Очень сложным в исполнении является проведение воздушно-десантной операции на территории, где присутствует значительное количество зенитно-ракетных средств противника. Представьте местность с весьма сложным рельефом. Даже в том случае, если большая часть зенитно-ракетных систем большой дальности будет подавлена с помощью противорадиолокационных и крылатых ракет воздушного базирования, на участке ТВД продолжат действовать многочисленные войсковые ЗРСК и ЗРАК (в том числе с пассивными системами наведения), которые смогут успешно противостоять различным средствам воздушного нападения, включая военно-транспортную авиацию. Высадка десанта в таких условиях превращается в «смертельный вояж» ещё задолго до открытия рамп десантирующего воздушного судна. По этой причине в Корпусе морской пехоты США началась выработка продвинутой концепции применения известных военно-транспортных конвертопланов MV-22A «Osprey», которая может коренным образом изменить наше представление о проведении подобного рода операций. Для начала предлагаем рассмотреть всю суть недостатков сил быстрого реагирования Североатлантического альянса на Европейском ТВД.

КОМАНДОВАНИЕ НАТО ОСОЗНАЁТ СТРАТЕГИЧЕСКУЮ «ПРИТУПЛЕННОСТЬ» ЕВРОПЕЙСКИХ «ОСТРЫХ КОПИЙ»

Последнее время в западном мире, который работает над многочисленными бездарными военно-стратегическими антироссийскими концепциями по «сдерживанию Российской Федерации», необычайную популярность стали набирать различные натовские оперативные подразделения быстрого и «сверхбыстрого» реагирования, которые должны прикрыть большинство восточноевропейских членов НАТО, а также прибалтийских государств от угрозы с нашей стороны. Мы видели «Абрамсы» (M1A2 SEP) в Эстонии и Грузии, также наблюдали переброску десантников из 173-й бригады ВС США на совместные с киевской хунтой учения близ Львова. Но выглядит это всё столь наигранно, как и регулярные заходы «Иджис»-эсминцев УРО ВМС США в Чёрное море, где для паники всего офицерского состава американского боевого корабля достаточно всего одного Су-24М с «Хибинами» на подвесках.

Примерно аналогичная ситуация и с войсками быстрого реагирования в Восточной Европе. Так, Командование ОВС НАТО в Европе, оценив тактическую расстановку сил между ОДКБ и НАТО в Причерноморье, на Кавказе, на границе с Белоруссией и в Балтии, огласили очень важный вывод: 5-тысячная оперативная группировка войск «Острые копья» (VJTF, — Very High Readiness Joint Task Force) не сможет осуществить оперативное развёртывание, не говоря уже о выполнении оборонительной операции, в случае, если произойдёт эскалация военных действий между Россией и НАТО. Об этом сообщает «Financial Times» со ссылкой на натовских генералов. Кроме того, краткий обзор ситуации представил аналитик известной газеты Сэм Джонс. Собственно говоря, аналитической её назвать трудно, так как она представлена короткими «огрызками», высказываниями и мыслями западных военных специалистов, но в качестве источника для тщательного анализа, несомненно, выступить может.


Одно из подразделений крупнейшей оперативной группировки войск быстрого реагирования VJTF следует на борт голландского многоцелевого воздушного транспорта-заправщика KDC-10. Самолёт является модификацией американского стратегического транспортного заправщика KC-10A «Extender», и также способен размещать на борту различные грузы и пехотинцев. KDC-10 способен перебрасывать грузы массой до 76,5 на расстояние 7000 км, что позволяет отнести его к универсальному транспорту стратегического уровня, но в условиях Восточноевропейского ТВД его использование однозначно окажется под большим вопросом. Все ВПП ключевых авиабаз НАТО в этом регионе будут повреждены российскими ОТРК «Искандер-М» и «Искандер-К», а также СКР «Калибр». Это ограничит задачи одного из ключевых ВТС НАТО переброской военных грузов и десантных подразделений альянса между тыловыми зонами различных фасов Североатлантического альянса на Европейском ТВД, а также дозаправкой боевой авиации ОВВС НАТО над Западной и Центральной Европой, что подвигает объединённое командование к разработке совершенно иной концепции проведения вероятных воздушно-десантных операций, с привлечением большего количества компактных военно-транспортных летательных аппаратов


Первое, что можно из неё подытожить, это полная уязвимость оперативных подразделений ОВС НАТО в Польше и странах Балтии для перспективных средств воздушного нападения ВКС России. К их базированию относятся: авиабаза в Редзиково (Польша), авиабаза Эмари (Эстония), АвБ Зокняй (Литва), куда 27 апреля наведывалось звено их 2-х американских истребителей 5-го поколения F-22A «Raptor», а также множество других польских военных объектов, переданных в распоряжение СВ США, среди которых АвБ Ласки, военные объекты в Цеханове, Хощине и Сквежине и многие другие. Все эти объекты лежат в радиусе поражения наших оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-М» и «Искандер-К», а также модернизированных реактивных систем залпового огня «Смерч» и перспективной белорусско-китайской РСЗО «Полонез». Создание специализированных укрепрайонов и опорных пунктов для «Острых копьев» НАТО в этих зонах не имеет ровно никакого тактического значения, они будут быстро уничтожаться российскими ракетными ударами, от чего не сможет спасти даже десяток батарей «Пэтриотов PAC-3», «SAMP-T» или «SL-AMRAAM». Не смогут на вышеперечисленные авиабазы и прибывать тяжёлые военно-транспортные самолёты с лёгкой и тяжёлой бронетехникой, а также с десантниками, поскольку, во-первых, их полотно будет заранее повреждено нашими ракетно-бомбовыми ударами, во-вторых, действующие над западными областями РФ самолёты ДРЛОиУ А-50У будут обнаруживать воздушные транспорты ещё над западной частью воздушного пространства Польши, затем в дело будут вступать дальние перехватчики МиГ-31БМ, оснащённые ракетами «воздух-воздух» Р-33С с дальностью свыше 280 км. Всё это в альянсе уже давно учли. К примеру, даже не сильно осведомлённые в технических тонкостях польские дипломаты соображают, что переброска в страны Балтии 4-х батальонов основных флагманов НАТО (США, Великобритания, Франция и Германия) есть «абсолютный минимум» принимаемых мер, при этом, какой-либо эффект они будут иметь лишь до массированного ракетно-авиационного удара наших ВКС.

В итоге весь смысл поддержания боеспособности «Острых копий» и любых других подразделений быстрого реагирования ОВС НАТО плавно подводится под планку 4-й статьи Устава НАТО, согласно которой союзные государства Североатлантического альянса должны проводить друг с другом многосторонние консультации а также чётко координировать действия внутренних силовых структур в случае, если ситуация имеет «гибридный» характер и может перейти в фазу военного конфликта с привлечением с привлечением иностранных войсковых подразделений. Стоит отметить, что подобная зацикленность Запада на «гибридных» конфликтах началась сразу после освобождения Республики Крым российской армией.

А вот в контексте 5-й статьи натовского устава, которая считается основой основ всей обороноспособности блока, для «Острых копий» сегодня отводятся самые последние позиции, что характеризует уровень подразделения, близкий к усиленным полицейским силам и внутренним войскам; до коллективной обороны от внешних угроз здесь очень далеко.

Ввиду данного, наиболее кризисного, положения оперативных сил быстрого реагирования НАТО в свете беспрецедентного технического и численного усиления частей ВКС и Сухопутных войск Российской Федерации в ЗВО, ведущие участники альянса ускорили работы в области усовершенствования методики действий военно-транспортной авиации, включая модернизацию самих транспортных единиц.

ДАН СТАРТ ПРОГРАММЕ ОБНОВЛЕНИЯ АВИАПАРКА МНОГОЦЕЛЕВЫХ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫХ КОНВЕРТОПЛАНОВ MV-22 «OSPREY»: МАШИНЫ ПОЛУЧАТ ВОЗМОЖНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОГНЕВОЙ ПОДДЕРЖКИ СОБСТВЕННОЙ ДЕСАНТНОЙ ОПЕРАЦИИ


Несмотря на уникальную функциональность конвертопланов семейства V-22 «Osprey», аварийность этих машин до последнего времени оставалась очень высокой. Об этом свидетельствуют и этапы испытаний первых опытных образцов «Оспрея» и начальный период эксплуатации машин. А наиболее показательным является период между первым полётом экспериментальной машины (19 марта 1989 года) и началом принятия на вооружение (8 декабря 2005 года), составивший 16 лет. Множество технических проблем V-22, связанных с обилием сложнейших агрегатов системы поворота мотогондол, гидравлических механизмов, расположенных в непосредственной близости с топливными баками крыла и другого оборудования, часто приводили к аварийным ситуациям и катастрофам. Так, 20 июля 1992 года 4-й прототип конвертоплана потерпел крушение над рекой Потомак, прямо перед американскими конгрессменами, приглашёнными на демонстрационный полёт. Причиной падения «Оспрея» в Потомак стала утечка жидкости из гидросистемы трансмиссии в районе механизма передачи момента от вала правого ТВД к валу, соединяющему правый двигатель с левым для режима полёта на одном двигателе. Утечка произошла в период горизонтального полёта, и жидкость накопилась в нижней части мотогондолы. Затем, при переходе в вертикальный режим полёта жидкость попала в рабочую область двигателя, что привело к сильному возгоранию двигателя, топливной системы и падению конвертоплана. Тогда погибло 11 человек и полёты были прекращены почти на год. Гидросистему доработали. А все огнеопасные элементы агрегатов были оптимально разнесены на безопасное расстояние. Серьёзные и длительные испытания проводились также в области аэродинамических изменений при переходе между вертолётным и самолётным режимами. Наиболее тщательно изучалось явление «вихревого кольца», возникающее при низкой горизонтальной скорости полёта и высокой скорости снижения у винтокрылых летательных аппаратов. Его суть заключается в том, что лопасти несущего винта летательного аппарата при снижении попадают в область пониженного давления, создаваемого этим же несущим винтом в ометаемой области. Подъёмная сила резко снижается, и в случае низкой производительности компьютеризированной системы управления машины может начаться неуправляемое сваливание машины. Минимальная граница скорости снижения, при которой происходило попадание «Оспрея» в «вихревое кольцо», составила 8,1 м/с, максимально это явление проявлялось при скорости снижения 10,2 м/с. Все эти качества были учтены при обновлении программного обеспечения БЦВМ конвертоплана


Что нам известно о списке выполняемых задач различными модификациями «Оспреев»? Концепция применения конвертопланов в ВС США впервые зародилась в далёком мае 1977 года, когда компания «Bell» подняла в воздух опытный образец Bell XV-15. Экспериментальная машина по габаритным размерам почти в 2 раза уступала будущему «Оспрею», но её лётно-технические качества были примерно на таком же уровне, что позволило использовать все аэродинамические параметры при проектировании V-22. Эпоха «Оспреев» началась на 12 лет позднее, в 19 марта 1989 года, когда в воздух было поднято опытное изделие. Осенью этого же года 20-тонная винтокрылая машина уже успешно демонстрировала профессиональный переход от вертолётного к самолётному режиму полёта. Поворачивающиеся на 97 градусов мотогондолы с 2 мощнейшими 6150-сильными турбовальными двигателями Rolls-Royce T406 (AE 1107C-Liberty), позволяют осуществлять вертикальный (вертолётный) взлёт даже при взлётной массе, приближенной к максимальной (23900 кг), при коротком разбеге масса может составлять 25900 кг, а при длинном — 27500 кг. По нагрузкам: максимальная нагрузка может приближаться к 9072 кг (при длинном разбеге), при вертикальном взлёте — 5450 кг, что позволяет, помимо 24 экипированных десантников, брать дополнительную нагрузку, причём как в грузовую кабину, так и на внешние точки подвески, что воплотилось в 4 известных проектах «Оспрея», и воплотиться в наиболее амбициозном 5-м проекте ударно-транспортного конвертоплана.

Разработанные версии V-22 обладают огромным модернизационным потенциалом, о чём свидетельствуют ранее заявленные планы командования американских ВВС о замене на «Оспреи» целого ряда тактических военно-транспортных и многоцелевых вертолётов и самолётов для ССО Вооружённых сил США. В их список попали: военно-транспортный вертолёт MH-53J «Pave Low III» (несмотря на его высокочувствительный ИК-визир обзора ППС AN/AAQ-10 и радиолокатор следования рельефу местности AN/APQ-158), военно-транспортные самолёты MC-130E «Combat Talon I» (оснащённые устаревшим комплексом раскрывающих самолёт прожекторов со специальными фильтрами для синхронизации с тепловизионными прицельными комплексами), а также военно-транспортные самолёты-заправщики HC-130N/P «Combat Shadow», предназначенные также для поисково-спасательных операция в глубоких тыловых участках противника. Замена вполне оправданная, поскольку MV-22 одновременно обладает скоростными и дальностными характеристиками, недоступными для тяжёлого вертолёта «Пэйв Лоу III» и вертолётными качествами, недоступными для большинства версий «Геркулесов». Самыми известными разрабатываемыми версиями являются: MV-22 (для КМП США), HV-22 (для американских ВМС), CV-22 (для ССО) и SV-22 (противолодочный конвертоплан для ВМС США).

Важнейшей технологической особенностью, которая объединяет все версии конвертопланов «Оспри», является специальный синхронизирующий вал, который позволяет реализовать полёт и должную посадку даже при вышедшем из строя одним из двигателей, что в разы повышает выживаемость машины в боевых условиях. Все модификации V-22 могут брать на внешние подвески до 3-х ПТБ суммарной ёмкостью 4884 л. Радиус действия в такой конфигурации, при малой полезной нагрузке, может достигать 1200 — 1400 км, что очень актуально для противолодочного варианта SV-22, способного расставлять на морском театре военных действий РГБ и обеспечивать ПЛО АУГ без привлечения «Орионов» и «Посейдонов». Способны «Оспри» на многое: к примеру, модификации для ВВС и КМП оснащаются компактным заправочным агрегатом типа «шланг-конус», установленным под приоткрытой верхней створкой рампы грузового отсека. Суммарное количество топлива, размещённого в 4-х группах баков (2 — в консолях крыла возле мотогондол, ещё 2 — в спонсонах фюзеляжа) и дополнительных баках в грузовом отсеке и на подвесках, может составлять 13700 кг, что позволяет за один ближний вылет на 75% дозаправить звено из двух палубных истребителей F/A-18E/F «Super Hornet» или F-35B. Но данные способности больше относятся к поддержанию боевого потенциала авиации КМП и ВМС; а что на счёт непосредственного участия в боевых действиях?

Сейчас, в качестве модернизации КМПшных MV-22, рассматривается возможность установки на конвертопланы компьютеризированной системы управления огнём, а также оснащения тактическими ракетами класса «воздух-земля» семейств «Хелфайр/JAGM» и AGM-176 «Griffin», а также управляемыми авиабомбами GBU-44/B «Viper Strike». Это предусматривает не только установку сложного стрельбового комплекса, но и обновление ИНС, включая МРЛС для обеспечения низковысотного полёта в режиме следования рельефу местности, что необходимо для успешного и скрытного применения ракет типа AGM-114. Элементная и опытная база для двух основных систем уже практически готова и требует лишь правильной установки и некоторых доводок в плане синхронизации ПО и интеграции ракетного вооружения.


Высокоточные тактические ракеты класса «воздух-земля» не являются единственным рассматриваемым КМП США вариантом вооружения обновлённых MV-22 «Osprey». В качестве вспомогательного высокоточного инструмента решено использовать управляемую УАБ GBU-44/B «Viper Strike». Небольшой управляемый боеприпас имеет длину корпуса и размах крыла в пределах метра, а его масса составляет 20 кг. Конструкция корпуса отличается широким использованием композиционных материалов. GBU-44/B является вариантом известного самоприцеливающегося боевого элемента BAT (Brilliant Anti-Tank), применяемого в кассетной головной части оперативно-тактических баллистических ракет MGM-164A (ATACMS Block II) и MGM-164B (ATACMS Block IIA). Боеприпасы P3I BAT изначально оснащались комбинированной инфракрасно-акустической головкой самонаведения, которая являлась полностью автономной и не требовала подсвета различными радиолокационными и лазерными средствами, поскольку и сам ОТРК ATACMS предназначается для уничтожения целей в глубине подконтрольной противнику территории, где действия БПЛА целеуказания и наземных сил с подобными системами подсвета могут быть сильно осложнены. GBU-44/B, напротив, должна поражать свои цели непосредственно в зоне оперирования своего носителя, а поэтому комбинированная система наведения получила совершенно другие каналы: для коррекции был применён спутниковый модуль GPS, а для конечного участка наведения — полуактивный лазерный канал наведения. Цель может быть подсвечена лазерным целеуказателем, установленным как на самом «Оспрее», так и на другом летательном аппарате или наземном юните. GBU-44/B «Viper Strike», ввиду малой ЭПР и физических размеров, а также композитного корпуса, представляет угрозу даже для современных ЗРК, к тому же, внешние подвески MV-22B могут принять более 10 подобных боеприпасов, а грузовая кабина — более 20 (вместе с установленной над рампой системой сброса), но только в том случае, если данный конвертоплан не будет загружен морскими пехотинцами. Моделей применения ударно-транспортных модификаций MV-22B может очень много, поскольку в одной воздушно-десантной эскадрильи может быть сразу несколько типов внешне неотличимых «Оспреев». Каждая машина может нести на подвесках «Хелфайры» и «Вайпер Страйки», а вот «начинка» грузового отсека может быть у всех разной. К примеру, 8 следующих позади MV-22B могут перевозить 192 бойца КМП США, а четыре ведущие машины — авиатопливо для дозаправки транспортной части эскадрильи или прикрывающих её палубных истребителей «Супер Хорнет»


При наличии современных средств ПВО, эффективность использования тактических ракет семейства AGM-114 является достаточно низкой, поскольку средняя скорость их полёта не превышает 1400 км/ч, и сбита она может быть ещё на половине пути до цели. Наиболее ощутим этот недостаток в случае, когда её запуск осуществляется с носителя, летящего на высотах более 50 — 100 м, что позволяет наземным радиолокационным и оптико-электронным средствам заранее начать наблюдение за представляющим угрозу направлением. «Оспреи» имеют массу преимуществ для низковысотного подлёта к цели, что выгодно и в момент десантирования, и при выполнении атаки тактическими ракетами.

Во-первых, это вертолётный режим полёта. «Ривет Джоинты» и «J-STARS» заранее обнаруживают места развёрнутых противником зенитно-ракетных комплексов, определяют их тип и расчётную дальность действия. Затем координаты передаются на борт огибающего рельеф местности MV-22, и на дальности 50 км пилоты «Оспри» приводят мотогондолы к углам более 80 градусов, снизившись до 15—25 м над поверхностью для исключения раскрытия своего присутствия в зоне действия ЗРК (но только в отсутствии у противника самолётов ДРЛОиУ над ТВД). Позднее, в зависимости от типа ЗРК, пилоты решают, можно ли подойти к цели на расстояние открытия огня ракетами AGM-114 или JAGM (от 10 до 45 км соответственно). Логично, что к войсковым ЗРК подобраться будет гораздо легче, чем к системам дальнего радиуса действия. Если тактическая обстановка позволяет, MV-22 смогут заранее выпустить по средствам ПВО все подвески JAGM, осуществив так называемое «перенасыщение» многофункционального радиолокатора ЗРК именно в тот момент, когда будет происходить десантирование морских пехотинцев. Для прорыва эшелонированной противовоздушной обороны, представленной несколькими дивизионами различных по классу ЗРК, пилоты «Оспреев» будут ставить в приоритет тот участок воздушного рубежа, на котором количество дальнобойных комплексов наименьшее, информация о чём будет получена с бортов разведывательной авиации.

Во-вторых, вертолётный режим подкрепляется установкой бортовой многофункциональной РЛС AN/APQ-174D, которая реализует режим следования рельефу местности и в самолётном режиме, на скоростях более 450 км/ч. «Оспри» становятся гораздо оперативнее «Апачей», и выходят на уровень ныне «скандальных» штурмовиков A-10A: скорость здесь имеет огромное значение. Но навигационный комплекс и функциональность V-22 на несколько порядков превосходит показатели «Файрчаилда», помимо, конечно, титановых бронелистов, способных защитить пилота A-10A от 23-мм снарядов. Большой грузовой отсек с объёмом 21 м3 позволяет устанавливать разнообразное бортовое радиоэлектронное оборудование, превращая военно-транспортный конвертоплан в сложнейший воздушный комплекс радиоэлектронной разведки или РЭБ. Большими перспективами может обладать версия MV-22 «Osprey», которая одновременно оснащается поисково-спасательным оборудованием и ракетно-бомбовым вооружением. Такие машины способны проводить поиск и спасение катапультировавшихся лётчиков сбитой над вражеской территорией тактической авиации, а также вывозить с ТВД окружённые противником подразделения КМП США. Нанося точечные удары ракетами «Хелфайр» по наиболее опасным объектам противника, представляющим угрозу для окружённых дружественных войск, «Оспри» сможет в разы повысить безопасность проведения спасательной операции, что ранее было недоступно практически для всех поисково-спасательных вертолётов. Модернизационная база «Оспреев» настолько широка, что в перспективе на их подвесках могут появиться и противорадиолокационные ракеты HARM для зачистки от средств ПВО предусмотренной к десантированию территории, а также противоракеты SACM-T для обороны от ЗУР и ракет «воздух-воздух» истребителей противника.

Помимо различных «опциональных» фишек, предлагаемых группе «Bell-Boeing» Корпусом морской пехоты США, очень рациональные варианты модернизации V-22 были предложены силовыми ведомствами Великобритании и Индии. По сообщениям западных и индийских СМИ, военно-морские силы этих государств заинтересованы в создании конвертоплана дальнего радиолокационного обнаружения и управления на базе V-22 для оснащения авианосных ударных группировок во главе с авианосцами «Queen Elizabeth» и «Викрамадитья». Стандартные для ВМС стран НАТО и их союзников палубные самолёты ДРЛОиУ E-2C не могут применяться с британского и индийского авианосцев, поскольку вместо паровой катапульты они оснащаются трамплином, который не позволяет турбовинтовым «Хокаям» набирать необходимую взлётную скорость. «Оспрей» не нуждается в катапультах, а взлёт и посадка могут быть осуществлены не только на палубе среднего вертолётоносца, но и на небольшой вертолётной площадке британских эсминцев типа «Дэринг» или индийских эсминцев проекта 15А класса «Калькутта», что открывает ряд преимуществ в военно-морском тактическом звене даже при отсутствии головного авианесущего корабля.

В крупном морском противостоянии могут произойти совершенно непредсказуемые тактические повороты: АУГ может лишиться авианосца в результате мощного противокорабельного удара, либо авианосная ударная группировка вынуждена будет разделиться, когда палубная авиация потребуется для выполнения операции у берегов определённого государства, а оставшаяся КУГ получит приказ на дежурство и противолодочную оборону в удалённом квадрате океанского ТВД. Такая группировка оказывается в сложном положении, поскольку её ПВО, в отсутствии палубных многоцелевых истребителей, ограничивается 25 — 30 км, если истребители противника устроят ей «звёздный налёт» ПКР с расстояния 150 — 200 км. Зная, что Индия активно модернизирует свой флот исключительно в связи с усилением ВМС Китая в Индо-Азиатско-Тихоокеанском регионе, то рассмотрим модель применения конвертоплана РЛДН на базе «Оспрея» на примере вероятного китайско-индийского конфликта, который может произойти даже к середине XXI века.

На вооружении ВМС Индии находится 3 эсминца проекта 15А класса «Калькутта»: D63 «Kolkata», D64 «Kochi» и D65 «Chennai». Основой радиолокационного облика этих кораблей является израильская многофункциональная радиолокационная станция IAI Elta EL/M-2248 MF-STAR, представленная пирамидальным антенным постом с 4-хсторонней активной фазированной антенной решёткой. Дальность обнаружения типовой цели с ЭПР 3 м2 составляет более 250 км, а низковысотной противокорабельной ракеты с ЭПР 0,1 м2 — около 25 км. Запущенные с китайских J-15S и Су-30МК2 противокорабельные ракеты YJ-83 будут «захвачены» дециметровой МРЛС MF-STAR на дальности около 23 км, после чего начнётся их перехват с помощью ЗУР корабельного ЗРК «Барак-8». Если количество китайских противокорабельных ракет будет исчисляться десятками, то канальности «Барака» не хватит на уничтожение всех YJ-83, вычислительные средства комплекса будут перегружены численностью роя ракет, и эсминец «Калькутта» будет уничтожен. Во избежание такой ситуации единственным выходом может стать лишь комплекс ДРЛОиУ воздушного базирования А-50ЭИ, который, ввиду обширного ТВД китайско-индийского конфликта, скорее всего понадобится для координации воздушных боёв с китайскими истребителями над индийской территорией. И радиолокационная модификация V-22 «Osprey» может стать настоящей спасительной палочкой для лишённой авианосца КУГ в глуби Индийского океана.

Способность посадки на вертолётную площадку «Калькутты» обуславливает возможность автономных действий конвертоплана без необходимости присутствия вертолётоносца или наземного участка для посадки. Прямо на борту эсминца может происходить ремонт «Оспрея» а также заправка, что не требует наличия воздушного танкера. А суть применения «Оспрея» с эсминца сводится для индийского флота на двух основных моментах. Во-первых, это дальнее радиолокационное обнаружение тактической или стратегической авиации ВВС Китая, а также обнаружение удалённых загоризонтных надводных кораблей, способных нанести удар по индийскому эсминцу. Радиогоризонт в этом случае увеличивается с 25 км до более, чем 700 км. А самое главное здесь то, что запущенные с китайских самолётов противокорабельные ракеты будут обнаруживаться радиолокационным комплексом «Оспрея» на расстоянии до 150 км (в несколько раз дальше, чем корабельной МРЛС MF-STAR).

Загвоздка здесь заключается в том, что ЗУР «Барак-8» имеют активную радиолокационную головку самонаведения, а также приёмник канала целеуказания от корабельной МРЛС или другого средства целеуказания. Этим средством и станет радиолокационный вариант V-22 «Osprey». Как и большинство РЛС воздушного базирования, надфюзеляжная РЛС «Оспрея» будет работать в наиболее приемлемом по разрешению и пробивном через атмосферу S-диапазоне дециметровых волн, который часто используется для целеуказания ЗУР-перехватчикам с АРГСН. Подобная связка позволит начинать перехват противокорабельных ракет YJ-83 на расстоянии 70 км, что позволит полностью раскрыть потенциал ракеты «Барак-8». Дополнительные 50 км загоризонтной дальности перехвата позволят «Калькутте» уничтожить несколько десятков противокорабельных ракет, запущенных китайской авиацией и надводными кораблями: вероятность сохранения боевой устойчивости КУГ индийского флота возрастёт до более-менее нормальных показателей.

Учитывая, что вычислительная база современных радиолокационных комплексов ДРЛО отличается высокой производительностью и продвинутым индикационным оборудованием автоматизированных рабочих мест (АРМ) операторов, то на один «Оспрей» будет достаточно всего 2-х или 3-х операторов наблюдения за воздушной обстановкой. Разместиться они могут в небольшой герметичной пристройке в передней части грузового отсека V-22, остальные 12-15 квадратных метров отсека можно будет загрузить несколькими десятками активно-пассивных радиогидроакустических буёв, которые могут быть успешно задействованы в противолодочной обороне индийской КУГ.

Благодаря высокой скорости полёта «Оспрея» (порядка 520 км/ч с обтекателем надфюзеляжной РЛС) оперативность расстановки РГБ будет на уровне противолодочного патрульного самолёта P-3C «Orion». Буи могут быть расставлены в радиусе 900 — 1200 км от корабельной ударной группировки, что создаст достойный дальний рубеж контроля подводной обстановки. А адаптация точек подвески V-22 к торпедному вооружению позволит ещё и вести охоту на приближающиеся к корабельной группировке подлодки противника. Широчайший функционал модернизированных версий известнейшего американского конвертоплана способен привести к продолжению серийного производства как по «ветке» для американского заказчика (КМП, ВМС, ССО), так и по экспортной «ветке» для Великобритании, Индии, Японии или Австралии. Но как известно, Вашингтон не торопится разрабатывать и распространять различные версии V-22, в том числе и радиолокационную, даже среди стран дружественного лагеря, поскольку машина обладает рядом достоинств стратегического характера, основным из которых является обеспечение полноценной эшелонированной ПВО-ПРО и ПЛО корабельных группировок, не обладающих авианосцем. Это почти уравнивает оборонительные возможности ВМС данных государств с возможностями отдельных АУГ американского флота, даже с учётом 11 имеющихся на вооружении авианосцев. Американцев такая перспектива абсолютно не устраивает, и 100-миллионный «Оспрей», ровно как и лицензия на его производство, остаётся в распоряжении группы «Белл-Боинг».

Неизвестно, будет ли продолжено серийное производство усовершенствованных V-22 «Osprey», но около 115 оставшихся в Корпусе морской пехоты машин MV-22B будут постепенно обновлены до перспективной ударно-десантной модификации, способной действовать в условиях доминирования наземных войск противника. Развёрнутые на турецких, румынских и германских авиабазах «Оспреи» смогут перекрывать территории Краснодарского и Ставропольского краёв, Крыма, Калининградской области и Белоруссии без дозаправки в воздухе, а ударное ракетное вооружение позволит совершать «прорыв» в наиболее ослабленных участках фронта, где войсковая ПВО и ПВО ВКС будут находится в меньшинстве.

Для противодействия ударно-десантным «Оспреям» потребуется сложная тактика взаимодействия воздушных пунктов ДРЛОиУ с наземными расчётами ПЗРК «Игла-С»/«Верба» и ЗРСК семейств «Тор-М1/2»/«Панцирь-С1». Последние вынуждены будут в большей степени использовать ТВ-/ИК-каналы оптико-электронных прицельных комплексов по целеуказанию от воздушных радаров, поскольку радиолокационные режимы будут выявлены самолётами радиоэлектронной разведки RC-135V/W, а пока остаётся внимательно отслеживать программу совершенствования этих сложных и гибких в применении машин.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

53 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    24 мая 2016 06:12
    V-22 Osprey Светящиеся лопасти несущего винта good
    1. 0
      24 мая 2016 09:31
      Мне лично непонятно превосходство Оспри над обычным многоцелевым вертолетом. А современные вертолеты, разработка которых идет в штатах и у нас, еще и скоростными станут.
      1. +5
        24 мая 2016 09:39
        Летает быстро. Остальное - похоже.
        1. 0
          24 мая 2016 10:25
          А стоит ли увеличение максимальной скорости в 1,5 раза усложнения конструкции? Все таки эти поворотные мотогондолы, да еще две.
      2. Hon
        +5
        24 мая 2016 10:22
        Цитата: Maksus
        А современные вертолеты, разработка которых идет в штатах и у нас, еще и скоростными станут.

        именно, что СТАНУТ, а пока их нет
        1. 0
          24 мая 2016 11:38
          Понятно, что нет, но и Оспри есть только у КМП (армия, рейнджеры и спецура пользуются вертушками), но и они его критикуют.
          1. Hon
            +3
            24 мая 2016 12:34
            Цитата: Maksus
            Понятно, что нет, но и Оспри есть только у КМП (армия, рейнджеры и спецура пользуются вертушками), но и они его критикуют.

            Экономили финансирование, когда его создавали, поэтому закупки ограничили, проект то молодой по сути. ВВС тоже закупили себе.
          2. +3
            24 мая 2016 13:06
            на 30 сентября 2014 года насчитывалось 226 MV-22s и 38 CV-22s в обслуживании.
            С момента поступления на службу в Корпус морской пехоты США и военно-воздушных сил.
  2. +4
    24 мая 2016 07:04
    Для противодействия ударно-десантным «Оспреям» потребуется сложная тактика взаимодействия воздушных пунктов ДРЛОиУ с наземными расчётами ПЗРК «Игла-С»/«Верба» и ЗРСК семейств «Тор-М1/2»/«Панцирь-С1».

    Есть ещё модернизированные ЗРК "Стрела-10", а так же некоторое количество модернизированных ЗРК "Оса". Кроме того, имеются в наличии ПЗРК, такие как модернизированные "Стрела" и "Игла". Так что есть чем встретить "дорогих гостей" в случае чего.
  3. +14
    24 мая 2016 07:09
    Как помню, давно хотели сделать штурмовой конвертоплан Bell Advanced Tilt Rotor, но что-то пошло не так.



    Как пишут.

    Неспособность машины к длительному висению и применению ракет с выпрыгивания, — вертолетные режимы были для машины только взлетно-посадочными. Фактически, это был легкий турбовинтовой штурмовик вертикального взлета и посадки, а не ударный вертолет. Ну и зачем оно надо?
    Технический риск и сама цена вопроса создания качественно нового вида боевого ЛА. Ну и что, что прототипы всякие давно летают? Одно дело прототипы, — другое дело серийная боевая техника.
    Потери на всю эту систему поворотных двигателей привели к тому, что боевая нагрузка получилась чисто символическая. Уже летавший к тому моменту АН-64 таскал до шестнадцати AGM-114 и разгонялся до почти 300км/ч. На его фоне конвертоплан выглядел очень бледно.
    1. +5
      24 мая 2016 11:09
      Надо делать крупный военный квадракоптер и не
      мучится.
      Схема его проста, устойчивость высокая.
      И разумеется на 4 электромоторах, без всей этой
      муры с редукторами и валами.
      1. +3
        24 мая 2016 11:46
        скорости нету, да ещё и батарейки весят тонну... дружно бежим смотрим ералаш про часа и бартер :)
        1. -1
          24 мая 2016 13:54
          и батарейки весят тонну"////

          А один ДВД и генератор? А с него на 4 электо-движка.

          Малые квадрапланы спокойно делают бочки и мертвые петли,
          резко останавливаются и разворачиваются.
          Почему нельзя масштабировать?
          1. +4
            24 мая 2016 21:51
            Только если беспилотники. Потому что, если в квадраплане сдохнет 1 мотор, или этот мотор подстрелят (что вполне вероятно в зоне боевых действий), весь аппарат тут же накрывается знамо чем. Беспилотник - это потеря только денег, а если там еще экипаж и пассажиры, то все становится очень нехорошо. Особенно это касается вас, в Израиле, если не ошибаюсь, очень болезненно смотрят на людские потери (и кстати правильно делают).
        2. 0
          24 мая 2016 14:50
          Цитата: ProkletyiPirat
          скорости нету, да ещё и батарейки весят тонну...

          какие ещё батарейки? просто непрямая передача энергии от двигателя...
      2. +2
        24 мая 2016 14:18
        Цитата: voyaka uh
        Надо делать крупный военный квадракоптер

        На мелкие согласен, в смысле беспилотные, крупные вряд ли.
        1. +5
          24 мая 2016 15:02
          квадрокоптер проигрывает в скорости вертолёту, не говоря уже о конвертоплане.
          Электротяга (ну, мы же не собираемся летать на аккумуляторах?) проиграет механике в тяговооружонности.
          Синхронизация тяги двигателей без механической связи потребует электронного управления (как минимум) и кажется менее надёжной в случае аварии
          1. -1
            25 мая 2016 14:42
            "Синхронизация тяги двигателей без механической связи потребует электронного управления (как минимум"///

            Конечно. Это - главный прорыв последнего десятилетия.
            Не нужны никакие механические тяги.
            1. +2
              25 мая 2016 17:38
              К сожалению большой момент инерции винтов и двигателей приводит к недостаточной устойчивости аппарата и не позволяет делать квадрокоптеры с "электронным" управлением размерами сильно больше модельных. Большими квадрокоптерами можно управлять только по вертолетному - перекосом винтов, что ликвидирует все преимущества этой схемы.
  4. +1
    24 мая 2016 07:26
    bell v-280 valor Следующее поколение продвигается вперед, на пути к 2017 года первый полет hi
    1. +3
      24 мая 2016 08:21
      Да пусть делают, а мы посмотрим, из-за одной вертикальной посадки городить сомнительную машину. Считай броня съест значительную часть грузоподъемности. Скорости у данного аппарата маловато, даже Су-25 регулярно получал от ПЗРК.
      Лично мое мнение, раз так горит от вертикальной посадки, а скорости нужны не менее, то для этого есть самолеты вертикальной посадки. Возят конечно тоже не Бог весть, взлет у них очень проблемный, зато скорости очень даже хорошие и некоторые могли за себя постоять перед обычными истребителями, в теории. Тем более если собираются воевать на конвертоплане против серьезного противника, вряд ли Як-141 дороже.

      1. Hon
        +6
        24 мая 2016 10:32
        Цитата: kugelblitz
        Лично мое мнение, раз так горит от вертикальной посадки, а скорости нужны не менее, то для этого есть самолеты вертикальной посадки. Возят конечно тоже не Бог весть, взлет у них очень проблемный, зато скорости очень даже хорошие и некоторые могли за себя постоять перед обычными истребителями, в теории. Тем более если собираются воевать на конвертоплане против серьезного противника, вряд ли Як-141 дороже.

        Самолет вертикальных взлета-посадки жрут топлово при взлетет и посадке в неразумных количествах. Як-141 прозвали "советская военная угороза" взлетел, напугал, приземлился. Грузоподъемность а соответственно вооружение, тоже оставляют желать лучшего
        1. +2
          24 мая 2016 10:40
          Цитата: Hon
          Самолет вертикальных взлета-посадки жрут топлово при взлетет и посадке в неразумных количествах.

          Да, согласен, упомянул в своем камменте, как и англичане со своим Харриером толком ничего не достигли из-за тухлых характеристик. Наш Як-38 тоже не шибко блистал оными.
          Но прикинем возможности Як-141 именно как истребителя-бомбера в данном контексте!

          УР класса ╚воздух-воздух╩ -

          4 х Р-77;
          4хР-77 +1хПТБ(2000л);
          2хР-27Э + 2хР-73Э + 1хПТБ (2000 л);
          2хР-60 + 2хР-73;
          2хР-60 + 2хР-77;

          УР класса ╚воздух-море╩ -

          2хХ-35 + 2хР-73Э + 1хПТБ (2000 л);
          4хХ-35А + 1хПТБ(2000л);
          4хХ-35П + 2хРВК-АЭ + 1хПТБ (2000 л);

          Боеприпасы для действий по наземным целям -

          6хАБСП (500 кг);
          4 блока с НУРС калибра 80-249 мм + 1хПТБ (2000 л);
          2хХ-ЗШ + 2хР-77 + 1хПТБ (2000 л);
          2хК-25 + 2хР-73Э х 1хПТБ (2000 л);
          4хпушечные контейнеры 23 мм (250 снарядов) + 1 ПТБ;

          Нет уязвимой трансмиссии для синхронизации вращения винтов, может взлетать с короткого разбега, возить пихтуру наверное все же лучше на обычных вертушках, а самолеты задействовать в амплуа ударных.
          Так сказать не самый яростный фанат таковых гибридов, но для вертолетоносца, типа проекта "Прибой" сгодился бы, вместе с Ка-52. winked
          1. -2
            24 мая 2016 21:00
            Этот гибрид сгодится лишь в качестве мобильного туалета.
        2. +2
          24 мая 2016 21:56
          Худо-бедно, а Харриеры фолклэндскую войну выиграли. Без них королевский флот огреб бы от аргентосов по самое никуда.
    2. +4
      24 мая 2016 10:18
      Цитата: godofwar6699
      bell v-280 valor Следующее поколение продвигается вперед, на пути к 2017 года первый поле

      Это же по сути шаг назад, намного более лёгкий аналог UH-60
      1. 0
        24 мая 2016 11:36
        это является заменой UH-60
        http://www.aex.ru/news/2016/4/25/152467/
  5. 0
    24 мая 2016 07:29
    for kugelblitz
    1. +2
      24 мая 2016 10:13
      Одно гумно летит, другое ползет, bully , мертвая идея этот ваш конвертоплан для военного использования, что первый , что будущий. Слишком много уязвимых мест у этого агрегата.
      1. 0
        24 мая 2016 10:23
        Цитата: viktorrymar
        Одно гумно летит, другое ползет

        Там уместнее реактивный штурмовик смотрелся, а тут крякозябра какая то! wassat
      2. Hon
        +2
        24 мая 2016 10:33
        Цитата: viktorrymar
        Одно гумно летит, другое ползет, , мертвая идея этот ваш конвертоплан для военного использования, что первый , что будущий. Слишком много уязвимых мест у этого агрегата.

        а американцы успешно используют
        1. +2
          24 мая 2016 10:42
          Ммм...не совсем успешно, больно проблемная машина, да еще оказалось с целесообразностью не совсем густо.
        2. +2
          24 мая 2016 20:56
          Тем неприятнее будет встретить сопротивление ПВО с грузом на борту или при попытке штурмовки.
      3. 0
        24 мая 2016 20:57
        Правильно !
  6. +5
    24 мая 2016 07:30
    Пополнение? Как по мне, так это "пополнение" очень похоже на уникальный, не имеющий аналогов в мире танк "Азовец" производства Бандерштадта.
  7. +16
    24 мая 2016 07:37
    V-22 Osprey - ударный летательный аппарат?! У него ведь корпус из композитных материалов, если не ошибаюсь. И ещё много-много всяких разных особенностей, которые не содействую успешному применению в таком качестве. Хотя, конечно, ударить он может, особенно если речь заходит о ракетах, но насколько верна будет концепция ударного ЛА, уничтожаемого с весьма высокой степенью вероятности при атаке с земли, не говоря уже об истребителях. Очень дорогого летательного аппарата, при этом. Что же касается незаметности, то Osprey тут ничем не лучше большинства вертолетов. Американцы могут себе позволить подобные эксперименты. В любом случае, слишком дорого для такого набора реальных возможностей.
    1. 0
      27 мая 2016 23:43
      Цитата: Никола Бари
      У него ведь корпус из композитных материалов, если не ошибаюсь. И ещё много-много всяких разных особенностей, которые не содействую успешному применению в таком качестве.


      При чём тут композитные материалы, вернее в чём минус? Немецкий Тигр вертолёт весь из композитов, но по броне не уступает Апачу, зато легче. А ещё какие такие качества, которые по Вашему не способствуют успешному применению?

      Цитата: Никола Бари
      Хотя, конечно, ударить он может, особенно если речь заходит о ракетах, но насколько верна будет концепция ударного ЛА, уничтожаемого с весьма высокой степенью вероятности при атаке с земли, не говоря уже об истребителях


      А кто его с земли сбивать будет? ПВО среднего радиуса? Так оно зависит от целеуказания с радаров, что конечно будет учитываться перед десантированием. А ПВО ближнего радиуса слишком недалеко стреляет и будет скорее всего вскрыто БПЛА.

      По моему Оспрей очень удачный проект и опасная для противника машина. Его главная фишка это скорость и возможность высаживать десант в любом месте, разворачиваться и лететь за следущим взводом пехоты.
  8. +4
    24 мая 2016 07:37
    то что Анализ машины достоин внимательного изучения это точно .. Но если так разобраться... то кое что из него можно и нам взять на вооружения ..... так что .. машина достойна внимания точно!
    1. +6
      24 мая 2016 09:15
      Цитата: Nitarius
      Но если так разобраться... то кое что из него можно и нам взять на вооружения ....

      Не надо, сами придумаем получше.
  9. 0
    24 мая 2016 07:44
    Цитата: Никола Бари
    К тому же, несколько потерянных V-22 уронят боевой дух подразделений.



    вы странный человек. laughing
    1. +5
      24 мая 2016 10:23
      А может нет?
      В вертолёте есть вероятность спастись, приземлившись на авторотации. В самолётах есть вариант жёсткой посадки на планировании.

      На конвертопланах однозначно придётся "привыкать к земле", причём даже с парашютом спасение маловероятно.

      Это явно не повышает боевой дух перевозимых подразделений
      1. +1
        24 мая 2016 11:17
        "На конвертопланах однозначно придётся "привыкать к земле",////
        Вы, вероятно, упустили:
        "Важнейшей технологической особенностью, которая объединяет все версии конвертопланов «Оспри», является специальный синхронизирующий вал, который позволяет реализовать полёт и должную посадку даже при вышедшем из строя одним из двигателей, что в разы повышает выживаемость машины в боевых условиях"

        Вертолетчики, в машинах которых один двигатель, должны "привыкать к земле" чаще...
        1. +4
          24 мая 2016 13:39
          Вертолетчики, в машинах которых один двигатель, должны "привыкать к земле" чаще...


          Все российские боевые вертолеты двухдвигательные с дублированием схем управления, да и гражданские тоже
      2. +1
        24 мая 2016 20:52
        Вы правы, вероятность очень велика.
  10. +1
    24 мая 2016 07:52
    интересный обзор. спасибо........ но применение оспри в качестве ударного????смущаем немного.
  11. 0
    24 мая 2016 07:53
    Цитата: Nitarius
    то что Анализ машины достоин внимательного изучения это точно .. Но если так разобраться... то кое что из него можно и нам взять на вооружения ..... так что .. машина достойна внимания точно!
  12. +1
    24 мая 2016 07:58
    NASA / Bell XV-15
  13. +1
    24 мая 2016 10:50
    Во время визита американцев в Савастлейку их лётчики испытывали ужас от состояния ВПП. Американцы, видимо, осознали, что их ВВС не смогут использовать даже те аэродромы, на которых базировались советские самолёты, и решают эту проблему.
  14. +2
    24 мая 2016 10:56
    Цитата: Hon
    Цитата: viktorrymar
    Одно гумно летит, другое ползет, , мертвая идея этот ваш конвертоплан для военного использования, что первый , что будущий. Слишком много уязвимых мест у этого агрегата.

    а американцы успешно используют


    Успешно используют в поля боевых действий, представьте при горизонтальном полете будет попадание в крыло, а при зависании? Мне кажется там так все сложно с развесовкой, что живучесть этой машины весьма и весьма не высока
    1. 0
      24 мая 2016 11:45
      In 2013, CV-22 Osprey pilot Air Force Major Brett Cassidy was flying lead on a three-aircraft rescue mission to the U.N. compound in Bor, South Sudan. Upon final approach for landing, the three CV-22s took heavy fire – including rocket-propelled grenade fire from ground forces. The Ospreys were severely damaged, and special operators on board were seriously wounded. Maj. Cassidy’s plane, tail number 42, was fully repaired and sent back into service. After another full tour of duty, #42 returned to Hurlburt Field, Fla. for general maintenance. Maj. Cassidy was on hand to see his CV-22 again, and retell the story of their mission.
    2. 0
      24 мая 2016 20:49
      Это верно. Обслуживание и эксплуатация этого недоразумения ещё тот геморрой.
      1. +1
        27 мая 2016 23:48
        А у Вас видать есть опыт обширный эксплутации Оспрей?
  15. +13
    24 мая 2016 11:47
    Чего то я блин не понял... ну конвертопланы машины конечно полезные но с чего автор взял что эта вундервафля поможет преодолеть эшелонированную современную ПВО? В рекламном буклете прочитал? Десантно ударные машины всегда выполняли одну задачу - обеспечение и огневое прикрытие площадки выброски десанта... максимум от стрелковки и мелкой бронетехники... Бороться даже с ПЗРК им трудно а с полноценной ПВО и вовсе невозможно. Слишком большой сарай... Это всего лишь БМП с винтом...
  16. +2
    24 мая 2016 11:59
    Цитата: Даос
    Чего то я блин не понял... ну конвертопланы машины конечно полезные но с чего автор взял что эта вундервафля поможет преодолеть эшелонированную современную ПВО?



    я не думаю что он знает что он говорит hi
  17. +4
    24 мая 2016 12:09
    Позволю себе обратить внимание уважаемого общества на тот факт что V-22 по сути первый серийный боевой конвертоплан. И естественно у него есть детские болезни. Вспомните первые вертолёты. Так что при дальнейшей модернизации и разработке следующих поколений американцы уйдут в этом вопросе вперед навсегда если мы срочно что-то похожее не сделаем. А больше в мире никто таким потенциалом и не обладает.
  18. +5
    24 мая 2016 12:13
    Цитата: Даос
    Чего то я блин не понял... ну конвертопланы машины конечно полезные но с чего автор взял что эта вундервафля поможет преодолеть эшелонированную современную ПВО? В рекламном буклете прочитал? Десантно ударные машины всегда выполняли одну задачу - обеспечение и огневое прикрытие площадки выброски десанта... максимум от стрелковки и мелкой бронетехники... Бороться даже с ПЗРК им трудно а с полноценной ПВО и вовсе невозможно. Слишком большой сарай... Это всего лишь БМП с винтом...


    Согласен, автор написал огромную кучу слов, процитировал массу рекламных материаллов, но так и не ответил почему ударный конвертоплан вдруг возьмёт, да и радикально усилит десантные возможности КМП США. Хотя бы при условии, что ему уже планируется передать F-35 в варианте с вертикальным взлётом.
  19. +4
    24 мая 2016 15:38
    Важнейшей технологической особенностью, которая объединяет все версии конвертопланов «Оспри», является специальный синхронизирующий вал, который позволяет реализовать полёт и должную посадку даже при вышедшем из строя одним из двигателей

    После того, как "Спрей" огребёт по одному из движков, резкое замедление будет передано на другой двигатель через синхронизирующий вал. Сие весьма чревато поломкой редукторов и прочими прелестями. smile
    Цитата: Даос
    Чего то я блин не понял... ну конвертопланы машины конечно полезные но с чего автор взял что эта вундервафля поможет преодолеть эшелонированную современную ПВО?

    Испытают в республике Папуа и будут предельно счастливы. Они уже испытали крутой БПЛА над Крымом, а в других частях света он хорошо летал.
    1. 0
      24 мая 2016 20:44
      Вы правы! +100500
  20. +4
    24 мая 2016 16:52
    Уважаемые коллеги,почему вы считаете что в КМП все сплошь неграмотные и пошлют десантные борта в зону действия эшелонированной ПВО на потеху зенитчикам и истребителям ВВС ? Без поддержки,в лоб и так далее. Вы как сами планировали то свои высадки ?
  21. -1
    24 мая 2016 20:39
    Изделие "собака-утка-ёж", сложное, падучее и бестолковое. Требует одноразовых экипажей.
  22. +3
    24 мая 2016 21:38
    Если бы противодействия не было бы, то "Ишак, он же - Скопа" был бы лучшим аппаратом (высадка на пустую территорию и ходьба туда-сюда с очумелыми глазами). Это - о Голливуде. 5-6 раз подобный подсюжет уже использовался.
  23. +3
    24 мая 2016 22:58
    Уважаемые,согласен с мнением овчинка выделки не стоит,даже если получится,попытка занять нишу вертолет - штурмовик,да еще и универсальный,тут желаемое выдается за действительное,тут бы наоборот сосредоточится именно на транспортном варианте,повысить живучесть,увеличить дальность,грузоподъемность,проработать другую схему расположения двигателей

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»